Научная статья на тему 'Мультиагентное управление мобильной системой охраны здоровья жителей удаленных поселений'

Мультиагентное управление мобильной системой охраны здоровья жителей удаленных поселений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ / МУЛЬТИАГЕНТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АГЕНТЫ / FUNCTIONAL MOBILE HEALTH MONITORING / MULTI-AGENT CONTROL / INTELLIGENT AGENTS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультиагентное управление мобильной системой охраны здоровья жителей удаленных поселений»

Ключевые слова: мобильный мониторинг здоровья, предикативность, превен-тивность, персонализация, партисипативность охраны здоровья. Keywords: mobile health monitoring, predicatively, preventively, personalization, participatively health.

УДК 61:004.75:681.513.6

В.С. Белов

МУЛЬТИАГЕНТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЖИТЕЛЕЙ УДАЛЕННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ8

Псковский государственный университет, Псков, Россия, [email protected]

Введение. Из [1] известно, что мобильная система охраны здоровья населения (МСОЗН) удаленных поселений содержит множество локальных центров сбора медицинских данных пациентов (ЛЦСМДП), каждый из которых поддерживает оперативную радиосвязь с множеством мобильных информационно-измерительных комплексов контроля медицинских параметров жителей обслуживаемых населенных пунктов. Работу локальных центров ЛЦСМДП координируют межрайонные центры сбора и обработки медицинских данных пациентов (МРЦСОМДП), обеспечивающие накопление и хранение полученных медицинских сведений, их оперативную обработку, подключение через медицинское облако к АРМ врачей в межрайонных ЛПУ, в зоне ответственности которых находятся обслуживаемые поселения. Совокупность центров обработки МСОЗН интегрированы в единую распределенную среду (РС) для совместного достижения общих целей - организации мониторинга здоровья населения удаленных поселений и предоставления им своевременной медицинской помощи при возникновении проблем со здоровьем. Следовательно, возникает задача организации группового управления и обеспечения коммуникаций между компонентами РС, необходимых для реализации их «коллективного» поведения. Здесь одним из самых перспективных подходов к организации управления РС МСОЗН является использование мультиагентного (МА) управления [2].

8 V.S. Belov Multi-agent management of mobile system the health of those living in remote settlements.

Методологические принципы и материалы исследования. При муль-тиагентном управлении компоненты РС МСОЗН рассматриваются как интеллектуальные агенты, локальные управляющие средства (УС) которых имеют кроме собственных баз данных, собственные профильные базы знаний медицинской и информационно-измерительной направленности и могут оперативно обмениваться информацией через коммуникационную среду. МА-управление основано на выделении в общей задаче ряда локальных подзадач, возлагаемых на агенты РС МСОЗН разного уровня, планировании коллективного поведения агентов РС, координации взаимодействия агентов на основе кооперации, реконфигурации, коммуникации и разрешения конфликтных ситуаций.

Для проектирования мультиагентных систем управления РС МСОЗН следует применять методы коллективного поведения автоматов, теории игр, теории расписаний, методы оптимального планирования и адаптивного управления. Сегодня эти методы и их модификации используют виртуальные математически формализованные модели организмов наблюдаемых пациентов [3], отдельных подсистем и внутренних органов организмов больных, что позволяют решить следующие задачи интеллектуального управления РС МСОЗН: © Моделирование в виртуальном пространстве локальных агентов-центров ЛЦСМДП состояния здоровья организмов наблюдаемых пациентов; © Распознавание в виртуальном пространстве ЛЦСМДП критичных ситуаций со здоровьем наблюдаемых пациентов и принятие оптимальных решений; © Программирование (интерполяция) и адаптивная коррекция действий локальных агентов-центров ЛЦСМДП по проведению расширенного мониторинга состояния здоровья пациентов, подключению к межрайонному центру МРЦСОМДП, и через него к соответствующим АРМ врачей в ЛПУ и т.д.

Выводы. Мультиагентное управление РС МСОЗН позволяет межрайонному центру МРЦСОМДП координировать целенаправленную деятельность локальных центров ЛЦСМДП, планировать их поведение и взаимодействие, оперативно адаптировать их действия к изменяющейся среде (в нашем случае к состоянию здоровья наблюдаемых пациентов) и разрешать конфликты между локальными центрами на стратегическом (супервизорном) уровне управления и коммуникации, т.е. посредством организации управляемого обмена медицинской и координирующей информацией по компьютерным каналам связи.

Литература

1.Белов В.С., Самаркин А.И., Коваленок Л.В. Инфраструктура мобильной системы охраны здоровья жителей малых и удаленных населенных пунктов // В настоящем сборнике.

2.Тимофеев А.В. Методы нейросетевого и мультиагентного управления в робототехнике и мехатронике - В кн. Нелинейная теория управления и ее приложения: Динамика, управление, оптимизация. - М.: Физматлит, 2003. С. 101-126.

3.Анищенко В.С., Булдакова Т.И., Довгалевский П.Я. и др. Концептуальная модель виртуального центра охраны здоровья населения // Наука и образование. 2012; № 8: С.527-542.

Ключевые слова: мобильный функциональный мониторинг здоровья, муль-тиагентное управление, интеллектуальные агенты.

Keywords: functional mobile health monitoring, multi-agent control, intelligent agents.

УДК 614.1

И.М. Дашанимаева

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ, ОБСЛУЖИВАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА ДОМУ

ГОУ ВПО Бурятский государственный университет, Улан-Удэ [email protected]

Сотрудники АУСО Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» по заключению врачебной комиссии оказывают на дому социально-медицинские услуги гражданам пожилого возраста в полном объеме гарантированного государством перечня. По состоянию здоровья у пациентов имеется ограничение жизнедеятельности, т.е. полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.