Научная статья на тему 'Мука первого в сезоне помола в традиционных обычаях народов Западного Дагестана (XIX - начало XX вв. )'

Мука первого в сезоне помола в традиционных обычаях народов Западного Дагестана (XIX - начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧАЙ / МУКА / БЛЮДО / ПОВЕРЬЯ / УГОЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Измаилов Гаджииса Магомедович

Статья посвящена традиционным обычаям народов Западного Дагестана, связанным с первым помолом зерна нового урожая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мука первого в сезоне помола в традиционных обычаях народов Западного Дагестана (XIX - начало XX вв. )»

МУКА ПЕРВОГО В СЕЗОНЕ ПОМОЛА В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЫЧАЯХ НАРОДОВ ЗАПАДНОГО ДАГЕСТАНА (XIX - начало XX вв.)

®2011 Измаилов Г.М.

Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

Статья посвящена традиционным обычаям народов Западного Дагестана, связанным с первым помолом зерна нового урожая.

The article is devoted to West Dagestan peoples’ traditional customs, related to the first ground of the new harvest.

Ключевые слова: обычай, мука, блюдо, поверья, угощение.

Keywords: custom, flour, dish, popular belief, treating.

Естественно-географические и

природно-климатические условия жизни народов Западного Дагестана никак не способствовали развитию земледелия в той мере, какая была необходима для обеспечения населения своим хлебом: его обычно хватало только на

несколько месяцев. Речь идет о малых по численности народах Западного

Дагестана, исторически

консолидировавшихся с аварцами

(каратинцах, ахвахцах, хваршинах,

андийцах, ботлихцах, арчинцах,

годоберинцах, цезах, гунзибцах,

гинухцах, багулалах, тиндинцах,

чамалалах). Тем не менее, земледелие издавна занимало видное место в традиционных занятиях местного

населения. Об этом свидетельствуют и численность людей, занятых в сфере земледелия, и количество времени, отводимого этой отрасли хозяйства.

Кроме того, обычаи и обряды,

представляющие собой рудименты

домонотеистических представлений и пережитки культов, связанных с традиционными занятиями, наиболее рельефно и глубоко пронизали собой именно земледельческий цикл.

Указанные здесь обычаи и обряды, имевшие отношение к идее «почина», «зачина» и игравшие определенную роль в специфике местной традиционной культуры, описаны в

научной литературе впервые.

В селениях Ратлу-Ахваха (Ратлуб, Цекоб и Тлянуб) этнографом С. А. Лугуевым обнаружено и зафиксировано былое празднование местными взрослыми мужчинами дня первого помола. Обычно хозяин приглашал к себе пять-шесть мужчин и угощал их хинкалом из муки нового помола, который подавался к столу со свежим мясом. Подавалось к столу и хмельное. Мужчины наслаждались взаимным общением, шутили, поднимали бокалы и произносили заздравные тосты, обменивались остротами. Подобного рода застолья, организовывавшиеся то у одного, то у другого хозяина, главы семьи, длились три-четыре дня. Не оставались безучастными к празднику и женщины, хозяйки домов. Они из муки нового помола пекли тонкие лепешки и в горячем виде раздавали их родственникам, соседям,

односельчанам [4. С. 281].

Полевой этнографический материал, собранный в 2009-2010 гг. у малых по численности народов Западного Дагестана, дает нам возможность несколько расширить ареал бытования подобного обычая.

У соседних с ахвахцами каратинцев хозяева в таких случаях никого к себе не приглашали. Парни и молодые мужчины в эти дни навещали своих старших родственников - дедов, отцов, братьев, дядьев и др. Считалось хорошим тоном поздравить с праздником также тестя и

других старших по возрасту родственников жены. Визитеры приносили с собой по два-три чурека, лепешки, чуду в небольших количествах и дарили хозяину дома со словами: «Это от моей хозяйки». От себя хозяину преподносили кусок курдюка, круг колбасы, кусок сушеного или свежего мяса. Пришедших угощали хинкалом, хмельными напитками, а также

фруктами и виноградом. В отличие от большинства других народов Западного Дагестана, население сел. Карата, Анчих, Арчо, Маштада, Нижний Инхело и других занималось садоводством и могло угощать визитеров и гостей фруктами и виноградом. Тост с бокалом в руках в честь хозяина первым

произносил гость. После добрых пожеланий в адрес хозяина и его домочадцев, тостующий заканчивал

недолгую речь словами: «Слава

Всевышнему за урожай этого года, да будет урожай следующего года не худшим». Если визитеров было несколько, высказываться каждому из них не было необходимости: старший из пришедших говорил как бы от имени всех, кто пришел. Хозяин дома в ответном тосте высказывал пожелания счастья и благополучия всем присутствующим и, кроме того, зная о проблемах и неурядицах каждого из

посетителей, адресовал им и персональные благопожелания.

Застолье и здесь проходило с шутками и остротами, в сопровождении смеха и веселья. У принимающего гостей хозяина к концу дня могло накопиться значительное число чуреков (до 15-ти и более), иногда чуду, лепешек. Оставив себе какую-то незначительную часть для потребления членами семьи, хозяйка дома раздавала их в селении, главным образом бедным, многодетным семьям.

Примерно так же проходили дни первого помола в сел. Инхоквари, Хварши, Квантлада, Хвайни и др., населенных хваршинами. Разница заключалась в том, что парни и молодые мужчины навещали с поздравлениями и благопожеланиями дома зажиточных односельчан старшей и средней возрастной категории. Никаких подарков они с собой не приносили. Сев по приглашению хозяина за стол, они угощались хинкалом из первой муки сезона, иногда также чуду с мясом,

творогом или зеленью. Угощение хмельными напитками не

предусматривалось. Следует отметить, что здесь население придерживалось интересного обычая, не известного в других селениях Дагестана. На столе в комнате, куда заходили пришедшие с поздравлениями, или где-либо в сторонке (на подоконнике, например) в эти дни лежала небольшая посудина с мукой первого в году помола на ее дне. Уходя, визитеры перетирали щепотку этой муки между большим и указательным пальцами правой руки, а затем обтирали пальцы о свою верхнюю одежду. Это был акт символического приобщения посетителя к благополучию и благости дома хозяина. Уйти из дома, не проделав этого действа, было равносильно нанесению оскорбления хозяину и его домочадцам. Культ хлеба, муки, злаков, занимавший большое место в домонотеистических представлениях многих народов мира [6. С. 331-332, 410-434], был характерен и для народов Дагестана[2. С. 76].

Дни, когда население получало муку первого в году помола, не проходили незамеченными и среди андийцев сел. Кванхидатль, Анди, Миарсо, Гагатли и др. Из муки первого помола делалось какое-нибудь кушанье, чаще всего хинкал или чуду, реже - каша. Приготовленное блюдо целиком, без остатка поедали члены семьи. Помои от мытья котла, кастрюли, половника, мисок, ложек и др. после коллективной семейной трапезы выливались домашней скотине, чаще всего корове. Иначе говоря, первое блюдо из первой муки сезона предназначалось только для потребления в кругу семьи, видимо, из расчета, чтобы благость и благосостояние близкородственного коллектива не ушли из дома, со двора. Вслед за этим, в тот же день или на следующий, хозяйки дома пекли тонкие лепешки, раздавали их в селении, предварительно разрезав на кусочки.

Интересен и такой обычай андийцев, согласно которому хозяин, доставив муку с мельницы к своему дому и засыпав ее в хранилища, считал своим долгом обойти своих ближайших родственников, преимущественно по отцовской линии, и сообщить им: «У меня и моей семьи такое-то количество муки, имейте это в виду». Таким образом выражалась готовность

поделиться с близкими людьми наиболее значимым и дефицитным продуктом. В рассматриваемое время такой акт оценивался как проявление воспитанности и готовности следования устоявшимся нормам культуры поведения. Возможно, однако, что этот обычай отражает в себе пережиточно сохранившиеся отголоски освящения всего, что имеет отношение к кровному родству, единству родственного коллектива. О стародавности обычая может свидетельствовать и тот факт, что он имеет непосредственное отношение к муке; о былом культе злаков, муки, хлеба мы выше уже говорили.

Из муки первого в сезоне помола женщины Ботлиха пекли лепешки и раздавали их соседям и односельчанам. При этом женщина неукоснительно придерживалась

определенных правил. Во-первых, лепешки полагалось нести закрытыми, завернутыми, чтобы встречные не могли понять, что именно она несет. Во-вторых, считалось крайне

нежелательным объяснять кому бы то ни было куда, к кому и с какой целью она идет. Передача лепешек по назначению должна была обязательно произойти в доме, но никак не на улице и даже не во дворе. Далее, если в доме при этом находился посторонний человек, пришедшей с лепешками женщине следовало подождать, пока он удалится. Полученными таким образом лепешками хозяева могли угоститься сами, а также угостить пришедших родственников и односельчан. Не принято было угощать ими человека из другого селения. Таким образом, казалось бы простое действо -угощение изделиями из муки первого в году помола соседей и односельчан -было обставлено целым рядом условий, соблюдение которых населением рассматривалось как оказание уважения к обычаям и традициям предков. Относительное обилие предписаний, которыми должна была руководствоваться женщина, раздающая в селении выпечку из муки первого помола, дает нам основания предположить, что и в данном случае мы имеем дело с комплексом идеологических представлений далеких предков рассматриваемого населения, дошедших до новых его поколений в

усеченном, фрагментарном виде. Эти представления некогда составляли, скорее всего, цельную и упорядоченную систему верований, основной содержательной частью которой являлись, как и в вышеприведенных сюжетах, идея освящения муки, хлеба, «замешанная» на представлениях о святости и незыблемости

кровнородственных отношений, а позднее - об идеологическом единстве соседских (сельскообщинных,

джамаатских) отношений.

Из муки первого помола готовили чуду с мясом, творогом и зеленью и арчинцы. Частью этих кушаний каждая семья вначале угощалась сама, никого из посторонних не приглашая. Затем следовала их раздача ближайшим родственникам - родителям, братьям и сестрам, имевшим свои отдельные семьи, дядям и тетям и др. Наконец, какая-то часть кушаний доставалась чаще всего детям и нуждающимся семьям (вдовам, сиротам, престарелым и др.), другая часть раздавалась мужчинам, сидящим на годекане. Куски чуду, полученные сельчанами на улице, надлежало здесь же, на месте, съесть. В любом случае, принявший угощение высказывал в адрес семьи добропожелание, главный смысл которого заключался в пожелании хорошего урожая и достатка в следующем году. В обычае каким-то образом отметить получение муки нового помола у арчинцев были свои особенности. Они заключались в том, что жители хуторов в эти дни спускались в головное селение, чтобы угоститься здесь чуду с различной начинкой. Не особенно церемонясь, они заходили к своим родственникам, друзьям и знакомым, хорошо здесь угощались и удалялись по домам, оставив хозяевам в небольших количествах свежее или топленое масло, творог, сметану, сыр, курдюк, колбасы, сушеное мясо - что-либо из перечисленного. Надо полагать, что это был акт и не единственный, подчеркивающий спаянность,

цельность, родство арчинцев, живших в близком соседстве с аварцами и лакцами сел. Шалиб.

Загрузив закрома мукой нового урожая, годоберинцы (с. Верхний Годобери, Нижний Годобери, Зибирхали), кроме раздач в селении

лепешек, устраивали праздничные угощенья для детей. Инициативу в этом деле брали обычно на себя состоятельные хозяева. В доме у себя, иногда во дворе, они накрывали столы для детей той или иной части селения, угощали их свежими лепешками с халвой, чуду с разной начинкой, фруктами и вареными яйцами. Жители селений могли по своему усмотрению помочь тому или иному хозяину в его материальных расходах, принести для угощения детей те или иные продукты. Наши информаторы отмечают, что дети, мальчики и девочки, которых за столом сажали отдельно, всегда вели себя дисциплинированно, чинно, ели степенно и аккуратно; ни шума, ни ссор, никаких других шалостей за столом не было. Пищу, оставшуюся после детей, хозяева поровну распределяли между ними - все это детьми уносилось домой. Надо полагать, что угощение взрослыми детей, продиктованное соображениями гуманности,

добросердечия, любви к ним, некогда носило и другую, религиозномагическую нагрузку, заключающуюся в стремлении расположить к себе носителей высшего доброго начала через ублажение чистых, непорочных существ, наиболее приближенных к такому началу. Не случайно, наверное, в старозаветных обрядах и ритуалах, направленных на умилостивление высших сил, дети часто занимали заметное место [1. С. 72, 74, 77].

Дни получения муки нового помола отмечались коллективным угощением для детей и у дидойцев-цезов (сел. Кидеро, Шаитли, Шапих, Мокок и др.), гунзибцев (сел. Гунзиб, Нахада, Гарбутль) и гинухцев (сел. Гинух). Здесь детей собирали для их угощения в каких-либо построенных помещениях местных сельчан; таких одновременных застолий могло быть два-три. В эти дома продукты для угощения - муку первого помола, жир для лепешек, все необходимое для начинок чуду -приносили все односельчане, кто сколько сможет или посчитает нужным. Все оставшееся после детей небольшими порциями раздавалось в селении по тому же признаку: нуждающимся, вдовам, сиротам и проч.

В сел. Хушатода, Тлондода, Кванада (багулалы) женщины, собираясь небольшими группами (родственницы,

подруги, соседки), из принесенной каждой из дома небольшого количества муки первого помола готовили кашу, вываливали ее из котла на большое деревянное блюдо, в центре полученной массы делали широкую и глубокую ямку, туда наливали топленое масло или урбеч и, макая горячую массу в приправу, коллективно

угощались. Дома для остальных членов семьи женщины в небольшом количестве пекли чуреки из муки первого помола. Здесь, как и в других случаях [3. С. 277], каша из муки

выступала в качестве женского

ритуального блюда.

Тиндинцы сел. Тинди, Ангида, Тисси в дни получения муки из первого урожая готовили в семьях распространенное у горцев Дагестана ритуальное блюдо из отваренной

пшеницы с добавлением фасоли, бобов, гороха [5. С. 48-49], угощались сами и раздавали небольшими порциями соседям и родственникам.

Интересный обычай, связанный с мукой первого помола, был у чамалалов (сел. Цумада, Гадири, Гигатль и др.). Здесь небольшую часть муки первого помола в мешочках оставляли на мельнице, куда любой нуждающийся мог прийти и взять мешочек с собой (каждый - не более одного). Во всех случаях нередко часть приготовленных блюд оставалась на могилах родственников; отсюда съестное разбиралось мальчиками. Если ко времени первого помола в селение приезжал гость, многие сельчане приходили в дом, где он останавливался, и угощали его всеми перечисленными кушаньями, блюдами.

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Обычай так или иначе отмечать дни первого в сезоне помола характеризует население Западного Дагестана как народы с древней земледельческой культурой. В этом обычае в рассматриваемое время нашли свое отражение пережитки

домонотеистических представлений, связанных с магией, культом злаков, муки и др. В нем рудиментарно отразились наделение различных групп населения (женщины, дети)

сакральными чертами, идея

незыблемости кровнородственных отношений, идея общинного

коллективизма, идея святости и нерушимости обычая гостеприимства и

ДР-

Примечания

1. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - начале XX века. Д., 1988. 2. Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Дагестана. М., 1991. 3. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX веке. М., 1985. 4. Лугуев С. А. Ахвахцы: Историкоэтнографическое исследование. XIX - начало XX вв. Махачкала, 2008. 5. Рамазанова 3. Б. Пища народов Нагорного Дагестана в XIX - начале XX вв. (Классификация форм и анализ факторов сложения и развития). Махачкала, 2003. 6. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1986. Изд. 2.

Статья поступила в редакцию 30.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.