Научная статья на тему 'МТС в Глубоком'

МТС в Глубоком Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МТС в Глубоком»

Т Н. Груздева

МТС в Глубоком

В течение 30 лет (с конца 1920-х и до конца 1950-х гг.) в стране существовали машинно-тракторные станции (МТС) — технические центры села, почти единственные обладатели сложной сельскохозяйственной техники, машины которых производили значительный объём работ в колхозах. Одной из них являлась Глубоковская МТС, усадьба которой располагалась в старинном селе Опо-чецкого района.

В селе Глубоком от барской усадьбы М. А. Дондукова-Корсакова, перешедшей затем графу П. А. Гейдену, сохранилось много хозяйственных построек. В центре села возвышается огромный, квадратной формы каменный двор, принадлежавший сначала сельхозартели, потом — откормочному совхозу Ленинградского сельскохозяйственного завода им. Менделеева, а в августе 1937 г. он явился базой создания здесь МТС. Ей перешло «по наследству» от совхоза и оставшееся имущество: лесопильная рама, лошади, зерно и др. В помещении каменного двора были оборудованы мастерские, гаражи, кладовые, тракторный парк формировался первоначально путём передачи части машин из 1-й Опочецкой МТС; большинство тракторов оказались старыми, требовавшими ремонта. Мастерские освещались энергией дизельной установки, воду получали из артезианского колодца. Спустя некоторое время отремонтировали баню для рабочих, оборудовали жилые помещения, открыли красный уголок, построили кузницу, создали пожарную охрану. Контора МТС, по воспоминаниям старожилов, располагалась в каменном двухэтажном доме, примыкавшем к хозяйственному двору, затем её переместили в старинное «графское» здание с четырёхскатной крышей и голубятней наверху.1

К весне 1938 г. удалось отремонтировать и получить вновь 39 тракторов различных марок — НАТИ, ХТЗ, СТЗ и др., для

Груздева Татьяна Николаевна — учитель истории Глубоковской средней школы Опочецкого района Псковской области, Заслуженный учитель РФ.

ремонта техники в полевых условиях появилась автолетучка, было сформировано 9 бригад, в том числе одна женская. Конечно, не все в новой МТС шло гладко: не хватало трактористов, участковых агрономов, запчастей, горючего, прицепного инвентаря и др. Но эти естественные в условиях становления трудности, преодоление которых не всегда зависело непосредственно от коллектива и руководства МТС, в суровые 1930-е гг. нередко объяснялись «неизжитыми последствиями вредительства».2 В зону обслуживания Глу-боковской МТС входило семь сельсоветов Опочецкого района: Водобегский, Каменский, Глубоковский, Лобовский, Звонский, Гривский и Полеевский, с колхозами которых заключались договора на выполнение сельскохозяйственных работ. По колхозам распределялись бригады механизаторов с закреплёнными за ними тракторами и другой техникой, на каждом тракторе обычно работали по два человека. По воспоминаниям бывшего тракториста, работавшего в МТС с 1938 г. М. П. Иванова, «работа в весенне-летний сезон была трудная, без выходных, и ответственная. Днём и ночью учётчики, бригадиры, агрономы проверяли качество работы и выполнение плана». К работавшим в поле тракторам подвозилось горючее, в колхозах за счёт выделяемых ими продуктов для механизаторов организовывалось питание, они же по месту работы устраивались и на проживание. Трактористам за работу начислялись трудодни, оплата труда производилась как деньгами, так и натурой. В осенне-зимний период рабочие МТС, как правило, занимались ремонтом техники и подготовкой к новому полевому сезону. Ежегодно зимой в течение трёх - четырёх месяцев проводились курсы трактористов: тракторному делу обучалась колхозная молодежь, вливавшаяся в коллектив МТС. Директорами Глубоков-ской МТС в довоенные годы были Тимофей Григорьевич Богданов (1937-1939 гг.), Александр Сергеевич Абрамов (1939-1940 гг.) и Николай Иванович Ковалёв (1940-1941 гг.)

Успешная деятельность МТС была прервана начавшейся войной. С объявлением о начале её и с приближением фронта рабочие пытались было маскировать объекты МТС, забрасывая, например, на крыши зданий зелёные ветки. Но вскоре в село вошли гитлеровцы. За время фашистской оккупации основное имущество МТС было уничтожено или разграблено, гитлеровцы при отступлении взорвали двухэтажный каменный дом у мастерских, сожгли контору и жилые здания. Но после освобождения уже в июле 1944 г. работа МТС возобновилась. Для проведения восстановительных работ Опочецкий райисполком направил сюда 12 бывших партизан, ранее работавших механизаторами, старшим механиком был назначен Василий Ильич Лукьянов, вспоминавший: «Начиналось все с нуля. Люди собирали разбитые, разломанные машины и ремонтировали их. Не хватало деталей, запчастей. Первый трактор ХТЗ собрали с миру по нитке: мотор нашли в деревне Лобово, а раму — в Камене». Вскоре на берегу озера был найден немецкий трактор «Ланду-Бульдог», для ремонта тракторов использовали также запчасти, снятые с подбитых танков. Коллективом МТС территория очищалась от мусора и следов пожарища, была покрыта крыша мастерских, восстановлены подстанция и кузница, отремонтирована пилорама. Первая послевоенная контора разместилась в построенном немцами дощатом бараке.3

Бывших работников МТС собирали по деревням, но рабочих рук вследствие сокращения за годы войны трудоспособного населения не хватало, поэтому нередко трактористками становились женщины. Так, из 17 человек, окончивших в марте 1945 г. курсы, было 14 женщин. На курсы шофёров в Великие Луки тоже посылались преимущественно девушки. Весной 1945 г. Глубо-ковская МТС, имевшая пока что небольшой тракторный парк и всего четыре тракторных бригады, приступила к полевым работам в колхозах.4 Первым послевоенным директором был Савелий Васильевич Васильев (в 1944-1945 гг.), в 1946-1948 гг. коллектив МТС возглавлял Николай Васильевич Косарев, а все последующие годы вплоть до упразднения — Валентин Наумович Скры-

гин.5 Последний, работая в течение длительного времени, завоевал большой авторитет у рабочих, при нём значительно укрепилась материальная база. Были построены жилые дома для специалистов, пять общежитий для механизаторов, магазин, столовая, баня, в 1951 г. завершилось строительство новой конторы, где разместились бухгалтерия и кабинеты специалистов. Восстановленная при МТС электростанция освещала не только её помещения, но и весь посёлок. При МТС имелось подсобное хозяйство, появились два новых гаража для хранения техники, цеха — инструментальный, монтажный, токарный, моторный, столярный, в мастерских устроены моечные. До 1950 г. в зону обслуживания Глубоковской МТС входило 63 колхоза семи сельсоветов, после же проведённого укрупнения к 1957 г. их осталось только 16.6

Как и в довоенные годы, регулярно проводились курсы подготовки трактористов и бригадиров тракторных бригад, численность групп обучавшихся составляла от 35 чел. в 1945 г. до 52 чел. в 1953 г. В 1951 г. в штате МТС состояло 111 трактористов, в 1958 г.

— 139. Увеличивалось количество машин: в 1952 г. поля колхозов обрабатывали 43 трактора, в 1958 г. — 95, росло и количество тракторных бригад: в 1949 г. их было 7, а в 1954 г.

— 16.7 На период весеннего сева и уборочных работ в колхозах создавались для трактористов станы, где имелись столы и шкафы для посуды, умывальники с полотенцами, аптечки, часы, каждые десять дней производилась смена постельного белья. За питание колхозы взимали с механизаторов определённую плату, например, колхоз «Борец» Каменского сельсовета в 1955 г. — по 2 руб. за обед, а за три обеда — 1 кг зерна.8 В целом же помощь МТС колхозам была весомой и неоценимой. Так, на одном из колхозных собраний прозвучало: «Если бы не силы МТС на уборке урожай, то бригады колхозников потеряли бы 50 % зерна».9

31 марта 1958 г. был принят Закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», в соответствии с которым техника стала продаваться непосредственно колхозам, а МТС повсеместно закрывались. Летом 1958 г. Глу-боковская МТС в последний раз провела в

колхозах своей зоны весенне-летние работы, а уже осенью начала продажу техники. 25 января 1959 г. она официально была ликвидирована путём преобразования в ремонтно-тех-ническую станцию (РТС). В штате МТС на момент закрытия числилось 267 чел.10 Часть механизаторов перешла на работу в колхозы и РТС, другие стали из родных мест разъез-

жаться. На базе РТС в 1960 г. путём преобразования и укрупнения нескольких колхозов был создан совхоз «Глубоковский», использовавший все основные постройки бывшей МТС — под мастерские, гаражи и складские помещения. В настоящее время в большом хозяйственном дворе расположен элеватор, а в домах-общежитиях до сих пор живут люди.

Примечания

1 ГАПО. ф. 110. оп. 1. д. 1535. л. 5; ГАНИПО. Ф. 6796. оп. 1. д. 1. лл. 3, 4, 5, 6, 8, 9, 12, 13, 18.

2 ГАНИПО. Ф. 6796. оп. 1. д. 1. лл. 4, 13.

3 Опочецкий муниципальный архив. ф. 507. оп. 2. д. 1. л. 14, 25, 40.

4 Там же. Л. 14 об., 15, 46.

5 ГАНИПО. Ф. 6796. оп. 1. д. 2. л. 4; д. 3. л. 48.

6 Опочецкий муниципальный архив. Ф. 507. оп. 2. д. 42. л. 70; д. 91. л. 59; д. 14. л. 11, 16, 31-33, 54.

7 Там же. Д. 1. л. 37; д. 42. л. 39, 64; д. 14. лл. 11-12; д. 91. лл. 31-34; д. 20. л. 22.

8 Там же. Ф. 616. оп. 1. д. 51. л. 20; д. 54. л. 18; д. 56. л. 15.

9 Там же. Д. 37. л. 4.

10 Там же. Ф. 507. оп. 1. д. 119. л. 2-3, 35; д. 371. л. 1.

Хозяйственный каменный двор, сохранившийся от усадьбы, где размещалась Глубоковская МТС

Здесь размещалась 1-я каменная контора Глубоковской МТС

Послевоенная контора МТС, расположенная в дощатом немецком бараке

Директор Глубоковской МТС Скрыгин Валентин Наумович

Столовая для работников МТС

Дома-общежития для рабочих МТС

Работники МТС на субботнике

Контора МТС (современный вид)

Трактористы Глубоковской МТС у мастерских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.