Научная статья
DOI: 10.15593/2224-9354/2023.4.24 УДК 338.48+379.85
©0®
Н.В. Горошко, С.В. Пацала
МРАЧНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Конец XX в. и начало XXI в. отмечены стремительным ростом интереса со стороны путешественников к посещению объектов, связанных с трагическими событиями, страданиями, смертью (войнами, катастрофами, проявлениями человеческой жестокости и т.п.). Все больше путешественников предпочитают традиционным видам туризма «охоту за эмоциями» - только более острые переживания могут заставить их растрогаться или пощекотать себе нервы. Эти тенденции находят отражение в туристской индустрии в виде такого нового направления, как «мрачный туризм». Среди туристов, пресытившихся традиционными видами отдыха, набирает популярность посещение мест катастроф, мемориалов, посвященных смерти музеев. В целом ряде стран этот вид туризма уже занимает значимое место в национальной экономике.
Мрачный туризм старается оформиться в самостоятельное направление и занять собственную нишу в общей массе туристских предложений. При этом он тесно взаимосвязан с другими видами туризма, как с традиционными, так и специальных интересов, обладая при этом и своими уникальными особенностями. Теоретические исследования рынка мрачного туризма явно отстают от темпов и масштабов его развития в мире. Пока ни в назначении, ни в проблеме видовой структуры мрачного (темного) туризма, ни в его терминологии среди специалистов нет единства. Даже общепризнанного названия этого направления нет. Необходима единая устоявшаяся методологическая база феномена «мрачного туризма», его дальнейшее теоретическое осмысление и изучение. Главная цель данного исследования - теоретическое осмысление феномена мрачного туризма, выявление факторов его развития, объектов и видов. Также выделены наиболее популярные направления мрачного (темного) туризма.
Ключевые слова: туризм специальных интересов, экономика впечатлений, мрачный туризм, темный туризм.
Введение. Бурное развитие туризма в последние десятилетия, рост доступности внутренних и международных путешествий способствовали удовлетворению спроса в отдельных сегментах потребления. «Присытившись» традиционными поездками с познавательными и оздоровительными целями, современные путешественники желают выйти за границы заурядного, увидеть новые необычные локации, приобрести аутентичный опыт и испытать особенные эмоции. Такая трансформация традиционных туристских предпочтений провозгласила начало эпохи «туризма впечатлений и ощущений», или туризма специальных интересов (Special Interest Tourism), ставшего од-
© Горошко Н.В., Пацала С.В., 2023
Горошко Надежда Владимировна - канд. геогр. наук, доцент кафедры географии, регио-новедения и туризма ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры гигиены и экологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: [email protected].
Пацала Сергей Викторович - ст. преподаватель кафедры географии, регионоведения и туризма ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: [email protected].
ним из ведущих современных направлений в эволюции туристской индустрии. Растущая популярность разнообразных экстремальных и нетрадиционных видов туризма формирует спрос на продукты «туризма специальных интересов», под которым понимают путешествия, определяемые особой мотивацией, а степень потребительской удовлетворенности отражает глубина приобретенных впечатлений [1, 2].
Палитра видов туризма специальных интересов становится все богаче, как благодаря их взаимной интеграции, так и взаимодействию с традиционными видами туризма, становясь все более популярным у всех участников тур-рынка - туристов и организаций-генераторов предложений в данном сегменте. Одним из видов туризма специальных интересов, который заслуживает внимания, является «мрачный», или «черный туризм» (Dark tourism), объединяющий все разнообразие путешествий к локациям, так или иначе связанным с трагическими событиями, страданиями, смертью (войнами, катастрофами, проявлениями человеческой жестокости). После того как эти трагические районы покидают спасатели, военные и врачи, их место занимают туристы. Данная тематика очень специфична, но и на нее есть потребительский спрос.
Мрачный туризм - не новое явление. Понятие «Dark tourism» впервые появляется в 1996 г. в публикации профессоров Каледонского университета (Глазго) М. Фоули и Д. Леннона в «International Journal of Heritage Studies». Широкое же использование оно приобретает после выхода в свет их книги «Dark Tourism» в 2000 г. Однако активно обсуждать вопросы развития мрачного туризма стали только в последнее время [3, 4].
Пока ни в назначении, ни в проблеме видовой структуры мрачного (темного) туризма, ни в его терминологии среди специалистов нет единства. Даже общепризнанного названия для этого направления не существует. Отдельные авторы, например, в качестве ключевого понятия называют «мрачный туризм», считая «темный туризм» одним из его подвидов. Поскольку нет единой устоявшейся методологической базы феномена «мрачного туризма», необходимо его дальнейшее теоретическое осмысление и изучение [3, 5-9], что и определило цель исследования - теоретическое осмысление феномена мрачного туризма, выявление факторов его развития, объектов и видов.
Основная часть. Традиция посещения человеком различных мест и мероприятий, связанных со смертью, существует с глубокой древности. Многие из них, соединяя воедино туризм и смерть, и сегодня остаются одними из самых узнаваемых туристических локаций, как, например, гробницы фараонов или Римский Колизей. Широко распространена практика включения объектов, в той или иной степени отражающих мрачные этапы жизни и истории, в тури-стско-экскурсионные программы познавательных туров в качестве составляющей обзорных экскурсий. Однако подобный подход далеко не всегда позволяет раскрыть весь информационный потенциал таких объектов, в отличие
от специально разрабатываемых тематических экскурсионных программ мрачного (темного) туризма.
По мнению одного из исследователей экономики темного туризма Ф. Стоуна, сотрудника факультета туризма и менеджмента досуга Ланкаширской школы бизнеса, посредством образования и развлечения современный человек регулярно потребляет смерть и страдания, только в туристской «упаковке» [10, 11]. Желание пощекотать себе нервы, испытывая чувство эмоционального возбуждения, - один из наиболее значимых мотивов привлечения людей в трагические места. Какие-то из подобных мест приносят туристам чувство умиротворения и покоя, возможность прожить личную травму как часть исторического наследия. Другим же просто интересно увидеть места, о которых они хорошо наслышаны. Возможно, те, кто посещает подобные места, хотят получить достоверную информацию из первоисточников, увидеть все своими глазами без посредников. Иногда люди даже и не задумываются, что тот или иной объект экскурсии может иметь отношение к мрачному туризму. Существует также мнение, что посещение подобных мест может быть полезно, так как позволяет человеку задуматься о бренности и скоротечности жизни [12].
«Мода» на мрачный туризм отражает бурный рост и развитие современной экономики впечатлений - такой модели развития экономики, где центральным звеном является учет желания клиента получать эмоции от покупки товара или услуги. Современного пресыщенного и избалованного потребителя уже не привлекают традиционные туристские предложения. Поэтому индустрия туризма должна быть готова предоставить ему продукты, в которые будут упакованы новые эмоции и ощущения. Наибольшим спросом пользуются четыре области впечатлений: развлечения («ощущать»), обучение («учиться»), уход от реальности («действовать»), эстетика («быть» и «воспринимать»). Примеры и границы основных разновидностей впечатлений отчасти условны, потому что люди разные, и восприятие, соответственно, может отличаться. Для кого-то турпоездка развлечение, а кто-то рассматривает ее как возможность узнать что-то новое.
Уже появились специальные сайты с информацией для подобного сегмента потребителей. Заслуживает внимания сайт Dark-tourism.com, направленный на продвижение темного туризма. Здесь представлено исчерпывающее руководство по путешествиям в места «мрачного туризма» по всему миру. На сайте приводится информация о более чем тысячи отдельных темных мест в 115 странах, включая Россию. Представляет интерес и «Атлас мрачных мест» Петера Хоэнхауса - иллюстрированный путеводитель по миру, в который включено более 300 мрачных объектов из 90 стран (склепы, города-призраки, тематические музеи, места военных действий и пр.) [13].
Исследование целевых аудиторий различных видов туризма позволяет выделить разные направления туризма и соответствующие им типы туристов
на основе различий типов впечатлений. Мысли о смерти никого не могут оставить равнодушным, возможность «заглянуть ей в лицо» всегда была и будет мощным фактором мотивации для «мрачных» туристов, особенно если смерть, трагедию или катастрофу «упаковать» как достопримечательность, то кладбище, поле ратной славы, темница или концентрационный лагерь предстанут как туристский продукт [3].
Социальный эффект мрачного туризма более объемен, чем только получение необычных впечатлений и преодоление фобий. Печали, страдания, смерть -неизменные спутники человеческой жизни, при этом форма проявления отношения к ним индивидуальна: кто-то этого панически боится, а кто-то стремится показать свое превосходство над ними. Социологи отмечают, что люди должны знать о смерти больше, и не только ради культурных знаний. Смерть не должна пугать человека, но он должен помнить о ней в своей обыденной жизни. Осознание бренности бытия должно создавать основу более полного ощущения радости жизни, давать возможность оценить мнимый характер многих ценностей, трезво относится к собственным действиям и мыслям. Подобное освобождение от иллюзий тождественно познанию себя и самосознанию. Мрачный туризм позволяет донести мысль о хрупкости, ничтожности и бренности человека, показать эволюцию отношения к смерти в различные исторические эпохи и у представителей разных цивилизаций, познакомить с обрядами и обычаями, связанными с захоронением людей [14].
Современное общество насыщенно агрессивной информацией, а напряженность жизни создает условия для психологического кризиса. Негативные эмоциональные переживания и деструктивные стратегии поведения личности в кризисных ситуациях взаимосвязаны. Разумность стратегии поведения в критической ситуации заметней в прошедших событиях, в которых одни проявляют героизм - способность пойти на подвиг, проявить отвагу и доблесть, благородство и самоотверженность, мужество и храбрость, другие - злодейства. На действия человека в условиях кризисной ситуации заметное влияние оказывают его личностные качества. Знакомясь с событиями и их участниками, а также поступками людей, их выбором и последствиями этого выбора, ориентируясь на события прошлого, можно более разумно построить жизнь сегодня, избежать многих ошибок [15].
Мрачный туризм также способен реализовать потребность обращения к мистическому опыту, к мистическим переживаниям, которые могут изменить восприятие мира и привести к изменению жизненного пути, а также к более глубокому пониманию человеческой природы и места человека в мире. Подобные туры дают мощную эмоциональную встряску, знакомят с историей, позволяют получить информацию об обстоятельствах, фактах, которые привели к ужасным последствиям. Они дают представление о хрупкости мира и самой человеческой жизни.
При этом не стоит рассматривать мрачный туризм как поездки, вызывающие исключительно тяжелые эмоции человека. Благодаря креативному подходу можно получить особенные впечатления. Это могут быть не только необычные места, но и специфичный образ жизни, традиции и обряды. Например, распространившийся сегодня по всей Латинской Америке мексиканский Праздник жизни и смерти - Día de los Muertos, или День мертвых, сопровождаемый пышными церемониями и мистическими обрядами. Отдавая дань самобытности праздника, ЮНЕСКО в 2008 г. включила День мертвых в перечень нематериального культурного наследия. Другим примером необычного отношения к местам смерти может служить основанное в начале ХХ в. в филиппинской столице Северное кладбище, представляющее собой «город в городе» с неофициальными улицами и местами притяжения, где к тому же, в связи с перенаселенностью Манилы, проживают несколько тысяч беднейших горожан.
Привлечению интереса к мрачному туризму способствуют продуктовые, технологические, технические инновации. Например, в некропольном туризме -посещение необычных мест упокоения, таких как Веселое кладбище (город Сэпынца, Румыния), мемориальный риф Нептуна (Флорида, США), долина Эхо (Сагада, Филиппины), погребальные дома духа (Аляска, США) и др.), организация оригинальных туров на кладбища (в Нью-Йорке, посвященные Хеллоуину) и специальных ночных экскурсий (таковые, например, практикуются на старейшем кладбище чилийской столицы), а во Франции даже выпущен путеводитель по кладбищам.
Однако у сторонников идеи развития мрачного туризма есть немалое число оппонентов, считающих неэтичным стремление туроператоров превращать места скорби и катастроф в объекты туристского посещения. По их мнению, коммерциализация данной «скорбной» сферы приводит к неверному истолкованию исторических событий, поднимает проблему селфи-этикета и норм поведения в подобных местах.
«Мрачные достопримечательности» весьма разнообразны. Они связаны с теми или иными событиями в истории: революциями, мировыми и региональными войнами, последствиями диктатуры, тоталитарных режимов, репрессий и чисток, депортаций, испытаний оружия и отравлений, терроризма, природных и техногенных катастроф и пр.
Среди «мрачных локаций» особая роль отводится мемориалам - сооружениям, созданным для сохранения памяти о важных событиях, крупных достижениях и выдающихся людях. Многие из них призваны сохранить память о трагических событиях прошлого. К числу подобных всемирно известных объектов можно отнести: Мемориал-музей 9/11 в Нью-Йорке (США), посвященный жертвам беспрецедентного террористического акта; Мемориал и музей Освенцим-Биркенау - крупнейший нацистский концентрационный лагерь
и центр уничтожения заключенных в годы Второй мировой войны, ставший глобальным символом террора и геноцида; Мемориальный музей мира в Хиросиме (Япония), посвященный событиям атомной бомбардировки города во время Второй мировой войны; Мемориал геноцида Мурамби (Руанда), посвященный жертвам одного из самых массовых геноцидов в истории ХХ в.); Поля смерти Чоенга Эк (Камбожда) - место массовых захоронений жертв коммунистического режима Красных Кхмеров (по разным оценкам от 1 до 3 млн чел.); «Дом рабов» (Сенегал) - музей и мемориал жертвам атлантической работорговли; Хатынь (Беларусь) - мемориал на месте уничтоженной нацистами и коллаборационистами деревни, созданный в память о массовом уничтожении мирного населения в оккупированных районах Советского Союза; Музей Апартеида (ЮАР), рассказывающий о полувековом отрезке истории страны в условиях официальной политики расовой сегрегации; Долина павших (Испания) - мемориал в память о жертвах Гражданской войны; «Зелёный пояс Славы» (Россия) - комплекс мемориальных сооружений, увековечивших память о защитниках военного Ленинграда; Мемориал «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане и др.
Разнообразие объектов показа определяет сложности в вычленении разновидностей мрачного туризма. В зарубежных и отечественных исследованиях выделяют несколько его основных направлений (рис. 1).
туры в районы природных и техногенных катастроф
туры к сохранившимся захоронениям (кладбищенский туризм)
туры в места с трагической историей (места массового уничтожения людей, музеи смерти и пыток, районы, где действовали серийные убийцы и т.п.)
посещение концентрационных лагерей, бывших (тюрьмы-музеи) и действующих тюрем и т.п. (тюремный туризм)
туры для любителей сверхъестественного в места паранормальных проявлений (паранормальный туризм, туризм привидений)
поездки военной тематики
Рис. 1. Основные направления мрачного туризма (составлено авторами по [16, 17])
Один из признанных авторитетов в исследовании феномена мрачного туризма Ф. Стоун выделяет семь его типов (рис. 2).
Классификацию темного туризма также предложил Г. Данн, хотя она не является окончательной, так как основана на предварительных исследованиях в данной сфере (рис. 3).
Туризм катастроф
Некропольный туризм
Танатотуризм
Пенитенциарный туризм
Мистический туризм
Военный туризм
Dark Fun Factory
Dark Exhibitions
Dark Dungeons
Dark Resting Places
Dark shrines
Dark conflict sites
Genocide tourism
«темная» индустрия развлечении: путешествия в темный мир, истории, раскрывающие страшные события прошлого (например, музей средневековых ужасов «London Dungeon» или музей «Тайны Петербурга»)
мрачные выставки тюрьмы
кладбища и отдельные могилы
«темные» места поклонений
«темные» места вооруженных столкновений
туризм геноцида
Рис. 2. Основные типы мрачного туризма по Ф. Стоуну (составлено авторами по [4, 9])
Рис. 3. Классификация темного туризма по Г. Данну (составлено авторами по [18-20])
Разнообразие локаций, ассоциирующихся с мрачным туризмом, и возможность их включения в туры нескольких направлений усложняют задачу вычленения и систематизации направлений мрачного туризма. Дробление его на подкатегории может быть большим. В отдельных исследованиях выделяют и такие его виды, как похоронный туризм; туризм, связанный с культом личности; туризм времен холодной войны и «железного занавеса»; ядерный туризм; неприглядный медицинский туризм; вуайеристский туризм (например, «туризм в трущобах»), путешествия по вымышленным темным местам (съемочные площадки, в частности фильмов ужасов) и др.
Например, неприглядный медицинский туризм предполагает посещение локаций, так или иначе связанных с нездоровьем человека (физическим или
ментальным). Он может быть представлен знакомством с анатомическими образцами (например, Музей паталогической анатомии в Нью-Йорке, Музей Дюпюитрена в Париже, Федеральный Патологический-Анатомический музей, или Башня сумасшедших в Вене, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге), нозоареалами (например, городские экскурсии по следам эпидемий), медицинскими учреждениями (например, экскурсии в заброшенный комплекс психиатрической больницы Алленберга в Знаменске Калининградской области) и др.
Ядерный (или атомный) туризм связан с посещением мест ядерных испытаний (Семипалатинск в Казахстане или Бикини в США) и районов использования ядерного оружия (Хиросима и Нагасаки), ракетных шахт (например, музей ракет «Титан» в Аризоне), музеев истории аварий на радиационных производствах (например, общественный Музей радиационных катастроф в Новосибирске). Кроме того, существуют места невоенных ядерных катастроф, в первую очередь Чернобыль на Украине, Фукусима в Японии.
Во многих странах мира к местам захоронений относятся как к достопримечательностям. Особую культурную ценность имеют исторические кладбища, где нашли свое упокоение выдающиеся деятели национальной культуры и истории. Надгробия, памятники и мемориалы создавались талантливыми архитекторами и являются настоящими произведениями искусства. Кроме того, это места паломничества к святым мощам, а также места памяти трагических событий в истории. Экскурсии к сохранившимся захоронениям заслуживают отдельного посещения, знакомства и изучения как объекты истории, искусства, памяти. Формы гробниц при посещении некрополей поражают исполнением: каменные гробницы, коридорные гробницы, шахтовые гробницы, толосы, ту-мулусы, курганы, крипты, склепы, усыпальницы, мавзолеи. Так, всемирно известны крипты и оссуарии Европы. Императорский склеп - крипта венской Капуцинеркирхе, не только историческое место, где покоятся императоры Священной Римской империи, Австрийской империи и Австро-Венгрии и члены их семей из дома Габсбургов. Надгробия и интерьеры оформлялись ведущими художниками, здесь можно увидеть все исторические стили от раннего барокко до искусства 60-х гг. XX в.; статуи, резьба, литье, лепнина, витражи -каждое помещение и каждое надгробие являются произведениями искусства. Наиболее известные католические оссуарии: при церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме; катакомбы Парижа, в которых складированы останки более 6 млн чел.; Оссуарий в австрийском Гальштате; Капелла костей в португальской Эворе; Костница в чешском Брно; Костехранилище в Седлице города Кутна Гора (Чехия), в котором кости использованы в качестве материала для оформления часовни. Не менее известны мавзолеи, усыпальницы: Тадж-Махал в индийской Агре, Аныткабир в Анкаре, мавзолеи Мухаммеда V в Рабате, Хумаюна в Дели, Чингисхана в китайском Синьцзе, Хо ши Мина в Ханое,
Джинны в пакистанском Карачи, Ленина в Москве, американские мемориалы Линкольна в Спрингфилде и Гранта в Нью-Йорке и др.
Посещение некрополей интересует немалое количество туристов. Значительное число некрополей приобрели сегодня статус всемирно известных достопримечательностей. Вот лишь ряд ярких примеров:
• в Египте: комплекс пирамид в Гизе, а также Долина царей, признанные ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества; кроме того, уникален Каирский некрополь, или Город мертвых, состоящий из длинного пояса кладбищ и мавзолеев, протянувшихся примерно на 6,4 км вдоль восточной окраины исторического города;
• во Франции: кладбище Пер-Лашез - крупнейшее из парижских кладбищ и наиболее посещаемый некрополь в мире (ежегодно здесь бывает более 3,5 млн чел.);
• в Японии: кладбище Окуно-ин, причисленное к наследию ЮНЕСКО, где под кронами кедров древнего тысячелетнего леса находится более двухсот тысяч могил буддийских монахов и мемориалы выдающихся национальных военачальников ХУ-ХУИ вв.;
• в Великобритании: Хайгейтское кладбище - одно из самых известных кладбищ викторианской эпохи, которое можно назвать пантеоном, где покоятся не менее 850 знаменитых личностей;
• в Израиле: Еврейское кладбище на Елеонской горе - старейшее в стране (2500 лет), откуда, согласно библейским пророчествам, начнется воскрешение мертвых после Судного дня;
• в Чехии: Еврейское кладбище в Праге, существующее с XV в., где расположены более двухсот тысяч захоронений;
• в Аргентине: столичный некрополь Ла Реколета в Буэнос-Айресе, где покоятся выдающиеся граждане страны, а целому ряду надгробий придан статус национальных памятников;
• в Австрии: одно из крупнейших в Европе венское кладбище Централ-фридхоф, где расположены более трех миллионов захоронений;
• в Бразилии: основанное в середине XIX века кладбище Сао Жоао Ба-тишта в Рио-де-Жанейро, получившее неформальное имя «кладбища звезд», поскольку в его пределах покоятся самые известные граждане страны;
• в США: Бруклинское кладбище (Грин-Вуд), основанное в 1838 г. и с 2006 г. имеющее статус национального исторического памятника, известно готической архитектурой и как место захоронения известных людей, является вторым по посещаемости туристами местом в стране после Ниагарского водопада; Арлингтонское национальное кладбище - место захоронения более чем четырехсот тысяч американских ветеранов и военнослужащих.
В России также есть известные на весь мир некрополи. Достаточно привести только те, что входят в ансамбли, включенные в список Всемирного на-
следия ЮНЕСКО: в Москве - Некрополь у Кремлевской стены ансамбля Кремля и Красной площади, кладбище Новодевичьего монастыря; в Санкт-Петербурге - царские захоронения Петропавловского собора и Александро-Невская лавра, где находятся четыре кладбища - Лазаревское, Тихвинское, Никольское, Казачье, а также Благовещенская церковь - первый каменный храм Санкт-Петербурга и первое место захоронения царской семьи. Не меньший интерес для посещения вызывают и другие некрополи Санкт-Петербурга. Например, Литераторские мостки Волковского кладбища, где захоронены известные писатели, актеры, ученые, политики и другие известные люди; Богословское кладбище, которое располагает большим количеством захоронений известных граждан, внесших значительный вклад в историю России и Санкт-Петербурга; Смоленское кладбище - одно из крупнейших и старых кладбищ города, наибольшую известность месту придают могилы Ксении Петербургской, а также Арины Родионовны - няни А.С. Пушкина. Уникально Пискарев-ское мемориальное кладбище, где захоронены около четырехсот двадцати тысяч гражданских жертв блокады и семьдесят тысяч военнослужащих.
Многие некрополи, как в мире, так и в нашей стране, уже стали неотъемлемым элементом экскурсионных программ, но большая их часть требует более детального изучения, в том числе создания новых оригинальных маршрутов и подготовки квалифицированных гидов, создания путеводителей, справочников и карт. Программа посещений подобных объектов может быть весьма разнообразной. Ряд специалистов предлагают выделять посещение некрополей в туристских целях как самостоятельный вид туризма (некрополь-ный) и предлагают его разновидности с учетом цели посещения. Паломнический некропольный туризм предполагает посещение святых мест и гробниц знаменитых религиозных лидеров. Культурный некропольный туризм направлен на изучение местных обычаев, традиций и исторического наследия через некрополи. Архитектурный некропольный туризм фокусируется на разнообразии архитектурных стилей и памятников.
История человеческой цивилизации неизбежно связана с катастрофами, вызванными природными катаклизмами, условиями и обстоятельствами, связанными с техническими неисправностями, а также человеческими ошибками и халатностью. Интерес к подобным событиям повлиял на формирование туров к местам катастроф, названных «disater tour» («туры бедствия») и развитие такого направления мрачного туризма, как туризм катастроф - посещение локаций, испытавших последствия воздействия природных либо техногенных катастроф. Как магниты притягивают к себе любопытствующих итальянский Помпеи, испытавший на себе последствия вулканического извержения в 79 г. н.э., созданный в Хиросиме на месте американской ядерной бомбардировки 1945 г. Мемориальный парк мира, украинская Припять, пережившая аварию на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г., и множество других подобных локаций.
Перечень туристско-экскурсионных предложений по местам катастроф охватывает не только события с определенной датой, но и те, что растянуты во времени. Среди таких мест те, где к катастрофическим последствиям привели не краткосрочные события, а определенный период нерационального природопользования. Туры в подобные места направлены как на развлечение, так и на просвещение. Например, в программе тура в зону Аральского бедствия представлен специальный семинар, раскрывающий историю, причины и следствия одной из самых известных экологических катастроф.
Тяга людей к сверхъестественному непреодолима, она заложена в природе человека. Места, где природа загадочных явлений до сих пор ставит ученых в тупик, составляют основу развития паранормального туризма (мистического туризма, туризма привидений). Подобные аномальные зоны, где часто фиксируются необъяснимые вещи и явления, отмечаются катастрофы и катаклизмы, крайне популярны среди туристов в США и Великобритании. Это как природные, так и техногенные районы и объекты: постройки (замки, дома и пр.) с призраками, Бермудский треугольник (Атлантический океан), Треугольник дьявола (Тихий океан), озеро Лох-Несс (Шотландия), Стоунхендж (Великобритания), Памятники Моаи (остров Пасхи), Лощина черного бамбука (Китай), Геоглифы Наска (Перу), Чавинда (Мексика), отечественные Аркаим (Челябинская обл.), Долина Смерти (Якутия), Танцующий лес на Куршской косе (Калининградская обл.), Молебский треугольник (на границе Свердловской обл. и Пермского края), Медведицкая гряда (Волгоградская и Саратовская обл.), Ви-димское урочище и Патомский кратер (Иркутская обл.) и др. Отмеченные аномальные явления должны фиксироваться специальными техническими средствами, подтверждаться свидетельствами очевидцев и иметь упоминание в местном фольклоре [21].
Отправной вехой формирования и развития уфологического туризма, под которым понимают посещение районов и объектов, связанных с аномальными аэрокосмическими явлениями, стал 1959 г., когда американскими исследователями был введен термин «неопознанный летающий объект» - Unidentified Flying Object (UFO). Для уфологов факт посещения нашей планеты неземными существами остается бесспорным. Существует несколько зон на Земле, которые, по мнению уфологов, особо облюбованы инопланетянами. Их называют «окнами»: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Италия, Испания, Канарские острова, Малайзия, Норвегия, Пуэрто-Рико, оба побережья США, японский Хоккайдо. В эти районы в поисках встречи с летающими тарелками отправляются туристы. В России примером подобной аномальной территорий является уфологический заповедник «Молебская аномальная зона» (Молебский треугольник, Пермский треугольник) - территория на границе Свердловской области и Пермского края, где на протяжении последних тридцати лет, по утверждению уфологов, регулярно происходят паранормальные
явления. Интерес вызывают не только места паранормальных явлений, но и музеи, посвященные данной тематике, например, Международный музей и исследовательский центр НЛО (город Розуэлл, штат Нью-Мексико, США), Музей истории парапсихологии и уфологии (Москва), где собраны свидетельства очевидцев, столкнувшихся с неописуемыми, не поддающимися объяснению вещами.
Военный туризм подразумевает предоставление услуг, связанных с военной тематикой, как в прошлом, так и в настоящем, играя бесценную роль в воспитании духовности и патриотизма подрастающего поколения, в самовыражении и самоутверждении личности. Его можно отнести к одному из инструментов той самой «мягкой силы» государства на мировой арене. Объекты военного туризма есть во многих странах мира - вехи военной истории, особенно славные, обычно чтутся населением. Своего наибольшего размаха военный туризм получил в государствах, опаленных событиями Второй мировой войны: США, России, Израиле, Франции, Германии, Украине, Чехии.
Можно условно выделить два типа военных туров - пассивные и активные. Пассивный исторический военный туризм включает посещение объектов, имеющих отношение к событиям прошлого: ратных полей, музеев, памятников, мемориалов, военных укреплений, концентрационных лагерей. Активный экстремальный военный туризм включает поездки в зоны современных реальных боевых действий. В группу мрачного туризма могут быть включены оба направления, поскольку демонстрируют как прошлые войны и конфликты, так и ситуации текущего момента, связанные со смертью, страданиями и трагедией. Ключевой посыл подобных туров - донести, что война представляет собой физическую борьбу между вооруженными конфликтующими сторонами, где каждая из них стремится разрушить друг друга, что война порождает хаос и насилие и вынуждает многих граждан покинуть свои дома и находиться в критической ситуации. Она означает не только убийство и разрушение, но и массовую бедность, беженство и голод, потерю близких людей и боевых товарищей, что приводит ко многим эмоциональным травмам и психическим расстройствам [22-24].
Одним из наиболее сложных в реализации направлений мрачного туризма (наряду с активным военным туризмом) является пенитенциарный (тюремный) туризм. В условиях неуклонного роста мирового тюремного «населения» в последние десятилетия и расширения пенитенциарной системы, появление тюремного туризма кажется весьма закономерным. Отслужившие свой век тюремные учреждения трансформируются в музеи или гостиничные объекты, предоставляя посетителям возможность получить необычный туристический опыт. Сегодня более сотни бывших тюрем открыты для посещения или превращены в музеи, а мир охватил настоящий «тюремный» бум. Например, билеты на паром, отправляющийся в знаменитую бывшую федеральную тюрьму Алькатрас, нуж-
но заказывать почти за неделю, и это притом, что паром совершает пятнадцать поездок в день. Конечно, представляя тюремный опыт как развлечение, подобные музеи нивелируют реальные издержки лишения человеком свободы, однако этого достаточно, чтобы, выйдя на свободу после такой экскурсии, испытать легкость и большую любовь к жизни. Помимо упомянутого Алькатраса, возможность ощутить подобные эмоции предоставляют такие известные тюрьмы-музеи, как Лондонский Тауэр, Инверэри (Шотландия), Хоа Ло (Вьетнам), Ис-терн Стейт (США), Роббен Айленд (ЮАР), Острова Спасения (Французская Гвиана), Порт-Артур (Австралия), Лангхольмен (Швеция), Туол Сленг (Камбоджа). В нашей стране в качестве исторических мест заключения особую популярность снискали «Кресты», Владимирский централ, Петропавловская крепость, Соловецкий, Кирилло-Белозерский и Спасо-Евфимиев монастыри, экспозиция в Бутырской тюрьме, посвященная истории пенитенциарной системы [3].
Танатотуризм (смертельный туризм) как самостоятельное направление выделяют не все специалисты, так как его локации связаны со смертью - а это большая часть всех объектов прочих направлений мрачного туризма. Ввиду этого целый ряд исследователей считают танатотуризм и мрачный туризм равнозначными понятиями. Если рассматривать его как самостоятельное направление в мрачном туризме, то можно выделить такие основные его локации, как посещение концентрационных лагерей и мест массовых казней (Бельзен, Бухенвальд и Дахау в Германии; Майданек, Собибор и Треблинка в Польше, Бабий Яр на Украине), мест серийных убийств (например, Джек Потрошитель Тур в Лондоне или Джеффри Дамер тур в Милуоки), территорий или объектов, связанных с уничтожением людей вследствие религиозных действий (например, Соловецкий монастырь, который в течение многих лет использовался в качестве места изоляции непокорных воле государя православных иерархов, еретиков и сектантов)[25].
Вне зависимости от направления в мрачном туризме существенной содержательной доминантой являются музеи. На сегодня практически нет той сферы, которая не может быть представлена как объект музейного показа. Все разновидности мрачного туризма нашли отражение в музейных экспозициях. Например, туризм катастроф - Национальный музей «Чернобыль» (Киев); смертельный туризм - Музей блокады Ленинграда (Санкт-Петербург), Музей истории Гулага (Москва); туризм на полях сражений - Музей-панорама «Сталинградская битва» (Волгоград); похоронный туризм - Музей человеческих мумий «Лики смерти» (Гуанахуато, Мексика), Музей погребального искусства (Новосибирск); неприглядный медицинский туризм - Патологоанатомический музей, или Башня сумасшедших (Вена), антропологический музей «Кунсткамера» (Санкт-Петербург); мистический туризм - Музей алхимиков и магов (Прага); паранормальный туризм - Международный музей и исследовательский центр НЛО (Розуэлл, США).
Сегодня мрачный туризм старается оформиться в самостоятельное направление и занять собственную нишу в общей массе туристских предложений. При этом он тесно взаимосвязан с другими видами туризма, как с традиционными, так и специальных интересов, обладая при этом и своими уникальными особенностями.
Заключение. Происходящая трансформация традиционных туристских предпочтений, когда путешественники желают приобрести новый аутентичный опыт и испытать особенные эмоции, провозгласила начало эпохи «туризма впечатлений и ощущений», или «туризма специальных интересов», ставшего одним из ведущих современных направлений в эволюции туристской индустрии. Растущая популярность разнообразных экстремальных и нетрадиционных видов туризма формирует спрос на продукты «туризма специальных интересов». В современном обществе порог чувствительности ощутимо снижен. Путешественники все больше предпочитают традиционным видам туризма «охоту за эмоциями», только более острые переживания могут заставить их расторгаться или пощекотать себе нервы. В этом заключается один из главных факторов масштабного развития в последние годы «мрачного туризма», основанного на посещении мест, связанных с человеческими страданиями.
Теоретические исследования рынка мрачного туризма явно отстают от темпов и масштабов его развития в мире. Мы вдруг неожиданно обнаружили, что мрачный туризм существует рядом с человеком очень давно. Иногда люди даже и не задумываются, что тот или иной объект экскурсии может иметь отношение к мрачному туризму. Традиция посещения человеком различных мест и мероприятий, связанных со смертью, существует с глубокой древности. Понимание мотивации «темных» туристов - основа дальнейшего развития этого сегмента рынка.
В основе мотивации интереса к «мрачным» достопримечательностям лежат естественное любопытство, внутренняя потребность смены обстановки и острых ощущений, являющаяся важной частью человеческой жизни, память о прошлом, стремление прикоснуться к части мирового культурного наследия и особая роль масс-медиа, активно освещающих происходящие в разных районах планеты трагические события.
Широчайший спектр объектов и направлений мрачного туризма не только усложняют возможности его изучения, но и обеспечивают чрезвычайно широкую аудиторию потребителей, создавая высокий потенциал его развития.
Список литературы
1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 316 с.
2. Малетин С.С. Туризм специальных интересов: концептуальные подходы исследования // Вестник НГУЭУ. - 2014. - № 4. - С. 2018-2025.
3. Костромина Е.А., Сивова А.А., Косолапов Ю.В. Тюремный туризм как национальное наследие: зарубежный опыт // Сервис в России и за рубежом. -2019. - Т. 13, № 4 (86). - С. 42-52.
4. Stone P. A dark tourism spectrum: Towards a typology of death and macabre related tourist sites, attractions and exhibitions // TOURISM: An Interdisciplinary International Journal. - 2006. - № 2 (54). - P. 145-160.
5. Велединский В.Г. Мрачный туризм. Вздорная прихоть или потребность души // Устойчивое развитие туризма и модернизация экономики России: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 56-60.
6. Клицевич П.С. Перспективы развития «темного туризма» в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по материалам LIX Междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11 (59). - URL: https:// sibac.info/archive/economy/11 % 2859 % 29.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
7. Рыбакова Е.В. К вопросу о становлении темного туризма в России // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 8 (28). -С. 56. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-8-56
8. Рыбакова Е.В. Темный туризм в России: постановка проблемы // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч.-практ. конф.: в 10 ч. - Тамбов, 2012. - Ч. 1. - С. 116-118.
9. Рыбакова Е.В. Темный туризм в России: современное состояние, проблемы изучения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. - № 3 (17). - С. 180-187.
10. Stone P., Sharpley R. Consuming Dark Tourism: A Thanatological Perspective // Annals of Tourism Research. - 2008. - Vol. 35, № 2. - P. 574-595. DOI: 10.1016/j.annals.2008.02.003
11. Stone P. Dark Tourism Consumption - A call for research // e-Review of Tourism Research. - 2005. - № 2 (5). - P. 109-117.
12. Угликова Р.А., Федотова В.С. Основные причины роста и популярности» мрачного туризма» // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. студ., магистр., асп., молодых ученых и препод. / под ред. Т.М. Сигитова. - Вып. 9. - Пермь: Изд-во ИП Сигитов Т.М., 2016. - С. 62-65.
13. Хоэнхаус П. Атлас мрачных мест. Добро пожаловать в мир темного туризма. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 352 с.
14. Макаренко В. Проблема смерти и бессмертия человека в творчестве М. Монтеня // Электронный философский журнал. - 2018. - Вып. 25. - URL: http://www.intelros.ru/pdf/vox/2018_25/Vox % 2025-7-MakarenkoV.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
15. Сафина Г.М. Влияние личных качеств на поступки в критических ситуациях // Вестник Ульяновской сельскохозяйственной академии. - 2009. -№ 3 (10). - С. 102-105.
16. Бугрий Е.В. О терминологии и типологии мрачного туризма // Все о туризме: туристическая библиотека. - URL: https://tourlib.net/statti_tourism/ bugrij.htm (дата обращения: 01.09.2023).
17. Кляп М.П., Шандор Ф.Ф. Современные разновидности туризма. - М.: Знание, 2011. - 334 с.
18. Dann G. The Dark Side of Tourism / Etudes et Rapports Centre International de Recherches et d'Etudes Touristiques. - Aix En Provence, 1998. - Vol. 14. - Р. 1-31.
19. Dann G. Tourism the nostalgia industry of the future // Global Tourism: The Next Decade / William F. Theobald. - Oxford: Butterworth Heinemann, 1994. -406 p.
20. Dann G.M.S., Seaton A.V. Slavery, Contested Heritage, and Thanatour-ism. - Routledge, 2013. - 232 p.
21. Деркачева Л.Н. Аномальный туризм как фактор повышения туристской привлекательности Дальнегорского района // Вестник Хабаровского государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 129-138.
22. Геращенко И.Н., Лоза А.А. Анализ современного состояния военно-исторического туризма в регионах России (на примере Краснодарского края) // Культура и время перемен. - № 3. - 2020. - URL: https://elibrary.ru/dow-nload/elibrary_44607750_97766702.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
23. Дрючина Е.Д. Понятия «военно-исторический туризм» и «военно-патриотический туризм» в современной отечественной литературе // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / Агентство перспект. науч. исслед. (АПНИ). - Белгород, 2021. - С. 61-66.
24. Шагриманян Т. Многовекторное развитие военного туризма // Амберт бюллетень. - 2022. - № 5. - С. 39-47. DOI: 10.52174/2579-2989_2022.5-39
25. Поддубная Т.Н., Карпенко А.А. Тенденции развития «темного туризма» в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2022. - № 4 (399). - С. 304-306.
References
1. Babkin A.V. Spetsial'nye vidy turizma [Special types of tourism]. Moscow, INFRA-M, 2003, 316 p.
2. Maletin S.S. Turizm spetsial'nykh interesov: kontseptual'nye podkhody issledovaniia [Tourism of special interests: Conceptual approaches and research]. Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta Ekonomiki i Upravleniia, 2014, no.4, pp.2018-2025.
3. Kostromina E.A., Sivova A.A., Kosolapov Iu.V. Tiuremnyi turizm kak natsio-nal'noe nasledie: zarubezhnyi opyt [Prison tourism as a national heritage: Foreign experience]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2019, vol. 13, no. 4 (86), pp. 42-52.
4. Stone P. A dark tourism spectrum: Towards a typology of death and macabre related tourist sites, attractions and exhibitions. TOURISM: An Interdisciplinary International Journal, 2006, no. 2 (54), pp. 145-160.
5. Veledinskii V.G. Mrachnyi turizm. Vzdornaia prikhot' ili potrebnost' dushi [Dark tourism. An absurd whim or need of the soul]. Ustoichivoe razvitie turizma i
modernizatsiia ekonomiki Rossii. Proc. of 4th Int. Acad. Conf. Ulan-Ude, Buryat Scientific Center, Siberian Branch of RAS, 2011, pp. 56-60.
6. Klitsevich P.S. Perspektivy razvitiia "temnogo turizma" v Rossii [Prospects for the development of "dark tourism" in Russia]. Nauchnoe soobshchestvo student-tov XXI stoletiia. Ekonomicheskie nauki. Proc. of 59th Int. Acad. Conf. Available at: https://sibac.info/archive/economy/11%2859%29.pdf (accessed 10.09.2023).
7. Rybakova E.V. K voprosu o stanovlenii temnogo turizma v Rossii [On development of dark tourism in Russia]. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem, 2013, no. 8 (28), pp. 56. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-8-56.
8. Rybakova E.V. Temnyi turizm v Rossii: postanovka problemy [Dark tourism in Russia: Problem statement]. Teoreticheskie i prikladnye problemy nauki i obrazovaniia v 21 veke. Proc. of Int. Acad. Conf. Tambov, 2012, pt. 1, pp. 116-118.
9. Rybakova E.V. Temnyi turizm v Rossii: sovremennoe sostoianie, problemy izucheniia [Dark tourism in Russia: Current state, problems of study]. Teoriia ipraktika servisa: ekonomika, sotsial'naia sfera, tekhnologii, 2013, no. 3 (17), pp. 180-187.
10. Stone P., Sharpley R. Consuming dark tourism: A thanatological perspective. Annals of Tourism Research, 2008, vol. 35, no. 2, pp. 574-595. DOI: 10.1016/j.annals.2008.02.003.
11. Stone P. Dark tourism consumption - a call for research. e-Review of Tourism Research, 2005, no. 2 (5), pp. 109-117.
12. Uglikova R.A., Fedotova V.S. Osnovnye prichiny rosta i populiarnosti "mrachnogo turizma" [The main reasons for the growth and popularity of "dark tourism"]. Razvitie sovremennoi nauki: teoreticheskie i prikladnye aspekty. Ed. T.M. Sigitov. Perm, Sigitov T.M., 2016, iss. 12, pp. 62-65.
13. Hohenhaus P. Atlas of dark destinations: Explore the world of dark tourism (Russ. ed.: Khoenkhaus P. Atlas mrachnykh mest. Dobro pozhalovat' v mir temnogo turizma. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2021, 352 p.).
14. Makarenko V. Problema smerti i bessmertiia cheloveka v tvorchestve M. Montenia [The problem of death and immortality of man in the works of M. Montaigne]. Elektronnyi filosofskii zhurnal, 2018, iss. 25, available at: http://www.intelros.ru/pdf/vox/2018_25/Vox%2025-7-MakarenkoV.pdf (accessed 10.09.2023).
15. Safina G.M. Vliianie lichnykh kachestv na postupki v kriticheskikh situatsiiakh [The influence of personal qualities on actions in critical situations]. Vestnik Ul'ianovskoi sel'skokhoziaistvennoi akademii, 2009, no. 3 (10), pp. 102-105.
16. Bugrii E.V. O terminologii i tipologii mrachnogo turizma [On the terminology and typology of dark tourism]. Available at: https://tourlib.net/statti_tourism/ bugrij.htm (accessed 01.09.2023).
17. Kliap M.P., Shandor F.F. Sovremennye raznovidnosti turizma [Modern types of tourism]. Moscow, Znanie, 2011, 334 p.
18. Dann G. The dark side of tourism. Etudes et Rapports Centre International de Recherches et d'Etudes Touristiques, Aix En Provence, 1998, vol. 14, pp. 1-31.
19. Dann G. Tourism the nostalgia industry of the future. Global Tourism: The Next Decade. Oxford, Butterworth Heinemann, 1994, 406 p.
20. Dann G.M.S., Seaton A.V. Slavery, contested heritage, and thanatourism. Routledge, 2013, 232 p.
21. Derkacheva L.N. Anomal'nyi turizm kak faktor povysheniia turistskoi privlekatel'nosti Dal'negorskogo raiona [Anomalous tourism as a factor in increasing the tourist attractiveness of the Dalnegorsk region]. Vestnik Khabarovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 2, pp. 129-138.
22. Gerashchenko I.N., Loza A.A. Analiz sovremennogo sostoianiia voenno-istoricheskogo turizma v regionakh Rossii (na primere Krasnodarskogo kraia) [Analysis of the current state of military-historical tourism in the regions of Russia (on the example of the Krasnodar region)]. Kul'tura i vremia peremen, no. 3, 2020, available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_44607750_97766702.pdf (accessed 15.09.2023).
23. Driuchina E.D. Poniatiia "voenno-istoricheskii turizm" i "voenno-pat-rioticheskii turizm" v sovremennoi otechestvennoi literature [The concepts of "military-historical tourism" and "military-patriotic tourism" in modern domestic literature]. Sotsial'no-gumanitarnye nauki: sovremennye paradigmy i issledovaniia. Proc. of Int. Acad. Conf. Belgorod, APNI, 2021, pp. 61-66.
24. Shagrimanian T. Mnogovektornoe razvitie voennogo turizma [Multi-vector development of military tourism]. Ambert biulleten\ 2022, no. 5, pp. 39-47. DOI: 10.52174/2579-2989_2022.5-39.
25. Poddubnaia T.N., Karpenko A.A. Tendentsii razvitiia "temnogo turizma" v Rossiiskoi Federatsii [Trends in the development of "dark tourism" in the Russian Federation]. Molodoi uchenyi, 2022, no. 4 (399), pp. 304-306.
Оригинальность 83 %
Поступила 24.09.2023 Одобрена 09.10.2023 Принята к публикации 01.12.2023
N.V. Goroshko, S.V. Patsala
DARK TOURISM AS A PHENOMENON OF EXPERIENCE ECONOMY
The end of the 20th and the beginning of the 21st centuries are marked by a rapid increase in travelers' interest to visiting locations associated with tragic events, suffering, death (wars, disasters, manifestations of human cruelty, etc.). More and more travelers prefer "hunting for emotions" to traditional types of tourism, as only intensre experiences can make them move or tickle their nerves. These trends are reflected in the tourism industry in the form of such a new direction as "dark tourism". Among tourists who are fed up with traditional types of recreation, visiting disaster sites, memorials, museums dedicated to death is gaining popularity. In a number of countries, this type of tourism already occupies a significant place in the national economy.
Dark tourism is trying to take shape as an independent direction and occupy its own niche in the total mass of tourist offers. At the same time, it is closely interconnected with other types of tourism, both traditional and of special interests, while also having its own unique characteristics. Theoretical studies of the dark tourism market clearly lag behind the pace and scale of its development in the world. So far, there is no agreement among specialists either on the purpose or classification of dark tourism, or on its terminology. There is not even a generally accepted name for this hobby. The absence of a single established methodological basis for the phenomenon of "dark tourism" determines the need for its further theoretical understanding and study, which determined the main goal of this paper - understanding of the phenomenon of dark tourism, identifying factors of its development, objects and types. The most popular destinations of dark tourism are also highlighted.
Keywords: special interest tourism, experience economy, dark tourism, dark tourism.
Nadezhda V. Goroshko - Cand. Sc. (Geography), Associate Professor, Department of Geography, Regional Studies and Tourism, Novosibirsk State Pedagogical University; Associate Professor, Department of Hygiene and Ecology, Novosibirsk State Medical University, e-mail: [email protected].
Sergei V. Patsala - Senior Lecturer, Department of Geography, Regional Studies and Tourism, Novosibirsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected].
Received 24.09.2023 Approved 09.10.2023 Accepted for publication 01.12.2023
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов равноценен.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Горошко, Н.В. Мрачный туризм как феномен экономики впечатлений / Н.В. Горошко, С.В. Пацала // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 4. - С. 355-373.
Please cite this article in English as:
Goroshko N.V., Patsala S.V. Dark tourism as a phenomenon of experience economy. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 355-373 (In Russ.).