Научная статья на тему 'Можно ли подготовить современных специалистов на устаревшей технике?'

Можно ли подготовить современных специалистов на устаревшей технике? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка специалистов / рабочие кадры / промышленные предприятия Таганрога / обучение на производстве. / training / workforce / industry Taganrog / training on the production.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Можно ли подготовить современных специалистов на устаревшей технике?»

Коленникова О.А.

к.э.н., с.н.с. ИСЭПН РАН

МОЖНО ЛИ ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫХ С ПЕЦИАЛИСТОВ НА УСТАРЕВШЕЙ

ТЕХНИКЕ?1

Ключевые слова: подготовка специалистов, рабочие кадры, промышленные предприятия Таганрога, обучение на производстве.

Keywords: training, workforce, industry Taganrog, training on the production.

Сегодня остро стоит вопрос о путях дальнейшего развития российской промышленности. В мае 2014 года Президентом нашей страны были сформулированы основы новой экономической политики. Суть - в осуществлении, по словам В.В. Путина, «технологической революции». Масштабное перевооружение экономики планируется провести впервые с 1960-х годов.

Столь амбиционная постановка целей государственной политики вызвана, несомненно, крайне неблагополучной ситуацией, которая сложилась в промышленности. Одновременно сосуществуют, с одной стороны, небольшое число конкурентоспособных по мировым стандартам промышленных предприятий, а, с другой стороны - большая масса предприятий, не имеющих эффективной организационно-управленческой структуры, отстающих от современного уровня по состоянию производственных фондов и кадровому обеспечению.

За последние десятилетия резкое сокращение инвестиций в промышленность привело к значительному отставанию материально-технической базы предприятий и, как следствие, к нарушению процессов технологического развития. За эти годы молодые специалисты и рабочие, приходившие работать на предприятия, сталкивались с техникой, приобретенной десятки лет назад, и не могли двигаться вперед в профессиональном плане. Постепенно сложился порочный круг - с одной стороны, устаревшая техника препятствовала профессиональному росту молодежи и они неизбежно «застревали» на том же уровне что и оборудование, а, с другой стороны, кадры, несоответствующие современным требованиям, в свою очередь, стали тормозом технологического развития предприятий и их дальнейшего обновления. Кроме того, резкое падение заказов на высокотехнологичную продукцию (в первую очередь на оборонных предприятиях) привело к тому, что перед работниками не ставились сложные в техническом и технологическом смысле задачи. Решение такого рода задач требовало бы от них постоянного совершенствования своих знаний, поиска новых решений и другой активности. Старшие и опытные поколения работников (кто не ушел из промышленности в 1990-е годы) в таких условиях не были мотивированы обучать молодежь необходимым навыкам совершенствования производства, формировать установки на постоянный поиск нового. Более того, в последние годы возник феномен «конфликта поколений», когда работники старших возрастов не хотят передавать специальные знания (характерные для данного производства) молодежи из-за боязни потерять место работы. Находясь под постоянным прессом кадровой политики администрации предприятий, связанной с необходимостью омоложения трудового коллектива, они защищают себя, доказывая, что их знания и опыт нужны предприятию.

Как следствие, «сломался» механизм, когда в процессе совершенствования технологий сменялись поколения кадров, то есть на конкретном производстве на смену одному поколению приходило следующее поколение работников. Тем самым шел профессиональный и квалификационный рост в целом трудового коллектива предприятий, готового к решению все более сложных задач. Это свидетельствует о нарушении процессов воспроизводства рабочей силы в промышленности, что, несомненно, противоречит задачам развития российской промышленности не только с точки зрения обеспечения предприятий работниками требуемых профессий и специальностей. Деформированной оказалась качественная сторона процесса воспроизводства кадров.

Между тем, сегодня много говорится о том, что мировой прогресс промышленности напрямую связан с «обществом знаний» - современная индустрия развивается за счет науки, образования, таланта и квалификации кадров. При сохранении рыночного механизма регулирования материального производства, во главу угла ставятся не столько старые «факторы производства» (труд, земля и капитал), сколько знания. При этом новые отрасли отличаются от традиционных «современных» отраслей промышленности тем, что они создают рабочие места преимущественно для работников умственного, а не физического труда2. Промышленные предприятия ведущих стран вовлечены в «инновационную гонку», то есть работают в режиме поиска новых идей, в состоянии постоянных изменений. Это касается не только новых отраслей, но и вполне традиционных, таких как, например, металлургия или обработка алмазов.

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 13-06-00273.

2

Друкер П.Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества: Пер. с англ. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. -

С. 43.

Поэтому массовая модернизация производств на основе самых современных технологий невозможна без нормализации процессов воспроизводства кадров на промышленных предприятиях. В этом случае важно понимание того, какова сегодня ситуация с материально-технической базой и профессиональным ростом молодежи на промышленных предприятиях.

В 2014 году были проведены интервью с руководителями и начальниками кадровых служб 13 основных промышленных предприятий города Таганрога. Исследование проводилось в рамках проекта «Таганрог», которое научный коллектив Института социально-экономических проблем народонаселения РАН под руководством члена-корреспондента РАН Н.М. Римашевской проводит с конца 1960-х годов. На двух крупных промышленных предприятиях города (относящихся к судостроению и радиоэлектронной промышленности) мы провели углубленные интервью с молодыми рабочими и специалистами. Выяснялись их установки в отношении работы в сфере промышленности, какие требования они предъявляют при устройстве на работу, условия на предприятии для эффективной работы и профессионального роста, планы на будущее.

В ходе интервью выяснилось, что ориентации молодежи не совпадают с тем, что могут сегодня предложить промышленные предприятия как в плане оплаты труда и решения жизненно важных проблем (таких как жилье), так и профессионального роста. Проблема устарелости техники и оборудования, на которых приходится работать молодым, пронизывает практически все стороны их трудовой жизни, начиная с зарплаты и, кончая, возможностью самореализации - поскольку осваивать новое оборудование, работать на нем, как говорили нам наши респонденты, - это интересно. К примеру, Михаил, 27 лет, инженер-исследователь рассказывал так: «После окончания Таганрогского радиотехнического университета я поступил в аспирантуру, стипендии не хватало, в конце первого курса стал искать работу по специальности. Специальность у меня «технолог микроэлектроники». У меня уже был опыт работы с вакуумным оборудованием в аспирантуре, а это дорогостоящее оборудование, не каждое предприятие может себе позволить. Здесь работаю по специальности с вакуумными установками, все нравится, нарабатываю опыт. Учеба в аспирантуре также помогала. Мне нравится работать на предприятии, потому что у нас сейчас закупается новое оборудование, оборудование надо ввести в эксплуатацию, отработать технологические режимы». Это пример, когда профессиональный рост обеспечивается с одной стороны тем, что идет обновление производства, а с другой тем, что молодой специалист, работая на производстве, включен также в университетскую науку.

Но большая часть наших респондентов все же отмечала наличие многих проблем. Какие главные проблемы в отношении материально технической базы предприятий выявились? Во-первых, это устарелость оборудования, на котором приходится работать молодежи. Вот типичные высказывания.

Роман, 34 года, токарь: «У меня станок 1983 года, станок швейцарский, я его поддерживаю в хорошей форме, никого не подпускаю. Не дай бог, что сломается, никто не сможет починить. Запчасти, конечно, можно у нас же на предприятии сделать. Есть в этом беда - с оборудованием». То есть ставка на предприятии делается не на современное оборудование, а на мастера «золотые руки», каким и являлся наш респондент, который имел 6 разряд и личное клеймо.

Антон, 25 лет, фрезеровщик: «Главная проблема - отсутствие инструмента. Принесли деталь тебе, на тумбочку положили - и делай, как хочешь. Нужен тебе какой-то инструмент, говорят, походи, у рабочих поспрашивай. Вот яркий пример: у нас слесарям купили за 3 тысячи рублей один метчик на четверых. Метчик - чтобы нарезать резьбу для титана. Одни тиски на двоих. Говорят: работайте по очереди. При этом каждый начальник подходит к слесарю и спрашивает, почему так медленно работаешь? Мы ведь инструмент купили. А как он будет быстро работать, если один инструмент на четверых? Один нарезает деталь, пока ее продувает, в это время - другому отдает. И так все четверо работают. Если сломается, то нечем будет работать. Так и работаем».

Наши респонденты говорили также и о том, что частые поломки станков, отсутствие необходимого инструмента не дают «заработать свои деньги», поскольку они на сдельной оплате труда. Такая картина представляется типичной для предприятий.

Согласно данным Росстата РФ степень износа основных фондов в российской промышленности к концу 2013 года составляла 46%\ при этом особенно неблагоприятная ситуация сложилась на предприятиях электроэнергетики, машиностроения, а также в топливных отраслях. По мировым стандартам, для современного предприятия уровень износа промышленно-производственных фондов не должен превышать 30%, что для большинства российских предприятий пока недостижимый уровень. Надо сказать, что процессы устаревания производственной базы ускорились еще в 1980-е годы. Так если в 1980 году износ составлял 36% от общей стоимости фондов, то в 1990 году он вырос до 462. Через 15 лет, к 2005 году износ основных фондов в промышленности достиг 52%3, приблизившись к критической отметке, означающей, что производственный аппарат страны катастрофически отстал от современного уровня.

С середины 2000-х годов в российской промышленности наблюдается процесс сокращения отставания производственных фондов предприятий: износ с 52% в 2005 году снизился до 46% от общей стоимости фондов и, тем самым, вернулся к уровню 1990 года. Тем не менее, отставание не только по сравнению с современным уровнем, но и с советским периодом времени еще не преодолено. Если в 1990 году 29% машин и оборудования имели возраст до 5 лет, то в 2011 доля такого оборудования была лишь 15%, то есть почти в два раза меньше (табл.1).

1 Промышленность России. 2014. - М.: Росстат РФ. - www.gks.ru

2 Промышленность России. 1995: Стат.сб. / Росстат. - М., 1995. - С. 44.

3 Промышленность России. 2008: - М.: Росстат РФ. - www.gks.ru

Таблица 1

Возрастная структура машин и оборудования организаций промышленности(%)

Возраст, лет 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

до 5 29 10 5 11 13 15 14 15 15

с 6 - до 10 28 30 11 18 18 22 24 25 24

с 11 - до 15 16 22 25 25 28 26 26 22 24

с 16 - до 20 11 15 21 17 16 14 13 14 16

свыше 20 15 23 38 23 19 19 19 20 17

Средний возраст, лет 10,8 14,3 18,7 14,4 13,7 13,5 13,3 13,0 13,0

Источник: Росстат РФ.

Удельный вес предприятий промышленности, осуществляющих технологические инновации в нашей стране, всего 9,9%. Для сравнения в Германии он составляет 69,8%, в Норвегии - 36,8%, Чешской республике - 38,3%1. Даже с учетом значительно большего числа малых предприятий в промышленной сфере в этих странах, доля технологических инноваций в российской промышленности представляется несоразмерно малой. Это, несомненно, свидетельствует о технической и технологической отсталости большинства российских предприятий.

Тот процесс обновления производственных фондов предприятий, который идет с середины 2000-х годов, пока по своим темпам не соответствует требованиям времени: износ сократился до 46% к началу 2014 года, но тем не менее более чем в 1,5 раза выше нормального уровня в 30%. В ходе исследования на таганрогских предприятиях, молодые рабочие и специалисты также указывали на сложность и затянутость процесса обновления производства. Более того, сложилось впечатление, что надежды молодых работников на то, что их предприятие станет современным в техническом и технологическом смысле, в ходе такого обновления - постепенно умирают. Приведем типичные высказывания.

Владислав, 24 года, инженер: «У нас государство жадное в плане техники. Старые компьютеры, старые мониторы. Сейчас их стараются заменить, но все сложно, долго, а людей много. Пока всем заменят - уже снова техника становится старой».

Михаил, 27 лет, инженер-исследователь: У нас идет перевооружение. Изначально, когда два года назад оно только начиналось, я был на сто процентов уверен, что здесь останусь работать. Планы были большие: здесь такое оборудование будет, такую линейку оборудования поставим, такая линия будет. А сейчас даже то, что первоначально обещалось, еще до конца не сделано. Все идет не плавно, а порывистыми движениями. Деньги дают, но их надо еще использовать, куча согласований и так далее. Деньги государства. У меня цель сейчас защититься. Поскольку своего жилья в городе у меня нет, то меня ничто не держит. Я рассматриваю предприятия Подмосковья, там у меня знакомые работают на предприятиях микроэлектроники, уровень их приближен к мировому уровню. У них также идет перевооружение, они закупают технику, но более масштабно».

Арсений, 27 лет, оператор станков с ЧПУ: «Когда я пришел на предприятие, проработал около года фрезеровщиком и у нас поставили станки с ЧПУ. Сказали, вникай, будешь работать на них. Когда стал вникать, зарплата снизилась. У нас от выработки зарплата зависит. Я больше сидел с этими станками, разбирался, но меньше получал. Понемногу стало получаться. Потом нас целевой группой направили на обучение в 25-е училище, и я уже два года работаю на станке с ЧПУ. Если профессиональный рост, то здесь мне как специалисту расти больше некуда. Во время отпуска я был на одном предприятии, видел какое там новое оборудование и насколько это интересно. У нас тоже обещают, но когда оно будет».

Немаловажная проблема (и работники это видят) связана с тем, что происходит закупка зачастую псевдосовременного оборудования: уже отработанного, не высокого качества или же оборудование эксплуатируется не в надлежащих условиях. Вот высказывания наших респондентов:

Антон, 25 лет, фрезеровщик: «Закупили обдирочные станки, по всем документам - это немецкие станки. А на самом деле - они закуплены со свалки в Белоруссии. Их когда ремонтники пришли устанавливать, а на них три слоя краски - они уже три раза перекрашены».

Александр, 27 лет, станочник: «Вот ругаемся уже не один год, потому что невозможно работать в цехе из-за того, что летом температура превышает 40 градусов. Бьемся, чтобы хотя бы где американские комплексы, там установили вытяжку. Там небольшое помещение, а американское оборудование не выдерживает такую жару, начинаются постоянные сбои. Ответ один - денег нет».

В то же время что касается нового оборудования, то это дело, действительно, скорее молодых. К примеру, так сказал нам Павел, 26 лет, инженер-конструктор: «Новое оборудование приходит, нам говорят - вот молодые пусть и осваивают».

То, что именно на предприятии молодые рабочие смогут стать полноценными специалистами, понимают все наши респонденты. В ходе интервью основная масса респондентов говорила о том, что полученное в учебных заведениях образование носило в большей мере теоретический характер и именно работа на предприятии позволяет им приобрести необходимый опыт и стать специалистом. Приведем типичные высказывания.

Анна, 25 лет, инженер. «Поскольку в институте была только теория, то когда я устраивалась, мне хотелось, чтобы меня действительно чему-то тут научили».

1 Россия и страны мира. 2014. - М.: Росстат РФ. - www.gks.ru

474

Павел, 26 лет, инженер-конструктор: «Когда здесь сталкиваешься с какой-то проблемой, то вспоминаешь, что это тебе давали на лекциях, но в памяти остались только общие представления, а конкретные формулы и где их взять ты понимаешь. По моей работе я полностью получил знания в институте. Университет научил технически мыслить. Хотя было избыточное число предметов, которые сейчас на предприятии никак не используются. Но может это когда-то аукнется в новых разработках».

Михаил, 27 лет, инженер-исследователь: «На практике до тебя все быстрее и проще доходит, по-другому все понимаешь. Для себя я понял, что мне раньше надо было прийти на производство. Было бы легче учиться, и учился бы усерднее. Более углубленно. Сейчас заново повторяю теорию».

Что касается рабочих профессий, как единодушно говорили нам руководители кадровых служб предприятий, прежние профтехучилища, где основное внимание уделялось практике, готовили для них подходящие молодые рабочие кадры. Уже в учебных комбинатах при предприятиях и с наставниками ребят доучивали под конкретное производство. Сейчас выпускники колледжей слабо подготовлены к работе на производстве. Это объясняется также и слабой материально-технической базой самих учебных заведений. В более благополучном положении оказались переименованные в колледжи профтехучилища, которые остались под покровительством крупных предприятий, таких как, например, Таганский металлургический комбинат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.