Научная статья на тему 'Можно ли использовать систему национальных счетов для предотвращения экономических кризисов в стране'

Можно ли использовать систему национальных счетов для предотвращения экономических кризисов в стране Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / РЕГИОН / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАН СТАТИСТИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДОХОД / РАСЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киященко Т.А.

Начиная с 1992 г. Российская Федерация перешла на новую оценку экономической деятельности страны в системе национальных счетов по доходам. Однако использовать систему национальных счетов и показатели ВВП для предупреждения экономических кризисов с помощью неравновесного состояния пока нет возможности. Автор предлагает усовершенствовать методологию расчетов ВВП для более точного определения его фактических объемов в России на основании мониторинга показателей муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Можно ли использовать систему национальных счетов для предотвращения экономических кризисов в стране»

Методы анализа

б (3S7) - 2014

УДК:338.312

можно ли использовать систему национальных счетов для предотвращения

экономических кризисов в стране

whether it is possible to use system of national accounts for prevention of economic crises in the country

Татьяна Андреевна КИЯЩЕНКО,

кандидат экономических наук, докторант, старший преподаватель кафедры менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт Syxorykovataina@mail.ru

Начиная с 1992 г. Российская Федерация перешла на новую оценку экономической деятельности страны в системе национальных счетов по доходам. Однако использовать систему национальных счетов и показатели ВВП для предупреждения экономических кризисов с помощью неравновесного состояния пока нет возможности. Автор предлагает усовершенствовать методологию расчетов ВВП для более точного определения его фактических объемов в России на основании мониторинга показателей муниципальных образований.

Ключевые слова: система национальных счетов, валовой внутренний продукт, регион, добавленная стоимость, муниципальные образования, орган статистики, экономический кризис, доход, расчет.

Tat'iana A. KIIASHCHENKO,

PhD in Economics, Doctoral Candidate, Senior Teacher of the Department of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Southern Russian institute Syxorykovataina@mail.ru

Since 1992 the Russian Federation passed to a new assessment of economic activity of the country in system of national accounts according to the income. However to use system of national accounts and gross domestic product indicators for the prevention of economic crises by means of a nonequilibrium state while there is no opportunity. The author suggests to improve methodology of calculations of gross domestic product for more exact determination of its actual volumes in Russia on the basis of monitoring of indicators of municipalities.

Keywords: system of national accounts, gross internal product, region, value added, municipalities, statistics body, economic crisis, income, calculation.

В период реформирования системы национального счетоводства возникает проблема использования системы национальных счетов (СНС) в Российской Федерации для нахождения необходимых показателей оценки нарастания экономических кризисов.

Руководитель Росстата А. Е. Суринов заявил, что в России будет изменена методика подсчета ВВП и статистики перейдут с используемой в настоящее время СНС-1993 на СНС-2008 [1]. Решение

этой проблемы имеет для экономики Российской Федерации большее значение, чем отдельные дополнения СНС-2008. Изменения, внесенные международными организациями (Статистическая комиссия ООН, Международный валютный фонд и др.) в СНС 1993 г., по сути были незначительными и они коснулись лишь несущественных элементов системы. Новые положения системы СНС-2008, рекомендованные для внедрения, связаны со следующими изменениями:

Методы анализа

6(357) - 2014

1) изменения, влияющие на величину, структуру и темпы роста ВВП, содержатся в трактовке расходов на научно-исследовательскую деятельность и на приобретение вооружения;

2) изменения в определении выпуска услуг центрального банка, финансовых услуг и страхования связаны с новыми тенденциями в этих видах деятельности;

3) изменения, влияющие на некоторые показатели основных счетов:

- счетов распределения и перераспределения доходов (налоги, доходы от собственности, текущие трансферты);

- операций с капиталом (капитальные трансферты);

- счетов первичных доходов и текущих трансфертов остального мира;

4) военные расходы в СНС-1993 не включались в накопление основного капитала, а расходы на них отражались как промежуточное потребление в счетах сектора государственного управления.

Изменения в СНС не касаются глобальных проблем самой СНС, увеличивая ВВП не более чем на 0,6 %, при этом затрагивают только общую концепцию системы и не направлены на решение вопроса об использовании системы национальных счетов для предотвращения экономических кризисов в стране. Предлагаемые изменения практически ничего не сделали для создания условий оценки неравновесного состояния экономики. Проблема использования СНС как механизма определения нарастания экономических кризисов в стране является одной из самых актуальных для экономической оценки деятельности не только России, но и других стран с рыночной экономикой. Система национальных счетов как система оценки результатов экономической деятельности создавалась на базе экономических теорий, в основе которых лежала предпосылка оценки состояния не только равновесия, но и неравновесия.

В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда вносятся незначительные изменения в СНС, а главный вопрос использования системы для предотвращения нарастания экономических кризисов остается открытым. Речь идет еще и о том, способна ли СНС дать действительную оценку результатов деятельности государства или нет, соответствует ли СНС-2008 требованиям времени и необходимости оценки нарастания экономических кризисов.

Отдельный вопрос, который касается только России, связан с ее особенностями в оценке ВВП и валового регионального продукта (ВРП). Множество статистических источников приводят данные о том, что ВВП, следовательно, и ВРП (сумма ВРП в стране приблизительно равна 85 % ВВП) не добирают до своих фактических объемов от 40 до 50 % за счет специального уменьшения объемов валовой добавленной стоимости (ВДС) по отчетным данным предприятий и организаций по формам федерального статистического наблюдения N° 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации» и № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».

Эти формы отчетности заполняются предприятиями и организациями на муниципальном уровне и передаются в территориальные органы статистики, где и происходит расчет регионального продукта, а потом и ВВП. Уменьшение объемов и выплаты заработной платы в «конвертах» происходит из-за нежелания платить социальные налоги. Из этих 50 % засчитываются в общие объемы ВВП по разделу «теневая экономика» только 23 %, остальная часть не принимается во внимание при расчетах ВВП и ВРП.

Получается, что отдельные, частные вопросы СНС обсуждаются повсеместно, а вопрос соотношений совокупного спроса и совокупного предложения в виде индекса стоимости произведенного продукта и оказанных услуг и общей суммы доходов в стране (главное соотношение экономических пропорций в экономической теории) остается, в известном смысле, закрытым экономическим пространством.

Актуальность оценки и расчетов соотношений совокупного спроса и совокупного предложения посредством соизмерения стоимости произведенного продукта и общей суммы доходов в стране не вызывает сомнений. Президент РФ на саммите «двадцатки» в Питтсбурге [3] высказал мысль о создании института предварительной оценки состояния экономики не только нашей страны, но и развитых стран мира, поскольку Россия зависит и от них. Это теоретическое соотношение приводится абсолютно во всех учебниках и учебных пособиях по экономической теории, однако на практике ученым в области макроэкономического анализа на протяжении 150 лет так и не удалось привести фактические данные по определению нарастания экономических кризисов. Поэтому ученые в области

макроэкономики предложили оценивать результаты экономической деятельности страны по равновесному состоянию экономики в СНС.

В конечном счете современные ученые в России были вынуждены рассчитывать нарастание экономического кризиса с помощью не соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, а используя показатели - предвестники нарастания этого кризиса, как это делается в ИЭП им. Гайдара [2] или в Центре региональной экономики в г. Воронеже. Если анализировать потенциальные возможности СНС с этих позиций, то система, функционирующая в РФ с 1993 г., рассчитывает доходы в стране и потом приравнивает эти доходы (ВДС) к стоимости произведенного продукта и оказанных услуг [5].

Внедрение СНС в РФ способствовало тому, что в Российской Федерации рассчитываются показатели аппроксиметрии в виде ВВП, ВРП, валового национального дохода, валового располагаемого дохода, валового национального располагаемого дохода и эти расчеты всегда ориентируются на сумму дохода. Сам показатель ВРП рассчитывался на основании формы федерального статистического наблюдения N° П-1 по данным предприятий и организаций, находящихся на территории муниципальных образований. Показатели доходов и стоимости продукции в РФ всегда равны (табл. 1).

Объем ВВП начиная с 2000 г., к 2012 г. увеличился в текущих ценах более чем в 8 раз, однако в сопоставимых ценах 2002 г. этот показатель возрос всего в 1,8 раза. Задача удвоения ВВП даже к 2012 г. была не выполнена. В год дефолта объем

произведенного продукта также был равен доходам. Эта проблема относится и к региональным расчетам. Сумма валовых региональных продуктов РФ практически равна объему ВВП с федеральными досчетами (табл. 2).

Соотношение региональных доходов и объемов производства на региональном уровне не влияет на равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в регионе, поскольку такого расчета произвести нельзя, однако равновесное соотношение в регионе в конечном счете также влияет на общую оценку состояния равновесия - неравновесия в стране.

Применение методики СНС по равновесной стоимости произведенного продукта (ВВП по производству) и общих объемов доходов в стране (ВВП по доходам) в настоящее время не позволяет противопоставить совокупный спрос и совокупное предложение, следовательно, и определить состояние неравновесия. Система национальных счетов в том виде, в котором применяется в настоящее время, односторонне оценивает всю экономику России -всегда равновесное состояние. Даже при таком экономическом явлении, как дефолт, состояние в стране оценивается как равновесие. В РФ пока не могут оценить неравновесного состояния экономики, потому что современная оценка результатов экономической деятельности осуществляется по доходам, а общий результат стоимости произведенной продукции - это общая сумма доходов, которая должна быть использована на потребление, т. е. по сути используется теория народнохозяйственного кругооборота.

Таблица 1

Номинальный ВВР России в 2000-2012 гг., трлн руб. [6]

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

ВВП по производству 7,30 9,04 10,8 13,28 16,96 21,60 26,5 33,1 41,5 38,7 42,8 55,8 62,6

ВВП по доходам 7,30 9,04 10,8 13,28 16,96 21,60 26,5 33,1 41,5 38,7 42,8 55,8 62,6

ВВП по потреблению 7,30 9,04 10,8 13,28 16,96 21,60 26,5 33,1 41,5 38,7 42,8 55,8 62,6

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Ростовская область

ВРП по производству 118,7 140,7 171,8 221,1 263,0 340,0 453,0 530,0 555,9 659,7 761,8

ВРП по доходам 118,7 140,7 171,8 221,1 263,5 340,0 453,0 530,0 555,9 659,7 761,8

Южный федеральный округ

ВРП по производству 568,9 693,5 836,2 1 042 1 288 1 652,3 2 174,8 2 450,0 1 994,9 2 337,9 2 745,0

ВРП по доходам 568,9 693,5 836,2 1 042 1 288 1 652,3 2 174,8 2 450,0 1 994,9 2 337,9 2 745,0

Таблица 2

ВВП по производству и по доходам (в текущих ценах) в 2001-2011 гг., млрд руб. [6]

12

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Проанализировав российскую экономическую прессу на эту тему, можно сделать вывод о том, что из-за сложности и нехватки информации эту проблему просто игнорируют и не хотят рассматривать даже специалисты в области макроэкономического анализа. Оценка неравновесия (существующая постоянно) - пока что недостижимое состояние экономики для России и не потому, что такое состояние не присутствует в российской экономике, скорее, наоборот, это состояние присутствует чаще, чем равновесие. Причина такого положения в оценке состояния неравновесия известна и она полностью зависит от СНС, поскольку методика СНС построена на принципах равновесия.

Российская Федерация перешла на новую систему оценки по доходам, отошла от совокупного общественного продукта и валового выпуска и стала оценивать по ВВП и ВРП. При этом получила дополнительную проблему - равнозначность стоимости произведенного продукта и оказанных услуг и общего объема доходов в стране. Предпосылка о равнозначности этих двух элементов является краеугольным камнем всей СНС, и это признают многие специалисты в области системы [4].

Проблема заключается в следующем: или выбираем аксиому равнозначности и рассчитываем показатели аппроксиметрии, как это делается в настоящее время, или считаем отдельно стоимость продукции и оказанных услуг по ВДС и отдельно общую сумму доходов по известной системе баланса денежных доходов и расходов (БДДР) в балансе народного хозяйства (БНХ), которая применяется в РФ.

В дальнейшем, сопоставляя эти показатели, выходим на неравновесное состояние экономики с предупреждением нарастания экономического кризиса в стране.

Росстат в этой проблеме винить нельзя. Росстат делает то, что рекомендует Статистическая комиссия при ООН по СНС. Применение методики СНС по равновесной стоимости произведенного продукта (ВВП по производству) и общих объемов доходов в стране (ВВП по доходам) не позволяет противопоставить совокупный спрос и совокупное предложение, а значит, и определить состояние неравновесия в России. Система национальных счетов в том виде, в котором применяется в настоящее время, односторонне оценивает всю экономику России -всегда равновесное состояние [6]. Таким образом, западные страны были вынуждены применять методику равновесия, которая перешла и в РФ.

Признавая наличие неравновесия, там все же не смогли рассчитать фактического состояния неравновесия, поэтому равновесие было заложено в основную концепцию СНС. Такая методика в западных странах в известном смысле оправдана, поскольку случаи сокрытия доходов крайне редки. В России занижение объемов ВРП и ВВП напрямую связано с муниципальным уровнем, поскольку базовыми показателями для расчета ВВП и ВРП являются отчетные данные по форме № 1-предприятие. Именно там стоимостная оценка результатов экономической деятельности теряет эти 40-50 %, которые специалисты считают «теневой экономикой».

Если будет продолжаться такое сокрытие доходов, то надо решать: или переходить на систему оценки неравновесия через БНХ по БДДР, или по источникам получения доходов, но только точно рассчитанных. В первом случае автор предлагает дополнительно добавить к расчетам необходимую информацию о доходах в стране (счетов производства) и тем самым сопоставить стоимость произведенного продукта с полученной фактической суммой доходов. В конечном счете надо подтвердить фактические расхождения между стоимостью произведенного продукта и наличием доходов в стране. Или создавать новую единую систему оценки на базе расчетов валового муниципального продукта (ВМП) с последующим расчетом ВРП и ВВП, что, естественно, по мнению автора, предпочтительнее. То есть точно оценить ВРП и ВВП с помощью новой организации через ВМП, а потом и ВРП.

Против идеи равнозначности доходов (ВДС) и стоимости созданного продукта, по сути, нет серьезных возражений, но только в том случае, если в стране точно рассчитываются доходы. Что касается западных стран с рыночной экономикой, то, по всей вероятности, там так и происходят расчеты ВДС. В отношении РФ этого сказать нельзя, поскольку общеизвестно, что в стране большой объем составляет теневая экономика. Это значит, что налогоплательщики скрывают свои доходы, параллельно значительно уменьшая объемы ВВП и ВРП. Тем самым снижаются объемы указанных показателей из-за желания уменьшить социальные налоги и налоги на доходы.

Расчеты ВРП на базе муниципального продукта, рассчитанного в самом муниципальном образовании, пока в России не производятся. Региональный уровень управления не использует показателей муниципальных образований в созданной

продукции по субъекту, да и само муниципальное образование не представляет, сколько произвело вновь созданной добавленной стоимости на своей территории. При новой организации расчетов ВМП муниципальная власть будет точно знать, кто скрывает доходы, поскольку близко находится к предприятиям и организациям, т. е. в самих муниципальных образованиях. Территориальные органы статистики в настоящее время находятся в областных и региональных центрах и при подведении общих итогов по субъекту не могут проверить всех отчетных данных, поступающих из всех МО. Вне зависимости от увеличения численности органов статистики на муниципальном уровне, увеличение объемов ВВП за счет снижения сокрытых доходов (даже просто за счет увеличения сборов налогов на доходы) позволит резко увеличить доходы, а значит, и стоимостный объем продукции.

Автор предлагает создать новую статистическую систему расчетов через муниципальный уровень (см. рисунок).

Примером действующего международного стандарта является «Европейская система национальных и региональных счетов (European System of National and Regionl Accounts - ESA), в которую входят и расчеты муниципального продукта (NUYAS-3). На территории РФ ВМП рассчитывается только в отдельных МО республик Татарстан и Коми, Челябинской и Новгородской областях, и только в будущем Росстат (в 2016 г.) [7] намерен рассчитывать ВМП и осуществить комплекс работ по построению субрегиональных сводных показателей.

Существующая в настоящее время оценка деятельности муниципальных образований с использованием большого количества социальных показателей согласно Указу Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» без показателя ВМП не соответствует логике оценки экономической деятельности субъектов РФ. Складывается парадоксальная ситуация: Росстат регулярно рассчитывает валовой региональный продукт каждого субъекта РФ, не зная общего муниципального продукта. То есть региональный продукт субъекта - это не сумма муниципальных продуктов данного субъекта, а сумма отчетных данных предприятий и организаций, находящихся на территории муниципальных образований по ВДС с чистыми налогами, полученными напрямую по форме федерального статистического наблюдения № П-1.

Не зная вклада каждого муниципального образования в общий итог по региону, невозможно объективно оценить результаты деятельности муниципальных образований. Именно поэтому ряд указанных выше проблем в РФ до сих пор не решен. Особенно это касается расчетов общего стоимостного объема выпущенной продукции и оказанных услуг по МО. В связи с тем, что муниципальный продукт не рассчитывается по муниципальным образованиям, можно предположить, что это одна из основных причин потери по показателю ВРП и ВВП. Для того чтобы рассчитывать ВМП и объединить его с ВВП и ВРП, необходимо создать муниципальную статистику, которая уже начинает

g б - предлагаемая

функционировать в стране. Создание муниципальной статистики в Российской Федерации является одним из направлений реализации ныне действующих Федеральных законов от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что теневая экономика РФ оценивается в 46 % от ВВП ежегодно. В 1994-2011 гг. из России незаконно вывезено 211,5 млрд долл. в виде скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми.

Глава GFI Р. Бэйкер отметил, что были потеряны сотни миллиардов долларов, которые можно было бы инвестировать в российские системы здравоохранения, образования и инфраструктуру. В то же время более половины триллиона долларов было инвестировано в российскую теневую экономику, увеличивая преступность и коррупцию [8].

Объемы ВВП и ВРП в Российской Федерации уменьшаются не специально, а параллельно уменьшению доходов в сфере производства продуктов и оказания услуг из-за желания скрыть доходы и

Список литературы

1. ВВП России увеличат в полтора раза, сосчитав снаряды и бомбы. URL: http://top. rbc. ru/economics/21/08/2013/871019.shtml.

2. Каменских М., Трунин П. Мониторинг финансовой нестабильности в развивающихся экономиках (на примере России). М.: ИЭП, 2007.

3. Медведев Д. А. Пресс-конференция по итогам саммита «Группы двадцати». URL: http:// kremlin. ru/transcripts/5578.

4. Нусратуллин В. К. Неравнове сная экономика: 2-е изд. М.: Спутник+, 2006. 482 с.

5. О Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в междуна-

List of references

1. Gross domestic product of Russia will increase by one and a half times, having counted shells and bombs [VVP Rossii uvelichat v poltora raza, soschitav snariady i bomby]. Available at: http://top. rbc. ru/ economics/21/08/2013/871019.shtml.

2. Kamenskikh M., Trunin P. Monitoring of

прибыль. Исправить такое положение возможно, если полностью изменить организацию расчетов оценки через ВМП в МО.

На основании сказанного можно сделать выводы:

- в РФ необходимо создать единую систему оценки результатов экономической деятельности страны с использованием показателя ВМП, который должен рассчитываться регулярно по всем муниципальным образованиям страны;

- единая система оценки должна объединять муниципальный, региональный и федеральный уровни с расчетами ВРП на основании ВМП, а ВВП на основании ВРП;

- система оценки должна включать оценку муниципальных продуктов по ВМП с расчетами динамики и структуры созданного продукта по муниципальным образованиям;

- распределение грантов и премий по муниципальным образованиям субъекты Федерации должны производить на основании главного показателя - стоимостной оценки созданного продукта, через ВДС с выходом на ВМП;

- при создании единой системы оценки форму отчетности № 1-предприятие целесообразно использовать в самом МО с последующей передачей ВДС МО на территориальный уровень.

родной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.10.1992 №3708-1.

6. Очкин О. А., Сухорукова Т. А. Современная оценка результатов экономической деятельности. Ростов-н/Д: СКАГС, 2011. С. 26.

7. Суринов А. Е. Задачи и приоритетные направления развития статистики в 2011 году // Вопросы статистики. 2011. № 4. С. 3-9.

8. Теневую экономику РФ оценили в 46 % ВВП ежегодно. URL: http://top. rbc. ru/economics/13/02/2 013/844992.shtml.

financial instability in developing economy (on the example of Russia) [Monitoring finansovoi nestabil'nosti v razvivaiushchikhsia ekonomikakh (na primere Rossii)]. Moscow, IEP, 2007.

3. Medvedev. D. A. Press conference following the results of the summit of «Group of twenty». Available at: http://kremlin. ru/transcripts/5578.

4. Nusratullin V. K. Nonequilibrium economy: 2nd prod [Neravnovesnaia ekonomika] / Moscow, Sputnik+, 2006, 482 p.

5. About the State program of transition of the Russian Federation on the system of the account accepted in the international practice and statisticians according to requirements of development of market economy: resolution of the Supreme Council of the Russian Federation of 23.10.1992 No. 3708-1.

6. Ochkin O.A., Sukhorukova T. A. Modern assessment of results of economic activity [Sovremennaia

otsenka rezul'tatov ekonomicheskoi deiatel'nosti], Rostov-n/D, SKAGS, 2011, p. 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. SurinovA. E. Tasks and the priority directions of development of statistics in 2011 [Zadachi i prioritetnye napravleniia razvitiia statistiki v 2011 godu], Voprosy statistiki - Statistics questions, 2011, no. 4, pp. 3-9.

8. Shadow economy of the Russian Federation estimated at 46 % of gross domestic product annually [Tenevuiu ekonomiku RF otsenili v 46 % VVP ezhegodno]. Available at: http://top. rbc. ru/economic s/13/02/2013/844992.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.