Научная статья на тему 'Можгинско-малопруднинская подгруппа собственно-южных удмуртов'

Можгинско-малопруднинская подгруппа собственно-южных удмуртов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЖГИНСКО-МАЛОПУРГИНСКАЯ ПОДГРУППА / MOZHGINSKY-MALOPURGINSKY SUBGROUP / СОБСТВЕННО-ЮЖНЫЕ УДМУРТЫ / SOUTHERN UDMURTS / ТРАДИЦИОННОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО / TRADITIONAL PATTERNED WEAVING / ПОДГОЛОВНИКИ / HEADRESTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косарева Ирина Алексеевна

Впервые изложены новые данные, полученные автором в ходе полевых исследований последних лет. Можгинско-малопургинские удмурты этнографическая подгруппа собственно-южных удмуртов, проживающая на обширной территории южной Удмуртии. Старшее поколение информаторов сохранило память о запрете браков с соседями представителями другого этнографического подразделения. Традиционная культура можгинско-малопургинских удмуртов обладает своей спецификой, ярко выраженной в узорном ткачестве. Ткачихи данной подгруппы владели всеми техническими приёмами изготовления узорного текстиля. Набор женских украшений этой части удмуртского народа обладает своими конструктивными особенностями и названиями предметов. Можгинско-малопургинские удмурты изготовливали богато орнаментированные резьбой и раскраской деревянные подголовники, в декорировании которых использовались орнаменты узорного ткачества. Явления материальной культуры данной подгруппы обнаруживают заметное влияние тюркских традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mozginsky-Malopurginsky subgroup of indigenously Southern Udmurts

The paper covers the new data obtained by the author during field studies in recent years. MozhginskyMalopurginsky Udmurts are an ethnographic subgroup of southern Udmurts living in the vast territory of southern Udmurtia. The older generation of informants preserved in their memory the prohibition of marriages with their neighbors representing other ethnographic subdivisions. Mozhginsky-malopurginsky Udmurts’ traditional culture has its own specific features, clearly defined in pattern weaving. The weavers of this subgroup owned all techniques of patterned textiles. A set of female ornaments of this part of Udmurt people has its own design features and names of objects. MozhginskyMalopurginsky Udmurts manufactured wooden headrests richly ornamented with carving and coloring, and decorated them with the ornaments of pattern weaving. The phenomena of material culture of this subgroup show a marked influence of Turkic traditions.

Текст научной работы на тему «Можгинско-малопруднинская подгруппа собственно-южных удмуртов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369). История. Вып. 64. С. 37-40.

УДК 39 (511.131) (045)

ББК (63.521 (664.1)

И. А. Косарева

МОЖГИНСКО-МАЛОПУРГИНСКАЯ ПОДГРУППА СОБСТВЕННО-ЮЖНЫХ УДМУРТОВ

Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант № 06-01-18-129-е.

Впервые изложены новые данные, полученные автором в ходе полевых исследований последних лет. Можгинско-малопургинские удмурты - этнографическая подгруппа собственно-южных удмуртов, проживающая на обширной территории южной Удмуртии. Старшее поколение информаторов сохранило память о запрете браков с соседями - представителями другого этнографического подразделения. Традиционная культура можгинско-малопургинских удмуртов обладает своей спецификой, ярко выраженной в узорном ткачестве. Ткачихи данной подгруппы владели всеми техническими приёмами изготовления узорного текстиля. Набор женских украшений этой части удмуртского народа обладает своими конструктивными особенностями и названиями предметов. Можгинско-ма-лопургинские удмурты изготовливали богато орнаментированные резьбой и раскраской деревянные подголовники, в декорировании которых использовались орнаменты узорного ткачества. Явления материальной культуры данной подгруппы обнаруживают заметное влияние тюркских традиций.

Ключевые слова: можгинско-малопургинская подгруппа; собственно-южные удмурты; традиционное узорное ткачество; подголовники.

Ареал этой подгруппы охватывает значительную площадь. Он включает восточную часть Вавожского, северную половину Можгинского, основную часть Увинского района и расположенные на правом берегу р. Иж земли Малопургин-ского и Завьяловского районов. Можгинско-ма-лопургинская подгруппа проживает компактно, однако её ареал состоит из нескольких крупных освоенных земледельцами массивов, окружённых лесами. Перечислим их: 1) Большеучинский, 2) Норьинский, 3) Малопургинский, 4) Ижевский, 5) Люкский.

Исследования, позволившие выделить данную группу, были проведены в Вавожском районе в деревнях: Ожги, Новые Какси, Большое Волко-во, Чемошур-Докья, Гурезь-Пудга, Пужмоил, Васькино, Малый Зяглуд, Каменный Ключ и в с. Волипельга. В Можгинском районе в деревнях: Камышлы, Сундо-Уча, Пазял-Зумья, Пазял, Чужъем, Большая Пудга, Малая Пудга, Малая Копка, Малая Воложикья, Чемошур-Уча, Атаба-ево, Верхние Юри, Каменный Ключ, Акаршур, Бальзяшур, Новая Бия, Петухово, Мельниково, Чурашур и в с. Большая Уча. В Увинском районе в деревнях: Нова Вамья, Сухая Видзя, Пу-нем, Большой Жужгес, Малый Жужгес, Красное, Рябиновка, Турынгурт, Динтем-Вамья, Ки-би-Жикья, Мульшур, Кочур, Новый Кыйлуд и в с. Кыйлуд. В Малопургинскомрайоне в деревнях: Баграш-Бигра, Абдэс-Урдэс, Бобья-Уча, Бажано-

во, Кечур, Капустино, Кулаево, Гожня, Алганча-Игра, Нижние Юри, Средние Юри, Новая Монья, Старая Монья, Быстрово и в с. Ильинское. В За-вьяловском районе в деревнях: Новый Сентег, Старый Сентег, Шабердино, Майский, Подшива-лово, Верхний Жанвай, Большая Венья, Средний Постол и в с. Люк.

На юго-востоке ареала можгинско-малопур-гинских удмуртов сохранились деревни, в которых сосуществовали социально-культовые группы луд выжы и быдзым куала выжы. Перечис-лимих: Верхние Юри, Каменный Ключ, Акашур, Бальзяшур, Новая Бия Можгинского района; Баграш-Бигра, Гожня, Алганча-Игра, Средние Юри, Нижние Юри, Новая Монья, Старая Монья, Абдэс-Урдэс, Бобья-Уча, Быстрово, Итешево и в с. Ильинское Малопургинского района. На южной окраине Малопургинского района, близко к ареалу алнашско-киясовской подгруппы, населённой носителями культа Булды, около д. Средние Юри, находилось святилище Булды.

Внутри ареала можгинско-малопургинских удмуртов действовали брачные связи. Пожилые информаторы вспоминали о запрете браков с деревнями, относящимися к соседней алнашско-ки-ясовской подгруппе, ареал которой расположен южнее (об этом я уже писала в разделе, посвящён-ном алнашско-киясовской подгруппе). Так, Илья Леонтьевич Петров 1928 г. р. из д. Средние Юри Малопургинского района сообщил, что в прошлом

старики не разрешали заключать браки с расположенными неподалёку, за с. Большая Кибья Мож-гинского района, деревнями Пойкино, Оркино, Нижний Сырьез и др. (они относятся к алнашско-киясовской подгруппе). Можно было заключать браки с расположенными севернее деревнями Ма-лопургинского и Можгинского районов (они относятся к можгинско-малопургинской подгруппе). В то же время действовали брачные связи между отдалёнными деревнями внутри ареала подгруппы. Так, Никита Васильевич Храмов 1929 г. р., уроженец д. Гожня Малопургинского района, поведал, что его отец искал ему невесту под Можгой, а он женился на гожнинской девушке.

Набор традиционных украшений можгин-ско-малопургинских удмуртов включал перевязь бутьмар и массивное нагрудное украшение чыртывесь (от удм. чырты 'шея', весь 'бусы'), состоящее из трёх продольных отрезков ткани, пришитых к месяцевидной части, располагаемой около шеи. Эта месяцевидная часть в деревнях около с. Малая Пурга существовала в качестве украшения йырйыл 'голова-верхушка', которое можно носить отдельно. А во многих других деревнях её сшивали вместе с тремя вертикальными полосками. Цельное, сшитое воедино украшение удобнее носить, когда надевают полный набор, демонстрирующий всё богатство. Но такой набор был слишком тяжёлым, и многие женщины предпочитали на праздники надевать только его небольшую верхнюю часть - йырйыл.

В нескольких деревнях, расположенных в междуречье р. Увы и р. Нылги, традиционное можгинско-малопургинское украшение бытовало под двумя названиями - чыртывесь и гурул (от удм. гурул 'подбородок, зоб у зверей и птиц, свисающий жир на шее быка').

Предметы народного искусства часто указывают на действие внутри этнографического подразделения информационных связей, обуславливающих сохранение и развитие традиций, присущих данной группе населения. В частности, только внутри ареала можгинско-малопургинской подгруппы изготавливали и носили головные полотенца чалма, декоративные концы которых были выполнены в закладной технике. Браную, выборную, переборную техники использовали при создании чалм повсеместно, а закладную только у можгинско-малопургинских удмуртов. Практически на всей территории этой подгруппы изготавливали деревянные подголовники йыразьпул (подставки для подушек), украшенные плоскорельефной, пропильной или накладной резьбой и раскраской. Орнаменты этих изделий чаще всего

воспроизводят декор безворсовых южноудмуртских ковров или скомбинированы из отдельных элементов узоров южноудмуртского ткачества. За пределами данной территории подобные декоративные вещи не изготавливали1.

Можгинско-малопургинские удмурты шили женские рубахи из пестряди, в которой часто преобладал тёмно-красный цвет. Ширина оборки была различной. В д. Баграш-Бигра и соседних деревнях - средней, а западнее, в деревнях Бобья-Уча, Каменный Ключ и других - высокой, от бедра. Модернизированный покрой женских рубах имел различные варианты (особенности оформления нагрудного разреза, наличие или отсутствие ластовиц, кокеток, манжет). Образцы или хотя бы фрагменты рубах, предшествовавших модернизированным вещам, обнаружить не удалось. Однако удалось выяснить, что для этой подгруппы был характерен покрой штанов с широким шагом. Среди образцов пестряди мож-гинско-малопургинских удмуртов встречаются ткани с узором кеж пужы, получаемом благодаря неравномерному окрашиванию нитей основы будущей ткани.

Такие черты материальной культуры, как перевязь и её татарское название бутьмар, покрой штанов с широким шагом, ткани с узором кеж пужы, свидетельствуют о тюркском влиянии на эту группу.

В то же время данные диалектологии рисуют сложную картину: население можгинско-мало-пургинской подгруппы является носителем как южного наречия (его средне-южного говора), так и срединных говоров (а именно - правобережных говоров среднеижского диалекта и нылгинских говоров)2.

По данным ландратской переписи 1716 г., деревни можгинско-малопургинских удмуртов входили в три сотни: Тохтарки Иванова (сейчас это деревни восточной части Вавожского, южной части Увинского, северной окраины Можгинского районов), Андрея Байтемирова (ныне это деревни Малопургинского района) и Пронки Янмурзина (в наши дни это деревни Завьяловского и северозападной окраины Малопургинского районов). Узнать в этом списке можно следующие существующие в наше время деревни.

В сотне Тохтарки Иванова:

деревня по речке Сулде Учи 5 дворов, 19 человек - Сундо Уча Можгинского района;

1 Косарева И. А. Декор удмуртских деревянных подголовников... С. 132-143.

2 Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А., Семёнов В. Г., Отстав-нова Г. В. Диалектологический атлас удмуртского языка. С. 43-45.

Можгинско-Малопруднинская подгруппа собственно-южных удмуртов.

39

Новая Какся 18 дворов, 80 человек - Новая Какся Вавожского района;

Вавож-Можга 12 дворов, 50 человек - с. Ва-вож Вавожского района;

Жужгес-Пельги 22 двора, 88 человек - Большой Жужгес Увинского района;

Нылги-Жукье 8 дворов, 43 человека - с. Ныл-га Увинского района;

Каравай-Юмья 5 дворов, 23 человека - Каравай Юмья существовала ещё в 1970-е гг. на юге Увинского района;

Локлес-Жикьи 7 дворов, 31 человек - Лоллез-Жикья Увинского района;

Булай-Юмья 10 дворов, 42 человека - Булай Увинского района;

Чемашур-Уча 3 двора, 15 человек - Чемошур-Уча Можгинского района;

Валай-Жикья 4 двора, 17 человек - Большая Воложикья существовала ещё в 1970-е гг. в 5 км от с. Малая Воложикья Можгинского района;

починок по речке Куловай Уче 2 двора, 13 человек - Кельвай Уча Можгинского района существовала ещё в 1970-е гг. в 6 км от с. Большая Уча;

деревня по речке Пазян-Жикье 9 дворов, 42 человека - Пазял Можгинского района;

Позям-Юмья 3 двора, 15 человек - Пазял-Зу-мья Можгинского района;

Большая Уча 20 дворов, 94 человека - с. Большая Уча Можгинского района;

Кибья-Жикья 23 двора, 111 человек - Киби-Жикья Увинского района;

Гурес-Подга 7 дворов, 36 человек - Гурезь-Пудга Вавожского района (ЦГАДА. Ф. 350. Д. 1061. Л. 650-768)

В сотне Андрея Байтемирова:

Игирча-Игра 10 дворов, 38 человек - Алганча-Игра Малопургинского района;

Гожня 11 дворов, 43 человека - Гожня Мало-пургинского района;

Багряш 22 двора, 86 человек - Баграш-Бигра Малопургинского района;

Буро-Жикья 15 дворов, 75 человек - Старая Бурожикья Малопургинского района;

Лек Ожмес Монья, а Можга тож 13 дворов, 55 человек - Старая Монья Малопургинского района;

Поже-Уча - 13 дворов, 78 человек - с. Ильин-ское Малопургинского района;

Убдэс 19 дворов, 93 человека - Абдэс-Урдэс Малопургинского района;

Бобья-Уча 12 дворов, 56 человек - Бобья Уча Малопургинского района;

Малая Уча 17 дворов, 86 человек - Малая Уча Малопургинского района;

Лодзи-Шудзи 1 двор, 3 человека - Лудзи-Шудзи Малопургинского района;

Юри 6 дворов, 29 человек - Средние Юри или Нижние Юри Малопургинского района или Верхние Юри Можгинского района (ЦГАДА. Ф. 350. Д. 1061. Л. 514-607).

В сотне Пронки Янмурзина:

Вуко-Чудья 6 дворов, 32 человека - Шаберди-но Завьяловского района;

Люк, словёт Новый Сетек 2 двора, 13 человек - Новый Сентег Завьловского района;

Егол-Чудья, Подборное тож 7 дворов, 35 человек - Ягул - деревня, оказавшаяся в черте посёлка Ижевский завод. Она располагалась у речки Подборенки, возле соснового бора, на территории которого в годы советской власти был создан парк им. Кирова. Сосны парка частично уцелели до сих пор. (Ягул от удм. яг 'сосновый бор'; ул 'низ');

Лодзя 18 дворов, 96 человек - Непременная Лудзя Завьяловского района;

Венья 33 двора, 166 человек - Большая Венья Завьяловскогорайона;

поч. Сизяшур-Норья 3 двора, 19 человек - Си-зяшур Малопургинского района;

Постол-Нырья 11 дворов, 47 человек - Иваново-Самарское Малопургинского района;

Постол-Можга 4 двора, 18 человек - Постол Завьяловского района;

Курчем-Нырья Малопургинского района 28 дворов, 128 человек - Курчум-Норья Малопур-гинского района;

Малая Бодья 15 дворов, 77 человек - Малая Бодья Малопургинского района;

Большая Нырья 32 двора, 146 человек - с. Но-рья Малопургинского района;

Верхняя Лодзя 6 дворов 32 человека - Верхняя Лудзя Завьяловского района;

Лодзя-Норья 15 дворов, 62 человека - Лудзя-Норья завьяловского района (ЦГАДА. Ф. 350. Д. 1061. Л. 273-380).

Таким образом, в центре ареала собственно-южных удмуртов исторически сложилась значительная по территории и численности населения, скреплённая брачными связями можгинско-мало-пургинская подгруппа. Значительность территории, большая численность населения, различные традиционные языческие верования, языковые различия свидетельствуют о сложности формирования этого этнографического подразделения. И, тем не менее, данная подгруппа демонстрирует единство традиций костюма, женских украшений, народного искусства (ковроделия, от деревень Малопургинского района на востоке до с. Воли-

пельга на западе; уникальных по декоративному оформлению, воспроизводящих тканые орнаменты подголовников, бытовавших от окрестностей с. Люк Завьяловского района на северо-востоке до с. Большое Волково и д. Сулвай Вавожского района на западе и окрестностей с. Нылга Увинского района на юге ареала подгруппы).

Данная выявленная на этнографическом материале группа, при размахе её территории, многочисленности населения, диалектной неоднородности, выглядит наименее определённо выявленной. Возможно, в этой части этноса шло наиболее интенсивное смешение населения и образовался «среднеюжный» переходный ареал.

Список литературы

1. Косарева, И. А. Декор удмуртских деревянных подголовников в контексте народного искусства удмуртов / И. А. Косарева // Удмуртия: новые исследования. - Ижевск: Удмуртия, 1991. - С. 132-143.

2. Насибуллин, Р. Ш. Диалектологический атлас удмуртского языка / Р. Ш. Насибуллин, С. А. Максимов, В. Г. Семёнов В, Г. В. Отставнова. - Вып. 1. - Ижевск, 2009. - 259 с.

Сведения об авторе

Косарева Ирина Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств и художественно-педагогического моделирования Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета.

ira.kosareva.60@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 14 (369). History. Issue 64. P. 37-40.

MOZGINSKY-MALOPURGINSKY SUBGROUP OF INDIGENOUSLY SOUTHERN UDMURTS

This article is based on field research conducted with the support of Grant № 06-01-18129-e.

I. A. Kosareva

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, the Department of Arts History and Pedagogical

Modeling, Institute of Arts and Design, Udmurt State University (Izhevsk). ira.kosareva.60@mail.ru

The paper covers the new data obtained by the author during field studies in recent years. Mozhginsky-Malopurginsky Udmurts are an ethnographic subgroup of southern Udmurts living in the vast territory of southern Udmurtia. The older generation of informants preserved in their memory the prohibition of marriages with their neighbors representing other ethnographic subdivisions.

Mozhginsky-malopurginsky Udmurts' traditional culture has its own specific features, clearly defined in pattern weaving. The weavers of this subgroup owned all techniques of patterned textiles. A set of female ornaments of this part of Udmurt people has its own design features and names of objects. Mozhginsky-Malopurginsky Udmurts manufactured wooden headrests richly ornamented with carving and coloring, and decorated them with the ornaments of pattern weaving. The phenomena of material culture of this subgroup show a marked influence of Turkic traditions.

Keywords: Mozhginsky-malopurginsky subgroup; southern Udmurts; traditional patterned weaving; headrests.

References

1. Kosareva I.A. Dekor udmurtskih derevyannih podgolovnikov v kontekste narodnogo iskusstva udmur-tov [Decor Udmurt wooden headrests in the context of folk art]. Udmurtiya: novie issledovaniya [Udmurtia Udmurt: new research]. Izhevsk, Udmurtiya Publ., 1991. Pp. 132-143. (In Russ.).

2. Nasibullin R.Sh., Maksimov S.A., Semionov V.G., Otstavnova G.V. Dialektologicheskij atlas ud-murtskogo iazyka [Dialectological atlas Udmurt language], iss. 1. Izhevsk, 2009. 259 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.