Научная статья на тему 'Может ли педагог дошкольного образования провести экспертизу игрушки?'

Может ли педагог дошкольного образования провести экспертизу игрушки? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1064
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИГРУШКА / РАННИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коточигова Елена Вадимовна

Вопросы формирования игровой деятельности всегда остаются в центре внимания как ученых, так и практиков. Детская игра напрямую связана с игрушкой. В настоящее время, в соответствии с огромной вариативностью игр, игровых пособий, игрушек возникает потребность разбираться в этом многообразии игрового материала. Хотя необходимость психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей возникла давно, до последнего времени полнее, подробнее были оформлены принципы и критерии оценки игрушек по санитарногигиеническому свойству. Необходимо понимание того, что для развития ребенка могут дать те или иные игрушки, то есть необходима не только санитарно гигиеническая, но и психолого педагогическая экспертиза. Особенно внимательным надо быть при проектировании предметно развивающей среды, приобретении игрушек для детей раннего возраста. Мы предположили, что: педагоги практики дошкольного образования могут провести оценку игрушек, если используют удобный компактный «инструмент» лист оценки игрушки. Цель исследования: сконструировать инструмент для проведения экспертизы педагогами практиками игрушек, предлагаемых детям раннего возраста. Методы, используемые при проведении исследования: анализ литературы, опросный метод, метод экспертных оценок, анализ результатов опроса педагогов дошкольного образования. В ряде работ отечественных детских психологов дается определение понятию «развивающая игрушка», предлагаются критерии психолого педагогической экспертизы игрушки, выделяется специфика критериев игровой продукции в соответствии с задачами конкретного возрастного периода [4, 5, 6, 7,]. Смирнова Е.О. опирается на понимании игры как свободной, эмоционально насыщенной, творческой, активной деятельности [5, с.48], на понятие «развитие» [5, с.45]. Критерии для проведения психолого педагогической экспертизы названы следующие: этические и эстетические качества игрушки, привлекательность, возможность активизации деятельности ребенка (последний выделяется как главный критерий). В другой работе, говоря о психологической экспертизе игрушек, авторы в качестве исходных позиций называют культурно исторический подход (Л.С. Выготский) и периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина [1, 2, 8]. Для нашего исследования важным является утверждение, что «игровая деятельность, «выращивает» индивидуальное психическое новообразование, развивает социально эмоциональную сферу (мотивационно личностную) и интеллектуально познавательную сферу (операционально техническую), способствует достижение и реализации задач возраста, конкретных на каждом возрастном этапе и объективированных в соответствующих системах игрушек» [7, с.6]. 57 Результаты анализа международного опыта в сфере экспертизы игрушки и игровых пособий [9 10] обращают внимание на практику деятельности общественной организации экспертизы игрушек «Играй с удовольствием» («Spiel gut», Германия). Многолетняя практика откорректировала набор критериев экспертизы игрушки [4]. Нам показался интересным подход к оценке игрушки шведского специалиста Свенссона [3]. Автор предъявляет и аргументирует точку зрения, согласно которой оценка игрушки как хорошей или плохой невозможна, поскольку она определяется многими условиями. Игрушка может быть хорошей или плохой в определенных условиях или для конкретного ребенка, для конкретного случая, с определенной точки зрения [3]. Итак, 1.Существуют разработанные критерии оценки игр, игрушек, игровых пособий как в России, так и за рубежом. 2.Экспертиза игрушек проводится с точки зрения маркетинговой привлекательности, санитарных норм, психолого педагогических позиций. 3.Разработанные учеными и реализуемые на практике критерии оценки игрушки относятся к игрушкам, игровым пособиям не зависимо от возраста. 4.Выделение критериев экспертизы игрушек, предназначенных для детей раннего возраста разработаны недостаточно полно, нуждаются в операционализации. 5.Целесообразным выделить следующие критерии для оценки игрушки детей раннего возраста: соответствие игрушки задачам возраста, возможность активизации деятельности ребенка, открытость для выполнения различных развивающих действий. Разрабатываемый нами инструмент оценки игрушки должен быть полезен педагогу практику, соответствовать его деятельности и быть простым и компактным. Применение оценочного листа педагогами, работающими в одной группе, будет продуктивным в смысле профессионального роста педагогов, так как могут возникнуть дискуссии, размышления педагогов о верности подбора игрушек для детей своей группы. С учетом сказанного выше, мы сконструировали схему матрицу оценочного листа. На втором этапе исследования мы попросили воспитателей детей раннего возраста оценить игрушки для детей раннего возраста, уже прошедших общественную экспертизу. Мы воспользовались материалами объединения независимых экспертов игровой, учебнометодической и электронной продукции для детей (МОО «Экспертиза» [URL: http://www.mooedd. ru]. Эксперты педагоги дошкольного образования, используя разработанный «Лист оценки игрушек для детей раннего возраста» рассматривали каждую из предложенных 5 игрушек, давали ей оценку, заполняли лист оценки. Всего выступило воспитателей в качестве экспертов 61 человек. Сравнивая общую оценку игрушек экспертным сообществом и воспитателями групп раннего возраста, можно говорить о совпадении оценок. На третьем этапе проводился опрос, участвующих в исследовании педагогов, выступивших в качестве экспертов. Мы предложили ответить на ряд вопросов, касающихся качества разработанного нами листа оценки. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Предположение о том, что педагоги практики дошкольного образования могут провести экспертизу игрушек, если используют удобный компактный «инструмент» лист оценки игрушки, подтвердилась. 2. Промежуточные выводы, сделанные по ходу исследования, состоят в следующем: • говоря о психолого педагогической экспертизе игрушек для детей раннего возраста, мы подразумеваем не только выделение критериев с точки зрения развивающего эффекта и педагогической полезности, но с точки зрения возможности осуществления данной экспертизы педагогами практиками; • воспитателям необходим простой и полезный «инструмент», позволяющий им грамотно и осознанно проектировать развивающую предметно пространственную среду группы; • в качестве «рабочего инструмента», можно использовать разработанный нами лист оценки игрушек. 3. Необходима доработка листа оценки игрушек для детей раннего возраста и описания возможностей использования его в практической деятельности педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Может ли педагог дошкольного образования провести экспертизу игрушки?»

Может ли педагог дошкольного образования провести экспертизу игрушки?

Коточигова Елена Вадимовна

ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"

Ключевые слова:

психолого-педагогическая экспертиза, игрушка, ранний возраст

Вопросы формирования игровой деятельности всегда остаются в центре внимания как ученых, так и практиков. Детская игра напрямую связана с игрушкой. В настоящее время, в соответствии с огромной вариативностью игр, игровых пособий, игрушек возникает потребность разбираться в этом многообразии игрового материала.

Хотя необходимость психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей возникла давно, до последнего времени полнее, подробнее были оформлены принципы и критерии оценки игрушек по санитарно-гигиеническому свойству.

Необходимо понимание того, что для развития ребенка могут дать те или иные игрушки, то есть необходима не только санитарно - гигиеническая, но и психолого - педагогическая экспертиза.

Особенно внимательным надо быть при проектировании предметно - развивающей среды, приобретении игрушек для детей раннего возраста.

Мы предположили, что: педагоги - практики дошкольного образования могут провести оценку игрушек, если используют удобный компактный «инструмент» - лист оценки игрушки.

Цель исследования: сконструировать инструмент для проведения экспертизы педагогами -практиками игрушек, предлагаемых детям раннего возраста.

Методы, используемые при проведении исследования: анализ литературы, опросный метод, метод экспертных оценок, анализ результатов опроса педагогов дошкольного образования.

В ряде работ отечественных детских психологов дается определение понятию «развивающая игрушка», предлагаются критерии психолого - педагогической экспертизы игрушки, выделяется специфика критериев игровой продукции в соответствии с задачами конкретного возрастного периода [4, 5, 6, 7,].

Смирнова Е.О. опирается на понимании игры как свободной, эмоционально - насыщенной, творческой, активной деятельности [5, с.48], на понятие «развитие» [5, с.45].

Критерии для проведения психолого - педагогической экспертизы названы следующие: этические и эстетические качества игрушки, привлекательность, возможность активизации деятельности ребенка (последний выделяется как главный критерий).

В другой работе, говоря о психологической экспертизе игрушек, авторы в качестве исходных позиций называют культурно - исторический подход (Л.С. Выготский) и периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина [1, 2, 8]. Для нашего исследования важным является утверждение, что «игровая деятельность, «выращивает» индивидуальное психическое новообразование, развивает социально - эмоциональную сферу (мотивационно - личностную) и интеллектуально - познавательную сферу (операционально - техническую), способствует достижение и реализации задач возраста, конкретных на каждом возрастном этапе и объективированных в соответствующих системах игрушек» [7, с.6].

Результаты анализа международного опыта в сфере экспертизы игрушки и игровых пособий [9 -10] обращают внимание на практику деятельности общественной организации экспертизы игрушек «Играй с удовольствием» («Spiel gut», Германия).

Многолетняя практика откорректировала набор критериев экспертизы игрушки [4].

Нам показался интересным подход к оценке игрушки шведского специалиста Свенссона [3]. Автор предъявляет и аргументирует точку зрения, согласно которой оценка игрушки как хорошей или плохой невозможна, поскольку она определяется многими условиями. Игрушка может быть хорошей или плохой в определенных условиях или для конкретного ребенка, для конкретного случая, с определенной точки зрения [3].

Итак,

1.Существуют разработанные критерии оценки игр, игрушек, игровых пособий как в

России, так и за рубежом. 2.Экспертиза игрушек проводится с точки зрения маркетинговой привлекательности, санитарных норм, психолого - педагогических позиций.

3.Разработанные учеными и реализуемые на практике критерии оценки игрушки относятся к игрушкам, игровым пособиям не зависимо от возраста.

4.Выделение критериев экспертизы игрушек, предназначенных для детей раннего возраста разработаны недостаточно полно, нуждаются в операционализации.

5.Целесообразным выделить следующие критерии для оценки игрушки детей раннего возраста: соответствие игрушки задачам возраста, возможность активизации деятельности ребенка, открытость для выполнения различных развивающих действий.

Разрабатываемый нами инструмент оценки игрушки должен быть полезен педагогу - практику, соответствовать его деятельности и быть простым и компактным. Применение оценочного листа педагогами, работающими в одной группе, будет продуктивным в смысле профессионального роста педагогов, так как могут возникнуть дискуссии, размышления педагогов о верности подбора игрушек для детей своей группы.

С учетом сказанного выше, мы сконструировали схему - матрицу оценочного листа.

На втором этапе исследования мы попросили воспитателей детей раннего возраста оценить игрушки для детей раннего возраста, уже прошедших общественную экспертизу. Мы воспользовались материалами объединения независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей (МОО «Экспертиза» [URL: http://www.moo-edd.ru].

Эксперты - педагоги дошкольного образования, используя разработанный «Лист оценки игрушек для детей раннего возраста» рассматривали каждую из предложенных 5 игрушек, давали ей оценку, заполняли лист оценки. Всего выступило воспитателей в качестве экспертов -61 человек.

Сравнивая общую оценку игрушек экспертным сообществом и воспитателями групп раннего возраста, можно говорить о совпадении оценок.

На третьем этапе проводился опрос, участвующих в исследовании педагогов, выступивших в качестве экспертов. Мы предложили ответить на ряд вопросов, касающихся качества разработанного нами листа оценки.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Предположение о том, что педагоги - практики дошкольного образования могут провести экспертизу игрушек, если используют удобный компактный «инструмент» - лист оценки игрушки, подтвердилась.

2. Промежуточные выводы, сделанные по ходу исследования, состоят в следующем:

• говоря о психолого - педагогической экспертизе игрушек для детей раннего возраста, мы подразумеваем не только выделение критериев с точки зрения развивающего эффекта и педагогической полезности, но с точки зрения возможности осуществления данной экспертизы педагогами - практиками;

• воспитателям необходим простой и полезный «инструмент», позволяющий им грамотно и осознанно проектировать развивающую предметно - пространственную среду группы;

• в качестве «рабочего инструмента», можно использовать разработанный нами лист оценки игрушек.

3. Необходима доработка листа оценки игрушек для детей раннего возраста и описания возможностей использования его в практической деятельности педагогов дошкольного образования.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966, №6, с. 62 - 76

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004

3. Свенссон К. Экспертиза игрушек в Швеции: культурологический и технологический аспекты -Психологическая наука и образование - 2011, № 2, с. 13-20.

4. Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А., Соколова М. В. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек в Германии и России //Культурно-историческая психология, 2010, № 1.

5. Смирнова Е.О. Психолого - педагогические требования к игрушкам как к средству игры //Психолог в детском саду, 2011, №1, с. 44 - 56

6. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А. и др. Научные основы психолого -педагогической экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008, № 1, с. 16 - 25

7. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование, 2008, №3, с.5 - 19

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978

9. Berg L. E. Defining the good toy - an interactionistic approach // Toys in educational and socio-cultural contexts. Part 1. 2003.

10. Nelson A., Nilsson M. Methodological aspects and results from an inventory of toys in 152 children's rooms // Toys as communication. Part 2. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.