Научная статья на тему 'Может быть, мы еще встретимся…'

Может быть, мы еще встретимся… Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Шпаликов / Тонышев / Студия театрального искусства / Даниил Обухов / Ольга Балацкая / Игорь Лизенгевич / Алла Тарасова / Shpalikov / Tonyshev / Theatre Art Studio / Daniil Obukhov / Olga Balatskaya / Igor Lizengevich / Alla Tarasova

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дмитрий Родионов

Театры все больше работают с киносценариями. В сезоне 2023/2024 пришло время Геннадия Шпаликова. В СТИ – премьера спектакля «Долгая счастливая жизнь». Режиссер и автор сценария Сергей Тонышев назвал постановку миражом по одноименному сценарию и прозе Г.Ф. Шпаликова. Автор рецензии доказывает правомочность такого жанрового определения и его соответствие природе спектакля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We May Meet Again…

Theatres have increasingly been working with screenplays. In the 2023–2024 season Gennady Shpalikov’s time has come. Happy Long Life production has been premiered at the Theatre Art Studio. Sergey Tonyshev, director and screenwriter, characterised the production as an illusion based on the eponymous screenplay and prose by Gennady Shpalikov. The author of the review agrees with the definition of the genre.

Текст научной работы на тему «Может быть, мы еще встретимся…»

Дмитрий Родионов

Может быть, мы еще встретимся...

«Долгая счастливая жизнь» - премьера в СТИ. Режиссер и автор сценария Сергей Тонышев назвал постановку миражом по одноименному сценарию и прозе Г.Ф. Шпаликова. В небольшом зале, но двусветном, т. е. с большой высотой, отчего пространство при всей камерности воспринимается просторным, всего около 30 зрительских мест. Интимная близость к происходящему здесь важна и необходима: слишком хрупка и тонка история встречи Его и Ее.

Они встречаются в театре, где в антракте пиво и танцы (50-е годы прошлого века), за кулисами, а точнее застревают в арьере сцены в громадном полотне горизонта, который обычно изображает небо, и это небо соединяет их в устремлении друг к другу. Она - простая девушка, окончила всего восемь классов, была замужем, но не сложилось: «С ним было скучно». Он - молодой высокий красивый парень, инженер, в Москве проездом, завтра уезжает на родину в Куйбышев, говорит цитатами из классиков: «Коня на скаку остановишь? В горящую избу войдешь?» Она: «Войду, если есть изба и тебе ее не жалко». Миг счастья и единомыслия. Она готова ехать с ним на край света. На сцене же идет «Вишневый сад», звучат голоса мхатовских актеров, почему-то нестерпимо фальшив почти крик Лопахина: «Вишневый сад теперь мо-о-ой!»

В смятении Она наивно просит свою бабушку и Бога («если ты есть»), помочь ей спасти будущее с Ним. На следующий день Она вместе с маленькой дочкой (Варя Евлантьева) идет к Нему в гостиницу. Они сидят за столом, накрытым незатейливой едой, стоит графин с водкой. Он пьет, Она присоединяется: «Одному пить нельзя!» Он молчит, Она все понимает: «Значит у нас не случилось, может быть, когда-нибудь мы еще встретимся». Вот и вся история, была ли эта встреча или только почудилась им.

Рассказывает нам эту историю Автор (в спектакле - Прохожий) -наблюдая за своими героями, сопереживая, он надеется на лучшее: «Люди должны быть счастливыми». Он же и накрывает героев полотнищем ткани в финале. Ольга Балацкая - Она (Елена) и Игорь Лизенгевич - Он (Виктор) ни разу не обратятся друг к другу по имени и не скажут: «Меня зовут... а тебя?» - они разговаривают взглядами, молчанием, короткими фразами. Это словно прозрачная акварель, когда рисунок возникает из размытых контуров и расплывающихся красок. Подлинная чеховская драма жизни с вечным вопросом: «Что мешает людям быть счастливыми?» и ружьем, которое всегда выстреливает и всегда кого-то убивает. Автор же (Даниил Обухов) - растерянный демиург, с улыбкой, доброй и смущенной, но грустным взглядом, не теряет веры и призывает нас не отчаиваться: мы же еще живы и значит еще не все потеряно.

Сергей Тонышев представил Шпаликова как тонкого, ранимого поэта, болеющего от несовершенства мира, - представил как чеховского героя и как Чехова середины ХХ в. Фильм «Долгая счастливая жизнь» - единственная режиссерская работа Геннадия Шпаликова: больше ему не дали снимать. В спектакле Тонышева есть точные реминисценции фильма,

Дмитрий Родионов Может быть, мы еще встретимся...

Д. Обухов - Прохожий, О. Балацкая - Она (Елена), И. Лизенгевич - Он (Виктор). «Долгая счастливая жизнь». СТИ. Фото А. Иванишина

как, например, звучащие голоса из мхатовской постановки «Вишневого сада» с Аллой Тарасовой, но нет буквального следования этому киносценарию. Нет финального эпизода фильма, когда Виктор из окна поезда смотрит на идущую по реке баржу и надеется, что лучшее в его жизни еще будет. Тонышев сгущает концентрацию событий встречи героев, «закрывая» их в театральном закулисье с одной лишь целью: остановить мгновение их мимолетного неуловимого счастья. В спектакле есть главное, что удалось Сергею Тонышеву и что объединяет спектакль и фильм, - звенящая хрупкость человеческой души. Созданная Тоны-шевым в сотворчестве с Филиппом Шейном (художник), Владимиром Кравченко (художник по костюмам), Дамиром Исмагиловым (художник по свету) и Александрой Ярчевской (композитор) история - явление живого современного театра, светлая и добрая энергия которого сегодня еще нужнее, чем всегда. Хотя она была нужна и в 1960-х - времени выхода фильма Шпаликова, в котором современники не случайно услышали чеховское звучание и аккорды расставания с романтическим надеждами эпохи «оттепели».

Увеличительная оптика этой доброй и чистой энергии решена Сергеем Тонышевым игрой в театр в театре и даже в тройной проекции:

И. Лизенгевич - Он (Виктор), В. Евлантьева - Дочь, О. Балацкая - Она (Елена). «Долгая счастливая жизнь». СТИ. Фото А. Иванишина

зрителям Малой сцены показывается спектакль, действие которого происходит в театре, на сцене которого идет свой спектакль. И есть еще один театр - теневой, когда в просвете полотна возникают силуэты Ани и Пети Трофимова, вечного студента, признающегося в своей любви, появляется профиль Бабушки, многозначительно рассуждающей о правильности жизненных поступков, - театр, наполненный иронией и игрой масок. Все эти театральные кольца окружают героев, вовлекают их в свое кружение, равно как и зрителей, эфемерность театра обретает неожиданную плотность и одновременно истаивает как истинный мираж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.