Научная статья на тему 'МОЗГОВОЙ ШТУРМ, КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ'

МОЗГОВОЙ ШТУРМ, КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

461
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление качеством / мозговой штурм / контроль качества / качество организации / quality management / brainstorming / quality control / quality of the company

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бекмачева Виктория Олеговна, Кобзева Виктория Александровна

В данной статье рассматривается особенность применения мозгового штурма в менеджменте качества как в проектной деятельности компании, так и в линейных процессах предприятия. Цель исследования изучить мозговой штурм, как метод контроля качества в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRAINSTORM AS A METHOD OF QUALITY CONTROL OF ORGANIZATION

This article discusses the peculiarity of brainstorming in quality management both in the company's project activities and in the linear processes of the enterprise. The aim of the research is to study brainstorming as a method of quality control in the organization.

Текст научной работы на тему «МОЗГОВОЙ ШТУРМ, КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ»

XМеждународная научно-практическая конференция

УДК 005.6

Бекмачева Виктория Олеговна Кобзева Виктория Александровна Bekmacheva Viktoria, Kobzeva Viktoria

Студент Student

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики Saint Petersburg National Research University of Information Technologies,

Mechanics and Optics

МОЗГОВОЙ ШТУРМ, КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

BRAINSTORM AS A METHOD OF QUALITY CONTROL OF

ORGANIZATION

Аннотация. В данной статье рассматривается особенность применения мозгового штурма в менеджменте качества как в проектной деятельности компании, так и в линейных процессах предприятия. Цель исследования - изучить мозговой штурм, как метод контроля качества в организации.

Abstract: This article discusses the peculiarity of brainstorming in quality management both in the company's project activities and in the linear processes of the enterprise. The aim of the research is to study brainstorming as a method of quality control in the organization.

Ключевые слова. управление качеством, мозговой штурм, контроль качества, качество организации.

Key words: quality management, brainstorming, quality control, quality of the company.

Вопросы методов контроля качества в любой организации - это важная часть для реализации политики качества в целом. Необходимо знать эти методы, понимать их особенности и уметь их применять в той или иной ситуации. Если с такими методами, как сводная карта дефектов, гистограммы, диаграмма Парето, причинно-следственные диаграммы и т.д., компания сталкивается достаточно часто, то мозговой штурм считается достаточно неординарным способом для поиска решения той или иной проблемы, к тому же он обладает

«Инновационные аспекты развития науки и техники» большим количеством правил и особенностей, которые значительно влияют на

результат. Но как этот метод можно применить в решении вопросов управления

качеством?

С одной стороны менеджмент качества кажется понятным, имеющим определенные алгоритмы и математические расчеты для решения проблем, с другой - бывают нестандартные ситуации, требующие креативного подхода. Такие нестандартные ситуации часто встречаются в реализации проектной деятельности. В системе управления проектами к мозговому штурму прибегают достаточно часто: в определении содержания, устава и плана проекта, управлении рисками и заинтересованными сторонами проекта, а также в менеджменте качества.

Особый интерес к брейнсторму возникает на этапе планирования, потому что именно здесь закладывается успех всего проекта в целом. Если рассматривать управление качеством проекта, на данном этапе планирования, команда может определить: понимание качественного проекта, этапы и план управления качеством.

На предприятии также может быть применен данный метод, он позволяет проговорить или прописать разными участниками с разным опытом и знаниями важные аспекты деятельности, которые влияют на качество продукции в итоге. В ходе анализа данных можно понять более разнообразные и глобальные вещи, чем какой-то один недостаток или невыработку. Например, деталь Б имеет сложную технологию изготовления, которая включает в себя поддержание необходимой температуры и по продолжительности занимает две смены. Данные, полученные организацией, говорят о том, что доля брака при изготовлении данной детали выходит за допустимые границы. Руководители цеха решили провести мозговой штурм среди сотрудников, трудящихся над изготовлением этой детали, и получили следующие результаты: рабочие первой смены пришли к выводу, что во второй смене персонал имеет меньшую отработку часов и более низкую квалификацию, а рабочие второй смены указали на то, что во время их работы не оказывается необходимая техническая

XМеждународная научно-практическая конференция поддержка - не работает инструментальная кладовая и во вторую смену не

выходит технолог. Полученные данные организация может в дальнейшем

использовать в последующем анализе, используя еще один метод контроля -

причинно-следственная диаграмма, который позволит более подробно расписать

каждый полученный вариант.

Помимо этого, для визуального отображения данных в практике используют ментальные карты, которые показывают взаимосвязь между идеями. Ментальные карты - это метод визуального представления идей и помощи в процессе мозгового штурма, отображения информации для стимулирования генерируемых идей и их анализа, а также метод доступа к информации, позволяющий быстро раскрыть и исследовать идею в виде заметок. Такие карты классифицируют идеи как форму решения проблем или принятия решений.

Нужно помнить, что существует два типа мозгового штурма, которые необходимо выбирать с учетом особенностей организации и представлением о результатах. С одной стороны, самый популярный вариант - структурированный мозговой штурм, где участники мозгового штурма по кругу высказывают свои идеи и мысли. Здесь важно, чтобы участвовал каждый и предлагал любые варианты, которые ему приходят на ум. С другой стороны, существует неструктурированный мозговой штурм, который с одной стороны кажется легким, но имеет много подводных камней. Здесь важно мотивировать каждого участника высказаться, но без правил и структуры это бывает сложно осуществить.

Отсюда вытекают основные принципы работы в контексте мозгового штурма:

Фокус на качестве - это означает, что если генерируется большое количество идей, то это помогает найти эффективное и качественное решение;

Отсутствие критики - важно не стесняться генерировать больше идей у участников штурма. Если идеи оцениваются или критикуются, члены не будут свободно излагать идеи. Они стесняются спросить что-то новое;

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Креативность и необычные идеи - записывать надо все идеи, особенно

самые необычные. Они могут стать фундаментом для создания лучших идей у другого члена группы;

Улучшение идей: хорошие идеи могут быть объединены в одну лучшую идею и вынесены на дальнейшее обсуждение или решение.

Таким образом, правильное применение метода мозгового штурма в управлении качеством является необходимым для общего понимания происходящих процессов, выявления всех возможных причин несоответствий, обмена знаниями и опытом между сотрудниками в процессе выдвижения идей, помогает найти истинные причины и позволяет повысить контроль качества в организации и управление им.

Библиографический список:

1. Основные инструменты качества: что это и какие типы существуют? // Центр компетенций систем управления качеством Государственной корпорации "Ростех"- 2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rttec.ru/ media/news/312/ (дата обращения 06.06.2021г.)

2. Селиверстов А. С., Уткин Д. Ю., Постнов В. В. Мозговой штурм как инструмент управления качеством на предприятии / [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 225-227. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/280/63222/ (дата обращения: 05.06.2021)

3. K. Kumbhar, B. Mahavidyalaya Brainstorming technique: Innovative Quality Management Tool for Library // Conference: Current Trends in Library Management At: Govt. Polytechnic, Aurangabad - 2018. URL: https://www.researchgate.net/ publication/325594636_Brainstorming_technique_Innovative_Quality_Management _Tool_for_Library (date of treatment: 05.06.2021)

4. Основные инструменты качества: что это и какие типы существуют? // Центр компетенций систем управления качеством Государственной корпорации

XМеждународная научно-практическая конференция "Ростех"- 2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rttec.ru/media/ news/312/ (дата обращения 06.06.2021г.)

5. Селиверстов А. С., Уткин Д. Ю., Постнов В. В. Мозговой штурм как инструмент управления качеством на предприятии / [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 225-227. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/280/63222/ (дата обращения: 05.06.2021)

6. A. ShakirZainol, W. MohdYusof, K. Mastor, Z. MohdSanusi, N. MohamedRamlie Using Group Brainstorming in Industrial Design Context: Factors Inhibit and Exhibit // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Pages 106119. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.07.010 (date of treatment: 05.06.2021)

7. R. Dovleac and A. Ionicâ Quality Management techniques embedded in Agile Project Development // MATEC Web of Conferences 121. - № 05003. -2017. URL: https://doi.org/10.1051/matecconf/201712105003 (date of treatment: 05.06.2021)

8. Cirjaliu, Bianca; Mocan, Anca; Boatca, Maria-Elena; Drâghici, Anca. A propose approach for continuous improvement using ergonomics and quality management knowledge and methodologies // Quality-Access to Success. - №20 (S1). - 2019. URL: https://www.proquest.com/openview/bb810dee22d71312a5cc5658a e199c02/1 ?pq-origsite=gscholar&cbl= 1046413 (date of treatment: 05.06.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.