Научная статья на тему '«Мозговая карта» - способ принятия управленческих решений'

«Мозговая карта» - способ принятия управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Л.Н., Сученкова В.С., Рыбакова Е.С.

Представлены особенности майндмэпинга и преимущества применения майнд-карт при принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мозговая карта» - способ принятия управленческих решений»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 65.012.4

Л. Н. Сидорова, В. С. Сученкова Научный руководитель - Е. С. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

«МОЗГОВАЯ КАРТА» - СПОСОБ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Представлены особенности майндмэпинга и преимущества применения майнд-карт при принятии управленческих решений.

Мы живем в век информации. На современного человека обрушивается неограниченное количество различных сведений, материалов, документов. Чтобы успеть, качественно выполнить то, что требуется, человек должен быть избирательным, он должен уметь использовать компактные, свернутые информационные формы. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен уметь сворачивать представленную информацию в виде структурных схем, таблиц. Человек должен владеть определенным уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых умений в современном мире. Проблема большинства людей состоит в том, что они не могут работать с информацией эффективно. А между тем, обмен информацией становится с каждым годом все интенсивнее. Для того что бы правильно использовать информацию и быть эффективным специалистом в своей области, человеку необходимо знать:

- как успешно справляться с потоком поступающей информации, при этом тратить на обработку, анализ и принятие решения по полученной информации минимум времени;

- как быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию (и принимать на ее основе правильные решения) в свое главное конкурентное преимущество в век агрессивно атакующей нас со всех сторон информации.

Ответы на данные вопросы возможно найти при помощи современных технологий майнд-менедж-мента, которые начали набирать популярность в современном мире в 70-е годы XX века, с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974).

Майндмэппинг (в переводе с английского мозговая карта) - это графический способ изображения информации в процессе мышления в удобной для человеческого восприятия форме - логических и ассоциативных схем.

Преимущества данной карты состоит в том, что она позволяет раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал по максимуму в любом виде деятельности. Ограничения по сферам применения мозговой карты не существует, но существуют некоторые области применения, в которых майнд-карты становятся невероятно эффективным инструментом. Например: запоминание информации, анализ, презентации, планирование, мозговой штурм и принятие решений. Рассмотрим каждую область подробней [1].

Запоминание любой возможной информации, при помощи майндмэппинга позволяет запомнить около 100 ключевых слов.

При анализе майндмэппинг позволяет лучше понять ход мысли автора и увеличить собственную сообразительность.

Майнд-карты являются отличным средством для планирования крупных проектов, идей, времени. Майнд-карта позволяет увидеть всю картину целиком, задействовать и направить весь наш потенциал на решение поставленной задачи.

Майндмэппинг применяется в мозговом штурме, для поиска грандиозных идей. Правильное проведение мозгового штурма при помощи майнд-карт проходит в несколько шагов, которые основаны на классических правилах майндмэппинга, но имеют собственные отличия:

- На первом этапе происходит определение темы. Обязательна четкая формулировка целей и задач. Это поставит нужные рамки, в пределах которых будут двигаться участники проекта.

- Вторым этапом является мозговая атака. Сначала все делается на черновиках, а уже потом оформляется в единый чистовой вариант мозговой карты.

- На третьем этапе создается коллективная майнд-карта штурма. Собрав все данные на черновиках, переносят на одну общую чистовую карту. Карта отражает результаты мозговой активности всех участников.

Использование мозговых карт в принятии решений позволяет более четко и взвешенно определить все «за» и «против», относительно вариантов, чем при любых других способах. Также, присутствие цветов и образов подключают интуицию к принятию решения.

Стоит отметить, что процесс создания майнд-карт тренирует мышление, креативность, да и просто увлекателен по своей природе. Поэтому, в какой бы области не применяли майндмэппинг- карты мыслей позволяют решать поставленную задачу, тренируя мозг в процессе ее создания.

Одни из самых ранних примеров таких майнд карт были разработки философа 3 века н. э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Во многих современных крупных компаниях решения принимаются с мощью майнд-карт. Существуют различные инструменты, информационные программы и интернет ресурсы, которые позволяют создавать карты самостоятельно и достаточно просто [2].

Технология использования майнд-карт, достаточна проста, в большинстве случаев, именно сам процесс составления карт приводит к требуемому решению, наглядно видна полезность того или иного варианта путем простых математических расчетов. Мозговым картам находят применение практически во всех сферах современной жизни. Использование майнд-карт имеет ряд преимуществ:

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

- структурирование всех имеющихся идей (неограниченное количество);

- сокращение времени принятия решения;

- отображение положительных и отрицательных сторон принятого решения;

- усиление работы команды;

- представление большого объема данных в едином формате;

- тренировка мозговой деятельности;

- указание возможных инструментов и способов для решения проблем;

- отображение времени и затрат на решение поставленной задачи;

- использование творческого подхода к составлению (написанию) мозговой карты.

Таким образом, мозговая карта представляет собой логическую схему, содержащую пункты, подпункты,

способы решения проблем, период времени и количество ресурсов необходимых для осуществления принятого решения. Этот способ представления информации, позволяет воспринимать, анализировать, хранить и вновь представлять информацию во много раз эффективнее, чем при традиционных методах изложения имеющейся информации.

Библиографические ссылки

1. Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт / под ред. Г. Архангельского. М. : Альпина Паблишерз, 2009. 308 с.

2. Интелект-карты. Треннинг эффективного мышления [Электронный ресурс]. URL: http://www.mind-map.ru/ (дата обращения: 28.03.2014).

© Сидорова Л. Н., Сученкова В. С., 2014

УДК 338.2

М. А. Чекаловец Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ «КОМАНДОР»

Обозначаются цели и задачи исследования, дается характеристика ООО «Командор», приводятся выводы по анализу внутренней и внешней среды функционирования предприятия. Изучаются результаты БШОТ-анализа и даются рекомендации по разработке стратегии развития фирмы. Предлагается перечень разработанных мероприятий, который обеспечат достижение поставленных задач, и реализацию стратегии конкурентных преимуществ.

Российский рынок торговых сетей развивается очень быстро, на данный момент он обслуживает 35 % совокупного спроса. Такой активный рост в первую очередь связан с чрезвычайно высоким уровнем конкуренции в отрасли, которые способствуют созданию в настоящее время высоких барьеров для входа новичков, что приводит к проникновению на рынок серьезных торговых сетей мирового уровня. В такой жесткой борьбе побеждают сильнейшие сети, с развитой системой управления и стратегического планирования. Именно к таким сетям относится «Командор».

В настоящее время Группа Компаний «Командор» включает в себя: 1 продуктовый гипермаркет; 47 супермаркетов формата «магазин у дома» в 7 городах Красноярского края и республики Хакасия; мебельный салон площадью более 10 000 м2; более 20 точек по продаже шкафов-купе, кухонь и другой мебели; производственные цеха в которых изготавливаются кухни, шкафы-купе, мягкая мебель, обеденные группы, а также мебель по индивидуальным заказам; коммерческая недвижимость.

Сеть супермаркетов «Командор» славится изобилием качественных товаров во всех ценовых категориях, предлагает продукты и товары собственных торговых марок. Большое значение в сети отводится собственному производству: полуфабрикаты, горячие блюда, салаты и кондитерское производство

Цель работы - стратегический анализ деятельности торговой сети «Командор».

Задачи:

1) изучить теоретические аспекты стратегического анализа;

2) провести стратегический анализ макро и микро среды сети «Командор»;

3) определить стратегию развития сети, исходя из данных стратегического анализа;

4) разработать план мероприятий по совершенствованию деятельности сети.

Объектом исследования в работе выступает сеть супермаркетов «Командор».

Предмет исследования - анализ и стратегии развития предприятия.

В результате исследований проведенных во второй и третей главе курсовой работы были выявлены основные факторы макро и микро среды, влияющие на работу торговой сети «Командор». В ходе анализа сфер макросреды предприятия выяснилось, что наибольшее влияние на него оказывают экономическая сфера и социальная сфера, так же ощутимое влияние оказывает сфера технологий. Ключевыми факторы макросреды исследуемого предприятия оказались: в экономической сфере - увеличение доходов населения, снижение уровня безработицы и угроза - повышения налоговых ставок; в политической - наличие государственной поддержки; в социальной - снижение численности населения; в технологической - возможность появления инноваций в области торговли и производства. В результате оценки микро среды бы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.