УДК 747.012
МОЗАИКА В РЕШЕНИИ СЛОЖИВШЕЙСЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРЬЕРОВ ИрГТУ)
Э.В.Змановских1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются современные возможности мозаичной техники, композиционные принципы взаимодействия с пространством, разнообразные приемы и материалы ее исполнения в аспекте художественного обновления сложившейся архитектурной среды на примере реализованных работ в интерьерах ИрГТУ. Предлагаются рекомендации к разработке художественных решений во взаимосвязи с характеристиками пространственной среды. Ил. 9. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: дизайн; интерьер; художественная мозаика; материалы; технология.
MOSAIC IN THE SOLUTION OF THE FORMED ARCHITECTURAL ENVIRONMENT (ON EXAMPLE OF INTERIORS
OF IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY)
E.V.Zmanovskih
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author considers modern potential of the mosaic technique, compositional principles of space interaction, variable techniques and materials of its making in the aspect of the artistic renewal of the formed architectural environment on example of the fulfilled works in the interiors of Irkutsk State Technical University. She gives recommendations on the development of artistic solutions which interplay with characteristics of spatial environment. 9 figures.4 sources.
Key words: design, interior, artistic mosaic, materials, technology.
Рассматривая возможные направления дизайнерских решений сложившегося пространства современного университета, прежде всего следует учитывать его функциональную категорию, не позволяющую использовать ярко выраженные по стилистике решения, не уместные в интерьерах учебного заведения. Увлечение приемами декорирования также излишне и дорого и чаще всего не соответствует современным эстетическим и функциональным потребностям, масштабу и тектонике «обновляемого» сооружения. Устойчивая тенденция современных решений - заурядная недорогая отделка унифицированными материалами, которая, несомненно, актуальна для многочисленных протяженных пространств и позволяет экономить временные и денежные затраты. Следствием такого подхода являются современные решения, которые представляют собой стандартный вариант на тему функционального минимализма: конструкции на основе стекла, металла и железобетона, светлая монохромная гамма, сияние и диктатура холодных оттенков. Однако стандартный набор помещений в синтезе со стандартным набором отделочных приемов исключает уникальность эстетической ценности пространства, особенно при повседневном восприятии. Насколько бы ни был выразителен отделочный материал, его применение решает только ограниченный круг проблем утилитарного типа.
Обращаясь к анализу классических образцов организации архитектурной среды, можно сделать вы-
вод, что главным условием было добиться композиционного взаимодействия пространства и формирующих его декоративных элементов. При выборе приемов художественного решения среды следует помнить, что декоративные элементы всегда существовали как часть архитектуры сооружений и были ее органичным продолжением. Мозаика в течение многих веков имела вполне самостоятельное значение, выступая в качестве равноправного соратника архитектуры, помогавшего раскрытию архитектурных образов. С древних времен мозаика зарекомендовала себя как долговечный, с большими декоративными возможностями облицовочный материал в архитектуре. Это очень прочная технология, в которой применимы самые разнообразные материалы: смальта (сваренное по специальным рецептам матовое цветное стекло), природный камень различного качества, венецианское стекло, металл. Камень и смальта — излюбленные составляющие наиболее репрезентативных мозаичных интерьеров, так как они являются самыми дорогостоящими. В случае, когда денежные расходы ограничены, к традиционным для мозаики материалам — натуральному камню и смальте — добавляются другие. Например, керамическая плитка (глиняные пластины, которые после обжига навечно сохраняют цвет и рисунок), керамогранит, морская галька. Керамическая мозаика дешевле каменной и смальтовой в среднем на 60 %. Еще одним важнейшим преимуществом керамической плитки является огромный выбор вариан-
1Змановских Элина Викторовна, соискатель, доцент кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: (S952) 40547S, 200779, e-mail: [email protected]
Zmanovskih Elina Viktorovna, an applicant, an associate professor of the Chair of Monumental and Decorative Painting, tel.: (S952) 40547S, 200779, е-mail: [email protected]
Рис. 1. Мозаика. Рельеф. Керамическая плитка. Металл. Переход в корпус «А» ИрГТУ.
Дипломная работа: Сергейчук Е. Руководители: профессор кафедры МДЖ ИрГТУ Смагин В. Г., доцент кафедры МДЖ ИрГТУ Сидельникова Е. Р.
тов декора - от простеиших однотонных поверхностей до сложных орнаментов и рисунков на различные темы. Керамический материал в виде пластин размером в среднем до 0,3 м дает возможность применить как модульный принцип набора, так и сочетание деталей разнообразных очертаний и размеров, так как легко поддается механическому раскрою и шлифовке. Плитки, предназначенные для облицовки стен, легко режутся обычным стеклорезом, более прочные - плит-корезом, что значительно сокращает затраты на оборудование. Керамическая плитка обычно имеет глазурованную матовую или глянцевую поверхность, может содержать кракелюры, разводы, вкрапления другого цвета, имитировать природный камень, рельефную поверхность, что повышает ее декоративность. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному и кислотному воздействию.
Набор красочных элементов определяет природное свойство мозаики прекрасно взаимодействовать с любыми поверхностями. Она способна, не нарушая материальной целостности архитектурных сооружений, преображать предметно-пространственную среду в эстетически полноценное пространство. Декоративное свойство мозаики - наборность - становится одновременно ее тектоническим качеством, что соответствует ее роли в архитектуре - передаче прочности, надежности и весомости ограждающей поверхности. Разнообразный набор элементов становится ее главным формообразующим качеством. Мозаика всегда стремится усилить звучание материальности архитектурно-пластических композиций, выявить и подчеркнуть пространственные связи. Тектоничность определила особую роль мозаики во взаимодействии искусств, способствуя ее синтезу с пластическими формами, умножая их пространственное звучание. Моза-
Рис. 2. Декоративная мозаика. Мрамор. Керамическая плитка. Корпус «А» ИрГТУ. Дипломная работа: Шамина Я. Руководители: профессор кафедры МДЖ ИрГТУ Смагин В. Г., ст.преп. кафедры МДЖ ИрГТУ Аносова С.С.
ичные элементы способны придать индивидуальность облику современной среды, вдохнуть в неё духовное начало, создать ценностный уровень восприятия живого пространства [1].
Архитектурное пространство университета имеет свои специфические особенности. Если с утилитарной точки зрения оно функционирует как сложившаяся система пространств, которая не может быть подвержена значительным изменениям, то в силу эстетических и культурных требований, предъявляемых к полноценной среде современного общественного здания, наблюдается процесс её моральной амортизации. Из анализа архитектурной среды университета следует, что ее структура построена на основе типовой схемы объемно-планировочной организации для зданий учебного типа, доминирующими элементами которой являются коммуникативные пространства (протяженные коридоры сквозного и тупикового типа, разноуровневые переходы, сообщающиеся при помощи многочисленных лестничных маршей). Это уникальное здание, в котором функциональное содержание органично вписывается в архитектурную форму. Планировочное решение основано на взаимодействии комплекса отдельных корпусов, оптимально совмещающих функции коммуникативных пространств, аудиторного фонда, а также помещений административного и общественного назначения (пространства зального типа). При всей рациональности планировочной структуры пространство воспринималось как стандартное, однообразное, монотонное, не соответствующее современным требованиям к вузу как к центру науки, образования и культуры [2].
В художественных решениях коммуникативных и зальных пространств университета, разработанных кафедрой монументально-декоративной живописи, на первый план выступает техника художественной мозаики.
Коммуникативные пространства, отличающиеся некоторым эстетическим однообразием, потребовали художественного обновления путем введения в среду активных декоративно насыщенных элементов, которые в той или иной степени смогли трансформировать окружение, расставить в нем необходимые акценты. Специфика взаимосвязанных пространств потребовала комплексного подхода к решению среды, преобразующего систему однообразных переходов, имеющих только функциональную значимость, в пространство, наделенное качествами сложившегося интерьера. В колористических решениях коммуникативных пространств учитывалась их функция как переходных помещений. Они воспринимаются попутно, в движении, кратковременно и поэтому могут включать цветовые тона любой насыщенности при любом контрасте. Архитектурная полихромия воспринимается в интерьере совершенно иначе, чем во внешней среде, так как замкнутое пространство значительно слабее освещено солнечным светом. Соотношения цветов хорошо воспринимаемые в природе, при пониженной освещенности в интерьере могут выглядеть не так выразительно [3]. Размещение декоративных элементов про-
думывалось таким образом, чтобы их восприятие не перебивало звучание друг друга, соблюдался принцип последовательности впечатлений, соответствующий направлениям развития сложившейся пространственной структуры. Таким образом, сложилась система декоративных элементов, созданных на основе мозаичной техники. Они направляют и сопровождают движение зрителя, фиксируют структурно-планировочные узлы, ориентируют в сложном пространстве многочисленных переходов. Решения, созданные в динамичных пространствах лестничных пролетов в технике декоративной мозаики, отличают интенсивность цветовой гаммы, напряженная экспрессия композиций, они сообщают особый эмоциональный заряд пространству. Декоративные акценты ориентируют и подготавливают к переходу в следующее пространство.
Одним из подобных примеров стала декоративная композиция, акцентирующая границу перехода в административный корпус (рис. 1). Яркоокрашенная плоскость стены частично заполнена динамичным силуэтом мозаичных элементов сложной криволинейной формы с рельефными деталями. Темно-красный цвет делает стену реально ощутимой и определенно расположенной в пространстве. Значение стены как ограждения подчеркивается цветовым и тональным контрастом полихромной стены и монохромных поверхностей пола и потолка, поддерживая тектоническую логику несущих и несомых конструктивных элементов [3]. Применение рельефа обогащает художественное решение, придавая новое современное звучание мозаичной технике. Такие приемы значительно обогатили пластику среды, создали яркий позитивный образ восприятия пространства [4].
Рис. 3. Декоративная мозаика «Приглашение» для интерьера административного корпуса ИрГТУ. Керамическая плитка. Дипломная работа: Яковлев В. Руководитель: профессор кафедры МДЖ ИрГТУ Смагин В. Г.
Подобным декоративным элементом является решение плоскости стены, которое оформляет пространство лестничного пролета в противоположном крыле университета (рис. 2). Мозаичная композиция выстроена на четкой геометрии линейных форм в ответ стереометрии пространства [4]. Введение в структуру мозаичной графьи рельефных вставок из мрамора выразительно дополняет фактуру и колорит декоративной плоскости из керамических элементов.
Проект коридорного пространства у ректората университета можно определить как комплексное решение, смысл которого раскрывается уже в названии декоративного оформления портала «Приглашение», выполненного в технике мозаики из керамической плитки (рис. 3). Контрастные цветовые пятна акцентируют границу между двумя пространствами, после которой раскрывается перспектива протяженного коридора, сопровождающаяся четким ритмом диагональных членений мозаичных вставок декоративной композиции «Знаки» (рис. 4). Динамика композиционного решения подчеркивает коммуникативную функцию пространства. Приемы деления пространства: членение стены цветом, ритмикой вставок - снимают излишнюю протяженность коридора, визуально сокращают его глубину. В решении предусмотрено сочетание контрастных по фактуре материалов - шероховатая поверхность декоративной штукатурки является фоном для мозаичных вставок с глянцевой поверхностью керамических тессер, имитирующих текстуру природного камня. Линейные элементы активными диагоналями соединяют декоративные вставки, одновременно являясь границей перехода фонового цвета. Переход цвета от теплого к холодному в членениях стены и его обратное проникновение в градациях мозаичного набора создают композиционное равновесие при обусловленной динамичности [4].
Рис. 5. Декоративная мозаика «Наука» для интерьера рекреации ИрГТУ. Керамическая плитка. Цветная
штукатурка. Дипломная работа: Отпущенко О. Руководитель: профессор кафедры МДЖ ИрГТУ Смагин В. Г.
Коммуникативным узлом, соединяющим административный корпус и учебный корпус «И», является пространство рекреации (рис. 5). Оно характеризуется ясно выраженной геометрической структурой, массивностью простых нерасчлененных форм. Заурядность в облике помещения, предназначенного для отдыха, совсем не соответствовала его функции. Активный локальный цвет стены обозначил границу перехода в другую часть пространства. Силуэт мозаичной композиции, скомпонованной из крупных декоративных эле-
Рис. 4. Декоративная мозаика «Знаки» для интерьера административного корпуса ИрГТУ. Керамическая плитка. Декоративная штукатурка. Дипломная работа: Аносова С. Руководитель: профессор кафедры МДЖ ИрГТУ Смагин В. Г.
Рис. 6. Декоративная мозаика «Театр» для интерьера Белого зала студклуба ИрГТУ.
Керамическая плитка.
Дипломная работа: Малкина Л. Руководитель: профессор кафедры МДЖ ИрГТУ Смагин В. Г.
ментов, разнообразных по принципу набора, соединяет в целое система контурных линий, подчеркивая тектонику несущей стены. Развивая тематику композиции «Наука», в изображение введены графические элементы (формулы, знаки), которые приобретают значение композиционных элементов. Увеличенный масштаб привычных графических знаков создает эффект увеличения масштабного строя среды.
Одним из примеров решения пространства зального типа является проект интерьера галереи студенческого клуба (рис. 6). Функциональное назначение пространства стало определяющим фактором при выборе декоративного материала. Традиционно галерея - место проведения культурных мероприятий (выставок, презентаций, фестивалей). Следовательно, решение должно деликатно сопровождать происходящие процессы, создавать необходимую атмосферу, то есть учитывать характер эмоционального восприятия среды. Доминирующим элементом по функциональному значению является продольная стена, которая предназначена для экспозиций. Проведение художественных выставок (и других подобных мероприятий) требует достаточного количества естественного освещения и определенной цветовой нейтральности окружения. Колористика зала решена монохромно. Различные по фактуре и качеству материалы интерьерных элементов (стен, мебели, оконных занавесей) объединяются через белый цвет, что соответствует названию пространства «Белый зал». Мозаичное панно, развивая тему сложившегося колорита, стало неотъемлемой частью этой среды. Живописная плоскость светлой мозаики, полностью заполнившая торцевую стену, стала своеобразным камертоном восприятия интерьера. Работа раскрывает тему, созвучную функции интерьера - тему театра как храма
искусства, через символическое прочтение ряда фигуративных образов, символизирующих создание истории сцены [4]. Классическое членение стены символически изображенной колоннады, завершают пространственную идею, создавая атмосферу торжественности. Мозаичный набор на основе сближенных по тону и цвету керамических тессер сочетает глянцевую и матовую поверхность, которая преображается в отраженном свете.
Декоративная мозаика студенческого кафе отличается выразительным сочетанием двух видов материалов, а именно керамики и галечника. Глазурованная поверхность керамических деталей, имитирующих текстуру природного камня, органично взаимодействует с ритмикой линейных элементов из натурального галечника, в наборе которых применен классический
принцип цветовой растяжки (рис. 7). ршш 1|-------
Рис. 7. Декоративная мозаика для интерьера кафе ИрГТУ. Керамическая плитка. Галечник. Дипломная работа: Илькова Е. Руководитель: ст.преподаватель кафедры МДЖ Сидельникова Е.
Создание мозаичных композиций не ограничено решением только плоских поверхностей. Технологические возможности мозаичной техники успешно реализуются также при создании объемных элементов интерьера. Подобным примером является решение пространства Банкетного зала ИрГТУ. Прямоугольное помещение разнообразил двухуровневый потолок, имеющий пластически изогнутую форму. Контраст между геометрической формой пространства и динамичной пластикой потолка стал основой композицион-
ния и их реализации в материале для конкретных условий сложившейся архитектурной среды.
1) Масштабность мозаики наиболее близка к масштабу ограждающих поверхностей. Масштабный контраст вызывает эмоциональный интерес, так как значительные по величине элементы интерьера становятся выразительней в сопоставлении с мелкой ритмикой членений и деталями мозаичной кладки и одновременно составляют целое с плоскостью стены.
2) Особенности мозаичных композиций делают
Рис. 8. Декоративная мозаика «Контрапост» для интерьера Банкетного зала ИрГТУ.
Керамическая плитка.
Дипломная работа: Антонов В. Руководитель: ст. преподаватель кафедры МДЖ ИрГТУ Аносова С.С.
ного замысла. Таким образом, существующая ниша, утратившая свое прежнее утилитарное назначение, была преобразована в объемную композицию, состоящую из двух взаимодействующих компонентов: декоративной колонны на фоне волнообразной формы мозаичной стены. В контраст к динамичной активной пластике стены добавилась геометричная форма колонны, которая ясно подчеркивается элементами мозаичного набора (рис. 8). Массивная стена, набранная мелким модулем керамических тессер сближенных оттенков синего, усиливает звучание детально проработанной, контрастной по цвету колонны. Боковое освещение усиливает волнообразную пластику декоративной стены. Решение удачно рассчитано на восприятие в ракурсе. Объемность решения формы позволяет равноценно воспринимать композицию как с позиции входа, так и фронтально с центральной точки пространства.
Исходя из анализа рассмотренных примеров художественных решений, необходимо отметить следующие аспекты, важные для процесса проектирова-
возможным их применение в условиях краткосрочного или ограниченного восприятия среды. Мозаичные композиции прекрасно воспринимаются на расстоянии, что актуально в условиях протяженных пространств. Работа с этим материалом располагает к декоративной обобщенности приемов, активной цветовой насыщенности, к такой лаконичной выразительности решения, которая позволит получить необходимый эстетический эффект в процессе движения.
3) Эффект постепенного увеличения эмоциональной напряженности в интерьере лучше всего достигается средствами мозаичных композиций. Принадлежность стене позволяет постепенно изменять характер и степень заполнения ее плоскости, располагать локальные пятна в определенной ритмической последовательности, направляя внимание зрителя к точке задуманной кульминации. Технические возможности мозаичного материала позволяют создавать линейные элементы, соединяющие отдельные части планировочной структуры, сопровождающие движение. В условиях слишком протяженных коридоров или
галерей можно использовать прием деления поверхности стены средствами цвета и фактуры, скорректировать ее стереометрию, изменить однообразную пластику, усилить или скоординировать динамику пространства, оптимально обыгрывая ее конструктивные членения.
4) Скачкообразный характер эмоциональной напряженности, как правило, характерен для сложившихся пространств, которые имеют развитую планировочную структуру относительно самостоятельных частей, соединенную системой разноуровневых переходов. Однообразный монотонный характер подобных пространств требует художественного обновления путем введения в среду активных декоративно насыщенных элементов, которые могут трансформировать окружение, расставить в нем необходимые акценты, создать систему последовательной визуальной ориентации. Эти задачи также успешно решаются средствами мозаичных композиций.
5) Своеобразным камертоном пространств, которым свойственна ровная эмоциональная напряженность восприятия, может стать живописная плоскость мозаичной стены, выполненная в едином колорите со сложившейся средой. Уместным дополнением станет также выразительная по силуэту вставка, структура которой создана на тонких переходах цвета и тона внутри мозаичной графьи.
6) Планировочный принцип сквозной организации интерьера предполагает решение, рассчитанное на взаимодействие с графиком движения, как средство, ориентирующее в пространстве. С этой целью важно решение, выделяющее некоторые архитектурные элементы интерьера. Таким элементом может стать активное мозаичное решение стены или оформление арки портала, акцентирующих границу между двумя пространствами, система декоративных мозаичных вставок, распределяющих движение в узловых частях интерьера. Основная задача в данном контексте заключается в том, чтобы грамотно продумать систему размещения декоративных элементов, соблюдая принцип композиционного единства в синтезе со структурной иерархией пространства. Декоративные элементы не должны перебивать звучание друг друга, особенно в том случае, если находятся в поле единого восприятия. Решение должно учитывать последовательность зрительских впечатлений, скоординировать масштаб, величину, цветовую и пластическую активность декоративных композиций. Их размещение должно соответствовать композиционным осям развития пространства.
7) Решением, созданным на основе мозаичной техники, можно придать архитектурным элементам
замкнутого пространства легкость или весомость, выступающие или отступающие свойства поверхностей, изменить характер очертания стен, пола, потолка или выступов, подчеркнуть степень объемности колонн, пилонов, простенков, ниш.
8) В условиях фронтального восприятия или при небольших вертикальных углах зрения лучше всего читаются мозаичные композиции, созданные по принципу сплошного заполнения стены. В этом случае ограждающая поверхность выглядит более весомой, единой, в полной мере проявляются ее тектонические качества. С учетом свойств мозаичных материалов хорошо отражать свет в тех условиях, когда восприятие происходит под горизонтальным углом, следует избегать сплошного заполнения плоскости стены. На мозаичной поверхности нередко возникают ненужные блики, снижающие четкость рисунка и цветовую насыщенность композиции. В таких случаях необходимо использовать приемы, делающие поверхность нарочито шероховатой, модульные элементы укладывать с разными наклонами, между рядами умышленно оставлять явно заметные швы, использовать материал с шероховатой или матовой поверхностью. Целесообразнее создавать решение по принципу частичного заполнения ограждающей плоскости. В ракурсе силуэт мозаичного изображения прозвучит намного убедительнее, а введение активного рельефа значительно обогатит пластику стены и выразительность интерьера.
9) Для пространств, эмоциональное воздействие которых обусловлено динамичным характером, определяющим приемом дизайнерского решения является применение композиционных средств, характеризующихся экспрессией, декоративной насыщенностью, интенсивностью в использовании цвета. Мозаика, поверхность которой обладает отражательной способностью, оптически оживляет плоскость стены, активизируют восприятие происходящей трансформации пространства.
Библиографический список
1. Змановских Э.В. Текстиль, мозаика, витраж в решении интерьеров ИрГТУ // Сб. избранных трудов научн.-техн. Конф. ФГГГ ИрГТУ. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2006. Вып. 6. С. 170-175.
2. Змановских Э.В. Утилитарные и художественные дизайнерские решения в сложившейся архитектурной среде // Сб. избранных трудов научн.-техн. конф. ФГГГ ИрГТУ. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2006. Вып. 6. С. 175-179.
3. Змановских Э. В. Цветоведение: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во «Беллайн», 2004. С 152., ил.
4. Смагин В.Г. Пространство творчества. Альбом-каталог. Иркутск: ООО «Артиздат», 2004. С. 40.