EDN:UBCXGS УДК 738.5
MOSAIC IS THE ART OF ETERNAL PAINTING. A NEW LOOK
Svetlana Yu. Ashikhina Zhanna A. Kindsfater
ArtStyle design group Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract: The article presents the experience of designing the facade of a multi-storey residential building in the new city quarter “Bograda 109” in Krasnoyarsk. A 40-meter mosaic based on the painting “Bouquet” by the famous artist Andrei Pozdeev (1926-1998) was created to mark his 95th anniversary. The idea of a monumental panel, the stages of the project's development and implementation are considered.
Keywords: mosaic; A. G. Pozdeev; ArtStyle design group.
Citation: Ashikhina, S. Yu. (2023). MOSAIC IS THE ART OF ETERNAL PAINTING. A NEW LOOK. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Izobrazitel 'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal 'nego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №4(17), pp. 162-167.
С. Ю. Ашихина Ж. А. Киндсфатер
Дизайн-группа «АртСтиль»
Красноярск, Российская Федерация
МОЗАИКА - ИСКУССТВО ВЕЧНОЙ ЖИВОПИСИ.
НОВЫЙ взгляд
В статье приводится опыт оформления фасада многоэтажного жилого дома в новом сити-квартале «Бограда, 109» в Красноярске. К 95-летию со дня рождения известного художника Андрея Геннадьевича Поздеева (1926-1998) была создана 40-метровая мозаика, основанная на его картине «Букет». Рассматриваются идея монументального панно, этапы разработки и реализации проекта.
Ключевые слова: мозаика; А. Г. Поздеев; дизайн-группа «АртСтиль».
Пестрое живописное полотно, составленное из множества разноцветных деталей, - такой способ декорирования известен человечеству уже многие тысячи лет. Мозаика - один из древнейших видов монументального искусства, который стоит на стыке материальной и духовной культуры [6]. Любопытна эти-
мология слова «мозаика», которая восходит к слову «муза» - обобщенному названию богинь из древнегреческой мифологии, покровительствующих искусствам и наукам [3]. Пожалуй, в этом состоит главная, уникальная черта мозаичного искусства - сочетание высоких эстетиче-
ских качеств, функциональности и невероятной долговечности.
Нельзя сказать точно, когда и где впервые появилась мозаика. Археологические находки показывают, что такое оформление архитектурных форм в том или ином виде было присуще многим культурам и эпохам развития человечества. Самые древние дошедшие до нас образцы были созданы в Месопотамии примерно в 3000 г. до н. э. [1]. Широко известны шедевры мозаичного оформления античной архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, затем Византии. Высокого расцвета достигло искусство мозаики в странах, интерпретирующих византийские христианские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси [2].
В Русском государстве технология мозаики была надолго утрачена и возродилась лишь в XVIII в. благодаря разносторонне одаренному М. В. Ломоносову. Именно он изобрел способ получения высокоплотного непрозрачного цветного стекла и собственноручно создал ряд художественных работ в мозаичной технике. В основном он выполнял портреты высокопоставленных придворных лиц, своих современников, царя Петра I, религиозные и батальные сюжеты. Практически вся русская мозаика XVIII в. носила в себе императорские идеи возвеличивания царствующего на тот момент дома Романовых.
В конце XIX - начале XX в., когда в Россию пришел модерн, мозаичные композиции вновь становятся актуальными для отечественной культуры. В этот период мозаики создают такие великие русские художники, как В. М. Васнецов, М. А. Врубель.
Новое звучание в архитектуре обрело мозаичное искусство советского периода. Идеология того времени формировала новый художественный метод - социалистический реализм, который охватил все сферы искусства, от литературы до живописи. Мозаика в этот период была способна закодировать и отразить главные идеалы советского строя, а именно стремление народа к светлому будущему [6]. Сегодня во многих городах бывшего СССР уцелевшие фасадные и инте-рьерные мозаики являются своеобразной летописью прошлого - уникальными скрижалями, рассказывающими о судьбе целой эпохи.
В Красноярске знаковым примером фасадной мозаики в стиле соцреализма является монументальное панно на здании кинотеатра «Родина», созданное в 1960-е гг. Примечательно, что оно выложено разноцветной речной галькой,
собранной вдоль Енисея. Чуть более поздний образец - мозаика 1970-х гг. на фасаде Дворца пионеров, выполненная уже в абстрактной, постмодернистской манере.
Сегодня тысячелетняя традиция переживает новый виток своего развития. В архитектуре просматривается явная тенденция к возвращению традиций мозаичного искусства [4]. Одним из жанровых направлений в наши дни является современная церковная мозаика.
В Красноярске характерный пример такого произведения можно увидеть на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Композиция с христианским сюжетом венчает вход храма в честь иконы Божией Матери «Всецари-ца», здание было построено к 2015 г. по эскизам начала XX в.
Интерес архитекторов и дизайнеров к мозаике объясним. Она не только помогает создать уникальный интерьер и экстерьер, но и наделена удивительной прочностью. Спустя тысячи лет эта технология по-прежнему живет, развивается и совершенствуется как в художественной области, так и в технологической.
Современная мозаика органично соединила традиции и современность старинного ремесла [4]. Разнообразие цветовой палитры, прочность и невосприимчивость к температурным воздействиям и агрессивным средам, легкость придания любой формы - это те качества, которые делают мозаику поистине потрясающим декоративным материалом [3].
Расширились и границы применения мозаики как вида декорирования. Успешно развиваются такие направления, как декоративные панно для оформления внутренних помещений и фасадов зданий.
Мозаичные кубики наносятся при помощи специальных клеевых составов на полимерные сетки в виде паллет (сетки с наклеенными мозаичными элементами 300x300 мм) или готовых композиций. Оптимизация процесса крепления мозаичных элементов делает этот вид отделки более доступным для различных категорий помещений и различных ценовых возможностей, а использование современных технологий по производству и изготовлению материала мозаичных элементов расширяет возможности по ее применению [4].
Актуальным примером современной фасадной мозаики является оформление многоэтажного жилого дома в новом сити-квартале «Бограда, 109» в Красноярске. К 95-летию со дня рождения выдающегося художника Андрея Геннадьевича Поздеева (1926-1998) была создана 40-метровая мозаика, основанная на его картине «Букет».
Яркие, жизнерадостные цветы красноярский художник писал на протяжении всей жизни. Для него это не просто растения, а разумные существа - со своим собственным внутренним миром и уникальным лицом. Цветы служили Поздееву инструментами творческого поиска: через них он выражал различные идеи, смыслы и настрое-
ния. У цветов учился радости жизни, стойкости и мудрости и транслировал эти настроения через свои полотна.
Талант Поздеева принес ему мировую известность. Его работы выставлялись в Лондоне, Праге, Москве, на Кубе, в Мексике и Монголии. Сегодня картины красноярского художника хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.
Над созданием мозаики совместно работали дизайн-группа «АртСтиль», строительная компания «СМ.СИТИ» и фабрика KERAMA MARAZZI. К слову, «АртСтиль» уже не первый год занимается популяризацией творчества А. Г. Поздеева. И возможность реализовать столь масштабный проект стала отличным шансом увековечить память о замечательном художнике.
Знаковой является не только тематика, но и месторасположение дома. Сити-квартал построен в центре города, напротив Красноярского железнодорожного вокзала. По сути, это главные входные ворота в город, наряду с аэровокзальным комплексом. Красноярский аэропорт уже встречает гостей города букетом Поздеева: в зоне прилета представлено декоративное панно по мотивам его картины (подробнее о дизайне красноярского аэропорта см.: [5]). А теперь и железнодорожный вокзал приветствует приезжающих в Красноярск туристов яркими цветами на фасаде дома.
При создании мозаики разработчики объединили цифровые и классические технологии. На первом этапе была произведена фотосъемка оригинала картины Поздеева с цветовой калибровкой. Далее дизайнеры создали коллаж по ее мотивам. Полученное изображение было напечатано на крупноформатных плитах керамо-гранита. С целью достижения достоверной цветопередачи специалисты «АртСтиля», находясь на заводе Kerama Marazzi в г. Орле, создали цветовой профиль для данного проекта мозаики. В дальнейшем это позволит выполнять работы дистанционно и по другим совместным проектам.
После печати и обжига листы керамограни-та были разрезаны на отдельные элементы мозаики (более 60 000 штук размером 49,7x49,7 мм) и наклеены на модульные сетки размером 296,2x296,2 мм. Каждый фрагмент мозаики и каждый модуль был промаркирован и отправлен в Красноярск. Курировала весь процесс создания и монтажа мозаики строительная компания
«СМ.СИТИ». Общая площадь панно составила более 155 кв. м, высота - 40 м.
Разработанный способ создания и монтажа цифровой мозаики, качественные материалы и современные технологии позволили достичь высокой механической стойкости и безопасности эксплуатации фасада, что особенно актуально в климатических условиях Сибири - с ее сильными морозами и резкими перепадами температур.
Ранее такие масштабные работы по созданию цифровой мозаики на фасаде многоэтажного дома не проводились - это был первый подобный опыт для команды специалистов. В общей сложности совместная работа над проектом заняла около года.
Финальной точкой проекта стала победа в Международном профессиональном конкурсе «Гран-при KERAMA MARAZZI». Проект фасадной мозаики из Красноярска занял I место в номинации «Инфраструктурные проекты».
Художник Андрей Геннадьевич Поздеев любим красноярцами, а его творчество является важной частью культурного достояния региона. Современная мозаика позволяет рассказать о нем широкой аудитории и сделать это нестандартным способом. Так искусство органично интегрируется в среду и становится частью нашей повседневной жизни.
Примечания
1. Название «Дизайн-центр» не использовалось членами группы. Оно было позже введено в искусствоведческий дискурс Т. П. Жумати.
Литература
1. Аносова, С. С. Мозаика. История и современность. Мозаичные произведения в интерьерах ИрГТУ // Вестник ИрГТУ - 2015. - № 1 (96). - С. 81-88.
2. Большая советская энциклопедия : интернет-версия. - URL: https://bse.slovaronline.com/21609-MOZAIKA (дата обращения 30.10.2023).
3. Кличова, Ш. А. Значение мозаичного искусства в архитектуре // Вестник науки. - 2023. - № 4 (61) Т. 5. -С. 432-436.
4. Кулеева, Л. М. История и современность мозаики / Л. М. Кулеева, Р. Н. Саляхутдинов, // Дизайн ревю. -2015. - № 1-4 (январь-декабрь). - С. 73-77.
5. Оформление интерьера «Международный аэропорт Красноярск». Новый пассажирский терминал. -URL: http://artstyle.su/project/115/ (дата обращения 30.10.2023).
6. Салата, Д. В. Мозаика как семиотический элемент культуры // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - № 4-1 (43). - C. 6-9.
References
1. Anosova, S. S. Mozaika. Istoriya i sovremennost'. Mozaichnye proizvedeniya v inter'erah IrGTU [History and modernity. Mosaic works in the interiors of the Irkutsk State Technical University]. Bulletin of the Irkutsk State Technical University, 2015, no. 1 (96), pp. 81-88.
2. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya: internet-versiya [Great Soviet Encyclopedia: Internet version], available at: https://bse.slovaronline.com/21609-MOZAIKA (accessed 30.10.2023).
3. Klichova, Sh. A. Znachenie mozaichnogo iskusstva v arhitekture [The importance of mosaic art in architecture]. Vestnik nauki, 2023, no. 4 (61), vol. 5, pp. 432-436.
4. Kuleeva, L. M., Salyahutdinov R. N. Istoriya i sovremennost' mozaiki [History and modernity of mosaics] Dizajn revyu, 2015, no. 1-4 (January-December), pp. 73-77.
5. Oformlenie inter'era «Mezhdunarodnyj aeroport Krasnoyarsk». Novyj passazhirskij terminal [Interior design of Krasnoyarsk International Airport. New passenger terminal], available at: http://artstyle.su/ project/115/ (accessed 30.10.2023).
6. Salata, D. V. Mozaika kak semioticheskij element kul'tury [Mosaic as a semiotic element of culture]. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2020, no. 4-1 (43), pp. 6-9.
Об авторах
Ашихина Светлана Юрьевна - PR-менеджер дизайн-группы «АртСтиль»
E-mail: [email protected]
Киндсфатер Жанна Андреевна - сотрудник дизайнстудии «АртСтиль»
E-mail: [email protected]
Ashikhina Svetlana Yuryevna
PR-Manager of the ArtStyle design group
Kindsfater Zhanna Andreevna
Employee of the ArtStyle design group