Научная статья на тему '«Мой Ю. В. Балакин. . . » воспоминания об учителе'

«Мой Ю. В. Балакин. . . » воспоминания об учителе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИР УЧЁНОГО / Ю. В. БАЛАКИН / HISTORICAL FACULTY / THEOLOGICAL EDUCATION / WORLD SCIENTIST / Y. V. BALAKIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ветренко И.А.

Воспоминания об одном из основателей теологического образования в ОмГУ Юрии Васильевиче Балакине, его научном, интеллектуальном, человеческом облике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“My Y. V. Balakin...” Memories of the teacher

Memories of one of the founders of the theological education in OmSU Yury Vasilevich Balakin its scientific, intellectual, human shape.

Текст научной работы на тему ««Мой Ю. В. Балакин. . . » воспоминания об учителе»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 12-14.

УДК 930

И. А. Ветренко

«МОЙ Ю. В. БАЛАКИН...» ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ

Воспоминания об одном из основателей теологического образования в ОмГУ - Юрии Васильевиче Балакине, его научном, интеллектуальном, человеческом облике.

Ключевые слова: исторический факультет; теологическое образование; мир учёного; Ю. В. Балакин.

I. A. Vetrenko

"MY Y. V. BALAKIN..." MEMORIES OF THE TEACHER

Memories of one of the founders of the theological education in OmSU - Yury Vasilevich Balakin -its scientific, intellectual, human shape.

Keywords: historical faculty; theological education; world scientist; Y. V. Balakin.

Семьдесят лет исполнилось бы 4 октября 2016 г. известному историку и великолепному учёному Юрию Васильевичу Балакину. Но вот уже два года этого замечательного человека нет с нами. Вмиг осиротели 5 июня 2014 г. два факультета Омского государственного университета - исторический и социально-гуманитарный (ранее - факультет теологии и мировых культур). Я очень сожалею, что не сказала ему о том, какую важную роль он сыграл в моей жизни. Но я даже представить себе не могла, что его может не быть рядом. Всегда с тёплой улыбкой на устах, глубокой добротой в глазах, он готов был прийти на помощь любому: студенту, преподавателю, заведующему кафедрой. Поэтому в день его юбилея, когда мы вспоминали Юрия Васильевича, я решила поделиться своими чувствами к нему и выразить великую благодарность.

Юрия Васильевича Балакина я встретила на пороге своей взрослой жизни, в далёком 1989 году. Это было совсем другое время! Другая страна, иная система образования, в которой ещё не было ЕГЭ, а были

© Ветренко И. А., 2017

вступительные экзамены и живое общение с преподавателями, которые, в случае поступления в университет, становились твоими наставниками и учителями. Это было то время, когда имели значения медали, заработанные честной и трудной учёбой в школе в течение десяти лет.

Мою встречу с Юрием Васильевичем можно без всяких преувеличений назвать судьбоносной. Окончив школу в маленьком городке Новосибирской области, я приехала поступать в Омский государственный университет. Честно признаюсь, выбирала вуз моя мама, и её логика сейчас мне очень близка и понятна. Я была, по словам моего классного руководителя, который преподавал нам физику и астрономию, «всеядной» ученицей, т. е. мне равно хорошо давались все школьные предметы. Совершенно были понятны и мною любимы алгебра и геометрия, не вызывала никакого труда ни теория, ни практика по физике, особая «дружба» была с химией, что, видимо, у меня наследственное, поскольку мои родители - химики по образованию. Как победительница областных

«Мой Ю. В. Балакин...» Воспоминания об учителе

олимпиад по химии я имела право внеконкурсного зачисления на химический факультет Новосибирского государственного университета, но моя мама решила, что Новосибирск в два раза дальше по расстоянию от дома, чем Омск, а дочь должна приезжать домой каждые выходные. Дополнительным аргументом в пользу Омска были родственники, которые жили недалеко от ОмГУ. Маму свою я очень понимаю. С трёхлетнего возраста она воспитывала меня одна, стараясь обеспечить разностороннее развитие и образование. Поэтому в детстве я что только не прошла: музыкальную школу, спортивную школу, танцевальную студию, аэробику и многое другое. Я об этом совершенно не жалею и очень благодарна ей! Но мама поступила со мной честно. Выбрав вуз, она позволила мне выбрать специальность. Была у меня одна юношеская страсть - неимоверная тяга к истории и к обществоведению (сегодня это обществознание). Я запоем читала всё, что имело отношение к этим наукам и попадало мне в руки. Поэтому дело оставалось за малым - решить, на какой из двух привлекательных для меня факультетов в ОмГУ поступать. Всё, что я сейчас подробно изложила, очень важно для понимания судьбоносности и значения того решения, которое мне, семнадцатилетней девушке, помог принять Юрий Васильевич Балакин.

Приехав в Омск после выпускного бала, имея на руках аттестат с отличием, медаль и целую пачку всяких грамот и наград за олимпиады и конкурсы, я пошла покорять приёмную комиссию университета. И сразу же столкнулась с вопросом: на какой факультет подавать документы - исторический или юридический? Тогда не было возможности одновременно обращаться на несколько факультетов и специальностей с определением приоритетов. Решать нужно было сразу, на месте. Девушка, которая принимала мои документы, видя мою нерешительность, поинтересовалась, чего я всё же хочу. Долго слушая мои аргументы, она предложила мне пойти на трёхнедельные подготовительные курсы по тем предметам, которые нужно будет сдавать при поступлении. Набор их был одинаковым на оба факультета, отличалась только последовательность экзаменов. На историческом факультете первым экзаменом

была история, а на юридическом - сочинение по русскому языку. Для меня это было важным моментом, поскольку если бы я сдала экзамен первый на «отлично», то, имея медаль, сразу бы была зачислена в число студентов.

Соответственно, я пошла на два предмета - историю и русский язык. В этот же день начались занятия по истории, её читал нам Юрий Васильевич. Нет, «читал» - это не совсем верный глагол в данном случае! Он смог перенести нас во времена Древней Руси без всяких технических средств и спецэффектов. Он сам как лектор был один сплошной «спецэффект». Я осознала, что нахожусь на занятии для поступающих в вуз и мне нужно записывать за преподавателем только через 40 минут после начала его лекции. И то я не смогла этого сделать, поскольку совсем не было опыта одновременного восприятия на слух очень интересного и информативного рассказа Юрия Васильевича и последовательной записи всей фактологии. Я до сих пор не понимаю, как ему удавалось сочетать в лекции огромный объём фактического материала, блестящий способ его подачи и высокий уровень академической культуры и интеллигентности. Я не знаю, читал ли кто-нибудь когда-нибудь лекции по истории России на подготовительных курсах для поступающих на таком уровне, с такой установкой для абитуриентов, что они часть этой истории и культуры, каждая эпоха отразилась в них и будет влиять дальше на их будущее. Но это было невероятно! Утром следующего дня я побежала в приёмную комиссию и уговорила её работников разрешить мне переписать заявление с юридического факультета на мой теперь уже родной и любимый исторический. Ю. В. Балакин навсегда определил мою судьбу, даже не подозревая об этом. Я полагаю, что я не одна такая. Слышала позже, уже учась на истфаке, такую версию, что историкам и профориентацию проводить не надо было: её очень эффективно осуществлял Юрий Васильевич на подготовительных курсах.

На этом влияние на мою жизнь Юрия Васильевича не только не закончилось, но затем усилилось в разы! На первом курсе, когда мы все выбирали себе научных руководителей и определяли свою научную

И. А. Ветренко

специализацию, у Юрия Васильевича был полный аншлаг. К нему хотели все. И это несмотря на то, что он тогда не имел ещё ни научных степеней, ни званий. То, что это настоящий учёный, видно было за версту. И только в 1996 г. Юрий Васильевич защитил кандидатскую диссертацию по проблемам семантики урало-сибирского культового литья в мифе и ритуале, а в 1999 г. ему было присвоено учёное звание доцента. Это как раз тот случай, когда степени и звания не имеют никакого значения.

Я по его же совету пошла заниматься «живой» историей, т. е. археологической наукой, под руководством основателя нашей омской археологии Владимира Ивановича Матющенко. Когда на втором курсе у нас начались два предмета, которые читал Юрий Васильевич (в первом семестре - «История Древней Греции», а во втором - «История Древнего Рима»), на лекции и семинарские занятия стали ходить даже «старожилы» нашего курса, как мы их между собой называли. Это были ребята, отслужившие в армии и поступившие к нам на курс после окончания рабфака. Они очень уверенно чувствовали себя в университете и крайне избирательно подходили к посещению занятий, ходили только на те, которые им были интересны. А здесь они все дружно бегали к Ю. В. Бала-кину, поскольку его занятия были очень интересными.

Юрий Васильевич преподал мне ещё один важный урок, но уже для моей профессиональной деятельности. Не увлечься историей Греции и Рима, которую он читал, было невозможно, поэтому я активно участвовала в работе на всех семинарах, готовила доклады и выступала с ними. Он поставил мне оценку «отлично» автоматом по «Истории Древней Греции», а по «Истории Древнего Рима» вынес на экзамен только раздел эпохи

позднего Рима. Радуясь своим успехам, я тогда ещё не понимала, что через какое-то время отнесусь к благосклонному жесту своего любимого преподавателя совсем иначе. Начав свою профессиональную преподавательскую деятельность, я стала замечать, что, как дело доходит до дат или фактов из истории Греции или раннего Рима, моя память меня подводит. Через какое-то время я поняла, что автоматы дали о себе знать, и теперь, работая профессором на кафедре, я не ставлю студентам автоматов. Конечно, Юрий Васильевич всегда был очень справедливым человеком, замечательным психологом, поэтому хорошо понимал, как надо поощрять студентов и подогревать у них интерес к истории.

В 1995 г. Юрий Васильевич перешёл на кафедру истории и теории религии, которая формально относилась к факультету теологии и мировых культур, но все поколения историков, к которым он был причастен как преподаватель, считали его настоящим историком. Для нас, выпускников исторического факультета ОмГУ, невозможны студенческие воспоминания без Ю. В. Балакина, с него начиналась наша студенческая дорога.

Вернувшись в университет уже в статусе его коллеги в 2008 г., я, как студентка, бегала к нему за советом и помощью, ведь он в течение 12 лет, с 2001-го по 2013 г., был заведующим кафедрой истории и теории религии, а с 2009-го по 2012 г. исполнял обязанности декана факультета теологии и мировых культур. Как и раньше, он был отзывчив и щедр на мудрые советы, которые мне, молодой заведующей кафедрой, очень помогали. Он знал каждого студента по имени, помнил каждого выпускника по году окончания университета. Жаль, что так мало нам удалось поработать вместе. Я храню о нём светлую память, а его тёплая улыбка в моей душе...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.