Научная статья на тему 'Мой верный друг, язык мой русский'

Мой верный друг, язык мой русский Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ / МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ / ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ / РУССКИЙ ЯЗЫК В БЕЛОРУССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мой верный друг, язык мой русский»

вот в России, куда сегодня стремится наша молодежь, такую речь не поймут. И обязательный экзамен по русскому языку вряд ли удастся сдать. Поэтому мы читаем вместе Пушкина и Толстого, ребятам (не всем, конечно, и не все) начинает нравиться Цветаева и Ахматова. Да, это не бессмысленные песенки попсы «муси-пуси», здесь нужно думать по-русски и понимать. А это трудно, часто трудно невероятно, потому что и мама, и папа, и все родственники говорят по-киргизски. Но если ты хочешь, то у тебя обязательно получится. Пытаюсь внушить ученикам мысль, что человек проживает столько жизней, сколько языков он знает. Чувствую себя счастливицей, когда вижу, что они мне верят! А я действительно это все чаще и чаще вижу и чувствую сердцем. Мое сердце открыла для России, где я никогда не была, моя милая мама. Она тоже не бывала в России, но любила ее искренне всей душой. И я пытаюсь открыть сердца своих учеников — простых киргизских ребят для великой России. Мне кажется, это у меня получается.

Мой верный друг, язык мой русский

Марина Ромашко, учитель русского языка Козенской средней школы (Мозырский р-н, Гомельская обл., Белоруссия)

С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любовь к языку впитали мы с молоком матери, с колыбельными песнями, со сказками. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.

Большую роль русский язык сыграл и в моей судьбе. Так сложилось, что у меня две Родины - Россия и Белоруссия. Мама -сибирячка, я родилась на Дальнем Востоке, и первые слова были произнесены, конечно, на языке великого Пушкина. И вот уже большую часть жизни живу в Белоруссии, на родине отца, своей второй Родине.

Детская память избирательна, и мне часто вспоминается несколько картин...

Дом на окраине села. Я стою и смотрю на сопки, а передо мной - желто-красное море диких степных тюльпанов. Это были мои первые «необъятные просторы». Еще раз такое же чувство возникло, когда ехали к бабушке в гости в глухую белорусскую деревеньку, и почти все четыре часа дороги это был лес, лес, лес. Но, удивительно, дорога совсем не была скучной, потому что лес всегда был разным.

Второе воспоминание связано с яблоками. Я любила, когда из детского сада меня забирал папа, потому что, во-первых, «ехала» домой на папиных плечах, а во-вторых, обязательно доставала рукой маленькие темно-красные терпкие яблочки ранета. И сразу же следующая картинка: в раскрытое окно деревенской хатки протягивает ветви с огромными яблоками белый налив. В то лето яблоки, парное молоко и душистый хлеб из местной пекарни спасли маме жизнь. Мама... Первые песни, стишки, сказки — это все она. Мама стала моим первым учителем, привила любовь к книгам, родному языку.

...Судьбы людей складываются по-разному, но в жизни каждого человека была, есть и будет школа. Передо мной никогда не стояла проблема выбора профессии - я знала, что буду учителем. Хотя, нет, я, конечно же, хотела быть то дрессировщицей, то ткачихой, то врачом, но всегда учитель побеждал. Мне одинаково легко давались и языки, и химия, и математика, а выбрать специальность помогли словесники Евгения Ароновна Розенберг и Елена Алексеевна Лейтман. Никогда не забуду уроков Евгении Ароновны по поэзии времен Великой Отечественной войны, когда мы читали газеты военной поры, принесенные учителем. До сих пор ощущаю то чувство благоговения, с которым листали пожелтевшие от времени, стертые на сгибах страницы. Когда с трепетом, чуть дыша, держали треугольники писем с фронта ее отца и брата. Как находили простые солдаты слова, трогавшие душу? Такое не забудешь...

И окончательно помогла сделать выбор жизненного пути Елена Алексеевна. Всегда улыбающаяся, трогательная и беззащитная, она входила в класс, близоруко щуря глаза, и мы все с ожиданием, предчувствием открытий улыбались ей в ответ. Этой милой женщине я благодарна за Есенина, который стал моим любимым поэтом, за прикосновение к музыке слова. Мы, никогда в жизни не слышавшие романса вживую, завороженно внимали красоте есенинского стиха. Думаю, мои ученики тоже откроют для себя своих Есенина и Маяковского, Блока и Пастернака, Ахматову и Цветаеву. Учитель, как герой сказа П.П. Бажова «Хозяйка медной горы» Данила, который в глыбе малахита видел прекрасные линии и создавал предметы неповторимой красоты, может и должен разглядеть в ребенке прекрасные черты, заложенные изначально, помочь раскрыться истинному чуду детской души. Это очень сложный труд, но итог его для учителя дорог, и результат дает желание жить и работать.

Жизнь человека - движение по пути познания. Каждый шаг -обогащение знаниями, когда новый опыт помогает детям не только видеть и слышать, но и слушать, и всматриваться. И слово, язык -основные помощники на этом пути. Богатая и образная речь, орфографическая, грамматическая и пунктуационная грамотность — эти качества во все времена свидетельствовали об образованности, культуре и интеллигентности человека. Тренировать память, развивать мышление, умение вчитываться в текст, влюбляться в слово помогаем мы, учителя-словесники.

Путь к счастью результативного труда на уроках русского языка и литературы я вижу во взаимопонимании учителя и ученика. Когда мы становимся единомышленниками, вместе думаем, страдаем, чувствуем, вместе счастливы, в этом огромная победа учителя. И, наверное, самые горькие минуты в жизни педагога -это минуты, когда вдруг убеждаешься в бесполезности своего труда, когда после урока, насыщенного проблемными вопросами, интересными текстами, разнообразными видами работы, вдруг сталкиваешься с печальным, а порой и злым взглядом мальчишки.

Он так ничего и не понял из твоего (такого ясного и интересного, по-твоему) объяснения, впустую просидев за партой эти 45 минут. Нет, он не отвлекался, он даже пытался писать вместе со всеми, но груз отставания слишком велик, и разрыв между ним и другими все больше. Наконец наступает момент, когда ребенок просто присутствует на уроке, никак не участвуя в процессе обучения. Каждый день несколько часов без мысли, без дела, изо дня в день, из месяца в месяц... Через несколько лет результат ясен: вырос человек, не любящий и не умеющий трудиться, так как школьные уроки стали для него уроками безделья. Что же делать тогда? Дать ребенку возможность выбрать то задание, с которым он справится, которое ему по силам. Это помогает всем вместе и каждому в отдельности ощутить радость от результатов совместного труда, испытать чувство удовлетворения, приучает каждого работать на уроке в полную меру своих возможностей.

Когда в моем «трудном» восьмом классе на уроке я вдруг увидела интерес в глазах Пети, вечно лежащего на парте, в сердце затеплилась надежда. В конце урока на вопрос «Что понравилось и что не понравилось на уроке?» получила восторженные отзывы ребят. Молчал только Петя, а потом вдруг сказал:

- Мне не понравилось, - выжидательно поглядывая на меня.

- Что же тебе не понравилось?

- Что урок быстро закончился.

Это была самая высокая оценка моей работы, и в ту минуту счастливее меня человека не было.

Мы учим правильно писать, говорить, размышлять, рассуждать, творить, думать, мечтать... А читать? Как заставить, нет, не заставить, как убедить ребят в необходимости чтения? Как, если в Интернете можно найти ответ на любой вопрос? Помните известный монолог Аркадия Райкина «В Греции есть всё»? Вот так и в Интернете: реферат - пожалуйста, сочинение - вот оно, задачу решить - легко, диагноз поставить - не вопрос. Это хорошо или плохо? Да, Сеть облегчает поиск материала, сокращает время

на подготовку, но... Как научить ребят выбирать, фильтровать материал?

Иногда от бессилия опускаются руки, а иногда от счастья вырастают крылья. Возможно ли такое?

Лев Толстой, роман «Война и мир», на изучение - шесть часов. Представляете, шесть: очерк жизни и творчества, по уроку на каждый том и сочинение. Все. Толстого, которого я, будучи школьницей, читала всю третью четверть, за шесть часов! Вот так мы «проходим» Толстого, так мы «проходим» мимо литературы. Моя задача в том, чтобы найти те слова, прочитать с ребятами те страницы, которые бы запомнились, после которых захотелось бы «познакомиться» с Андреем Болконским, Наташей Ростовой, Пьером Безуховым поближе, пусть даже это произойдет не сейчас, а когда они станут взрослыми, но пусть это произойдет.

Читаем наизусть отрывки из «Евгения Онегина». Немного скучно, немного обыденно, но надо. За 26 лет работы я столько слышала «Татьян» и «Онегиных», что они скажут нового? Выходит к доске Вика, и происходит чудо: эта невысокая юная девочка настолько прочувствовала каждое слово, звук, настолько проникновенно «писала» это письмо, что мурашки по коже бежали. Это счастье? Это счастье!

21 февраля в нашей школе, как и по всей Белоруссии, праздновали Всемирный день родного языка. Здесь были и песни, и стихи, и викторины, и ярмарка с блинами, бульбой и салом.

Но в Белоруссии два государственных языка - белорусский и русский. И родным многие считают именно русский язык: на нем говорят в семьях, это язык школы, ведь большинство школ в нашей республике - с русским языком обучения. Это язык, на котором мы думаем. Поэтому со своими шестиклашками, где я еще и классный руководитель, мы решили сделать праздник русского языка. Поначалу свое мероприятие мы задумывали как игру, с конкурсами, загадками и т. д. Но произошло то, чего я никак не ожидала: нецензурное слово, якобы случайно вырвавшееся во время ссоры между мальчишками. И тогда я поняла, что будем

мы говорить о культуре речи, о том, как правильно говорить, как красиво говорить, как не выглядеть смешным.

Так родился наш устный журнал «Мой верный друг, язык мой русский». Здесь мы вспомнили и стихи о языке, и «спасителя слов», составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, и министра просвещения и президента Российской академии наук А.С. Шишкова, который боролся за чистоту родного языка. Но больший интерес у ребят (а ведь так и задумывалось), вызвали их собственные выступления, где они показали, как разговаривают на своем жаргоне, используя словечки-паразиты (ну, чисто конкретно, типа, короче, блин и т. д.). Повеселили и заставили задуматься сценки на улице, в магазине, когда неоправданно используются иностранные слова: уикенд, пати, бойфренд, фейс-контроль, дресс код и т. д. Одни смеялись, другие сидели молча, но вывод для себя сделал каждый. Возможно, так и надо: не запрещать (ведь запретный плод сладок), не ругать, не кричать, не злиться, а просто показать, как смешно и нелепо это выглядит со стороны, ведь вроде бы показывали и не себя?

Словарный диктант, повторяем правописание О-Ё после шипящих, следующее слово — девчонка. Шепоток по классу, отчаянный вопль Никиты: «Как писать?» Смешок, переходящий в смех, заставляет улыбнуться и меня: оказывается, его интересовало, какую согласную писать в корне — В или Ф? Ребята пояснили, что в этом виноват сериал «Деффчонки». Смеяться или плакать?

Какая разница, возьмем ли мы книгу Пушкина в библиотеке, загуглим ли в Интернете интересующий вопрос, главное, чтобы язык жил. А язык уже много веков спасает славянские народы от безбожия, от одичания и гибели...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.