Научная статья на тему 'Мой учитель - ефим Григорьевич Осовский'

Мой учитель - ефим Григорьевич Осовский Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

81
24
Поделиться
Ключевые слова
ЕФИМ ГРИГОРЬЕВИЧ ОСОВСКИЙ / EFIM GRIGORIEVICH OSOVSKIY / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / УЧЕНЫЙ / SCIENTIST / ЧЕЛОВЕК / PERSON / ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PERSONAL FORMATION / НАУКА / SCIENCE / ЗНАЧИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ / VALUE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Саратовцева Надежда Валентиновна

Статья посвящена памяти учителя и ученого Ефима Григорьевича Осовского члена-корреспондента Российской академии образования, академика Международной педагогической академии, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Мордовии, блестящего преподавателя и наставника. Ее автор, ученица ученого, вспоминает о научных и жизненных уроках Ефима Григорьевича. Ценность статьи заключается в обращенности к проблеме личностных образцов в процессе поиска своего пути в жизни и науке. Помимо биографических сведений об Е. Г. Осовском и о направлениях его научной деятельности в статье представлены некоторые идеи и крылатые выражения видного педагога, которые могут быть взяты на вооружение и применимы в работе и жизни будущими или уже состоявшимися учеными.

MY TEACHER - EFIM GRIGORIEVICH OSOVSKIY

The article is written in memory of the Teacher and Scientist Efim Grigorievich Osovskiy an associate member to Russian academy of education, academician of International pedagogical academy, doctor of pedagogical sciences, professor, honoured worker of science of the Republic of Mordovia, brilliant teacher and mentor. The author, the pupil of the scientist, recalls about scientific and life lessons of Efim Grigorievich. The value of the article is in the address to the problem of personal samples in the searching for their own way in life and science. Aside from biographic information about E. G. Osovskiy and about directions of his scientific activity, the article presents some ideas and expressions of the outstanding teacher, which scientists and future scientists may take note of.

Текст научной работы на тему «Мой учитель - ефим Григорьевич Осовский»

НАШИ УЧИТЕЛЯ

УДК 37.092

Н. В. Саратовцева

МОЙ УЧИТЕЛЬ - ЕФИМ ГРИГОРЬЕВИЧ ОСОВСКИЙ

Статья посвящена памяти учителя и ученого - Ефима Григорьевича Осовского -члена-корреспондента Российской академии образования, академика Международной педагогической академии, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Мордовии, блестящего преподавателя и наставника. Ее автор, ученица ученого, вспоминает о научных и жизненных уроках Ефима Григорьевича. Ценность статьи заключается в обращенности к проблеме личностных образцов в процессе поиска своего пути в жизни и науке. Помимо биографических сведений об Е. Г. Осовском и о направлениях его научной деятельности в статье представлены некоторые идеи и крылатые выражения видного педагога, которые могут быть взяты на вооружение и применимы в работе и жизни будущими или уже состоявшимися учеными.

Ключевые слова: Ефим Григорьевич Осовский, учитель, ученый, человек, личностное становление, наука, значимость личности.

Каким бы насыщенным информационными и телекоммуникационными технологиями педагогический процесс ни был, не потеряла и не потеряет никогда своей значимости и актуальности в нем личность педагога. Думается, что в деле воспитания и образования ее место заменить никто не сможет. Поскольку только личность может способствовать становлению и развитию другой личности. И каждый человек на пути своего личностного становления встречает много учителей. Некоторым из них мы не придаем какого-то особого значения, другие же навсегда остаются в нашей памяти, оставляя в жизни неизгладимый след.

Следует сказать, что смысловое содержание понятия «учитель», по крайней мере в данном контексте, нам видится намного шире и глубже, нежели это человек, занимающийся педагогической деятельностью в общеобразовательном учреждении. По нашему мнению, учитель - это высший авторитет в педагогике, глава учения, имеющий своих последователей, это и преподаватель, и ученый, и педагог, и воспитатель, и наставник.

В моей жизни Учителем и Ученым с большой буквы стал Ефим Григорьевич Осовский (1930-2004) - член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовии, блестящий преподаватель и наставник.

Е. Г. Осовский родился в г. Бобруйске (Белоруссия) 11 октября 1930 г. Помогая семье, он рано начал трудовую деятельность, а тринадцатилетним подростком, оставшись без родителей, начал самостоятельную жизнь: одновременно учился в школе ФЗО и работал на военном заводе в г. Актюбинске. В 1944-1951 гг. жил в Москве и Ленинграде, работал на заводе, был воспитанником воинской части, закончил ремесленное училище, вечернюю школу-семилетку, индустриально-педагогический техникум трудовых резервов. Затем работал на Урале в г. Красновишерске мастером производственного обучения и преподавателем ремесленного училища. В 1954 г. он поступил в Московский государственный педагогический институт. Здесь Ефим Григорьевич познакомился со Иваном Фомичем Свадков-

ским, академиком АПН РСФСР, профессором, под влиянием которого и был выбран «путь в науке». Сам Осовский, вспоминая Ивана Фомича, писал: «Его лекции по истории педагогики многих из нас буквально захватили - глубина, полемичность, логика и аргументированность, диалог с великими, с Коменским и Руссо, с Макаренко и современными педагогами, неспешность, цитирование классики... И внешняя неэмоциональность. Это был настоящий пир мысли и духовности. И понимание педагогики как науки, выстраданной человечеством. А таких лекций было 200 (!) часов. Я до сих пор, почти 50 лет, храню мои записи лекций с моими пометами, аллюзиями на полях» [1, с. 252].

Интересны воспоминания Ефима Григорьевича о семинарских занятиях И. Ф. Свадков-ского: «Семинары он вел оригинально. Каждому давал на выбор тему, но требовал первоначально представить план - на одной (и не более, иначе возвращал) - странице. И с каждым подробно обсуждал. Помню, мне сказал, что все нужное есть, но пункты, „как картошка в мешке", то есть не достигнута логика изложения. Вторым было задание составить на основе плана тезисы - опять только на трех страницах. И вновь детальное обсуждение формы и содержания. Третью встречу составляло выступление по теме, где учитывалось все: и свобода, и стиль, и логика. На 10 минут. А потом коллективное обсуждение, где не щадили никого. И не обижались. Ценил самостоятельность, оригинальность позиции, убедительность аргументов в споре» [1, с. 252]. На наш взгляд, такие методы обучения видного педагога должны применяться широко в образовательном процессе вуза. Они результативны и актуальны особенно сегодня, в век мощных информационных потоков.

В 1958 г., по окончании вуза, Осовский был рекомендован в аспирантуру. В этот период в «школе Фомича», куда наряду с прежними учениками профессорами и доцентами, такими как М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, Т. В. Воликова и др., входили тогда еще молодые аспиранты В. А. Сластёнин, Б. Т. Лихачев, С. П. Баранов, Д. И. Латышина, А. П. Демидова и др., произошло становление видного ученого и учителя. Ефим Григорьевич признавался, что «общение с Учителем, встречи учеников сыграли важную роль не только в научном становлении, но и в жизни. Неписанным законом „школы" была взаимопомощь и поддержка, рождавшая уверенность в том, что ты ее получишь, когда тебе это понадобится» [1, с. 254].

С 1961 г. жизнь Е. Г. Осовского была связана с высшей школой. Первоначально он работал в Череповецком пединституте, а с 1967 г. (по 2004 г.) - в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева в качестве заведующего кафедрой педагогики и психологии (позже - научных основ образования).

Наше личное знакомство произошло в мои студенческие годы. Ефим Григорьевич был научным руководителем моей дипломной работы. Тогда я узнала его как педагога и ученого, отличавшегося широчайшей эрудицией и оригинальностью суждений. Все его консультации были значимы и весомы. В каждое слово ученого нужно было вдумываться, в каждую идею - вживаться. Не забуду то волнение, когда Е. Г. Осовский пришел на защиту моей дипломной работы. Тогда, будучи еще студенткой, было очень страшно вдруг не оправдать доверия видного ученого - растеряться, невнятно или неполно ответить на вопрос.

В 1998 г. я стала аспиранткой Е. Г. Осовского. Руководя диссертационным исследованием, он никогда не навязывал свою точку зрения, а аргументированно доказывал ее целесообразность или соглашался с другой, в данном случае более приемлемой.

Воспринимая работу «на слух», он высказывал свое мнение и давал ценные советы. Руководил работой как теоретик и методолог. Учил четче формулировать выводы, избегать многословия, сразу «брать быка за рога». Много трудясь сам, призывал трудиться других. При этом результаты работы должны быть ощутимы, и часто в таком случае поговаривал, что «если все время говорить халва, халва, то во рту слаще не станет».

Прививая интерес к науке, обучая не бояться сложностей в решении заявленных исследовательских задач, Ефим Григорьевич часто наставлял, что «нужно искать не там, где светло, а там, где темно». Он учил, что в ходе исследования не следует искать легких путей и отступать от намеченных целей. Не должно быть так, чтобы мы были ведомыми - «мы шли за материалом», следует сделать так, чтоб мы были ведущими - «материал шел за нами». Он отмечал то, что если заниматься проблемой исследования серьезно, то заметна тенденция движения «материала к материалу», синтеза достижений в области философии, социологии, культурологии и других смежных с педагогикой наук. Действительно, когда вживаешься в свою работу, когда она тебе нравится, легко найти точки соприкосновения своей исследовательской проблемы с различными потоками информации. Часто нахожу этому подтверждение и постоянно вспоминаю идеи своего учителя.

Восхищала потрясающая работоспособность Ефима Григорьевича и его готовность всегда прийти на помощь. Академик РАО Ю. В. Сенько вспоминал, как Е. Г. Осовский, находясь вместе с ним в командировке, пытался помочь ему изложить актуальность исследования и «заострить проблему» в автореферате докторской диссертации: «В очередной раз, далеко за полночь, расходимся ни с чем. Но встречать утро в постели мне не пришлось. Торопливый, все более настойчивый стук в дверь заставил подняться: Юра, я понял, как это надо сделать! .. .Счастливый Фима, несмотря на мой сумеречный вид, ворвался в номер и началось. Я подозреваю, что сотворчество для него имеет не меньший смысл, чем помощь другому..» [2, с. 33].

Интересные идеи Осовский стремился быстро воплощать в жизнь в виде книг, статей, докладов и т. д. Учил неустанно трудиться, избегать «выпадения из проблемы», говорил, что все «нужно выстрадать».

Е. Г. Осовский - основатель ряда приоритетных направлений в педагогической науке, им созданы оригинальные научные школы. Одним из основных направлений его научной деятельности было изучение истории профессионально-технического образования и профессиональной педагогики в России. В 1960-80-е гг. совместно с А. Н. Веселовым и Н. Н. Кузьминым он заложил основы истории профессиональной школы и педагогики как новой отрасли научного знания, возглавлял секцию историков в Научном совете по проблемам профтехобразования АПН СССР. В монографии «Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940)» теория профтехобразования впервые была рассмотрена Осовским как предмет историко-педагогических исследований [3]. За работу «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР» он как автор и научный редактор был удостоен премии АПН СССР им. К. Д. Ушинского [4]. В 1981 г. Е. Г. Осовский защитил докторскую диссертацию «Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917-1940 гг.». Он принимал участие в подготовке учебника «Профессиональная педагогика», разработке комплекса статей «Энциклопедии профессионального образования», в написании коллективной монографии «История профессионального образования в России» [5-7].

Е. Г. Осовский создал научную школу по педагогической регионологии Поволжья, положил начало исследованиям по истории школы и просвещения в Мордовском крае. Он явился составителем и автором книги «Просветители и педагоги Мордовского края» [8]. Е. Г. Осовский являлся руководителем редакции образования и науки «Мордовской энциклопедии» и трехтомника «История Мордовии в лицах» [9, 10].

Велик вклад Е. Г. Осовского в разработку проблем исследования истории педагогики и образования российского зарубежья. В 1996 г. он собрал и опубликовал антологию «Педагогика Российского Зарубежья», которая впервые знакомила с философско-педагогическим на-

следием эмиграции [11]. Под его руководством была подготовлена монография «Очерки истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья (20-50-е гг. XX в.)» [12].

Ефим Григорьевич Осовский всегда жил делами кафедры, института, проблемами и делами своих учеников. У него защитили диссертации многие аспиранты, он участвовал в подготовке не одной тысячи учителей [13]. Плохое самочувствие, невероятная занятость никогда не мешали Ефиму Григорьевичу приезжать на защиты диссертаций или научные конференции в разные города. Не раз свой день рождения - 11 октября - он проводил вне дома, работая и помогая другим.

Есть немало воспоминаний ученых о том, что часто формализованная процедура защиты диссертаций делалась привлекательной благодаря участию в ней Е. Г. Осовского. Доктор педагогических наук Петр Николаевич Осипов писал: «Ну, а в неофициальной части, следующей после защиты, обращаясь к только что защитившим докторские диссертации соискателям (нас было в тот день двое), Ефим Григорьевич сказал фразу, которую я сам с тех пор иногда цитирую (разумеется, со ссылкой на него) на подобного рода мероприятиях: „Вы - доктора, но я докторе.". И это действительно так: где бы мы не были, я всегда чувствую, что он „докторе" многих других докторов» [14, с. 36].

Живо, интересно проходили все заседания кафедры научных основ образования. Заведующий кафедрой Ефим Григорьевич Осовский и нас всегда учил, что нужно «чувствовать аудиторию» (стараться обратиться к каждому и быть понятным для каждого), с которой работаешь, перед которой выступаешь. Многое из сказанного им мы старались записать, чтобы не растерять ценности услышанного. Всю глубину идей ученого и теперь еще трудно осмыслить.

Ефим Григорьевич много работал дома. Никто, даже неожиданные его посетители, не уходили без совета, отзыва, консультации. У Осовского была огромная домашняя библиотека. Никогда аспиранты с его консультаций не уходил с пустыми руками - он подбирал литературу для всех. Считаю, самыми ценными подарками в жизни - дорогие сердцу книги своего учителя с его дарственными надписями.

Ефим Григорьевич Осовский - автор более 400 научных трудов. Он являлся научным редактором 21 тома межвузовского сборника научных трудов «Современные проблемы психолого-педагогических наук» (Саранск, 1992-2004 гг.).

За успехи в научной деятельности и участие в подготовке научно-педагогических кадров Ефим Григорьевич удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Мордовской АССР», награжден золотой медалью Я. А. Коменского, почетными знаками и грамотами. Е. Г. Осовский - лауреат премий АПН СССР им. К. Д. Ушинского и главы Республики Мордовия за большой вклад в создание энциклопедии «Мордовия».

Е. Г. Осовского как ученого и человека знают и уважают во многих научных российских центрах - Москве, Нижнем Новгороде, Казани и т. д. Не секрет, что нам - его ученикам -имя Осовского помогало в научном мире открывать двери со значительными именами на табличках.

Всегда восхищали человеческие качества Е. Г. Осовского - потрясающая работоспособность, неисчерпаемая бескорыстность, душевная щедрость, безграничная доброжелательность, величайшая скромность.

Будучи человеком невысокого роста, по складу своей внешности, часто приходится сталкиваться с первоначальным неверным впечатлением коллег и даже студентов о себе, как о студентке. Только теперь, спустя время, приходит понимание когда-то произнесенных Е. Г. Осовским слов (тоже невысокого роста) о том, что «нам надо обращать на себя внимание людей чем-то другим.».

Являясь уже преподавателем высшей школы, все так же хочется быть похожей на своего наставника, следовать его принципам педагогического общения, строить взаимоотношения с обучающимися, как это делал он.

Сейчас с нами Ефима Григорьевича нет, но память о нем всегда будет жива. Значимость личности Е. Г. Осовского как ученого-педагога, историка образования требует всестороннего, многопланового и масштабного изучения. Это направление перспективно в исследованиях ученых Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсе-вьева, где он провел большую часть своей трудовой жизни. Говорить же о Ефиме Григорьевиче можно только с любовью и глубочайшим уважением, с благодарностью за возможность быть знакомой с ним. Без сомнения, огромна роль этого человека и учителя в становлении нас - его учеников как ученых, педагогов, личностей.

Список литературы

1. Осовский Е. Г. Мой учитель - Иван Фомич Свадковский // Осовский Е. Г. Избранные педагогические сочинения / сост.

B. Е. Дерюга и др.; гл. ред. В. М. Макушкин; редкол. Ю. В. Варданян, Г. И. Саранцев, О. Е. Осовский. Саранск, 2005.

C. 252-254.

2. Сенько Ю. В. «Далекая, теперь уже такая далекая...» // Е. Г. Осовский - наставник, учитель, ученый: маленькая монография о большом Человеке / отв. ред. Т. И. Шукшина. Саранск, 2000. С. 33-34.

3. Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940). М.: Высш. шк., 1980. 287 с.

4. Осовский Е. Г. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. М., 1981.

5. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец-м и напр-м. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.

6. Энциклопедия профессионального образования: в 3 томах / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998.

7. История профессионального образования в России / под науч. ред. С. Я. Батышева и др. М.: Проф. обр-е, 2003.

8. Просветители и педагоги Мордовского края / сост. М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 196 с.

9. Мордовия: энциклопедия: в 2 томах / гл. ред. А. И. Сухарев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003-2004.

10. История Мордовии в лицах: биогр. сб.: в 3 томах / сост. В. С. Лунин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.

11. Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья: пос. для пед. ун-тов, и-тов и кол-жей / сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. М.: Институт практ. психол., 1996. 528 с.

12. Очерки истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья (20-50-е гг. XX в.) / под ред. проф. О. Е. Осовского. Саранск, 2000.

13. Степанов В. Г. Е. Г. Осовский - видный отечественный педагог // Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 ч. Саранск, 2005. Ч. 1. С. 47.

14. Осипов П. Н. Он «докторе» многих докторов // Е. Г. Осовский - наставник, учитель, ученый: маленькая монография о большом Человеке / отв. ред. Т. И. Шукшина. Саранск, 2000. С. 35-39.

Саратовцева Н. В., кандидат педагогических наук, доцент. Пензенский государственный технологический университет.

Пр-д Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11, Пенза, Россия, 440039. E-mail: Saratovtseva.nv@mail.ru

Материал поступил в редакцию 10.10.2014.

N. V. Saratovtseva

MY TEACHER - EFIM GRIGORIEVICH OSOVSKIY

The article is written in memory of the Teacher and Scientist - Efim Grigorievich Osov-skiy - an associate member to Russian academy of education, academician of International

pedagogical academy, doctor of pedagogical sciences, professor, honoured worker of science of the Republic of Mordovia, brilliant teacher and mentor. The author, the pupil of the scientist, recalls about scientific and life lessons of Efim Grigorievich. The value of the article is in the address to the problem of personal samples in the searching for their own way in life and science. Aside from biographic information about E. G. Osovskiy and about directions of his scientific activity, the article presents some ideas and expressions of the outstanding teacher, which scientists and future scientists may take note of.

Key words: Efim Grigorievich Osovskiy, teacher, scientist, person, personal formation, science, value of personality.

References

1. Osovskiy E. G. Moy uchitel' - Ivan Fomich Svadkovskiy [My teacher - Ivan Fomich Svadkovskiy]. Osovskiy E. G. Elected pedagogical compositions. Sost. V. E. Deryuga and others; gl. red. V. M. Makushkin; redkol. Yu. V. Vardanyan, G. I. Sarancev, O. E. Osovskiy. Saransk, 2005. Pp. 252-254 (in Russian).

2. Sen'ko Yu. V. "Dalekaya, teper' uzhe takaya dalekaya..." [Distant, now so distant...]. E. G. Osovskiy - nastavnik, uchitel', uche-nyy: malen'kaya monografiya o bol'shom Cheloveke [E. G. Osovskiy - mentor, teacher, scientist: small monograph about great Person]. Ed. by T. I. Shukshina. Saransk, 2000. Pp. 33-34 (in Russian).

3. Osovskiy E. G. Razvitie teorii professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v SSSR (1917-1940) [The Development of the theory of professional-technical eduaction in USSR (1917-1940)]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1980. 287 p. (in Russian).

4. Osovskiy E. G. Ocherki istoriiprofessional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v SSSR [The Essays of the history of professional-technical formation in USSR]. Moscow, 1981 (in Russian).

5. Batyshev S. Ya Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayushchikhsya po pedagogicheskim spetsial'nostyam i napravleniyam [Professional pedagogy. The Textbook for student, training on pedagogical profession and directions]. Moscow, Assotsiatsiya "Professional'noe obrazovanie" Publ., 1997. 512 p. (in Russian).

6. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya [The Encyclopedia of the vocational training]: v 3 t. Ed. by S. Ya. Batyshev. Moscow, APO Publ., 1998 (in Russian).

7. Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Rossii [The History of the vocational training in Russia]. Ed. by S. Ya. Batyshev, etc. Moscow, Professional'noe obrazovanie Publ., 2003 (in Russian).

8. Prosvetiteli i pedagogi Mordovskogo kraya [Enlighteners and teachers of the Mordvia region]. Sost. M. T. Bibin, E. G. Osovskiy. Saransk, Mordov. kn. izd-vo Publ., 1986. 196 p. (in Russian).

9. Mordoviya: entsiklopediya [Mordoviya: encyclopedia]: v 2 t. Ed. by A. I. Suharev. Saransk, Mordov. kn. izd-vo Publ., 20032004 (in Russian).

10. Istoriya Mordovii v litsakh [The History of Mordovia in person]: biogr. sb.: in 3 t. Sost. V. S. Lunin. Saransk: Mordov. kn. izd-vo Publ., 1994 (in Russian).

11. Khrestomatiya. Pedagogika Rossiyskogo zarubezh'ya: posobie dlya pedagogicheskikh universitetov, institutov i kolledzhey [The Reader book. Pedagogy of the Russian abroad: book for pedagogical universities, institutes and colleges]. Sost. E. G. Osovskiy, O. E. Osovskiy. Moscow, Institut prakticheskoy psykhologii Publ., 1996. 528 p. (in Russian).

12. Ocherki istorii obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli Rossiyskogo Zarubezh'ya (20-50-e gg. XX v.) [The Essays on the history of education and pedagogical thought of Russian abroad (20-50-e gg. XX v.)]. Ed. by prof. O. E. Osovskiy. Saransk, 2000 (in Russian).

13. Stepanov. V. G. Osovskiy - vidnyy otechestvennyy pedagog [E. G. Osovskiy - outstanding domestic teacher]. Materialy Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nye problemy obrazovaniya i pedagogiki: dialog istorii i sovremennos-ti": v 4 ch. [Materials of All-russian scientific-practical conference "Actual problems of education and pedagogy: dialogue of history and contemporaneity": in 4 parts]. Saransk, 2005. Part 1. P. 47 (in Russian).

14. Osipov P. N. O "doktore" mnogikh doktorov [He is "doctor" of many doctors]. E. G. Osovskiy - mentor, teacher, scientist: small monograph about great Person. Ed. by T. I. Shukshina. Saransk, 2000. Pp. 35-39 (in Russian).

Penza State Technological University.

Pr-d Baydukova/ul. Gagarina, W11, Penza, Russia, 440039. E-mail: Saratovtseva.nv@mail.ru