Научная статья на тему 'Мой дорогой студент МАДИ!'

Мой дорогой студент МАДИ! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мой дорогой студент МАДИ!»

В. ПРИХОДЬКО, чл.-корр. РАН, профессор, ректор Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)

МОИ ДОРОГОЙ СТУДЕНТ МАДИ!

Убежден, что знания и навыки, полученные вашими выпускниками, помогут воплотить в жизнь стратегическую программу модернизации и совершенствования автомобильно-дорожной индустрии нашей страны.

В.В. Путин

(Из поздравления Президента РФ с 70-летним юбилеем МАДИ)

МАДИ сегодня - это по всем показателям, принятым в высшей школе, полнокровный технический университет, удовлетворяющий потребности людей в образовательной и научной деятельности, многоуровневой системе подготовки кадров по многим направлениям техники, экономики, менеджмента. Вместе с тем МАДИ - это особый технический университет, его деятельность прежде всего окрашена всем тем, что связано с созданием, функционированием и поддержанием в рабочем состоянии автомобильного и дорожного комплексов страны, её регионов и городов России.

Нынешний МАДИ - это свыше десяти тысяч учащихся, три тысячи специалистов и преподавателей, ежегодно повышающих свою квалификацию. Это пятнадцать факультетов, готовящих механиков, дорожников, экономистов и управленцев по 22 специальностям и девяти направлениям, это тысячная армия профессорско-преподавательского состава, осуществляющая все виды учебной деятельности.

С первых лет своего существования институт готовил дорожников и механиков по автомобильному и дорожно-строительному направлениям, и сегодня мы готовим дорожников и механиков - универсалов, владеющих своей основной специальностью и разбирающихся в смежных дисциплинах - юри-

дических, экономических, управленческих и экологических.

Двадцать первый век - это век науки о жизни, о глобальных и локальных проблемах нашей планеты, о безопасном жизнеобеспечении. Только фундаментальные знания дают возможность правильно оценивать происходящее и осуществлять научное предвидение.

В связи с этим мы стремимся повысить роль в учебном процессе фундаментальных наук: физики, математики,

химии, материалов и технологии их обработки. В МАДИ за долгие годы создана солидная база исследовательских разработок в областях дорожного строительства, экономики, управления и безопасности дорожного движения, а также создания, эксплуатации, ремонта и утилизации транспортной техники различного назначения.

В последние 10 лет исследования проводились в рамках тематического плана МАДИ (ГТУ) и НТП Минобразования, грантов РФФИ, Минобразования и Минтранса РФ, Международного научного фонда и других. К числу наиболее значимых выполненных в МАДИ фундаментальных и прикладных работ относятся исследования по разработке концепций развития автомобильного транспорта РФ, транспортной политики, по повышению безопасности дорожного движения в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, по совершенствованию технологий, обслуживающих нормальное функционирование автомобильно-дорожного комплекса страны, и другие. За этот же период МАДИ продвинулся в областях, связанных с изучением свойств наноструктурированных материалов и критическими технологиями, изучением матричных и псевдоматричных процессов синтеза нанокомпози-тов, и многих других. Научный поиск ведется силами преподавателей, сотрудников, аспирантов, дипломников и студентов МАДИ (ГТУ).

Новые импульсы получают комплексные междисциплинарные исследования и разработки, в которых активно используются методы математического и компьютерного моделирования. Это не означает ослабления традиционных направлений, нацеленных на решение важных практических задач автотранспортного комплекса, а также проведение поисковых исследований в области передовых технологий и перс-

пективных направлений современной науки. Об этом свидетельствуют ежегодные выставки, демонстрирующие широкий спектр научно-технических достижений преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов университета. Эти выставки подводят итоги определенному этапу научной деятельности коллектива и помогают выверить ориентацию вектора научного поиска в предстоящем году.

Просторные холлы МАДИ и замечательный весенний сквер перед его зданием в «выставочные» дни бывают до отказа заполнены посетителями. Экспонаты выставки привлекают внимание не только специалистов и администрации города, но и широкой общественности, а также наших настоящих и будущих студентов, стимулируя их творческую фантазию, смелое изобретательство и стремление приобщиться к тому Делу, которым заняты люди, чьи работы приводят в восхищение.

Наши студенты имеют широчайшие возможности для реализации своих интересов и творческой энергии. Можно, надежно вооружившись знаниями, заняться классическими для автомобильно-дорожной области задачами, но найти для них совершенно неожиданные, «прорывные» решения. Но можно выбрать и одну из самых современных наукоемких и перспективных сфер деятельности, например робототехнику и телематику на транспорте, или заняться разработкой и созданием двигателей, работающих на альтернативном экологически чистом топливе.

Наш университет приветствует и поддерживает новаторов. На базе МАДИ (ГТУ) создан Центр инноваций в инженерном образовании. Тем не менее наша позиция состоит в том, что правильный путь развития - это путь взвешенного баланса традиций и новаций.

У нас происходят серьезные изме-

нения в сфере организационных форм обучения студентов, совершенствуется система управления качеством учебного процесса. Новейшие технологии все более становятся стержнем прогресса в осуществлении профессиональной подготовки выпускника МАДИ. Предметом постоянного внимания администрации МАДИ является развитие системы информационного обеспечения учебного процесса. Университет имеет информационно-вычислительный центр, располагающий современной компьютерной техникой, студентам предоставлен доступ к сети Интернет.

Мы гордимся своей научно-технической библиотекой с общим библиотечным фондом свыше миллиона изданий, несколькими читальными залами, системой межбиблиотечного каталога, библиотекой для иностранных граждан.

В наши дни потенциал специалиста определяется не только его способностями и профессиональными знаниями, но и его общей культурой и высокой нравственностью. В МАДИ уделяется серьезное внимание воспитательной работе со студентами, их гуманитарной подготовке и укреплению лучших университетских традиций. Одно из первых начинаний, которые я сделал, став руководителем МАДИ, - ввел в штатное расписание должность помощника ректора по воспитательной работе и восстановил институт кураторов на первых курсах всех специальностей.

Святым местом для мадийцев является наш музей. Он - не только наша коллективная память, но и важный центр духовной жизни сегодняшнего МАДИ. Здесь знакомятся с историей МАДИ и его современной жизнью, проводятся конференции и вечера классической музыки. Сюда приходят выпускники прошлых лет, нынешние студен-

ты и преподаватели, многочисленные гости. В прекрасном классическом зале царит особая атмосфера теплоты и душевности. Здесь формируется тот феномен, которой принято называть корпоративной культурой института.

В учебный процесс внесено принципиально новое направление - инженерная педагогика. При работе со студентами реализацию целей инженерной педагогики осуществляет специально созданная кафедра, которую возглавляет чл.-корр. РАО профессор В.М. Жураковский. В числе основных задач кафедры - интеграция деятельности общетеоретических и специальных кафедр, разработка и внедрение в учебный процесс методологии инженерной деятельности, развитие творческой инженерной активности студентов. По инициативе кафедры создан и регулярно проводится межвузовский семинар «Инновационные педагогические технологии в инженерном об-разовании«.

Если в первой половине 90-х годов под влиянием бурных изменений в общественном климате и сознании, связанных с переходом к рыночным отношениям, абитуриенты стремились на специальности экономистов и управленцев, то сейчас тенденция другая. Вырос конкурс на основные, базовые специальности - «дороги», «мосты«, «автомобили«, «дорожные машины» и другие.

Институт оперативно откликается на необходимость введения новых направлений подготовки специалистов, таких как интермодальные технологии перевозки грузов и пассажиров; логистика; транспортная телематика и другие. Студенты мгновенно ориентируются в востребуемых направлениях подготовки, нет необходимости проводить специальную рекламу по их привлечению к учебной и научной деятельности на созданных в последнее время

кафедрах, например, транспортной телематики и логистики.

Студенты одолевают сопромат, начертательную геометрию, технологию металлообработки, без которых нет настоящего инженера. Об этом прекрасно написал Ролан Быков, приходивший к нам на встречи:

Мой дорогой студент МАДИ, Включай мотор в своей груди, Грызи науку знания -Ключи от зажигания!

Характерной чертой коллективного портрета сегодняшнего студента МАДИ является насыщенность мощной энергетикой современной жизни. Нынешние студенты значительно более собранны и предприимчивы по сравнению со своими сверстниками поколений «шестидесятников» и «семидесятников«. В тот период учащаяся молодежь любила посибаритствовать, побренчать на гитаре, посидеть у костра. А сейчас народ деловой, все - по расписанию. Типичный сегодняшний студент МАДИ - это предприимчивый, хваткий молодой человек с кипучей энергией. Он всегда носит с собой мобильный телефон, а то и портативный компьютер. Умудряется зарабатывать на жизнь и обучаться по полной программе, ничего не пропуская.

Некоторые из таких молодых людей уже возглавляют какую-нибудь сервисную фирму, имеют купленный на собственные деньги престижный автомобиль. Они прекрасно одеты, подстрижены, выбриты, на них белоснежная рубашка, отутюженные брюки и правильно завязанный галстук. Каждый хоть сейчас готов отправиться на деловую встречу или даже на прием в посольство. Материалисты в хорошем смысле слова. Понимание того, что надо самим зарабатывать на жизнь и

быть всегда в форме, заставляет их быть предприимчивыми. Результаты анкетирования студентов, как младших курсов, так и выпускников, по вопросу о том, что должно преобладать у современного студента: коммерческое или инженерное начало - показали, что абсолютное большинство считает - инженерное. Именно так: инженер с коммерческой хваткой, а не коммерсант с инженерным дипломом!

Отрадно, что в бурных волнах рыночных отношений и переадресовки собственности МАДИ сумел сохранить лицо, не поддался обольщению приватизации и разгосударствления. Нам удалось сохранить костяк преподавателей, традиции и дух одного из лучших вузов страны. В настоящее время МАДИ серьезно занимается решением проблемы профессиональной и педагогической подготовки преподавателей, а также повышения их квалификации.

МАДИ сегодня - это в том числе и Российский мониторинговый комитет по инженерной педагогике, задачами которого являются психолого-педагогическая подготовка и повышение квалификации преподавателей технических вузов, формирование международного Регистра преподавателей вузов России, координация деятельности Центров инженерной педагогики страны и взаимодействие с международным обществом по инженерной педагогике Ю1Р. Проведенный в 1998 году на базе МАДИ Международный симпозиум по инженерной педагогике положил начало развитию нового этапа в области инженерной педагогики и придал мощный импульс инновационным процессам в образовании. По существу, с этого момента начался новый период развития профессионально-педагогической культуры российских преподавателей инженерных вузов.

В последние годы непрерывно рас-

тет конкурс среди поступающих в наш университет и, согласно сообщениям СМИ, растет рейтинг МАДИ. Отрадно отметить, что параллельно с этими процессами родной университет заметно хорошеет: девушки все активнее проявляют интерес к инженерным специальностям. Они, как правило, настойчиво и успешно учатся, и я должен отметить, что многие выпускницы нашего университета становятся блестящими инженерами и технологами.

Что определяет высокий рейтинг университета? Прежде всего - высочайший научный и учебный педагогический потенциал наших преподавателей, устойчивые традиции МАДИ и отраслей, которые мы обслуживаем своими специалистами. Речь идет о реальных секторах экономики, которые сегодня очень бурно и активно развиваются, что можно видеть хотя бы на примере Москвы: по количеству автомобилей, которые перемещаются по улучшенным дорогам столицы, и по темпам дорожного строительства, которое мы тоже можем с вами наблюдать в Москве.

Для эффективного развития экономики страны, и в том числе отечественного автомобилестроения, важно наметить те направления и те отрасли, которые за собой «потянут» все остальные. Исторический опыт предвоенных лет указывает на то, что подъем экономики государства определяют две отрасли - массовое строительство транспортных магистралей - автомобильных, водных, морских, железнодорожных - и массовое развитие народных автомобилей. Ничто другое не может обеспечить прорыв в экономическом развитии страны.

Строительство дорог - это рабочие места и высококвалифицированный труд, это широчайшая география, это возможность объединения людей в масштабах огромной страны от восточных до западных окраин. Только одно обустройство дорог чего стоит! Заправки, зоны отдыха, появление новых туристических мест, до которых можно добраться с помощью автомобиля. Несмотря на развал Советского Союза, Россия по-прежнему грандиозна по своим масштабам.

Наши выпускники востребованы на отечественном рынке труда. Действующая в МАДИ служба трудоустройства выпускников выполняет заявки государственных предприятий и частных фирм по подбору персонала (ежегодно в службу обращаются более 100 организаций). В ближайшие годы большие перспективы для обеспечения трудоустройства наших выпускников на тех предприятиях, требования и возможности которых соответствуют запросам и интересам молодых специалистов, мы видим в развитии целевой контрактной подготовки кадров.

От совершенствования транспортной системы страны напрямую зависит эффективное функционирование экономики Российской Федерации, ее успешная интеграция в глобальные международные процессы. Выпускникам МАДИ предстоит сыграть ведущую роль в реализации грандиозного реального проекта - проектировании, строительстве, эксплуатации и обустройстве дорог России - дорог в ее великое будущее! Автомобили и дороги помогут реально поднять экономику страны, придадут желаемые темпы в ее развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.