Научная статья на тему 'Мотивы выбора профессии старшеклассниками'

Мотивы выбора профессии старшеклассниками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6336
735
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Давыдюк Л. В., Истратова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора профессии старшеклассниками»

ребенка по дому, то они считают, что ребенок не должен сам зарабатывать деньги вне семьи, и наоборот.

Факторы пятый и шестой, условно названные «Позитивное отношение к ребенку» и «Негативное отношение к ребенку», отражают взаимосвязь шкал теста ОРО, не связанных с аспектами экономического воспитания.

Таким образом, экономический аспект воспитания можно описать с помощью следующих емких характеристик: обсуждение экономических вопросов, ознакомление с деньгами, экономический статус ребенка в семье и способы заработка. Выделенные характеристики позволяют в дальнейшем проанализировать процесс экономического воспитания в семье и выделить его типы в зависимости от преобладания или «западания» тех или иных характеристик.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афонина Г.М. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.

2. Голуб Л.А. Экономическое воспитание дошкольников // som.fю.m/getЫob.asp?id=Ш012705

3. Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях // http://aitp.khb.ru/project/psy/young.html

4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб.

- М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - 352 с.

6. Савина Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1999.

7. Тарарухина Н.Н. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания в социально-экономической подготовке школьников в современных условиях. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2000.

8. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 94-102.

Л.В. Давыдюк, О.Н. Истратова

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Выбор профессионального пути - важный вопрос, в решении которого необходимо определиться молодым людям, заканчивающим свое образование в средней школе. Психологические аспекты профессионального выбора и становления личности выступают в качестве объекта научного исследования на протяжении длительного времени, но некоторые вопросы в этой области остаются не разработанными. Это связано с тем, что в современном российском обществе, как отмечает один из исследователей этого вопроса А.П. Чернявская, в связи с усложнением мира профессий и с изменением социореальности, возникают новые проблемы. В частности, изменились выработанные предшествующими поколениями ценности, стереотипы и представления о значимости и престижности той или иной профессии. В самом мире профессий можно отметить следующие тенденции, связанные с его усложнением [6]:

• появление новых профессий, не имеющих корней в культуре нашего общества (например, стилист, дизайнер, рекламный агент и др.);

• относительное снижение информированности учащихся о путях приоб-

ретения, и характере различных профессий, а также требованиях, которые предъявляются к профессионалу;

• появление новых учебных заведений, таких как негосударственные вузы и различные филиалы, которые предлагают обучение по широкому спектру специальностей, что порой приводит к сложностям в ориентации абитуриентов в мире профессий, как традиционных, так и новых. Сложность выбора будущей профессии обуславливается еще и тем, что для успешного профессионального становления необходимо не только овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, но и наличие тех или иных личностных качеств [2, 9]. Т.е. может наблюдаться несовпадение желаний, спровоцированных, например модой, с реальными возможностями абитуриента. Это вызвано тем, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Е.А. Климов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и является ведущей характеристикой личности в период ее жизненного самоопределения. Но сами подростки часто встречаются с трудностями адекватной оценки своих возможностей, степени развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессиональной деятельности и обеспечивают успех ее освоения. Не обладая еще достаточной долей самостоятельности, личностного контроля и самоуправления, они испытывают подчас трудности при определении будущих профессиональных ценностей, из-за отсутствия возможности соотнести их со своими личностными смыслами.

Таким образом, современным подросткам, на наш взгляд, особенно необходима помощь в выборе их будущей профессиональной деятельности (рода их занятия) и построении жизненных планов.

Обучение в старших классах (10-11 классы) приходится на завершение так называемой позитивной фазы подросткового возраста, которая определяет основные психологические новообразования данного возрастного периода: развитие самосознания, иерархическое строение мотивационной сферы с ориентацией мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение «самоопределения» [1].

Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрения подростка и связано с выбором профессии» (Л.Ф. Обухова).

Внутренними и внешними мотивами определяется и выбор профессии старшеклассников. К концу подросткового периода эта мотивация становится ведущей в иерархии мотивов деятельности старшеклассника. Исследователи (О.Н. Родина, П.Н. Прудков) отмечают, что мотивация к овладению профессией, например, психолога возникает и стабилизируется еще до поступления в университет. Однако ряд авторов (Г.Ю. Любимова, Т.М. Буякас, Г. Белокрылова и др.) отмечают, что определенная часть студентов, успешно выдержав конкурс при поступлении на специальность «Психология», на первом и втором курсе оставляют обучение в вузе или переводятся на другие специальности. Они отмечают, что «абитуриент-психолог, как правило, не имеет ясного представления об ожидающей его работе, о ее задачах и средствах. Тем более он оказывается не в состоянии оценить образовательную концепцию учебного заведения. Имеющийся у него образ профессиональной деятельности (основа для приобретения и систематизации знаний) диффу-зен, неструктурирован, во многом нереалистичен» [цит. по 5]. Многие выпускники-психологи советуют в своих анкетах абитуриентам «подумать, нужно ли тебе это, твое ли это» [там же]. Все это связано с тем, что происходит ориентация абитуриента только на «внешнюю», доступную для восприятия обыденным сознанием, сторону профессии психолога, вследствие чего и возникает разочарование уже на первых

этапах профессионального образования.

Между тем, как отмечает Е.А. Климов, «подготовленность в области психологии - это, прежде всего, ясные представления о специфической психической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении» [3].

Стало быть, необходимо помочь выпускнику школы в его профессиональном самоопределении, помочь объективизировать его внутренние мотиваторы, связанные с выбором и принятием профессии, его профессиональные интересы и соотнести все это с реалиями профессиональной деятельности психолога, выступающего, по своему определению, знатоком и целителем душ.

Для достижения этой цели многими школьными психологами проводится профориентационная работа среди выпускников школ, организация кружков и факультативов, межшкольных обществ с той или иной профессиональной направленностью. В качестве примера можно привести опыт организации Школы Юного Психолога при кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ. Задачи школы можно выделить следующие:

• ознакомление потенциальных абитуриентов со специальностью психолога;

• расширение кругозора школьников старших классов в области психологии;

• предоставление возможности приобретения ими новых знаний и навыков в области межличностных отношений и самопознания.

Необходимо отметить, что среди слушателей Школы Юного Психолога есть школьники, определившие психологию как свою будущую специальность, и школьники, интересующиеся психологией вообще - стремящиеся получить знания о внутреннем мире человека, развить свои коммуникативные способности и т.д.

По результатам проведенного опроса старшеклассников среди мотивов посещения Школы Юного Психолога актуальной является направленность подростков на решение задач профессионального самоопределения.

Для обоснованного планирования работы по решению этих задач мы провели пилотажное исследование, целью которого стало изучение мотивов выбора профессии сегодняшними старшеклассниками. Для этого был использован одноименный опросник [8]. Определив, что привлекает человека в той или иной профессии, можно в какой-то мере предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, серьезно и устойчиво работать. Своевременное выявление неадекватной профессиональной мотивации позволит планировать и проводить профилактику возможных кризисов профессионального самоопределения, предотвратить их появление тогда, когда уже выбрана профессия, успешно (подчас с большим трудом) выдержан конкурс при поступлении в ВУЗ, начато профессиональное обучение.

В исследовании приняли участие 68 старшеклассников (9-11 классы).

С целью проведения количественной обработки данных утверждения прошкалированы так, что более высокие баллы приписывались утверждениям, свидетельствующим о более сильной мотивации к выбору профессии: 5 - очень сильно повлияло; 4 - сильно; 3 - средне; 2 - слабо; 1 - никак не повлияло.

Для ориентации в мотивах их можно разделить на внешние и внутренние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Это касается и внешней положительной мотивации (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж и т.д.) [8].

Анализируя указываемые профессии, параллельно выявлены факты, свидетельствующие о том, что старшеклассники оперируют их широким диапазоном (например, различные специализации профессии врача, психолога, юриста и т.д.). Это

несколько противоречит данным, полученным в исследовании Д.Н. Мисирова и свидетельствует о том, что современные подростки довольно хорошо ориентируются в новых социальных условиях. Однако следует отметить, что причины выбора профессии не четко представлены: выдвигается на первый план внешняя положительная мотивация: престижность, привлекательность и др. Таким образом, молодые люди ориентируются больше на внешнюю сторону мотивации выбранной или указанной ими профессии. Но при этом старшеклассники выделяют в качестве мотивов и следующие: чувство ответственности, возможность приносить пользу людям, получение результата труда для других. Это особенно характерно для тех респондентов (29 человек), которые выбрали профессию психолога. На наш взгляд, это свойственно для старшеклассников, которые ориентируются в своих предпочтениях и интересах, руководствуясь внутренними мотивами выбора профессии. Этого, наверное, и стоило ожидать от тех, у кого выбор профессии соотносится с мотивами учебы в Школе Юного Психолога, связанными не только с развитием навыков общения и самопознания, но и расширением своих знаний в области психологии как науки и профессии психолога. Это, в свою очередь, способствует развитию ценностного отношения к профессии и в дальнейшем формировании в ней личностных смыслов.

Итак, предварительные данные позволяют говорить о том, что для подростков проблема выбора профессии является значимой и важной, но в решении данного вопроса ему необходима помощь, направленная на выявление внутренних детерминант выбора профессии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.-Воронеж, 1998. С. 120-131.

2. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. С. 69-77.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.-Воронеж, 1998. С. 309-317.

5. Любимова Г.Ю. Представления психологов старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2002. №2. С. 64-72.

6. Мисиров Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2000. С. 18-19.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.

9. Родина О.Н., Прудков П.Н. Как психологи выбирают профессию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. №3. С. 52-65.

10. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.-Воронеж, 1998. С. 298-309.

11. Чернявская А.П. Психологическое консультирование в профориентации.

- М., 2002. С. 202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.