Научная статья на тему 'Мотивы учения современных студентов - будущих педагогов'

Мотивы учения современных студентов - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы учения современных студентов - будущих педагогов»

разработки над методическими аспектами в процессе развития интонационной выразительности у студентов актерского мастерства.

Mladenova M.B., Djankova G.H. Metodicheskie aspekty ovladenija razgovornoj intonaciej studentami - budushhimi akterami, kak rechevoe sredstvo I M.B. Mladenova, G.H. Djankova II Vestnik po pedagogike i psi-hologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S 50-55.

© М.Б. Младенова, Г.Х. Дянкова, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 378.14: 369 (045)

МОТИВЫ УЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

М.А. Балабанова, ЮЗУ им. Неофита Рыльского (Благоевград, Болгария), e-mail: balabanova_1956@abv.bg

Согласно представителям разных теоретических направлений (психолого-педагогических, социологических и др.), проблема мотивации учения довольно сложная, потому что связана с многоаспектным влиянием систематизированых и индивидуально интериоризированных приоритетных ценностей и идеалов.

При анализе процессуальной стороны профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов, проблема мотивации приобретает особую значимость, так как применение определенных методов в их обучении, в сущности, реализует и воспитательный эффект. Это придает особую специфику университетской подготовке в педагогических специальностях, при которой, для успешного усвоения знаний, умений и компетентности, а также для качественной профессиональной реализации, определяющими являются:

- предварительный интерес к педагогической профессии;

- автономность желания для соответствующей образовательно-квалификационной степени;

- ценностная ориентация;

- личностные качества;

- стиль обучения.

Из-за своей индивидуальной детерминированности, указанные характеристики проявляются в разной степени и динамике у обучающихся студентов, но их внутренняя взаимозависимость превращает их в базисный фактор, влияющий на мотивацию обучения.

Что мотивирует современных студентов-педагогов выбрать эту специальность и обучаться по ней? Можно предполагать, что это:

- Данное им право практиковать потом учительскую деятельность;

- Свобода творить и импровизировать;

- Любовь к детям;

- Возможность усовершенствовать себя и идти вперед;

Но существуют моменты, которые демотивируют современных студентов-педагогов практиковать профессию учителя. Демотивация происходит из-за следующих факторов:

• Демографический спад и связанные с ним демографические сокращения в образовании;

• Непрестижность профессии, вызванная ее недостаточной гласностью;

• Несоответствие ответственности и ее оплаты;

• Низкий статус профессии, приводящий к нежеланию практиковать профессию учителя многими молодыми людьми;

• Нервное напряжение, загруженность, отсутствие поощрения и реальной оценки учительского труда.

Все это рефлексирует на качество обучения студентов, на их желания и на способы учиться: формально, для диплома или углубленно, за общую и профессиональную культуру.

Этот психолого-педагогический феномен является основанием для проведения диагностического исследования.

Объект: Ставим в фокусе исследования взгляды и ценностную систему болгарских студентов-педагогов - будущих учителей детского сада, оформляющие их доминирующие идеалы и мотивы для обучения по специальности.

Предмет: Актуальное состояние мотивации для труда современных студентов

Цель исследовательского проекта, чтобы исследовать:

• Как целевая система, связанная с обучением в специальности (стремление к достижению профессиональной компетентности, приятное проведение жизни в этих лет, приобретение определенного статуса), вместе с другими факторами (пол, возраст,языковая компетентност, семейные связи, образовательная потребность) влияют на студенческие идеалы.

• Как они сами оценивают значение приобретенный в ходе обучения социальный, культурный и профессиональный опыт и знания.

Для достижения целей исследования будет необходимо решить следующие задачи:

• Конструировать методологию исследования, чтобы она дала возможность найти ответа на поставленные в исследовании вопрос;

• Собрать эмпиричные данны, на основе которых обобщить студенческие идеалы;:

Исследовать способ, которым, факторы пол, образование, взаимоотношения с коллегами и преподавателями, личностные характеристики, познания,профессионально приложенный опыт, влияют на формирование ведущих идеалов, исследовать какие ценности являются основными и опыт, который студенты считают ведущим, формируя собственые идеалы для будущей реализации в обществе, как и раскрыть негативные и позитивные стороны модифицирующейся структуры его идеалов.

Контингент исследования (целевая группа): 20 студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика с иностранным языком», IV курс.

Методы исследования:

Специальным методом исследования является разработанная анонимная анкета (приложение 1).

Критериальный анализ ответов в анкете дает возможность установить иерархию ценностей и доминирующий идеал, обуславливающий потребности достижения или потребности избегания неудачи:

• Любовь к выбранной профессии;

• Желание учиться;

• Возможность для карьерного развития и прибыльной профессии;

• Толерантность к культурным и социальным различиям в сфере общения;

• Общественные идеалы для просперитета5 общества;

Данные показывают, что большинство обследованных - 19 человек попадают в возрастную группу до 25 лет. Их интерес к специальности обусловлен, прежде всего, родителями. Представление об учительской профессии как о благородной профессии, но сочетающейся с ответственностью и заботой о детях. Учитываются и претензии родителей детей в детски садах, которые уменьшают удовольствие общения с детьми. Только 25% анкетированных делятся, что случайно попали в специальность, так как в ней их приняли, хотя у них было другое ведущее желание. Относительно мотивов выбора профессии детского учителя отвечают: люблю заниматься с детьми; хочу быть полезной, помогать, быть более хорошим родителем; образовываться. У всех были положительные ожидания от своего обучения как детского учителя и, вероятно, из-за этого на вопрос: «Если у вас была возможность снова поступать в университет...» отвечают, что выбрали бы эту специальность. Самую высокую оценку значимых качеств детского учителя студенты дают его артистичности, терпению, коммуникативности, профессионализму.

Из вопросов о способе обучения самая большая часть приходится на ответы: читаю каждый вопрос отдельно, делаю короткий план, подчеркиваю самое важное. Интерес вызывает факт, что студенты считают, что лучше всего обучаются на лекциях. Перед экзаменом используют энергетические напитки и кофе.

Вопрос: «Если начнете работу по специальности, какие знания и способности из полученных, по вашему мнению, вам будут нужны больше всего?». Ответ: навыки общаться свободно, знания по иностранному языку, по педагогике, навыки работать в команде.

Большая часть из анкетированных респондентов объединяются в своих мнениях о качествах, которые ценят больше всего у своих однокурсников: отзывчивость, терпение, работа в команде, доброжелательность.

На вопрос «Что цените больше всего в студенческой жизни?» преобладают ответы: знакомства; знания, которые получаю; свободное время на то, что могу себя совершенствовать.

5 «Просперитет» от англ. prosperity - процветание, преуспевание, успех; благосостояние, зажиточность, достаток.

Производит впечатление мотивация работать по специальности у 80% из исследованных. На вопрос «Что сподвигнет вас работать педагогом после окончания вашего обучения?» они отвечают: это профессия, которая мне нравится; хочу применить изученное; потому, что считаю, что могу это делать; у меня есть желание работать с детьми; потому что люблю детей.

К сожалению, значительная часть (45%) отвечают, что стремятся к высоким отметкам из-за возможности получать стипендии.

Интерес вызывает отношение к работе с детьми в рисковом положении. 10% из анкетированных утверждают, что работали бы с представителями других этносов, 15% с детьми с ограниченными возможностями и только 5% с детьми с обобщенными нарушениями развития.

Второй основной метод исследования направлен на оценку потребностей в достижениях и успехе, лежащем в основе мотивировки обучения.

Мотивировка достижения (успехов) - стремление к достижению высоких, положительных результатов; переживание удовлетворенности от достигнутого, активно добиваться целей, стремление достичь своей цели, является одним из основных свойств личности, оказывающее сильное влияние на жизнь. Измерение уровня мотивировки для достижения, т.е. мотивировки для достижения успеха, было, сделано при помощи шкалы, состоящей из 22 утверждений, у которых две возможности для ответа «да» или «нет» (Приложение 2).

Анализ полученных результатов показывает низкий уровень мотивировки достижения у 75% из исследованных студентов. Как известно, потребность в достижениях и успехах является основным двигателем развития и прогресса. Личности с такими потребностями преследуют одобрение и успех независимо от временных трудностей и неудач. В отличие от них, личности с потребностями избежать неудач, высоко тревожные, легко фрустрируются. От страха провалиться, они боятся проявить свои способности и знания.

Третий метод исследования направлен к ценностной системе студентов. Мы использовали методику исследования ценностных ориентаций М. Рокича6.

6 Милтон Рокич (англ. Milton Rokeach; 1916 — 1988) — американский психолог польского происхождения. Автор Методики исследования ценностных ори-ентаций (Тест Милтона Рокича).

Согласно Рокичу, есть два класса ценностей - терминальные (Т) и инструментальные (И). Терминальные ценности это ценности-цели, а инструментальные относятся к способу действия или личностной черте (на практике - это ценностные средства). После огромного по своему объему труда по анализу Рокич сократил все ценности до двух списков с 18 ценностями в каждом. Которые даются для ранжирования исследуемых лиц. В бланке теста дается список ценностей, а задача - нумеровать каждую ценность в соответствии с местом, которая согласно исследованиям нужно было бы занимать в его системе ценностей.

Интригующий характер диагностической процедуры по методике М. Рокича направил нас к исследованию ценностной ориентации молодых в настоящем времени, а конкретнее - к будущим педагогам, 20 студентам из специальности «Дошкольная педагогика с иностранным языком». Названная процедура охватывает как сегодняшние настроения молодых - «субъективное я», так и их оценку значимости перечисленных 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей для них в прошлом (5 лет тому назад) и в будущем периоде («Как ранжировали бы их после их реализации, так как мечтали?»).

В отдельных столбцах анонимно исследуемые вносят ценности сообразно своим представлениям о значимости, которую им определяет общество сегодня и так, как должно их воспринимать идеальное общество.

Даже после поверхностного анализа можно сделать некоторые обобщения, которые заслуживают внимания. Как видно из данных, студенты ставят на первое место здоровье (телесная и внутренняя гармония). На второе место поставлена «любовь», отличающаяся наверно от хорошей дружбы, которая уходит только на восьмое место. На третьем месте по значимости оказывается материально обеспеченная жизнь. Эта прагматичность ценностной системы определенно связана теперешней экономической реальностью. На четвертое место поставлена «уверенность в себе». Согласно классификации Шварца, перечисленные ценности (на передовых местах) главным образом относятся к личностному порядку. Лишь на пятое место поставлена „свобода", за ней следуют такие ценности как «активная деятельностная жизнь» и «жизненная мудрость». Ценности, связанные с альтруизмом и межличностными отношениями находятся в конце рангового столбика. Наличие хороших и верных друзей на восьмом месте, на девятом месте стоит «счастливая семейная жизнь», «счастье других» - лишь на 15-ом месте. На 17-ом месте оказываются

«развлечения», а на последнем - «творчество». Творчество необходимо для развития каждой профессии, науки и общества в целом, поэтому это последнее место должно нас тревожить.

Производит впечатление изменение ценностной ориентации в сравнении с недалеким прошлым (5 лет тому назад), когда на первом месте были (согласно сегодняшним представлениям) развлечения, за ними свобода и любовь. Сравнения ценностных приоритетов молодых людей в недалеком прошлом и сегодня показывают нарастание значимости ценностей из индивидуалистичного спектра, как и нарастание само утверждающих ценностей.

Отвечая на вопрос «Как бы вы могли распределить ответы в порядке по значимости в едином идеальном обществе» студенты снова показывают ориентацию к более абстрактным и лично значимым ценностям (связанные с существованием личности). На первом месте любовь, на втором - здоровье, на третьем - развитие, на четвертом - продуктивная жизнь. Шестое и седьмое место занимают категории «свобода» и «развлечения», на восьмом и девятом месте стоят «жизненная мудрость» и «познание». Следовательно, это ценности, связанные с личной жизнью - «уверенность в себе» и «материально обеспеченная жизнь». Ценности, связанные с общественным чувством и социальным интересом снова занимают конец столбца - на 13-ом месте «наличие добрых и верных друзей», и на 16-ом -«счастье других».

Последнее место дали «общественному признанию». Ценности «творчество» достается лишь последнее - 17-е место.

Результат о месте творчества немножко удивляет, имея в виду тенденцию о значительном нарастании важности индивидуального творческого потенциала в эпохе постмодернизма. Так сформулирована ценность «творчество», что она не звучит как что-то престижное в мире рыночных отношений, из которого спешим добиться богатства, денег или других важных дивидендов; все еще система образования не оценивает и не направлена к стимулированию творчества у детей.

Снова на передний план выступают ценности личностного характера: аккуратность, воспитание, хорошие манеры, высокая образованность. На седьмое место поставлена «непримиримость к своим и других недостаткам», только на восьмом месте находится категория «честность», девятое и десятое место занимают категории «рационализм» и «ответственность».

Определенно низкий ранг - 15 - «исполнительности» (дисциплинированность) удивляет, так как «послушание», с которым, наверное, связываются эти термины, значит еще и соблюдение социальных норм.

Снисходительность, терпимость находятся на одном из последних мест - 16, которое с трудом можно объяснить, так как неоцененность значения исполнительности, показанная выше, не связывается с отказом от терпимости, толерантности, непослушания или с неспособностью прощать чужих ошибок и неисполнительности. Вероятно, дисциплинированность понимается студентами как конформизм, а стремление к автономности присуще молодости. Наверное, этому стремлению обязаны высокие ранги таких ценностей как «смелость отстаивать свое мнение», «твердая воля», «независимость» (4, 5 и 6-ое место). Все-таки эти результаты могут тревожить нас, так как идут в противовес стремлению к сотрудничеству и взаимопониманию с другими. Отрицательной характеристикой является также и низкий ранг чувства юмора и жизнерадостности, как и концептов «ответственность» и «забота» - качества, особо необходимые учительской профессии.

Согласно результатам можно говорить о доминирующей, прагматичной и эгоцентричной, индивидуалистичной, а не альтруистичной ориентации студентов. Это обуславливает нежелание качественно выполнять учебные обязанности, низкую мотивацию в учебном труде.

Производит впечатление положительная корреляция полученных результатов и результатов уровня потребностей в их достижении. Это направляет нас к мысли, что ответы в анкете - интервью (1 метод исследования), хотя и анонимные, но относятся к плану социальных желаний. Более точными, хотя и неудовлетворяющими, являются результаты, собранные при помощи теста Рокича и теста о потребностях в достижениях.

Наша педагогическая ответственность требует направить свое внимание к формированию подходящей ценностной ориентации молодого поколения и приложить усилия к поднятию социально-экономического статуса учительской профессии. Это будет гарантировать рост педагогических кадров с положительной мотивацией к своей профессиональной подготовке - основоположники высокогуманного, целесообразного и перспективного стиля воспитания.

Приложение1

I. Опросный лист проучиванья настройки, идеалов и мотивов современного педагога.

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на заданые вопросы, отметьте крестиком предпочтительные ответы или добавьте небольшой текст.

1. Сколько Вам лет?

□ 20-25 □ 25-30

2. Что провокирует Ваш интерес к специальности „ Педагогика" ?

□ учитель □ родитель □ друг

□ фильм, книга □ проблемы в образовательной системе

□ другое...........................................................................................

3. Какое было Ваше предварительное представление о профессии педагога?

□ ответственная профессия □ престижная профессия □ благородная профессия

□ спокойная профессия

□ хорошая зарплата

□ усталость стандарты □ стресс О длинный отпуск

□ забота о детях

□ удовольствие работать с детьми □ контакты с родителям

4. Как попали в специальность „ Педагогика"

□ По собственному желанию □ Это меня приняли ОДругие

5. Какие были Ваши мотивы выбрать профессию детского учителя?....................................................................

6. Какие были Ваши ожидания обучаясь в этой специальности?

О положительные ожидания □ отрицательные ожидания □у меня не было никаких ожидании

□ претензия родителей

□ нехорошая зарплата

□ образовательные

□ творчество

7. Если у Вас была другая возможность, выбрали ли Вы другую специальность?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОДа и Нет О Почему?.........................................................................................

8. Какими качествами должен обладать педагог? ( возможно больше одного ответа)

Охорошая воля Окомбинативность

Оорганизованость О артистичность

О терпение

□ коммуникативность

Ппрохессионализм Оиновативность

9. Какая у Вас средняя успеваемость в прошедшем году?

□ Средняя ПХорошая □ Очень хорошая

□ Отличная

10. Когда Вы готовитесь к экаменам?

О во время семестра 01 месяц/ неделя до этого 02-3 дня до даты

11. Когда читаете об экзамене? О днем О вечером

12. Как готовитесь об экзамене? □ один □ с однокурссникам

библиотеки

13. Как работаете по конспекту?

□ читаю все вопросы информативно каждый

план

О ищу помощь в интернете

коллег

□ читаю часть вопросов с Преподавателем

14. Ведете ли записки лекции и семестриальных упражнении во время семестра?

ОДа ОНет ОНадеюсь на готовые

разработки

15. Пользуетесь ли Вы какими - нибудь техниками , чтобы

О ночью О в читальне

□ читаю отдельно вопрос

□ делаю короткий

□ ищу помощь у

О ищу консультации

запоминать лучше? О схемы

О план материала по данному вопросу

□ подчеркивание

□ отмечать материал цифрами Орассказ запомненного

□ списывание самого важного

□ выработка помощных средств - шпаргалки

16. Как воспринимаете легче всего новый материал? Она лекциях □ прочитанный дома О в библиотеке

17. Пользуетесь ли какими-нубдь средствами, чтобы улучшить свою память?

Оэнергетируюшие напитки, кофеПвитамины, добавки □ другое..............................................................................

18.Стремитесь ли Вы к высоким отметкам? ПДа ПНет

19. Если стремитесь, почему?

□ чтобы получить стипендию □ чтобы быть более

информированным /ой

□ чтобы справляться в профессии

□ чтобы продолжить свое образование

20.Если начнете работу по специальности, какие из полученных знании и умении в университете думаете, что Вам будут полезнее всего?

21.Что по-вашему нужно изменить в болгарском образовании?

22.Какими качествами дорожите больше всего у своих однокурссников?

23. Чем дорожите больше всего в студенческой жизни? Обосновьтесь несколькими словами?

□ актуализация нормативных документов Пметоды обучения

□ введение современной техники и технологии

□ другое....................................................................................

24. На работе Вы работали ли бы с людьми из следующих групп:

(Обосновьтесь несколькими словами, если ДА или если НЕТ?).....................................................................................

Опредставители других этносов Ос физическими недостатками

□ с обобщенными нарушениями( аутизм,гиперактивность, дислекция) 25. Собираетесь ли работать педагогом после окончания своего образования? Обосновьтесь несколькими словами.

ОДа, почему? ОНет, почему?

Приложение 2

Шкала для оценки потребностей достжении ( согласно В.Василеву. Психологические основы управления. Пловдив, 2000 ) Тестовой бланк

Имя,..........................................................

Фамилия.............................................................................................

Возраст......................................................

Дата исследования...................................

Инструкция: „ Представляем Вам утверждения, которые относятся к разным житейским ситуациям. Вы должны познакомиться внимательно с каждой из них и сделать выбор, относится оно к Вам или нет. Если согласны с утверждением , ответьте „Да", а если не согласны - „Нет".

1. Думаю, что успехи в жизни зависят больше всего от случайностей, чем от предварительных расчетов.

2. Если лишусь любимых занятии, думаю, что жизнь потеряет всякого смысла.

3. Для меня в каждой деятельности важно не только само выполнение, а конечный результат.

4. Думаю, что люди страдают больше от неуспехов в работе,чем от плохих взаимоотношений с близкими людьми.

5. По.моему большинство людей живут скорее всего с далекими целями, чем с близкими.

6. В моей жизни было больше успехов, чем неудач.

7. Мне больше нравятся эмоциональные люди, чем деловые.

8. Даже в обычной и будничней работе стараюсь усовершенствовать отдельные ее элементы.

9. Поглощенный мыслями о будущих успехах, я мог бы игнорировать некоторые меры безопасности.

10. Мои близкие люди оценивают меня как ленивый человек.

11. Думаю, что для моих неудач большую вину имеют скорее всего обстоятельства, чем я сам.

12. Терпение и последовательность во мной больше, чем мои способности.

13. Мои родители всегда строго контролировали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе заставляет меня чаще отказываться от своих намерении.

15. Думаю, что я увереный в себе человек.

16. Чтобы добиться успеха я готов рисковать, даже если шансы небольшие.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко и успешно, моя энергия и амбиция усиливаются.

19. Если я был журналистом, я скорее бы писал об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие люди обычно не делятся моими планами.

21. Уровень моих требований в жизне ниже тех, у моих друзей.

22. Кажется, что настойчивость и упрямость у меня больше, чем мои способности.

Balabanova М.А. Мо^ dlja исЬюпуа sovremennyh studentov -budushhih detskih исЬ^е^ / М.А. Balabanova // Vestnik ро pedagogike i psihologii Juzhnoj SiЫri. - № 4. - 2014. - S. 55-67.

© М. А. Балабанова, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.