Научная статья на тему 'Мотивы терроризма в восприятии российской и финской молодежи'

Мотивы терроризма в восприятии российской и финской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1486
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / МЕХАНИЗМ ЗАМЕЩЕНИЯ АГРЕССИИ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TERRORISM / MECHANISM OF AGGRESSION'S REPLACEMENT / INTRAPERSONAL CONFLICT / SOCIOCULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прялухина Алла Вадимовна, Сергеева Ирина Николаевна

В статье представлен теоретический обзор научной литературы по вопросам терроризма. На примере анализа теоретических подходов относительно возможности раскрытия сущности, психологических механизмов, причин терроризма показывается сложность данного явления. Авторами выделяются мотивированные формы межгруппового терроризма. В проведенном исследовании изучены представления студентов о терроризме и террористических актах. Показано, что существуют значительные отличия в отношении восприятия российских и зарубежных студентов к феномену терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES PERCEPTION OF TERRORISM FROM RUSSIAN AND FINNISH YOUTH’S PERSPECTIVE

The article presents a theoretical review of a foreign literature regarding terrorism. The complexity of the issue is shown by the analysis of theoretical approaches of its essence and psychological mechanisms. Authors underline motives of intergroup terrorism. In the given research students’ perceptions of terrorism and terroristic acts are studied. The difference between Russian and foreign students’ perception regarding the terrorism phenomena is also revealed.

Текст научной работы на тему «Мотивы терроризма в восприятии российской и финской молодежи»

УДК 316

МОТИВЫ ТЕРРОРИЗМА В ВОСПРИЯТИИ

РОССИЙСКОЙ И ФИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А.В. Прялухина, И.Н. Сергеева

Аннотация. В статье представлен теоретический обзор научной литературы по вопросам терроризма. На примере анализа теоретических подходов относительно возможности раскрытия сущности, психологических механизмов, причин терроризма показывается сложность данного явления. Авторами выделяются мотивированные формы межгруппового терроризма. В проведенном исследовании изучены представления студентов о терроризме и террористических актах. Показано, что существуют значительные отличия в отношении восприятия российских и зарубежных студентов к феномену терроризма.

Ключевые слова: терроризм, механизм замещения агрессии, внутриличностный конфликт, социокультурная идентичность.

MOTIVES PERCEPTION OF TERRORISM FROM

RUSSIAN AND FINNISH YOUTH'S PERSPECTIVE

A. Prialuchina, I. Sergeeva

Abstract. The article presents a theoretical review of a foreign literature regarding terrorism. The complexity of the issue is shown by the analysis of theoretical approaches of its essence and psychological mechanisms. Authors underline motives of intergroup terrorism. In the given research students' perceptions of terrorism and terroristic acts are studied. The difference between Russian and foreign students' perception regarding the terrorism phenomena is also revealed.

Keywords: terrorism, mechanism of aggression's replacement, intrapersonal conflict, sociocultural identity.

В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей проникает такое зловещее явление как терроризм, поставив человечество в ситуацию, с которой оно ранее не встречалось: постоянные конфликты и войны, угроза интересам граждан, общественной безопасности, стабильности государства.

Террористы разных стран демонстрируют возможность успешного противостояния не только какому - то отдельному государству, они противостоят самой идее государственности как таковой. Связанные между собой неформальной, незримой общностью, террористы проходят как нож сквозь масло через любые государственные границы. Трудно надеяться, что в одночасье удастся покончить с этим явлением раз и навсегда.

К настоящему времени существует достаточно большое количество определений, даваемое этому явлению. Мы процитируем определение В.А. Соснина «современный терроризм - политически мотивированное насилие, совершаемое индивидами, группами или агентами с целью создания беспомощности гражданского населения и подавления традиционных обществ» [4].

Стоит отметить, что невозможно построить механизм защиты от террористической опасности, не изучив ее природы. Для того чтобы

эффективно противодействовать терроризму и предупреждать его акции, нужно выяснять и анализировать его мотивы. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться не только правительствам всех стран, но и молодежи. Феномен терроризма многоаспектен, в связи с этим возможны различные подходы к его исследованию.

В настоящее время доминирует теоретический подход изучения феномена терроризма, и присутствует крайняя скромность в изложении практического материала. Это связано с тем, что террористы задерживаются и обезвреживаются сотрудниками

правоохранительных органов, поэтому материалы исследований мотивов и

социально - психологического портрета террористов для широкой общественности закрыты.

В теоретических подходах изучения сущности терроризма обозначается и проблема насилия, и социально - психологическая оценка его причин, и следствий, и выявление исторический корней. Теоретические подходы дополняют друг друга. Следовательно, при исследовании каждого из аспектов терроризма необходимо учитывать различные предпосылки, особенно это касается мотивации личности

террориста. Знание соответствующих мотивов важно для практической деятельности по выявлению преступлений террористической направленности и значимо для выработки механизмов предупреждения и предотвращения терроризма.

В теориях объяснения терроризма имеется широкий спектр представлений о человеке и человечестве, начиная от представлений об иррациональности, вплоть до представлений о том, что люди рациональны, руководствуются своими интересами, ориентированы на себя самих, стремятся максимизировать свои успехи различными способами.

Отправной точкой иррационалистской концепции в теории управления терроризмом можно считать работы З. Фрейда. Именно его работы поставили решение проблемы бессознательного в центр научных описаний неосознанных мотивов, которые лежат за повседневными действиями и поступками других людей. В этой сфере бессознательного поведения можно согласиться с тем, что люди действительно в большей мере не осознают или не способны контролировать силы и побуждения, влияющие на их поведение. И нет ничего более иррационального, чем поведение террористов -смертников. Терроризм, по - видимому, является таким типом поведения, который соответствует идеям З. Фрейда.

З. Фрейд также уделял немалое внимание референтным группам, влияющим на индивидуальное поведение. Влияние

осуществляется посредством идентификации членов группы с ее лидером. Только группы с сильным лидером способны к эффективным и организованным действиям, лидер объединяет членов группы в братской любви, и эта иллюзия является основой сплоченности. Именно через лидеров члены групп становятся эмоционально единым целым.

Однако теория об эмоциональных связях имеет и отрицательные стороны. Во всех отношениях взаимной братской любви есть неприязнь и ненависть как скрытая, так и явная. Любовь и ненависть всегда существуют вместе.

Для своего выживания и эффективного функционирования группы должны иметь определенные механизмы преодоления возникающих негативных эмоций. З. Фрейд выявил механизм замещения агрессии, который позволяет лидеру террористической группы переориентировать негативные чувства членов группы на внешние цели или на объекты, представляющие меньшую опасность для членов группы. Посредством механизма замещения агрессии члены группы испытывают

привязанность и любовь друг другу в пределах своей группы и перенаправляют негативные эмоции на внешних врагов [5].

С точки зрения данной теории террористы могут сплачивать и объединять своих людей в любви до тех пор, пока существует внешний враг, которого можно ненавидеть. Индивиды, которые опираются на эти механизмы, стремятся искать источник собственных жизненных трудностей не в себе, а во внешнем мире. Они нуждаются в наличии внешнего врага, которого можно было бы обвинить в неудачах своей личной жизни.

Многие ученые, обратившиеся к исследованию управления страхом, акцентируют внимание на внутриличностном конфликте человека. Такая позиция представлена в работах Дж. Гринберга, Ф.М. Мохаддама, Т. Пищинского, Ш. Соломона и др. [2].

Теория управления страхом опирается на обычные мирские наблюдения: с одной стороны, мотивация человека заключается в сохранности своей собственной жизни, с другой - понимания, что когда то умрет. Внутриличностный конфликт появляется между инстинктом самосохранения и знанием о неизбежности собственной смерти, что приводит к развитию аннигиляционной тревоги, которая связана с ужасом распада, разрушения, уничтожения личности. Поэтому стремление человека любыми путями оградить себя от осознания смертности является

фундаментальным мотивом человеческого поведения.

Человек может справляться с этими страхами при помощи религиозных ценностей. Религиозные убеждения, являясь компонентом культурного мировоззрения, позволяют освобождаться от беспокойства, связанного с неизбежностью смерти. У террористов исламских государств в системе религиозных убеждений является представление о том, что единоверцы (они) попадают в рай, а иноверцы в ад. По их мнению, данные представления веры содержат в себе правильные оценки того, каким образом человек попадает в рай, и внешнюю группу (иноверцев) рассматривают как аморальную, не заслуживающую доверия, и которая не согласуется с их видением идеального мира. Такая разрушительная перспектива убеждений в виде того, что аморальный мир другой веры требует «реформирования» реализуется в террористических действиях, навязывая свои собственные ценности и нежелание признавать право существования иных точек зрения.

Именно террористы ставят под вопрос ценность наших представлений о мире, достоверность нашей идентичности как в личностном, так и групповом смысле.

Проблемой терроризма в рамках социального подхода занимались И.П. Добаев, Е.П. Ильин, Д.В. Ольшанский, В.А. Соснин и др. [1;3;4].

Социальный подход характеризуется большим разнообразием оценок механизма влияния тех или иных факторов, влияющих на терроризм.

Мотивацию терроризма, как отмечает В.А. Соснин, можно рассматривать на трех уровнях: индивидуально - личностном, внутригрупповом и межгрупповом. Однако следует понимать, что эти уровни можно развести только теоретически, с определенной долей условности. Террористы имеют ряд личностных предрасположенностей, которые часто становятся мотивами вступления на путь терроризма:

- самоутверждение;

- конформность;

- переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач;

- социальная изолированность и отчужденность;

- потеря жизненной перспективы;

- экстремальная зависимость от террористической группы (паразитический образ жизни и стремление к «взбадриванию» своей жизненной активности).

Самоутверждение часто переплетается с желанием доминировать, подавлять и управлять окружающими. Такая потребность бывает связана с высокой тревожностью. Данный мотив обнаруживается в любом виде террористического поведения, тем более, что подавление других часто обеспечивает и личную безопасность.

Многие террористы конформны, т.е. их агрессивные действия подчиняются указаниям лидеров. Конформизм характеризует террористов, но их подчинение не является вынужденным при активном внутреннем сопротивлении, напротив, их воспитание, социальное формирование предопределяют подчинение. Например, солдаты,

расстреливающие по приказу командира мирное население, могут и руководствоваться жестокостью, они это делают, привычно подчиняясь и не задавая вопросов, в связи с чем редко испытывают угрызения совести.

Механизм террора заложен в человеке очень глубоко, замаскирован пластами словесных обоснований. Обычно членами террористических организаций становятся люди, испытывающие психологический дискомфорт, который побуждает их оценивать свое положение как драматическое. Чувство отчуждения заставляет человека присоединиться к асоциальной группе, которая кажется ему такой же как и он сам.

Особенностью внутригруппового терроризма является то, что террористические группы характеризуются изолированностью,

единообразием мнений и взглядов, отсутствием межгрупповой коммуникации, что облегчает формирование предрассудков (моя группа важная и «правильная»), межгрупповой дискриминации при объяснении действий «своих» и «врагов». Группа живет по своим правилам: подчинение каждого общим интересам. Данное правило формирует образ беспощадного, коварного, на все готового врага в лице общества, государственной власти, социальной группы, другой религии, другой нации и т.д.

Всех террористов объединяет слепая преданность организации, ее задачам и идеалам. Можно подумать, что эти цели и идеалы мотивируют людей к вступлению в организацию. Но это оказывается совсем не обязательно. Настоящая причина - сильная потребность во включенности, принадлежности к группе и усилении чувства самоидентичности:

конформизм и подчинение, ориентация для коллективных действий. Террористическая группа снимает у индивида ущербность своей идентичности, становится для него стабилизирующим основанием, которое позволяет чувствовать себя полноценной личностью. Группа становится для террориста опорой его самосознания и обретения смысла жизни и мощным механизмом ценностной, духовной и поведенческой защиты. Генезис формирования и динамика поведения террориста напрямую зависят от таких факторов, как воспитание, образование, мироощущение, возможности самореализации в современной жизни. Поэтому исламские террористы поддерживают боевой дух бойцов и формируют эгоизм преследователя жертвы, указывая на угрозу со стороны «врага» - России, Запада.

Описывая межгрупповой терроризм, Д.В. Ольшанский, В.А. Соснин выделяют следующие факторы — социокультурная идентичность, мотивация самопожертвования, мотив стремления к справедливости, потеря перспектив жизненного развития.

Социокультурная идентичность.

Социокультурная идентичность дает людям понимание того, как организовать свою жизнь в соответствии с нормами общества, и понимание того, что ценно в жизни и к чему необходимо стремиться. Наиболее уязвимыми в этом вопросе становятся молодые люди, рожденные в условиях отсутствия равных перспектив для своего развития (например, лагеря беженцев). Именно они, ориентированные на будущее, испытывают неопределенность и беспокойство, поскольку у

них нет ясно сформированной коллективной идентичности, которая обеспечивала бы достижения жизненных целей.

Мотивация самопожертвования.

Оправдание террористического убийства самопожертвованием выстраивается в следующую логическую связь. Если победить добром зло невозможно - плюс на минус всегда дает минус, - тогда необходимо уничтожить «злое» с помощью «доброго» зла, - минус на минус дает плюс, если только разность без остатка. Таким остаточным злом в сознании террористов являлись невинные жертвы, погибшие в ходе терактов.

Мотив стремления к справедливости.

Трактуемый террористическими группами мотив стремления к справедливости удовлетворяется ими потребностью к сопротивлению против иной нации, государства и использование террора как крайнего средства выживания группы.

Потери перспектив жизненного развития.

Потери перспектив жизненного развития стимулируют рост насилия. Бедные слои населения, ограниченные в своих правах и властных позициях, могут присоединяться к террористическим группам в целях изменения социального порядка.

Для всех террористов важным является вопрос о том, как он сам объясняет свои действия. Убийство человека для большинства людей всегда остается нравственным преступлением. Сами террористы хотят отличаться от криминала. Анализ мотивов, которыми руководствуются террористы, позволили Д.В. Ольшанскому, Г. Ньюману, В.В. Устинову, Э. Шоу выделить мотивы:

1. Меркантильные мотивы. Участие в террористической деятельности является хорошо оплачиваемой работой.

2. Идеологические мотивы. Человек принимает определенную идеологию, которая совпадает с идеологией группы. В таких случаях террор является для исполнителя не просто средством реализации своей идеи, а «заданием», «поручением» со стороны данной общности. Идеологию они используют исключительно для морального оправдания своей античеловеческой деятельности. Многих террористов идеология вообще не заботит, а у ряда европейских группировок отсутствуют четкие и постоянные цели. В большинстве же случаев имеет место просто идеологическое обрамление террористических групп, когда меняются идеи, и даже забываются первоначальные цели борьбы.

3. Мотивы преобразования, активного изменения мира. Эти мотивы основаны на

понимании несовершенства мира и желании изменить «его к лучшему». Террористов захватывает сам процесс преобразования мира силовыми способами.

4. Мотивы своей власти над людьми. Большинство террористов занимаются террором в силу желания властвовать над жизнью других людей и манипулировать их поведением. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность.

5. Мотив культурологический - по логике террористов, общество надо время от времени «будоражить».

6. Мотив рациональный - террор трактуется ими как эффективный инструмент политической деятельности.

7. Мотивы эмоциональной привязанности. Мотив состоит в мести, участии в терроре по клановому принципу и др.

8. Мотив самореализации. Терроризмом занимаются для того, чтобы реализовать себя в насильственной, разрушающей деятельности. Такая самореализация террориста - признание своей ограниченности возможностей и констатация несамостоятельности человека, не находящего других способов воздействия на мир, кроме насилия и деструкции.

Множественность мотивированных форм террора порождает и множественность личностных образов террористов. По мнению Ф.М. Мохаддама, у террористов (из исламских государств) есть четкое осознание добра и зла, правды и неправды, интерпретированное в их идентичность, но это не наше понимание добра и зла [2]. Они крайне привержены своей морали, которая является ядром их идентичности, но это не наша мораль.

Мораль исламских террористов позволяет уклониться им от «механизма торможения», который мешает одному человеку убивать другого. По мнению К. Лоренца (этолог), механизм торможения вступает в действие тогда, когда одно животное подает сигналы подчинения, и тогда другое животное ограничивает свою агрессию. Например, когда два волка дерутся, более слабый волк начинает подавать сигналы подчинения, и это будет сдерживать более сильного волка. Человеческая агрессия также может подавляться механизмами торможения.

Но моральные обязательства и мотивация террористов базируются на жестком разделении социального мира: на «нас» и «их», «друзей» и «врагов». Поэтому мораль терроризма позволяет подавлять рациональные механизмы торможения, которые могут удерживать нас от насилия, агрессии.

В процессе формирования своей морали террористы принимают и террористические мифы - убеждение, что весь мир погряз во зле, является несправедливым и лживым. Мифы террористов выполняют ту же роль, что и мифы насильников, которые оправдывают насилие в сознании насильника. Примером мифа насильника является идея о том, что жертва получает удовлетворение от переживаемого акта насилия. И когда она говорит «нет!», в действительности это означает «да», т.е. жертва не знает своего направления мыслей и поэтому неправильно понимает свои собственные желания и интересы. Мифы террористов оправдывают террор в их сознании.

Таким образом, мотивы современного терроризма дают возможность увидеть сложность проблемы при ее внешней простоте.

Важно подчеркнуть, что восприятие терроризма у молодежи - это в будущем заряд их восприятия на научном, политическом и социально-экономическом уровнях, поэтому вышеизложенное свидетельствует о том, что существует потребность в выявлении отношений российской и зарубежной студенческой молодежи к феномену терроризма.

С целью выявления отношения студенческой молодежи к феномену терроризма проведено анкетирование. Респонденты - 54 человека: 30 человек - российские студенты Мурманского арктического государственного университета, по направлению подготовки бакалавриата, профиля «Психология образования»; 24 человека - финские студенты Лапландского Университета Прикладных Наук, специальности:

Международный Бизнес. Обеим группам предлагалось ответить на вопросы анкеты, которые выявляют мнение студентов о наиболее общих характеристиках террористических актов, а именно выявление целей террористических актов, мотивов совершения, социального происхождения современных террористов, степени достижимости террористическими актами своих целей и психического состояния современного террориста.

Стоит отметить, что большая часть опрошенных зарубежных студентов являются представителями Финляндии (66,7%). Помимо этого, стоит принять во внимание:

1) Возраст:

a. 20 - 25 лет - 84, 6%;

b. 26 - 30 лет - 7,7%;

c. Менее 20 лет - 7,7%.

2) Национальность:

a. Финляндия - 66,7%;

b. Другие национальности - 33,3%.

Общие характеристики террористических актов в представлениях современной российской молодежи сформулированы следующим образом:

1) наиболее распространенная цель террористических актов - изменение политического строя в стране (79,4%) и решение сепаратистских проблем (44,1%), а также проблем религиозной направленности (67,6%);

2) чаще всего мотивами совершения террористических актов выступают религиозные (85,3%), корыстные (79,4%) и идейные мотивы (70,6%);

3) наиболее возможный вариант социального происхождения современных террористов - религиозный фанатизм (91,2%), низшие слои общества (55,9%);

4) чаще всего современные террористические акты хотя бы частично, но достигают изначальной цели (полностью - 61,8%; частично - 67,6%);

5) современный террорист скорее всего имеет отклонения в психике (97%).

Анализируя ответы, данные зарубежными студентами, можно сделать следующие выводы:

1) решение проблем религиозной направленности (78,6%), а также культурных (57,1%), по мнению зарубежных студентов, считаются наиболее часто встречающимися целями террористических актов;

2) религиозные (85,7%) и идейные (85,7%) мотивы являются приоритетными для совершения террористических актов;

3) террористами становятся чаще всего люди из низшего слоя общества (57,1%) и религиозные фанаты (78,6%);

4) чаще всего современные террористические акты хотя бы частично, но достигают изначальной цели (полностью - 28,6%; частично - 21,4%);

5) скорее всего, современный террорист не имеет отклонений в психике (53,8%).

Вышеописанные данные относительно цели, мотивов террористических актов, а также социального происхождения террористов представлены наглядно ниже, см. рис. 1.

На данном рисунке наглядно показано, что российские студенты скорее акцентируют внимание на изменении политической ситуации в стране в качестве цели террористического акта, а также решении проблем религиозной направленности. Зарубежные же студенты не ставят данный фактор в приоритет, фокусируясь на изменениях экономической ситуации и решении нравственных, культурных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели террористических актов

35

30

25

20

15

10

• • -в

Российские студенты Зарубежные студенты

■ Идейные ■ Религиозные □ Корыстные В Жажда власти ■

Рисунок 1. - Сравнительный анализ мнений российских и зарубежных (преимущественно, финских) студентов о целях совершения террористических актов

5

0

Мотивы, побуждающие совершать террористические акты

35 30 25 20 15 10 5 0

Российские студенты Зарубежные студенты

■ Идейные ■ Религиозные □ Корыстные И Жажда власти

Рисунок 2. - Сравнительный анализ мнений российских и зарубежных (преимущественно, финских) студентов о мотивах совершения террористических актов

Рисунок 2 отражает схожесть во взглядах российских и зарубежных студентов относительно мотивов для совершения террористических актов: и те, и другие, прежде всего, выделили идейные и религиозные мотивы. Однако стоит отметить, что среди российских студентов значительным показателем являются корыстные мотивы, которые зарубежные рассматривают в последнюю очередь.

Рисунок 3 демонстрирует у российских и зарубежных студентов превалирует мнение о том, что в террористических актах участвуют, в основном, религиозные фанаты. Следует отметить, что у обеих групп доминирующим критерием

социального происхождения террористов является «люди из низших слоев общества». Однако российские студенты также рассматривают происхождение современных террористов из уголовных элементов, а зарубежные студенты не выделяют данный критерий.

На основе вышеизложенного, становится возможным сделать вывод о том, что существуют значительные отличия в отношении восприятия российских и зарубежных (преимущественно, финских) студентов феномена терроризма. Данные различия касаются как содержания террористических актов, так и их основных характеристик.

Социальное происхождение террористов

35 30 25 20 15 10 5

0 -

Российские студенты Зарубежные студенты

■ Идейные И Религиозные □ Корыстные И Жажда власти

Рисунок 3. - Сравнительный анализ мнений российских и зарубежных (преимущественно, финских) студентов о социальном происхождении террористов

Ж

Представляется интересным различие в отношении к целям террористических актов: обе группы рассматривают решение религиозных и культурных проблем в качестве основной цели совершения акта, однако российские студенты ставят также акцент на изменении политического строя.

Стоит также обратить внимание на мотивы террористических актов: зарубежные студенты обращают внимание на религиозные и идейные мотивы. Российские считают мотивом для совершения террористического акта - корыстные цели.

Таким образом, можно идентифицировать разницу во мнениях студентов к самим террористам - зарубежные студенты считают, что основополагающим мотивом террористов служит религиозная, идейная принадлежность, при этом подчеркивая влияние социума и стремление к коллективизму; а российские студенты акцентируют внимание на корыстных целях террористов, обращая внимание на их внутренние стремления и желания.

Следовательно, зарубежные студенты рассматривают террористов как часть группы, коллектива, которая придерживается единой цели и действует в соответствии со средствами ее достижения.

Российские же студенты рассматривают террористов как индивидуальностей, которые объединяются в группы для осуществления единоличных собственных целей, а также для изменения условий жизни (изменение политической ситуации).

Стало также возможным сформулировать основные характеристики террориста на основании схожести взглядов российских и зарубежных студентов:

1) пол - мужской;

2) возраст - 30-35 лет;

3) семейное положение - холост;

4) условия усвоения навыков, необходимых для совершения террористического акта -специальная подготовка на базах организованной преступности.

Таким образом, принадлежность к террористическим группам и изоляция от общества в целом подкрепляют идеологию террористов и усиливают их мотивацию к продолжению террористической деятельности. В современном мире, будущее которого зависит от цивилизованного разрешения социально-политических, этнических и религиозных конфликтов, изучение, в частности, мотивации терроризма, может помочь понять и разрушить терроризм как явление.

Литература:

1. Ильин Е.П. Система противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации: состояние и перспективы развития / Е.П. Ильин // Вестник научного антитеррористического комитета. Научно - практический журнал. - М., 2014. - № 2(11). -С. 20-32.

2. Мохаддам Ф.М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию / Ф.М. Мохаддам; пер. В.А. Соснина. - М.: ФОРУМ, 2011. - 288 с.

3. Ольшанский Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

4. Соснин В.А. Психология современного 5. Фрейд З. Защитные нейропсихозы: пер. с нем.

терроризма: учебное пособие / В.А. Соснин. - М.: - М.: Изд-во АСТ, 2006. - 154 с.

ФОРУМ, 2010. - 160 с.

Сведения об авторах:

Прялухина Алла Вадимовна (г. Мурманск, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Мурманского арктического государственного университета, e-mail: prialuchina@mail.ru

Сергеева Ирина Николаевна (Финляндия), Лапландский Университет Прикладных Наук, студентка 3-го курса, специальность: международный Бизнес.

Data about the authors:

А. Pryaluhina (Murmansk, Russia), doctor of psychological sciences, associate professor, Professor Department of Psychology Psychological-Pedagogical Institute Murmansk Arctic State University, e-mail: prialuchina@mail.ru

I. Sergeeva (Finland), Lapland University of Applied Sciences, bachelor of Business Administration, Degree Programme: International Business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.