Научная статья на тему 'МОТИВЫ СВЕТА И ТЬМЫ В ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА"'

МОТИВЫ СВЕТА И ТЬМЫ В ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
184
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЕВСКИЙ / СВЕТ / ТЬМА / МОТИВЫ / НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ / НЕТОЧКА / DOSTOEVSKY / LIGHT / DARKNESS / MOTIVES / AMBIGUITY / NETOCHKA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Александров Александр Иванович

В статье анализируется неоднозначность мотивов света и тьмы и их значение в повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова». Эти мотивы пронизывают весь роман, видоизменяясь от условной первой части до условной третьей части. Сначала мотивов немного, они конкретны, но постепенно приобретают метафорическое значение; уже во второй части происходит борьба света и тьмы, а в третьей части это, в том числе, и средства, с помощью которых Ф.М. Достоевский создаёт портреты членов семьи Александры Михайловны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIGHT AND DARKNESS IN F.M. DOSTOEVSKY’S NOVEL NETOCHKA NEZVANOVA

The article examines the ambiguity of the motives of light and darkness and their significance in F.M. Dostoevsky’s novel Netochka Nezvanova. These motives permeate the whole text, changing from the first part to the third part (conventionally). At the beginning, the motives appear rarely and in its concreteness, then gradually acquiring a metaphorical meaning. In the second part there is a struggle between light and darkness, while in the third part they are the means Dostoevsky uses to create the portraits of Alexandra Mikhailovna’s family members.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ СВЕТА И ТЬМЫ В ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА"»

УДК 82+821.161.1

ББК 83+83.3(2=411.2)

DOI 10.22455/2619-0311-2019-3-151-156

Александр Александров Мотивы света и тьмы в повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова»

Aleksandr Alexandrov Light and Darkness in F.M. Dostoevsky's Novel Netochka Nezvanova

Об авторе: Александр Иванович Александров, учащийся 10 класса МАОУ СОШ, Холм.

E-mail: panoma@mail.ru Аннотация: В статье анализируется неоднозначность мотивов света и тьмы и их значение в повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова». Эти мотивы пронизывают весь роман, видоизменяясь от условной первой части до условной третьей части. Сначала мотивов немного, они конкретны, но постепенно приобретают метафорическое значение; уже во второй части происходит борьба света и тьмы, а в третьей части это, в том числе, и средства, с помощью которых Ф.М. Достоевский создаёт портреты членов семьи Александры Михайловны.

Ключевые слова: Достоевский, свет, тьма, мотивы, неоднозначность, Неточка.

Для цитирования: Александров А.И. Мотивы света и тьмы в повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 3(7). С. 151-156.

DOI 10.22455/2619-0311-2019-3-151-156

About the author: Alexander I. Alexandrov, 10th grade student, Kholm, Novgorod region.

E-mail: panoma@mail.ru

Abstract: The article examines the ambiguity of the motives of light and darkness and their significance in F.M. Dostoevsky's novel Netochka Nezvanova. These motives permeate the whole text, changing from the first part to the third part (conventionally). At the beginning, the motives appear rarely and in its concreteness, then gradually acquiring a metaphorical meaning. In the second part

there is a struggle between light and darkness, while in the third part they are the means Dostoevsky uses to create the portraits of Alexandra Mikhailovna's family members.

Key words: Dostoevsky, light, darkness, motives, ambiguity, Netochka.

For citation: Alexandrov A.I. Motives of Light and Darkness in F.M. Dosto-evsky's Story Netochka Nezvanova. Dostoevsky and World Culture, Philological journal, 2019, No 3(7), pp. 151-156.

DOI 10.22455/2619-0311-2019-3-151-156

Упоминаний о свете и тьме в повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» так много, что их невозможно не заметить и невозможно проследить все в небольшой статье, поэтому речь пойдет лишь о наиболее важных. Когда начинаешь их анализировать, с удивлением замечаешь некоторые закономерности.

В первых главах повести рассказывается о детстве бедной девочки. На протяжении всего её рассказа о своём детстве создаётся такое впечатление, что её жизнь проходит в какой-то тьме, даже во мраке, но, как ни странно, Ф.М. Достоевский почти не использует таких слов: упоминается лишь «полночь», когда помещик входит к арестованному Ефимову с зажженным фонарем для задушевной беседы [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 146], о «неподвижной идее» Ефимова говорится: «Но эта идея была тёмная, неясная» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 149]. О жизни Ефимова говорится в конце 1-й главы, что она была «печальная, болезненная и чадная» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 158]. Время, с которого начала себя хорошо помнить Неточка, оставило в ней «резкое и грустное впечатление; <...> оно набросило тёмный и странный колорит на всё время житья моего у родителей.» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 159]. Перед смертью мать Неточки со свечкой входит посмотреть, спит ли дочь, а возвратившийся Ефимов сидит в мертвой тишине, и «оплывшая сальная свечка грустно освещала <...> жилище» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 183]. Последними словами Ефимова, обращенными к Неточке, стали: «Поди к ней, Неточка, поди; там не темно, там есть свечка.» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 187].

Из упоминаний о свете - свечка и фонарь, темный колорит и темная неподвижная идея - из упоминаний о темноте.

Какими же средствами писатель добивается этого впечатления мрака в первых главах?

Словами самой героини он рисует мрак тех дней, которые она провела в родительском доме, например, в описании обстановки: «Я очнулась в большой комнате с низким потолком, душной и нечистой. Стены были окрашены грязновато-серою краскою; в углу стояла огромная русская печь; окна выходили на улицу или, лучше сказать, на кровлю противоположного дома и были низкие, широкие, словно щели. Подоконники приходились так высоко от полу, что я помню, как мне нужно было подставлять стул, скамейку и потом уже кое-как добираться до окна» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 159]. В этом описании нет слов «тень», «тьма», но стены, окрашенные в серую краску, и окна под потолком, похожие на щели, и эта духота - всё наталкивает на мысль о том, что в этой комнате темно; более того появляется ощущение, что они живут в какой-то не то коробке, не то подвале.

Большая часть событий их жизни происходит либо под вечер, например: «Помню, что были сумерки; всё было в беспорядке и разбросано: щётки, какие-то тряпки, наша деревянная посуда, разбитая бутылка и, не знаю, что-то такое ещё» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 159], либо в каких-нибудь предположительно тёмных местах, например, на лестнице: «Я остановилась на лестнице, поджидая его. Он был так взволнован и нетерпелив, что без всякой предосторожности тотчас же выбежал вслед за мной. Я отдала ему деньги; на лестнице был темно, я не могла видеть лица его, но я чувствовала, что он весь дрожал, принимая деньги» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 180].

Здесь нет ни настоящего света, ни абсолютного мрака как до определённого момента при сотворении мира, когда не было ни света, ни тьмы. Но заканчивается третья глава словами Неточки о том, что «истина ослепила его своим нестерпимым блеском», «все <...> вдруг разом засияло перед ним, открылось глазам его [Ефимова. - А.А.], которые упрямо не хотели признать до сих пор свет за свет, тьму за тьму». Истина «ослепила и сожгла его разум. Она ударила в него вдруг неизбежно, как молния» [Достоевский, 1972-1990, с. 188].

В условной второй части, когда Неточка попадает в дом князя, который раньше казался ей раем, всё происходит наоборот: много говорится о мраке, например, вот впечатления Неточки от кня-

жеских комнат: «.большие, высокие, богатые, но такие угрюмые, мрачные, что, помню, я серьёзно боялась пуститься через какую-нибудь длинную-длинную залу, в которой, мне казалось, совсем пропаду» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 189], «Проснулась я уже очень поздно; кругом меня было темно; ночник погас, и девушки, которая сидела в моей комнате, не было» [Достоевский, 19721990, т. 2, с. 195].

Хотя о мраке говорится много, не создаётся впечатления о княжеском доме, как о чём-то сумрачном. Возможно, это происходит потому, что в этом доме живут светлые люди. Неточка говорит: «Очнулась я на тёплой, мягкой постели и увидела возле себя приветливые, ласковые лица, которые с радостью встретили моё пробуждение» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 187]. Внутренний свет незнакомцев подчёркивается через такие детали, как очки на носу старушки (не старухи), сострадание в чьих-то глазах, седая (светлая) голова старика.

Неточке княжеские комнаты кажутся угрюмыми, возможно оттого, что она ещё носит в себе ту темноту из родительского дома, уныние от потери семьи: «Болезнь моя ещё не прошла, и впечатления мои были мрачные, тягостные, совершенно под лад этого торжественно-угрюмого жилища. К тому же какая-то, ещё неясная мне самой, тоска всё более и более нарастала в моём маленьком сердце» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 189].

Однажды Неточка просыпается в полной темноте, даже ночник погас. Еле различимые звуки музыки выводят её из этой тёмной комнаты, похожей на её уныние. Вдруг княжеский дом предстаёт пред ней совсем иным: лестница ярко освещена, зала сверкает тысячью огней. «Как будто море света хлынуло на меня, и глаза мои, привыкшие к темноте, были в первое мгновение ослеплены до боли» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 195], много женщин в светлых платьях, сверкающие от удовольствия взгляды. Дом преобразился. «Так вот, вот где был этот рай! - пронеслось в моей голове, - вот куда я хотела идти с бедным отцом. Стало быть, это была не мечта!» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 195], - говорит Неточка. Она слышит знакомую музыку и ищет отца, бежит к нему с криком, но попадает в «длинные костлявые руки» старика-музыканта: «Чьи-то черные глаза устремились на меня и, казалось, хотели сжечь меня своим огнем. .Нет! Это был не отец; это его убийца!» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 196]. Неточка лишается чувств.

Интересно, что у Кати, наделенной «сверкающей красотой», черные сверкающие и даже «желающие сжечь» глаза, иногда «блистающие торжеством» и черные локоны [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 199-200]. Катя часто краснеет «как полымя» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 205], «как огонь» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 209]. О ее личике Неточка говорит, что оно было «светленькое»

Сначала Ф.М. Достоевский назвал третью часть повести «Тайна». Мне кажется, что свету и тьме здесь отведены две роли. Одна нужна для того, чтобы нарисовать портреты членов семьи Александры Михайловны. Сама Александра Михайловна привлекла Неточку своей безмятежно-ясной улыбкой, которая так часто светлела на лице её. «Смотря на ясные, спокойные черты лица её, нельзя было предположить с первого раза, чтоб какая-нибудь тревога могла смутить её праведное сердце. <...> Но в иную счастливую, нетревожную минуту в этом взгляде, проницавшем в сердце, было столько ясного, как день, столько праведно-спокойного. » [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 225].

Неточка говорит о Петре Александровиче: «Муж Александры Михайловны с первого раза произвёл на меня угрюмое впечатление. Это впечатление зародилось в детстве и уже никогда не изглаживалось» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 226]. Другая роль, чтобы создать ощущение загадочности, тайны и приоткрыть занавес таинственности. Здесь указание на свет и тень имеет метафорический характер. «Я наблюдала, замечала, угадывала, и с самого начала вселилось в меня тёмное подозрение, что какая-то тайна лежит на всём этом.» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 228]

Интересно, что письмо, которое нашла Неточка, помогло ей приоткрыть эту тайну. В библиотеке было много света. «В комнате было ярко-светло от последних, косых лучей заходящего солнца, которые густо лились в высокие окна на сверкающий паркет пола.» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 239]. Да и сама записка «от долгого лежания между страницами оставила на них во весь размер свой светлое место» [Достоевский, 1972-1990, т. 2, с. 239]. Контрастом к этому свету служат «угрюмые, темные сцены», свидетельницей которых была Неточка в начале жизни в доме Александры Михай-ловн, «темная душа» Петра Александровича, о которой упоминается на последних страницах.

Что происходит с мотивами света и тени (тьмы) в повести? Они видоизменяются: в условной 1-й части их немного, они конкретные,

и только в конце мотив приобретает метафорическое значение («истина ослепила и сожгла»); во 2-ой части мотив звучит так мощно потому, что, кажется, происходит борьба между светом и тьмой (из мрака горя в светлый рай музыки, борьба светлого и темного в Кате и др.); в 3-й части многочисленные упоминания о бледном лице Александры Михайловны противопоставляются упоминаниям о темной душе Петра Александровича. Свет истины, которым полно письмо О.С., оставляет свой светлый отпечаток даже в книге, в которой оно лежало.

Список литературы:

1. Достоевский, 1972-1990 - Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 19721990.

References

1. Dostoevsky F.M. Poln. sobr. soch.: v 30t. [Complete Works: in 30 vols.]. Leningrad, Nauka Publ., 1972-1990. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.