Научная статья на тему 'Мотивы поступления мусульман в религиозные образовательные учреждения (на примере медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге)'

Мотивы поступления мусульман в религиозные образовательные учреждения (на примере медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
371
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы поступления мусульман в религиозные образовательные учреждения (на примере медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге)»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

С. Гумирова,

исламовед

(Институт истории АН Республики Татарстан)

МОТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН

В РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ

(На примере медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге)

Структура современного общества сложна и многообразна. В различных условиях человеку приходится менять социальные роли, при этом приобретая различные коммуникативные навыки. Процесс включения индивида в социальную среду начинается с самого рождения и длится всю жизнь. Это процесс формирования личности, индивида, имеющего определенные качества, приобретенные в результате его включения в общественные отношения1. Таким образом, личность формируется, сочетая в себе индивидуальный полюс и социальный полюс, являющийся следствием социализации2. Развитие личности и формирование социальных структур происходят параллельно и взаимообусловлено, пересекаясь в различных общественных институтах, выступающих агентами социализации, в числе которых, кроме прочего, можно назвать образовательную и религиозную сферы3.

Образование и просвещение в целом являются своего рода мастерскими, где человек приобретает инструменты социальной, трудовой, культурной адаптации. На разных образовательных уровнях все участники учебного процесса получают опыт, который позволяет им идентифицировать себя с определенной группой людей, при этом самоидентификация может происходить параллельно с разными общностями, в том числе и с религиозными группами. Например, человек может быть студентом, являясь одновременно членом либеральной партии, исповедующим учение школы тибетского буддизма «Карма кагью». Или школьник, кото-

рый является членом волонтерского движения и воцерковленным католиком, а также любящим сыном и наследником своего рода, фамилии. Коммуникация внутри каждой из групп дает человеку определенные навыки, также он учится межгрупповой коммуникации, где работают свои особенные законы взаимодействия. Весь этот калейдоскоп формирует современного человека, для которого получение знаний стало обязательной частью существования. И в этом смысле социализация может происходить постоянно4.

Сфера религии, в частности религиозного образования, являя собой и институт просвещения (пусть и ограниченный узко тематическими рамками), и одновременно институт духовного развития5, становится определенным этапом в жизни студентов, который в большинстве случаев определяет новый статус человека -профессиональный и религиозный6. В учебных заведениях Русской православной церкви, а именно в семинариях, человек во время обучения получает профессиональные навыки священнослужителя для дальнейшей работы в церквях. Однако не все выпускники по окончании остаются работать в религиозной сфере7, т. е. образование не всегда является гарантом профессионального самоопределения, но утверждает человека как православного христианина, воцерковленного и с высоким уровнем индивидуальной веры в догматы христианского вероучения8. Реже выпускники, начиная свою трудовую деятельность и социальную жизнь «в миру», разочаровываются в прежних идеалах, становятся агностиками или атеистами. «Во мне всегда был дух противления, так что ничего путного не вышло. Одни сомнения остались», - отметил интервьюер, некогда получивший образование в семина-рии9. Схожие процессы могут происходить, если говорить о буддийских университетах или иудейских ешивах, но с рядом своих особенностей.

По окончании мусульманских образовательных учреждений -в данном случае речь пойдет о медресе, религиозном образовательном учреждении среднего звена, - выпускники также либо идут по пути профессиональной реализации и работают имамами, преподавателями, либо выбирают работу иного толка, в нерелигиозной среде, оставаясь исполняющими религиозные предписания мусульманами. Бывают и случаи ухода от религии. То, каким образом и на каком уровне происходит изменение жизненных установок у студентов мусульманских религиозных образовательных учреждений, отчасти определяет положение мусульманского сообщества в общей социальной среде. Сегодня нет региона в нашей

стране, где не было бы представителей исламского вероисповедания. И здесь можно назвать не только республики, где ислам является многовековой традицией и часто ассоциируется с национальной принадлежностью: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Башкортостан, Татарстан. Ныне в г. Салехарде можно купить халяльную оленину местного производства10, в г. Хабаровске в примечетской лавке найти учебное пособие по рецитации Корана, а в г. Биробиджане послушать лекцию о ведении бизнеса в рамках шариата. Безусловно, вышесказанное не утверждает равное развитие ислама в Республике Башкортостан и в Еврейской автономной области. Мусульманская инфраструктура в них различна. Если в г. Уфе представлены все уровни религиозного образования: исламский университет, медресе, школы при мечетях, то в г. Биробиджане нельзя в этот ряд поставить даже мечеть.

При этом знания, даваемые в мусульманских религиозных учебных заведениях на разных уровнях, призваны не только воспитать людей, способных совершать особые религиозные обряды и давать разъяснения по тем или иным религиозным вопросам. В мусульманской школе человек учится совершать обязательные ежедневные ритуалы, совмещать свою религиозную практику с повседневной жизнью, успешно адаптироваться в окружающей его социальной действительности в статусе практикующего мусульманина и т.п. «Воспитание личности, воспитание души. Основная цель заключается в том, чтобы из медресе выпускались религиозные, образованные люди, которые хоть и не будут работать по специальности, но сами будут жить по нормам Ислама, подавая пример другим, тем самым внесут лепту для процветания нашего общества», - так определяет цель религиозного образования один из руководителей медресе11. Эти обстоятельства во многом определяют уровень религиозности мусульманских общин в России, а также приверженность верующих к определенным толкам в рамках данного вероучения, поскольку «тело» общины складывается не только из имамов и религиозных деятелей, но и из рядовых верующих, среди которых есть люди с религиозным образованием. Также в понимании процесса социализации мусульман важно учитывать мотивацию людей, поступающих обучаться в мусульманские религиозные учебные заведения, в частности в медресе. Ведь в период обучения их сложившиеся к моменту поступления индивидуальный и социальный полюсы интегрируются в новую среду с получением соответствующих навыков и мировоззренческих установок, которые важны при вторичной социализации личности,

т. е. вхождении в общую социальную среду с обновленными духовными, культурными, нравственными позициями. В связи с указанными выше обстоятельствами автором было проведено исследование с целью определить причины поступления в мусульманские религиозные учебные заведения, в частности в медресе - образовательное учреждение среднего звена, а также рассмотреть процесс вторичной социализации учащихся и выпускников медресе. В качестве объекта исследования было изучено медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге, где исторически проживают татары, традиционно причисляющие себя к мусульманскому вероисповеданию.

Ныне около 17% населения Оренбургской области исповедуют ислам, что составляет более 340 тыс. человек12. Также следует отметить, что Оренбуржье граничит с Республикой Башкортостан и Казахстаном, где ислам является традиционной религией, и откуда приезжают студенты для того, чтобы получить религиозные знания в оренбургском медресе. Таким образом, медресе популярно не только среди жителей Оренбуржья. В числе студентов медресе есть жители Башкортостана, Дагестана, Татарстана, граждане Казахстана и Узбекистана.

В период с 2009 по 2013 г. была проведена работа по изучению архива медресе: личные дела, рабочие протоколы, расписание, учебные программы. Архив включал в себя документы, начиная с 1991 по 2012 г. Не все личные дела сохранились, поэтому точных данных по количеству и составу учащихся в разные годы получить не удалось. В первом учебном полугодии 2013-2014 гг. общее число студентов, или шакирдов, как принято называть учащихся медресе в мусульманской традиции, составило 263 человека. Всего удалось изучить более 200 личных дел учащихся очного отделения и более 200 личных дел студентов заочного отделения, которое открылось в 1999 г., в то время как первые занятия в медресе стали проводить в 1992 г. Также были проведены глубинные интервью13 с учащимися очной, заочной форм обучения, выпускниками медресе, с преподавателями и директором «Хусаинии»; кроме этого, среди студентов очного и заочного отделений было проведено анкетирование с открытыми вопросами. 50 человек ответили на вопросы исследователя. В рамках данной статьи автор представил только некоторые выводы, полученные в результате исследования.

Сегодня медресе «Хусаиния», как и многие другие мусульманские школы среднего звена, имеет государственную лицензию

на ведение образовательной деятельности, тем самым отвечая общероссийским критериям обеспечения условиями для профессиональной подготовки кадров. При этом нельзя однозначно поставить в один ряд среднее специальное религиозное образование, получаемое в медресе, с получаемым в государственном профессиональном училище или колледже. Диплом о наличии первого будет актуален лишь при устройстве на работу в религиозных учреждениях. Он фактически не учитывается при определении общего образовательного уровня человека. То обстоятельство, что за знаниями в медресе часто приходят люди пенсионного возраста, или имеющие постоянное место работы, или получающие параллельно светское образование, может быть показателем того, что религиозная школа не служит местом профессиональной переквалификации, но воспринимается учащимися как ступень личного духовного развития или культурно-нравственного просвещения. Так, один из поступающих в медресе в своем заявлении при подаче документов написал: «Прошу принять меня на учебу в медресе, так как я серьезно стремлюсь как можно больше познать ислам и душой, и разумом. И чем больше познаю величие ума и мудрость учения ислама, тем больше и сильнее, и искреннее я иду по правильному пути»14. В заявлениях на поступление в медресе в 90-е годы были представлены и другие формулировки: «Прошу принять меня в медресе, так как я желаю посвятить себя исламу»; «Прошу принять меня в медресе Хусаиния, так как желаю жизнь свою посвятить исламу»; «Прошу Вас принять меня студентом медресе. По окончании учебы согласен работать по направлению, но желательно в своем районе»15.

Участвовавшие в опросе при исследовании, отвечая на вопрос о своих планах на будущее, писали: «Работать имамом»; «стать хазратом, чтобы преподавать детям и распространять ис-лам»16. В таких случаях учащиеся избирают религиозную среду как основное поле своей трудовой деятельности. Согласно статистике, которую ведут в самом медресе, 70% выпускников очного отделения работают в качестве имамов. Стоит отметить, что в 2013 г. на втором, последнем, курсе очного отделения медресе обучаются шесть человек. Порой подобный выбор учащиеся делают во время обучения. В медресе работает семь преподавателей, и большая часть из них окончили медресе «Хусаиния», в том числе директор медресе. 60% студентов очной формы обучения медресе «Хусаиния» во время опроса отмечали, что хотели бы в дальнейшем работать имамами или хазратами, при этом не все из них

поступили в медресе с этой целью, но по настоянию родителей или из-за отсутствия других перспектив17. Говоря о причинах поступления в медресе, шакирды отвечали: «Меня попросили родители, я согласился»18. Можно, таким образом, предположить, что сам процесс обучения мотивирует шакирдов, меняет их мнение относительно своей самореализации в жизни.

Однако есть и те, кто поступает в медресе, имея изначально мотивацию работать в религиозной сфере, либо уже работая здесь. Среди студентов заочной формы обучения встречаются люди, которые уже служат имамами в мечетях Оренбуржья и Башкортостана. В медресе они приходят, чтобы получить более систематизированные знания, необходимые для их работы. Также есть шакирды, приехавшие учиться по направлению религиозной общины. В последние годы таких случаев становится меньше, судя по документам. Но еще десятилетием раньше, особенно в середине 90-х годов, направленных студентов было гораздо больше. В архивах личных дел шакирдов медресе за эти годы достаточно часто, в 30% случаев, встречаются направления и характеристики от местных религиозных организаций, причем местные общины направляли не только мужчин, но и женщин, что свидетельствует о потребности религиозных общностей в сведущих в религиозных вопросах людях.

Стоит отметить, что на учебу в медресе направляли не только религиозные организации или приходские советы, но и администрации районов, акционерные общества. Среди документов, сдаваемых поступающими в медресе, были найдены автобиографии, в которых будущими студентами указывались причины их поступления, места учебы и прежней работы. Были среди поступающих те, кто попал под сокращение на предприятии, и, лишившись работы, через какое-то время поступал в медресе19. Также, отвечая на вопросы анкеты, один из шакирдов указал, что пришел в «Хусаинию», не зная куда пойти, будучи воспитанником детского дома: «Я решил поступить в медресе не по своему желанию, а по вынужденным обстоятельствам в жизни, по Воле Всевышнего Аллаха» . Таким образом, религиозная школа служит неким убежищем для людей, не имеющих альтернативы. Здесь же необходимо указать и нравственно-воспитательные функции медресе, ярким подтверждением чему стала беседа с одним из выпускников. По окончании средней школы по настоянию родителей молодой человек пришел учиться в медресе, имея репутацию хулигана и мелкого правонарушителя, при этом не проявляя особого инте-

реса к религии. Как отметил сам бывший шакирд «Хусаинии», он переосмыслил свои поступки не только в отношении единоверцев, но и в целом21. Ныне этот человек работает над докторской диссертацией в области естественных наук и оценивает свое социальное положение как успешное.

Завершая статью, автор в данной части своего исследования пришел к следующим выводам. Религиозное мусульманское образовательное учреждение среднего звена - медресе - является важным этапом для исповедующего ислам человека, где он проходит вторичную социализацию, включаясь в общие социальные процессы с обновленными культурными, нравственными и даже мировоззренческими ориентирами. Во время обучения человек учится включать свою религиозную жизнь в общую социальную среду, т. е. соотносить свое социальное поведение с полученными знаниями. В определенных случаях медресе служит основой для профессиональной самореализации человека, но в большинстве своем медресе отвечает психологическим или духовным запросам людей, закладывает в индивидуальный полюс человека определенную систему ценностей, которая, в свою очередь, влияет на общесоциальную интеграцию мусульман, межнациональные и межконфессиональные отношения в регионе. При этом качество последних также зависит от содержания мировоззренческих установок, заложенных в учебную программу религиозной школы, которая не всегда универсальна для всех подобных учреждений в стране. Зависимость процесса социализации верующих от содержания образовательного процесса в медресе станет предметом будущей части исследования автора.

Примечания

1 Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

2 Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 667 с.

3 Махиянова А.В. Социализация личности в современных условиях: Монография / А.В. Махиянова. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. - 155 с.

4 Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 667 с.

5 Духовное развитие в данном случае не подразумевает конкретно положительное или отрицательное / деструктивное развитие, т.е. не определяется качественное содержание данного процесса.

6 Бреская О.Ю. Изучение религиозности: К необходимости интегрального подхода // Социс. - 2011. - № 12. - С. 77-87.

Интервью с проректором Хабаровской духовной семинарии П. Еремеевым, 2010 г. / Личный архив автора.

Интервью с выпускником семинарии, 2013 г. / Личный архив автора. На сайте местной религиозной организации «Маулюд» г. Салехарда islam-yamal.ni размещена реклама, предлагающая приобрести халяльную оленину. Интервью с директором медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге А. А. Шариповым, февраль 2010 г. / Личный архив автора. Оренбуржье. Портал правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.orenburg-gov.ru

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.

Заявление на поступление в медресе, 1993 г. / Личный архив автора. Заявления на поступление в медресе, 1991-1993 гг. / Личный архив автора. Анкеты для шакирдов медресе с открытыми вопросами, 2012 г. /Личный архив автора.

В медресе de facto принимают всех, кто приходит, порой без полного пакета документов. Нет системы отсева абитуриентов. Вероятно, причиной тому является маленький поток желающих учиться в медресе, особенно на очной форме.

Анкеты для шакирдов медресе с открытыми вопросами, 2012 г. / Личный архив автора.

Автобиография абитуриента медресе, 1993 г. / Личный архив автора. Анкеты для шакирдов медресе с открытыми вопросами, 2012 г. / Личный архив автора.

Интервью с выпускником.

«Религиоведение », Благовещенск -М., 2014 г., № 2, с. 205-211.

10

12

16

17

20

Д. Шагавиев,

кандидат исторических наук (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институт востоковедения и МО КФУ, г. Казань) ИСЛАМСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА САЛАФИТСКОГО ТОЛКА В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСТАНЕ

Татарстан не стоит в стороне от процессов, происходящих во всем мире. Те тенденции, которые наблюдаются среди мусульман других стран и регионов, затрагивают в той или иной мере местных мусульман также. Появляются новые исламские течения и группы, нетрадиционные для мусульман РТ. На сегодня можно утверждать, конечно, с учетом низкой религиозности в республике, что наиболее широкое и существенное распространение полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.