Научная статья на тему 'Мотивы и потребности подростков: от диагностики к развитию'

Мотивы и потребности подростков: от диагностики к развитию Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1014
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ / ПРОФДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОГРАММА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / INTERNAL MOTIVES PROFFESSIONAL DIAGNOSTICS / PROFESSIOGRAM / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Резапкина Галина Владимировна

Программа предложенной методики диагностики включает сценарии четырёх психологических занятий, цель которых — помочь подросткам осознать свои профессиональные мотивы, потребности, жизненные ценности. Вести занятия могут как психологи, так и классные руководители, специалисты, ответственные за профориентационную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives and needs of abolescents: from diagnosis to development

He application of the proposed methods of diagnosis includes four scenarios of psychological lessons, their purpose — is helping young people to realize their professional motives, necesseties, and values of life. The lessons could be conducted by both psychologists and class teachers, who are responsible for career-guidance.

Текст научной работы на тему «Мотивы и потребности подростков: от диагностики к развитию»

ЭШЖРША,.......ШИПЯ,......ДИАГНОСТИКА

Мотивы и потребности подростков: от диагностики к развитию

Галина Владимировна Резапкина,

старший научный сотрудник Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования и Центра практической психологии образования Академии социального управления, специалист в области самоопределения молодёжи, профдиагностики и профотбора

• внутренние мотивы • профдиагностика • профессиограмма • личностное развитие •

Любая деятельность более эффективна и благотворна для человека, если в её основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы, продиктованные убеждениями и ценностями.

До сих пор психологи, занимающиеся проф-диагностикой, пользуются схемой, предложенной в 1908 году американским учёным Ф. Парсоном. Он был убеждён, что достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией. Учёные и практики десятилетиями разрабатывали профессиограммы — подробные описания профессиональной деятельности и требования к профессионалам.

Чтобы получить идеальную модель профессионала, психологи тестировали успешных представителей различных профессий по методикам, выявляющим профессионально важные качества, а профессиональная пригодность определялась путём «наложения» имеющегося «эталона». Считалось, что вероятность успешной профессиональной деятельности тем выше, чем меньше разница между «эталоном» и полученными данными. На практике добросовестные исследователи отмечали, что большое число работников, чьи результаты не вписывались в параметры «эталонов», были успешны в профессиональной деятельности. В то же

время немалое число работников, чьи результаты были близки к «эталонным», не оправдывали возлагаемых на них надежд.

В школьной профориентации модель Пар-сона представлена в виде трёх кругов «хочу», «могу», «надо». Её логика безупречна: будущая профессия должна нравиться («хочу»), соответствовать возможностям человека («могу») и быть востребованной в обществе («надо»). Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле им хочется не того, что «можется», а надо вообще что-то иное.

Для многих школьных психологов тестирование — любимая, если не единственная форма работы. Но даже качественная психологическая диагностика — это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз?

Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощённая модель изучения личности, основанная на диагностике интересов, темперамента и мышления, без учёта характерологических особенностей и мировоззрения человека.

Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности проектирования оптимальных режимов воспитания без учёта особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, её мировоззрения, направленности, ценностных ори-ентаций и целей.

Механизмы самоидентификации тесно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в способности различать добро и зло, развитии добродетелей и преодолении пороков — категорий, универсальных для всех времён и народов. Жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, труд, мир, красота, творчество, познание — эти ценности конструктивны, поскольку направлены на развитие личности и общества в целом. Развитие — это движение вперёд и вверх, против «общественного ветра» (В.А. Ясвин). Есть ценности деструктивные, в основе которых — стремление к богатству, славе и власти. Эти взгляды в наше время многим кажутся не такими уж бесспорными — дилеммы, над которыми бились лучшие умы XX века — «иметь или быть», «быть или казаться» — в наши дни получили неожиданное решение: «иметь, чтобы казаться». Неверно думать, что мы живём в идеологическом вакууме: сегодня активно насаждается идеология потребления, провоцирующая оно из самых тяжёлых личностных расстройств — нарциссизм; идёт целенаправленное размывание представлений о добре и зле, сознание людей регрессирует до морали готтентота:

Переоценка ценностей может произойти в любом возрасте, благодаря новому опыту, драматическим событиям, судьбоносным встречам. Однако ценности легче всего усваиваются в отрочестве при целенаправленном и грамотном педагогическом воздействии.

Диагностику мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы осложняет то, что большинство методик основано на

самооценке и представляет собой набор прямолинейных, лобовых утверждений, нередко провоцирующих протестные реакции или социально одобряемые ответы. В авторских методиках, включённых в пособие, число подобных утверждений сведено к минимуму. Использование косвенных вопросов и ценностных суждений, прошедших культурный отбор и определяющих основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств, снижает вероятность искажений при тестировании.

Диагностика является не целью, а средством осознания подростками особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы, без чего невозможно профессиональное и личностное самоопределение. Поэтому кроме работы с методиками в занятия входят беседы, комментарии и обсуждение полученных результатов. Заполненные анкеты и бланки необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.

Занятия могут проходить в форме групповой или индивидуальной работы на уроках, классных часах, консультациях, продолжая темы самоопределения, затронутые в средней школе.

Занятие № 1

Мотивы профессиональной деятельности

У рабочих, возводящих Шартрский собор, однажды спросили, что они делают. Один ответил: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий сказал: «Я строю храм».

В трёх ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы труда. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы» «Я хочу получить профессию, чтобы...»

Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются.

Миссионер спросил готтентота: «Что такое зло?» — «<Это когда сосед украл у меня барана», — ответил тот. «А что такое добро?» — «Это когда я украл у соседа барана».

«За двумя зайцами» (модификация методики Е.И.Головахи)

Инструкция. Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества 5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоции

2. Достичь высокого положения, известности, получить признание окружающих

3. Получать высокий заработок 6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои способности

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей её получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией.

Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация противоречива. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент: учёба, спорт, любовь, творчество, здоровье или что-то другое?

Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?

Если цели определены — подумайте о средствах их достижения. Это, прежде всего, внутренние ресурсы: профессиональные интересы и склонности, способности, профессионально важные качества, образование, опыт.

К внешним средствам можно отнести деньги, связи, случай, ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие друзей и единомышленников и т.д. Внешние ресур-

сы могут быть хорошим дополнением к ресурсам внутренним. Но не больше!

Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — говорит одна девица, Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир». «Если б я была царица, — говорит её сестрица, Я б на целый мир одна наткала бы полотна». «Если б я была царица, — третья молвила

девица,

Я б для батюшки-царя родила богатыря».

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учётом её мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, вторую поварихой. У третьей сестры была ярко выраженная внепрофессио-нальная мотивация: она хотела не работать, а быть царской женой. Именно её царь взял в жёны.

Многие, подобно сёстрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады, разрываясь между противоречивыми мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.

«Я — Другой, Карьера — Дело» (Г.В. Резапкина)

Чтобы уточнить, что для вас сегодня важно, а что — второстепенно, оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы от 0 (за вариант, который безразличен) до 3-х баллов (за самый значимый вариант). Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!

1. Мне нравится:

A) Иметь много свободного времени. Б) Добиваться успеха во всех делах.

B) Делать подарки своим друзьям.

Г) Находить красивое решение трудной задачи.

2. Мой девиз:

A) «Работа не волк, в лес не убежит». Б) «Хочешь жить — умей вертеться».

B) «Что отдал, то твоё».

Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать».

3. Лучшая работа для меня — та, которая...

A) .не мешает мне жить своей жизнью.

Б) .даёт возможность быстрого продвижения по службе.

B) .нужна людям. Г) .интересна.

4. Счастье для меня — это:

A) Возможность жить в своё удовольствие. Б) Высокая должность и хорошая зарплата.

B) Благополучие моих друзей и близких.

Г) Возможность заниматься любимым делом.

Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):

9-12 баллов — ярко выраженная направленность личности;

5-8 баллов — умеренно выраженная направленность;

0-4 баллов — направленность не выражена.

№ А Б В Г

1

2

3

4

I

А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы «рынка». В будущей профес-

сии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе.

Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырёх осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.

Б) КАРЬЕРА 12 В) ДРУГОЙ 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1С 11 12

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 А) Я 12 Г) ДЕЛО

Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности важна мотивация. В основе любой мотивации лежат потребности человека.

Занятие № 2 Иерархия потребностей

Человеческие потребности можно разделить на три группы:

Телесные, или физиологические потребности свойственны любому живому организму. Это потребности в отдыхе, воде, пище, нормальной температуре воздуха, безопасности. Если эти потребности не удовлетворяются, живое существо испытывает дискомфорт, страдает, может даже погибнуть. Это потребности низшего уровня, которыми многие ограничиваются.

Следующий уровень — душевные, или социальные потребности. Это потребность в общении, любви и признании других людей, эстетические и познавательные потребности. Любовь, Доброта, Великодушие, Щедрость, Способность прощать, Доверчивость, Скромность — всё это прекрасные свойства человеческой души. Но в душе рождаются и злые помыслы: зависть, гнев, жадность, обида, подозрительность, тщеславие.

Потребность командовать и подчиняться, любить и быть любимым, заботиться о членах своей семьи свойственны не только людям, но и высшим животным. Потребности сами по себе ни хороши, ни плохи — главное, кто кем управляет: человек своими потребностями, или потребности — человеком.

Вся жизнь «душевного» человека — череда падений и подъёмов. Большинство из нас — на этом уровне.

Третий уровень — это духовные потребности. Именно они отличают нас от животных. Только человек способен верить, творить, искать смысл в своей жизни. Это — самое трудное. Иногда духовные потребности смешивают с душевными: ходит на выставки и концерты, пишет и читает книги, занимается наукой, значит, духовный. Совсем не обязательно!

И наоборот — можно не быть и не слыть интеллектуалом, иметь смутное представление о культурной, в понимании большинства, жизни, и при этом — быть духовным человеком: великодушным, милосердным, способным любить и прощать. Всем нра-

вится быть рядом с таким человеком. Стать таким — под силу единицам.

Согласно теории «трёх ключей», у каждого человека должно быть три ключа: от квартиры, машины и дачи. Тогда он начнёт делиться своим добром с теми, у кого их ещё нет. На практике раздача лишних ключей не наблюдается: вместо этого стремительно растёт разрыв между богатыми и бедными.

Мечта о «трёх ключах» (по другой версии — «трёх кожаных пальто») легла в основу теории мотивации американского психолога Абрахама Маслоу, который был убеждён, что выход на следующий уровень невозможен, пока не удовлетворена потребность низшего уровня. К такому выводу он пришёл, наблюдая за крысами. Что говорить, некоторые в минуты опасности ведут себя подобно животным. К счастью, есть множество примеров, когда человек отдавал саму жизнь за друга или за свои убеждения (только поэтому человечество ещё существует).

Человек развивается полноценно только в том случае, если не застревает на нижних ступенях. Работа даёт возможность реализовать все потребности, если воспринимать её как жизненную задачу, решая которую мы поднимаемся на новую ступень. С помощью следующей методики вы можете узнать, какие потребности для вас актуальны сейчас.

Представьте, что вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в музей. Мы испытываем дискомфорт и раздражение, если наши актуальные потребности игнорируются. Так действует закон доминанты: системы рефлексов, обеспечивающих удовлетворение доминирующей потребности. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.

Методика «Актуальные потребности» (Г.В. Резапкина)

Инструкция. Перед вами — список потребностей разного уровня. Проранжируйте их, поставив рядом с самой важной №1, ря-

дом с менее важной — №2, и так далее до №15 рядом с самой незначимой для вас в данный момент потребностью.

1. Избавление от боли.

2. Возможность спать, сколько хочется.

3. Утоление голода или жажды.

4. Отдых после тяжёлой работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Смена температурного режима (с холода — в тепло, из жары — в прохладу).

6. Общение с друзьями, интересными людьми.

7. Вкус победы (в спорте, творческих конкурсах, научных олимпиадах).

8. Признание твоих заслуг и достоинств (награда, похвала, комплименты).

9. Чтение интересной книги, просмотр хорошего фильма.

10. Получение подарков.

11. Дарение подарков.

12. Бескорыстная помощь людям.

13. Сознание хорошо выполненной работы.

14. Чувство вдохновения в работе.

15. Примирение с близкими.

В первую пятёрку входят физиологические потребности. Если они для вас актуальны, возможно, ваше физическое состояние находится вне зоны комфорта. Обратите внимание на своё здоровье, условия труда и отдыха.

Следующая пятёрка — душевные, или социальные потребности. Попробуйте самостоятельно разобраться в их мотивах — чем для вас значимы и дороги те или иные события вашей жизни.

Если в верхней части вашего списка встречаются потребности из последней пятёрки, вероятно, вы находитесь на верхней ступени «пирамиды потребностей». Это здорово, но мало достичь этого уровня — надо суметь удержаться на вершине.

Занятие № 3 Мотивы труда

Методика «Иерархия мотивов труда» (Г.В. Резапкина)

Инструкция: оцените каждый из пяти вариантов ответа по степени их привлекательности для вас, обведя одну из цифр от 5 баллов за самый привлекательный для вас вариант до 1 балла за самый непривлекательный. Цифры в каждой группе ответов не должны повторяться!

1. Я предпочитаю профессию, которая позволит мне

А) быть в центре внимания 1 2 3 4 5

Б) помогать людям 1 2 3 4 5

В) управлять другими людьми 1 2 3 4 5

Г) заниматься творчеством 1 2 3 4 5

Д) не испытывать материальных проблем 1 2 3 4 5

2. Если бы у меня было много денег, я бы вложил (а) их

А) в рекламу своей деятельности 1 2 3 4 5

Б) в благотворительную деятельность 1 2 3 4 5

В) в свою предвыборную кампанию 1 2 3 4 5

Г) в исследования и творческие проекты 1 2 3 4 5

Д) в надёжные акции или в банк под высокий процент 1 2 3 4 5

3. Меня привлекает профессия

А) актёра, журналиста, телеведущего 1 2 3 4 5

Б) священнослужителя, врача, учителя 1 2 3 4 5

В) политика, руководителя 1 2 3 4 5

Г) учёного, художника, писателя, поэта 1 2 3 4 5

Д) банкира, финансиста 1 2 3 4 5

4. Мне ближе высказывание

А) У человека, слава которого гремит, никогда не будет недостатка в друзьях и приязни людей 1 2 3 4 5

Б) Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните помогать другим людям 1 2 3 4 5

В) Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой 1 2 3 4 5

Г) Кто испытал наслаждение творчества, для того другие наслаждения уже не существуют 1 2 3 4 5

Д) Деньги правят миром, и тот сильнее, у кого их больше 1 2 3 4 5

5. Для меня важнее всего в жизни

А) Слава, признание окружающих 1 2 3 4 5

Б) Возможность служить другим людям 1 2 3 4 5

В) Власть над другими людьми 1 2 3 4 5

Г) Творческая свобода 1 2 3 4 5

Д) Финансовое благополучие 1 2 3 4 5

Сумма баллов

Обработка: Подсчитайте сумму баллов в каждой группе А, Б, В, Г и Д:

20-25 баллов — ярко выраженный мотив труда;

15-19 баллов — выраженный мотив труда; 10-14 баллов — слабо выраженный мотив труда;

5-9 баллов — мотив труда не выражен.

Каждая колонка соответствует определённому мотиву труда:

I — «Слава»

Стремление быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплён талантом и трудолюбием. Если же нет, то мир получит очередного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена. Этот тип мотивации очень заразен, потому что вызывает справедливое недоумение: почему эта посредственность всем известна, а я — нет? Чем я хуже?

II — «Служение»

Этот мотив является полной противоположностью предыдущего и встречается всё реже. Возможно, поэтому в наше время становятся редкостью хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты. В актёрской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчёркивает высокий смысл актёрского ремесла. Служение — это не вид деятельности, а отношение к своему делу, которое отличает духовно зрелых людей, ставящих интересы дела и других людей выше собственных.

III — «Власть»

Желание командовать и управлять встречается намного чаще, чем способность руководить деятельностью, поэтому так много некомпетентных руководителей. Властолюбцам проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Если стремление к власти — не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества. Испытание влас-

тью — одно из самых сложных в жизни любого человека. Наверное, самое яркое описание феномена власти дал Р. Толкиен в книге «Властелин колец». В реальной жизни политики так же неохотно расстаются с властью, как Горлум, Фродо или Бильбо Бэггинс.

IV — «Творчество»

Творчество как ведущий мотив встречается у людей, для которых работа — средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения и заработка. Творческое отношение к труду — основа профессиональной успешности, поэтому ему обычно сопутствует уважение и достаток. Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.

V — «Деньги»

В современных условиях деньги — самый распространённый мотив труда. Рыночная личность воспринимает себя и других как товар, который надо выгодно продать. Главное в её жизни — карьера и деньги. Деньги как ведущий мотив характерен для очень бедных и очень богатых людей, потому что смысл их жизни — экономия и накопительство. История почти каждого состояния начинается с бедности, но не каждый бедняк становится миллионером. Опасность этого мотива труда заключается в неразборчивости средств для достижения цели. Если деньги — главное, то неважно, каким способом они получены. Большая часть преступлений совершается из корыстных мотивов.

Занятие № 4 Жизненные ценности

Анкета «Жизненные ценности»

Что для вас самое главное в жизни? (отметьте три варианта)

1) Здоровье.

2) Материальная обеспеченность.

3) Возможность заниматься творчеством.

4) Благополучие семьи и близких.

5) Карьерный рост.

6) Возможность помогать людям.

7) Слава.

8) Отдых и развлечения.

Какие из этих ценностей вы считаете труднодостижимыми? (укажите три варианта)

1)__

2)__

3)__

Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь?

1) Да, вполне.

2) Не совсем.

3) Меня не устраивает моя жизнь.

В чём вы видите причину своих успехов и неудач?

1) Это — стечение обстоятельств.

2) Это — результат чужих действий, которые от меня не зависят.

3) Причина — в моих собственных поступках и чертах характера.

Методика «Иерархия жизненных ценностей» (Г.В. Резапкина)

Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью — в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «-1», если сомневаетесь — поставьте «0».

1. Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем.

2. Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом).

3. Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму.

4. Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах.

5. Мне нравится высказывание «Здоровье это не всё, но без него всё — ничто».

6. Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию.

7. Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей.

8. За большие деньги я возьмусь за любую работу.

9. Я внимательно слежу за курсом валют и биржевыми новостями.

10. Мне нравится высказывание «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».

11. Я планирую выбрать профессию, которая даст мне возможность заниматься творчеством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. В свободное время я пишу стихи и рассказы, сочиняю музыку, рисую, снимаю видео, играю в спектаклях, выступаю на концертах и т.д.

13. Друзья и знакомые высоко оценивают моё творчество.

14. Я часто бываю на выставках, спектаклях и концертах.

15. Мне нравится высказывание «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют».

16. Я хочу выбрать профессию, которая позволит мне много времени уделять своей семье.

17. Я всегда выполняю просьбы родных о помощи по хозяйству.

18. Я могу отложить любые дела ради моих родных и близких.

19. Для меня очень важна поддержка моих родителей.

20. Мне нравится высказывание «Самое главное для меня — жизнь и здоровье тех, кого я люблю».

21. Я планирую выбрать профессию, которая обеспечит мой карьерный рост.

22. Я занимаюсь общественной работой, потому что это поможет мне в достижении моих целей.

23. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые помогут мне в карьерном росте.

24. Я готов(а) бороться со своими конкурентами за «место под солнцем».

25. Мне нравится высказывание «Карьеру не сделаешь, карабкаясь по обшарпанным ступеням — нужно оказаться в лифте в подходящей компании».

26. Я планирую выбрать работу, смысл которой — помощь людям.

27. Я не могу пройти мимо человека, который просит о помощи.

28. Я испытываю жалость к бомжам и нищим.

29. Я принимаю участие в благотворительных акциях (донорство, сбор средств на лечение, помощь сиротам и т.д.).

30. Мне нравится высказывание «Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им».

31. Я планирую выбрать профессию, которая принесёт мне известность.

32. Я хочу походить на моих кумиров (в спорте, политике, шоу-бизнесе, искусстве, науке и т.д.).

33. Мне нравится быть в центре внимания.

34. Я с интересом читаю статьи и смотрю передачи о жизни знаменитостей.

35. Мне нравится высказывание «Стремление к славе похвально и полезно для общества, так как побуждает совершать благородные деяния».

36. Я планирую выбрать профессию, которая не помешает мне иметь много свободного времени для отдыха и развлечений.

37. Я могу целыми днями гулять, общаться с друзьями в инете и реале, смотреть телевизор.

38. Если бы у меня было много денег, я бы вообще не работал(а).

39. Мне нравятся развлекательные передачи.

40. Мне нравится высказывание «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать».

1 6 11 16 21 26 31 36

2 7 12 17 22 27 32 37

3 8 13 18 23 28 33 38

4 9 14 19 24 29 34 39

5 10 15 20 25 30 35 40

I II III IV V VI VII VIII

Обработка результатов. Сложите алгебраическую сумму в каждой из восьми колонок и запишите её в нижних клетках рядом с римскими цифрами:

-5-(-3) — отвергаемая ценность; -2-0 — низкая значимость ценности; 1-3 — умеренно значимая ценность; 4-5 — значимая ценность.

Восемь римских цифр в нижних клетках соответствуют восьми жизненным ценностям:

I. Здоровье

Хорошее здоровье — важный фактор полноценной жизни и успешной профессиональной карьеры. Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают человеку достичь своих целей, хотя само здоровье не является самоцелью. Здоровье как жизненная ценность особо значима для людей, имеющих серьёзные заболевания, а также для мнительных людей.

Здоровье (I), Материальная обеспеченность (II), Творчество (III), Семья (IV), Карьера (V), Служение (VI), Слава (VII), Отдых (VIII). Все эти жизненные ценности в разной степени значимы для каждого человека.

Цель методики — определить иерархию этих ценностей в вашей жизни. Отметьте на данной системе координат цифровые значения каждой жизненной ценности точками и постройте график, соединив их линиями.

II. Материальная обеспеченность

Любая работа предполагает вознаграждение, которое зависит от квалификации специалиста, опыта работы и профессиональных достижений. Диапазон заработной платы в разных сферах очень широк, поэтому люди, для которых зарплата — главный мотив труда, готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжёлую, неприятную, неинтересную или опасную работу.

5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4

-5 I II III IV V VI VII VIII

III. Творчество

Творчество — одна из высших жизненных ценностей. Традиционно к творчеству относят все виды деятельности, связанные с искусством, хотя оно может проявляться в любой сфере. Людьми, для которых эта жизненная ценность была самой главной, сделаны величайшие открытия и созданы выдающиеся произведения искусства.

IV. Семья

Семья — это не только бабушки, дедушки, родители, братья и сёстры, другие родственники, но и члены будущей семьи, продолжатели вашего рода. Крепость семейных связей, забота друг о друге, способность ставить интересы близких людей выше своих собственных во многом определяют психологическое здоровье и благополучие человека.

V. Карьера

Карьера (итал. carriera — бег) — продвижение вверх по служебной лестнице, которое для многих означает успех в жизни. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Внутриорганизационная карьера связана с продвижением в организации. Повышение по службе как самоцель может тормозить профессиональный рост специалиста, рискующего подняться до уровня своей некомпетентности (принцип Питера).

VI. Служение

Служение наряду с творчеством является высшей жизненной ценностью, отличающей духовно зрелых людей. Служение проявляется в способности жертвовать своими интересами ради интересов других людей, даже незнакомых, проявлять милосердие и сострадание, не ожидая награды или благодарности. Служение возможно в любой деятельности — науке, искусстве, образовании.

VII. Слава

Потребность в славе свойственна неуверенным в себе людям, которым нужна постоянная поддержка в виде внимания со стороны окружающих. Хотя славу обычно связывают с людьми искусства, повышенная значимость этой жизненной ценности бло-

кирует творческие способности, разрушает отношения с близкими людьми.

VIII. Отдых

Отдых и развлечения также необходимы для полноценной жизни, как и остальные жизненные ценности. Однако приоритет этой ценности над всеми остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости или хронической усталости.

Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: «Что для вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы:

1. Здоровье.

2. Благополучие семьи и близких.

3. Материальная обеспеченность.

4. Хорошая работа.

5. Любовь.

6. Карьера.

7. Слава.

Как же большинство людей обходится с этими жизненно-важными для них ценностями?

Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.

Благополучие семьи. Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.

Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжёлый час идут по миру.

Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, её ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются чёрной подёнщиной — ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.

Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми — то уже просто по зако-

ну больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает: ничего подобного. Почему, зачем эта «главная ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?

Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попрёки, переступать через людей — и на это ты хочешь потратить свою жизнь?

Слава. Разорённые страны и два миллиона трупов — вот непревзойдённая слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках — и попадёте в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава — угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» — «Я прыгал в длину»1.

Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности — главные в жизни? Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями?

бота в лучшем случае носит фрагментарный и бессистемный характер. Разные образовательные области слабо увязаны между собой, что препятствует созданию у детей и подростков непротиворечивой картины мира. Практически не используются возможности личностного развития, заложенные в каждом предмете. Представленные методики и их сопровождение — фрагмент пока несуществующей в рамках школы системы самоопределения личности.

Разговор с подростками о смыслах и ценностях сложен в силу ряда причин.

Во-первых, разнонаправленное влияние семьи, школы, средств массовой информации способно кого угодно дезориентировать, сведя на нет все наши усилия. Поэтому очень важно, чтобы родители учащихся хотя бы понимали смысл этой работы.

Во-вторых, взрослым бывает трудно удержаться от морализаторства, которое вызывает у большинства подростков протестную реакцию.

Примечание. Желательно групповое обсуждение этих вопросов в классе.

Заключение

Хотя воспитание по определению является частью образования, воспитательная ра-

РЕЗУЛЬТАТЫ САМОДИАГНОСТИКИ

Запишите в таблицу результаты работы с методиками:

В-третьих, дети остро чувствуют фальшь — поэтому необходимо, чтобы преподаватель пользовался у своих учеников заслуженным авторитетом и

сам разделял под- _

ходы, предложен- 1 Веллер М.И. Все о жизни. СПб.: Нева, ные автором. 1999.

Приложение

Методика «За двумя зайцами»

Методика «Я-Другой, Карьера-Дело»

Методика «Актуальные потребности»

Методика «Иерархия мотивов труда»

Анкета «Жизненные ценности»

Методика «Иерархия жизненных ценностей»

Отметьте результаты, с которыми вы согласны (подчеркните). Какие методики были для вас самыми полезными? (подчеркните) Какие методики вызвали затруднения? (подчеркните)

Как повлияли наши занятия на ваш профессиональный и жизненный выбор? □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.