Научная статья на тему 'Мотивы и образы малой прозы В. Г. Распутина 1990-2000-х годов'

Мотивы и образы малой прозы В. Г. Распутина 1990-2000-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
857
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Г. РАСПУТИН / МАЛАЯ ПРОЗА / ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО / РАССКАЗ / МОТИВ / ОБРАЗ / ГЕРОЙ / КОНЦЕПЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы и образы малой прозы В. Г. Распутина 1990-2000-х годов»

обозначению дневниковых записей (в частности, наличие заголовков), появление категории «сущностного» и, как следствие, соотношения «сущность» / «воплощение» (1, с. 189).

«Поэт сознательно отказывается от воплощений в пользу сущности, в частности, важнее человека оказывается любовь и состояние любви, важнее земного, реального пространства и времени оказывается небесное или вовсе цветаевское; реальный поступок (или материальный объект) оказывается менее значителен, чем внутренняя интенция и умысел другого», - отмечает автор статьи (1, с. 196).

Таким образом, автобиографическая обнаженность, установка на дневниковый принцип - характерные особенности поэзии и прозы Цветаевой.

Список литературы

1. Джаббарова Е.Я. Дневниковая проза М. Цветаевой: Авторская концепция // Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. - Екатеринбург, 2018. - Т. 20, № 2 (175). - С. 189-198.

2. Осипова Н.О. «Homo Ludens» в автобиографической поэме русского зарубежья // Вестник Вятского государственного университета. - Киров, 2017. -№ 1. - С. 56-66.

3. Радь Э.А. «Верно услышать - вот моя забота»: Триединства в жизнетворчест-ве М.И. Цветаевой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов, 2017. - № 6.2 (72). - С. 45-48.

4. Хачатурян Л.В. Дневник поэта как литературный памятник: Две редакции «Юношеских стихов» М.И. Цветаевой // Русская литература: историко-литературный журнал. - СПб., 2016. - № 4. - С. 181-190.

2019.04.025. К.А. ЖУЛЬКОВА. МОТИВЫ И ОБРАЗЫ МАЛОЙ ПРОЗЫ В.Г. РАСПУТИНА 1990-2000-х годов. (Обзор).

Ключевые слова: В.Г. Распутин; малая проза; позднее творчество; рассказ; мотив; образ; герой; концепция.

Творчество В.Г. Распутина (1937-2015) началось с малой прозы. В 1961 г. был напечатан его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». Событием в русской литературе стали «Уроки французского», опубликованные в 1973 г. В 1981 г. вышли такие произведения малого жанра, как «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи - век люби».

Однако ранние рассказы Распутина обычно рассматриваются исследователями лишь в качестве свидетельства становящейся художественной мысли писателя. «Рассказы данного периода воспринимались скорее как фон для повестей "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матёрой" (1976), принесших Распутину славу классика современной литературы, как рабочие этюды к масштабным полотнам», - замечают И.А. Митрофанова и О. А. Старовойтова (Санкт-Петербург) (4, с. 139).

В 90-е годы Распутин вновь обращается к малому жанру, разрабатывая новые субъектные сферы, новые техники диалога, чтобы выразить сложные отношения между «катастрофически и радикально менявшейся в масштабах огромной страны российской действительностью и человеком» (4, с. 139).

По мнению авторов статьи, именно Распутин одним из первых в современной русской литературе уловил и осмыслил имевшие колоссальные последствия социальные процессы - выразил провидческие идеи относительно близкого и отдаленного будущего, и даже всей земной цивилизации.

«Писатель почти в каждом произведении обозначенного периода упоминает о коренных изменениях в жизни русского народа. Вместе с политическими и экономическими преобразованиями переменились основные жизненные принципы людей, иным стало их самоощущение. Цепочка распутинских рассказов отразила "новые виды лютости жизни" (А. Солженицын)1», - утверждает Ю.О. Васильева (Саратов), определяя основной мотив малой прозы Распутина в период 1990-2000 (3, с. 81).

В 1990-2000-е годы Распутин написал 16 (из 39 всего им созданных) рассказов, в которых новые художественно-эстетические идеи встраивались в неизменную этическую систему автора.

В цикле рассказов о Сене Позднякове («Сеня едет» (1994), «Поминный день» (1996), «Нежданно-негаданно» (1996), «Вечером» (1997), «По-соседски» (1998)) Распутин создал концептуально новый тип героя (4).

Наделив жителя современной сибирской деревни Сеню Позднякова бурной биографией, Распутин подчеркивает в его

1 Солженицын А.И. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 г. // Новый мир. - М., 2000. - № 5. - С. 187.

прошлом пьянство и бродяжничество. В отличие от предшествующего творческого периода (повести «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар»), когда эти качества были главной чертой отрицательных персонажей, в своей новой концепции писатель снимает эту закономерность. Если прежде неустроенность окружающего мира напрямую соотносилась с неустроенностью человека, то теперь Распутин «индивидуализирует» характер героя, наделяет его любознательностью, горячностью, врожденным чувством социальной справедливости - чертами, наличие которых и позволяет Сене сохранять житейскую и духовную устойчивость в неустроенном мире.

Анализируя рассказ «Нежданно-негаданно», К.А. Барко (Армавир) также говорит о неустроенном, расколотом мире: «Общество раскололось на две половины, обе они не идеальны и виновны: первая - в том, что, спрятавшись в своем мирке и чувствуя то, что происходят глобальные перемены, остается к ним безучастной: "Поскорей добраться до семьи, до деревни и подольше оттуда не выглядывать"1, а вторая половина готова бежать без оглядки за красивой жизнью, совершенно не замечая, что разогнались так быстро, что будь впереди пропасть, им уже не остановиться: "Мы устали от грязной, оборванной нищеты, нам и нищету подавай красивенькую"2» (2, с. 7). В этом треснувшем амбивалентном мире герои находят защиту от жестокости не в «погребенном под бетоном» городе, а в деревне. «Деревенские» герои рассказа защищены, так как не потеряли нравственной опоры в жизни.

Образы прекрасных людей из народа - мудрых, сильных, способных за себя постоять, могущих все преодолеть, - созданы в рассказах «Тетка Улита» 1984), «Изба» (1999), «В ту же землю» (1995). И.А. Митрофанова и О.А. Старовойтова считают, что эти образы опровергают суждения ряда критиков, уверявших, что для позднего Распутина характерен человеконенавистнический пафос, напротив, «такая степень мастеровитости, трудовой азарт, самоотдача, такая выносливость, выпестованная душевной отзывчивостью, способностью к высоким переживаниям, становятся для народа залогом будущего» (4, с. 144).

1 Распутин В.Г. Повести. Рассказы. - М., 2004. - Т. 2. - С. 310.

2 Там же. - С. 316.

Значимую роль в прозе Распутина играют женские образы, которые воплощают мировоззренческие, нравственно-философские, эстетические представления автора. Обращаясь к «Женскому разговору» (1994), Г.Ц. Бадуева (Улан-Удэ; Шанхай) отмечает его связь с ранним рассказом Распутина «Эх, старуха» (1966), также раскрывающим сюжетную линию «бабушка - внучка» и отвечающим формирующейся тогда концепции, согласно которой «именно женщина хранит нравственные основы рода и передает духовную память» (1, с. 52).

В «Женском разговоре» писатель запечатлел происходящие в современном обществе и современной семье негативные тенденции искажения семейных отношений, разрыва, а иногда и потери связи между близкими людьми.

Г.Ц. Бадуева приводит разные точки зрения критики о воздействии разговора Натальи на внучку, 16-летнюю Вику, которая в городе «связалась с компанией», бросила школу, стала пропадать из дома, забеременела, сделала аборт. Е.С. Гапон относит девушку к числу «внетрадиционно-эгоцентрических» героев Распутина, поэтому отказывает ей в положительном изменении1. А.Ю. Большакова, напротив, считает, что надежда на преображение девушки видна в ее неспокойном сне2. К ее мнению присоединяется и О.В. Кузнецова: «...у "позднего" Распутина есть одна очень важная особенность: он никогда не отнимает у читателя последнюю надежду, веру в возможность изменения ситуации в лучшую сторону»3 (4, с. 139]. Г.Ц. Бадуева присоединяемся к позиции А.Ю. Большаковой и О.В. Кузнецовой, также полагая, что для Вики разговор с бабушкой - начало новой жизни.

Таким образом, залог национального бытия Распутин видит в сохранении нравственного достоинства женщины.

С глубоким сочувствием Распутин описывает судьбу женщины в рассказе «В ту же землю» (1995), не умалчивая, однако, о

1 Гапон Е.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Г. Распутина 1990-2000-х гг.: дис. ... канд. филол. наук. - Армавир, 2005. - С. 37.

2 Большакова А.Ю. О вечно девичьем в женской душе // Лит. учеба. - М., 2002. - № 1. - С. 45-47.

3 Кузнецова О.В. Духовно-нравственная проблематика позднего художественного творчества В.Г. Распутина (К 70-летию писателя) // Вестн. Тамбов. унта. Сер. Гуманит. науки. Филология. - Тамбов, 2007. - Вып. 4 (48). - С. 139.

том, что, проходя через постоянные испытания, героиня рассказа постепенно утрачивала важные для обыкновенного человека качества.

Фабула рассказа сводится к тому, что у Пашуты умирает мать, а хоронить женщину в городе по закону нельзя, так как у нее не было городской прописки, да и средств на похороны у нее нет. Ю.О. Васильева считает, что «по сути, Распутин показывает, как люди, не имеющие средств, теряют право на похороны, проведенные согласно многовековым традициям», как беззащитный человек оказывается перед «лицом мира, живущего по бесчеловечным законам» (3, с. 83). Однако осуждать героиню рассказа за то, что она утратила лучшие душевные качества, за ее решение похоронить мать вопреки многовековым традициям, по мнению исследовательницы, невозможно, так как Пашута - жертва жестокой жизни. По мысли Распутина, немало страдавшей женщине даровано высшее прощение.

Анализируя рассказы «Россия молодая», «В одном сибирском городе» и «В непогоду», в которых Распутин предупреждает читателя о грозящем человеческой цивилизации антропологическом кризисе не как отдаленном явлении, а как угрозе нашего времени, Ю.О. Васильева подчеркивает мысль писателя о том, что единственной возможностью предотвращения катастрофы, является возрождение человека.

Именно надежда на возрождение человека, по мнению исследовательницы, акцентирована в поздней прозе Распутина.

Это мнение разделяют И.А. Митрофанова и О.А. Старовойтова: «Новая художественная концепция Распутина заключалась предположительно в следующем: человек жестко детерминирован окружающим миром, поэтому, задавая для героев катастрофические обстоятельства, писатель создавал образы сильных в нравственном и трудовом смысле, не поддающихся губительным внешним воздействиям людей. Новый герой - самостоятельная личность, черпающая силы для активного вмешательства в окружающую жизнь из самой себя - обыгрывается в образах Сени Позднякова, бабки Натальи, Агафьи, Алеши Коренева, Пашуты, в образах старух, женщин, мужчин разного возраста и социального статуса. Изобретательные сюжеты давали писателю возможность в мире каждого рассказа воссоздавать подлинную, реальную жизнь

и одновременно утверждать утраченный идеал человеческой жизни на Земле. Рассмотрение всех рассказов в целом как живой системы позволяет выявить многоплановый комплекс авторских тем и идей: отношение к семье, к женщине, к воспитанию детей, способность современного человека к самообеспечивающему созидательному труду, к духовной жизни, к активному волевому противостоянию злу» (4, с. 146-147).

Список литературы

1. Бадуева Г.Ц. Две судьбы в рассказе В. Распутина «Женский разговор» // Валентин Распутин. Правда памяти: материалы Всерос. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения писателя. Иркутск, 28 сент. - 2 окт. 2017 г. / [отв. ред. В.Я. Иванова]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. - С. 52-58.

2. Барко К.А. Раскол общественного сознания в рассказе В.Г. Распутина «Нежданно-негаданно» // Евразийская интеграция: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Армавир: АГПУ, 2017. - С. 6-8.

3. Васильева Ю.О. Мотив саморазрушения человека в рассказах В. Распутина 1990-2000-х годов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - Саратов, 2018. - Т. 18, вып. 1. - С. 81-86.

4. Митрофанова И.А., Старовойтова О.А. Художественно-эстетический потенциал малой прозы В.Г. Распутина // Актуальные проблемы и перспективы русистики: материалы по итогам Международной конференции русистов в Барселонском университете, МКР-Барселона, 2018. - Барселона, 2018. - С. 137148.

2019.04.026. Т.Г. ЮРЧЕНКО. «ВСЕ МОИ КНИГИ - ЭТО ОТНОШЕНИЕ ТОЛЬКО С ТЕКСТОМ»: О ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА СОРОКИНА. ЧАСТЬ 2: ПОЗДНИЙ СОРОКИН. (Статья)1.

Ключевые слова: В.Г. Сорокин; постмодернизм; футуроло-гический прогноз; историзм; телесность языка; материализация метафор.

Публикация в 2002 г. романа «Лед» обозначила в творчестве Сорокина, полагает Д. Уффельманн2, начало нового этапа, отме-

1 Окончание. Начало см.: Социальные и гуманитарные науки. Серия 7. Отечественное и зарубежное литературоведение: РЖ. - М.: ИНИОН, 2019. - № 3. -с.162-168.

2 Уффельманн Д. «Лед тронулся»: пересекающиеся периоды в творчестве Владимира Сорокина (от материализации метафор к фантастическому субстан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.