Научная статья на тему 'Мотивирующие возможности учебника, изданного во Франции в рамках организации современного коммуникативного процесса'

Мотивирующие возможности учебника, изданного во Франции в рамках организации современного коммуникативного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивирующие возможности учебника, изданного во Франции в рамках организации современного коммуникативного процесса»

Инновации за рубежом

МОТИВИРУЮЩИЕ возможности УЧЕБНИКА, ИЗДАННОГО ВО ФРАНЦИИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КОММУНИКАТИВНОГ О ПРОЦЕССА

F..A. Ворогнева

Vorotneva Г..A. The motivating possibilities of the textbook published in France in the framework of organizing the modern eommunieation process. The author brings up the problem of choice of a manual for the -.tudv of a foreign language taking into consideration its motivating possibilities for students. For ihis purpose one of the French language manuals published in France was analv/ed. In the framework of the analysis the following parameters of revealing the motivating possibilities of the I I1 were considered: the content of texts and exercises, grammar, design, the content of KMC. which the author regards as the basic ones

Па современном этапе одной из самых важных и насущных проблем в мотивации обучения иностранным языкам (ИЯ) является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий. Определяя своей целью организацию современного коммуникативного процесса, при выборе учебного пособия следует обратить внимание на то, насколько данный учебник стимулирует интерес к изучению нового языка и культуры, т. е. насколько он способствует созданию мотивации учащихся в обучении иностранному языку.

В настоящее время на российском рынке наряду с отечественными появилось много зарубежных учебных материалов, в частности учебников и учебных пособий по французскому языку. Они находят все более широкое распространение в силу следующих качеств: коммуникативной направленности, соответствия международным стандартам, большого количества аутентичных материалов и прекрасной полиграфии [1J. И самым важным качеством в рамках рассматриваемой нами проблемы является постоянная забота французских авторов о мотивации обучения. Все это можно отметить как положительный фактор, гак как появление альтернативных учебников дает учителю возможность выбора, способствует реализации ею т ворческого потенциала.

Гак. важным критерием при выборе учебного пособия в рамках организации современного коммуникативною процесса, на Haut взгляд, является: насколько данный учебник способствует созданию интереса учащихся к изучению ИЯ, коммуникативной мотивированности учебного процесса, т. е.

насколько он решает проблему мотивации в обучении ИЯ.

Таким образом, данное обстоятельство послужило основанием для анализа изданного во Франции учебника французского языка как иностранного с целью выявления его особенностей с точки зрения создания мотивации учения. В качестве анализируемого был выбран учебно-методический курс (УМК) «Fréquence Jeunes» (5: 6].

По мнению учителей, работающих с методикой «Fréquence Jeunes», через весь учебник проходит изобретательно представленная, развернутая история французских ровесников. что является побудительным мотивом к знакомству с образом жизни французских учащихся средствами французского языка. Методическими достоинствами «Fréquence Jeunes» является ориентация на активное овладение учащимися различными типами мотивированной речи в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Все жанры дискурса максимально аутентичны, что обеспечивает возможность приобщиться к речевому узусу французов, в том числе и к образцам подросткового речетворчества [2].

Авторы методики «Fréquence Jeunes» считают, что только учитель может нацелить учащихся на учение, создав атмосферу доверия и понимания на уроке; только эмоциональный климат на уроке является наилучшим средством создания мотивации учения школьников. Гак. по мнению G. Capelle и N. Gidon, именно учебник может и должен помочь в создании этою климата, вызывая любопытство учащихся, помогая им раскрыть для себя, что их пристрастия и вкусы разделяются молодежью других стран, что

они имеют те же проблемы в отношениях, те же занятия и те же устремления.

С другой стороны, авторы французской методики называют следующие цели обучения: лингвистические и коммуникативные; культурные, межкультурные и гуманистические: формирующие. Для того чтобы реализовать данные цели обучения УМК «Fréquence Jeunes» использует всевозможные подходы. Вот почему в учебнике представлены смешанные методики, нацеливающие на когнитивные подходы, концептуализацию в грамматике, общие подходы в чтении, методы раскрытия и решения проблем, а также методы систематизации и автоматизации [4].

Так. в рамках анализа французского учебника основной целью являегся рассмотрение в нем некоторых параметров выявления ею мотивирующих возможностей, прежде всею состава текстов и упражнений (заданий) учебника как основы поддержания интереса к учению. Важным для выявления мотивирующей силы учебника представляется также рассмотрение грамматики, оформления учебника, состава УМК.

Поскольку важным требованием к построению учебника иностранною языка (УИЯ) с точки зрения его мотивирующих возможностей является соотношение текстовых и нетекстовых компонентов, то нами был проведен анализ рассматриваемого учебника в плане соотношения его структурных элементов. Его результаты представлены в обобщенном виде в таблице 1.

Таблица I

Соотношение структурных элементов на страницах учебника(%)

Компоненты структуры УИЯ «Fréquence Jeunes»

Тексты 33,3

Упражнения 34.0

Нетекстовые компоненты Иллюстративный материал 32.7

Итого 66.7

Интерпретация полученных данных свидетельствует о том. что своеобразие французского учебника заключается в резком

увеличении доли иллюстративного материала. а известно, что иллюстративный материал пробуждает и поддерживает интерес к учению, задействует мотивационную сферу. В качестве центрального компонента УИЯ французские создатели выделили нетекстовые компоненты. Но для выявления мотивирующей способности УИЯ важным представляется рассмотрение как текстов, так и упражнений.

Так, рассматривая тексты в зарубежном учебнике, для выявления его мотивирующей силы наибольший интерес представляет наличие в нем аутентичных текстов, поскольку многие исследователи отмечают необходимость использования аутентичных материалов в обучении ИЯ. Использование аутентичных материалов, отражающих реальный мир носителей языка, создает атмосферу сопричастности. вызывает интерес и способствует мотивации в изучении французского языка.

Требование аутентичности может рассматриваться с двух позиций: аутентичности формы / структуры текста и аутентичности содержания / языка.

Что касается содержательной аутентичности, го можно сказать, что тексты учебника «Fréquence Jeunes» преимущественно аутентичные. характеризующиеся разнообразной тематикой, естественностью описываемой ситуации, отражением национально-культурной специфики Франции, информативностью и способностью вызывать у обучаемых заинтересованность и аутентичную эмоциональную реакцию.

Авторы французского учебника используют больше методически аутентичные тексты. т. е. тексты, составленные авторами учебника с учетом всех параметров аутентичного речевою произведения и, одновременно, методических требований к нему |3). В данном учебнике присутствуют также и произведения известных французских авторов. но не классических, а современных, преимущественно комиков и сказочников (A. C'hédid, С. Debrieu. R. Devos, В. Friot, P. Gripari и др.).

Что касается аутентичности формы / структуры текста, то, безусловно, тексты учебника, изданного во Франции, являются аутентичными. Это связано с их высокой

информативностью, содержательной и формальной целостностью и прочными логико-грамматическими связями между его составляющими.

Гак. необходимо подчеркнуть, что в методике «Fréquence Jeunes» много текстов занимательного. фантастического, юмористического характера, что положительно сказывается. на наш взгляд, на мотивации учащихся. Можно отметить жанровое разнообразие текстов данного учебника. Есть здесь и рассказы. и новеллы, и сказки, и интервью, и сценарии, а также тексты научно-познавательного характера. Например:

Un conte de Bernard Friot «Télévision».

Extrait du scénario du film de l.ouis Malle «Au revoir les enfants».

Nouvelle inédite de Claude Debricu «Il faut sauver les mésanges bleues».

Что касается тематики текстов во французском учебнике, то она достаточно разнообразна и интересна учащимся, что является важным критерием при выявлении мотивирующей силы УИЯ. Тематика текстов направлена на интересы современных школьников и касается их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, их увлечений и пристрастий, проблем и способов их решения. что вызывает интерес и любопытство учащихся при работе с учебником.

Важным моментом при рассмотрении тематики текстов с точки зрения повышения мотивации учащихся является включение в учебник «Fréquence Jeunes» текстов на такие современные, разнообразные темы, интересующие сегодняшнюю молодежь, как виртуальная реальность, роботы, наследственность. герои комиксов и другие. Данное утверждение подкрепляется мнением самих школьников, которые именно эти тексты перечисляют среди понравившихся им: «Concours de robots», «La réalité virtuelle», «Comprendre l'hérédité».

Значительным достоинством текстов в учебнике «Fréquence Jeunes» с точки зрения мотивации учащихся представляется преимущественная их подача от первою лица или нацеленность на читателя, привлечение внимания учащихся с помощью, например, постановки риторических вопросов в тексте, т. е. речь идет о реактивной аутентичности текста, которая играет важную роль при по-

вышении мотивации и интереса к материалу. В качестве примера можно взять отрывок из текста «La rue des guitares»:

Victor Massé, vous connaissez? Non, bien sûr. Et pourtant c'était un musicien célèbre au XIX siècle. La preuve? Une rue porte son nom à Paris, au pied de la butte Montmartre. Vous savez, c'est sur cette butte que se trouve le Sa-cré-Coeur. Mais attention! Ce n'est pas n'importe quelle rue. De nombreux marchands d'instruments de musique l'ont choisie pour y installer leurs magasins. Pourquoi? Allez savoir. En tout cas. depuis qu'ils sont là, elle est devenue «la rue des guitares».

Важно также отметить преобладание в учебнике «Fréquence Jeunes» проблемного, критического способа изложения материала, что активизирует развитие речевых умений учащихся и. как следствие, повышает их мотивацию в обучении ИЯ. Даже заголовки текстов нося г проблемный характер, что заставляет учащихся задуматься, повышает их интерес к предлагаемому тексту, а следовательно. и к изучению французского языка: ведь понять смысл данных заг оловков можно лишь ознакомившись с содержанием текстов. Например:

- Quand on veut, on peut! (Рассказ чемпионки по фигурному катанию о себе и своей жизни).

- La science: méfiance? (Размышления о науке, которая может вылечивать болезни и создавать атомные бомбы).

- Espoirs et déceptions. (Мнения молодых. которые получили первый профессиональный опыт).

Следующим компонентом, на который необходимо обратить внимание, исследуя вопрос особенностей зарубежною учебника с точки зрения его мотивирующих возможностей для учащихся, являются задания (упражнения) к тексту.

Важно, на наш взгляд, чтобы задания к тексту были по возможности аутентичными, поскольку задание, сформулированное соответствующим образом, может придать более мотивированный, естественный характер работе с самым простым текстом.

УМК «Fréquence Jeunes» включает в себя достаточно упражнений, стимулирующих взаимодействие с текстом, основанных на операциях, которые совершаются во вне-

учебной среде при работе с источниками информации. Часто с этой целью в укачанном нами учебнике используется догадка, которая является аутентичным коммуникативным действием, к которому мы прибегаем в повседневном общении. Приведем примеры аутентичных заданий в у чебнике «Fréquence Jeunes»:

Prenez position! Dites à votre voisin(e) vos opinions sur les vêtements à la mode, ou tout autre sujet de votre choix, et justifiez-les. Votre voisin(e) les approuve ou les contredit.

- Exprimez vos désires. Vous habitez une ville qui n'a pas de lieu de rencontre pour les jeunes. Vous écrivez, au maire en lui indiquant vos propositions (création d'un lieu).

Imaginez que Julien raconte dans une lettre à ses parents l'aventure qu'il vient de vivre avec Bonnet. Écrivez son texte.

Devinez. Cherchez les mots de sens équivalent dans le texte.

Vous vous en souvenez! Pour moderniser le quartier on a dû détruire la rue des Guitares. Vous racontez à un(e) ami(e) en quelques lignes ce que c'était.

Важно отметить, что задания (упражнения) в учебнике четко сформулированы, что положительно влияет на мотивацию учащихся при обучении иностранному языку.

Соглашаясь с тем, что в настоящее время одним из значительных резервов повышения мотивации учащихся в обучении ИЯ является работа с упражнениями учебника, ориентированными на индивидуальные особенности учащихся, т. с. подход к упражнениям учебника с позиции индивидуализации, необходимо указать, что варианты упражнений во французском учебнике ИЯ различны.

Важно также отметить, что предлагаемые в учебнике упражнения составлены так. чтобы все учащиеся независимо от различий в коммуникативно-речевой реакции (например. на аудитивно-вербальные или визуально-вербальные стимулы) совершенствовали бы свои умения и навыки в основных видах учебной деятельности, что способствует повышению мотивации учащихся в обучении французскому языку. Именно поэтому в учебник включены различные упражнения: устные и письменные, упражнения на имитацию по образцу и образование аналогий и т. п. Например:

- Écoutez le début des phrases et terminez-les avec les expressions suivantes au gérondif.

- Imaginez que Julien raconte dans une lettre à ses parents l'aventure qu'il vient de vivre avec Bonnet. Écrivez, son texte.

- Prouvez dans le texte les phrases de sens équivalent.

Анализируя упражнения учебника с точки зрения их мотивирующих возможностей, мы обратили внимание также на их содержательный потенциал. Думается, что содержательный аспект упражнений в рассматриваемом нами учебнике французского языка достаточно широк; в пределах одной относительно большой темы предлагаются несколько отдельных факультативно-обязательных подтем. 'Это имеет большое значение, поскольку, если все учащиеся включаются в учебное общение, то зачастую индивидуальный подход позволяет стимулировать их коммуникативные мотивы, т. с. создает коммуникативную мотивацию.

Важным моментом при рассмотрении упражнений учебника в рамках вопроса о мотивации учащихся в обучении ИЯ является выявление роли заданий творческого характера. поскольку существует прямая зависимость между у ровнем мотивации учения и творческой активностью учащихся. Решение проблемы творческих упражнений предполагает повышение роли продуктивных упражнений в обучении языку, а также усиление значения проблемных упражнений.

Так, анализируя учебник французского языка G. Capelle, N. Gidon «Fréquence Jeunes», мы пришли к выводу, что в нем преобладают задания творческого характера, а также он содержит достаточно большое количество продуктивных и проблемных упражнений, что способствует повышению мотивации учащихся в обучении французскому языку. Например:

Réfléchissez. Qu'est-ce qui prouve que les Bretons sont très attachés à leur pays et à leurs traditions?

- Chaque événement a une conséquence qui est ensuite la cause d'un autre événement. Trouvez la conséquence des événements suivants.

- Contredisez! Dans les opinions données, trouvez des actes de parole de sens opposé à celui des expressions suivantes.

- Organisez un débat. Une moitié de la classe choisit de soutenir l'idée qu'il faut apprendre au moins deux langues étrangères à l'école: l'autre moitié défend l'opinion contraire.

Следующим важным компонентом, требующим рассмотрения в рамках анализа типологических особенностей учебника с точки зрения выявления его мотивирующих возможностей, является грамматика.

Так. подвергая анализу грамматику в зарубежном учебнике для выявления его мотивирующей силы, можно сказать, что наибольшее значение имеет то. каким образом она представлена.

Необходимо отметить, что в рассматриваемом нами учебнике грамматика вынесена в отдельные разделы, подастся определенными порциями, что говорит о том, что она систематизирована. Систематизации учебного материала способствует также его циклическое распределение в учебнике, возвращение к пройденному материалу на более высоком уровне, что находит отражение в учебниках (i. Capelle. N. Gidon. и что благотворно влияет на повышение мотивации учащихся в обучении ИЯ.

Необходимо отметить также, что в учебнике «Fréquence Jeunes» грамматика рассматривается только тогда, когда смысл диалога или сопутствующих текстов (письма, отрывки из газет) понят. 'Это не грамматическое объяснение (и произведенный в уме перевод), которое должно служить средством к пониманию того, что происходит, а понимание ситуации, которая должна служить опорой дальнейшему анализу форм |4].

Концепция подачи грамматики в учебнике. изданном во Франции, заключается в поиске примеров в уже понятом тексте, а в случае необходимости, дополнительных принтеров и в их анализе. Учитель управляет анализом с помощью вопросов. Таким образом. учащиеся все вместе отыскивают закономерности и существенные различия форм с целью раскрыть функционирование всей системы. Думается, что данная концепция французских авторов, направленная на самостоятельную работу учащихся, способствует повышению их мотивации в обучении ИЯ.

Что касается визуализации грамматических структур, которая является важным компонентом при рассмотрении грамматики

с точки зрения ее мотивирующей функции в обучении французскому языку, то нужно сказать, что она явно проявляется в учебнике «Fréquence Jeunes». В данном учебнике используются графические, шрифтовые, цветовые выделения; различные символы, схемы, таблицы, картинки, что играет огромную роль в повышении мотивации учащихся в усвоении грамматических явлений.

Также используются много игр и необычных стимулов для работы над грамматикой. что делает данный учебник довольно привлекательным с точки зрения мотивации учащихся в обучении ИЯ. Например: Trouvez le trésor.

Chaque élève dessine un itinéraire compliqué pour atteindre un trésor caché (dans une boite aux lettres, sous une voiture, dans tout autre lieu de son choix...).

Son voisin/sa voisine lui pose des questions: «Il faut aller tout droit/tourner à droite..?»

L'élève ne répond que par «oui» ou «non». Lorsque son voisin/sa voisine est près du but. il doit dire: «Tu brûles».

Rapportez leur conversation.

Rapportez la conversation entre les deux chaussures au sty le indirect.

Un soir, Tina dit à Nicolas:

- Je sens ma semelle qui devient fine, fine! Je vais bientôt être percée!

Ne fais pas ça, dit Nicolas. Si on nous jette, nous allons encore être séparés!

Je le sais bien, dit Tina, mais que faire? Je ne peux pas m'empêcher de vieillir!..

- Qu'allons-nous devenir? demanda Nicolas.

Je ne sais pas. dit Tina. Si seulement

j'étais sûre de ne jamais te quitter!

- Approche-toi. dit Nicolas, et prends ma bride avec la tienne. De cette façon nous ne serons pas séparés.

Следующим важным компонентом при рассмотрении типологических особенностей отечественного и изданного во Франции учебников французского языка в рамках вопроса повышения мотивации учащихся средствами учебника является его оформление.

Вез сомнения, учебник «Fréquence Jeunes» имеет в целом современный дизайн, а его красочное оформление привлекательно как для учителя, гак и для учащихся, что способствует повышению мотивации уча-

щихся в работе с данным учебником, а значит и для обучения ИЯ в целом.

Необходимо отметить также жанровое разнообразие иллюстративного материала учебника «Fréquence Jeunes». Помимо картинок, фото1 рафий, рисунков, таблиц, которые раньше считались основными элементами оформления, французский учебник широко использует карикатуры, коллажи, комиксы, графики, схемы, статистические выкладки, символические иллюстрации, шрифтовые и цветовые выделения, что, без сомнения, положительно влияет на возникновение и повышение мотивации учащихся в обучении французскому языку.

Для выявления типологических особенностей отечественного и французского учебников ИЯ с точки зрения их мотивирующих возможностей значительную роль играет также состав УМК.

В УМК «Fréquence Jeunes» входит пять составляющих: книга для учащихся, тетрадь с упражнениями, кассета для индивидуальной тренировки, книга для учителя и две кассеты для занятий в классе. Так. французские авторы широко использовали обучающие возможности средств обучения, что. несомненно, положительно сказывается на мотивации школьников. Думается, что состав УМК «Fréquence Jeunes» целесообразен и оптимален, и. как показывает практика, все средства обучения, входящие в нею. интересны учащимся. а значит, состав УМК «Fréquence Jeunes» способствует повышению мотивации учащихся в обучении ИЯ.

Таким образом, учебник французского языка, изданный во Франции. «Fréquence Jeunes» способствует повышению мотивации учащихся в обучении французскому языку благодаря нацеленности учебника на учащихся. что выражается в интересной, эмоционально окрашенной, развлекательной тематике текстов, в использовании игр и необычных стимулов для работы над грамматикой; благодаря активизации развития речевых умений, что достигается критическим способом подачи материала: благодаря коммуникативной направленности: стимулированию мышления: а также визуализации грамматических структур; красочному оформлению; жанровому разнообразию иллюстративною материала; целесообразности и оптимальности состава УМК.

1. БаОикова ЕС. Почему следует использовать при обучении немецкому языку отечественные учебники//ИЯШ. 2000. № I.

2. Мишин И.Ф. Аутентичные учебные пособия в обучении французскому языку // Иностранные языки в современной социокультурной ситуации. (Описание. Преподавание.) Воронеж, 1999.

3. Носонович Е.В.. Мшьруд Р.П. Параметры аутентичною учебного текста // ИЯШ. 1999. № I.

4. Capelle G.. Gidon N. «Fréquence Jeunes». Méthode de français pour jeunes adolescents sur 3 niveaux - guide du professeur. Hachette, 1994.

5. Capelle G., Cavalli M., Gidon N. «Fréquence Jeunes». Méthode de français. Hachene, 1995.

6. Capelle G.. Gidon N. «Fréquence Jeunes». Cahier d'exercices. Hachette. 1995.

11оступила в редакцию 11.01.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.