Научная статья на тему 'МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ МАКРОКОНЦЕПТА УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК'

МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ МАКРОКОНЦЕПТА УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / СТЕПЕНЬ АКТУАЛИЗАЦИИ МОТИВИРУЮЩЕГО ПРИЗНАКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юрченко Марина Геннадьевна

Проанализированы словарные статьи учитель, ученик, учить, неуч, наука, представленные в этимологических и толковых словарях русского языка, с целью выявления и описания мотивирующих признаков макроконцепта учитель / ученик. Цель - определить и описать мотивирующие признаки макрокоцепта учитель / ученик по методологии концептуального анализа структуры ментального образования, предложенной М. В. Пименовой. В статье использованы методы концептуального анализа, описательный и интерпретативный методы. Проанализировано пятнадцать этимологических словарей и дискурсивный материал Национального корпуса русского языка. Выявлено 46 мотивирующих признаков исследуемого макроконцепта, указывающих на долгий период его развития, которые объединены в 13 блоков. 1. Результаты познавательной деятельности: знания; умения; навыки; взгляды; опыт. 2. Процесс и результат обучения: обучать; наставлять; преподавать; внушать; обогащать; приобретать; поучать; научить; изучать; учиться; учебный. 3. Способы обучения: наставление; обучение. 4. Способ запоминания: твердить; приучаться; привыкнуть; свыкнуться. 5. Участники образовательного процесса: учитель(ница); ученик(ница); преподаватель, глава учения; обучаемый; наставник; воспитатель(ница); клирик; новоук. 6. Способ поведения: обычай. 7. Приверженность: почитатель, поклонник, последователь. 8. Насильственные способы обучения: бить, наказывать, заставлять. 9. Наука: наука; ученый; учение. 10. Учебные заведения: школа; училище. 11. Усилие: стараться. 12. Доверие: доверять. 13. Учебная деятельность: обучение; научение; учеба; урок; выучка; учебник; выучиться. В ходе развития макроконцепта учитель / ученик произошло незначительное сужение мотивирующих признаков, сохранивших свою актуальность и ставших понятийными признаками. Из 46 мотивирующих признаков в современной языковой картине мира сохранился 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF UCHITEL / UCHENIK (TEACHER / PUPIL): MOTIVATING SIGNS

The research was based on fifteen etymological and explanatory dictionaries of the Russian language and featured the motivating signs of the macroconcept uchitel / uchenik (teacher / pupil). Conceptual, descriptive, and interpretive analyses revealed 46 motivating signs, which indicates the long history of the macroconcept. The signs constituted thirteen blocks: 1. Results of cognitive activity (expertise, knowledge, skills, views, and experience). 2. The process and result of learning (teach, instruct, hold classes, inculcate, enrich, acquire, preach, train, study, memorize, learn). 3. Methods of teaching (instruction, teaching). 4. Method of memorization (repeat, get used to, get used, be adjusted to). 5. Participants of the educational process (teacher, student, lecturer, learner, mentor, educator), head of teaching, cleric, novice). 6. Mode of behavior (custom) 7. Commitment (admirer, fan, follower). 8. Violent ways of teaching (beat, punish, force). 9. Science (science, scientist, learning). 10. Educational institutions (school, college). 11. Effort (try). 12. Trust (trust). 13. Learning activity (learning, learning activity, studies, curricular, lesson, schooling, textbook). The signs grew less numerous with time: the contemporary Russian linguistic worldview contains only 41 out of the original 46.

Текст научной работы на тему «МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ МАКРОКОНЦЕПТА УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК»

https://doi.0rg/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

оригинальная статья

Мотивирующие признаки макроконцепта учитель /ученик

Марина Геннадьевна Юрченко

Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина, Киргизская Республика, г. Бишкек; https://orcid.org/0000-0002-7464-711Х; sidorova.marri@gmail.com

Поступила в редакцию 18.06.2021. Принята после рецензирования 23.07.2021. Принята в печать 26.07.2021.

Аннотация: Проанализированы словарные статьи учитель, ученик, учить, неуч, наука, представленные в этимологических и толковых словарях русского языка, с целью выявления и описания мотивирующих признаков макроконцепта учитель /ученик. Цель - определить и описать мотивирующие признаки макрокоцептаучитель /ученик по методологии концептуального анализа структуры ментального образования, предложенной М. В. Пименовой. В статье использованы методы концептуального анализа, описательный и интерпретативный методы. Проанализировано пятнадцать этимологических словарей и дискурсивный материал Национального корпуса русского языка. Выявлено 46 мотивирующих признаков исследуемого макроконцепта, указывающих на долгий период его развития, которые объединены в 13 блоков. 1. Результаты познавательной деятельности: знания; умения; навыки; взгляды; опыт. 2. Процесс и результат обучения: обучать; наставлять; преподавать; внушать; обогащать; приобретать; поучать; научить; изучать; учиться; учебный. 3. Способы обучения: наставление; обучение. 4. Способ запоминания: твердить; приучаться; привыкнуть; свыкнуться. 5. Участники образовательного процесса: учитель(ница); ученик(ница); преподаватель, глава учения; обучаемый; наставник; воспитатель(ница); клирик; новоук. 6. Способ поведения: обычай. 7. Приверженность: почитатель, поклонник, последователь. 8. Насильственные способы обучения: бить, наказывать, заставлять. 9. Наука: наука; ученый; учение. 10. Учебные заведения: школа; училище. 11. Усилие: стараться. 12. Доверие: доверять. 13. Учебная деятельность: обучение; научение; учеба; урок; выучка; учебник; выучиться. В ходе развития макроконцепта учитель / ученик произошло незначительное сужение мотивирующих признаков, сохранивших свою актуальность и ставших понятийными признаками. Из 46 мотивирующих признаков в современной языковой картине мира сохранился 41.

Ключевые слова: концепт, языковая картина мира, лингвокультурология, степень актуализации мотивирующего признака, Национальный корпус русского языка

Цитирование: Юрченко М. Г. Мотивирующие признаки макроконцепта учитель /ученик // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 847-854. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

Введение

В процессе мышления человек оперирует концептами и их особыми когнитивными классификаторами (признаками), сформированными на основе перцептивного образа [1, с. 9]. Теоретическую базу исследования составили труды по когнитивной лингвистике Н. Д. Арутюновой [2], А. П. Бабушкина [3], С. Г. Воркачева [4; 5], В. И. Карасика [6], В. В. Колесова [7-10], В. А. Масловой [11-13], М. В. Пименовой [14], Ю. С. Степанова [15; 16]. По определению В. В. Колесова, концепт - «зерно первосмысла, семантический "зародыш" слова - есть диалектическое единство потенциально возможных в явлении образов, значений и смыслов словесного знака как выражение непосредственной сущности бытия в неопределенной сфере сознания» [10, с. 51]. Научные школы, занимающиеся концептуальными исследованиями, по-разному трактуют термин концепт. В данной работе мы руководствуемся идеями Санкт-Петербургско-Кемеровской школы концептуальных исследований, а именно научным подходом профессора М. В. Пименовой [17-20].

Цель статьи - определить и описать мотивирующие признаки макрокоцепта учитель /ученик по методологии

концептуального анализа структуры ментального образования, предложенной М. В. Пименовой. Вслед за М. В. Пименовой под макроконцептом понимается «сложное ментальное образование, связанное с концептами, входящими в его структуру, родо-видовыми отношениями» [20, с. 131]. Исследование структуры концепта начинается с изучения мотивирующих признаков. «Мотивирующим называется такой признак, который послужил основанием для именования некоего фрагмента мира, это внутренняя форма слова» [21, с. 18]. «Внутренняя форма - закон и путь развития, движение, заложенное в слове, динамизм, который отображает динамизм, присущий мысли и деятельности человеческого духа» [22, с. 45].

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью макроконцепта учитель / ученик [23-25].

В статье использованы метод концептуального анализа, описательный и интерпретативный методы. Проанализировано пятнадцать этимологических словарей и дискурсивный материал Национального корпуса русского языка1 (нКРЯ).

1 НКРЯ. Режим доступа: www.ruscorpora.ru (дата обращения: 14.06.2021).

© 2021. Авгор(ы). Огатья распространяется на условиях международной лицензии СС БУ 4.0

847

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

Мотивирующие признаки макроконцепта учитель / ученик в этимологических и историко-этимологиче-ских словарях русского языка

Для определения мотивирующих признаков было проанализировано пятнадцать этимологических и историко-этимологических словарей русского языка. Материал словарей дает возможность выявить мотивирующие признаки. В ходе анализа было выявлено 46 признаков макроконцепта учитель/ученик (табл.). Большое количество мотивирующих признаков указает на то, что концепт прошел долгий период развития. «Чем древнее слово, тем больше мотивирующих признаков у концепта» [21, с. 19].

Наиболее часто репрезентируемой формой макроконцепта оказался глагол учить (учити). Количество выделяемых мотивирующих признаков очень разнится, от одного (в словарях А. В. Семенова2 и А. Ситникова3) до шестнадцати (в словаре Н. В. Горяева4). В словарях П. Я. Черных5 и И. И. Срезневского6 определяется по четырнадцать признаков. Полного набора мотивирующих признаков не представлено ни в одном из словарей.

Как пишет Г. П. Цыганенко7, современное слово учить развилось из древнерусского учити (Х-Х1 вв.). С ним согласны П. Я. Черных, М. Фасмер8 и А. В. Семенов. Авторы сравнительных этимологических словарей Н. В. Горяев и Ф. С. Шимкевич9 видят корни слова учить в сербском языке, выраженные формой учити. В большинстве словарных статей отмечается, что слово учить восходит к древнерусской форме существительногоукъ (учение / наука). В своем труде «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневский уделяет особое внимание формам слова с корнем -ук- и видит в нем древнерусскую природу. Словарь датирован 1912 г. и имеет словарные статьи учитель (первое упоминание 1704 г.), учительница, ученик, учиться, училище, ученый, учение, учительский, учительнический, учительство, учить.

Автор этимологического словаря тюркских языков Э. В. Севортян10 рассматривает основу ук в отдельной словарной статье и выделяет такие значения, как научиться чему-либо (уйг), вникать в сущность (ккал), усваивать

(ккал), осмыслять (каз.), брать в толк (уз). Очевидно, мы имеем дело с очень древней формой, которая восходит к еще не разделенному состоянию русского и тюркских языков. Ук по-тюркски - слушать (окуу - ученик; оку-учу - учить).

Неожиданное развитие значения слова учить с негативной коннотацией показывает словарь А. К. Шапошникова с пометкой устар., прост.: бить, наказывать, заставлять11. В словарной статье он отмечает, что форма учити была заменена на форму учить в 1731 г. Однако здесь же он отмечает еще две, более поздние даты - 1762 и 1771 г., значит, форма учити еще долго была в употреблении.

Мотивирующие признаки макроконцепта учитель / ученик можно представить в виде 13 блоков:

1. Результаты познавательной деятельности: знания; умения; навыки; взгляды; опыт.

2. Процесс и результат обучения: изучать; выучиться; учиться, а также глаголы, характеризующие процесс передачи знаний / умений / навыков: обучать; наставлять; преподавать; внушать; обогащать; приобретать; поучать; научить.

3. Способы обучения: наставление; обучение.

4. Способ запоминания: твердить; приучаться; привыкнуть; свыкнуться.

5. Участники образовательного процесса: учитель (ница); ученик(ница); преподаватель, глава учения; обучаемый; наставник; воспитатель(ница); клирик; новоук.

6. Способ поведения: обычай.

7. Приверженность: почитатель, поклонник, последователь.

8. Насильственный способы обучения: бить, наказывать, заставлять.

9. Наука: наука; ученый; учение.

10. Учебные заведения: школа; училище.

11. Усилие: стараться.

12. Доверие: доверять.

13. Учебная деятельность: обучение; научение; учеба;

учебный; урок; выучка; учебник.

2 Учить // Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. М.: ЮНВЕС, 2003. Режим доступа: ЬИ:р8://1ех1со^арЬу.оп1те/е1уто1о§;у/ 8етуопоу/у/учить (дата обращения: 14.06.2021).

3 Ситников А. Этимологический словарь русского языка. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 240 с. Режим доступа: ЬИ:р://гш-уа7.шу.ш^ос/^С:юпагу/ etymo1ogica1/fc/s1ovar-211.htm#zag-4288 (дата обращения: 14.06.2021).

4 Горяев Н. В. Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис: Тип. Канц. главнонач. гражд. частью на Кавказе, 1896. С. 390.

5 Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2: Панцирь-Ящур. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1999. С. 297.

6 Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3: А-К. СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесн. Имп. АН, 1912. 1684 стб.+272 стб.+13 с.

7 Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: более 5000 слов. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Радянська школа, 1989. С. 456.

8 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 2-е изд., стереотип. М.: Прогресс, 1987. Т. 4. С. 179.

9 Шимкевич Ф. С. Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками: удостоен Демидовской премии. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1842. С. 103.

10 Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. М.: Наука, 1974. С. 584.

11 Этимологический словарь современного русского языка / сост. А. К. Шапошников. М.: Флинта; Наука, 2010. Т. 2. С. 470.

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

Табл. Мотивирующие признаки макроконцепта учитель /ученик, репрезентированного словами укъ, учити, учить, наука, неуч Tab. Motivating signs of the teacher / student macro concept, represented by the words uk, teach, teach, science, ignoramus

№ Признак Горяев Н. В. Крылов Г. А.12 Преображенский А. Г.13 Фасмер М. Цыганенко Г. П. Черных П. Я. Шанский Н. М.14 Успенский Л. В. Семенов А. В. Ситников А. 1 . А н и к и н < Срезневский И. И. Шимкевич Ф. С. Шапошников А. К. Свиридова М. Н.16

1 (давать / передавать) знания - - - - + + + -

2 (передавать) навыки + - - - + + + + -

3 (давать / передавать) опыт - - - - + - - - - - - - - + -

4 умения - - - - - + - - - - - - - - -

5 обогащать - - - - + - - - - - - - - - -

6 наставление - - - - + - - - - - - - - - -

7 обучать + - - - + - - - - - - + - - -

8 наставлять - - - - + + + + + -

9 преподавать

10 преподаватель / глава учения + -

11 наставник + -

12 приобретать - - - - + - - - - - - - - - -

13 (об)учение - - - + + + + - + + - + + + -

14 обучаемый - - - - - - - - - - - + - - -

15 приучать(ся) + - - - - + +

16 (при)выкнуть + - - + - + + - - - - + - - -

17 наука + - - + - + + - - - - - + - -

18 отданный в науку - - - - - - - - - - - + - - -

19 клирик - - - - - - - - - - - + - - -

20 почитатель / поклонник / последователь - - - - - - - - - - - + - - -

21 внушать - - - - - + - - - - - - - - -

22 ученый + - - - - + - - - - - - + - -

23 учитель(ница) + - - - - + - - - - + + - - -

24 ученик(ца) + - - - - + - - - - - - - - -

25 учеба + - - - - + - - - - - - - - -

26 доверять - - - - - + - - - - - - - - -

27 учебный +

28 учебник +

29 воспитатель(ница) +

30 училище + - - - - - - - - - - + - - -

31 школа - - - - - - - - - - - + - - -

32 новоук +

12 Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Полиграфуслуги, 2005. 432 с.

13 Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. Т-Я. М.: Изд-во АН СССР, 1949. 716 с.

14 Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа 2004. Режим доступа: Ьй:р8:// lexicog;raphy.online/etymology/shansky/у/учить (дата обращения: 14.06.2021).

15 Аникин А. Е. Этимологический словарь русских заимствований в языках Сибири. Новосибирск: Наука, 2003. 788 с.

16 Свиридова М. Н. Этимологический словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 512 с.

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

№ Признак Горяев Н. В. Крылов Г. А.12 Преображенский А. Г.13 Фасмер М. Цыганенко Г. П. Черных П. Я. Шанский Н. М.14 Успенский Л. В. Семенов А. В. Ситников А. 1 . А н и к и н < Срезневский И. И. Шимкевич Ф. С. Шапошников А. К. Свиридова М. Н.16

33 свыкнуться +

34 обычай +

35 поучать - - - - - - - - - - - + - - -

36 научить - - - - - - - - - - - + - - -

37 изучать - - - - - - - - - - - + - + -

38 урок(и) - - - - - - - - - - - - + - -

39 твердить + - +

40 стараться - - - - - - - - - - - - + - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 взгляды + -

42 выучка + -

43 научение + -

44 обучение + -

45 (вы)учиться - - - - - - - - - - + - - - -

46 бить / наказывать / заставлять - - - - + - - - - - - - - + -

Степень актуализации признаков в НКРЯ

Лидером по степени актуализации в НКРЯ стал признак ученик(ница), представленный 2052 случаями употребления: Павел Петрович ей родной дядя, но во время сеансов они только учитель и ученица (Ласкин А. Ангел, летящий на велосипеде). Также высока степень актуализации у признака школа - 1696 вхождений: Ей платили двести долларов в месяц, в то время как учителя в школе получали в десять раз меньше (Токарева В. Своя правда). Мотивирующий признак урок насчитывает немногим меньше - 618 случаев: Приносил со двора гильзы, а из школы дневники с хорошими и отличными отметками (правда, иногда учителя писали: «Был невнимателен на уроке») (Аксенов В. Звездный билет). Признак наука выражен 366 вхождениями: И очевидно, там преподавали самые лучшие учителя, профессора, доктора наук, это значит, что вам четыре или пять лет вдалбливалась наука о праве и о правде, наука о путях познания истины (Домбровский Ю. О. Факультет ненужных вещей).

Незначительное различие в количестве употреблений зафиксировано в корпусе у признаков училище (293 употребления): Пелагею Андреевну полюбил учитель местного церковно-приходского училища Умельников, - торопился Голубев закончить историю (Кучерская М. Тетя Мотя); учитель(ница) (252): Задолго до сентября у нас дома начали обсуждать, к кому из учителей меня записывать: обе учительницы не вызывали восхищения у мамы и дяди (Синявская З. Пазлы); знание (250): Лекции и семинары

служат своего рода сакральным ритуалом личного контакта учителя с учеником, передачей знаний «от сердца к сердцу» (Суриков В. Девятый вал деловой литературы); учебный (241): Подобное авторитарное отношение учителей к гимназистам подогревало в Альберте ненависть не столько к самому учебному заведению, сколько ко всему военному (Михайлин Р. Гений теории).

Далее степень актуальности мотивирующих признаков снижается, но все еще находится в пределах 140-204 единиц. Одно из ключевых слов современного образовательного процесса выражено признаком преподавать (204): А учителя знают, как не надо преподавать, а как надо, не знают (Любимов Б. Три главные темы в жизни - Церковь, литература и театр); наставник (198): Хотя бы и не двадцать, а сто тысяч, хотя бы один мильон прислали к нам в Сибирь учителей - мы бы ни на кого не поменяли бы тебя, наша наставница дорогая! (Залыгин С. Комиссия); преподаватель (179): Учителя были плохие, никто ничем не выделялся, за исключением преподавателя естественной истории, штатского генерала, насмешливого старика, материалиста и скептика (Газданов Г. А. Вечер у Клэр); обучение (165): Учитель стал экспериментировать и через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии (Виноградов С. Система Шаталова); воспитательница) (163): Наконец, и непослушание, этот бич учителей и воспитателей, имеющих дело с испорченными уже детьми, может быть исправляем путём психотерапии (Бехтерев В. М. Внушение и воспитание); стараться (140):

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

Настоящий учитель ведь старается вырастить не близкого себе, но равного (Пермяков А. Чтобы тьма не смогла переступить).

Далее по степени снижения: учебник (122): Да и учитель, способный квалифицированно выбрать самый подходящий в этом именно классе учебник, скорее исключение, чем правило (Привалов А. О сворачивании надежд); опыт (107): Сотрудники заповедника в экологической работе с детьми используют разнообразные формы педагогической деятельности и охотно поделились с московскими учителями своим опытом и результатами работы (Минина З. Б. Творческие мастерские); научить (98): При самых хороших условиях в школе, благих намерениях учителей было очень трудно научить этих детей литературе (Уткина А. Надежда Шапиро: «Я читала детям Бродского и говорила, что это - поэт Мартынов»); взгляды (97): Мне хотелось взять её на руки и вынести отсюда, но этикет требовал принятия даров, и мы, античные боги, сидели лицом к лицу, в анфас к учителям и баюкали друг друга взглядом (Демидов О. В. МММ); обучать (92): Варианты эти готовят учителя - или те, кто обучает учителей русскому языку (Прусс И. Сделайте мне красивше).

Интересно отметить, что выделяемые в словарях Г. П. Цыганенко и А. К. Шапошникова признаки насильственного обучения бить, наказывать, заставлять (71) ненамного отстают от таких признаков, как обучать (92) и научить (98).

Статистика по признаку почитатель, поклонник, последователь показывает снижение его актуальности и составляет 53 случая: Далее открылось существование картины В. Маковского «Ночлежный дом», на первом плане которой изображен учитель Левитана Саврасов, горький пьяница, расплачивавшийся за опохмельный постой у своих почитателей копией «Грачей» (число вариантов этой важной для русского пейзажа картины вряд ли сосчитано) (Иличевский А. Сдать Москву Родине). Средняя частотность характерна мотивирующим признакам изучать (51): Под вашим чутким руководством, Учитель, мы изучали навигационное оборудование боевого космического корабля шестого поколения Су-916М6 (Михненко П. Этикет); привыкнуть (44): Во взаимоотношениях с учителем таких детей также возникает масса проблем, так как они привыкли, что родители потакают практически каждому их желанию (Луговская А. Если ребенок боится ходить в школу).

Как показал анализ НКРЯ, мотивирующий признак навык, выделяемый в пяти словарях, имеет среднюю степень актуализации - 39 случаев: В местах, где даже учитель литературы должен был рубить дрова и посылать подальше местных работяг, - чтение было не нужным навыком, а обузой (Сальников А. Б. Петровы в гриппе и вокруг него). Признаки наставление (36): Ах да, - вспомнил учитель свое только что отзвучавшее наставление (Анчаров М. Самшитовый лес) - и умение (35): Нет надобности говорить, как много зависит внушающий элемент

в преподавании от самого учителя, от его авторитетности, умения влиять на учеников и своим примером и способом изложения (Бехтерев В. М. Внушение и воспитание) -занимают одинаковую позицию по степени актуальности.

В степень употребления от 21 до 27 вошли следующие признаки: внушать (27): После воодушевленных походов толпой в изостудию очень скоро с учителем осталась горстка, как он же внушал, «лучших из лучших» (Павлов О. Асистолия); обычай (26): Мы вспоминали наших учителей, давнишние проказы, общие у всех выпусков, знаменитые полковые анекдоты, обычаи (Шишкин М. Всех ожидает одна ночь); учеба (25): Если учитель начального звена не наладит дисциплину в первые недели учебы первоклашек, после толку не будет (Данилкина Л. Беляева из 3 «Б»); приобретать (21): Впрочем, большая часть учителей приобретает это качество в процессе жизни, и, если призадуматься, в данном факте нет ничего удивительного (Донцова Д. Уха из золотой рыбки).

От 12 до 17 употреблений: доверять (17): Вся их интеллигенция - терроризованный священник, нейтральный учитель и скрывающийся офицер - опасливо сторонились еще от участия в движении, не вполне доверяя его искренности и серьезности (Деникин А. И. Очерки русской смуты. Т. II. Борьба генерала Корнилова); твердить (17): Все дети с любопытством обратили на Алёшу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алёша, несмотря на то что вовсе накануне не твердил урока, смело встал с скамейки и подошёл к нему (Погорельский А. Черная курица); выучиться (14): Это мне вроде не сидится под крышей, отвык. - А учителя в школе выучились? У нас мясо просят (Екимов Б. Пастушья звезда); поучать (13): В работе сохранил характер и навыки учителя - больше поучает, разъясняет (Микоян А. Так было); научение (12): Понеже все шляхетство по должности звания наиболея во услугах государственных во отлучении домов своих пребывают, а дети под призрением матерей и холопей воспитываются, то многократно и добрым учителям в научении детей неразсудностью оных повреждается (Татищев В. Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах); наставлять (12): Но Налогов не пожелал быть учителем - наставлять «всякое дубье», и начал служить в казначействе (Успенский А. Переподготовка).

Менее 10 употреблений: приучаться (9): Учитель приучает детей ставить три точки, одна под другой на прямой линии и в одинаковом расстоянии (Ушинский К. Д. Родное слово); выучка (8): Кому до него дело, кроме бедных учителей, да разве двух, трех чадолюбивых родителей из числа сотен, отдающих свое детище на выучку в училище... (Лажечников И. И. Заметки для биографии Белинского); обучаемый (5): В одном классе учитель представил меня, не упустив при этом возможности проверить знания и развитие обучаемых (Минц Л. В поисках кельтов); обогащать (2): В каждом, даже самом глухом городке, есть охотники с высшим образованием, учителя, художники, инженеры,

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

наконец, люди и без образования, но с чрезвычайно тонким чувством природы следопыты, жаждущие общения с природой не для того, чтобы ее разрушить, а обогащать своим участием в ее творчестве (Пришвин М. М. Дневники); свыкнуться (1): Когда ученики свыкнутся съ отдельными движешями ногъ, они могутъ делать ихъ поочередно то, правой, то левой ногой, а затемъ делать ихъ безъ счета вслухъ (Попов В. А., Преображенский В. С. Бойскауты. Руководство самовоспитанш молодежи по системЬ «скаутингъ» сэра Роберта Баденъ-Поуэлля применительно къ условшмъ русской жизни и природы).

Заключение

Макроконцепт учитель /ученик как единица русской концептуальной картины мира постоянно меняется. Как показал анализ, не сохранили свою актуальность такие

когнитивные признаки, как глава учения, клирик, новоук и отданный в науку. В НКРЯ не найдено ни одного случая их актуализации на момент проведения исследования. Из 46 выделенных нами признаков в современной языковой картине мира представлено 42. Учитывая, что признак свыкнуться датирован источником 1917 г., можно говорить о 41 сохранившемся признаке. Это позволяет нам сделать вывод, что произошло незначительное сужение мотивирующих признаков макроконцепта учитель /ученик, сохранивших свою актуальность и ставших понятийными признаками.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

Литература

1. Арнаутова О. А. Реализация ядра концептуального пространства «учитель - учение - ученик» в русской лингво-культуре // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 10. С. 8-17.

2. Арутюнова Н. Д. Метафора в языке чувств // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека: 2-е изд., испр. М.: Яз. рус. культуры. 1999. С. 385-399.

3. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: ВГУ, 1996. 104 с.

4. Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2001. Т. 60. № 6. С. 47-58.

5. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.

6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

7. Колесов В. В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. С. 106-125.

8. Колесов В. В. Концепт культуры: образ - понятие - символ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 1992. № 3. С. 30-40.

9. Колесов В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции // Язык и этнический менталитет / отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1995. С. 13-24.

10. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб.: Юна, 2002. 448 с.

11. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Мн.: ТетраСистемс, 2004. 256 с.

12. Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997. 207 с.

13. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 202 с.

14. Пименова М. В. Методология концептуальных исследований // Вестник Кемеровского государственного университета. 2002. № 4. С. 100-105.

15. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985. 335 с.

16. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с.

17. Пименова М. В. Концептология на современном этапе (способы исследования концептуальных структур) // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 13-22. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2017-12-5-13-22

18. Маслова В. А., Пименова М. В. Коды лингвокультуры. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2018. 180 с.

19. Пименова М. В. Методика анализа и теоретические установки кемеровской школы концептуальных исследований // Науковий вкник Херсоньского державного ушверситету. Серiя «Лшгвктика». 2013. Вип. 18. С. 50-59.

20. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2. С. 127-131.

21. Пименова М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ. Кемерово: КемГУ, 2007. 500 с.

22. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта. 4-е изд. М.: URSS, 2009. 217 с.

23. Кабаченко Е. Г. Концепт «учитель» и «ученик» в сознании современных педагогов (образный компонент) // Лингвокультурология. 2009. № 3. С. 83-91.

BULLETIN

https://vestnik.kemsu.ru .DU J-iJ-iJ_i -L 11N Linguistics --Kemerovo State University -

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

24. Заречнева Е. Н. Экспериментальное исследование концепта «учитель»: лингвокультурный аспект // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 3. С. 52-56.

25. Исупов К. Г. Культурный концепт «учитель / ученик» на фоне русской «правды» // Диалог в образовании: посвящено профессору А. П. Валицкой. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 27-44.

original article

The Concept of Uchitel / Uchenik (Teacher / Pupil): Motivating Signs

Marina G. Iurchenko

B. Yeltsin Kyrgyz-Russian Slavic University, Kyrgyz Republic, Bishkek; https://orcid.org/0000-0002-7464-711X; sidorova.marri@gmail.com

Received 18 Jun 2021. Accepted after peer review 23 Jul 2021. Accepted 26 Jul 2021.

Abstract: The research was based on fifteen etymological and explanatory dictionaries of the Russian language and featured the motivating signs of the macroconcept uchitel/uchenik (teacher/pupil). Conceptual, descriptive, and interpretive analyses revealed 46 motivating signs, which indicates the long history of the macroconcept. The signs constituted thirteen blocks: 1. Results of cognitive activity (expertise, knowledge, skills, views, and experience). 2. The process and result of learning (teach, instruct, hold classes, inculcate, enrich, acquire, preach, train, study, memorize, learn). 3. Methods of teaching (instruction, teaching). 4. Method of memorization (repeat, get used to, get used, be adjusted to). 5. Participants of the educational process (teacher, student, lecturer, learner, mentor, educator), head of teaching, cleric, novice). 6. Mode of behavior (custom) 7. Commitment (admirer, fan, follower). 8. Violent ways of teaching (beat, punish, force). 9. Science (science, scientist, learning). 10. Educational institutions (school, college). 11. Effort (try). 12. Trust (trust). 13. Learning activity (learning, learning activity, studies, curricular, lesson, schooling, textbook). The signs grew less numerous with time: the contemporary Russian linguistic worldview contains only 41 out of the original 46.

Keywords: concept, linguistic worldview, linguacultural studies, actualization of the motivating feature, National corpus of the Russian language

Citation: Iurchenko M. G. The Concept of Uchitel / Uchenik (Teacher / Pupil): Motivating Signs. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, 23(3): 847-854. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

Conflict of interests: The author declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

References

1. Arnautova O. A. The realization of the core of conceptual area "uchitel - uchenie - uchenik" in the Russian linguoculture. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki, 2011, (10): 8-15. (In Russ.)

2. Aroutiounova N. D. Metaphor in the language of feelings. Language and the world of man, 2nd ed. Moscow: Iaz. rus. kultury, 1999, 385-399. (In Russ.)

3. Babushkin A. P. Types of concepts in the lexico-phraseological semantics of the language. Voronezh: VGU, 1996, 104. (In Russ.)

4. Vorkachev S. G. The concept of happiness: conceptual and figurative components. Izvestiia RAN. Seriia literatury i iazyka, 2001, 60(6): 47-58. (In Russ.)

5. Vorkachev S. G. Linguaculturology, linguistic personality, concept: the formation of an anthropocentric paradigm in linguistics. Philological Sciences, 2001, (1): 64-72. (In Russ.)

6. Karasik V. I. Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena, 2002, 477. (In Russ.)

7. Kolesov V. V. Reflection of the Russian mentality in the word. Man in the mirror of sciences. Leningrad: Izd-vo Leningr. un-ta, 1989, 106-125. (In Russ.)

8. Kolesov V. V. Concepts of culture: image - concept - symboll. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 2. Istoriia, iazykoznanie, literaturovedenie, 1992, (3): 30-40. (In Russ.)

9. Kolesov V. V. Mental characteristics of the Russian word in the language and in philosophical intuition. Languages and ethnic mentality, ed. Tarlanov Z. K. Petrozavodsk: PGU, 1995, 13-24. (In Russ.)

10. Kolesov V. V. Philosophy of the Russian word. St. Petersburg: Iuna, 2002, 448. (In Russ.)

© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

853

BULLETIN

Kemerovo State University

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854

11. Maslova V. A. Cognitive linguistics. Minsk: TetraSystems, 2004, 256. (In Russ.)

12. Maslova V. A. Introduction to linguaculturology. Moscow: Nasledie, 1997, 207. (In Russ.)

13. Maslova V. A. Linguoculture. Moscow: Academiia, 2001, 202. (In Russ.)

14. Pimenova M. V. Conceptual research methodology. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2002, (4): 100-105. (In Russ.)

15. Stepanov Yu. S. In the three-dimensional space of language: Semiotic problems of linguistics, philosophy, art. Moscow: Nauka, 1985, 335. (In Russ.)

16. Stepanov Yu. S. Concepts. Fragile framework of civilization. Moscow: Iazyki slavianskikh kultur, 2007, 248. (In Russ.)

17. Pimenova M. V. Conceptology at the present stage (methods of investigation of conceptual structures). Humanitarian Vector, 2017, 12(5): 13-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21209/1996-7853-2017-12-5-13-22

18. Maslova V. A., Pimenova M. V. Codes of linguoculture, 3rd ed. Moscow: Flinta; Nauka, 2018, 180. (In Russ.)

19. Pimenova M. V. Method of analysis and theoretical concerns of the Kemerovo school of conceptual studies. Naukovii visnikKhersonskogo derzhavnogo universitetu. Seriia "Lingvistika", 2013, (18): 50-59. (In Russ.)

20. Pimenova M. V. The types of concepts and the stages of conceptual structure analysis. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, (2-2): 127-131. (In Russ.)

21. Pimenova M. V. Heart concept: image, concept, symbol. Kemerovo: KemGU, 2007, 500. (In Russ.)

22. Shpet G. G. The inner form of the word: Studies and variations on Humboldt's themes, 4th ed. Moscow: URSS, 2009, 217. (In Russ.)

23. Kabachenko E. G. Concepts "teacher" and "pupil" in the minds of present-day teachers (figurative component). Lingvokulturologiia, 2009, (3): 83-91. (In Russ.)

24. Zarechneva E. N. Experiment research of the concept "teacher": linguistic-cultural aspect. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2008, (3), 52-56. (In Russ.)

25. Isupov K. G. Cultural concept "teacher / student" against the background of Russian "truth". Dialogue in education: dedicated to Professor A. P. Valitskaya. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2002, 27-44. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.