УДК 81-23
МОТИВИРОВАННОСТЬ ПРОИЗВОДНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ВИДЫ МОТИВАЦИИ
© И. А. Вахитова*, В. Д. Швайко, А. Т. Садретдинова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Тел.: +7 (347) 272 2 7 05.
Email: [email protected]
В данной статье рассматривается характер мотивационных отношений лексических единиц современного английского языка, образованных различного рода повторами. Дана структурная и функциональная характеристики номинативных наименований, а именно - выявление следующих видов мотивации: формальной, семантической, синтаксической и структурной. Также, анализируются вариативности номинативных единиц языка, которые могут быть связаны с решением различных коммуникативных заданий и осмыслением именуемого объекта, когда в процессе познавательной деятельности человек раскрывает его новые аспекты. При исследовании существующих в любом языке наименований можно исходить либо из их формы, либо из смысла. В первом случае ставится задача определения семантики, выраженной в конкретных языковых формах, во втором - решается вопрос о том, какие элементы структуры языка функционально адекватны для выражения того или иного смысла, а также рассматриваются проблемы выбора формы при реализации коммуникативно-смысловых заданий. И то, и другое направление одинаково важны для описания языковых процессов. При изучении явления мотивации оба аспекта изучения номинации пересекаются: семасиологический подход необходим при выявлении мотивирующих признаков, ономасиологический - при конструировании семантико-синтаксической структуры мотивации. В процессе исследования были также выделены следующие последовательные этапы процесса номинации, в которых участвуют такие факторы как: подготовка прагматически адекватного идеального содержания, нахождение мотивационного признака и формы его выражения; поиск классифицирующего значения, подчеркивающего специфику производного слова по сравнению с исходным, и формы его выражения; восстановление целостной лексической единицы. Следует отметить, что один и тот же объект номинации в языке может получать множество наименований по разным признакам. В данной работе речь также идет о ряде причин, влияющих на выбор мотивирующего признака. Так, российские ученые А. А. Уфимцева, Э. С. Азна-урова и Е. С. Кубрякова считают, что «выделение того или иного признака как основы наименования самым непосредственным образом связано с характером восприятия предмета познающим субъектом». Имена, как известно, не обозначают субстанциональный характер вещей и не дают полного представления о сущности обозначаемой вещи. Они «нацелены» лишь на какой-нибудь один аспект именуемого предмета.
Ключевые слова: редупликативные наименования, мотивационные отношения, семасиология, ономасиология, вариативность.
Анализ языковой картины миры предполагает, что объекты действительности, их отношения, а также их характеристики получают различного рода наименования. Характер же наименований обусловливается гносеологическими опытом и коммуникативными установками носителей языка, онтологическими особенностями системы конкретного языка, наличием в ней специфических средств и способов номинации.
английского языка, образованных различного рода повторами.
При исследовании существующих в любом языке наименований можно исходить либо из их формы, либо из смысла. В первом случае ставится задача определения семантики, выраженной в конкретных языковых формах, во втором - решается вопрос о том, какие элементы структуры языка функционально адекватны для выражения того или иного смысла, а также рассматриваются проблемы выбора формы при реализации коммуникативно -смысловых заданий. И то, и другое направление одинаково важны для описания языковых процессов. При изучении явления мотивации оба аспекта изучения номинации пересекаются: семасиологический подход необходим при выявлении мотивирующих признаков, ономасиологический - при конструировании семантико-синтаксической структуры мотивации.
В современной лингвистической литературе достаточно подробно рассмотрены словообразовательные типы наименований объектов и реалий мира. Однако, как показывает наш анализ, лексический повтор как один из частотных и древнейших способов образования новых номинативных единиц до сих пор еще не получил полного и всестороннего освещения. В данной статье осуществляется попытка рассмотреть характер мотивационных отношений лексических единиц современного
Выбор формы нового наименования объективно определяется реализуемым смыслом мотивирующих признаков, выраженных в мотивирующем слове, и существующими в языке способами номинации с соответствующими им языковыми средствами.
М. Н. Янценецкая выделяет следующие последовательные этапы процесса номинации, в которых участвуют эти факторы: подготовка прагматически адекватного идеального содержания, нахождение мотивационного признака и формы его выражения, способных ввести новое слово в языковую систему; поиск классифицирующего значения, подчеркивающего специфику производного слова по сравнению с исходным, и формы его выражения; восстановление целостной лексической единицы [1, с. 64]. Авторы настоящего исследования предлагают также добавить - включение созданной единицы в систему языка.
Новые наименования изначально, как правило, создаются в языке отдельными индивидуумами. Лишь в последующем их употреблении они принимаются или отвергаются обществом, и поэтому в процессе номинации не могут не сказываться как субъективные, так и объективные факторы. Создание нового слова - творческий процесс, и наиболее ярко его творческий характер проявляется в выборе мотивирующего признака. Для языка мотивированность наименования означает, что существование новой единицы оправдано каким-либо другим наименованием, формально-семантическая связь с которым установлена в процессе номинации. Эта связь представляет собой внутреннюю форму нового наименования, которая является актуальной до полного усвоения его социумом и завершения формирования лексического значения. В таком аспекте мотивация есть не что иное, как первоначальный акт включения созданного наименования в систему языка и установлением семантических отношений с мотивирующим словом. Е. Л. Гинзбург к функции мотивации относит также выделение таких свойств образуемой единицы, «благодаря которым она оказывается соизмеримой с другими единицами системы и становится членом классов единиц системы» [2; с. 7]. Для человека же, мотивированность означает экспликацию наиболее существенных в момент номинации сторон именуемого предмета. Выбор мотивирующего признака обусловливается не только смысловым заданием (что выразить) и коммуникативными установками (как и для чего выразить), но и той точкой зрения, «с которой человек смотрел при сотворении слова» [3, с. 273], при этом выбранный признак не обязательно является самым существенным для данного предмета или явления [4, с. 166-167], поскольку, по мнению Ф. И. Буслаева, «словом мы выражаем не предмет, а впечатление, произведенное оным на нашу душу» [3, с. 273].
Исследователи называют ряд причин, влияющих на выбор мотивирующего признака. Так, российские ученые А. А. Уфимцева, Э. С. Азнаурова и
Е. С. Кубрякова считают, что «выделение того или иного признака как основы наименования самым непосредственным образом связано с характером восприятия предмета познающим субъектом» [5-6]. Имена, как известно, не обозначают субстанциональный характер вещей и не дают полного представления о сущности обозначаемой вещи. Они «нацелены» лишь на какой-нибудь один аспект именуемого предмета. В акте наименования человек из множества данных, которые поставляются нашими чувствами, устанавливает определенные фиксированные центры восприятия. При выделении предмета из ряда других происходит, по выражению В. Г. Гака, «поворачивание» его разными сторонами к субъекту [8, с. 230]. Человек воспринимает эти разные стороны, но не все в одинаковой степени отчетливо - в связи с практическим освоением данного объекта, в соответствии с интересами и целями данного языкового коллектива.
Н. Д. Голев среди внеязыковых и собственно языковых факторов, влияющих на выбор мотивирующего признака в номинативном процессе, называет опыт, лингвистическую технику, общество, психологию индивида, языковую системность, характер коммуникативного задания [7, с. 51-52].
Исследователи мотивации нередко отмечают случайный характер выбора мотивирующего признака, его несущественный характер для обозначаемого предмета или явления. На наш взгляд, несущественным мотивирующий признак может быть назван лишь с точки зрения научного понятия об именуемом объекте. С мотивационной же стороны, выделяемый в наименовании признак когнитивно обусловлен и является коммуникативно-актуальным в момент создания лексической единицы. В таком аспекте можно утверждать, что случайных и несуществующих мотивирующих признаков язык просто не допускает. Новая номинация к тому же проходит «проверку» обществом, которое принимает ее или отвергает в момент, когда внутренняя форма слова ощущается наиболее сильно.
Один и тот же объект номинации в языке может получать множество наименований по разным признакам. Вариативность номинативных единиц может быть связана с решением различных коммуникативных заданий и с осмыслением именуемого объекта, когда в процессе познавательной деятельности человек раскрывает его новые аспекты. Когнитивно- и коммуникативно-обусловленные варианты языковых единиц не тождественны ни по своей семантике, ни по структуре, ни по сочетаемости с другими единицами языка. Однако они создают тот избыток номинативных средств, который позволяет интерпретировать одни и те же предметы и явления в нужных для человека направлениях. С другой стороны, в языке идет постоянный отбор лексических средств выражений, при котором в словаре закрепляются наиболее значимые для язы-
ка номинации. Таким образом, постоянно создающийся избыток номинативных средств позволяет языку самосовершенствоваться, изменять свою систему, приспосабливаясь к новым потребностям общества.
Исследование лексической системы английского языка позволяет выделить следующие виды мотивации: формальную, семантическую, синтаксическую и структурную.
С формальной точки зрения, производная номинация мотивирована формой производящего слова и формой производящего аффикса. Так, например, английское наименование biker мотивировано формой производящего слова от bike и формой производящего аффикса -er.
Под семантической мотивацией понимается прежде всего соотнесенность производной единицы с каким-либо словом, несущим в себе ее семантический мотивирующий признак. Так, слово creation «the act of causing smth new to happen or exist» мотивировано значением «to cause smth new to happen or exist» слова create. Слово prayer «the act of praying; what you say when you are praying» мотивировано значением «to pray» слова pray. Слово existence «the act of living or being real» мотивировано значением «to live and to be real» от слова exist. К семантической мотивации следует, видимо, отнести также и мотивированность значением аффикса, реализуемого в словообразовательной модели.
Ассоциативная мотивация как разновидность семантической связана с номинацией на основе сравнения или смежности. При этом используются готовые формы слова (полисемия). Например, номинация brass «the group of musical instruments that are made of brass» от наименования brass «a yellow metal that is a mixture of copper and zinc» образована по типу материала, из которого изготовлен музыкальный инструмент.
С синтаксической точки зрения, производная наименования мотивируется требуемой для него синтаксической функцией обозначаемого понятия. Синтаксическая мотивация во многом определяет категориальное значение нового наименования. Так, атрибутивная номинация brave «ready to do things that are dangerous or difficult without showing fear» мотивирована функцией определения, а глагольная номинация to brave «to face smth dangerous or difficult without showing fear» мотивирована функцией сказуемого. Ср.: The brave soldiers who fought in the war. She braved the rain and went out into the street.
Структурным видом мотивации является использование в процессе наименования определенных моделей. Так, например, продуктивная модель «существительное +er» для слова bomber «a type of
aeroplane that drops bombs» или «mini+сущест-вительное» для слова minibus «a small bus».
Таким образом, языковое познание мира предполагает, что элементы действительности получают различного рода наименования, а термин «номинация» является многозначным. Он употребляется для обозначения языкового знака (простого, сложного или составного), выполняющего номинативную функцию, для обозначения процесса называния каких-либо элементов действительности, для обозначения одной из функциональных сторон слова [9; с. 270]. В последнее время этим термином охватывается вся совокупность проблем изучения динамического аспекта актов наименования в форме предложения и образующих его частей, рассматриваемых в теории референции, а также совокупность проблем, связанных с именованием, словообразованием, полисемией, фразеологией, рассматриваемых в номинативном аспекте [10, с. 336].
ЛИТЕРАТУРА
1. Янценецкая М. Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. 242 с.
2. Гинзбург Е. Л. Словообразование и синтаксис. М.: Наука, 1979. 264 с.
3. Буслаев Ф. И. Материалы для русской стилистики // Преподавание отечественного языка. М., 1992. С. 269-373.
4. Серебренников Б. А. Номинация и проблема выбора // Языковая номинация. Общие вопросы. М., 1977. С. 147-187.
5. Уфимцева А. А. Лексическая номинация (первичная нейтральная) // Языковая номинация. Виды наименований. М.: Наука, 1977. С. 5-85.
6. Кубрякова Е. С. Теория номинации и словообразования // Языковая номинация. Виды наименований. М.: Наука, 1977. С. 7-51.
7. Голев Н. Д. Динамический аспект лексической мотивации. Томск, 1989. 252 с.
8. Гак В. Г. К типологии лингвистических номинаций //Языковая номинация. Общие вопросы. М.: Наука. 1977. С.230-293.
9. Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998. 768 с.
10. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 608 с.
11. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. 685 с.
12. Webster's New World College Dictionary / Fifth Edition (August, 2014). by Editor's of Webster's New World College Dictionaries. 2014. 1728 p.
13. The American Heritage Student Science Dictionary, Second Edition. Hardcover - July 8, 2014 by Editors of the American Heritage Dictionaries.
14. Bauer L. The Grammar of Nominal Compouding, 1978. 250 p.
15. Joyce J. Ulysses. London: A Flamingo Modern Classic, 1994. 940 p.
16. Ungerer F. An Introduction to Cognitive Linguistics, H.-J. Schmid. London, N.-Y.: Longman, 1996. 353 p.
17. Lees R. B. The grammar of English nominalizations. The Hague etc.: Mouton, 1968. 205 p.
18. Kirkeby O. F. Cognitive sciences // The Encyclopedia of Language and Linguistics. New York: Pergamon, 1994. V. 2. P. 87-90.
19. Архипов И. К. Стрела познания и стрела номинации // Язык. Глагол. Предложение: К 70-летию Г. Г. Сильницко-го. Смоленск, 2000. С. 38-51.
Поступила в редакцию 04.09.2017 г.
MOTIVATIONAL FACTORS OF DERIVATIVE NOMINATIONS IN MODERN ENGLISH: TYPES OF MOTIVATION
© I. A. Vakhitova*, V. D. Shvayko, A. T. Sadretdinova
Bashkir State Pedagogical University 3A Oktyabrskoi Revolutsii Street, 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 272 2 7 05.
*Email: [email protected]
The authors of the article analyze the character of motivational relations in lexical units in contemporary English, formed by various types of reduplication. Special attention is focused on structural and functional characteristics of nominative units. Several types of motivation such as formal, semantic, syntactical, and structural were singled out. The authors also analyze the phenomenon of variation of nominative units, which can be connected with solving various communicative tasks as well as with the meaning of nominated objects in the process of human cognitive activity. Nominations are being envisaged from both aspects, i.e. the form and the meaning. The form suggests semasiological aspect, which is important in investigating motivational features, while the meaning relates to on-omasiological aspect, which is instrumental in forming the semantic-syntactical structure of motivation.
Keywords: reduplicative nominations, motivational relations, semasiology, onomasi-ology, variation.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Yantsenetskaya M. N. Semanticheskie voprosy teorii slovoobrazovaniya [Semantic questions of the theory of word formation]. Tomsk, 1979.
2. Ginzburg E. L. Slovoobrazovanie i sintaksis [Word formation and syntax]. Moscow: Nauka, 1979.
3. Buslaev F. I. Prepodavanie otechestvennogo yazyka. Moscow, 1992. Pp. 269-373.
4. Serebrennikov B. A. Yazykovaya nominatsiya. Obshchie voprosy. Moscow, 1977. Pp. 147-187.
5. Ufimtseva A. A. Yazykovaya nominatsiya. Vidy naimenovanii. Moscow: Nauka, 1977. Pp. 5-85.
6. Kubryakova E. S. Yazykovaya nominatsiya. Vidy naimenovanii [The theory of nomination and word formation // Language nomination. Types of names]. Moscow: Nauka, 1977. Pp. 7-51.
7. Golev N. D. Dinamicheskii aspekt leksicheskoi motivatsii [The dynamic aspect of lexical motivation]. Tomsk, 1989.
8. Gak V. G.Yazykovaya nominatsiya. Obshchie voprosy. Moscow: Nauka. 1977. Pp. 230-293.
9. Gak V. G. Yazykovye preobrazovaniya [Language conversions]. Moscow, 1998.
10. Akhmanova O. S. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Dictionary of linguistic terms]. Moscow, 1969.
11. Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar' [Linguistic encyclopedic dictionary] / Gl. red. V. N. Yartseva. Moscow, 1990.
12. Webster's New World College Dictionary / Fifth Edition (August, 2014). by Editor's of Webster's New World College Dictionaries. 2014.
13. The American Heritage Student Science Dictionary, Second Edition. Hardcover - July 8, 2014 by Editors of the American Heritage Dictionaries.
14. Bauer L. The Grammar of Nominal Compouding, 1978.
15. Joyce J. Ulysses. London: A Flamingo Modern Classic, 1994.
16. Ungerer F. An Introduction to Cognitive Linguistics, H.-J. Schmid. London, N.-Y.: Longman, 1996.
17. Lees R. B. The grammar of English nominalizations. The Hague etc.: Mouton, 1968.
18. Kirkeby O. F. The Encyclopedia of Language and Linguistics. New York: Pergamon, 1994. Vol. 2. Pp. 87-90.
19. Arkhipov I. K. Yazyk. Glagol. Predlozhenie: K 70-letiyu G. G. Sil'nitskogo. Smolensk, 2000. Pp. 38-51.
Received 04.09.2017.