____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
УДК.37
Е.А. Скрябин, С.В.Сабарайкин
Институт физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
МОТИВАЦИЯ ЮНОШЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Современные тенденции в образе жизни студенческой молодежи свидетельствуют о низком уровне их двигательной активности. Последствия данной проблемы таковы, что у юношей 17-21-летнего возраста наблюдается низкий уровень развития двигательных качеств, высокая вероятность развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других.
Анализ фундаментальных работ в области теории и методики физического воспитания позволяет сделать вывод о том, что в ряде актуальных направлений здорового образа жизни населения одно из главных мест занимает проблема мотивации к занятиям футболом среди студенческой молодежи.
Такой вид спорта как футбол пользуется огромной популярностью в нашей стране. Следовательно, привлечь студентов к дополнительным занятиям в Высших учебных заведениях является легче, чем к занятиям менее популярными и доступными видами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оздоровительный эффект при игре обеспечивается динамической работой, разнообразной мышечной нагрузкой на свежем воздухе. Игра сопровождается развитием всех качественных сторон двигательной деятельности. Большое разнообразие двигательных действий способствует творческому воспроизведению новых условно-рефлекторных связей и, следовательно, овладению новыми формами движений, что обогащает двигательный опыт занимающихся.
Футбол в нашей стране всегда был и остается видом спорта номер один. Данный вид физкультурнооздоровительной деятельности также привлекает своей доступностью. Играть можно практически на любом ровном месте. Оздоровительный эффект при игре в футбол обеспечивается динамической работой, разнообразной мышечной нагрузкой на свежем воздухе. Игра сопровождается развитием всех качественных сторон двигательной деятельности, совершенствованием вегетативных функций. Футбол характеризуется работой переменной мощности, от умеренной до максимальной. Это способствует совершенствованию деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые должны быстро включаться в интенсивную работу и восстанавливаться при смене характера деятельности [3].
Очень важным фактором, влияющим на интерес к какой-либо деятельности, является мотивация. Мотивация к учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей, которые разделены на три группы: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности [1].
На практике оказывается, что реализация поведенческих факторов, являющихся неотъемлемыми компонентами здорового образа жизни чрезвычайно сложна. Причин много, но одной из главных среди них следует признать отсутствие мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья и на здоровый образ жизни. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения студентов 17-21-летнего возраста, здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с современными негативными тенденциями в общей культуре общества.
Отсюда - отсутствие установки на приоритет ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья - это, прежде всего, проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и здорового образа жизни, ибо она является ведущим системообразующим фактором поведения [6].
Изучение психологической литературы показало, что возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности: мотив физического совершенствования; дружеской солидарности; долженствования; соперничества; подражания; спортивный; процессуальный; игровой; комфортности и др. [2,3,4].
Интересы студенческой молодежи к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Юноши хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.
- 117 -
№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070____________________________________________
Анализ источников специальной литературы показал, что мотивация к учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей. С возрастом потребность в двигательной активности снижается. Большинство студентов заявляют, что физическая культура их интересует, однако интерес этот пассивный, так как большинство из них физической культурой не занимаются.
Список использованной литературы:
1. Баландин В.А. Мотивационно-потребностная сфера участников рекреационно-развлекательных мероприятий в условиях города / Баландин В.А. - Теория и практика физической культуры. - 2005 - №2 - С.52-53.
2. Бобровский А.В. Мотивация спортивной деятельности // Бобровский А.В., Гераськин А.А. -Спортивный психолог. - 2004. - №3 - С. 18-21.
3. Вихров К. Организация урока по футболу в школе 2007. - №1. - С. 17-21.
4. Виндюк О.В. Двигательная активность - основа здорового образа жизни. - Харьков. - 2003. - 156 с.
5. Воронова В! Психология спорту: Начальный пособник. - К.,- 2007. - 298с.
6. Круцевич Т. Физическое воспитание как социальное явление // Наука в олимпийском спорте / Круцевич Т., Петровский В. - 2001. - № 3. - С. 3-15.
© Е.А. Скрябин, 2015
УДК 316.346.32:378
М.И. Стальная
К. с.-х. н., доцент Факультет аграрных технологий Майкопский государственный технологический университет
г. Майкоп, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО
КРУЖКА В ВУЗЕ Аннотация
Приводятся данные по выявлению и анализу факторов, оказывающих влияние на научноисследовательскую деятельность студентов. Предложена классификация социальных факторов научной работы студентов, рассмотрены условия совершенствования НИР студентов в современном вузе.
Ключевые слова
Научно-исследовательская работа, показатели успешности, творческое мышление, самостоятельный анализ, обобщение научных фактов.
Научная самостоятельная работа является одним из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами стандарта в процессе обучения и самообразования, выполнения научно-исследовательских работ, коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Требования к организации и проведению научной самостоятельной работе в вузах, как правило, находит своё отражение в нормативных документах и регламентируется специальными Положениями вуза.
Проведённые нами исследования свидетельствуют о том, что для студентов высшее образование ценно не само по себе и в связи с возможностью получения диплома, а в первую очередь как средство построить новый «стиль» жизни, для которого характерны ориентация на новые сферы трудовой деятельности, требующие высокой квалификации, интеллектуально наполненные, основанные на новых отношениях собственности, зависимости заработной платы от экономической эффективности, новых типов трудовых взаимоотношений. Исследования выявляют тот факт, что ценность качественного высшего образования устойчиво сознается российскими студентами, оно занимает одно из ключевых мест в их ценностной иерархии, в то же время постепенно превращаясь из самоцели в средство достижения жизненного успеха.
Ведущая роль, особенно на младших курсах, в руководстве научной самостоятельной работой принадлежит преподавателям. Продвижение студента в учебе и научной работе увеличивает его долю и степень
- 118 -