Научная статья на тему 'Мотивация вандального поведения в представлении подростков'

Мотивация вандального поведения в представлении подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАНДАЛИЗМ / ВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВЫ ВАНДАЛИЗМА / СТРУКТУРА ВАНДАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ / VANDALISM / TEENAGE VANDALISM / THEORY OF ACTIVITY / MOTIVES OF VANDALISM / STRUCTURE OF VANDALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Злоказов К. В.

В статье обсуждается мотивация вандального поведения подростков, описываются основные представления о побуждении к вандализму у подростков. Актуализируются социальные, криминальные и экономические последствия вандального поведения, делается акцент на значимости ранней профилактики вандализма для уменьшения риска криминализации общества. Описывается многоплановость изучения вандализма, наличие клинических, психологических и социальных подходов к объяснению причин вандализма, разрозненность научных мнений о мотивах вандализма подростков. Делается вывод о необходимости обобщения разнородных мотивов в едином методологическом контексте. С этой целью дается характеристика вандального поведения как осознанной, целенаправленной активности субъекта. Отмечается, что вандальные действия имеют осознаваемую цель, процесс ее реализации, а также применяемые субъектом средства. Проводится эмпирическое исследование представлений о мотивах в разновозрастной выборке. Выборка исследования составляет 541 человек и охватывает различные регионы Российской Федерации, наиболее крупные населенные пункты. Выборку исследования составляют лица различных возрастов, из них подростков 85 человек. Полученные результаты указывают на специфическое представление подростков о причинах вандального поведения. Выявлена главенствующая роль мотива радости, скуки, одиночества и стремления к самодемонстрации в побуждении к вандализму. Делается вывод о ключевой роли социально-психологического мотива социального отчуждения, а также аффективного мотива, слабо регулируемого подростками переживания радости, побуждающей к разрушению объектов городской инфраструктуры. В заключении отмечается эвристичность использования положений теории деятельности для изучения структуры вандального поведения. Подчеркивается важность изучения мотивации для повышения контроля подростков над собственным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VANDALISTIC MOTIVES IN ADOLESCENT REPRESENTATION

The article discusses the motivation for vandalism adolescents and describes the main ideas about the incitement to vandalism in adolescents. There is a fragmentation of scientific opinions about the motives of vandalism among adolescents. The conclusion is made about the need to generalize in a single methodological context. The article describes vandalism behavior as conscious, purposeful activity of the subject. Empirical research of perceptions of motives in a multiage sample is conducted. The study sample is 541 people and covers different regions of the Russian Federation, the largest settlements. The sample of the study consists of persons of different ages, 85 of whom are teenagers. The results indicate a specific understanding of the causes of vandalism among adolescents. The dominant role of the motive of joy, boredom, loneliness and aspiration for self-demonstration in inducing vandalism has been revealed. Conclusion is made about the key role of social-psychological motive, i.e. social alienation, as well as affective motive, which is poorly regulated by teenagers' experience of joy and stimulates destruction of urban infrastructure objects. Finally, heuristic use of activity theory to study the structure of vandalism is noted. The importance of motivational studies for increasing the control of young people over their own behavior is emphasized.

Текст научной работы на тему «Мотивация вандального поведения в представлении подростков»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

УДК 343.971

С. 79—83

МОТИВАЦИЯ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ1

1

Злоказов К. В.

Уральский государственный педагогический университет E-mail: zkirvit@yandex.ru

В статье обсуждается мотивация вандального поведения подростков, описываются основные представления о побуждении к вандализму у подростков. Актуализируются социальные, криминальные и экономические последствия вандального поведения, делается акцент на значимости ранней профилактики вандализма для уменьшения риска криминализации общества.

Описывается многоплановость изучения вандализма, наличие клинических, психологических и социальных подходов к объяснению причин вандализма, разрозненность научных мнений о мотивах вандализма подростков. Делается вывод о необходимости обобщения разнородных мотивов в едином методологическом контексте. С этой целью дается характеристика вандального поведения как осознанной, целенаправленной активности субъекта. Отмечается, что вандальные действия имеют осознаваемую цель, процесс ее реализации, а также применяемые субъектом средства.

Проводится эмпирическое исследование представлений о мотивах в разновозрастной выборке. Выборка исследования составляет 541 человек и охватывает различные регионы Российской Федерации, наиболее крупные населенные пункты. Выборку исследования составляют лица различных возрастов, из них подростков — 85 человек. Полученные результаты указывают на специфическое представление подростков о причинах вандаль-ного поведения. Выявлена главенствующая роль мотива радости, скуки, одиночества и стремления к самодемонстрации в побуждении к вандализму.

Делается вывод о ключевой роли социально-психологического мотива — социального отчуждения, а также аффективного мотива, слабо регулируемого подростками переживания радости, побуждающей к разрушению объектов городской инфраструктуры. В заключении отмечается эвристичность использования положений теории деятельности для изучения структуры вандального поведения. Подчеркивается важность изучения мотивации для повышения контроля подростков над собственным поведением.

Ключевые слова: вандализм, вандальное поведение подростков,теория деятельности, мотивы вандализма, структура вандального действия.

The article discusses the motivation for vandalism adolescents and describes the main ideas about the incitement to vandalism in adolescents. There is a fragmentation of scientific opinions about the motives of vandalism among adolescents. The conclusion is made about the need

1 Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (проект № 17-18-1278).

VANDALISTIC MOTIVES IN ADOLESCENT REPRESENTATION

Zlokazov K. V.

Ural State Pedagogical University E-mail: zkirvit@yandex.ru

to generalize in a single methodological context. The article describes vandalism behavior as conscious, purposeful activity of the subject. Empirical research of perceptions of motives in a multiage sample is conducted. The study sample is 541 people and covers different regions of the Russian Federation, the largest settlements. The sample of the study consists of persons of different ages, 85 of whom are teenagers. The results indicate a specific understanding of the causes of vandalism among adolescents. The dominant role of the motive of joy, boredom, loneliness and aspiration for self-demonstration in inducing vandalism has been revealed. Сonclusion is made about the key role of social-psychological motive, i.e. social alienation, as well as affective motive, which is poorly regulated by teenagers' experience of joy and stimulates destruction of urban infrastructure objects. Finally, heuristic use of activity theory to study the structure of vandalism is noted. The importance of motivational studies for increasing the control of young people over their own behavior is emphasized.

Keywords: vandalism, teenage vandalism, theory of activity, motives of vandalism, structure of vandalism.

Актуальность

Профилактика вандального поведения несовершеннолетних является одним из актуальных направлений профилактической работы подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел. Актуальность данного исследования обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, экономическими последствиями вандальных действий. Поскольку вандализм приводит к уничтожению или порче объектов городской среды: мест проживания, обучения, отдыха, и транспорта, то стоимость их восстановления значительна. В некоторых случаях, повреждение объектов религии, памятников истории и культуры может быть невосполнимым [6].

Во-вторых, социальными последствиями. Поврежденные вандалами объекты имущества, места общего пользования ухудшают восприятие городской инфраструктуры. Пораженные вандалами районы считаются непрестижными, стоимость недвижимости в них снижается, уменьшается социально-экономическая активность населения. Наряду с этим, вандальные поражения стимулируют у проживающих на данной территории лиц попустительское отношение к порядку, несоблюдение правил поведения.

В-третьих, криминальными последствиями. Кажущаяся безнаказанность вандальных действий приводит подростков к убеждению о возможности совершения других преступлений. Вместе с тем, уголовное преследование за вандальные действия, предусмотренное статьей 214 УК РФ осуществляется с 14-летнего возраста, а наказание может дифференцироваться в зависимости от степени общественной опасности поступков [3]. Вандальные действия квалифицируются как хулиганство (ст. 213 УК РФ), вандализм (ст. 214 УК РФ), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ), а также

по мотивам действий как экстремизм (ст. 282 УК РФ), терроризм (ст. 205 УК РФ). Аналогичную оценку получают последствия вандаль-ных действий, вызвавшие вред здоровью других людей, гибель животных, повреждение транспортных средств или путепроводов, транспортных средств. Таким образом, подростки не всегда осознают последствий собственных вандальных действий и не понимают ответственности за их совершение. Помимо этого, подростки нередко совершают вандальные действия в составе группы. Побуждают друг друга портить или уничтожать имущество, из ложного воспринимаемого стремления конкурировать бравируют своими вандальными действиями.

Обобщая перечисленное, отметим, что вандализм причиняет существенный ущерб обществу, а его последствия, в том числе, связанные с понесенным наказанием, негативно сказываются на личности совершившего их несовершеннолетнего. Поэтому, недопущение вандальных действий является важным направлением деятельности сотрудников органов внутренних дел и педагогических работников образовательных организаций. Оценивая современную ситуацию, можно увидеть, что количество, несовершеннолетних, осужденных за вандальные действия, существенным образом не снижается. Соответственно, технологии и методы профилактики вандализма требуют дальнейшего совершенствования.

Предметом научного исследования, на наш взгляд, выступает мотивация вандальных действий, поскольку понимание мотивов вандализма несовершеннолетних, позволяет выстроить адекватную систему профилактики, применять эффективные методы воспитательной работы.

Цель данной статьи — развитие научных представлений о субъективной стороне вандального поведения, посредством определения структуры вандального поступка

и выяснения ключевых причин вандальных действий. Для ее реализации нами описываются результаты эмпирического исследования осознанности процесса вандальных действий подростками, а также восприятия ими допустимости вандальных действий.

Практическое значение исследования заключается в совершенствовании алгоритмов профилактики вандального поведения несовершеннолетних, в частности, психолого-педагогической стратегии осознания подростками причин вандальных действий, формирования у представления о недопустимости вандализма.

Материал статьи изложен в соответствии с его целью. В теоретической части статьи обсуждаются современные академические представления о структуре вандального поведения. В эмпирической части статьи описывается исследование представлений несовершеннолетних о причинах вандального поведения, его мотивах, анализируются его результаты и формулируются основные выводы.

Теоретические основы представлений

о мотивации вандального поведения

В современной криминальной психологии изучение вандального поведения относится к числу актуальных [1]. Анализу подвергаются различные виды вандализма, в которых причины вандального поведения подвергаются углубленному изучению. Работы последних лет обобщают причины вандального поведения в три основные группы: клинические (психобиологические), социальные и социально-психологические [5]. Исследователи рассматривают данные мотивы изолированно друг от друга, устанавливая их влияние на вандальное поведение. При описании причин вандального поведения несовершеннолетних речь идет об аномалиях психического развития и психических отклонениях, либо индивидуальных особенностях личности несовершеннолетнего, либо антиобщественных действиях, совершаемых совместно с группой сверстников или под их влиянием. К числу проявлений личности, побуждающих к вандальному поведению, относят: неосмотрительность, слабый самоконтроль поведения и эмоций, стремление к творчеству и самовыражению. Антиобщественные вандальные действия связывают со специфическим видом взаимодействия со сверстниками: игровым, конкурентным и соучаствующим поведением [2].

Несмотря на широту проводимых исследований, комплексного объяснения мотивации вандального поведения несовершеннолетних

в настоящее время не существует. Разрабатываемые в качестве мотивов индивидуальные и групповые психологические характеристики разобщены и не имеют единого фундамента. Такая ситуация сказывается на профилактике вандального поведения, разделяющего его, к примеру, на школьный, придомовой, уличный, несмотря на одного субъекта, совершающего данные действия в разных местах, и единый мотив, которым данный субъект руководствуется. Впрочем, предпосылки для концептуализации мотивов вандального поведения с позиции единого субъекта, на наш взгляд есть. Так, опираясь на общепсихологическую теорию деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко) ван-дальное поведение можно представить как целенаправленную активность несовершеннолетнего, побуждаемую определенным мотивом. Следуя положениям теории деятельности, структура вандального поведения предполагает осознание субъектом ее цели как образа результата, планирование процесса вандальных действий и использование средств для достижения. Использование положений деятельностного подхода позволяет определить ключевые компоненты модели вандального поведения, помещая разнородные виды вандализма в единую трехкомпо-нентную схему: цель, процесс, средства. Тем самым, основным предметом изучения вандального поведения становится осмысленность внутреннего плана вандального поведения субъектом, в том числе понимание субъектом причин собственных вандальных действий.

Эмпирическое исследование

Для развития положений об осмысленности цели вандальных действий и определения стоящих за ними мотивов нами было проведено эмпирическое исследование. Его методом выступил опрос случайной выборки относительно возможных (потенциальных) целей вандального поведения. С его помощью нами оценивалась продуктивность предположения о применении общепсихологической теории деятельности к изучению мотивов вандального поведения. Изучались обобщенные представления о цели вандаль-ного поведения. Кроме того, изучая атрибуцию целей мы измеряли также и степень осмысления вандальных действий их авторами.

Метод сбора информации: опрос. Методика проведения опроса: структурированный опрос посредством интернет-формы. Процедура выявления заключалась в изучении объяснений побуждений к вандальным

действиям. Для этого, обследуемым предъявлялся перечень эмоциональных социальных мотивов, кроме того, анкетируемые могли дополнить его, указав свою мотивировку. Перечень мотивов включал: эмоциональные мотивы (весело, страшно, грустно, обидно), познавательный (скучно); социальные мотивы (одиночество, самодемонстрация, саомо-реализация). Кроме того, собирались сведения о возрасте и месте проживания.

Выборка. В исследовании принимали участие жители 12 городов с населением превышающем 1 млн человек (из 15 расположенных на территории Российской Федерации), 15 городов с населением от 500 тыс. человек

Атрибуция мотивов в зависимости от

совпадают у большинства опрошенных и имеют незначительную возрастную и половую специфичность.

Анализ результатов опроса показывает, что существенную роль в мотивации вандализма обследуемые приписывают мотивам демонстрации себя (33,6 % выборов) и скуки (26,8% выборов). Эмоциональные мотивы в совокупности занимают 27 % от общего количества выборов. Атрибуция мотивов имеет половую и возрастную специфику (табл. 1). Кроме них опрашиваемые предложили 8% (36 индивидуальных описаний) мотивов, отражающих недостаток воспитания и социальную некомпетентность.

Таблица 1

ндальных действий ола и возраста, %

Виды мотивов Пол Возрастные группы опрошенных

Муж Жен 11—14 лет 15—18 лет 19—29 лет 30—45 лет 46—60 лет

Грусть 1,1 0,5 0,7 1,1 - - -

Страх 0,5 0,9 - 1,1 - - -

Радость 30,9 18,6 38,5 24,7 23,6 16,7 32,8

Обида 5,2 2,9 7,7 5,5 3,9 - -

Скука 27,6 48,7 23,1 38,4 45,2 46,6 20,2

Самодемонстрация 21,8 22,5 23,1 23,3 21,3 26,7 35,5

Самореализация 3,4 1,0 - 4,1 1,7 3,3 -

Одиночество 1,1 0,7 7,7 1,4 0,6 - -

Индивидуальные ответы 8,2 7,9 - 2,6 3,7 7,6 11,4

Количество опрошенных 255 286 85 73 234 89 60

Примечание: количество опрошенных — 541; значения в таблице рассчитаны как доли (%) от ответов респондентов определенного пола и возрастной группы. Отсутствующие ответы обозначены знаком «-». Несоответствие указаний на пол и возраст обусловлено отсутствием данных о нем в бланках обследуемых.

до 1 млн, жители 27 городов с населением от 100 тыс. чел. до 500 тыс., жители 50 городов, поселков городского типа населенных пунктов с населением, не превышающим 100 тыс. человек.

Общее количество опрошенных — 541 человек от 11 до 60 лет, проживающих в 106 населенных пунктах всех субъектов Российской Федерации. По федеральным округам опрашиваемые распределились следующим образом: Дальневосточный федеральный округ —

12 населенных пунктов; Приволжский —

13 населенных пунктов, Северо-Западный — 26 населенных пунктов, Сибирский — 7 населенных пунктов, Уральский — 16, Центральный — 17, Южный — 6.

Результаты

Исходя из полученных результатов ясно, что мотивировки вандального поведения

Характеризуя возрастную группу несовершеннолетних, отметим преобладающими, по их мнению, мотивами вандального поведения являются — радость, скука и самодемонстрация. Можно полагать, что данные побуждения, конечно не могут характеризовать индивидуально-специфичные особенности вандализма, но в целом, указывают на некоторую тенденцию, присущую несовершеннолетним. Ее интерпретация осуществляется нами с учетом пояснений и комментариев, которые участники давали в ходе опроса. Вандализм в представлении несовершеннолетних обусловлен скукой, воспринимаемой как ощущение изолированности, невовлеченности и непричастности. Мотив самодемонстрации расшифровывается схожими потребностями — в вовлеченности и присутствии, общении и взаимодействии. Наконец, мотив радости описывается аффективными

переживаниями и бесконтрольностью поведения, свойственной подросткам в совместном времяпровождении. Как правило, ван-дальные поступки такого рода заключаются в намеренной порче или разрушении внутри-домовой, придворовой, транспортной инфраструктуры.

В целом, проведенное исследование вандальных мотивов показало, что несовершеннолетние связывают его с социально-психологическими причинами, а также бесконтрольностью поведения своих сверстников.

Заключение

Описанное в статье исследование направлено на изучение мотивов вандального поведения несовершеннолетних с позиции общепсихологической теории деятельности. Обращение к этой концепции обусловлено стремлением обобщить существующие теоретические представления о мотивации вандального поведения в рамках единого с методологической точки зрения, теоретического поля. Можно заключить, что согласно положений теории деятельности, вандальные действия осознаются совершающим их субъектом в виде (а) цели — образа

вандальных действий, (б) процесса совершения и (в) средств: инструментов, времени и других ресурсов, необходимых для этого.

Результаты эмпирического исследования подтвердили обоснованность данного предположения и показали, что несовершеннолетние видят причины вандального поведения сверстников и своего собственного в переживаниях социального отчуждения, невовлеченности или исключенности. Другая область причин заключается в слабом самоконтроле над поведением, приводящем к разрушению под влиянием сильных положительных эмоций.

Исследование продемонстрировало эв-ристичность обращения к внутреннему плану вандального поведения и в профилактическом аспекте. Изучение представления о мотивах у несовершеннолетних позволяет не только уточнить научное знание о них, но и имеет профилактическое значение. Осознание мотива повышает самоконтроль поведения, в том числе и вандального. В этой связи рассмотрение вандального поведения как осмысленного, целенаправленного действия помогает подростку самому определить причины этого действия, а, значит, контролировать его.

Список литературы

1. Воробьева, И. В. Психология вандального поведения : монография / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. — Екатеринбург : УрГПУ 2015. — 292 с.

2. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» : монография / Я. И. Гилинский. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2013. — 650 с.

3. Уголовное право России. Особенная часть : в 2 т. Т 2 / под ред. О. С. Капинус. — М. : Юрайт, 2015. — 504 с.

4. Canter D. Vandalism: overview and prospect // Vandalism: behavior and motivations / ed. by C. Levy-Leboyer. — Amsterdam : Hoth-Holland, 1984. — P. 345—356.

5. Goldstein A. P. The Psychology of Vandalism // New York : Plenum Press, 1996. 290 p.

6. Mushtaha E., Hamid F. The Effect on Vandalism of Perception Factors Related to Housing Design, Case of U.A.E Cities // Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2016. no. 15 (2). Р. 247—254.

References

1. Vorobeva, I. V. Psikhologiya vandalnogo povedeniya : monografiya / I. V. Vorobeva, O. V. Kruzhkova. — Yekaterinburg : UrGPU, 2015. — 292 s.

2. Gilinskiy, Ya. I. Deviantologiya: sotsiologiya prestupnosti, narkotizma, prostitutsii, samoubiystv i drugikh "otkloneniy" : monografiya / Ya. I. Gilinskiy. — 3-e izd., ispr. i dop. — SPb. : Izdatelskiy Dom Alef-Press, 2013. — 650 s.

3. Ugolovnoe pravo Rossii. Osobennaya chast : v 2 t. T. 2 / pod red. O. S. Kapinus. — M. : Yurayt, 2015. — 504 s.

4. Canter D., Levy-Leboyer C. (Ed.). Vandalism: overview and prospect. Vandalism: behaviour and motivations, Amsterdam: Hoth-Holland, 1984, pp. 345—356.

5. Goldstein A. P. The Psychology of Vandalism. New York: Plenum Press, 1996, 290 p.

6. Mushtaha E., Hamid F. The Effect on Vandalism of Perception Factors Related to Housing Design, Case of U.A.E Cities. Journal of Asian Architecture and Building Engineering, 2016, no 15 (2), pp. 247—254.

Рецензент: канд. пед. наук, доцент Д. В. Деккерт.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.09.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.