Сапата Руис Т.А.
Старший преподаватель. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Мотивация в обучении студентов в современном образовательном процессе
Современный мир немыслим без стремительного научно-технического развития и прогресса в различных областях знаний которые требуют специалистов с высоким уровнем образования и качественной профессиональной подготовки. Это касается не только научно-технической, но и естественно-прикладной и гуманитарной сфер. Все это делает высшее образование престижной и крайне привлекательной целью для молодых людей. И если раньше значительная часть из них соглашалась пойти по стопам своих родителей, не все из которых имели высшее образование, и заняться менее квалифицированным трудом, то сегодня привлекательность мегаполисов с их многочисленными карьерными возможностями заставляет молодых людей использовать учебу в университете как социальный лифт для дальнейшего карьерного роста. К сожалению после поступления в вуз многие студенты сталкиваются с проблемой полного отсутствия мотивации к обучению или демотивированы в процессе учебы, что часто приводит к низкому уровню качества их обучения, а иногда заставляет их прерывать учебу на время академического отпуска или полностью отказываться от нее.
Если получение среднего образования в большинстве стран является обязательным, и сами студенты фактически не могут полностью избежать этой обязанности, то высшее образование - это дорогая и элитарная форма развития человеческой личности, которая изначально предполагает максимальное вложение всего умственного, творческого и физического потенциала со стороны человека, решившего посвятить несколько лет получению высшего образования. Кроме того, в большинстве стран это еще и очень дорогой вид социального лифта, требующий от студента огромных финансовых затрат. Демотивация в этом случае оказывается пустой тратой денег, а не инвестицией, которую следует делать в формирование человеческой личности.
Для самих студентов, их семей и преподавательского состава
университетов подобные сценарии личностного кризиса становятся ■
проблемой, требующей комплексного подхода к ее исчезновению.
Для молодого человека решение о необходимости получения высшего образования часто рождается под влиянием родителей, семьи, близкого окружения и школы. Хорошо, если это решение совпадает с самой потребностью молодого человека в саморазвитии и приобретении новых профессиональных знаний. Однако зачастую такое решение приходит извне и навязывается, и молодым людям 17-18 лет - возраста поступления в вузы, довольно сложно разобраться, действительно ли он хочет получить высшее образование и какую профессию выбрать.
Оказавшись в стенах университета, молодые люди понимают, что до успешной карьеры им еще далеко, и в ближайшие годы им придется много работать, получать знания, не получая зарплату, а зачастую просто оплачивая свое обучение или беря на него кредит. При поступлении в вуз многие молодые люди сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия или недостаточной мотивации к обучению, либо демотивируются в процессе учебы, что зачастую приводит к очень низкому уровню качества их обучения, а иногда вынуждает их прерывать учебу на академический отпуск или вовсе бросать вуз.
Почему же у многих студентов отсутствует мотивация к учебе или она исчезает в процессе обучения?
Проблема мотивации приобретает важную роль, когда мы говорим о мотивации в учебной деятельности. Учебная деятельность студентов характеризуется сочетанием различных мотивов и зависит от: выбора учебного заведения системой образования, на базе которого осуществляется учебная деятельность; организации учебного процесса; субъективных характеристик студента (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень стремлений, самооценка и т.д.); субъективных характеристик преподавателя и, прежде всего, системы его отношений к студенту и его профессиональной деятельности; специфики предмета, мотивации студентов и т.д.
Мотивация учащихся является важным структурным компонентом учебной деятельности.
В связи с этим стоит выделить основные учебно-методические проблемы:
- переход "школа-университет"
Как отмечают авторы Е.И. Сорокина и Л.Н. Маковкина в своей работе «Психологические проблемы адаптации студентов к условиям учебной работы в вузе»: слабая преемственность между средним
и высшим образованием, своеобразие методики и организации учеб_
■ ного процесса в вузе, большой объем информации отсутствие навы-
ков самостоятельной работы вызывает большое эмоциональное напряжение, что часто приводит к разочарованию студентов в выборе будущей профессии [2].
- Больше свободы, отсутствие контроля;
- Непонимание процесса обучения в университете;
- Непонимание студентами формы их взаимодействия с преподавателями;
- Отделение многих учителей от учеников, отстраненность;
- Проблемы, связанные с расстоянием до университета, бытовые проблемы, финансовые и т.д.;
- Проблема различий в сложности материала от курса к курсу.
Кроме того, стоит выделить психологические проблемы:
- Сложно добираться до университета после школы;
- Прохождение в период обучения в университете процесса формирования личности;
- Первые этапы взросления: получение водительских прав, попытки строить отношения с противоположным полом, зарабатывать деньги, участвовать в социальной и политической жизни, участвовать в волонтерских, студенческих и общественных организациях, путешествовать с родителями и др;
- Поиск себя и попытки понять, правильно ли человек выбрал вуз или специальность;
- Разочарование в выбранной специальности / смена специальности / уход из университета на определенный период (академический отпуск) или полный отказ от учебы.
В связи с указанным кругом проблем необходимо рассмотреть следующие возможные подходы к их решению: учебно-методические и психологические.
Учебно-методическое:
- С первого дня обучения необходимо четко объяснить студентам учебный план, общие и промежуточные цели и задачи;
- Необходимо ставить конкретные задачи (например, что нужно выучить, с чем достаточно ознакомиться, что будет и чего не будет на экзамене и т.д. Такой подход в значительной степени экономит время и силы студентов);
- Не использовать слишком много пособий и материалов, делая их обязательными для учеников, так как нехватка часов в классе и времени дома не позволяет отвлекаться на разнообразные материалы, нужно отдавать предпочтение «точечным» заданиям;
- Внедряйте современные методы обучения: образовательные _
платформы, используйте подкасты, презентации, онлайн-тесты. ■
Сами студенты могут использовать программы, установленные на гаджетах. Студенты могут подписываться на профильные группы в социальных сетях, на рассылки различных изданий и использовать различные современные виды погружения в изучаемые темы;
- Заранее информировать о тестах, датах экзаменов, стажировках, круглых столах, мероприятиях и т.д.
- Объяснить важность и необходимость изучения некоторых тем, которые могут показаться студентам неважными или ненужными;
- Мотивировать к участию в научных и творческих мероприятиях (научные конференции, семинары, дискуссионные клубы и др.).
Психологические подходы:
- Необходимо учитывать и эмоциональное состояние студентов в зависимости от курса: если на 1 курсе нужно больше объяснять и контролировать, то на 2 курсе - больше контролировать и мотивировать, а на 3 курсе - мотивировать и помогать студентам найти возможность применить свои знания на практике;
- Очно или заочно важно контролировать выполнение отстающими учениками дополнительных заданий, тем самым показывая им, что если они пытаются исправить ситуацию, то у них есть для этого все возможности;
- Желательно, чтобы группа занималась с одним преподавателем более года, тогда становится возможным проследить динамику развития учеников, а значит, можно выстроить более подходящий подход к группе и к каждому в отдельности;
- Необходимо регулярно беседовать со студентами о трудностях, с которыми они сталкиваются, и задачах, которые перед ними стоят.
Например, где-то на 2-м курсе студенты часто разочаровываются в своей специальности. На 3-м курсе студенты испытывают апатию, сожаление об упущенных возможностях, падение интереса и моральную усталость - это большая психологическая проблема для многих студентов, и мы должны постараться повысить их мотивацию в этот сложный период. Согласно исследованиям Е.Г. Королевой из Гродненского государственного медицинского университета, сами студенты вузов объясняют отсутствие мотивации ленью, усталостью и нехваткой времени (чаще всего это касается 1-го курса) [3]. А исследователи Б.Е. Фишман и Н.В. Гольцова в журнале «Фундаментальные исследования» пишут об «эмоциональном выгорании студентов» [4].
- Поддержание баланса между дисциплиной, сплоченностью, взаимопомощью, коллективизмом, чувством группы, лидерством преподавателя, демократией и авторитарным управлением группой.
уута
_
Без этого баланса очень сложно добиться эффективности в обучении;
- Более индивидуальный подход к студентам, постоянная кураторская и тьюторская поддержка. По возможности полезно попытаться вникнуть в личность студента, и если уровень его учебы снизился, постараться выяснить, что к этому привело и как можно помочь исправить ситуацию.
Что традиционно мотивирует ученика к обучению?
- Хорошие оценки как бонус за успехи в учебе;
- Одобрение со стороны окружающих;
- Ощущение собственной сообразительности и успешности;
- Поощрения со стороны родителей и учителей;
- Перспектива вырваться вперед или догнать сверстников (биологическое желание быть лучше в условиях конкуренции);
- Страх оказаться хуже всех, разочаровать близких и учителей;
- Предсказания будущего успеха или неудачи в жизни и карьере;
- Радость обучения и самосовершенствования;
- Возможность самореализации.
Отдельно стоит упомянуть о новых вызовах, которые делают проблему мотивации студентов еще более актуальной, таких как пандемия соу1^19 и связанный с ней переход на дистанционное или он-лайн-образование. Для педагогов всего мира, от начальных школ до университетов, дистанционное обучение превратилось из модной формы обучения в насущную необходимость на какое-то время.
В дистанционном образовании мотивация - самый важный путь к дистанционному обучению. У дистанционного обучения есть свои нюансы. Студент не может сравнивать свои достижения с достижениями других студентов. Он как бы замкнут в своем собственном он-лайн-пространстве. Единственный критерий успеха - результат оценки преподавателя. Иногда это просто количество баллов, набранных на тесте. Но для студента важна и более подробная характеристика его ответа. Здесь дистанционное обучение имеет значительные преимущества перед обычными очными занятиями, где преподаватель и ученик ограничены временем урока, и учитель просто не успевает дать качественную оценку стараниям ученика. В онлайн-школе это возможно. Ни учитель, ни ученик не ограничены во времени. Важную роль играет диалог между учителем и учеником, письменное и устное онлайн-общение. Студенту необходимо получать качественную обратную связь. Это еще больше стимулирует его.
Какие внутренние мотиваторы можно использовать? Например, можно объяснить ученику, что получение знаний необходимо для осуществления мечты; это делает человека независимым; расширяет
пространство его существования; поможет наити свое место в жизни; научит быть счастливым и принесет человеку уверенность в себе, радость, счастье.
Факторы, которые могут способствовать мотивации:
- Верьте в себя (Я могу это сделать! Я достигну высокого уровня! Я заставлю себя сделать это! Я поИду до конца!).
- Осознание своих способностей как недостаточно развитых. Мое незнание - постоянный стимул к развитию (я все еще не могу решить эту проблему, нужны дополнительные знания! Я все еще не могу написать сочинение на должном уровне, но я хочу научиться!)
- Компетентная похвала.
Роль педагога в формировании мотивации велика. Преподаватель должен оказывать существенное влияние на развитие мотивации к обучению. Для формирования положительной мотивации он должен интересоваться делами и учебой ученика, стараться дополнительно помочь или повторно объяснить материал тому, кто что-то не понял на уроке, контролировать, направлять каждого ученика, который идет на контакт и нуждается в таком контроле, чаще хвалить ученика за успехи, тем самым давая мощный стимул двигаться дальше.
Библиографический список
1. Лазарева О.П. «Проблема мотивации студентов вуза к обучению» / Педагогические науки, 2016.
2. Сорокина Е.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям воспитательной работы в вузе / Е.И. Сорокина, Л.Н. Маковкина. - Текст: прямой // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015.
3. Королева Е.Г. Проблема выживаемости знаний студентов / Журнал Гродненского государственного медицинского университета, 2013. № 2.
4. Фишман Б.Е., Гольцова Н.В. Реальность эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа // Фундаментальные исследования, 2014. № 9-12. С. 2774-2778.
References
1. Lazareva O.P. "The problem of motivating university students to study" / Pedagogical Sciences, 2016.
2. Sorokina E.I. Psychological problems of adaptation of students to the conditions of educational work at a university / E.I. Sorokina, L.N. Makovkina. - Text: direct // Psychological sciences: theory and practice: materials of the IV International. scientific conf. (Moscow, November 2015). - Moscow: Buki-Vedi, 2015.
3. Koroleva E.G. The problem of survival of students' knowledge / Journal of the Grodno State Medical University, 2013. № 2.
4. Fishman B.E., Goltsova N.V. The reality of emotional burnout among medical college students // Fundamental Research, 2014. № 9-12. Р. 2774-2778.