Научная статья на тему 'Мотивация в обучении студентов в современном образовательном процессе'

Мотивация в обучении студентов в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мотивация в обучении / психолого-педагогические проблемы / учебный процесс / высшее образование / пандемия COVID-19 / motivation in learning / psychological and pedagogical problems / educational process / higher education / COVID-19 pandemic

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сапата Руис Т.А.

В статье поднята тема важности получения высшего профессионального образования в современном мире, который немыслим без стремительного научно-технического развития и прогресса в различных областях знаний и предъявляет высокие требования к квалификации и уровню образования современных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation in teaching students in the modern educational process

The article raises the topic of the importance of obtaining higher professional education in the modern world, which is unthinkable without rapid scientific and technological development and progress in various fields of knowledge and places high demands on the qualifications and level of education of modern specialists.

Текст научной работы на тему «Мотивация в обучении студентов в современном образовательном процессе»

Сапата Руис Т.А.

Старший преподаватель. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Мотивация в обучении студентов в современном образовательном процессе

Современный мир немыслим без стремительного научно-технического развития и прогресса в различных областях знаний которые требуют специалистов с высоким уровнем образования и качественной профессиональной подготовки. Это касается не только научно-технической, но и естественно-прикладной и гуманитарной сфер. Все это делает высшее образование престижной и крайне привлекательной целью для молодых людей. И если раньше значительная часть из них соглашалась пойти по стопам своих родителей, не все из которых имели высшее образование, и заняться менее квалифицированным трудом, то сегодня привлекательность мегаполисов с их многочисленными карьерными возможностями заставляет молодых людей использовать учебу в университете как социальный лифт для дальнейшего карьерного роста. К сожалению после поступления в вуз многие студенты сталкиваются с проблемой полного отсутствия мотивации к обучению или демотивированы в процессе учебы, что часто приводит к низкому уровню качества их обучения, а иногда заставляет их прерывать учебу на время академического отпуска или полностью отказываться от нее.

Если получение среднего образования в большинстве стран является обязательным, и сами студенты фактически не могут полностью избежать этой обязанности, то высшее образование - это дорогая и элитарная форма развития человеческой личности, которая изначально предполагает максимальное вложение всего умственного, творческого и физического потенциала со стороны человека, решившего посвятить несколько лет получению высшего образования. Кроме того, в большинстве стран это еще и очень дорогой вид социального лифта, требующий от студента огромных финансовых затрат. Демотивация в этом случае оказывается пустой тратой денег, а не инвестицией, которую следует делать в формирование человеческой личности.

Для самих студентов, их семей и преподавательского состава

университетов подобные сценарии личностного кризиса становятся ■

проблемой, требующей комплексного подхода к ее исчезновению.

Для молодого человека решение о необходимости получения высшего образования часто рождается под влиянием родителей, семьи, близкого окружения и школы. Хорошо, если это решение совпадает с самой потребностью молодого человека в саморазвитии и приобретении новых профессиональных знаний. Однако зачастую такое решение приходит извне и навязывается, и молодым людям 17-18 лет - возраста поступления в вузы, довольно сложно разобраться, действительно ли он хочет получить высшее образование и какую профессию выбрать.

Оказавшись в стенах университета, молодые люди понимают, что до успешной карьеры им еще далеко, и в ближайшие годы им придется много работать, получать знания, не получая зарплату, а зачастую просто оплачивая свое обучение или беря на него кредит. При поступлении в вуз многие молодые люди сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия или недостаточной мотивации к обучению, либо демотивируются в процессе учебы, что зачастую приводит к очень низкому уровню качества их обучения, а иногда вынуждает их прерывать учебу на академический отпуск или вовсе бросать вуз.

Почему же у многих студентов отсутствует мотивация к учебе или она исчезает в процессе обучения?

Проблема мотивации приобретает важную роль, когда мы говорим о мотивации в учебной деятельности. Учебная деятельность студентов характеризуется сочетанием различных мотивов и зависит от: выбора учебного заведения системой образования, на базе которого осуществляется учебная деятельность; организации учебного процесса; субъективных характеристик студента (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень стремлений, самооценка и т.д.); субъективных характеристик преподавателя и, прежде всего, системы его отношений к студенту и его профессиональной деятельности; специфики предмета, мотивации студентов и т.д.

Мотивация учащихся является важным структурным компонентом учебной деятельности.

В связи с этим стоит выделить основные учебно-методические проблемы:

- переход "школа-университет"

Как отмечают авторы Е.И. Сорокина и Л.Н. Маковкина в своей работе «Психологические проблемы адаптации студентов к условиям учебной работы в вузе»: слабая преемственность между средним

и высшим образованием, своеобразие методики и организации учеб_

■ ного процесса в вузе, большой объем информации отсутствие навы-

ков самостоятельной работы вызывает большое эмоциональное напряжение, что часто приводит к разочарованию студентов в выборе будущей профессии [2].

- Больше свободы, отсутствие контроля;

- Непонимание процесса обучения в университете;

- Непонимание студентами формы их взаимодействия с преподавателями;

- Отделение многих учителей от учеников, отстраненность;

- Проблемы, связанные с расстоянием до университета, бытовые проблемы, финансовые и т.д.;

- Проблема различий в сложности материала от курса к курсу.

Кроме того, стоит выделить психологические проблемы:

- Сложно добираться до университета после школы;

- Прохождение в период обучения в университете процесса формирования личности;

- Первые этапы взросления: получение водительских прав, попытки строить отношения с противоположным полом, зарабатывать деньги, участвовать в социальной и политической жизни, участвовать в волонтерских, студенческих и общественных организациях, путешествовать с родителями и др;

- Поиск себя и попытки понять, правильно ли человек выбрал вуз или специальность;

- Разочарование в выбранной специальности / смена специальности / уход из университета на определенный период (академический отпуск) или полный отказ от учебы.

В связи с указанным кругом проблем необходимо рассмотреть следующие возможные подходы к их решению: учебно-методические и психологические.

Учебно-методическое:

- С первого дня обучения необходимо четко объяснить студентам учебный план, общие и промежуточные цели и задачи;

- Необходимо ставить конкретные задачи (например, что нужно выучить, с чем достаточно ознакомиться, что будет и чего не будет на экзамене и т.д. Такой подход в значительной степени экономит время и силы студентов);

- Не использовать слишком много пособий и материалов, делая их обязательными для учеников, так как нехватка часов в классе и времени дома не позволяет отвлекаться на разнообразные материалы, нужно отдавать предпочтение «точечным» заданиям;

- Внедряйте современные методы обучения: образовательные _

платформы, используйте подкасты, презентации, онлайн-тесты. ■

Сами студенты могут использовать программы, установленные на гаджетах. Студенты могут подписываться на профильные группы в социальных сетях, на рассылки различных изданий и использовать различные современные виды погружения в изучаемые темы;

- Заранее информировать о тестах, датах экзаменов, стажировках, круглых столах, мероприятиях и т.д.

- Объяснить важность и необходимость изучения некоторых тем, которые могут показаться студентам неважными или ненужными;

- Мотивировать к участию в научных и творческих мероприятиях (научные конференции, семинары, дискуссионные клубы и др.).

Психологические подходы:

- Необходимо учитывать и эмоциональное состояние студентов в зависимости от курса: если на 1 курсе нужно больше объяснять и контролировать, то на 2 курсе - больше контролировать и мотивировать, а на 3 курсе - мотивировать и помогать студентам найти возможность применить свои знания на практике;

- Очно или заочно важно контролировать выполнение отстающими учениками дополнительных заданий, тем самым показывая им, что если они пытаются исправить ситуацию, то у них есть для этого все возможности;

- Желательно, чтобы группа занималась с одним преподавателем более года, тогда становится возможным проследить динамику развития учеников, а значит, можно выстроить более подходящий подход к группе и к каждому в отдельности;

- Необходимо регулярно беседовать со студентами о трудностях, с которыми они сталкиваются, и задачах, которые перед ними стоят.

Например, где-то на 2-м курсе студенты часто разочаровываются в своей специальности. На 3-м курсе студенты испытывают апатию, сожаление об упущенных возможностях, падение интереса и моральную усталость - это большая психологическая проблема для многих студентов, и мы должны постараться повысить их мотивацию в этот сложный период. Согласно исследованиям Е.Г. Королевой из Гродненского государственного медицинского университета, сами студенты вузов объясняют отсутствие мотивации ленью, усталостью и нехваткой времени (чаще всего это касается 1-го курса) [3]. А исследователи Б.Е. Фишман и Н.В. Гольцова в журнале «Фундаментальные исследования» пишут об «эмоциональном выгорании студентов» [4].

- Поддержание баланса между дисциплиной, сплоченностью, взаимопомощью, коллективизмом, чувством группы, лидерством преподавателя, демократией и авторитарным управлением группой.

уута

_

Без этого баланса очень сложно добиться эффективности в обучении;

- Более индивидуальный подход к студентам, постоянная кураторская и тьюторская поддержка. По возможности полезно попытаться вникнуть в личность студента, и если уровень его учебы снизился, постараться выяснить, что к этому привело и как можно помочь исправить ситуацию.

Что традиционно мотивирует ученика к обучению?

- Хорошие оценки как бонус за успехи в учебе;

- Одобрение со стороны окружающих;

- Ощущение собственной сообразительности и успешности;

- Поощрения со стороны родителей и учителей;

- Перспектива вырваться вперед или догнать сверстников (биологическое желание быть лучше в условиях конкуренции);

- Страх оказаться хуже всех, разочаровать близких и учителей;

- Предсказания будущего успеха или неудачи в жизни и карьере;

- Радость обучения и самосовершенствования;

- Возможность самореализации.

Отдельно стоит упомянуть о новых вызовах, которые делают проблему мотивации студентов еще более актуальной, таких как пандемия соу1^19 и связанный с ней переход на дистанционное или он-лайн-образование. Для педагогов всего мира, от начальных школ до университетов, дистанционное обучение превратилось из модной формы обучения в насущную необходимость на какое-то время.

В дистанционном образовании мотивация - самый важный путь к дистанционному обучению. У дистанционного обучения есть свои нюансы. Студент не может сравнивать свои достижения с достижениями других студентов. Он как бы замкнут в своем собственном он-лайн-пространстве. Единственный критерий успеха - результат оценки преподавателя. Иногда это просто количество баллов, набранных на тесте. Но для студента важна и более подробная характеристика его ответа. Здесь дистанционное обучение имеет значительные преимущества перед обычными очными занятиями, где преподаватель и ученик ограничены временем урока, и учитель просто не успевает дать качественную оценку стараниям ученика. В онлайн-школе это возможно. Ни учитель, ни ученик не ограничены во времени. Важную роль играет диалог между учителем и учеником, письменное и устное онлайн-общение. Студенту необходимо получать качественную обратную связь. Это еще больше стимулирует его.

Какие внутренние мотиваторы можно использовать? Например, можно объяснить ученику, что получение знаний необходимо для осуществления мечты; это делает человека независимым; расширяет

пространство его существования; поможет наити свое место в жизни; научит быть счастливым и принесет человеку уверенность в себе, радость, счастье.

Факторы, которые могут способствовать мотивации:

- Верьте в себя (Я могу это сделать! Я достигну высокого уровня! Я заставлю себя сделать это! Я поИду до конца!).

- Осознание своих способностей как недостаточно развитых. Мое незнание - постоянный стимул к развитию (я все еще не могу решить эту проблему, нужны дополнительные знания! Я все еще не могу написать сочинение на должном уровне, но я хочу научиться!)

- Компетентная похвала.

Роль педагога в формировании мотивации велика. Преподаватель должен оказывать существенное влияние на развитие мотивации к обучению. Для формирования положительной мотивации он должен интересоваться делами и учебой ученика, стараться дополнительно помочь или повторно объяснить материал тому, кто что-то не понял на уроке, контролировать, направлять каждого ученика, который идет на контакт и нуждается в таком контроле, чаще хвалить ученика за успехи, тем самым давая мощный стимул двигаться дальше.

Библиографический список

1. Лазарева О.П. «Проблема мотивации студентов вуза к обучению» / Педагогические науки, 2016.

2. Сорокина Е.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям воспитательной работы в вузе / Е.И. Сорокина, Л.Н. Маковкина. - Текст: прямой // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015.

3. Королева Е.Г. Проблема выживаемости знаний студентов / Журнал Гродненского государственного медицинского университета, 2013. № 2.

4. Фишман Б.Е., Гольцова Н.В. Реальность эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа // Фундаментальные исследования, 2014. № 9-12. С. 2774-2778.

References

1. Lazareva O.P. "The problem of motivating university students to study" / Pedagogical Sciences, 2016.

2. Sorokina E.I. Psychological problems of adaptation of students to the conditions of educational work at a university / E.I. Sorokina, L.N. Makovkina. - Text: direct // Psychological sciences: theory and practice: materials of the IV International. scientific conf. (Moscow, November 2015). - Moscow: Buki-Vedi, 2015.

3. Koroleva E.G. The problem of survival of students' knowledge / Journal of the Grodno State Medical University, 2013. № 2.

4. Fishman B.E., Goltsova N.V. The reality of emotional burnout among medical college students // Fundamental Research, 2014. № 9-12. Р. 2774-2778.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.