Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотив / мотивация / студенты / проблематика исследования / motive / motivation / students / research problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банасевич Анастасия Дмитриевна

В статье представлены результаты сравнительного анализа основных понятий и аспектов исследования проблемы мотивации учебной деятельности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS: BASIC CONCEPTS AND PROBLEMS OF RESEARCH

The article presents the results of a comparative analysis of the basic concepts and aspects of the study of the problem of motivation of educational activities of university students.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.4.1 ПЕДАГОГИКА

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Д. Банасевич Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного анализа основных понятий и аспектов исследования проблемы мотивации учебной деятельности студентов вуза.

Ключевые слова: мотив; мотивация; студенты; проблематика исследования

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS: BASIC CONCEPTS AND PROBLEMS OF RESEARCH

A.D. Banasevich Moscow University for the Humanities

Abstract: The article presents the results of a comparative analysis of the basic concepts and aspects of the study of the problem of motivation of educational activities of university students.

Keywords: motive; motivation; students; research problems

В современной психологической и педагогической литературе существует множество определений и аспектов проблемы мотивации учебной деятельности студентов. Цель исследования заключается в осуществлении сравнительного анализа основных понятий и аспектов исследования проблемы мотивации учебной деятельности студентов вуза. Автором осуществлён анализ и выбор обоснований ключевых понятий, которые предложены учёными; их уточнение с целью использования в контексте тематики научной работы и определение сущностных характеристик.

В ходе исследования использовались методы теоретического анализа, в числе которых: метод структурного анализа (выявление совокупности мотивов, составляющих структуру учебной мотивации студентов); метод содержательного анализа (определение совокупности мотивов учебной деятельности студентов и содержательные характеристики каждого из них); метод сравнительного анализа (сопоставление одинаковых аспектов исследования разными авторами учебной мотивации студентов.

Метод систематизации был применен для представления собираемой информации об учебной мотивации студентов в систематизированном виде в форме таблиц, схем, рисунков, которые повышают качество используемых методов теоретического анализа. Метод обобщения позволил обобщить результаты теоретического анализа, обнаружить в многообразии предметов нечто общее, выделить в знаниях объединяющее их общее свойство.

Методология статьи задана логикой сравнительного анализа, суть которой, как отмечает В.З. Юсупов, состоит в её осуществлении «на основе принципов системности с чётко определёнными критериями отбора» (Юсупов, 2022: 226).

Важное значение в ходе исследования играли применяемые эмпирические методы. Опросные методы исследования, нацеленные на получение информации об учебной мотивации студентов со слов респондентов, применялись для сбора большого объема информации, получения обобщенного мнения по изучаемой проблеме. В числе опросных методов использованы: метод анкетирования, который заключался в использовании специально составленной на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой анкеты учебной мотивации студентов; метод наблюдения, позволяющий в условиях совместной учебной деятельности со студентами разных учебных групп собрать сведения о фактах проявления и развития учебной мотивации обучающихся; метод беседы и метод интервью обеспечили получение информации по изучаемой проблеме на основе словесной (вербальной) коммуникации со студентами, используя заранее подготовленные вопросы и фиксируя получаемые ответы.

Для исследования учебной мотивации студентов гуманитарного вуза наиболее существенное значение имеют понятия «мотив», «мотивация» и «учебная мотивация» (Бакшаева, Вербицкий, 2006). В научной литературе существует различное толкование данных терминов. С точки зрения А.Н. Леонтьева мотив - это «побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта (Леонтьев, 1972: 111). И.А. Зимняя характеризует мотив как побуждение к деятельности, вызванное «самостоятельностью и потребностью человека» (Зимняя, 1991: 233). Е.П. Ильин определяет мотив в качестве «потребности, цели, намерения, побуждения и свойства личности, детерминирующие, определяющие поведение человека» (Ильин, 2002: 58). Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. под мотивом учебной деятельности понимают «направленность учащегося на различные стороны учебной деятельности, то есть все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребность, цель, установка, чувство долга, интерес» (Маркова, Орлов, Фридман, 1983: 85). Е.П. Ильин считает, что мотивация - это «психический процесс, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение» (Ильин, 2002: 65). Р.С. Немов определяет мотивацию как сочетание причин психологического характера, раскрывающих поведение человека, которое объясняется его мотивами и мотивацией по отношению к деятельности, которую он выполняет (Немов, 2001: 463).

С точки зрения Н.А. Бакшаевой мотивация представляет собой иерархическую систему мотивов, выступающих осознанными побуждениями деятельности, свойствами личности (Бакшаева, 2006: 184). М.Т. Кочарян отмечает, что мотивация - это описание процессов, активизирующих поведение человека и дающих направление или цель для конкретного поведения (Кочарян, 1978: 33). Под мотивацией учебной деятельности Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. понимают «индивидуальную познавательную деятельность, в процессе которой

обучающийся осваивает предметное содержание и овладевает способами учебных действий». «Учебная мотивация, или мотивация учения, считают они, - это частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность» (Маркова, Орлов, Фридман, 1983: 58). А.В. Белошицкий мотивацию учебной деятельности рассматривает как «совокупность отношений студента к учению (к различным аспектам учебного процесса) как к средству достижения целей обучения, ориентированных на процесс познания (познавательные мотивы), на результат (мотивы достижения), на вознаграждение и на избегание наказаний (прагматические мотивы)» (Белошицкий, 2007: 126).

«Мотивация учебной деятельности, - считает М.В. Ляшенко, - это «совокупность мотивов, формирующих установку на комплекс определенных действий, направленных на достижение результата» (Ляшенко, 2019: 58).

С позиции исследования проблемы динамики учебной мотивации студентов гуманитарного вуза наиболее приемлемыми являются определения мотива как внутреннего побуждение к деятельности, связанного с удовлетворением потребностей субъекта (А.Н. Леонтьев); мотивации как иерархической системы мотивов, выступающих осознанными побуждениями к различным видам деятельности (Н.А. Бакшаева); учебной мотивации как совокупности мотивов, в которых отражается отношение студентов к учению и формируется установку на комплекс определенных действий, направленных на достижение его результата (А.В. Белошицкий, М.В. Ляшенко).

М.В. Овчинников в автореферате диссертации по теме «Динамика учения студентов педагогического вуза и ее формирование» осуществил анализ теоретических подходов в исследовании потребностей и мотивов в психолого-педагогической литературе, которые отнес «к двум направлениям: мотивация является совокупностью всех детерминант поведения (внешних и внутренних, социальных и биологических и т.д.); мотивация имеет процессуальный характер» (Овчинников, 2008: 8). В работе М.В. Овчинникова разграничиваются понятия «познание», «обучение», «учебная деятельность» и «учение», анализируются взгляды отечественных ученых на проблему мотивации учения, приводится классификация мотивов учения; рассматриваются психологические особенности структуры мотивации учения студентов педагогического вуз» (Там же).

Н.А. Павлова в работе «Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза» выделяет общепсихологические аспекты исследования проблемы мотивации студентов, связанные с выражением мотивационного интереса и реализации целей собственной деятельности (Павлова, 2005). Различные подходы учёных к изучению мотивации учитывают закономерность (логичность) и динамику изменения её изменения в студенческом возрасте.

Одним из самых актуальных вопросов высшей школы в настоящее время является возможность формирования положительной учебной мотивации студентов, а также ее правильное применение и поддержание на высоком уровне, поскольку она является одним из наиболее результативных средств формирова-

ния эффективности усвоения, качества воспроизведения и своевременного применения знаний, полученных в ходе учебного процесса.

Достаточно целостное представление и совокупности проблем исследования мотивации учебной работы студентов дают работы М.В. Ляшенко, в которых «уточняется определение мотивации обучающихся и ее составные компоненты, анализируются различные подходы, концепции, дается оценка первоначального уровня мотивации обучающихся и выделяются основные мотивирующие факторы» (Ляшенко, 2019: 53). Изучение учёным составных компонентов мотивации учебной деятельности «привело к следующим результатам: для повышения уровня мотивации учебной деятельности большинство ученых в теории и обучающихся в ходе эксперимента сходятся на мысли о создании учебных рекомендаций с применением актуальных педагогических технологий и современных информационно-коммуникационных средств в процессе обучения» (Там же: 67).

Изучение проблем мотивации учебной деятельности студентов обусловливает необходимость обоснования используемых в нём понятий. Анализ научной литературы даёт основание утверждать, что в ней достаточно часто используется и вполне применимо для нашего исследования определение: мотивация учебной деятельности студента. Это процесс формирования иерархии мотивов, связанных с удовлетворением определённых потребностей и выступающих в качестве осознанных побуждений к осуществлению действий, направленных на достижение результатов учения. Предметом исследования в научных работах чаще всего является понятийный аппарат осуществляемой научной работы; основные этапы изучения учебной мотивации обучающихся; взаимодействие мотивов и потребностей; содержание и классификации мотивов учения; факторы учебной мотивации студентов вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белошицкий А.В. (2007) Детерминанты профессионального развития курсантов // Мир образования — образование в мире. № 1. С. 125-131.

Зимняя И.А. (1991) Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 124 с.

Ильин Е.П. (2002) Мотивация и мотивы, СПб.: Питер. 509 с.

Кочарян М.Т. (1978) Поль Гольбах, М.: Просвещение, 33 с.

Леонтьев А.Н. (1972) Проблемы развития психики. М.: МГУ.

Ляшенко М.В. (2019) Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 1. С. 53-73.

Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. (1983) Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 64 с.

Овчинников М.В. (2008) Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Екатеринбург, 26 с.

Павлова Н.А. (2005) Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского. Ярославль, 24 с.

Юсупов В.З. (2022) Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов вузов // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 226-236.

Банасевич Анастасия Дмитриевна, обучающаяся 2 курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: rstasya@yahoo.com

Banasevich Anastasia Dmitrievna, a 2nd-year undergraduate student in the field of "Psychological and Pedagogical Education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: rstasya@yahoo.com

Для цитирования:

Банасевич А.Д. Мотивация учебной деятельности студентов вуза: основные понятия и социально-психологические проблемы исследования. 2023. № 4. С. 4-8. DOI: https://www.doi.org/ /10.17805/йт^у.2023.4.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.