И.В. Гордеева, канд. биол. наук, доцент, Н.П. Судакова, канд. физ.-мат. наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСК РЕШЕНИЙ
Парадоксальным явлением современной жизни является то, что в социуме, как никогда ранее зависящем от развития фундаментальных и прикладных наук и технологий, интерес к естественнонаучным дисциплинам неуклонно снижается на всех уровнях образования, что является общемировой тенденцией. Данная проблема на протяжении длительного времени обсуждается в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Главной задачей преподавателей естественнонаучных дисциплин становится повышение не только внешней, но и внутренней мотивации учащихся к получению знаний, так как именно внутренняя мотивация является движущей силой, стимулирующей личность прикладывать усилия для достижения поставленных целей. Как показывают результаты зарубежных исследований, изучение любой естественнонаучной дисциплины значимо только для тех учащихся, которые имеют внутреннюю мотивацию, основанную на личностном интересе и любознательности. Как для преподавателей, так и для студентов (в первую очередь это касается студентов колледжей со слабой внешней мотивацией) эффективное изучение естествознания начинается с желания получить ответы на интересующие и важные вопросы о природных объектах, явлениях и современных научных открытиях. Результаты обучения будут более значимыми, если эксперименты, осуществляемые в учебной аудитории, интегрируются с собственным естественнонаучным опытом учащихся за пределами учебного заведения.
Ключевые слова: внешняя мотивация, повышение внутренней мотивации, естественнонаучные дисциплины, учащиеся колледжа, эффективность обучения, образовательный процесс, интерес к науке.
В условиях стремительного научно-технического и научно-технологического прогресса, затрагивающего самые разнообразные сферы человеческой деятельности — от здравоохранения до коммуникаций и бытового сервиса, особую роль приобретает интеллектуальный капитал, ставший поистине фундаментом формирующегося во всем цивилизованном мире «knowledgesociety» — общества знаний, немыслимого без разностороннего, непрерывного, инновационного образования. Однако уже на протяжении нескольких десятилетий в сфере образования на всех его уровнях фиксируется парадоксальная, на первый взгляд, тенденция: повсеместное снижение интереса и уровня подго-
товки учащихся по всем дисциплинам естественнонаучного и математического цикла1. Низкий уровень знаний фундаментальных принципов, законов и теорий, неумение критически воспринимать полученную из недостоверных источников информацию, неспособность обучающихся логически аргументировать полученные выводы вызывают справедливые нарекания преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений2. Вопреки широко распространенному мнению, снижение мотивации к изучению естественнонаучных предметов не является специфически российским феноменом, обусловленным деятельностью Министерства образования и науки, но пред-
дискуссия
журнал научных публикаций
ставляет собой общемировую тенденцию, вызывающую справедливую тревогу в среде педагогического сообщества всех экономически развитых государств. По словам ряда исследователей, «проблемы, связанные со снижением интереса к науке и негативным отношением к последней, давно вышли за пределы образовательных учреждений и требуют осознания всем обществом как в культурном, так и в политическом контексте»3. С. Сьёберг в статье «Science and technology education. Current challenges and possible solutions» утверждает, что во многих европейских странах количество молодежи, планирующей в дальнейшем посвятить свою жизнь научной деятельности, снижается или не возрастает столь быстрыми темпами, как можно было бы ожидать, что обусловлено целым рядом серьезных причин, подробный анализ которых выходит за рамки задач данной работы4. Следует признать, что без повышения мотивации как к самому учебному процессу, так и к изучению конкретных предметов общеобразовательной и профессиональной направленности добиться положительных результатов при формировании знаний, умений и навыков будущих специалистов невозможно. Поскольку мотивация у большинства обучающихся в силу разных причин остается крайне низкой, то вопрос о способах и методах ее повышения становится в настоящее время чрезвычайно актуальным и активно обсуждается на страницах журналов, посвященных современным педагогическим технологиям. К сожалению, ни одна из предложенных рекомендаций не может быть признана универсальной по нескольким причинам.
Во-первых, речь нередко идет исключительно о внешней мотивации учащихся (главным образом, студентов вузов), подразумевающей «обдуманное поощрение преподавателем» — дополнительные баллы и другие виды оценок за выполненные задания5. При этом упускается из внимания существование внутренней мотивации — «состояния
или силы, направляющей поведение в сторону достижения конкретной цели»6. Таким образом, на вопрос: «Зачем мне нужно изучать данный предмет или тему?» учащийся слышит ответ: «Если ты это сделаешь, то получишь оценку». То есть процесс получения знаний подменяется симуляцией, а подлинная мотивация — мнимой. Между тем, как полагает М. Сильверман, «наука значима только для тех, кто изучает ее по собственной воле и с инте-ресом»7.
Во-вторых, нередко предлагается повышать мотивацию путем разъяснения учащимся межпредметных связей между базовыми знаниями и будущей профессиональной деятельностью. В частности, Н.И. Бо-циева отмечает, что студенты первого курса медицинского вуза «проявляют очень слабый интерес к изучению физико-математических дисциплин», однако на старших курсах данную тенденцию удается изменить благодаря использованию на лабораторных занятиях современного сложного медицинского оборудования, требующего физических знаний8. Таким образом, проблема мотивации остается открытой по отношению к предметам общеобразовательного цикла, не имеющим непосредственного отношения к будущей профессиональной деятельности.
В-третьих, большинство предлагаемых рекомендаций нацелено на студенческую аудиторию высших учебных заведений, но не соответствует ни уровню подготовки, ни степени психологической зрелости учащихся колледжей в возрасте 15-17 лет, в большинстве своем не мотивированных не только на получение знаний, но и на работу по конкретной специальности, о которой они иногда не имеют никакого представления. В подобной ситуации педагоги нередко ограничиваются исключительно внешней мотивацией студенческой аудитории к участию в учебном процессе — перспективой успешной и досрочной сдачи сессии, более высоких баллов на экзамене и пр. К сожалению, подобное стимулирование неэффектив-
Снижение мотивации к изучению естественнонаучных предметов не является специфически российским феноменом, но представляет собой общемировую тенденцию,
вызывающую справедливую тревогу в среде педагогического сообщества всех экономически развитых государств.
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
но в случае учащихся, зачисленных на коммерческой основе, поскольку последние не получают стипендии и прекрасно осведомлены о сложностях отчисления подобной категории студентов. Кроме того, предметы общеобразовательного цикла, изучаемые на первом курсе и не связанные с формированием профессиональных компетенций, такие как литература, история, естествознание, воспринимаются значительной частью контингента как «неизбежное зло», не имеющее практической ценности, особенно для учащихся таких специальностей, как «Бухгалтерский учет», «Банковское дело» и «Коммерция».
Возможно ли в таком случае вообще успешное изучение непрофильных дисциплин учащимися колледжа? Под «успешным изучением» в данном случае подразумеваются не хорошие оценки и не высокий уровень знаний, которые можно было бы применить на практике, а формирование общих базовых представлений, например, в случае естествознания, об основных природных процессах и закономерностях, которые изучаются в рамках школьной программы, но остаются неосвоенными. Безусловно, возможно. Но необходимо учесть, что единственным фактором, определяющим мотива-
цию к обучению, в данном случае является только и исключительно интерес, а не поставленные цели или потребность в знаниях. М. Сильверман утверждает, что «эффективное обучение начинается с осознания того, что желание найти ответы на личностно значимые вопросы о природных явлениях является сильнейшим стимулом к изучению науки»9 (в данном случае под понятием «science» подразумеваются исключительно науки о природе).
Отсутствие профессиональных компетенций в стандартах дисциплины «Естествознание» для колледжа, с одной стороны, затрудняет внешнюю мотивацию, но с другой — дает преподавателям своего рода «возможности для маневра» в рамках учебной программы. Как известно, стандартная схема изучения конкретной темы начинается с основной терминологии, затем рассматриваются формулы (например, по физике или химии), после чего следуют решение задач и, наконец, лабораторные работы. При подготовке в вузе технических специалистов подобная схема себя успешно зарекомендовала, но не всегда следует распространять ее на шестнадцатилетних подростков, далеких от современных технологий. В зарубежной педагогической практике сформировался
дискуссия
журнал научных публикаций
термин «instructional congruence», кото- чаются, но поощряется поиск новых при-
рый подразумевает гармонию, соответствие меров с использованием всех доступных
между повседневным жизненным опытом источников информации, хотя «написание»
и культурой обучающихся и изучаемым рефератов не приветствуется ввиду бес-
предметом10. Первоначально данное понятие, легшее в основу целой педагогической технологии, было сформулировано для условий мультинациональных и мультиконфессиональ-ных классов в школах США, однако в дальнейшем стало успешно применяться за пределами данной страны и не только в средних школах. Суть данной методики заключается в том, что изучение какого-либо явления или процесса начинается не с теоретической, а с практической части — достаточно эффектного эксперимента (не обязательно сложного, но зрелищного), который требует сначала описания, затем — объяснения с привлечением дополнительных примеров из повседневного опыта студенческой аудитории и только в финале — теоретического обобщения, то есть процесс познания осуществляется от эмпирического уровня к теоретическому.
Можно упрекнуть подобный подход в некоторой «примитивизации» науки, «подстройке» под снижающийся уровень знаний учащихся и некоем стремлении преподавателя облегчить для себя учебный процесс. Но следует учесть, что проведение занятий подобного типа требует от педагога не меньших, а нередко и больших усилий, нежели при автоматическом пересказе одних и тех же конспектов лекций, так как приходится учитывать особенности конкретной аудитории (включая гендерный состав и уровень знаний). Кроме того, визуальная информация, особенно если учащиеся принимают непосредственное участие в демонстрации опытов, воспринимается, как правило, лучше, нежели звуковая, и легче усваивается. Нужно отметить, что проведение подобного типа занятий позволяет также экономить время, что подтверждается зарубежными исследованиями и немаловажно в условиях перманентного сокращения числа аудиторных занятий. Домашние задания не исклю-
«Эффективное обучение начинается с осознания того, что желание найти ответы на личностно значимые вопросы о природных явлениях является сильнейшим стимулом к изучению науки».
смысленности подобной процедуры, по крайней мере, в отношении несовершеннолетних подростков.
Безусловно, подобная технология не может быть рекомендована в качестве панацеи для повышения внутренней мотивации учащихся к получению знаний и неприменима при формировании профессиональных компетенций в высших учебных заведениях, но может рассматриваться как частный, хорошо себя зарекомендовавший метод обучения непрофильным, но, тем не менее, важным для повышения общекультурного уровня дисциплинам, поскольку в данном случае персональная заинтересованность является единственным стимулом не просто к посещению занятий, но и к активному участию в учебном процессе. Во всяком случае, 80% учащихся колледжа Уральского государственного экономического университета, посещавших занятия по естествознанию на протяжении всего учебного года, отметили, что им «было интересно» и они «изучали данный предмет с удовольствием», а несколько человек приняли решение сдавать ЕГЭ по физике, химии и биологии для дальнейшего поступления в технические и медицинские вузы. Таким образом, следует признать, что поставленная цель повышения внутренней мотивации студентов к изучению естественнонаучной дисциплины достигается, хотя конкретные технологии и формы организации занятий требуют дальнейшего развития и совершенствования с учетом перманентного научно-технического прогресса.
у
Литература
1. Баранова И.М., Мащенко Т. А. Проблема неоднородности знаний и мотиваций студентов в образовательном пространстве высшей школы // Дискуссия. 2017. № 6. С. 80-85.
2. Вощукова Е.А. Опыт использования междисциплинарной интеграции для повышения мотива-
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций «
ции к изучению физики // Дискуссия. 2017. № 6. С. 95-100.
3. Bartrom L., Rose W. Student attitude toward science as a function of use and non-use of cell phone apps in high school chemistry classes // International Journal of Secondary Education. 2017. No. 5 (2). P. 22-29.
4. Sjoberg S. Science and technology education. Current challenges and possible solutions // Innovations in Science and Technology Education. 2002. Vol. VIII. P. 296-307.
5. Мамаева Н.А. Новые образовательные технологии и качество подготовки специалистов // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2011. № 2. С. 154-158.
6. Mubeen S., Reid N. The measurement of motivation with science students // European Jour-
nal of Educational Research. 2014. Vol. 3, no. 3. P. 129-144.
7. Silverman M. Motivating students to learn science: a physicist's perspective // Creative Education. 2015. No. 6. P. 1982-1992.
8. Боциева Н.И. Педагогические технологии формирования профессиональных компетенций при изучении естественнонаучных дисциплин // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 49-53.
9. Silverman M. Motivating students to learn science: a physicist's perspective // Creative Education. 2015. No. 6. P. 1982-1992.
10. Zain A., Samsudin M., Rohandi R. Imroving student's attitudes toward science using instructional congruence // Journal of Science and Mathematics Education in Southern Asia. 2010. Vol. 33, no. 1. P. 39-64.
MOTIVATION OF COLLEGE STUDENTS TO LEARN NATURAL SCIENCE: PROBLEMS AND SOLUTION SEARCH
I.V. Gordeyeva, Candidate of Biology, Docent, N.P. Sudakova, Candidate of Physics and Mathematics, Docent, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
A paradox of our times is that while modern society depends on science and technological discoveries and inventions as never before, the interest in natural science and attitude towards them are diminishing at all levels of education and that is a long-term trend. This problem is discussed in pedagogical literature throughout the world. The main task of science education teachers is to raise not only extrinsic but intrinsic students'motivation towards learning, which is an inner force activating and providing behavior towards achievement of a goal. As numerous experiences in teaching science evidence, any science is meaningful only for those who are motivated to study it by their interest and curiosity. Effective science learning starts with recognition that for teachers and for students the desire to find answers to interesting and meaningful questions about natural subjects, phenomena and modern scientific discoveries is the strong stimulation to study natural sciences. The result of learning would be more effective if efforts were made to integrate science studied in classes with science-related experiences out of colleges (or schools). Keywords: extrinsic motivation, increase of intrinsic motivation, scientific disciplines, college students, effectiveness of learning, educational process, interest in science.
References
1. Baranova I.M., Mashhenko T.A. Problema neodnorodnosti znanij i motivacij studentov v obrazovatel'nom prostranstve vysshej shkoly [The problem of heterogeneity of knowledge and motivation of students in educational space of higher school] // Diskussija. 2017. № 6. S. 80-85.
2. Voshhukova E.A. Opyt ispol'zovanija mezh-disciplinarnoj integracii dlja povyshenija mo-tivacii k izucheniju fiziki [Experience in the
use of interdiscipli-nary integration to improve motivation to learn physics] // Diskussija. 2017. № 6. S. 95-100.
3. Bartrom L., Rose W. Student attitude toward science as a function of use and non-use of cell phone apps in high school chemistry classes // International Journal of Secondary Education. 2017. No. 5 (2). P. 22-29.
4. Sjoberg S. Science and Technology Education. Current Challenges and Possi-ble Solutions //
Innovations in Science and Technology Education. 2002. Vol.VIII. P. 296-307.
5. Mamaeva N.A. Novye obrazovatel'nye tehnologii i kachestvo podgotovki specialistov [New educational technologies and quality of specialists training] // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehni-cheskogo universiteta. 2011. № 2. S. 154-158.
6. MubeenS., ReidN. The measurement of motivation with science students // European Journal of Educational Research. 2014. Vol. 3. No. 3. P. 129-144.
7. Silverman M. Motivating students to learn science: a physicist's perspective // Creative Education. 2015. No. 6. P. 1982-1992.
8. Bocieva N.I. Pedagogicheskie tehnologii for-mirovanija professional'nyh kompetencij pri izu-chenii estestvennonauchnyh discipline [Pedagogical technologies of professional competences formation during the study of natural science] // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2013. № 10. S. 49-53.
9. Silverman M. Motivating students to learn science: a physicist's perspective // Creative Education. 2015. No. 6. P. 1982-1992.
10. Zain A., Samsudin M., Rohandi R. Imroving student's attitudes toward science using instructional congruence // Journal of Science and Mathematics Education in Southern Asia. 2010. Vol. 33. No. 1. P. 39-64.