Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1179
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / управление / мотивация / образовательная деятельность / типологии обучающихся / дидактические работники / студенты / потребности / мотивы / higher education / management / motivation / educational activities / typologies of students / didactic workers / students / needs / motives

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нижнева-Ксенофонтова Надежда Леонидовна, Нижнева Наталья Николаевна, Ксенофонтов Владислав Анатольевич

В статье анализируется содержание понятия «мотивация». Существующая система высшего образования охватывает обширный сегмент общества. В эту сферу вовлечены значительные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы. В Беларуси функционируют десятки учреждений высшего образования, в которых работают высококвалифицированные кадры. На первый план выходят вопросы изучения проблемы мотивации как персонала кафедр учреждений высшего образования, так и обучающихся. Мотивация преподавателей, которые везде в цивилизованном мире считаются интеллектуальной элитой страны, зависит тоже от ряда факторов: условий и возможностей научного развития. В предлагаемой статье рассматривается мотивация познавательной деятельности обучающихся как важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов в высшей школе; описываются типологии обучающихся с учетом различных подходов; раскрывается ряд факторов, которые усложняют процесс практического развертывания мотивации; описывается модель пяти приоритетов мотивов поведения; анализируется проблема управления мотивацией с использованием рычагов мотивации по группам приоритетов. Понимание и применение на практике системы мотивации студентов приведет не только к общему повышению эффективности организации, но и к удовлетворенности работой педагогического коллектива, улучшению психологического климата, общего настроя как студентов, так и преподавателей и, как следствие, к улучшению качества образовательной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нижнева-Ксенофонтова Надежда Леонидовна, Нижнева Наталья Николаевна, Ксенофонтов Владислав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS IN UNIVERSITY: KEY QUESTIONS

The article analyzes the content of the concept of "motivation". The existing system of higher education covers a wide segment of society. Significant human, financial and material and technical resources are involved in this area. Dozens of institutions of higher education function in Belarus, employing highly qualified teaching staff. The issues of studying the problem of motivation of both the personnel of the departments of higher education institutions and students come to the fore. The motivation of teachers, who are considered the country's intellectual elite everywhere in the civilized world, also depends on a number of factors: conditions and opportunities for scientific development. The proposed article examines the motivation of the cognitive activity of students as the most important condition for improving the quality of training of specialists in higher education; describes the typology of students, taking into account different approaches; reveals a number of factors that complicate the process of practical deployment of motivation; the model of five priorities of behavior motives is described; the problem of motivation management using motivation levers according to priority groups is analyzed. Understanding and applying in practice the student motivation system will lead not only to a general increase in the efficiency of the organization, but also to satisfaction with the work of the teaching staff, an improvement in the psychological climate, the general mood of both students and teachers and, as a consequence, to an improvement in the quality of educational activities in general.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.126 UDC 378.126

Нижнева-Ксенофонтова Надежда Леонидовна*

Доктор гуманитарных наук в области языкознания, Белорусский государственный университет Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. К. Маркса, д. 31, тел.: +375173651069, e-mail: nadnikolaeva@bk.ru

Нижнева Наталья Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор, Белорусский государственный университет Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. К. Маркса, д. 31, тел.: +375173651069, e-mail: nizhneva_nn@mail.ru

Ксенофонтов Владислав Анатольевич

Доцент, кандидат философских наук, Белорусский государственный университет Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. К. Маркса, д. 31, тел.: +375173651069, e-mail: nadnikolaeva@bk.ru

Nizhneva-Ksenofontova Nadezhda Leonidovna

Grand Ph.D (Philology), Belarusian State University, Minsk, Belarus

Nizhneva Nadezhda Nikolaevna

Grand Ph.D. (Education), Belarusian State University, Minsk, Belarus

Ksenofontov Vladislav Anatolyevich

Ph.D. (Philosophy), Belarusian State University, Minsk, Belarus

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ MOTIVATION OF STUDENTS IN UNIVERSITY: KEY QUESTIONS Аннотация

В статье анализируется содержание понятия «мотивация». Существующая система высшего образования охватывает обширный сегмент общества. В эту сферу вовлечены значительные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы. В Беларуси функционируют десятки учреждений высшего образования, в которых работают высококвалифицированные кадры. На первый план выходят вопросы изучения проблемы мотивации как персонала кафедр учреждений высшего образования, так и обучающихся. Мотивация преподавателей, которые везде в цивилизованном мире считаются интеллектуальной элитой страны, зависит тоже от ряда

© Нижнева-Ксенофонтова Н. Л., Нижнева Н. Н., Ксенофонтов В.А., 2020

факторов: условий и возможностей научного развития. В предлагаемой статье рассматривается мотивация познавательной деятельности обучающихся как важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов в высшей школе; описываются типологии обучающихся с учетом различных подходов; раскрывается ряд факторов, которые усложняют процесс практического развертывания мотивации; описывается модель пяти приоритетов мотивов поведения; анализируется проблема управления мотивацией с использованием рычагов мотивации по группам приоритетов. Понимание и применение на практике системы мотивации студентов приведет не только к общему повышению эффективности организации, но и к удовлетворенности работой педагогического коллектива, улучшению психологического климата, общего настроя как студентов, так и преподавателей и, как следствие, к улучшению качества образовательной деятельности в целом.

Abstract

The article analyzes the content of the concept of "motivation". The existing system of higher education covers a wide segment of society. Significant human, financial and material and technical resources are involved in this area. Dozens of institutions of higher education function in Belarus, employing highly qualified teaching staff. The issues of studying the problem of motivation of both the personnel of the departments of higher education institutions and students come to the fore. The motivation of teachers, who are considered the country's intellectual elite everywhere in the civilized world, also depends on a number of factors: conditions and opportunities for scientific development. The proposed article examines the motivation of the cognitive activity of students as the most important condition for improving the quality of training of specialists in higher education; describes the typology of students, taking into account different approaches; reveals a number of factors that complicate the process of practical deployment of motivation; the model of five priorities of behavior motives is described; the problem of motivation management using motivation levers according to priority groups is analyzed. Understanding and applying in practice the student motivation system will lead not only to a general increase in the efficiency of the organization, but also to satisfaction with the work of the teaching staff, an improvement in the psychological climate, the general mood of both students and teachers and, as a consequence, to an improvement in the quality of educational activities in general.

Ключевые слова: высшее образование, управление, мотивация, образовательная деятельность, типологии обучающихся, дидактические работники, студенты, потребности, мотивы.

Key words: higher education, management, motivation, educational activities, typologies of students, didactic workers, students, needs, motives.

Введение

В настоящее время человеческий фактор играет ключевую роль в любой организации: эффективное управление человеческими ресурсами обуслоливает рыночную устойчивость организации, успешность ее функционирования, перспективы стратегического развития. В системе высшего образования ценность человеческого фактора возрастает в связи с высоким духовным, интеллектуальным, творческим потенциалом сотрудников [Нижнева-Ксенофонтова, Нижнева 2018а; Нижнева, Нижнева-Ксенофонтова, Ксенофонтов 2018; Nizhneva-Ksenofontova, Nizhneva 2018б; Нижнева-Ксенофонтова, Нижнева, Ксенофонтов 2018; Сергеев 2012].

Существующая система высшего образования охватывает обширный сегмент общества. В эту сферу вовлечены значительные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы. В Беларуси функционируют десятки учреждений высшего образования, в которых работают высококвалифицированные кадры.

Основная часть

Вопросы изучения проблемы мотивации как персонала кафедр учреждений высшего образования, так и обучающихся выходят на первый план. Мотивация преподавателей, которые везде в цивилизованном мире считаются интеллектуальной элитой страны, зависит от ряда факторов: условий и возможностей научного развития (стабильных условий работы, зарплаты, финансирования научных исследований, участия в отечественных и зарубежных научных форумах и стажировках, возможностях публикаций, доступа к новейшей специальной литературе и др.).

Что касается мотивации студентов, то вопрос осложняется тем фактом, что одной из важнейших проблем дидактики1 является также типология обучающихся. В частности, разработаны типологии, которые включают [Охременко 2018]:

- типологию студента по ценностным ориентациям (ориентация на образование, как на профессию, желание реализовать себя в профессии);

- типологию по профессиональной мотивации и отношению к деятельности;

- типологию по характеру деятельности;

- типологию по особенностям адаптации к учебной деятельности в вузе.

Кроме этих типологий также рассматриваются типы студентов: по направленности мотивов их учебной деятельности: направленность на получение профессии; направленность на приобретение знаний; направленность на получение диплома; по типу темперамента [Там же].

Рассматриваются также факторы, которые определяют социально-психологический портрет студента и непосредственно влияют на их успешность обучения. Выделяют две категории факторов [Милорадова 1995]:

1) уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем; это то, с чем студент приходит в вуз. Факторы эти можно и нужно принимать во внимание;

2) организация учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п.; это то, что появляется в процессе обучения, и этим можно и нужно управлять.

При этом, факторы второй категории постепенно становятся первостепенными.

Кроме этого, выделены три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания [Педагогика и психология в высшей школе 2002]. Для первого типа личности характерен комплексный подход к целям и задачам обучения в вузе.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Студенты, имеющие третий тип познавательной деятельности, стремятся усвоить знания и приобрести необходимые навыки только в границах учебной программы. Всё это свидетельствует о том, что обучение в вузе должно носить дифференцированный характер с учетом типологии студентов. Знание типологий студентов поможет преподавателям реализовать индивидуальный подход к каждому из них, и как результат, студенты смогут легче и быстрее преодолевать трудности в учебе, улучшать общение в студенческом коллективе и повышать самооценку.

Такой подход может способствовать решению вопроса автономизации учебной деятельности студентов [Бухтеева 2014: 70], которая предполагает формирование способности к автономии через постепенную передачу внешнего управления к внутреннему самоуправлению своей учебной деятельностью.

Мы остановимся на проблемах мотивации студенческой молодежи, профессиональная подготовка которой в обозримом будущем будет определять облик всех сфер общества и

1 Задача дидактики состоит в обеспечении единства в подходе к учащимся и в выборе содержания, путей и средств учебной работы. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Том I. Москва. Научное издательство «Большая российская энциклопедия». 1993. С. 268. Педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы развития личности студентов и их профессиональной подготовки в вузе. Российская педагогическая энциклопедия [Там же: 119].

даже государства в целом. Учеба в высшей школе характеризуется значительной сложностью, разнообразием видов деятельности и напряженностью. Решение проблем, связанных с мотивацией познавательной деятельности, внедрением современных технологий обучения способствует повышению качества подготовки специалистов в высшей школе, решению задачи инновационного развития страны. Совершенствование системы управления мотивацией студентов в вузах выходит за рамки научных и познавательных проблем и ставится в практическую плоскость как средство повышения качества подготовки специалистов, развития высшего образования в условиях конкурентной среды.

Одним из важных требований к руководителям кафедр, лицам, управляющим учебным процессом, является их умение работать со студенческой молодежью. По существу, это представляет собой управление учебной деятельностью, организацию познавательной деятельности студентов и оказание помощи в овладении избранной специальностью. В настоящее время все более значимыми становятся проблемы управления учебной деятельностью студентов, необходимость понимания внешне скрытых пружин человеческого поведения, использования социально-психологических методов управления процессом овладения специальностью.

Эти методы подразумевают не приказ, не распоряжение участников образовательного процесса, а искусство убеждения, понимание психологии студентов, учет их личностных особенностей.

Существуют различные подходы к определению содержания понятия «мотивация».

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих его к определенным действиям. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковое воздействие со стороны одинаковых сил.

Мотивация рассматривается, как:

- состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации [Уткин 2015];

- побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности [Зайцев 2008: 145; Патрахина, Романчук 2015: 461-464];

- процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности [Сергеев 2012: 75; Патрахина, Романчук 2015: 461-464].

Американский психолог М. Чиксентмихайи для раскрытия сущности мотивации ввел метафору «flow» (поток). Он пишет, что «действия потока» дают возможность человеку сосредоточиться на целях, которые ясны и обеспечивают немедленную обратную связь [Csikszentmihyalyi 1997].

В связи с этим необходимо дать более четкое определение мотивации. Мотивация -внутренний фактор психической и физиологической натуры, сознательный или несознательный, заставляющий действовать, направляющий их на достижение определённой цели; побуждение; повод.

Существует подход, представители которого фокусируют внимание на конкретных внутренних и внешних факторах, заставляющие человека хотеть учиться [Williams, Burden 1997], т. е. мотивации. Поскольку проблема мотивации в современной дидактике не нашла нужного ей места, мы остановимся на этом вопросом более подробно.

Как утверждает С. Д. Резник, «мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную

на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека» [Резник 2009: 127].

Для всестороннего раскрытия понятия «мотивация» необходимо рассмотреть три аспекта этого явления: зависимость деятельности человека от мотивационного воздействия; соотношение внутренних и внешних сил; соотношение мотивации с результатами деятельности человека.

Уточним смысл основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.

Потребности - это «то, что является достаточно общим для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека; то, от чего человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она дает о себе знать и требует своего удовлетворения. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно» [Там же].

Мотив - то, что вызывает определенные действия человека [Давыденко и др. 2007]. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что и как надо сделать. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно разными, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности [Резник 2009: 128].

Поведение человека, как правило, определяется совокупностью мотивов, которые могут находиться в определенном соотношении по степени их воздействия на его поведение, поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.

Мотивирование - «воздействие на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования» [Там же].

В деятельности человека мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности: усилие, настойчивость добросовестность, направленность [Там же: 129].

Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Это зависит от того, насколько он мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести последовательных стадий:

- возникновение потребностей в конкретное время и желание устранить их. Условно потребности можно разделить на физиологические, психологические, социальные;

- поиск путей устранения потребности - путем ее удовлетворения, подавления, игнорирования;

- определение целей (направления) действия. На данной стадии необходимо уяснить: что он должен получить, чтобы устранить потребность; что он должен сделать, чтобы получить то, что желает; в какой мере он может добиться того, чего желает; насколько то, что он может получить, может устранить потребность;

- осуществление действия: студент затрачивает усилия для осуществления действий, которые должны предоставить ему возможность получить что-то, чтобы устранить

потребность. Так как процесс деятельности оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей;

- получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек непосредственно получает либо то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого мотивация к действию либо ослабляется, либо сохраняется, либо усиливается;

- устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает ли устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности [Там же: 130].

Ряд факторов усложняют процесс практического развертывания мотивации это:

- неочевидность мотивов;

- изменчивость мотивационного процесса.

Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности его инициируют. Однако сами потребности находятся в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу, либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. При этом, составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов, поэтому даже при самом глубоком знании мотивов действия человека могут возникать непредвиденные изменения в его поведении и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия;

- разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других [Там же: 130].

Как видим, процесс мотивации очень сложен, существует большое количество теорий мотивации.

Анализ мотивации студента как определенной системы начинается с раскрытия сущности и содержания понятия мотивации, отражающего основные значения:

- формирование базовой системы мотивов поведения индивида, адаптируемой к конкретной ситуации, - воспитание;

- создание благоприятных условий для совершенствования и развития мотивов поведения индивида - инициирование;

- целенаправленное воздействие на сформировавшуюся систему мотивов организационного поведения личности - активизация;

- выявление и исследование внутренних побуждений индивида, обусловивших его конкретное поведение, - мотивирование [Организационное поведение 2008: 149].

Эти проявления существенным образом определяют, насыщают и конкретизируют мотивацию человека в рамках действия общего механизма социальной организации.

Использование спектра мотивов побуждения студента к запланированному действию является важнейшей задачей преподавателей.

Существует модель пяти приоритетов мотивов поведения человека в соответствии с последовательностью реализации его основных потребностей. Приоритетами и связанными с ними мотивами являются:

- обеспечение (безопасность, жизнедеятельность, комфорт, стабильность, развитие);

- изучения (наблюдение, исследование, переживание, ориентация, знание);

- общения (коммутация, состязание, сопереживание, взаимность, объединение);

- действия (мобилизация, созидание, творчество, испытание, достижение);

- признания (принадлежность, имидж, статус, известность, успех) [Там же].

Понимание данной системы позволяет управлять мотивацией с использованием рычагов мотивации по группам приоритетов:

- обеспечения (прогнозы, надежды, планы, уверенность, спокойствие);

- изучения (социальный, индивидуальный, интеллектуальный, профессиональный, карьерный);

- общения (внимания, выделения, сопоставления, признания, уважения);

- действия (сотрудничества, инициативы, инновации, вдохновения, изобретения);

- признания (уровня, должности, власти, положения, отношения) [Там же]. Непосредственный эффект мотивации основан на действии известного закона

результата, отражающего формирование и реализацию в сознании индивида устойчивой связи между его поведением и достижением поставленных целей. Выделяются определяющие формы проявления результативности мотивации. Так непосредственным результатом мотивации каждого студента являются: 1) формирование представления о профессиональной деятельности; 2) определение своего отношения к ней; 3) выработка возможных вариантов реакции; 4) мобилизация необходимых ресурсов для образовательной деятельности; 5) обеспечение адекватности поведения [Там же: 168].

Безусловно, на основе управляющего воздействия со стороны педагогических работников на поведение студентов происходит формирование результата мотивации не только в статике, но и в динамике.

Осмысление студентами результатов собственных действий и происходящих перемен, стимулирующих воздействие со стороны преподавателей, побуждают каждого студента адаптировать сложившуюся мотивацию к изменяющимся условиям, что проявляется: а) в корректировке мотивации; б) в обновлении ориентации; в) в адаптации взглядов и оценок; г) в уточнении занимаемой позиции в учреждении образования; д) в модернизации и мобилизации ресурсного обеспечения; е) в проявлении организационной активности; в повышении уровня развития и др. [Там же: 169].

Важным представляется проведение оценки мотивации в конкретном случае, а также сравнение возможного и идеального состояний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для коррекции системы мотивации в вузах необходимо регулярно делать диагностические срезы, проводить беседы и анкетирование студентов и преподавателей. Обратная связь должна быть регулярной. Полученные результаты должны анализироваться и на основе анализа необходимо проводить комплекс мер по коррекции системы.

В частности, выявлены различия в структуре мотивации получения высшего образования студентами различных групп [Педагогика психология высшей школы 2002]: получить диплом - 4-14 % хотят "бюджетные" студенты; приобрести профессию - 56-62 %; вести научные исследования - 5-15 %; пожить студенческой жизнью - 8-18 %;

добиться материального благополучия стремятся "коммерческие" студенты - 43-53 %; свободно овладеть иностранными языками - 17-41 %; стать культурным человеком - 33-39 %;

получить возможность обучения, работу за границей - 20-29 %; освоить теорию и практику предпринимательства - 10-16 %; добиться уважения в кругу знакомых - 10-13 %; продолжить семейную традицию - 6-9 %.

Заключение

Понимание и применение на практике системы мотивации студентов приведет не только к общему повышению эффективности организации, но и к удовлетворенности

работой педагогического коллектива, улучшению психологического климата, общего настроя как студентов, так и преподавателей и, как следствие, к улучшению качества образовательной деятельности в целом.

Студенты в основном изначально мотивированы на образовательный процесс, поэтому необходимо создать в вузах благоприятные условия для самомотивации личности студента в направлении раскрытия индивидуального творческого потенциала на почве как профессионального, так и личностного развития. Поэтому преподаватели должны постоянно анализировать возможные способы улучшения образовательного процесса с учетом мотивации студентов.

Список литературы

Бухтеева Е. Е. Теоретические аспекты автономизации учебной деятельности // Наука и современность. N 30. 2014. С. 70-73.

Давыденко Т., Гущина Т., Верзунова Л. Система селективного управления научной и инновационной деятельностью // Высшее образование в России. 2007. N 3. С. 105-108.

Зайцев Г., Файбушевич С. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб.: Питер, 2008. 72 с.

Милорадова Н. Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. N 9. С. 25-29.

Нижнева-Ксенофонтова Н. Л., Нижнева Н. Н. Креативная компонента образовательной парадигмы // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов XI Междунар. науч. практ. конф., Минск, 22 ноября 2017 г. / Редкол.: Н.Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. В 7 томах. Том 7. Минск: БГУ, 2018а. С. 44-54. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/190272 (дата обращения: 12.10.2019).

Нижнева Н. Н., Нижнева-Ксенофонтова Н. Л., Ксенофонтов В. А. Педагогическое взаимодействие: условия эффективности // Linguodidactica. Tom XXI. Bialystok. 2018. Р. 221-231.

Нижнева-Ксенофонтова Н. Л., Нижнева Н. Н. Ксенофонтов В. А. Особенности коммуникации в педагогическом коллективе вуза // Linguodidactica. Tom XXII, Bialystok 2018. P. 143-152.

Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2008. 432 с.

Охременко И. В. Психология и педагогика высшей школы. М.: Юрайт, 2018. 189 с.

Патрахина Т. Н., Романчук К. П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. 2015. N 7. С. 461-464.

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.

Резник С. Д. Управление кафедрой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА, 2009. 605 с.

Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 288 с.

Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент: учебник. М.: ЭКМОС, 2007. 145 с.

Csikszentmihyalyi M. Finding Flow. New York: Harper Perennial, 1997. 70 р.

Nizhneva-Ksenofontava N., Nizhneva N. Developing creativity: a new paradigm // Scripta Neophilologica Posnaniensia XVIII. Poznan, 2018б. P. 197-206.

Williams M., Burden R. L. Psychology for LanguageTeachers. Cambridge, 1997. 240 р.

References

Bukhteeva E. E. Teoreticheskie aspekty avtonomizatsii uchebnoi deiatel'nosti [Theoretical aspects of autonomization of educational activities]. Nauka i sovremennost', no.30, 2014, pp.70-73. (In Russ.)

Davydenko T., Gushchina T., Verzunova L. Sistema selektivnogo upravleniia nauchnoi i innovatsionnoi deiatel'nost'iu [The system of selective management of scientific and innovative activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2007, no. 3, pp. 105-108. (In Russ.)

Zaitsev G., Faibushevich S. Upravlenie kadrami na predpriiatii: personal'nyi menedzhment [Human resources management in the enterprise: personal management]. Saint Petersburg, Piter, 2008, 72 p. (In Russ.)

Miloradova N. G. Student v zerkale psikhologii [Student in the mirror of psychology]. Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii, 1995, no. 9, pp. 25-29. (In Russ.)

Nizhneva-Ksenofontova N. L., Nizhneva N. N. Kreativnaia komponenta obrazovatel'noi paradigmy [The creative component of the educational paradigm]. Idei. Poiski. Resheniia: sbornik statei i tezisov XI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ed. N.N. Nizhneva et al. Minsk, BGU, 2018a, vol. 7, pp. 44-54, available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/190272 (accessed 12 October 2019). (In Russ.)

Nizhneva N. N., Nizhneva-Ksenofontova N. L., Ksenofontov V. A. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie: usloviia effektivnosti [Pedagogical interaction: conditions of efficiency]. Linguodidactica, Bialystok, 2018, vol. XXI, pp. 221-231. (In Russ.)

Nizhneva-Ksenofontova N. L., Nizhneva N. N. Ksenofontov V. A. Osobennosti kommunikatsii v pedagogicheskom kollektive vuza [Features of communication in the teaching staff of the university]. Linguodidactica. Bialystok, 2018, vol. XXII, pp. 143-152. (In Russ.)

Organizatsionnoe povedenie [Organizational behavior]: uchebnik dlia vuzov. Ed. G. R. Latfullin, O. N. Gromova. Saint Petersburg, Piter, 2008, 432 p. (In Russ.)

Okhremenko I. V. Psikhologiia i pedagogika vysshei shkoly [Psychology and pedagogy of higher education]. Moscow, Iurait, 2018, 189 p. (In Russ.)

Patrakhina T. N., Romanchuk K. P. Sushchnost' i soderzhanie poniatiia «motivatsiia» v sisteme upravleniia [The essence and content of the concept of "motivation" in the management system]. Molodoi uchenyi, 2015, no. 7, pp. 461-464. (In Russ.)

Pedagogika i psikhologiia vysshei shkoly [Higher education pedagogy and psychology]: uchebnoe posobie. Ed. M. V. Bulanova-Toporkova. Rostov na Donu, Feniks, 2002, 544 p. (In Russ.)

Reznik S. D. Upravlenie kafedroi [Department management]. Moscow, Infra, 2009, 605 p. (In Russ.)

Sergeev A. M. Organizatsionnoe povedenie: Tem, kto izbral professiiu menedzhera [Organizational Behavior: For those who chose the profession of a manager]: uchebnoe posobie. Moscow, Akademiia, 2012, 288 p. (In Russ.)

Utkin E. A. Motivatsionnyi menedzhment [Motivational management]: uchebnik. Moscow, EKMOS, 2007, 145 p. (In Russ.)

Csikszentmihyalyi M. Finding Flow. New York: Harper Perennial, 1997, 70 p.

Nizhneva-Ksenofontava N., Nizhneva N. Developing creativity: a new paradigm. Scripta Neophilologica Posnaniensia XVIII. Poznan, 2018b, pp. 197-206. (In Russ.)

Williams M., Burden R. L. Psychology for Language Teachers. Cambridge, 1997, 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.