Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3746
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ONLINE LEARNING / DISTANT LEARNING / INTERNAL MOTIVATION / EFFICIENCY / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононыхина О. В.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации студентов в условиях массового перехода образования на дистанционное обучение. Проанализированы факторы, влияющие на мотивацию студентов в конкретных условиях. Выявлена большая значимость внутренней мотивации по сравнению с внешней мотивацией. Доказано взаимное влияние мотивации на результаты онлайн обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононыхина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS MOTIVATION IN DISTANT LEARNING

The article deals with the problem of improving students’ motivation under conditions of mass transition to distant learning in pandemic. Factors affecting students’ motivation are analyzed. The internal motivation is defined as the most important compared to external motivation. Mutual influence of motivation and learning achievements are justified.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

О.В. Кононыхина, старший преподаватель

Сибирский государственный университет путей сообщения

(Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-1-107-111

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения мотивации студентов в условиях массового перехода образования на дистанционное обучение. Проанализированы факторы, влияющие на мотивацию студентов в конкретных условиях. Выявлена большая значимость внутренней мотивации по сравнению с внешней мотивацией. Доказано взаимное влияние мотивации на результаты онлайн обучения.

Ключевые слова: онлайн обучение, дистанционное обучение, внутренняя мотивация, эффективность, контроль.

Мотивация студентов важна для всех форм обучения, но особенно при дистанционном обучении. Особенную актуальность проблема мотивации приобрела при массовом переводе образования всех уровней на дистанционный формат в условиях пандемии. С распространением пандемии COVID-19 большинство университетов вынуждены отправить своих студентов домой и перевести их на дистанционное обучение в его различных формах. Преподавателям и студентам пришлось приложить значительные усилия для перестройки процесса обучения. Преподаватели вместе со специалистами в области информационных технологий в университетах по всему миру работали в кризисном режиме и проделали огромную работу по переносу многих курсов и программ в онлайн, особенно в первую волну пандемии. Можно с уверенностью утверждать, что высшее образование подвергается вынужденной трансформации. В связи с этим, возникло много проблем, требующих решения как со стороны общества, государства, так и со стороны педагогического сообщества.

Дистанционное обучение почти всегда осуществляется студентом в одиночестве, и студенты вынуждены мотивировать себя самостоятельно и преодолевать психологические барьеры и препятствия без помощи и поддержки со стороны сверстников и преподавателей. Кроме того, всегда присутствует чувство изоляции, что также

отрицательно влияет на мотивацию к обучению [1, 2, 3].

В ситуации, когда студенту остается только самостоятельно мотивироваться и продолжать свое обучение онлайн, возникает очевидная необходимость понять, какие факторы влияют на мотивацию в дистанционном образовании. Исследования показывают, что мотивация играет решающую роль для успешного обучения в дистанционном формате [4].

Важной задачей является выявление факторов, которые в значительной степени влияют на мотивацию при онлайн обучении.

Существует два основных типа мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация - это внутренние мотивы и потребности студента, его собственная внутренняя движущая сила. Например, студенту интересна определенная тема, она входит в круг его интересов. Напротив, внешняя мотивация обеспечивается внешними участниками, например, преподавателем, похвалившим студента за хорошую работу, или родители, поощряющие успехи и достижения в учебе в виде оценок.

Опыт преподавания онлайн в условиях пандемии, контроль эффективности обучения и беседы со студентами позволил выявить два фактора, влияющих на мотивацию. Первый фактор мы определили как внешний фактор: организация процесса и структура курса. Второй фактор, внутренний: личностные параметры (направленность, интересы и др.). Обе категории мо-

гут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на мотивацию.

Также, данное исследование показало, что внутренняя мотивация является основным компонентом при дистанционном и смешанном обучении и играет более важную роль в мотивации студентов, чем внешняя мотивация.

Процесс обучения и структура курса относится к проектированию самого он-лайн-курса, как с дидактической точки зрения, как курс представлен, так и с педагогической точки зрения. Кроме того, он включает в себя действия и поведение преподавателя при проведении конкретного курса. Эта основная категория может быть дополнительно разделена на подкатегории, которые являются более понятными, а именно: заинтересованность преподавателя, качество обратной связи и сроки, структура конечных и промежуточных целей.

Студенты считают, что участие преподавателя важно для мотивации и что они активно следят за студентами и их успехами, а незаинтересованные преподаватели и студенты отрицательно влияют на мотивацию. Потребность в своевременной и качественной обратной связи для преподавателей также важна для того, чтобы иметь мотивированных студентов. Обратная связь является главной в деятельности преподавателя, и это должна быть качественная и своевременная обратная связь в срок, а не запоздалая оценка, когда студент уже забыл, за что она выставлена. Студенты также заявляют, что сроки и цели играют центральную роль для внутренней мотивации. Чувство движения вперед, прогресса, достижения целей на этом пути является центральным и оказывает большое влияние на мотивацию. Различные цели, поставленные учителем, должны быть достижимы для студентов, обучающихся онлайн. Цели не должны быть нереальными, важно, чтобы цели были достижимыми и ясными, что соответствует теории когнитивной оценки. Структура рассматриваемого курса, ясность инструкций, техническая платформа, все эти факторы очень влияют на мотивацию, в основном отрицательно [5].

Личностные параметры, такие как: интерес к теме, радость от прогресса и личностный рост, более связаны с внутренней мотивацией. Разумеется, есть как положительные, так и отрицательные моменты, влияющие на мотивацию. Студенты утверждают, что возможность свободно планировать учебу, наличие свободного времени, все это положительно влияет на мотивацию. С другой стороны, они заявляют, что стресс, нехватка времени отрицательно влияют на мотивацию. Потребности личности также являются фактором, влияющим на мотивацию. Польза онлайн курса для будущей работы, то есть очевидная связь с реальностью, делают студентов более мотивированными. Удовлетворение и радость от успеха тоже отмечены как положительные факторы для мотивации. Если курс вдохновляющий, связан с личными интересами, приносит радость и удовлетворение от развития своих навыков, то он мотивирует студентов.

Распространенный недостаток, отмечаемый как студентами, так и преподавателями, и который негативно отражается на мотивации, заключается в том, что при дистанционном обучении возникают сложности при организации эффективного интенсивного общения между студентами или преподавателями. Хотя имеются новые технологические инструменты, которые могут помочь, но они часто недоступны или требуют значительных инвестиций.

Исследования показывают, что одной из особо важных проблем является проблема контроля усвоения знаний и умений студентами при дистанционном обучении.

Письменные задания можно выполнять дистанционно и отправлять их на проверку преподавателю. Однако, возникает проблема списывания, использования справочных материалов, гарантии самостоятельного выполнения теста или задания. Возникает потребность мотивации студентов на самостоятельное, без списывания, выполнение заданий.

Списывание или академический обман считается серьезной проблемой в университетских городках более 100 лет [6], а теперь, с развитием текстовых процессоров

и Интернета, обман вошел в цифровую эпоху. Сегодняшние студенты теперь являются частью поколения «копировать и вставлять», в котором нечестное поведение это всего лишь щелчок мышью. С появлением онлайн тестов возможность использования незаконных средств для улучшения оценок вызывает озабоченность [7]. Представление о том, что списывание чаще встречается в дистанционном обучении, было изучено [8], в котором они обнаружили, что 73,8% опрошенных студентов считают, что в онлайн-классе обмануть легче. Исследование [9] с участием 1262 студентов колледжа показало, что академическая нечестность студентов на онлайн-курсах была значительно выше, чем при очном обучении.

Личный опыт авторов свидетельствует о высоком уровне мошенничества при онлайн тестировании в период вынужденного дистанционного обучения в период пандемии. Об этом свидетельствуют присланные на проверку работы с одинаковыми ошибками, переводы, выполненные как под копирку. Преподавателю такой дисциплины, как иностранный язык, это сразу заметно.

Ситуация усугубилась тем обстоятельством, что студенты не смогли выехать в места постоянного проживания и остались в общежитиях на период карантина. Сначала доступ к тестам назначался на длительный период времени, например, на 24 часа. Результаты тестов были очень высокими, с одинаковыми ошибками, что подтверждает наши выводы о том, что тесты выполнялись не самостоятельно. В дальнейшем, доступ к тестам был открыт одновременно и ограниченно по времени. Результаты оказались более соответствующими уровню конкретных студентов, хотя обеспечить и контролировать полную самостоятельность выполнения оказалось невозможным.

У преподавателя может возникнуть соблазн ввести в целях предотвращения мошенничества карательные подходы, такие как контролируемые онлайн-экзамены с идентификацией личности и временные ограничения для онлайн-тестов. Но в действительности, студенты всегда найдут

новые творческие способы обойти введенные вами ограничения и строгие меры.

Один из существующих подходов заключается в том, чтобы не ставить оценки за выполненные работы, а полагаться на самооценку студента. Такой подход нельзя применить ко всем дисциплинам, например, он невозможен в точных технических дисциплинах.

Опыт масштабного дистанционного обучения, полученный в период пандемии, показал, что создать онлайн-тест с защитой от списывания и несамостоятельного выполнения практически невозможно. Студенты склонны обманывать, когда результат важен, или когда их итоговая оценка основана исключительно на промежуточном и заключительном тестах.

Исследования показывают, что хорошие оценки, полученные за списанные работы, значительно снижают мотивацию как самих списавших студентов, так и их одно-группников.

Мотивировать студентов на самостоятельное выполнение заданий могут следующие методы.

Один из способов заключается в том, чтобы разбить большой тест на небольшие еженедельные тесты. Студенты находятся под сильным давлением, стремясь хорошо сдать итоговый тест, который составляет треть или половину их оценки. Вместо этого, уменьшите это давление и, следовательно, желание списывать. Лучше предложить студентам серию еженедельных тестов, равных по весу итоговому экзамену с высокой значимостью. Если студент завалит один или два из еженедельных тестов, еще не все потеряно. Компенсировать низкий балл можно одним из других коротких еженедельных тестов [10].

Соедините эту стратегию с продуманной системой помощи студентам, плохо сдавшим еженедельный тест. Можно предложить дополнительную помощь через онлайн консультации. Учащиеся, которые чувствуют поддержку в обучении, менее склонны к обману.

Скептики могут возразить, что студенты все еще могут испытывать искушение обмануть, например, заплатив кому-то за прохождение их еженедельных тестов. Но,

на самом деле это вызывает дополнительные проблемы, не говоря уже о деньгах. Снизьте давление, и студенты с большей вероятностью пройдут тесты без обмана.

Начинайте и заканчивайте каждое испытание заявлением о честности. В качестве первого вопроса в онлайн-тесте и в качестве последнего попросите студентов подтвердить, что они соблюдают академическую честность. Подчеркните, что вы надеетесь на порядочность и честность при выполнении заданий.

Каждый тест начинайте с четких инструкций: «Вы можете использовать свои конспекты во время прохождения этого теста. Никому не сообщайте свои ответы во время или после теста. Нажимая «Начать», вы соглашаетесь со следующим утверждением: «Я подтверждаю, что это полностью моя собственная работа» [10].

По завершении попросите учащихся подтвердить, что они выполнили его самостоятельно. Такое оформление теста может подтолкнуть учащихся к честности, особенно если вы снизили давление с помощью более коротких и частых тестов.

Добавление короткого открытого вопроса в онлайн-тест требует, чтобы учащиеся не просто выбрали правильный ответ из предложенных. Это может быть короткий открытый тестовый вопрос, оценка которого занимает секунды.

Если вы работали в очном режиме со студентами до введения массового дистанционного обучения, то это тоже поможет в обнаружении списывания и мошенничества при выполнении тестов. Зная уровень каждого студента, можно предположить с высокой уверенностью, самостоятельно ли он выполнил предложенное задание.

Оцените обучение на сетевых дискуссионных форумах. Не упускайте возможности онлайн-форумов как ценного источника обратной связи о том, изучают ли студенты материал.

Не основывайте оценки исключительно на тестах. Некоторые студенты знают ма-

териал курса хорошо, но испытывают стресс при тестировании. Другие не справляются с тестами по причинам, связанным с их культурным происхождением, домашней средой, доступом к надежному интернет-сервису и компьютерам, а также многими другими факторами.

Комбинируйте разные формы контроля. Предоставьте студентам различные способы продемонстрировать свои знания, а не только обычные работы, проекты и домашние задания. Будьте изобретательны. Добавление других форм оценивания позволяет учащимся, которые борются с тревожностью при тестировании, продемонстрировать свои знания другими способами.

Дайте студентам выбор. Предложите им выбрать способ демонстрации своих знаний. Позвольте учащимся решить (когда это возможно), как они могут лучше всего показать свои результаты обучения. Варианты позволяют проявить себя всем студентам и способствуют самостоятельности выполнения задания. Например, письменная работа или видеопрезентация, маркированный список или эссе для анализа прочитанного. Можно предложить студентам выбор между письменной записью из двух абзацев или 90-секундной записью размышлений.

Хорошие результаты обучения в дистанционном формате, продемонстрированные студентами при полностью самостоятельном выполнении контрольных заданий, в свою очередь, неизбежно повысят их уверенность в своих возможностях, а, следовательно, и мотивацию.

Поскольку все мы работаем над улучшением качества онлайн обучения, у нас есть возможность переосмыслить методы, на которые мы опирались годами при очном обучении. Вынужденный переход к масштабному дистанционному обучению показал, насколько актуальна проблема мотивации.

Библиографический список

1. Dickey M. (2004) The impact of web-logs (blogs) on student perceptions of isolation and alienation in a web-based distance-learning environment // Open Learning, 19(3), pp. 279-291. doi:10.1080/0268051042000280138

2. Owens J., Hardcastle L., & Richardson B. (2009) 'Learning from a Distance: The Experience of Remote Students // Journal of Distance Education, 23(3), pp. 53-74.

3. Williams E.A., Duray R., & Reddy V. (2006) Teamwork Orientation, Group Cohesiveness, and Student Learning: A Study of the Use of Teams in Online Distance Education // Journal of Management Education, 30(4), pp. 592-616.

4. Jones, A., &Issroff, K. (2005) Learning technologies: Affective and social issues in computer-supported collaborative learning // Computers & Education, 44(4), pp. 395-408.

5. Китова Е.Т. Эффективное оценивание учебной деятельности студента // Инновации в образовании. - 2020. - №3. - С. 13-20.

6. Anderson, J. Plagiarism, copyright violation and other thefts of intellectual property. -McFarland &Company, Inc., Jefferson, North Carolina 28640. - 1998.

7. Смит Г., Фергюсон Д., Карис М. Преподавание курсов в колледже онлайн или очное. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thejournal.com/Articles/2001/04/01/Teaching-College-Courses-Online-vs-FacetoFace. (дата обращения 07.02.2021).

8. Кинг К., Гайетт Р., Пиотровски К. Онлайн-экзамены и читерство: эмпирический анализ мнений студентов, изучающих бизнес // Интернет-журнал для преподавателей. -2009. -№6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eric.ed.gov/?id=EJ904058(дата обращения 07.02.2021).

9. Ланье М. Академическая честность и дистанционное обучение // Журнал образования в области уголовного правосудия. - 2006. - № 17. DOI:10.1080/10511250600866166

10. Flower D. 7 Ways to Assess Students Online and Minimize Cheating // The chronicles of higher education. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.chronicle.com/author/flower-darby (дата обращения 07.02.2021).

STUDENTS MOTIVATION IN DISTANT LEARNING

O.V. Kononykhina, Senior Lecturer Siberian State Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article deals with the problem of improving students' motivation under conditions of mass transition to distant learning in pandemic. Factors affecting students' motivation are analyzed. The internal motivation is defined as the most important compared to external motivation. Mutual influence of motivation and learning achievements are justified.

Keywords: online learning,distant learning, internal motivation, efficiency, control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.