Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ЗАНЯТИЯМ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ)'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ЗАНЯТИЯМ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Сазонова Анжелика Николаевна

В статье представлены результаты обследования студентов первых курсов вузов Приморского края, обучающихся на программах бакалавриата и специалитета различных направлений подготовки. Результаты анкетирования и анализа научной литературы по проблеме формирования мотивации к научно-исследовательской деятельности использовались для выявления преемственности между общим и высшим образованием на предмет привлечения студентов первых курсов к занятиям исследовательской деятельности и для обозначения особенностей формирования мотивации к таким занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Сазонова Анжелика Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO WORK IN SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES (SURVEY RESULTS)

The article presents the results of a survey of first-year students of universities in Primorsky region, studying undergraduate and specialist programs at various levels of training. The results of the survey and analysis of scientific literature on the problem of the formation of motivation for research activities to identify the continuity between general and higher education in attracting first-year students to subject-research activities and to determine the features of the formation of motivation for such activities.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ЗАНЯТИЯМ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ)»

чиков, которые бы помогали в коммуникационной и социальной среде спортсменам.

Несмотря на все это, уровень физической подготовки футболистов с нарушением слуха показывает выше среднего и соответствует нормативам ФССП. Но хотелось бы в дальнейшем повысить мотивацию спортсменов, выезжая на Всероссийские соревнования, а не участвовать только в пределах своего края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Физическая и техническая подготовленность, психофизиологические особенности глухих и слабослышащих футболистов / И.Н. Калинина, А.А. Тарасенко, А.В. Кобец, В.А. Белова. // Современные вопросы биомедицины. - 2021. -Т. 5, № 3. - URL: https://svbskfmba.ru/arkhiv-nomerov/2021-4/kalinina2021r (дата обращения : 21.04.2022).

2. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих : приказ Министерства спорта Российской Федерации № 70 от3 февраля 2014 г // ГАРАНТ : [информационно-правовой портал]. - URL. : https://base.garant.ru/70620534/ (дата обращения : 21.04.2022).

REFERENCES

1. Kalinina, I.N., Tarasenko, A.A., Kobets, A.V. and Belova, V.A. (2021), "Physical and technical readiness, psychophysiological features of deaf and hearing-impaired footballers", Modern issues of biomedicine, Vol. 5, No. 3, available at: https://svbskfmba.ru/arkhiv-nomerov/2021-4/kalinina2021r (date of access 21.04.22).

2. Ministry of Sports of the Russian Federation (2014), "On the approval of the federal standard of sports training for the sport of deaf sports", Order dated February 3, 2014 No. 70, available at: https://base.garant.ru/70620534/ (date of access 21.04.22).

Контактная информация: hockey-78@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 378.4

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ЗАНЯТИЯМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ) Виктор Витальевич Коноплев, аспирант, Анжелика Николаевна Сазонова, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация

В статье представлены результаты обследования студентов первых курсов вузов Приморского края, обучающихся на программах бакалавриата и специалитета различных направлений подготовки. Результаты анкетирования и анализа научной литературы по проблеме формирования мотивации к научно-исследовательской деятельности использовались для выявления преемственности между общим и высшим образованием на предмет привлечения студентов первых курсов к занятиям исследовательской деятельности и для обозначения особенностей формирования мотивации к таким занятиям.

Ключевые слова: мотивация, научная деятельность студентов, высшее образование, образовательный процесс, внеучебная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p218-222

MOTIVATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO WORK IN SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES (SURVEY RESULTS)

Viktor Vitalievich Konoplev, the post-graduate student, Angelica Nikolaevna Sazonova, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Far Eastern State Federal University, Vladivostok

Abstract

The article presents the results of a survey of first-year students of universities in Primorsky region, studying undergraduate and specialist programs at various levels of training. The results of the survey and analysis of scientific literature on the problem of the formation of motivation for research activities to identify the continuity between general and higher education in attracting first-year students to subject-research activities and to determine the features of the formation of motivation for such activities.

Keywords: motivation, research activities of students, higher education, educational process, extracurricular activities.

Изменения, происходящие в современном обществе, ускорение темпов научно-технического прогресса оказывают значительное влияние и на содержание современного образования, и на его организацию. Сегодня владение исследовательскими компетенциями - обязательное требование к специалистам самых разных областей, залог успешного осуществления профессиональной деятельности в различных сферах. После введения многоуровневой системы высшего образования и изменений, связанных с вхождением отечественной системы образования в болонской процесс, одной из наиболее актуальных является проблема формирования мотивации к занятиям научно -исследовательской деятельностью обучающихся различных уровней и направлений подготовки. Для обучения студентов, данный вид деятельности является эффективным, ввиду активации их интересов при проведении исследований в рамках одного или нескольких направлений, что положительно сказывается на повышение мотивации к учебным дисциплинам и будущей профессии [3].

Результаты исследований (И.А. Петрикеева, А.О. Шевелина, В.П. Сорихина и др.) позволили выявить тот факт, что, первостепенным мотивом занятий научной деятельностью для студентов младших курсов является получение материальных благ (повышенные стипендии, гранты и др.). К другим частыми мотивам относят: стремление к профессиональному становлению и востребованности в будущем, получение диплома о высшем образовании, удовлетворение от деятельности в составе научного кружка, повышение качества обучения и авторитета среди преподавателей. Но зачастую студенты младших курсов имеют весьма смутные представления об особенностях и целях научно -исследовательской деятельности ввиду несформированности в школьные годы положительного образа учёного и ценности научной деятельности [4, 6].

Документы сферы образования (ФЗ "Об образовании в РФ", ФГОСы разных уровней и направлений и др.) указывают на необходимость формирования исследовательских умений, начиная с уровня общего образования. Главной задачей исследовательской деятельности в школе является формирование положительного образа к занятиям научно-исследовательской деятельностью и подготовка к будущей профессиональной деятельности [8].

Мотив - процесс, придающий смысл совершения различных действий. Формирование мотивации учащихся к научно-исследовательской деятельности начинается с уровня общего образования в условиях образовательной школы. Данный процесс осуществляется через создание таких условий, как: организация школьных научно-практических конференций, подготовка и защита индивидуальных проектов, выявление способных детей к ведению исследовательской деятельности; построение индивидуальных образовательных траекторий; создание центров проектной и исследовательской деятельности на базе учебных заведений; повышение требований к компетентности работников образования, использование системы поощрений и др. [2,9].

Продолжение процесса формирования мотивации учащихся к занятиям необходимо осуществлять, начиная с младших курсов с учётом специфики обучения на данном этапе на основе внутренних и внешних мотивов. Студенты первых курсов не способны на решение сложных научных задач, но посредством проведения лекционных и семинарских занятий, они способны овладеть методами анализа научной литературы, обобщения и систематизации. Преподавателю необходимо создавать условия,

мотивирующие студентов для занятии научно-исследовательской деятельностью, посредством организации и проведения семинаров, круглых столов, конференций среди студентов младших курсов, грантовых и стипендиальных конкурсов [1, 7].

Проблема формирования мотивации студентов младших курсов к занятиям научно-исследовательской деятельности входит в сферу наших научных интересов. Формирование исследовательских и поисковых компетенций студентов осуществляется, прежде всего, в процессе включения в учебно-исследовательскую деятельность. «Научно-исследовательская деятельность студентов» предполагает самостоятельную познавательную деятельности студентов, направленную на поиск инструментов, позволяющих решать разнообразные проблемы практической сферы. Проблемой организации научно-исследовательской деятельности студентов занимаются многие исследователи, но проблема мотивации и включенности в научную деятельности с первого курса остается актуальной и сегодня [1, 3, 5, 7, 9].

Среди студентов 1-ых курсов было проведено анкетирование. Его цель -выявление зависимости между занятиями научно-исследовательской деятельностью в школе и положительной мотивацией к занятиям научно-исследовательской деятельностью в ВУЗе. Попытаемся найти подтверждение предположению о том, что организация научно-исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательной школе оказывает положительной влияние на формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов и на их включенность в эту деятельность.

Для выявления зависимости включенности в исследовательскую деятельность в школьные годы на мотивацию к исследовательской деятельности студентов первых курсов, нами была разработана авторская анкета смешанного типа, состоящая из 31 вопроса, касающихся: вовлеченности в научную деятельность; заинтересованности научной деятельностью; оценки качества научной деятельности университета; личного опыта научно-исследовательской деятельности студентов 1-ых курсов. В рамках данной статьи анализируются лишь ответы на те вопросы, которые могут позволить обнаружить зависимость между занятиями научной деятельностью в школе и занятиями такой деятельностью в ВУЗе.

В анкетировании приняли участие 235 студентов 1-х курсов, обучающихся на программах бакалавриата и специалитета в ВУЗах Приморского края (ДВФУ; ТГМУ; ПГСХА). Направления подготовки представляли для нас некоторый интерес, но не имели принципиального значения.

120

и 0} 100

о ц 80

0J 60

О Ш 40

ц 20

И 0

112 -1-

58 АА

-1-

5 -1- 4 2 13

-1-1-1-1-1-

& й ю я о g

н

8 я

% *

ц

0}

О

s I

3 §

я я

Й «

га oj

s е

й я

5 х

Я ы

6 э

S о

Я 0J

0} ¡Т

X я

я я

g

я

я *

я я

0J И

я ^

5 я

6 я й я О ы

m 3

Направление подготовки Рисунок - Направления подготовки студентов 1-х курсов, участвовавших в анкетировании

Данные анкетирования были обработаны с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ) в программе «IBS SPSS Statistics». Результаты представлены в таблице.

Опыт занятия научно-исследовательской деятельностью во время обучения в общеобразовательной школе имели - 48,7 %, т.е. менее половины опрошенных.

Таблица - Корреляционный анализ ответов на вопросы, качающихся включенности студентов в исследовательскую деятельность в школьные и студенческие годы

Ро Спирмена Вопрос №2 №3 №4 №5

№1 Коэффициент корреляции ,431** ,288** ,267** ,341**

№2 Коэффициент корреляции - 419** ,271** ,440**

№1. Принимали ли Вы в школьные годы участие в научно-практических конференциях или научных проектах?

№2. Увлекло ли Вас занятие научной (проектной) деятельностью?_

№3.Планировали ли Вы заниматься научно-исследовательской деятельностью в дальнейшем, когда еще

обучались в общеобразовательной школе?_

№4. Знакомы ли Вы с деятельностью университета, направленной на развитие студенческой науки?

№5. Были ли вы ранее участником междисциплинарных исследований?_

Примечание: ** - корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Корреляционный анализ Спирмена (таблица) позволяет сделать следующие выводы:

- студенты, которые принимали в школьные годы участие в научно-практических конференциях, в студенческие годы увлечены занятием научной (проектной) деятельностью в ВУЗе; для них же характерно стремление получать информацию о деятельности университета направленной на развитие студенческой науки и участие в междисциплинарных исследованиях;

- студенты, увлеченные занятиями научной деятельностью, планировали заниматься ею в школьные годы, знакомы с деятельностью университета направленной на развитие студенческой науки и ранее являлись участниками междисциплинарных научных исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После обработки данных анкетирования методами математической статистики, были обнаружены значимые зависимости между занятиями научно-исследовательской деятельностью в школе и положительной мотивацией к занятиям научно -исследовательской деятельностью, вовлеченностью в научные мероприятия -конференции, междисциплинарные исследования. Полученные результаты могут быть полезны учителям общеобразовательных школ, преподавателям высшей школы для организации образовательного процесса и внеучебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсентьева М.В. Особенности научно-исследовательской работы студентов младших курсов обучения / М.В. Арсентьева // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2017. - № 11-2. - С. 208-210.

2. Долгова В.М. Создание современных условий для научно-исследовательской деятельности как способ мотивации к занятиям научным творчеством / В.М. Долгова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 03-05 февраля 2016 года. - Оренбур г: Оренбургский государственный университет, 2016. - С. 3014-3017.

3. Опыт привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности / А.В. Любин, А.В. Степанов, М.С. Малежик, Н.И. Перепелицын // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2015. - № 1. - С. 113-117.

4. Петрикеева, И.А. Проблемы мотивации обучающихся к занятиям научно-исследовательской деятельностью / И.А. Петрикеева, А.О. Шевелина // Цивилизационные перемены в России : материалы научно-практической конференции, Екатеринбург, 04-05 апреля 2018 года. - Екатеринбург : Уральский государственный лесотехнический университет, 2018. - С. 110-117.

5. Сазонова, А.Н. О некоторых особенностях организации научной деятельности магистрантов - будущих педагогов / А. Н. Сазонова // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2013. - № 2. - С. 1969.

6. Сорихина, В.П. Исследование мотивов студентов 1-3 курсов направления подготовки "Организация работы с молодежью" к занятиям научно-исследовательской деятельностью в вузе / В. П. Сорихина // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2017. - Т. 16, № 3(142). - С. 166-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Старикова, И.В. Научно-исследовательская работа студентов как часть подготовки высококвалифицированных специалистов / И.В. Старикова, Н.В. Питерская, Т.Н. Радышевская // Colloquium-journal. - 2018. - № 7-5(18). - С. 34-35.

8. Страхова, Н.В. Научно-исследовательская работа обучающихся старших классов как составная часть довузовской подготовки абитуриентов / Н.В. Страхова, С.А. Шубина // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования : материалы XIII научно-методической конференции с международным участием, Ярославль, 22-23 марта 2018 года / Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. - Ярославль : Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2018. - С. 252-253.

9. Храмова, Н.А. Формирование мотивации и умений исследовательской деятельности студентов в условиях многоуровневой системы образования / Н.А. Храмова, Н.Г. Пфаненштиль // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2020. -№ 2(107). - С. 219-225.

REFERENCES

1. Arsenteva, M.V. (2017), "Features of the research work of undergraduate students", News of the Tula State University. Technical science, Vol. 11, No. 2, pp. 208-210.

2. Dolgova, V. M. (2016), "Creation of modern conditions for research activities as a way of motivation for scientific creativity", University complex as a regional center of education, science and culture: Proceedings of the All-Russian Scientific and Methodological Conference, Orenburg: Orenburg State University, pp. 3014-3017.

3. Lyubin, A.V. Stepanov, A.V. Melezhik, M.S. and Perepelitsyn, N.I. (2015), "Experience in attracting students to research activities", Bulletin of the North Ossetia State University named after K.L. Khetagurov, No. 1, pp. 113-117.

4. Petrikeeva, I.A. and Shevelina, O.A. (2018), "Problems of motivating students to engage in research activities", Civilizational changes in Russia: Proceedings of the scientific and practical conference, Ural State Forestry Engineering University, Yekaterinburg, pp. 110-117.

5. Sazonova, A.N. (2013), "On some features of the scientific activity of undergraduates-waiting teachers", Letters to Emission. Offline. No. 2. pp. 1969.

6. Sorikhina, V.P. (2017), "Organization of work with youth" for research activities at the university", Scientific notes of the Russian State University, Vol. 142, No. 3. pp. 166-174.

7. Starikova, I.V. Piterskaya, N.V. and Radyshevskaya, T.N. (2018), "Research work of students as part of the training of highly qualified specialists", Colloquium-journal, Vol. 18, No. 7-5. pp. 34-35.

8. Strakhova, N. V and Shubina N. V (2018), "Research work of high school students as an integral part of pre-university training of applicants", Actual problems with the first higher education: Proceedings of the XIII scientific and methodological conference ofRIAC with participation, Yaroslavl State University P.G. Demidova, Yaroslavl, pp. 252-253.

9. Khramova, N.A. and Pfanenstil, N.G. (2020), "Formation of students' motivation and research skills in a multilevel education system", Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev, Vol. 107, No. 2, pp. 219-225.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2022

УДК 796.322.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ, КАК МАРКЕРА

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК В КОМАНДАХ ЖЕНСКИХ ГАНДБОЛЬНЫХ КЛУБОВ

Владимир Васильевич Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, заведующий кафедрой, Ольга Николаевна Костюкова, кандидат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.