7. Artemenko N.A., Belogurov S.V. Organizaciya processa formirovaniya proektno-informacionnoj kompetentnosti buduschih specialistov inzhenernogo profilya. Professional'noe obrazovanie: modernizacionnye aspekty: kollektivnaya monografiya: v 9 t. Rostov-na-Donu: Nauchnoe sotrudnichestvo, 2014; T. 3: 37-70.
8. Belogurov S.V. Didakticheskie usloviya formirovaniya informacionno-proektnoj kompetentnosti buduschih inzhenerov v tehnicheskom vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2016.
Статья поступила в редакцию 08.08.23
УДК 378
Borzova T.A., Cand. of Sciences (Culturology), senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia),
E-mail: [email protected]
MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY IN A MODERN UNIVERSITY. The article discusses the importance of student motivation and its impact on their learning success. The author identifies various factors that influence the formation of motivation, such as ambitions, personal interests, family and society expectations, as well as the level of motivation of teachers. The study proposes various approaches to student motivation, including the promotion of intrinsic motivation, the development of self-esteem, the active involvement of students in the learning process, and the creation of a favorable educational environment. The paper considers practical recommendations and methods that can be used by teachers to increase students' motivation. In addition, the article highlights the role of educational activities in a university and its connection with the motivation of students. The author emphasizes the importance of creating a supportive and developing environment where students will receive not only knowledge, but also interpersonal communication skills, self-realization and the development of critical thinking.
Key words: student motivation, training, educational activities, university, internal motivation, active involvement, educational environment, interpersonal communication, self-realization, critical thinking, recommendations, teachers
Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Е-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается важность мотивации студентов и её влияние на их успехи в обучении. Автор обозначает различные факторы, влияющие на формирование мотивации, такие как амбиции, личные интересы, ожидания семьи и общества, а также уровень мотивации преподавателей. В исследовании предлагаются различные подходы к мотивации студентов, включая стимулирование внутренней мотивации, развитие самоуважения, активное вовлечение студентов в учебный процесс и создание благоприятной образовательной среды. В работе рассмотрены практические рекомендации и методы, которые могут быть использованы преподавателями для повышения мотивации студентов. Кроме того, статья освещает роль воспитательной деятельности в вузе и её связь с мотивацией студентов. Автор подчеркивают важность создания поддерживающей и развивающей обстановки, где студенты будут получать не только знания, но и навыки межличностного общения, самореализации и развития критического мышления.
Ключевые слова: мотивация студентов, обучение, воспитательная деятельность, вуз, внутренняя мотивация, активное вовлечение, образовательная среда, межличностное общение, самореализация, критическое мышление, рекомендации, преподаватели
Актуальность данного исследования обусловлена несколькими причинами: во-первых, мотивация является ключевым фактором, влияющим на успехи студентов в обучении. Понимание мотивации и ее факторов помогает преподавателям и администрации вуза разрабатывать эффективные стратегии и методы, которые способствуют активному и качественному обучению студентов. Во-вторых, современные вузы сталкиваются с новыми вызовами, связанными с развитием цифровых технологий и изменением образовательного процесса. Изучение мотивации студентов помогает понять, как эти изменения влияют на мотивацию и как можно адаптировать воспитательную деятельность для достижения лучших результатов. В-третьих, воспитательная работа в вузе не ограничивается только передачей знаний - она направлена, в том числе, на развитие личностных качеств студентов. Понимание мотивации студентов помогает персонализировать и адаптировать воспитательные методы, чтобы помочь студентам развить навыки межличностного общения, самореализации и критического мышления. В-четвертых, мотивация студентов напрямую влияет на качество образования. Студенты, имеющие сильную мотивацию, проявляют более активную учебную активность, больший интерес к предмету и стремятся достичь лучших результатов. Это способствует не только личностному росту студентов, но и повышает общую академическую эффективность вуза.
Цель данного исследования заключается в изучении мотивации студентов к обучению в современном вузе.
Для достижения цели, поставленной автором данного исследования, требуется успешно выполнить следующие задачи:
- определить факторы, которые могут влиять на формирование мотивации студентов, такие как амбиции, личные интересы, ожидания семьи и общества, а также роль преподавателей и их мотивации;
- раскрыть, какие механизмы и процессы лежат в основе формирования мотивации студентов;
- предоставить практические рекомендации и методы для преподавателей и администрации вузов по усилению мотивации студентов и созданию благоприятной образовательной среды.
Научная новизна работы состоит в том, что исследование осуществляет комплексный подход к изучению мотивации студентов, включая различные факторы, влияющие на мотивацию, и его связь с воспитательной деятельностью в вузе. Это помогает получить более полное представление о мотивации студентов и различных способах ее активизации и поддержки. Кроме того, в работе предлагаются конкретные рекомендации и методы для преподавателей и администрации вузов по усилению мотивации студентов и развитию воспитательной
деятельности. Эти рекомендации основаны на научных выводах и могут быть применены на практике для повышения качества образования и достижения лучших результатов. Исследование рассматривает актуальную тему мотивации студентов в контексте современного высшего образования. Быстро меняющаяся образовательная среда и цифровые технологии требуют новых подходов к мотивации студентов, что делает данное исследование актуальным и значимым в современном контексте. Все вышеперечисленные аспекты вносят свой вклад в научную новизну данного исследования, делая его актуальным и основанным на современных методах и подходах.
Теоретическая значимость состоит в том, что исследование предоставляет новые знания и понимание мотивации студентов в контексте современного вуза. Это помогает дополнить и расширить существующую теорию мотивации, предлагая новые подходы и факторы, влияющие на мотивацию студентов. Кроме того, в исследовании показана взаимосвязь между мотивацией студентов и их обучением, а также роль воспитательной деятельности в усилении мотивации. Это позволяет лучше понять, как мотивация влияет на результаты обучения и как создать подходящую образовательную среду, способствующую развитию мотивации студентов. В работе предложены конкретные рекомендации и методы для преподавателей и администрации вузов по усилению мотивации студентов. Эти рекомендации основаны на теоретической основе и могут быть применены на практике для повышения качества образования и достижения лучших результатов. В исследовании дается понимание роли воспитательной деятельности в вузе и ее влияние на мотивацию студентов. Это позволяет разработать новые подходы к воспитательной деятельности с учетом мотивационных аспектов и повысить эффективность воспитательного процесса. Полученные результаты позволяют развить и усовершенствовать теорию мотивации, а также предоставляют практические рекомендации, которые могут быть применены для повышения качества образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование предлагает конкретные рекомендации и методы для преподавателей и администрации вузов, которые могут быть использованы для эффективного стимулирования и поддержки мотивации студентов. Это позволяет преподавателям создавать учебные программы, которые активизируют студенческую мотивацию и повышают их интерес к учебному процессу. Понимание мотивации студентов помогает администрации вузов анализировать и оптимизировать образовательный процесс, внедряя новые методы и стратегии обучения, которые учитывают интересы, предпочтения и мотивацию студентов. Исследование помогает развивать личностные качества и навыки студентов, такие как межличностное
общение, самореализация, критическое мышление и самомотивация. Это способствует личностному росту студентов и их подготовке к профессиональной и социальной жизни. Работа подчеркивает значимость создания благоприятной образовательной среды, которая стимулирует и поддерживает мотивацию студентов. Применение результатов исследования позволяет создавать образовательные институты, где студенты чувствуют себя важными и мотивированными и где активно поддерживается их учебная мотивация.
Одной из основных проблем в современной педагогической науке является мотивация. Исследование проблемы мотивации связано с анализом различных источников, которые влияют на побуждения человека к определенной деятельности, и поиском ответа на вопрос о том, что стимулирует людей к определенному поведению, каковы их мотивы. В связи со сложностью и многоаспектностью проблемы мотивации существует множество подходов к пониманию ее сущности и структуры. Множество исследователей, таких как Л.И. Божович, Х. Хекхаузен, П.А. Рудик, ГА. Ковалев, К.К. Платонов, А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.И. Мешков и другие, занимались изучением данной проблемы.
Необходимо использовать существующий опыт исследований в области образования для повышения уровня мотивации студентов и, как результат, улучшения успехов обучения. Мотивация играет важную роль в регулировании поведения и активности личности, поэтому она представляет особый интерес для двух ключевых участников педагогического процесса - преподавателя и студента [1]. Без учета особенностей мотивации студентов преподавателю практически невозможно установить эффективное педагогическое взаимодействие с ними. Учитывая тесную взаимосвязь преподавателя и студента в образовательном пространстве вуза, важным аспектом данного взаимодействия является проблема воспитательного процесса [2]. В связи с этим изучение проблемы мотивации студентов является интересным и актуальным.
Под мотивацией понимается «движение» (в переводе с латинского), однако различные школы психологии и педагогики имеют разные точки зрения на определение понятия «мотив». Например, Л.И. Божович определяет мотив как намерения, Х. Хекхаузен - как побуждения и склонности, П.А. Рудик - как желания, ГА. Ковалев - как морально-политические установки и помыслы, К.К. Платонов - как свойства личности. Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгина утверждают, что мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека, и может быть осознанным или неосознанным для него [3, с. 43]. Таким образом, можно сказать, что «мотивация» означает совокупность побуждений, которые вызывают и направляют активность человека. Она также представляет собой процесс формирования мотивов и стимулирования поведенческой активности на определенном уровне. Учебная мотивация, являющаяся одним из видов мотивации, вызывает особый интерес для нас. В учебной мотивации, согласно И.А. Зимней, выделяется ряд специфических факторов. Во-первых, мотивация определяется образовательной системой и учебным учреждением, где осуществляется учебная деятельность. Во-вторых, она связана с организацией образовательного процесса. В-третьих, мотивация зависит от особенностей обучающегося. В-четвертых, она связана с особенностями педагога, включая его систему отношений к ученику и делу. В-пятых, мотивация отличается зависимостью от специфики учебного предмета [4, с. 221].
Подход А.К. Марковой утверждает, что учебная мотивация является системной. Она формируется системой мотивов, которая включает познавательные потребности, цели, интересы, стремления и идеалы. Эта система является побудителем учебной деятельности и характеризуется стабильностью и динамикой. Внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, в то время как внешние, социальные мотивы определяют динамику побуждений [5, с. 14]. Однако простого разделения мотивов на внутренние и внешние недостаточно, они также могут быть классифицированы как положительные и отрицательные. В соответствии с замечаниями Н.В. Бордовской и А.А. Реан исследователи в течение многих лет акцентировали внимание на ведущей роли интеллектуального уровня личности при обсуждении учебной деятельности и ее успеха [6].
Безусловно, значение интеллектуального уровня в контексте успеха в учебной деятельности нельзя недооценивать. Тем не менее результаты экспериментальных исследований А.А. Реан указывают на другую тенденцию. Оказалось, что не существует значимой связи между интеллектом и успеваемостью по специальным предметам или общеобразовательным дисциплинам. Однако выявилась другая важная закономерность: «сильные» и «слабые» студенты различаются не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу учебной мотивации. Сильные студенты отличаются внутренней мотивацией: они стремятся освоить профессию на высоком уровне, ориентируются на приобретение прочных профессиональных знаний и практических навыков. Что касается слабых студентов, их мотивация в основном внешняя и ситуативная: для них наиболее важно избежать осуждения и наказания за плохую успеваемость, сохранить стипендию и так далее [6, с. 186]. Таким образом, как желание достичь успеха, так и страх перед неудачей могут стать толчком к деятельности, включая обучение.
В педагогических и психологических исследованиях выделяются два важных типа мотивации - мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. Первый тип относится к позитивной сфере и характеризуется стремлением к достижению целей и успеху. Второй тип, наоборот, связан с негативной сферой и страхом
перед неудачей или провалом. Различные авторы неодинаково взглядывают на соотношение этих двух типов мотивации. Некоторые считают (например, Дж. Ат-кинсон), что они взаимоисключающие. И если человек ориентирован на успех, то у него слабо выражен страх перед неудачей, и наоборот. Другие исследователи аргументируют тем, что сильное стремление к успешным результатам может сочетаться с выраженным страхом неудачи, особенно если неудача может иметь серьезные последствия для субъекта. Поэтому можно предположить, что у индивида может преобладать стремление к успеху или страх неудачи при наличии обоих мотиваций, причем это преобладание возможно как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.
Согласно исследованиям Б.Б. Айсмонтас, субъекты, чья мотивация направлена на достижение успеха, предпочитают задачи средней или чуть выше средней сложности. Они верят в свою способность успешно выполнить поставленные задачи и проявляют свойства, такие как стремление найти информацию, чтобы сделать выводы о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, готовность к разумному риску, ответственность, настойчивость в достижении целей и адекватные ожидания. Они также имеют тенденцию повышать свои амбиции после успеха и снижать их после неудачи. Субъекты, чья мотивация направлена на достижение успеха, избегают очень легких задач, которые не доставляют им удовлетворения и настоящего успеха. Они также избегают слишком сложных задач, так как существует большая вероятность неудачи. Они предпочитают задачи средней трудности, где исход зависит от их собственных усилий. В ситуациях соревнования или проверки своих способностей они не теряются и готовы к испытаниям [7].
H.В. Бордовская и А.А. Реан провели исследование, в результате которого было выяснено, что люди, склонные к избеганию неудачи, предпочитают искать информацию о возможности неудачи перед достижением конечного результата. Такие люди обычно являются малоинициативными. Они стараются избегать ответственных задач, находят причины не выполнять их, а также плохо оценивают собственные способности. В других случаях, наоборот, они предпочитают выбирать легкие задания, которые не требуют особых усилий. Когда им приходится выполнять задачи, которые являются проблемными и требуют выполнения в условиях ограниченного времени, результативность их деятельности снижается. Как правило, субъекты, которые склонны к избеганию неудачи, проявляют меньшую настойчивость в достижении своих целей. Если они испытают неудачу при выполнении какой-либо задачи, то их интерес к этой задаче, как правило, уменьшится. Это относится как к заданиям, навязанным субъектам извне, так и к заданиям, выбранным ими самими. Хотя в случае выбора задания самими субъектами снижение интереса может быть менее выраженным по количеству, чем в случае навязанных заданий [6, с. 188].
Сводя все вместе, можно сказать, что высокий уровень позитивной мотивации учащихся может компенсировать недостаток способностей и запаса знаний, умений и навыков. Успех и активность студентов в большей степени зависят от силы и структуры их мотивации. Мотивация достижения успеха и избегания неудач является важными и относительно независимыми аспектами человеческой мотивации, которые сильно влияют на направленность личности и поведение студента [8-11].
Таким образом, в связи с вышеизложенным можно заключить, что формирование мотивации студентов может подвергаться влиянию различных факторов. Некоторые из них включают:
I. Личные интересы и цели, связанные с образованием и профессиональной карьерой, могут сильно влиять на мотивацию студентов. Когда студенты видят связь между своими интересами и учебными задачами, они имеют большую мотивацию для достижения успеха.
2. Высокий уровень уверенности и самоэффективности может стимулировать мотивацию студентов. Когда студенты верят в свои способности, они склонны быть более мотивированными и нацеленными на достижения успеха.
3. Ожидания, которые ставят перед студентами их семьи или общества, могут оказывать давление или являться стимулом для мотивации. Например, студенты могут чувствовать необходимость удовлетворить ожидания своих родителей или доказать свою ценность в обществе.
4. Качество образовательной среды и подходы преподавания могут сильно влиять на мотивацию студентов. Поддержка со стороны преподавателей, интерактивные методы обучения, интересные учебные материалы и возможность применить полученные знания на практике могут повысить мотивацию студентов.
5. Способы оценки успехов студентов и обратная связь, которую они получают, могут оказывать влияние на их мотивацию. Четкая и справедливая система оценки, а также конструктивная обратная связь позволяют студентам понимать свои успехи и области для развития, что способствует их мотивации.
Важно отметить, что каждый студент уникален, и мотивационные факторы могут варьироваться. Поэтому важно принимать во внимание индивидуальные потребности и особенности каждого студента при работе с мотивацией.
Формирование мотивации студентов основано на различных механизмах и процессах, которые влияют на их внутреннюю мотивацию и направленность на достижение учебных целей. Вот некоторые из них:
1. Мотивация студентов связана с их потребностями и целями. Когда студенты осознают, что обучение поможет им удовлетворить их потребности и достичь целей, они будут более мотивированы учиться. Например, студент, который хочет стать профессионалом в своей области, будет более мотивирован по сравнению со студентом, у которого нет ясных целей.
2. Студенты будут больше мотивированы, если они видят ценность и релевантность обучения. Когда им ясно, как полученные навыки и знания применяются на практике, как они могут влиять на их будущую карьеру или личностный рост, это способствует формированию мотивации.
3. Уверенность студентов в их способности успешно выполнять задачи и достигать результатов, а также их ожидания успеха играют важную роль в формировании мотивации. Чем выше уровень самоэффективности и чем больше ожидания успеха, тем больше мотивации они будут иметь для достижения целей.
4. Поддержка со стороны преподавателей, родителей, сверстников и других людей в образовательной среде играет важную роль в формировании мотивации студентов. Возможность взаимодействия и обмена идеями, поддержка и поощрение способствуют повышению мотивации и ощущению значимости.
5. Студенты, которым предоставляется определенная степень автономии и выбора в учебной деятельности, имеют больше мотивации. Они могут чувствовать себя более ответственными за свое обучение и более заинтересованными в достижении целей, которые они сами установили.
Все эти механизмы и процессы работают взаимосвязано и влияют на формирование мотивации студентов. Понимание этих механизмов позволяет преподавателям и администрации вузов создавать подходящие условия, методы обучения и образовательную среду, которые способствуют активизации и поддержке мотивации студентов.
Разработка практических рекомендаций и методов для преподавателей и администрации вузов по усилению мотивации студентов и созданию благоприятной образовательной среды включает следующие аспекты:
1. Студенты должны понять, насколько образование связано с их личными целями и реальной жизнью. Предоставляются практические примеры из учебного материала, чтобы показать их практическую ценность.
2. Использование в работе разнообразных методов обучения, чтобы поддерживать интерес студентов и их мотивацию. Это может включать дискуссии, групповые проекты, презентации, ролевые игры и использование цифровых технологий.
Библиографический список
3. Предоставление студентам поддержки и поощрений в процессе обучения. Это может включать индивидуальные консультации, обратную связь по результатам работы и признание достижений студентов.
4. Стимулирование сотрудничества и взаимодействия между студентами, чтобы создать коммуникационный и поддерживающий климат в классе. Это может включать работу в группах, обмен опытом и знаниями, а также организацию мероприятий вне учебного процесса.
5. Оценивание и признание индивидуальных достижений студентов, чтобы стимулировать их мотивацию.
6. Поощрение студентов к самооценке и самоконтролю.
7. Мониторинг изменений и новых тенденций в области образования, чтобы быть в курсе современных методов и подходов, которые могут повысить мотивацию студентов.
Эти рекомендации и методы могут быть адаптированы и применены преподавателями и администрацией вузов для усиления мотивации студентов и создания благоприятной образовательной среды. Они помогут стимулировать учебный интерес, активное участие и развитие студентов во всех аспектах их образования.
Следовательно, поставленная автором цель в начале исследования достигнута: мотивация студентов к обучению является важным аспектом воздействия на них вузовской воспитательной деятельности. Высокий уровень позитивной мотивации позволяет студентам преодолевать трудности, компенсировать недостаток способностей и активно стремиться к достижению успеха. В то же время мотивация к избеганию неудач также играет значительную роль, определяя выбор студентами активности и направленность их поведения. Понимание мотивационной сферы студентов позволяет вузам эффективнее организовывать воспитательную деятельность, направленную на стимулирование и поддержку положительной мотивации и минимизацию негативных аспектов мотивации к избеганию неудач. Важно создать благоприятное мотивационное окружение, разработать мотивационные программы и стратегии, которые будут способствовать развитию активности, настойчивости и стремления к успеху у студентов. В целом задачи, поставленные автором в статье, также были решены в ходе данного исследования. Интеграция мотивационных аспектов в вузовскую воспитательную деятельность поможет формированию мотивационно-ценностной сферы студентов, которая будет стимулировать их активное участие в образовательном процессе, расширение знаний и развитие практических навыков. Таким образом, понимание и учет мотивационной составляющей у студентов играют важную роль в современной вузовской педагогике и приводят к более эффективному обучению и воспитанию студентов.
1. Борзова Т. А. Преподаватель как основное звено технологии «перевёрнутый класс». Высшее образование в России. 2018; Т. 27, № 5: 42-49.
2. Борзова Т.А. Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022; Т. 14, № 2: 177-185.
3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Москва: Просвещение, 2006.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
7. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. Москва: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. Available at: https://psychlib.ru/mgppu/APp-2006/APp-208. htm#$p1
8. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=15617
9. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема. Вестник НовГУ. 2016; № 5 (96). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-k-obucheniyu-studentov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema
10. Серебренникова М.С., Фатеева Н.Б. Актуальные проблемы мотивации и стимулирования труда. АОН. 2015; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-motivatsii-i-stimulirovaniya-truda
11. Косачева А.О. Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-studentov-k-obucheniyu-i-professionalnomu-razvitiyu
References
1. Borzova T.A. Prepodavatel' kak osnovnoe zveno tehnologii "perevernutyj klass". Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, № 5: 42-49.
2. Borzova T.A. Osobennosti vospitatel'nogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme vuza. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2022; T. 14, № 2: 177-185.
3. Stolyarenko L.D., Samygin S.I. Psihologiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr «MarT», 2001.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.
5. Markova A.K. Formirovanie motivacii ucheniya. Moskva: Prosveschenie, 2006.
6. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
7. Ajsmontas B.B. Pedagogicheskaya psihologiya: shemy i testy. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS-PRESS, 2006. Available at: https://psychlib.ru/mgppu/APp-2006/APp-208. htm#$p1
8. Starodubceva V.K. Motivaciya studentov k obucheniyu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=15617
9. Mel'nikov V.E. Motivaciya k obucheniyu studentov v vuze kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Vestnik NovGU. 2016; № 5 (96). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-k-obucheniyu-studentov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema
10. Serebrennikova M.S., Fateeva N.B. Aktual'nye problemy motivacii i stimulirovaniya truda. AON. 2015; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-motivatsii-i-stimulirovaniya-truda
11. Kosacheva A.O. Motivaciya studentov k obucheniyu i professional'nomu razvitiyu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ motivatsiya-studentov-k-obucheniyu-i-professionalnomu-razvitiyu
Статья поступила в редакцию 25.08.23