Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / студент / новообразование / обучение / профессиональное развитие / профессиональная мотивация / motivation / student / training / professional development / professional motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.О. Косачева

Статья посвящена изучению проблемы развития мотивации современных студентов, затрагивает вопросы дефиниции мотивации, а также особенностей построения процесса обучения и профессионального развития студента через призму личностных особенностей и новообразований периода молодости. Автор делает вывод о том, что становление студентов как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации. Проблема развития мотивации отнюдь не нова, но она вновь приобретает актуальность при внедрении новых стандартов обучения, основанных на системно-деятельностном, компетентностном подходах. И развитие компетенций, и необходимость делать выбор (содержание, сроки, формы и методы обучения) невозможны, если студенты не станут действовать в процессе обучения целенаправленно, активно и ответственно. Именно мотивы выполняют целеи смыслообразующую функции в деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.О. Косачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article is dedicated to the study of a problem of motivation development of modern students, touches on the definition of motivation, as well as features of construction of the learning process and professional development of a student through the prism of personal characteristics and psychological changes of the youth period. The author concludes that the formation of students as subjects of educational activity is impossible without the development of their appropriate motivation. The problem of motivation development is by no means new, but it is again gaining relevance in the introduction of new training standards based on system-activity, competence approaches. Both the development of competencies and the need to make choices (content, timing, forms and methods of teaching) are impossible, if students do not act purposefully, actively and responsibly in the learning process. It is the motives that perform the goals and meaning-forming functions in the activity.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

References

1. Gorbunova G.A. Innovacionnye tehnologiidifferencirovannogoiindividual'nogopodhoda krazvitiyuhudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostejmladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

2. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills («myagkie navyki») i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194-196.

3. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov R.V., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj «myagkij navyk» (soft skills) sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 400-402.

4. Lomov S.P. Obrazovatel'naya oblast' «Iskusstvo» v sisteme obscheobrazovatel'nyh disciplin standartov vtorogo pokoleniya. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2010; № 4 (29): 118-124.

5. Saltykova G.M. Tehnologii v dizajn-obrazovanii v vysshej shkole. Prepodavatel'XXI vek. 2018; № 2: 223-230.

6. Makarova O.G., Piliper A.V. Pedagogicheskie problemy hudozhestvennyh tradicij i novatorstva metodiki prepodavaniya akademicheskogo risunka pri podgotovke bakalavrov-dizajnerov. Nauka i shkola. 2021; № 4: 123-132.

7. Cymbalyuk A.'E., Vinogradova V.O. Psihologicheskoe soderzhanie soft skills. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2019; № 6 (111): 120-127.

8. Fedorova O.V. Formirovanie hard skills, soft skills i digital skills u studentov fakul'teta informacionnyh tehnologij UVO «Universitet upravleniya «TISBI»». Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2018; T. 21, № 21: 335-339.

9. Hvorostov D.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij u studentov napravlenij podgotovki «dizajn» v hode osvoeniya proektnyh tehnologij. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk. 2014; № 2 (41): 66-72.

10. Hvorostov D.A. Tradicii i innovacii v sovremennom prepodavanii dizajna. Vestnik Omskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2015; № 4 (8): 105-109.

11. Hvorostov D.A. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij v professional'noj podgotovke studentov-dizajnerov. European Social Science Journal. 2017; № 11: 340-344.

12. Hvorostov D.A. Proektnye raboty v nasledii arhitektorov Zaharova i Baranovskogo. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchnyj zhurnal. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011; № 6 (44): 493-497.

13. Hvorostov D.A. Issledovanie formirovaniya tvorcheskoj individual'nosti buduschih uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 2 (75): 365-369.

14. Hvorostov D.A. Primenenie rolevoj professional'no-orientirovannoj igry v podgotovke studentov-dizajnerov. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 4 (77): 345-348.

15. Grigor'ev A.D. Formirovanie proektnogo myshleniya studentov-dizajnerov v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2007.

16. Grigor'ev A.D. K probleme kreativnogo myshleniya v professional'nom stanovlenii arhitektorov i dizajnerov. Arhitektura. Stroitel'stvo. Obrazovanie. 2012; № 1 (3): 204-214.

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 378.147

Kosacheva V.O., teacher, Department of English and Professional Communication of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: VOKosacheva@fa.ru

MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The article is dedicated to the study of a problem of motivation development of modern students, touches on the definition of motivation, as well as features of construction of the learning process and professional development of a student through the prism of personal characteristics and psychological changes of the youth period. The author concludes that the formation of students as subjects of educational activity is impossible without the development of their appropriate motivation. The problem of motivation development is by no means new, but it is again gaining relevance in the introduction of new training standards based on system-activity, competence approaches. Both the development of competencies and the need to make choices (content, timing, forms and methods of teaching) are impossible, if students do not act purposefully, actively and responsibly in the learning process. It is the motives that perform the goals and meaning-forming functions in the activity.

Key words: motivation, student, training, professional development, professional motivation.

В.О. Косачееа, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: VOKosacheva@fa.ru

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Статья посвящена изучению проблемы развития мотивации современных студентов, затрагивает вопросы дефиниции мотивации, а также особенностей построения процесса обучения и профессионального развития студента через призму личностных особенностей и новообразований периода молодости. Автор делает вывод о том, что становление студентов как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации. Проблема развития мотивации отнюдь не нова, но она вновь приобретает актуальность при внедрении новых стандартов обучения, основанных на систем-но-деятельностном, компетентностном подходах. И развитие компетенций, и необходимость делать выбор (содержание, сроки, формы и методы обучения) невозможны, если студенты не станут действовать в процессе обучения целенаправленно, активно и ответственно. Именно мотивы выполняют целе- и смыслообразующую функции в деятельности.

Ключевые слова: мотивация, студент, новообразование, обучение, профессиональное развитие, профессиональная мотивация.

За последнее время в отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источниках большое внимание уделяется вопросам исследования учебной мотивации студентов. Данный вопрос действительно актуален, потому что именно от формирования тех или иных учебных мотивов у студентов зависит то, насколько эффективной будет их будущая карьера и профессиональная деятельность. При яркой выраженности внешних, или утилитарных мотивов студент учится формально, при этом он не проявляет творческий подход к обучению и не может самостоятельно ставить учебные цели. Если студент относится к обучению резко отрицательно или безразлично, Успеваемость может значительно снизиться, а в будущем это весьма негативно повлияет на профессиональную деятельность обучающегося. Если же у студента высокий уровень мотивации к обучению, то он с большой вероятностью будет успешен в профессиональном плане после завершения обучения.

Мотивацию исследовали такие хорошо известные отечественные исследователи, как В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин. Зарубежные исследования мотивации выполнялись такими учеными, как Р С. Петерс, Д.В. Аткинсов, У Клей-нбек. При этом и отечественные, и зарубежные ученые отмечали, что учебная

мотивация очень важна для студентов, потому что именно от мотивации зависит академическая успеваемость студента и успех его будущей профессиональной деятельности [1-24].

Целью данного исследования является осмысление особенностей мотивации студентов к обучению и профессиональному развитию.

Задачами исследования являются:

1. Изучение понятия мотивации.

2. Определение психологических особенностей личности студенческого возраста.

3. Анализ особенностей мотивации обучения и профессионального развития студентов.

Актуальность исследования данной проблемы вызвана тем, что в настоящее время мотивация учебной деятельности у студентов изучена недостаточно. Тем не менее именно от мотивации зависит профессиональное становление студента в рамках выбранного вида деятельности, поэтому формирование правильной мотивации способствует повышению качества подготовки будущих специалистов. Современному обществу нужны люди, которые отличаются высо-

ким уровнем креативности, инициативы и мотивации. При этом для мотивированного человека характерен высокий уровень профессиональной мобильности, что также представляется важным.

Научная новизна нашего исследования заключается в комплексном подходе изучения мотивации обучения в вузе совместно с развитием мотивации профессионального развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут применяться для последующего более глубокого теоретического и эмпирического исследования проблемы мотивации студентов к обучению и профессиональному развитию.

Теоретическая значимость исследования состоит в подробном анализе проблемы мотивации студентов к обучению и профессиональному развитию.

Мотивация к профессиональному развитию и обучению для студентов крайне важна. Если студент мотивирован, он может самостоятельно планировать свою учебную деятельность, сравнивать результаты своей деятельности с результатами деятельности сверстников, также мотивация играет важную роль в профессиональной ориентации [1]. При этом от педагога требуется, прежде всего, создание условий для формирования высокого уровня мотивации у студентов. Для того чтобы мотивировать студента, педагог должен создать такие условия, чтобы обучающийся захотел что-то сказать или сделать, и чтобы это желание вошло у студента в привычку [11; 13]. Мотивацию к учебной деятельности применительно к студентам вузов можно рассматривать как некую общую движущую силу, благодаря которой студент непрерывно осуществляет учебную деятельность и при этом достигает поставленных целей.

Учебная мотивация - это только часть такого масштабного и комплексного феномена, как мотивация. В связи с этим представляется необходимым изучать мотивацию к обучению с позиции общей мотивации. Мотивацией называется импульс, который стимулирует индивида осуществлять целенаправленную деятельность по достижению поставленной цели. Учебная мотивация способствует непрерывному и интенсивному образовательному процессу, что имеет приоритетную важность в контексте высшего образования. Студенты, обладающие высоким уровнем учебной мотивации, обычно являются наиболее инициативными и энергичными. Они ориентированы на то, чтобы достичь максимально лучших результатов [6].

Выделяют множество конкурирующих теорий, которые пытаются объяснить природу мотивации, и каждая из них верна, помогая объяснить природу мотивации. Именно из-за сложности мотивации и того факта, что нет единого ответа на то, что побуждает людей хорошо учиться, эти различные теории важны для преподавателей, а также для самих студентов. Они показывают, что существует множество мотивов, которые влияют на поведение и результативность людей. Различные теории обеспечивают основу, в рамках которой уделяется непосредственное внимание проблеме, касающейся того, как наилучшим образом мотивировать студента на эффективные результаты [3].

Психологи приложили значительные усилия, пытаясь построить теории мотивации, особенно в академическом контексте. В настоящее время в современной педагогической психологии выделяются четыре теории: теория самоэффективности, теория атрибуции, теория самооценки и теория достижения цели. Хотя каждая из них чаще всего представлена отдельно, эти теории более тесно переплетены, чем предполагает литература. Рассматривая эти запутанности и аргументируя каждую теорию в свете других, можно сплести их воедино. При этом возникает целостный взгляд на мотивацию учащихся, в основе которого лежат эмоции и убеждения учащихся.

Самоэффективность - это конструкция, синонимичная уверенности, относится к оценке человеком своей способности выполнять задачу на определенном уровне производительности. Самоэффективность - это убеждение человека в том, что он/она способен (или неспособен) выполнить поставленную задачу, и коррелирует с поведением, связанным с достижениями, включая когнитивную обработку, результативность достижения, мотивацию, самооценку и выбор действий. Студенты, которые считают себя эффективными или способными, с большей вероятностью будут саморегулирующимися, стратегическими и метакогни-тивными. Учащиеся, которые не уверены в себе или считают себя неспособными, могут избегать заданий, которые считаются сложными, в то время как те, кто обладает высокой эффективностью, будут более склонны сталкиваться с трудными или вызывающими проблемами. Учащиеся, которые считают себя способными, с большей вероятностью будут демонстрировать адаптивное, овладевающее навыками поведение, в то время как те, кто менее эффективен, скорее всего, будут вести себя агрессивно, ориентируясь на результаты, что позволяет им осуществлять контроль над стрессорами, которые могут спровоцировать тревогу [5].

Согласно теории атрибуции, в академической среде типичные атрибуты могут включать усилия, навыки и знания, стратегии, способности, удачу, настроение учителя или ошибки учителя. Согласно Р.С. Немову, атрибуции порождают эмоции, которые, в свою очередь, имеют последствия для будущего поведения (мотивации). Авторы определили конкретный механизм, объясняющий, как атрибуции влияют на мотивацию, а именно - этот механизм начинается с результата, которым может быть прохождение или провал теста, результат лучше или хуже, чем ожидалось, победа или поражение в игре или социальные ситуации, такие как принятие или отказ. Следование за результатом - это общая эмоциональная реакция на результат, которая, как правило, бывает положительной или отрица-

тельной в зависимости от результата. Таким образом, что-то происходит, и мы реагируем на это в общем виде. Именно после этого эмоционального отклика происходят атрибуции. Это фактические объяснения, данные для результата, которые формируются с учетом конкретных обстоятельств. Причинно-следственные связи относятся к факторам, которые могут влиять на формирование конкретной атрибуции и включать личные характеристики (история неудач или успеха), обстоятельства (например, плохое самочувствие, сигнал пожарной тревоги) или сравнение с другими. А. Бандура отметил, что самоэффективность может влиять на сформированную атрибуцию. Высокоэффективные студенты будут приписывать результат собственным усилиям, а как менее уверенные в себе будут приписывать результат возможности. В то время как студенты могут ссылаться на конкретные факторы в качестве атрибуции (например, способность или усилие), это восприятие студентами характеристик тех атрибутов, которые на самом деле влияют на мотивацию через эмоции. То есть атрибуции обладают характеристиками, и эти характеристики влияют на мотивацию [8].

Для того чтобы студент успешно учился, важно стимулировать его к самомотивации. Следует отметить, что в данный момент самомотивация постепенно выдвигается на первый план, при этом можно говорить о снижении роли контроля, планирования и консультирования. В данном случае представляется целесообразным привести точку зрения П.В. Симонова, который полагал, что успешность личности во многом зависит именно от самомотивации [10].

Другими словами, хорошо замотивированный студент, интенсивно применяющий самомотивацию, не нуждается в постоянном контроле и стимуляции, так как у него уже присутствует установка на достижение поставленных целей.

Самомотивация - это важный инструмент побуждения человека к деятельности, поэтому многие авторы рассматривают ее наравне с самоутверждением и самосовершенствованием. Д. МакКлелланд, А. Маслоу, В. Врум определяли в своих трудах инструменты понимания потребностей и ведущих мотивов индивида. Что касается современных авторов, для них более характерна ориентация на эмоциональный компонент обучения, а также на важность выделения того или иного мотива, имеющего приоритетное значение в управлении мотивацией. Феномен самомотивации и взаимосвязь уровня самомотивации с успешностью человека в профессиональном плане исследовали Р. Шренгер, В. Пугачев и А. Бекман. Самомотивация имеет приоритетное значение на всех уровнях успешной учебы. В связи с этим, ориентируясь на иерархическую классификации, можно разделить ведущие учебные мотивы на несколько групп.

Если студент способен к самомотивации, он не только получает удовольствие от образовательного процесса; когда у студента полностью иссякают ресурсы, они быстро восстанавливаются, а индивид стремится к тому, чтобы непрерывно совершенствовать свои знания не только во время занятий, но и в ходе выполнения самостоятельной работы. Для студентов с высоким уровнем мотивации характерно чувство долга и ответственности, ориентация на качественную работу, высокую производительность и достижение желаемых результатов [17].

Если у студента развит высокий уровень самомотивации, для него характерно то, что он стремится достигать желаемых целей и постепенно усложняет эти цели. Он оптимистично относится к учебе и проявляет высокий уровень инициативы, активно преодолевает все неудачи и препятствия [12].

При этом необходимо отметить тот факт, что высокий уровень самомотивации, несомненно, свидетельствует о психологической зрелости индивида. Индивид с высоким уровнем самомотивации всегда стремится к самопознанию и личностному росту, для активных действий ему не требуется поощрение и поддержка извне. Студент с высоким уровнем самомотивации отличается также высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Теория целей достижения утверждает, что академическую мотивацию студентов можно понимать как попытки достижения целей. Предпосылка теории целей заключается в том, что поведение учащихся является функцией желания достичь определенных целей, и исследования были сосредоточены главным образом на двух доминирующих целях обучения (также называемых мастерством, задачей) и производительности (также называемых эго-ориентированными). Студенты, преследующие магистерские цели, были описаны как саморегулирующиеся и самоопределяющиеся, и их склонности способствуют когнитивному развитию. Они верят, что усилие (или, что более важно, какой-то внутренний, контролируемый фактор) является причиной успеха или неудачи.

Они также указывают на большее предпочтение вызову, больше используют стратегии, особенно глубокую обработку стратегий, делают более позитивные заявления о себе, сообщают о более позитивном влиянии и менее негативном влиянии и с большей вероятностью берут на себя ответственность за успех и с меньшей вероятностью отрицают ответственность за неудачу.

Другими словами, студент, нацеленный на достижение цели, ориентирован на себя, других и неудачу, обрабатывая информацию с точки зрения себя и других. В частности, достижение цели достижения результатов - это процесс самозащиты, в ходе которого учащийся стремится получить благоприятное суждение о компетентности или избежать неблагоприятного суждения о компетентности и быть или казаться выше других или получить внешнее вознаграждение, такое как высокая оценка [6].

Благодаря мотивации достижений студент заряжается энергией, он ориентируется на получение высоких результатов. Мотивация достижения включает в себя большое количество конструктов и имеет сложную структуру. В частности,

в эту структуру входят такие элементы, как ценность задачи, цель достижения, мотив достижения, мотивационное убеждение.

В качестве важного критерия следует рассматривать ведущий мотив к поступлению в вуз. Этот мотив с возрастом может меняться, поэтому для развития учебной мотивации студента характерна динамика. По мере того, как учебная программа усложняется, учебная мотивация у студента тесно переплетается с профессиональной. Именно этим отличается учебная мотивация студентов от учебной мотивации школьников. Профессиональная мотивация также включает в себя целую систему мотивов, интересов и целей [9].

Следует отметить, что разные исследователи по-разному смотрят на проблему учебной мотивации, ведущие учебные мотивы имеют непосредственную связь с социально-экономическими особенностями общества, в котором живет индивид. Применительно к современному обществу можно выделить ряд ведущих мотивов поступления в вуз. В первую очередь, ведущим мотивом является возможность реализоваться в профессиональном плане, желание общаться со студентами-сверстниками, желание выбрать для себя профессию, которая близка к индивидуальным интересам и предпочтениям.

Следует отметить, что в данный момент в связи с доступностью высшего образования значительно уменьшилось влияние такого мотива, как престижность обучения в вузе, повышение социального статуса посредством получения высшего образования. Молодежь поступает в вуз не из-за того, что это престижно, и высшее образование делает человека уважаемым, а из-за того, что высшее образование расширяет возможности саморазвития и самореализации [16]. В советское время наблюдалась противоположная тенденция: студенты поступали в вуз из-за того, что высшее образование было доступно лишь немногим и считалось престижным, при этом важно получить не конкретную специальность, а именно высшее образование как таковое.

Следует отметить, что в настоящий момент актуальная система конкурсного отбора подразумевает отбор абитуриентов в зависимости от того, какие у них общие интеллектуальные способности. Поэтому у всех первокурсников, поступающих в вуз, интеллектуальные способности примерно одинаковые.

Фактор профессиональной мотивации в данном случае выходит на приоритетное место. В коллективе сразу формируются отличники и троечники, и на это формирование оказывает влияние система внутренних мотивов обучающихся. Как правило, лучше других учатся те студенты, которые имеют адекватное представление о своей будущей профессии, которые хотят состояться в своей будущей профессии и четко представляют себя в новой социальной роли - роли дипломированного специалиста, который занимается профессиональной деятельностью, приносит пользу людям и обществу [14].

У студентов-первокурсников ведущим мотивом обучения является профессиональный мотив, а мотив личного престижа, в свою очередь, занимает второе место. На третьем и четвертом курсах ситуация меняется, потому что оба мотива приобретают одинаковую значимость и выступают в качестве ведущих. У студентов четвертого-пятого курсов добавляется еще один дополнительный мотив - прагматический. Большое влияние на учебу оказывает интенсивность выраженности познавательных и профессиональных мотивов.

Было установлено, что студенты второго, третьего и четвертого курсов имеют склонность к профессиональной деятельности в форме интеллектуальной работы (склонность к интеллектуальной деятельности). Однако также было обнаружено, что в то время как большинство студентов второго курса основывают свое трудовое поведение на мотивах самоутверждения, студенты третьего и четвертого курсов руководствуются мотивами профессионального мастерства. Студенты, обучающиеся в университетах, имеют следующие основные профессиональные мотивы: желание стать профессионалом, желание саморазвития, желание приобрести новые знания, а также мотивы, касающиеся социальных достижений, в частности получить высшее образование и пользоваться определенным социальным статусом после окончания университета. Наиболее значимыми мотивами поступления в университет для получения образования являются интерес к профессии и желание получить высшее образование. Профессиональная мотивация тесно связана с профессиональной ориентацией и субъективным благополучием, они также рассматриваются как важные предикторы профессиональной идентичности [7].

В рамках данного исследования, а именно - понимания особенностей мотивации к обучению и профессиональному развитию мы используем социально-когнитивный подход к мотивации, который подчеркивает важную роль убеждений учащихся и их интерпретаций реальных событий, а также роль контекста достижений в мотивационной динамике. Социальные когнитивные модели мотивации достижения (например, теория ожидаемой ценности Экклза и Вигфилда, иерархическая модель мотивации достижения Эллиота и Черча) включает множество мотивационных конструкций, которые могут быть организованы в две категории, а именно - «убеждения учащихся в их способности выполнить задачу»,

Библиографический список

также называемые компонентами ожидания (например, самооценка способностей, самоэффективность) и их «мотивационные убеждения относительно причин, по которым они решили выполнить ту или иную задачу», также называемые ценностными компонентами (например, ценности задачи, цели) [13].

Согласно социально-когнитивной перспективе, мотивация студентов относительно зависит от ситуации или контекста, и чтобы получить исчерпывающую картину взаимосвязи между мотивацией студентов и их академическими и будущими профессиональным достижениями, мы дополнительно принимаем во внимание традиционную личностную модель мотивации, теорию мотива достижения, согласно которой мотивация студентов концептуализируется как относительно стабильная черта.

Целевые ориентации учащихся - это более широкие когнитивные ориентации, которые студенты имеют по отношению к своему обучению, и они отражают причины выполнения задачи. Следовательно, они подпадают под широкую категорию «ценностных компонентов мотивации». Цели обучения («вовлеченность в выполнение задач» или «цели мастерства») описывают готовность людей совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое и развивать свою компетентность, в то время как цели производительности («вовлеченность эго») направлены на демонстрацию своей более высокой компетентности и сокрытие своей некомпетентности по отношению к другим. Цели производительности позже были дополнительно подразделены на цели, связанные с эффективностью (стремление продемонстрировать компетентность), и цели, направленные на предотвращение производительности [12].

Исследования мотивации сильно различаются по своему охвату и направленности исследователей. В контексте обучения учащихся мотивацию можно рассматривать как характеристику «тех внутренних процессов, которые определяют, будут ли учащиеся заниматься заданием, количество усилий, которые они затратят, продолжительность времени, в течение которого они будут упорствовать, и настойчивость, которую они проявят, когда встретятся препятствия». Анализируя взаимосвязь между мотивацией и обучением, Т. Дженкинс [20] описывает три основных аспекта: 1) обучение требует усилий, и учащиеся ожидают определенных выгод от своих усилий; 2) обучение обычно мотивируется желанием совершенствоваться; 3) некоторые мотивы (например, страх неудачи или тревога за успех) могут парализовать обучение. Они формулируют три основных принципа управления обучением учащихся следующим образом: 1) вознаграждение за обучение; 2) выявление целей учащихся; 3) минимизация барьеров в обучении.

Таким образом, именно с помощью мотивации мы можем улучшить обучение студентов в целом и развить их компетентность в исследовательской деятельности в частности, включая формирование направленности на профессиональное развитие.

Как заключает В. Вуд [24], основанные на исследованиях методы обучения, базирующиеся на идее осмысленного обучения, по-видимому, более эффективны в обучении студентов, что касается повышения мотивации. В этой связи стоит отметить, что концепция осмысленного обучения, которое само по себе является активным обучением, имеет много общего с основными идеями социокультурной теории, разработанной Л.С. Выготским в начале 1930-х годов, и теорией деятельности А.Н. Леонтьева. Согласно Л.С. Выготскому, человеческий разум и, следовательно, человеческое поведение социально и культурно опосредованы и развиваются через человеческую деятельность. Кроме того, А.Н. Леонтьев указал, что человеческая деятельность мотивируется либо биологическими, либо культурно сконструированными потребностями и включает в себя три уровня, а именно - мотивацию, действие и состояние. В свою очередь, это означает, что мотивация играет решающую роль в развитии человека в целом и может способствовать личностному и профессиональному развитию студентов высших учебных заведений [22].

Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Становление студентов как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации. Проблема развития мотивации отнюдь не нова, но она вновь приобретает актуальность при внедрении новых стандартов обучения, основанных на системно-деятельностном, компетентностном подходах. И развитие компетенций, и необходимость делать выбор (содержание, сроки, формы и методы обучения) невозможны, если студенты не станут действовать в процессе обучения целенаправленно, активно и ответственно. Именно мотивы выполняют целе- и смыслообразующую функции в деятельности.

Таким образом, поставленная цель по осмыслению особенностей мотивации студентов к обучению и профессиональному развитию выполнена. Результаты исследования могут содействовать дальнейшему изучению особенностей развития мотивации студентов к обучению и профессиональному развитию, что, несомненно, составляет не только практическую, но и теоретическую ценность подобных исследований.

1. Ананьев Б.Г Психология и проблемы человекознания. Москва,1996.

2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 20189.

3. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов. Поволжский педагогический вестник. 2014; № 1 (2): 55-60

4. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С. Формирование профессиональной мотивации у студентов. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014; № 3 (11): 66-80.

5. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

7. Карякина С.Н. Структура учебной мотивации студентов на разных этапах обучения в вузе. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018; № 1 (78): 55-70.

8. Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.

9. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования: монография. Новосибирск: Издатльество «Новосибирский полиграфкомбинат», 2016.

10. Омельяненко Л.А., Горькова Н.В. Мотивация учебной деятельности студентов в вузе. Оренбург: ОГУ; Бузулук: БГТИ, 2008.

11. Маслоу А.Г Мотивация и личность. Перевод с английского Т. Гутман, Н. Мухина. Москва, 2013.

12. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1995.

13. Макклелланд Д. Мотивация человека. Санкт-Петербург: 2007.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. Москва: Академия, 2012.

15. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. Москва: Питер, 2012.

16. Соболева А.В. К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Молодой ученый. 2009; № 2 (2): 299-301.

17. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭк», 1998.

18. Blonigen D.M. et al. Stability and change in personality traits from late adolescence to early adulthood: A longitudinal twin study. Journal of personality. 2008; Т. 76, № 2: 229-266.

19. Caspi A., Roberts B.W., Shiner R.L. Personality development: Stability and change. Annu. Rev. Psychol. 2005; Т. 56: 453-484.

20. Jenkins T. The motivation of students of programming. Proceedings of the 6th annual conference on Innovation and technology in computer science education. 2001: 53-56.

21. Hopwood C.J. et al. Genetic and environmental influences on personality trait stability and growth during the transition to adulthood: a three-wave longitudinal study. Journal of personality and social psychology. 2011; Т. 100, № 3: 545.

22. Kozulin A. Understanding Vygotsky's Motive and Goal: An Exploration of the Work of AN Leontiev.Commentary. Human Development. 1996; Т. 39, № 6: 328-29.

23. McAdams D.P., Olson B.D. Personality development: Continuity and change over the life course. Annual review of psychology. 2010; Т. 61: 517-542.

24. Wood W.B. Innovations in teaching undergraduate biology and why we need them. Annual review of cell and developmental biology. 2009; Т. 25, № 1: 93-112.

References

1. Anan'ev B.G. Psihologiya iproblemy chelovekoznaniya. Moskva,1996.

2. Bakshaeva N.A., Verbickij A.A. Psihologiya motivacii studentov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 20189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Biryukova I.A., Smolyarchuk I.V. Motivaciya dostizheniya uspeha kak faktor razvitiya professional'nyh kachestv studentov. Povolzhskijpedagogicheskij vestnik. 2014; № 1 (2): 55-60

4. Gadzhieva H.N., Shalaginova K.S. Formirovanie professional'noj motivacii u studentov. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2014; № 3 (11): 66-80.

5. Ivanova S.V. Motivaciya na 100%: A gde zhe u nego knopka? Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2005.

6. Il'in E.P. Motivaciya i motivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

7. Karyakina S.N. Struktura uchebnoj motivacii studentov na raznyh 'etapah obucheniya v vuze. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2018; № 1 (78): 55-70.

8. Klimenko I.V. Dinamika motivacionno-cennostnoj napravlennosti studentov na professional'nuyu deyatel'nost'. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.

9. Leont'ev V.G. Motivaciya i psihologicheskie mehanizmy ee formirovaniya: monografiya. Novosibirsk: Izdatl'estvo «Novosibirskij poligrafkombinat», 2016.

10. Omel'yanenko L.A., Gor'kova N.V. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov v vuze. Orenburg: OGU; Buzuluk: BGTI, 2008.

11. Maslou A.G. Motivaciya i lichnost'. Perevod s anglijskogo T. Gutman, N. Muhina. Moskva, 2013.

12. Meshkov N.I. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov: uchebnoe posobie. Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta, 1995.

13. Makklelland D. Motivaciya cheloveka. Sankt-Peterburg: 2007.

14. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik. Moskva: Akademiya, 2012.

15. Rubinshtejn L.S. Osnovy obschejpsihologii. Moskva: Piter, 2012.

16. Soboleva A.V. K voprosu motivacionnoj sfery lichnosti studenta pri izuchenii inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Molodoj uchenyj. 2009; № 2 (2): 299-301.

17. Yakobson P.M. Psihologiya chuvstv imotivacii: Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: nPo "MOD'EK", 1998.

18. Blonigen D.M. et al. Stability and change in personality traits from late adolescence to early adulthood: A longitudinal twin study. Journal of personality. 2008; T. 76, № 2: 229-266.

19. Caspi A., Roberts B.W., Shiner R.L. Personality development: Stability and change. Annu. Rev. Psychol. 2005; T. 56: 453-484.

20. Jenkins T. The motivation of students of programming. Proceedings of the 6th annual conference on Innovation and technology in computer science education. 2001: 53-56.

21. Hopwood C.J. et al. Genetic and environmental influences on personality trait stability and growth during the transition to adulthood: a three-wave longitudinal study. Journal of personality and social psychology. 2011; T. 100, № 3: 545.

22. Kozulin A. Understanding Vygotsky's Motive and Goal: An Exploration of the Work of AN Leontiev.Commentary. Human Development. 1996; T. 39, № 6: 328-29.

23. McAdams D.P., Olson B.D. Personality development: Continuity and change over the life course. Annual review of psychology. 2010; T. 61: 517-542.

24. Wood W.B. Innovations in teaching undergraduate biology and why we need them. Annual review of cell and developmental biology. 2009; T. 25, № 1: 93-112.

Статья поступила в редакцию 05.10.22

УДК 372.881.1

Chernyavskaya Ya.L, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tyumen State Medical University (Tyumen, Russia), E-mail: yaninak@yandex.ru

Galyan V.N., specialist, Tyumen State Medical University (Tyumen, Russia), E-mail: galyanvn@tyumsmu.ru

Nikitchenko O.V., specialist, Tyumen State Medical University (Tyumen, Russia), E-mail: olnickser@mail.ru

LISTENING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT THE PRE-UNIVERSITY STAGE: HISTORY LECTURE. The article highlights the necessity of the native speaker's history and culture studying. Mastering the Russian language is impossible without referring to the history of Russia. The study of Russian history for students of the university's preparatory course, is not only the collection and memorization of historical facts, but also the acquisition of the skill of working with a scientific style, as well as training to listen and understand lectures. The article suggests the procedure for working with authentic video material, which is presented by the educational film "Epic Story. The history of Russia. From Rurik to the Revolution", which allows to conduct listening in Russian as a foreign language classes, while using texts and vocabulary of level B1. The work can be a preparation for testing on the history of Russia and for further study of the subject.

Key words: listening, Russian as a foreign language, history of Russia, scientific style of speech, lecture.

Я.Л. Чернявская, канд. филол. наук, доц., Тюменский государственный медицинский университет, г. Тюмень, E-mail: yaninak@yandex.ru

В.Н. Галян, спец. Центра международного образования. Тюменского государственного медицинского университета, г. Тюмень,

E-mail: galyanvn@tyumsmu.ru

О.В. Никитченко, спец. Центра международного образования. Тюменского государственного медицинского университета, г. Тюмень,

E-mail: olnickser@mail.ru

АУДИРОВАНИЕ ПО РКИ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ: ЛЕКЦИЯ ПО ИСТОРИИ

В статье освещается необходимость изучения истории и культуры народа - носителя языка, которому обучается студент Освоение русского языка невозможно без обращения к истории России. Для студентов подготовительного курса университета изучение российской истории - это не только сбор и запоминание исторических фактов, но и получение навыка работы с научным стилем, а также тренировка к прослушиванию и пониманию лекций. В статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.