Экономика
УДК 331.101.3 DOI 10.21661/r-130107
С.В. Илюхина, И.А. Изгагин
Мотивация студенческой молодёжи на рынке труда
Аннотация
В данной статье представлены результаты социально-экономического исследования студентов университета различного уровня подготовки, проведённое исследование направлено на выявление мотивов хозяйственного выбора молодёжи на рынке труда, выявлены тенденции в профориентации и ожидания адаптации студенческой молодёжи к современным тенденциям на рынке труда.
I Ключевые слова: хозяйственная мотивация, профессиональная ориентация молодёжи, трудоустройство, рынок труда, занятость.
S.V Ilyukhina, I.A. Izgagin
Motivation for students in the labor market
Abstract
This article presents the results of socio-economic studies of University students at various levels of training. This study aims at identifying the economic motives of choice of youth in the labour market, the trends in career guidance and expectations of adaptation of students to the contemporary trends in the labour market.
A
| Keywords: economic motivation, professional orientation of young people, employment, labour market, employment.
Формирование и регулирование рынка труда имеет множество аспектов, наиболее важным представляется исследование мотивов и ожиданий учащейся молодёжи [1, с. 124], обеспечивающей значительную часть предложения рынка. Этой проблеме было посвящено социально-экономическое исследование, проведённое авторами в среде студенческой молодёжи Уральского Государственного Экономического университета.
В университете обучаются представители разных стран, таких как: Эквадор, Мексика, Уругвай, Гватемала, Парагвай, Бенин, Экваториальная Гвинея, Габон, Нигерия, Кон-
го, Казахстан, Узбекистан, Китай, Южная Корея, Киргизия, Армения и т. д. [2]. Исследование коснулось более 200 студентов бакалавриата и магистратуры, среди которых были и студенты из других стран. Выборка может быть признана репрезентативной. Изучалось, насколько схожи
или наоборот, насколько отличаются интересы молодых людей в связи с разнообразной географической направленностью. Из какой бы страны, с какого континента не приехал человек, найдется что-то, что будет связывать вас. Например, кем хочет работать молодёжь (рис. 1)?
■ Аудитор
■ Банковским работником ( в банковской сфере)
■ Предприниматель
■ Бухгалтер
■ Брокер, трейдер
■ Оценщик недвижимости
■ Финансист
■ Глава архитектурного комитета города Каменска-Уральского
■ Международная деятельность
Рис. 1. Желаемые профессии [рассчитано авторами]
Есошткз
1,80%
■ Квартира и машина
■ Квартира (дом)
и Помощь родителям, путешествия
■ Машина
■ Создание бизнеса □ Финэнсовэя независимость
■ Стабильная з/п и обеспечение семьи
■ Най™ работу по душе
■ Тайна
Рис. 2. Материальные цели, которые перед собой поставили респонденты
[рассчитано авторами]
Опрос показал, что наиболее желаемой профессией является -аудитор - 24,1%, затем банковский работник - 16,6%, а также в тройке лидеров находится индивидуальное предпринимательство - 14,7%. Большинство студентов поставили перед собой цель заработать на квартиру и машину. И это понятно, ибо без жилья прожить практически невозможно (рис. 2).
Квартира и машина - наиболее популярный ответ, касающийся целей материального плана. На его долю приходится 35,2% опрошенных. Интересы молодёжи двигаются практически в одном направлении.
Где они будут брать деньги на реализацию своей мечты? Конечно на работе. Проблема трудоустройства молодёжи на работу критична: молодые люди стремятся к знаниям, стараются поступить в высшие учебные заведения, но здесь каждого будущего специалиста ожидает новая проблема, связанная с поиском работы. Большинство фирм требует специалистов с опытом работы, а студенты - выпускники не обладают им, и попросту не могут найти себе место, чтобы иметь стабильный заработок. В результате большая часть студентов вынуждена работать не по своей специальности, получается, что государство потратило бюджетные средства впустую.
Какую зарплату хотелось бы получать молодежи? На основании проведённого опроса можно сделать следующий вывод: самым частым ответом на вопрос о желаемом размере заработной платы интервал, находящийся в пределах от 20 000 до 50 000 р. - 42,6%. Наши студенты мыслят реально, это средняя заработная плата в регионе.
А если не хватит денег, чтобы реализовать материальную цель, то всегда можно обратиться к заемным источникам, например, к кредиту. Отношение к кредиту молодежи очень сложный вопрос. Так как она только-только вступаем во взрослую жизнь и в этом вопросе молодежь недостаточно компетентна. Может быть, кто-то уже достаточно знает про кредит и что это такое, но только с теоретической стороны. Возможно, знают потому, что родители брали кредит и имели с ним дело (рис. 3.)
На основании проведённого опроса можно сделать вывод, что среди опрошенных отрицательно отношение к кредиту является преобладающим - 48,14%. Скорее всего, такая негативная оценка кредита связана с текущей ситуацией на рынке кредитов. На данный момент проценты по кредитам в нашей стране очень высоки. Поэтому у студентов сложилась такая точка зрения по поводу кредитов. Но есть определённый процент, который положительно смотрит на кредит. Всё это связано с тем, что молодежь в будущем будет брать кредит на товары, которые входят в обиход жизни в дальнейшем, а также без которых нельзя будет прожить. Наибольшее количество опрошенных не дали ответа на данный вопрос - 44,4%. Среди тех, кто ответил, 14,8% респондентов взяли бы кредит только на квартиру.
Проведённое исследование также позволяет сделать вывод, что разные люди, находящиеся в разном экономическом положении, из разных стран, имея разные цели, хотят одного и того же - быть успешными. Не важно, где живут молодые люди, неважно какой они национальности - интересы у молодежи всех стран общие, но и проблемы тоже общие. Полученные результаты могут быть использованы при формировании и регулировании мотиваци-онной среды [3, с. 71] молодёжного сегмента рынка труда.
■ Положительно
■ Отрицательно □ Нейтрально
Рис. 3. Отношение к кредиту [рассчитано авторами]
Иегасйуе Баепсе | 5 (15) • 2017
119
Экономика
Литература
1. Илюхин А.А. Профессиональная ориентированность молодёжи и сбалансированность рынка труда / А.А. Илюхин, С.В. Илюхина // Интерактивная наука. - 2016. - №1. - С. 124-126.
2. Уральский государственный экономический университет, официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usue.ru/
3. Илюхин А.А. Формирование новой модели развития национальной и региональной экономики: Материалы III всероссийского симпозиума по региональной экономике сборник докладов / А.А. Илюхин, Л.Н. Куклина, С.И. Пономарева; ответственный редактор А.И. Татаркин. - 2015. - С. 71-75.
i