Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

МОТИВАЦИЯ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Авиценны
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИКАЦИИ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЕ ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуйсенова Акмарал Мусабековна

Цель: изучить и оценить влияние и/или связь механизмов финансовой мотивации сотрудников Южно-Казахстанской медицинской академии (ЮКМА) на их научно-публикационную деятельность. Материал и методы: проведён анализ публикационной активности сотрудников ЮКМА за 2018-2020 гг. На основании разработанного в ЮКМА «Положения о возмещении расходов и выплата вознаграждения на публикацию результатов исследований в научных журналах и сборниках», были использованы и обработаны данные бухгалтерии ЮКМА, осуществлявшей выплаты в год и поквартально, с 2018 по 2020 гг. Результаты: если в 2018 году количество публикаций в базах данных Scopus и Web of Science было - 21, то в 2019 году это количество увеличилось на 12,5%, а в 2020 году - на 40% (по сравнению с 2018 годом). В 2021 году отмечалось снижение общего количества статей на 14,3% по сравнению с 2020 годом. Однако количество статей в журналах с квартилем Q1 и Q2 по базе данных Web of Science в 2021 году увеличилось по сравнению с 2020 годом почти в два раза. За публикации 2018 года в виде вознаграждения была выплачена сумма в размере 1076350 тенге, которая в 2019 и 2020 гг. увеличилась до 1300120 и 1845480 тенге соответственно. Выявлена прямая и высокая статистически значимая зависимость между количеством опубликованных работ и суммой вознаграждения за них (r=0,97; р<0,05). Заключение: предложенная система мотивации в ЮКМА является действенным стимулирующим механизмом и может быть использована для интенсификации публикационной активности в других вузах, в том числе и немедицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF THE PUBLICATION ACTIVITY OF LECTURERS IN A MEDICAL UNIVERSITY

Objective: To study and evaluate the impact and/or connection between the financial motivation of the employees of the South Kazakhstan Medical Academy (SKMA) and their scientific and publication activities. Methods: An analysis of the publication activity of SKMA employees for the 2018-2020 period was carried out. Based on the "Regulations on reimbursement of expenses and payment of remuneration for the publication of research results in the scientific journals and proceedings" developed in the SKMA, data from the accounting department of the SKMA, which made payments annually and quarterly, from 2018 to 2020, were used and processed. Results: While in 2018 the number of publications in the Scopus and Web of Science databases was 21, thereafter in 2019 this number was increased by 12.5%, and in 2020 - by 40% (compared to 2018). In 2021, there was a decrease in the total number of articles by 14.3% compared to 2020. However, the number of articles in the Q1-Q2 Web of Science journals in 2021 almost doubled compared to 2020. For publications in 2018, an amount of 1,076,350 tenge was paid in the form of remuneration, which in 2019 and 2020 increased to 1,300,120 and 1,845,480 tenge respectively. A positive and statistically significant relationship was found between the number of published papers and the amount of the respective remuneration (r=0.97; p<0.05). Conclusion: The proposed system of motivation in SKMA is an effective stimulating mechanism and can be used to intensify publication activity in other universities, including non-medical ones.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

doi: 10.25005/2074-0581-2022-24-1-39-49

МОТИВАЦИЯ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В

МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

А.М. ДуйсЕновА

научная клинико-диагностическая лаборатория «South Clinical & Genetic Laboratory», Южно-Казахстанская медицинская академия, Шымкент, Республика Казахстан

Цель: изучить и оценить влияние и/или связь механизмов финансовой мотивации сотрудников Южно-Казахстанской медицинской академии (ЮКМА) на их научно-публикационную деятельность.

Материал и методы: проведён анализ публикационной активности сотрудников ЮКМА за 2018-2020 гг. На основании разработанного в ЮКМА «Положения о возмещении расходов и выплата вознаграждения на публикацию результатов исследований в научных журналах и сборниках», были использованы и обработаны данные бухгалтерии ЮКМА, осуществлявшей выплаты в год и поквартально, с 2018 по 2020 гг. Результаты: если в 2018 году количество публикаций в базах данных Scopus и Web of Science было - 21, то в 2019 году это количество увеличилось на 12,5%, а в 2020 году - на 40% (по сравнению с 2018 годом). В 2021 году отмечалось снижение общего количества статей на 14,3% по сравнению с 2020 годом. Однако количество статей в журналах с квартилем Q1 и Q2 по базе данных Web of Science в 2021 году увеличилось по сравнению с 2020 годом почти в два раза. За публикации 2018 года в виде вознаграждения была выплачена сумма в размере 1076350 тенге, которая в 2019 и 2020 гг. увеличилась до 1300120 и 1845480 тенге соответственно. Выявлена прямая и высокая статистически значимая зависимость между количеством опубликованных работ и суммой вознаграждения за них (r=0,97; р<0,05).

Заключение: предложенная система мотивации в ЮКМА является действенным стимулирующим механизмом и может быть использована для интенсификации публикационной активности в других вузах, в том числе и немедицинского профиля.

Ключевые слова: публикации, публикационная активность, мотивация, профессорско-преподавательский состав, международные рецензируемые издания.

Для цитирования: Дуйсенова АМ. Мотивация публикационной активности преподавателей в медицинском вузе. Вестник Авиценны. 2022;24(1):39-49. Available from: https://doi.org/10.25005/2074-0581-2022-24-1-39-49

MOTIVATION OF THE PUBLICATION ACTIVITY OF LECTURERS IN A MEDICAL

UNIVERSITY

a.m.duysenova

«South Clinical & Genetic Laboratory», South Kazakhstan Medical Academy, Shymkent, Republic of Kazakhstan

Objective: To study and evaluate the impact and/or connection between the financial motivation of the employees of the South Kazakhstan Medical Academy (SKMA) and their scientific and publication activities.

Methods: An analysis of the publication activity of SKMA employees for the 2018-2020 period was carried out. Based on the "Regulations on reimbursement of expenses and payment of remuneration for the publication of research results in the scientific journals and proceedings" developed in the SKMA, data from the accounting department of the SKMA, which made payments annually and quarterly, from 2018 to 2020, were used and processed.

Results: While in 2018 the number of publications in the Scopus and Web of Science databases was 21, thereafter in 2019 this number was increased by 12.5%, and in 2020 - by 40% (compared to 2018). In 2021, there was a decrease in the total number of articles by 14.3% compared to 2020. However, the number of articles in the Q1-Q2 Web of Science journals in 2021 almost doubled compared to 2020. For publications in 2018, an amount of 1,076,350 tenge was paid in the form of remuneration, which in 2019 and 2020 increased to 1,300,120 and 1,845,480 tenge respectively. A positive and statistically significant relationship was found between the number of published papers and the amount of the respective remuneration (r=0.97; p<0.05).

Conclusion: The proposed system of motivation in SKMA is an effective stimulating mechanism and can be used to intensify publication activity in other universities, including non-medical ones.

Keywords: Publications, publication activity, motivation, faculty, international peer-reviewed publications.

Общ

ественное здоровье и здравоохранение, социология и история медицины

Public Health

For citation: Duysenova AM. Motivatsiya publikatsionnoy aktivnosti prepodavateley v meditsinskom vuze [Motivation of the publication activity of lecturers in a medical university]. Vestnik Avitsenny [Avicenna Bulletin]. 2022;24(1):39-49. Available from: https://doi.org/10.25005/2074-0581-2022-24-1-39-49

Введение

В любом государстве мира, в том числе и Казахстане, качественная и достоверная научная работа преподавателя вуза, включая внедрение новых научных ценностей, является существенной частью и одним из основных направлений его трудовой деятельности [1-3]. Основным показателем научно-исследова-

iNTRODUCTiON

In any country of the world, including Kazakhstan, high-quality and reliable research of a university lecturer, including the introduction of new scientific values, is an essential part and one of the main directions of its work [1-3]. The main indicator of the lecturer's research is his publication activity [4-7].

тельской деятельности преподавателя считается его публикационная активность [4-7].

Публикационная активность представляет собой публикацию результатов своих научных достижений учёными в различных научных изданиях. Следовательно, публикация является конечным продуктом научной деятельности исследователя. Принцип «Публикуйся или умри!» должен главенствовать в философии исследовательской деятельности учёного. Однако следует указать, что в погоне за публикациями, надо опасаться публикации в сомнительных, ненадёжных и откровенно сфальсифицированных изданиях [8].

Самым главным при оценке деятельности университетов является как само количество и качество публикаций, так и количество их цитирований, которые учитываются при ранжировании в мировых образовательных рейтингах [9-11], хотя ни один из мировых рейтингов университетов не может гарантировать бесспорную объективность [12]. Другими словами, от количества публикации, а ещё важнее, от количества цитирований зависит рейтинг того или иного учебного заведения в мировом образовательном пространстве, что способствует узнаваемости вуза, повышению авторитета, увеличению количества студентов и, соответственно, финансовой состоятельности учреждения [13-15]. Здесь следует указать, что повышение публикационной активности вуза, естественно, ведёт к повышению научного рейтинга и самого государства, в котором расположен вуз [16-18].

К сожалению, несмотря на положительную тенденцию, с 2010 года публикационная активность в Республике Казахстан остаётся на относительно низком уровне [19, 20]. Одними из основных причин низкой публикационной активности являются небольшой размер заработной платы и высокая оплата за публикации. Средняя заработная плата учёных на 2021 год, по данным Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОНРК), в нашей стране составляет 152000 тенге [21].

Несмотря на то, что в последнее время МОНРК предпринимаются определённые шаги по увеличению оплаты труда, заработная плата преподавателей вузов не сравнима с этим показателем у коллег из США и стран Западной Европы [22]. Этот фактор, на наш взгляд, является неким оправданием «деградации» профессорско-преподавательского состава.

Цель исследования

Изучить и оценить влияние и/или связь механизмов финансовой мотивации сотрудников Южно-Казахстанской медицинской академии (ЮКМА) на их научно-публикационную деятельность.

Материал и методы

В ЮКМА разработано «Положение о возмещении расходов и выплата вознаграждения на публикацию результатов исследований в научных журналах и сборниках», далее Положение (регистрационный номер П044/416-2018), переутверждённое 10.09.2018 года. Были использованы и обработаны данные бухгалтерии ЮКМА, осуществлявшей выплаты в год и поквартально, с 2018 по 2020 гг.

Принцип отбора оплачиваемых статей в Положении связан с изменениями в «Правилах присвоения учёных званий» и «Правилах присуждения степеней» МОНРК, где указано, что присвоение учёных званий и присуждение учёных степеней происходит при

Publication activity is the publication of the results of the scientific achievements by researchers in various scientific papers. Therefore, the publication is the end product of the scientific activity of the researcher. "Publish or perish" principle should be a dominating philosophy of research activity. However, it should be pointed out that in the pursuit of publications, one should be wary of publication in dubious, unreliable and frankly falsified editions [8].

The most important thing in evaluating the activities of universities is both the quantity and quality of publications, and the number of their citations, which are taken into account in the world educational rankings [9-11], although none of the global university rankings can guarantee indisputable objectivity [12]. In other words, the ranking of an educational institution in the global education space depends on the number of publications, and more importantly, on the number of citations, which contributes to the recognition of the university, enhancing its authority, increasing the number of students and, accordingly, the financial viability of the institution [13-15]. It should be pointed out that an increase in the publication activity of a university naturally results in the improvement of the scientific ranking of the country of its origin [16-18].

Unfortunately, despite the positive trend, since 2010 the publication activity in the Republic of Kazakhstan has remained at a relatively low level [19, 20]. The main reasons of the low publication activity are low salaries of the researchers and high publication fees. The average the salary of scientists for 2021 in our country according to the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan (MESRK) is 152,000 tenge [21].

Despite the fact that the MESRK has recently taken certain steps to increase wages, the salaries of university professors are not comparable to those of their colleagues from the United States and Western Europe [22]. This factor in our opinion can justify certain "degradation" of the teaching staff.

Purpose of the study

To study and evaluate the impact and/or connection between financial motivation of employees of the South Kazakhstan Medical Academy (SKMA) and their scientific and publication activities.

Methods

SKMA has developed the "Regulations on reimbursement of expenses and payment of remuneration for the publication of research results in scientific journals and proceedings", hereinafter the Regulations (registration number P044/416-2018), reap-proved on 10.09.2018. The accounting data of the SKMA, which made payments annually and quarterly between 2018 and 2020 were used and processed.

The principle of selection of renumerated articles in the Regulations is related to changes in the "Rules for awarding academic titles" and "Rules for awarding degrees" of the MESRK, which states that the assignment of academic titles and the award of academic degrees depends on the publications in the Scopus and

наличии публикаций в базах данных Scopus и Web of Science (табл.

1)1,2.

Статистический анализ полученных данных проведён с определения тенденций в виде медианы и квартилей для количественных показателей и долей (%) для качественных значений. Для выявления зависимости использовался корреляционный анализ Пирсона. Полученные результаты считались статистически значимыми при p<0,05.

Результаты и их обсуждение

По результатам ранжирования главного координатора Министерства здравоохранения - Национального научного центра развития здравоохранения - наблюдается тенденция увеличения количества и качества публикаций в базах данных Scopus и Web of Science сотрудниками ЮКМА (табл. 2).

Как видно из табл. 2, если в 2018 году количество публикаций в указанных базах данных было - 21, то в 2019 году это количество увеличилось на 12,5%, а в 2020 году - на 40% (по сравнению с 2018 годом). В 2021 году отмечалось снижение общего количества статей на 14,3% по сравнению с 2020 годом. Однако, следует отметить, что количество статей в журналах с квартилем Q1 и Q2 по базе данных Web of Science в 2021 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти в два раза.

В соответствии с Положением за публикации 2018 года была выплачена в виде вознаграждения сумма в размере 1076350 тенге, которая в 2019 и 2020 гг. увеличилась до 1300120 и 1845480 тенге соответственно (табл. 3). Здесь мы не указываем расходы на возмещение затрат.

Web of Science databases (Table 1)11,2

Statistical analysis of the data obtained was carried out, the trends were determined in the form of median and quartiles (for quantitative indicators) and % (for qualitative values). Pearson's correlation analysis was used. The results obtained were considered statistically significant at p<0.05.

Results and discussion

According to the ranking results of the chief coordinator of the Ministry of Health - the National Scientific Center for Public Health Development, the number and quality of publications in the Scopus and Web of Science databases by SKMA employees tend to increase (Table 2).

As can be seen from Table 2, in 2018 the number of publications in these databases was 21, thereafter in 2019 this number increased by 12.5%, and in 2020 - by 40% (compared to 2018). In 2021, there was a decrease in the total number of articles by 14.3% compared to 2020. However, it should be noted that the number of articles in Q1 and Q2 journals of the Web of Science database in 2021 almost doubled compared to the previous year.

In accordance with the Regulations, an amount of 1,076,350 tenge was paid in the form of remuneration for publications in 2018, which increased to 1,300,120 and 1,845,480 tenge in 2019 and 2020 respectively (Table 3). We do not include reimbursement costs here.

An analysis of the dynamics of publication activity over the years showed that starting from 2018, when monetary rewards

Таблица 1 Требования по публикациям в базах данных Scopus и Web of Science для претендентов на учёные звания и степени

Учёное звание или учёная степень Scopus Web of Science

Доктор PhD Процентиль не менее 25 Ненулевой импакт-фактор

Ассоциированный профессор Процентиль не менее 35 Квартиль 1, 2, 3

Профессор Процентиль не менее 50 Квартиль 1, 2

Table 1 Requirements for publications in the Scopus and Web of Science databases for applicants for academic titles and degrees

Academic title or academic degree Scopus Web of Science

Doctor PhD Percentile at least 25 Non-zero impact factor

Associate Professor Percentile at least 35 Quartile 1, 2, 3

Professor

Percentile at least 50

Quartile 1, 2

1 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 128. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 мая 2011 года № 6939 «Об утверждении Правил присвоения учёных званий (ассоциированный профессор (доцент), профессор)» [Электронный ресурс]. 2011 [дата доступа: 2022 январь 4]; Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1100006939

2 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 мая 2011 года № 6951 «Об утверждении Правил присуждения степеней» [Электронный ресурс]. 2011 [дата доступа: 2022 январь 3]; Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1100006951

1 Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2011 No. 128. Registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on May 10, 2011 No. 6939 "On Approval of the Rules for Awarding Academic Titles (Associate Professor, Professor)" [Electronic resource]. 2011 [accessed: 2022 Jan-Jan 4]; Access mode: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1100006939

2 Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2011 No. 127. Registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on May 13, 2011 No. 6951 "On Approval of the Rules for Awarding Degrees" [Electronic resource]. 2011 [accessed: 2022 Jan 3]; Access mode: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1100006951

Таблица 2 Количество публикаций сотрудников ЮКМА

Категории публикаций 2018 2019 2020 2021

Общее количество публикаций (Scopus, Web of Science) 21 24 35 30

Публикации в журналах с квартилем Q1 и Q2 (Web of Science) 3 5 6 11

Публикации в журналах с квартилем Q3 (Web of Science) 7 7 13 8

Публикации в журналах без квартиля с процентилем ниже 25 (Scopus)

Table 2 Number of publications by SKMA employees

Publication categories 2018 2019 2020 2021

Total number of publications (Scopus, Web of Science) 21 24 35 30

Publications in the Q1 and Q2 journals (Web of Science) 3 5 6 11

Publications in the Q3 journals (Web of Science) 7 7 13 8

Publications in journals without a quartile with a percentile below 25 (Scopus)

Таблица 3 Количество статей и сумма выплат сотрудникам по Table 3 Number of papers and amount of payments to the

кварталам за 2018-2020 гг. employees by quarters for 2018-2020

2018 2019 2020

Квартал Quarter Статьи Number of papers Сумма, в тыс. тенге Amount, in thousand tenge Статьи Number of papers Сумма, в тыс. тенге Amount, in thousand tenge Статьи Number of papers Сумма, в тыс. тенге Amount, in thousand tenge

I 4 210.35 5 260.25 6 402.24

II 6 270.85 6 306.30 7 375.25

III 3 150.75 6 340.24 9 460.30

IV

8

444.40

7

393.33

11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

607.69

Анализ динамики публикационной активности по годам показал, что, начиная с 2018 года, когда были введены денежные вознаграждения, наметилась тенденция увеличения количества публикаций, однако пока статистически незначимая (Median test: Chi-square=2,74; df =2; p=0,254) (рис. 1).

Тем не менее, корреляционный анализ по Пирсону показал зависимость количества публикаций от выделяемых средств для

were introduced, the number of publications tended to increase, but so far their growth is not statistically significant (Median test: Chi-square=2.74; df=2; p=0.254) (Fig. 1).

However, Pearson's coefficient analysis revealed a direct and statistically significant correlation between the number of publications and the allocated funds for remuneration, with r=0.97; p<0.05 (Fig. 2).

Рис. 1 Динамика публикаций по годам

Hyí П.Ч ..iiv.-4-itH ЖГнВиХ Гь 1*1

Pub*«Im «hm by jSift

ÜKían Tnt

ciiSiiiy ■uwdi-tft.a» 1

T If

T о

-i-

Л

Рис. 2 Корреляционная связь между количеством публикаций и выделенных денежных средств

301« fon/Vi*

н%-ч% I Mn-MSí

Fig. 1 Dynamics of publications in the 2018-2020 period

Fig. 2 Correlation between the number of publications and allocated funds

вознаграждения. Выявлена прямая и высокая статистически значимая зависимость - r=0,97; р<0,05 (рис. 2).

Таким образом, можно констатировать, что имеется тенденция увеличения публикационной активности по годам, при этом количество публикаций напрямую зависит от выделенных сумм.

Считаем нужным отметить, что на следующий учебный год будут внесены изменения в Положение в части научных изданий, публикация в которых будет оплачена в виде возмещения расходов и вознаграждения. Это в основном касается пункта 1.3. Положения (см. Приложение): «Выплачивать вознаграждение сотрудникам, бесплатно опубликовавшим статьи (не тезисы) в международных рецензируемых научных изданиях, индексируемых в базе данных научной информации Scopus с процентилем выше 35, и имеющих ненулевой импакт-фактор в базе данных Web of Science, которое рассчитывается согласно формуле: Sпр = Pc х 3000 тенге, где Sпр - сумма премирования; Pc - процентиль».

Это изменение связано с тем, что импакт-фактор журнала по Web of Science не является показателем рейтинга журнала в той или иной категории в отличие от процентиля по Scopus, где данный показатель вычисляется уже относительно предметной категории издания. Например, журнал «Journal of International Medical Research» (elSSN: 1473-2300), имеющий достаточно высокий импакт-фактор (1,671 на 2022 год), имеет квартиль Q4 по базам данных Scopus и Web of Science, что является недостаточным для включение публикаций из этого издания в список изданных трудов на соискание учёного звания или учёной степени, как публикации в рецензируемом международном научном журнале. Другими словами, статья, опубликованная в этом журнале, даже, имея достаточно высокий импакт-фактор, не является сильно значимой для исследователя и для вуза.

Следует отметить, что ЮКМА, согласно разработанному Положению, предъявляет высокие требования к статьям, имеющим право на финансовые выплаты, и это связано с ужесточением правил МОНРК, которые оно предъявляет, в связи с участившимися случаями публикаций в, так называемых, «хищных» журналах [23]. Несмотря на то, что общепринятого определения «хищных» журналов на настоящий момент не существует, большинство экспертов и рецензентов согласно с тем, что эти журналы имеют несколько отличительных признаков [24, 25]. Рукописи принимаются относительно быстро, следовательно без качественного рецензирования, а скорее всего, вообще и без него, имеют громкие названия, типа «Global», «International» и т.п., кроме этого, названия этих изданий очень похожи на названия действительно качественных журналов, для сравнения «Life Sciences» [26] и «Life Science Journal» [27]. В настоящее время всё более активно ведётся борьба с «хищными» журналами, всё чаще освещаются проблемы, связанные с этими изданиями и агентствами, проводятся тренинги и семинары [28-34].

Заключение

Анализ публикационной активности профессорско-преподавательского состава ЮКМА показал эффективность используемых мотивационных механизмов. Начиная с 2018 года, с введением вознаграждения за научные публикации, имеет место, хотя и статистически незначимая, но тенденция увеличения количества публикаций в рецензируемых научных журналах. Данную систему мотивации для профессорско-преподавательского состава можно применить и в других вузах немедицинского профиля. Кроме того, такого рода материальная поддержка может быть особенно значима для молодых, начинающих преподавателей, работающих чаще всего на 1,5 ставки и не имеющих учёной степени.

Thus, it can be stated that publication activity tends to increase over the years, while the number of publications directly depends on the allocated amounts.

We consider it necessary to note that for the next academic year, changes will be made to the Regulations regarding scientific papers, the publication of which will be compensated in the form of reimbursement of expenses and renumeration. In this connection the point 1.3. of the Regulations (see Appendix) is mainly concerned: "Remuneration should be paid to the employees who published free articles (not abstracts) in international peer-reviewed scientific journals indexed in the Scopus database with a percentile above 35, and having a non-zero impact factor in the Web of Science, which is calculated according to the formula: A = Pc x 3000 tenge, where A is the amount of the bonus; Pc - percentile".

This change is due to the fact that the impact factor of a journal according to Web of Science is not an indicator of the journal's ranking in one category or another, in contrast to the Scopus percentile, where this indicator is calculated as to the subject category of the publication. For example, the Journal of International Medical Research (eISSN: 1473-2300), which has a fairly high impact factor (1.671 for 2022), is in the Q4 of the Scopus and Web of Science databases, which is insufficient for inclusion of papers from of this journal in the list of published works for an academic titles or degrees as articles in a peer-reviewed international scientific journal. In other words, an article published in this journal, in spite of a fairly high impact factor, is not very significant for the researcher and for the university.

It should be noted that the SKMA, according to the adopted Regulations, imposes high requirements on articles eligible for financial renumeration, as the MESRK is tightening its rules due to the increased number of publications in so-called, "predatory journals" [23]. Despite the fact that currently there is no generally accepted definition of "predatory" journals, most experts and reviewers agree that these journals have several distinguishing features [24, 25]. Manuscripts are accepted relatively quickly, therefore, without high-quality peer review, and most likely without it at all, they have high-profile titles, such as "Global", "International", etc., in addition, the titles of these publications are very similar to the titles of really high-quality journals, for comparison: "Life Sciences" [26] and "Life Science Journal" [27]. Currently, fight against "predatory" journals is incessantly on the rise, the problems associated with these publications and agencies are more and more exploited, relevant trainings and seminars are being held with increasing frequency [28-34].

CoNcLusioN

Analysis of the publication activity of the teaching staff of the SKMA showed the effectiveness of the motivational mechanisms used. Since 2018 with the introduction of remuneration for scientific publications the number of papers in peer-reviewed scientific journals tend to increase. This system of motivation of the teaching staff can also be applied in other universities, including non-medical ones. In addition, this kind of financial support can be especially significant for the young, novice teachers, who most often work time and a half and do not have a scientific degree.

Литература

1. Grech V. Presenting scientific work-news media theory in presentations, abstracts, and posters. Saudi J Anaesth. 2019;13(1):59-62. Available from: https://doi.org/10.4103/sjA. SJA_556_18

2. Sumner JQ, Vitale CH, Mcintosh LD. RipetaScore: Measuring the quality, transparency, and trustworthiness of a scientific work. Front Res Metr Anal. 2021;6:751734. Available from: https://doi.org/10.3389/frmA. 2021.751734

3. English T, Antes AL, Baldwin KA, DuBois JM. Development and preliminary validation of a new measure of values in scientific work. Sci Eng Ethics. 2018;24(2):393-418. Available from: https://doi.org/10.1007/s11948-017-9896-0

4. Taneja SL, Passi M, Bhattacharya S, Schueler SA, Gurram S, Koh Ch. Social media and research publication activity during early stages of the COVID-19 pandemic: Longitudinal trend analysis. J Med Internet Res. 2021;23(6):e26956. Available from: https://doi.org/10.2196/26956

5. Mrzljak A, Novak R, Mikulic D. Publication activity on liver transplantation from Southeastern European countries: A bibliometric analysis. Chirurgia. 2020;115(5):635-42. Available from: https://doi.org/10.21614/chirurgiA. 115.5.635

6. Matthes J , Giesler M, Wagner-Menghin M, Himmelbauer M, Preusche I, Schüttpelz-Brauns K. Publication activity in medical education research: A descriptive analysis of submissions to the GMS Zeitschrift für Medizinische Ausbildung in 2007-2015. GMS J Med Educ. 2017;34(3):Doc32. Available from: https://doi.org/10.3205/zma001109

7. Койчуева СМ. Социологические аспекты научно-педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(3):537-41. Available from: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-3-537-541

8. Kun Ä. Publish and who should perish: You or science? Publications. 2018;6(2):18. Available from: https://doi.org/10.3390/publications6020018

9. Денисова ЮВ. Qs World University Rankings социологический анализ. Наука, техника и образование [Электронный ресурс]. 2015 [дата доступа: 2022 январь 15]; 2(8). Режим доступа: https://cyberleninkA. ru/article/n/qs-world-university-rankings-sotsiologicheskiy-analiz.

10. Балякин АА, Жулего ВГ, Кунина ГЕ. Особенности рейтинга университетов стран БРИКС и использование методологии QS в рамках ЕАЭС. Современные евразийские исследования. 2015;2:7-13.

11. Pietrucha J. Country-specific determinants of world university rankings. Sci-entometrics. 2018;114(3):1129-39. Available from: https://doi.org/10.1007/ s11192-017-2634-1

12. Vernon MM, Balas EA, Momani S. Are university rankings useful to improve research? A systematic review. PloS One. 2018;13(3):e0193762. Available from: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193762

13. Абдужалилов ХА. Рейтинг вуза как метод оценки его репутации. Практический маркетинг. 2021;1:39-44.

14. Лоскутова МА. Рейтинг QS, как один из видов консультационных услуг, оказываемых потребителям сферы образования. Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала. 2020;3(20):110-3.

15. Родионов ДГ, Кушнева ОА, Рудская ИА. Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг. Инновации. 2013;11:89-97.

16. Кабакова ЕА. Вебометрический рейтинг как инструмент оценки деятельности вузов. Вопросы территориального развития. 2015;2:1-16

17. Синева ИС, Тряпицын АД. Методология глубинного анализа методики и результатов рейтинга QS World university rankings. Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2021;3:70-80.

18. Пахомов АА, Язев ГВ. Университетская наука как фактор усиления позиций вузов в ведущих мировых рейтингах: экономический аспект проблемы. Экономика, социология и право. 2014;3:72-5.

References

1. Grech V. Presenting scientific work-news media theory in presentations, abstracts, and posters. Saudi J Anaesth. 2019;13(1):59-62. Available from: https://doi.org/10.4103/sjA. SJA_556_18

2. Sumner JQ, Vitale CH, Mcintosh LD. RipetaScore: Measuring the quality, transparency, and trustworthiness of a scientific work. Front Res Metr Anal. 2021;6:751734. Available from: https://doi.org/10.3389/frmA. 2021.751734

3. English T, Antes AL, Baldwin KA, DuBois JM. Development and preliminary validation of a new measure of values in scientific work. Sci Eng Ethics. 2018;24(2):393-418. Available from: https://doi.org/10.1007/s11948-017-9896-0

4. Taneja SL, Passi M, Bhattacharya S, Schueler SA, Gurram S, Koh Ch. Social media and research publication activity during early stages of the COVID-19 pandemic: Longitudinal trend analysis. J Med Internet Res. 2021;23(6):e26956. Available from: https://doi.org/10.2196/26956

5. Mrzljak A, Novak R, Mikulic D. Publication activity on liver transplantation from Southeastern European countries: A bibliometric analysis. Chirurgia. 2020;115(5):635-42. Available from: https://doi.org/10.21614/chirurgiA. 115.5.635

6. Matthes J , Giesler M, Wagner-Menghin M, Himmelbauer M, Preusche I, Schüttpelz-Brauns K. Publication activity in medical education research: A descriptive analysis of submissions to the GMS Zeitschrift für Medizinische Ausbildung in 2007-2015. GMS J Med Educ. 2017;34(3):Doc32. Available from: https://doi.org/10.3205/zma001109

7. Koychueva SM. Sotsiologicheskie aspekty nauchno-pedagogicheskoy deya-tel'nosti prepodavatelya meditsinskogo vuza [The sociological aspects of scientific pedagogic activities of medical university lecturer]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhranenia i istorii meditsiny. 2021;29(3):537-41. Available from: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-3-537-541

8. Kun Ä. Publish and who should perish: You or science? Publications. 2018;6(2):18. Available from: https://doi.org/10.3390/publications6020018

9. Denisova YuV. Qs World University Rankings sotsiologicheskiy analiz [Qs World University Rankings sociological analysis]. Nauka, tekhnika i obrazovanie [Elek-tronnyi resurs]. 2015 [data dostupa: 2022 yanvar' 15]; 2(8). Rezhim dostupa: https://cyberleninkA. ru/article/n/qs-world-university-rankings-sotsiologich-eskiy-analiz.

10. Balyakin AA, Zhulego VG, Kunina GE. Osobennosti reytinga universitetov stran BRIKS i ispol'zovanie metodologii QS v ramkakh EAES [Features of the BRICS University Ranking and the Use of the QS Methodology within the EAEU]. Sovremennye evraziyskie issledovaniya. 2015;2:7-13.

11. Pietrucha J. Country-specific determinants of world university rankings. Sci-entometrics. 2018;114(3):1129-39. Available from: https://doi.org/10.1007/ s11192-017-2634-1

12. Vernon MM, Balas EA, Momani S. Are university rankings useful to improve research? A systematic review. PloS One. 2018;13(3):e0193762. Available from: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193762

13. Abduzhalilov KhA. Reyting vuza kak metod otsenki ego reputatsii [University ranking as a method of assessing its reputation]. Prakticheskiy marketing. 2021;1:39-44.

14. Loskutova MA. Reyting QS, kak odin iz vidov konsul'tatsionnykh uslug, oka-zyvaemykh potrebitelyam sfery obrazovaniya [QS rating as one of the types of consulting services provided to consumers in the field of education]. Aktu-al'nye problemy truda i razvitiya chelovecheskogo potentsiala. 2020;3:110-3.

15. Rodionov DG, Kushneva OA, Rudskaya IA. Reyting universitetov kak instrument v konkurentnoy bor'be na mirovom rynke obrazovatel'nykh uslug [University ranking as a competitive tool in the global market of educational services]. In-novatsii. 2013;11:89-97.

16. Kabakova EA. Vebometricheskiy reyting kak instrument otsenki deyatel'nosti vuzov [Webometric rating as a tool for assessing the activities of universities]. Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2015;2:1-16.

17. Sineva IS, Tryapitsyn AD. Metodologiya glubinnogo analiza metodiki i rezul'ta-tov reytinga QS World university rankings [Methodology for in-depth analysis of the methods and results of the QS World university rankings]. Metodicheskie voprosy prepodavaniya infokommunikatsii v vysshey shkole. 2021;3:70-80.

18. Pakhomov AA, Yazev GV. Universitetskaya nauka kak faktor usileniya pozitsii vuzov v vedushchikh mirovykh reytingakh: ekonomicheskiy aspekt problemy [University science as a factor in strengthening the positions of universities in the world's leading rankings: The economic aspect of the problem]. Ekonomi-ka, sotsiologiya i pravo. 2014;3:72-5.

19. Смагулов К, Маканова A, Буршукова Г. Анализ наукометрических показателей публикационной активности казахстанских авторов в изданиях, входящих в базу данных SCOPUS. Вестник КазНУ. Серия Экономическая. 2018;1:233-53.

20. Yessirkepov M, Nurmashev B, Anartayeva M. A Scopus-based analysis of publication activity in Kazakhstan from 2010 to 2015: Positive trends, concerns, and possible solutions. J Korean Med Sci. 2015;30(12):1915-9. Available from: https://doi.org/10.3346/jkms.2015.30.12.1915

21. Байгарин М. Сколько зарабатывают казахстанские учёные - МОН РК. [Электронный ресурс]. 2021 [дата доступа: 2022 январь 5]; Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/skol-ko-zarabatyvayut-kazahstanskie-uchenye-mon-rk_a3832796.

22. Gill J , Haslam A, Crain T, Herrera-Perez D , Prasad V. Comparison of industry payments in 2017 with annual salary in a cohort of academic oncologists. JAMA Intern Med. 2020;180(5):797-9. Available from: https://doi.org/10.1001/ jamainternmed.2020.0090

23. Sharma H, Verma S. Predatory journals: The rise of worthless biomedical science. J Postgrad Med. 2018;64(4):226-31. Available from: https://doi. org/10.4103/jpgm.JPGM_347_18

24. Duc NM, Hiep DV, Thong PN , Zunic L, Zildzic M 7, Donev D, et al. Predatory open access journals are indexed in reputable databases: a revisiting issue or an unsolved problem. Med Arch. 2020;74(4):318-22. Available from: https:// doi.org/10.5455/medarh.2020.74.318-322

25. Richtig G , Berger M , Lange-Asschenfeldt B, Aberer W , Richtig E. Problems and challenges of predatory journals. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2018;32(9):1441-9. Available from: https://doi.org/10.1111/jdv.15039

26. Life Sciences [Электронный ресурс]. 2021 [дата доступа: 2022 январь 15]; Режим доступа: https://www.journals.elsevier.com/life-sciences.

27. Life Science Journal [Электронный ресурс]. 2014 [дата доступа: 2022 январь 15]; Режим доступа: http://www.lifesciencesite.com/.

28. Gasparyan AY, Nurmashev B, Udovik EE , Koroleva AM, Kitas GD. Predatory publishing is a threat to non-mainstream science. J Korean Med Sci. 2017;32(5):713-7. Available from: https://doi.org/10.3346/ jkms.2017.32.5.713

29. Gasparyan AY, Yessirkepov M , Voronov AA , Koroleva AM , Kitas GD. Updated editorial guidance for quality and reliability of research output. J Korean Med Sci. 2018;33(35):e247. Available from: https://doi.org/10.3346/jkms.2018.33. e247

30. Mills D, Inouye K. Problematizing 'predatory publishing': A systematic review of factors shaping publishing motives, decisions, and experiences. Learned Publishing. 2021;34(21):89-104. Available from: https://doi.org/10.1002/ leap.1325

31. Strinzel M, Severin А, Milzow К , Egger М. Blacklists and whitelists to tackle predatory publishing: A cross-sectional comparison and thematic analysis. MBio. 2019;12(1):e03108-20. Available from: https://doi.org/10. 1128/ mBio.03108-20

32. Chirico F, Magnavita N. Predatory publishing and journals: How to address a profitable and ubiquitous business. Acta Neurochir (Wien). 2021;163(9):2391-2. Available from: https://doi.org/10.1007/s00701-020-04684-0

33. Alvarado-de-la-Barrera C, Reyes-Teran G. How to avoid predatory publishing. Rev Invest Clin. 2020;73(1):006-007. Available from: https://doi.org/10.24875/ RIC.20000221

34. Pailaquilen RMB. Scientific rigor, ethics of publications, and the temptation of predatory journals. Invest Educ Enferm. 2018;36(3). Available from: https:// doi.org/10.17533/udeA. iee.v36n3e01

19. Smagulov K, Makanova A, Burshukova G. Analiz naukometricheskikh pokaza-teley publikatsionnoy aktivnosti kazakhstanskikh avtorov v izdaniyakh, vkhody-ashchikh v bazu dannykh SCOPUS [Analysis of scientometric indicators of publication activity of Kazakhstani authors in publications included in the SCOPUS database]. Vestnik KazNU. Seriya Ekonomicheskaya. 2018;1:233-53.

20. Yessirkepov M, Nurmashev B, Anartayeva M. A Scopus-based analysis of publication activity in Kazakhstan from 2010 to 2015: Positive trends, concerns, and possible solutions. J Korean Med Sci. 2015;30(12):1915-9. Available from: https://doi.org/10.3346/jkms.2015.30.12.1915

21. Baygarin M. Skol'ko zarabatyvayut kazakhstanskie uchyonye - MON RK [How much do Kazakh scientists earn - MES RK]. [Elektronnyy resurs]. 2021 [data dostupa: 2022 yanvar' 5]; Rezhim dostupa: https://www.inform.kz/ru/skol-ko-zarabatyvayut-kazahstanskie-uchenye-mon-rk_a3832796.

22. Gill J , Haslam A, Crain T, Herrera-Perez D , Prasad V. Comparison of industry payments in 2017 with annual salary in a cohort of academic oncologists. JAMA Intern Med. 2020;180(5):797-9. Available from: https://doi.org/10.1001/ja-mainternmed.2020.0090

23. Sharma H, Verma S. Predatory journals: The rise of worthless biomedical science. J Postgrad Med. 2018;64(4):226-31. Available from: https://doi. org/10.4103/jpgm.JPGM_347_18

24. Duc NM, Hiep DV, Thong PN , Zunic L, Zildzic M 7, Donev D, et al. Predatory open access journals are indexed in reputable databases: a revisiting issue or an unsolved problem. Med Arch. 2020;74(4):318-22. Available from: https:// doi.org/10.5455/medarh.2020.74.318-322

25. Richtig G , Berger M, Lange-Asschenfeldt B, Aberer W, Richtig E. Problems and challenges of predatory journals. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2018;32(9):1441-9. Available from: https://doi.org/10.1111/jdv.15039

26. Life Sciences [Электронный ресурс]. 2021 [дата доступа: 2022 январь 15]; Режим доступа: https://www.journals.elsevier.com/life-sciences.

27. Life Science Journal [Электронный ресурс]. 2014 [дата доступа: 2022 январь 15]; Режим доступа: http://www.lifesciencesite.com/.

28. Gasparyan AY, Nurmashev B, Udovik EE , Koroleva AM, Kitas GD. Predatory publishing is a threat to non-mainstream science. J Korean Med Sci. 2017;32(5):713-7. Available from: https://doi.org/10.3346/jkms.2017.32.5J13

29. Gasparyan AY, Yessirkepov M , Voronov AA , Koroleva AM , Kitas GD. Updated editorial guidance for quality and reliability of research output. J Korean Med Sci. 2018;33(35):e247. Available from: https://doi.org/10.3346/jkms.2018.33. e247

30. Mills D, Inouye K. Problematizing 'predatory publishing': A systematic review of factors shaping publishing motives, decisions, and experiences. Learned Publishing. 2021;34(21):89-104. Available from: https://doi.org/10.1002/ leap.1325

31. Strinzel M, Severin А, Milzow К , Egger М. Blacklists and whitelists to tackle predatory publishing: A cross-sectional comparison and thematic analysis. MBio. 2019;12(1):e03108-20. Available from: https://doi.org/10. 1128/ mBio.03108-20

32. Chirico F, Magnavita N. Predatory publishing and journals: How to address a profitable and ubiquitous business. Acta Neurochir (Wien). 2021;163(9):2391-2. Available from: https://doi.org/10.1007/s00701-020-04684-0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Alvarado-de-la-Barrera C, Reyes-Teran G. How to avoid predatory publishing. Rev Invest Clin. 2020;73(1):006-007. Available from: https://doi.org/10.24875/ RIC.20000221

34. Pailaquilen RMB. Scientific rigor, ethics of publications, and the temptation of predatory journals. Invest Educ Enferm. 2018;36(3). Available from: https:// doi.org/10.17533/udeA. iee.v36n3e01

ПРИЛОЖЕНИЕ

В рамках данной работы приведены основные пункты Положения:

1.1 Положение регулирует возмещение расходов на публикацию результатов научных исследований профессорско-преподавательского состава (ППС), студентов, магистрантов, участие в работе международных, республи-

APPENDIX

В рамках данной работы приведены основные пункты Положения:

1.1 The Regulations control the reimbursement of expenses for the publication of the results of scientific research of the teaching staff (TS), undergraduate and postgraduate students; participation and presentations at the international,

канских научно-практических конференций, конгрессов, форумов, симпозиумов, мастер-классов, тренингов, выступления их с докладами в целях повышения квалификации, а также на получение и размещение охранных документов.

1.2 Расходы на публикации, организационные расходы за участие в международных, республиканских научно-практических конференциях, конгрессах, форумах, симпозиумах, мастер-классах, тренингах, получение охранных документов возмещаются из внебюджетных средств на основании Плана развития ЮКМА на каждый календарный год1.

1.3 Выплачивать вознаграждение сотрудникам, бесплатно опубликовавшим статьи (не тезисы) в международных рецензируемых научных изданиях, индексируемых в базе данных научной информации Web of Science, которая рассчитывается согласно предложенной формуле (за одну статью) - Sпр = IF х100 000 (сто тысяч) тенге, где, Sпр - сумма премирования, IF - импакт-фактор журнала (1 доллар США = 429,21 тенге на 16.02.2022 г.). Сумма вознаграждения может меняться в зависимости от уровня экономической ситуации в стране, и утверждается на Учёном Совете при необходимости.

1.3.1 Вознаграждения осуществляются при наличии им-пакт-фактора журнала от 0,25 до 3. При показателе импакт-фак-тора свыше 3 сумма вознаграждения будет составлять не более 300 000 (трёхсот тысяч) тенге.

1.3.2 Статья должна быть проиндексирована в вышеуказанной базе данных, и дата публикации не должна быть ранее 01.01.2016 года.

1.3.3 Название вуза АО «Южно-Казахстанская медицинская академия», обязательно должно указываться в паспортной части публикации.

1.3.4 Импакт-фактор журнала, где была опубликована статья проверяется научно-клиническим отделом или претендентом на вознаграждение может быть представлена справка о наличии импакт-фактора журнала из Национального центра научно-технической информации.

1.3.5 В случае соавторства нескольких сотрудников ЮКМА или других вузов РК сумма вознаграждения делится на количество отечественных авторов и представляется только сотрудникам ЮКМА.

1.3.6 Вознаграждение осуществляется только при предоставлении следующих документов:

• Заявление на имя председателя комиссии

• Статьи с обязательным наличием DOI (уникальный идентификационный номер статьи)

• Справка Национального центра государственной научно-технической экспертизы о наличии импакт-фактора журнала (при наличии).

2. Термины, определения, обозначения и сокращения

РК - Республика Казахстан

МОН РК - Министерство образования и науки Республики Казахстан

ЮКМА - АО «Южно-Казахстанская медицинская академия» ППС - профессорско-преподавательский состав

1 Стратегические направления АО «Южно-Казахстанская медицинская академия» на 2019-2023 годы [Электронный ресурс]. 2019 [дата доступа: 2022 январь 5]; Режим доступа: https://skma.edu.kz/ru/pages/programma-razvitiya-yukma

republican scientific and practical conferences, congresses, forums, symposia, master classes, trainings, in the interests of professional development and obtaining the copyrights.

1.2 Expenses for publications, registration fees for participation in international, republican scientific and practical conferences, congresses, forums, symposia, master classes, trainings, obtaining the copyrights are reimbursed from extrabudgetary funds on the basis of the SKMA Development Plan for each calendar year.1

1.3 Renumeration to be paid to the employees who published free articles (not abstracts) in the international peer-reviewed scientific journals indexed in the Web of Science database is calculated according to the proposed formula (for one article): A = IF x100,000 (one hundred thousand) tenge, where A - the amount of the award, IF - the impact factor of the journal (1 USD = 429.21 tenge as of February 16, 2022). The amount of remuneration may vary depending on the level of the economic situation in the country, and is approved by the Academic Council if necessary.

1.3.1 Rewards are made if the impact factor of the journal ranges from 0.25 to 3. If the impact factor is over 3, the amount of remuneration should not exceed 300,000 (three hundred thousand) tenge.

1.3.2 The article must be indexed in the above database, and the publication date must not before 01/01/2016.

1.3.3 The "South Kazakhstan Medical Academy" affiliation must be indicated on the title page of the publication.

1.3.4 The impact factor of the journal where the article is published should be checked by the scientific and clinical department; or the applicant for the renumeration may present a certificate of the journal's impact factor issued by the National Center for Scientific and Technical Information.

1.3.5 In case of co-authorship of several employees of the SKMA or other universities of the Republic of Kazakhstan, the amount of remuneration is divided by the number of local authors and is paid only to the employees of the SKMA

1.3.6 Remuneration is carried out only upon submission of the following documents:

• Application in the name of the chairman of the commission

• Paper with a DOI (Digital Object Identifier which is a unique identification number of the article)

• Certificate of the impact factor of the journal (if any) issued by the National Center for State Scientific and Technical Expertise

2. Terms, definitions, designations and abbreviations

RK - Republic of Kazakhstan

MESRK - Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan

SKMA - South Kazakhstan Medical Academy PPP - faculty

HEI - higher education institution SSS - student scientific society

Sector of the MQMS - department of monitoring and quality management systems

SD and IC - department of strategic development and international cooperation

1 Strategic directions of JSC "South Kazakhstan Medical Academy" for 20192023 [Electronic resource]. 2019 [access date: 2022 Jan 5]; Access mode: https:// skma.edu.kz/ru/pages/programma-razvitiya-yukma

ВУЗ - высшее учебное заведение

СНО - студенческое научное общество

Сектор МиСМК - отдел мониторинга и системы менеджмента качества

СР и МС - отдел стратегического развития и международного сотрудничества

НКО - научно-клинический отдел

НКР - научно-клиническая работа

3. Основные цели и задачи

3.1. Основными целями выделения средств являются:

• выступления и публикации результатов научных исследований перед научным сообществом в различных областях медицины, фармации, общественного здравоохранения, общественных дисциплин как в Казахстане, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья;

• повышение имиджа ЮКМА;

• обеспечение выполнения научно-исследовательских работ ППС;

• воспитание обучающихся и молодых учёных-преподавателей как активной творческой личности посредством участия их в международных, республиканских научно-практических конференциях, публикации результатов деятельности в научных журналах и сборниках.

3.2. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

• повышение статуса научно-исследовательских работ в вузе;

• развитие у студенческой молодёжи, магистрантов, преподавателей научных навыков интерпретации и анализа результатов научных исследований;

• создание условий для реализации творческого потенциала студентов, магистрантов, преподавателей, учёных;

• повышение профессионального уровня ППС, студентов, магистрантов вуза;

• участие ППС в республиканских и международных конкурсах на звание «Лучший учёный», «Лучший преподаватель вуза» МОН РК, на звание «Изобретатель года», инициированных министерствами юстиции, по инвестициям и развитию, здравоохранения РК;

• представление от имени ЮКМА перед научным сообществом на международных, республиканских уровнях.

4. Порядок осуществления процесса и

документооборот

4.1 Вопросы по оплате за статьи в научных журналах, сборниках, участие в международных, республиканских конференциях, конгрессах, симпозиумах, съездах, мастер-классах, тренингах, форумах решаются коллегиально на заседаниях комиссии.

4.2 Состав комиссии создаётся приказом ректора академии из числа работников бухгалтерии, сектора МиСМК, отдела правового обеспечения и научно-клинического отдела. Председателем комиссии назначается проректор по НКР ЮКМА.

4.3 Перечень документов, которые следует представить комиссии, изложен в Приложении Б.

4.4 Финансовая поддержка для реализации научно-исследовательских работ с целью мотивации повышения квалификации ППС, заинтересованных молодых учёных в научно-исследовательских изысканиях осуществляется со стороны руководства ЮКМА из внебюджетных средств.

SCD - scientific and clinical department

SCW - scientific and clinical work

3. Main goals and objectives

3.1. The main purposes of the allocation of funds are:

• publication and presentations of the results of research to the scientific community in various fields of medicine, pharmacy, public health, social science both in Kazakhstan and abroad;

• improvement of the image of SKMA;

• ensuring the implementation of research work of the teaching staff;

• training of students and young lecturers as active creative researchers through their participation in international, republican scientific and practical conferences, publication of the results of their studies in scientific journals and proceedings.

3.2. To achieve this goal, the following tasks are brought forward:

• raising the status of research work at the university;

• development of scientific skills of interpretation and analysis of the results of research among the under- and postgraduate students and lecturers;

• creation of conditions for the realization of the creative potential of postgraduates, undergraduates, lecturers, and scientists;

• improving the professional level of teaching staff, postgraduates and undergraduates of the university;

• participation of teaching staff in republican and international competitions for the title of "Best Scientist", "Best University Teacher" of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, for the title of "Inventor of the Year", initiated by the Ministries of Justice, Investment and Development, Public Health of the Republic of Kazakhstan;

• representation of the SKMA before the scientific community at the international or republican levels.

4. The procedure of renumeration and the workflow

4.1 Decision regarding payment for articles in scientific journals and proceedings, participation in international, republican conferences, congresses, symposia, master classes, trainings, forums are made collectively at commission meetings.

4.2 The commission members are appointed by the order of the rector of the academy from the employees of the accounting department, MQMS sector, the legal support department and the scientific and clinical department. The vice-rector for the RQW of the SKMA is appointed as the chairman of the commission.

4.3 The list of documents to be submitted to the commission is given in Appendix B.

4.4 Financial support for the implementation of research work in order to motivate the professional development of teaching staff and young scientists interested in research is provided by the management of the SKMA from extrabudgetary funds.

4.5 The decision to reimburse the costs of publication of the results of research in order to stimulate professional development of teaching staff, postgraduate and undergraduate students, after considering the submitted applications to the commission, is drawn up in the form of a protocol.

4.6 Protocols signed by all members of the commission are submitted to the accounting department of the SKMA

4.5 Решение о возмещении расходов на публикации результатов научных исследований с целью повышения квалификации ППС, студентов, магистрантов после рассмотрения поданных заявлений в комиссию оформляется в виде протокола.

4.6 Протоколы, подписанные всеми членами комиссии, предоставляются в бухгалтерию ЮКМА.

Согласно данному Положению основными функциями, возложенными на Состав комиссии, утверждённый приказом ректора академии из числа председателя комиссии (Проректор по НКР) и членами комиссии (работники бухгалтерии, отдела стратегического развития и международного сотрудничества, отдела правового обеспечения, научно-клинического отдела), являются:

• рассмотрение заявления согласно Положению;

• рассмотрение пакета документов, предоставленных претендентом;

• решение о возмещении расходов или выплата вознаграждения за бесплатно опубликованные статьи в международных изданиях, входящих в базу данных Thomson Reuters (Web of Science), Scopus и т.д.

5. Права и обязанности

Комиссия, выполняя функции согласно настоящему Положению, имеет право:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• не рассматривать пакет документов с недостающими материалами;

• возвращать на сбор дополнительных материалов претендентами;

• заседать в зависимости от поступивших заявлений;

• Обязанности:

• протоколировать каждое заседание;

• один экземпляр протокола представлять в бухгалтерию ЮКМА для оплаты.

6. Порядок взаимодействия со структурными

подразделениями

6.1 Для выполнения функции и реализации прав, предусмотренных настоящим Положением, преподаватели, учёные, студенты и магистранты взаимодействуют с заведующими кафедрами академии, СНО, Сектором МиСМК, СР и МС.

According to these Regulations, the main functions assigned to the Commission, appointed by order of the Rector of the Academy, which comprises the Chairman of the Commission (Vice-Rector for the RQW) and members of the Commission (employees of the Accounting Department, the Department of Strategic Development and International Cooperation, the Department of Legal Support, the Scientific and Clinical Department ) are:

• consideration of the application in accordance with the Regulations;

• consideration of the package of documents provided by the applicant;

• decision on reimbursement of expenses or payment of remuneration for free published articles in the international journals included in the Thomson Reuters database (Web of Science), Scopus, etc.

5. Rights and Obligations

The Commission performing functions in accordance with these Regulations, has the right to:

• refuse consideration of a package of documents in case of missing materials;

• return the documents to the applicant for the collection of additional materials;

• conduct meetings to consider applications as received;

• Responsibilities:

• take minutes of each meeting;

• submit one copy of the minutes to the accounting department of SKMA for payment

6. Procedure for interaction with structural units

In order to perform their functions and exercise the rights stipulated by the provisions of these Regulations, teachers, scientists, postgraduate and undergraduate students interact with the heads of the departments of the Academy, SSS, Sector of the MQMS, SD and IC.

© СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Дуйсенова Акмарал Мусабековна, магистр, научный сотрудник научной клинико-диагностической лаборатории «South Clinical & Genetic Laboratory», Южно-Казахстанская медицинская академия Scopus ID: 57201987878 ORCID ID: 0000-0003-1527-9158 E-mail: akmaral-duisenov@mail.ru

Информация об источнике поддержки в виде грантов, оборудования, лекарственных препаратов

Работа выполнялась в рамках проекта № 0118РКД0247 «Развитие научно-публикационной этики через создание междисциплинарного рецензируемого журнала (Central Asian Journal of Medical Hypotheses and Ethics)». Финансовой поддержки со стороны компаний-производителей лекарственных препаратов и медицинского оборудования автор не получала

Конфликт интересов: отсутствует

(j) AUTHOR INFORMATION

Duysenova Akmaral Musabekovna, Master, Researcher, «South Clinical & Genetic Laboratory», South Kazakhstan Medical Academy

Scopus ID: 57201987878 ORCID ID: 0000-0003-1527-9158 E-mail: akmaral-duisenov@mail.ru

Information about support in the form of grants, equipment, medications

The work was carried out within the framework of project No. 0118RKD0247 "Development of scientific and publication ethics through the creation of an interdisciplinary peer-reviewed journal (Central Asian Journal of Medical Hypotheses and Ethics)". The author did not receive financial support from manufacturers of medicines and medical equipment

Conflicts of interest: The author has no conflicts of interest

О АДРЕС ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ: Дуйсенова Акмарал Мусабековна

магистр, научный сотрудник научной клинико-диагностической лаборатории «South Clinical & Genetic Laboratory», Южно-Казахстанская медицинская академия

160019, Республика Казахстан, г. Шымкент, площадь Аль-Фараби, 1

Тел.: +7 (701) 9207999

E-mail: akmaral-duisenov@mail.ru

ВКЛАД АВТОРОВ

Разработка концепции и дизайна исследования: ДАМ

Сбор материала: ДАМ

Статистическая обработка данных: ДАМ

Анализ полученных данных: ДАМ

Подготовка текста: ДАМ

Редактирование: ДАМ

Общая ответственность: ДАМ

Поступила 02.03.22

Принята в печать 31.03.22

1^1 ADDRESS FOR CORRESPONDENCE: Duysenova Akmaral Musabekovna

Master, Researcher, «South Clinical & Genetic Laboratory», South Kazakhstan Medical Academy

160019, Republic of Kazakhstan, Shymkent, Al-Farabi square, 1

Tel.: +7 (701) 9207999

E-mail: akmaral-duisenov@mail.ru

AUTHOR CONTRIBUTIONS

Conception and design: DAM

Data collection: DAM

Statistical analysis: DAM

Analysis and interpretation: DAM

Writing the article: DAM

Critical revision of the article: DAM

Overall responsibility: DAM

Submitted 02.03.22

Accepted 31.03.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.