Научная статья на тему 'Мотивация профессионального самосовершенствования работников атомной отрасли средствами внедрения ценностей Госкорпорации «Росатом»'

Мотивация профессионального самосовершенствования работников атомной отрасли средствами внедрения ценностей Госкорпорации «Росатом» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОНОСИТЕЛЬ / ЗАМКНУТЫЙ ЯДЕРНЫЙ ЦИКЛ / МБИР / SAFETY CULTURE / NUCLEAR POWER / ENERGY CARRIER / CLOSED NUCLEAR CYCLE / MBIR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко В.А., Василенко И.С.

В статье рассмотрены возможности перспективного развития атомной энергетики, которые, являясь залогом конкурентоспособности отрасли на внутреннем и внешнем рынках, оказывают существенное воздействие на формирование культуры безопасности. Как одна из данных возможностей развития в статье рассматривается создание и в перспективе эксплуатация многоцелевой исследовательской ядерной установки на быстрых нейтронах (МБИР). Делается вывод, что проект МБИР окажет влияние на национальную безопасность государства, как, с точки зрения повышения уровня эксплуатационной безопасности объектов атомной энергетики путем преодоления проблем растущего количества запасов небезопасного отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов, неэффективного использования запасов природного урана, так и с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства на основе роста темпов научно-технического прогресса и уровня конкурентоспособности продукции отечественной атомной энергетики на внешнем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко В.А., Василенко И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rosatom State Corporation Values as the Motivating Factor of Professional Self-improvement of Nuclear Branch Employees

OBJECTIVES The article considers the possibility of future development of nuclear energy, which as the industry's competitiveness on the internal and external markets have a significant impact on the safety culture. METHODS The article discusses creating and operating the multipurpose sodium-cooled fast neutron research reactor (MBIR). RESULTS We drew a conclusion that the MBIR project will have an impact on a national security of the state as from the point of view of increase of operational safety level of nuclear power objects by overcoming of problems of the reserve growing quantity of the unsafe fulfilled nuclear fuel and radioactive waste, inefficient use of natural uranium, and from the point of view of providing state economic security on the basis of growth of scientific and technical progress and competitiveness level of production of Russian nuclear power at a foreign market.

Текст научной работы на тему «Мотивация профессионального самосовершенствования работников атомной отрасли средствами внедрения ценностей Госкорпорации «Росатом»»

ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2016 №2(19), С. 77-82

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

УДК 621. 039 : 331.108.45

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТНИКОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ СРЕДСТВАМИ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

© 2016 В.А. Руденко, И.С. Василенко

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Россия

В работе анализируются ценности Госкорпорации «Росатом» на предмет мотивации к профессиональному самосовершенствованию работников атомной отрасли. Определенный отраслью подход к внедрению ценностей является определяющей тенденцией развития мотивации профессионального самосовершенствования работников как реализации их социокультурного потенциала на основе целенаправленного моделирования «ситуаций самосовершенствования».

Ключевые слова: атомная отрасль, ценности, мотивация, профессиональное самосовершенствование.

Поступила в редакцию 20.05.2016 г.

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. М.С. Яницкий в своей работе «Ценностные ориентации личности как динамическая система», в общей характеристике развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности, отмечал, что XX век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав, тем самым, современный аксиологический этап развития науки [1]. Кроме того, в феноменологической социологии А. Щюца открывается социологический ракурс исследования типов действий и типов личности, структур повседневного мышления, постижения смысла действий специалиста как «действующего лица, взаимодействующего с ним партнера, с которым он имеет общий набор целей и релевантностей» [2].

XXI век выделил проблему осмысления ценностей в профессиональной сфере: в корпоративной культуре, в кодексах профессиональной этики, корпоративных ценностях.

Как отмечают исследователи данного направления, «особенность такого рода ценностей в том, что они являются сознательной реализацией лучших результатов нормативной деятельности в разных сферах жизни людей, государств, человечества, а точнее - в их взаимоотношениях, взаимодействиях». И это очень важно, так как «именно благодаря им только и могут быть ценности особого рода - ценности действий, поступков, поведения, деятельности людей, государств, человечества, ценности как осуществление этих лучших предписаний» [3].

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2016

Особенно актуальным вопросом в исследованиях по данной проблеме являлась динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе для предприятий и организаций, работающих в таком режиме. Примером тому служат ценности Госкорпорации «Росатом», которые проявляются в «поведении, когда готовность реализуется в конкретных действиях», формируют корпоративную культуру, показывают, как принято и как не принято действовать в компании, и «позволяют принимать решения в ситуации, когда нет инструкций» [4].

В одной из теорий мотивации (МакКлелланда) доказывается, что мотивация человека к трудовой деятельности зависит от того, насколько важными являются для него потребности в достижениях, во влиянии и в соучастии. Именно они определяют его поведение в процессе труда, побуждая прилагать усилия, которые могут привести к удовлетворению названных потребностей. Ученый считает их приобретенными под воздействием различных жизненных обстоятельств, а это значит, что руководитель имеет возможность влиять как на формирование этих потребностей, так и вызванное ими поведение. Для подбора способа воздействия согласно данной теории важно обратить внимание на особенности двух видов мотиваций: мотивация к достижению успеха и мотивация избегания неудач. Мотивация к достижению успеха вырабатывается под воздействием преимуществ и поощрений. Она способствует творческому отношению к работе, более полной реализации потенциала работника и вызывает активное поведение. Мотивация к избеганию неудач вырабатывается под воздействием наказаний, способствует росту осторожности, скованности, демобилизирующему отношению к препятствиям, ограничению творческих проявлений работника, вызывает безынициативное поведение.

Именно это и позволяет нам говорить о Ценностях ГК Росатом, представляющих собой именно мотивации к достижению успеха, как о мотивирующем факторе профессионального самосовершенствования работников отрасли. Именно они представляют собой совокупность побуждений и условий, которые определяют (детерминируют), направляют и регулируют процесс повышения профессиональной компетентности работников. Кроме того, профессиональное самосовершенствование работников есть относительно самостоятельный вид внутренней деятельности, направленный на принятие и усвоение (интериоризацию) внешних, в основном нормативно установленных (корпоративных) требований к его личности, каковыми и являются Ценности Госкорпорации для ее работников.

Мотивация профессионального самосовершенствования специалистов (МИСС) рассматривается как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста. Она представляет собой специфический вид регуляции деятельности человека и по своему развитию является сложной функциональной системой интегрированных воедино содержательных и динамических процессов, в которых отражаются основные ее функции: побуждения, направленности, регуляции и контроля. Данные функции логически взаимосвязаны с основными ее этапами: мотивация самопознания, мотивация планирования самосовершенствования, мотивация реализации программы самосовершенствования и самоконтроля. Только последовательное и полное выполнение задач всех этих этапов приводит к искомому результату - совершенствованию профессиональной подготовки специалиста, развитию его профессионально значимых качеств.

Переход от узкой временной сферы действия побуждений к самосовершенствованию, к автономному мотиву самосовершенствования, превращению отдельных попыток в работе над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления специалиста и является развитием МПСС в любой отрасли.

При этом, источником самосовершенствования являются внешние факторы в виде: предъявляемых требований к специалисту, престижа и привлекательности его профессии, организации труда в конкретных коллективах [5].

В настоящее время именно Ценности, объявленные Госкорпорацией, и являются тем внешним фактором, который и формирует важный структурный компонент стратегии профессионального самосовершенствования специалистов отрасли -представления о значимых направлениях самосовершенствования, а также особенности выбора совершенствуемых компетенций. При этом большое значение имеет психолого-акмеологическое сопровождение в работе с персоналом в отрасли по формированию необходимых компетенций работников. При этом разработчики данной проблемы рекомендуют в качестве основы для получения и интерпретации информации об отношении человека к тем или иным компетенциям рекомендуют одновременно использовать несколько модальностей: - «могу» («умею») как интегральную самооценки владения соответствующими знаниями, умениями и навыками или развитость личностно-профессиональных качеств; «хочу» как характеристику стремления человека совершенствоваться по данному направлению, опирающуюся на личностные интересы и склонности; «надо» как субъективную значимость компетенции для выполняемой деятельности [6].

Анализ действий ГК «Росатом» по внедрению Ценностей Госкорпорации показывает, что подобранный и сформулированный определенным образом, набор ценностей Госкорпорации способствует развитию мотивации профессионального самосовершенствования работников отрасли, так как происходит «переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к сложной, иерархически построенной, через процесс интерриоризации, когда в сознании работника отражаются два состояния действительности: наличное и желаемое, противоречивое единство которых и составляет одну из основных особенностей структурирования сложной потребности в саморазвитии, самореализации» [7].

Определенный отраслью подход к внедрению ценностей является определяющей тенденцией развития мотивации профессионального самосовершенствования работников как реализации их социокультурного потенциала на основе целенаправленного моделирования «ситуаций самосовершенствования» при которых работники постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, ставятся в условия, требующие от них систематичного и регулярного проявления формируемых профессионально-значимых качеств: «Мы стремимся быть лидером на глобальных рынках. Мы всегда на шаг впереди в технологиях, знаниях и качествах наших сотрудников. Мы предвидим, что будет завтра, и готовы к этому сегодня. Мы постоянно развиваемся и учимся. Каждый день мы стараемся работать лучше, чем вчера» [8].

На примере, сформулированной таким образом ценности корпорации «На шаг впереди», как и в формулировках остальных ценностей: «Ответственность за результат», «Эффективность», «Единая команда», «Уважение», «Безопасность» мы убеждаемся, что они представляют собой систему отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования сотрудников, которая, что очень значимо, диагностична. Постоянные выпуски буклетов и публикаций, не только как декларация о ценностях, а конкретные действия, дела отрасли и отдельных ее работников в соотнесении с конкретной ценностью, иллюстрируют данную систему отношений.

Такой подход Госкорпорации можно рассматривать как технологию эффективной профессиональной деятельности на основе мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников через: отношение личности к своей

профессиональной деятельности (оценивается по степени удовлетворенности профессией); отношение к себе как профессионалу (оценивается по величине значимости для сотрудника профессиональной деятельности) и отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере (оценивается по степени стремления личности к самосовершенствованию) [9].

Однако, начальный вектор развития самосовершенствования работников отрасли должен сместиться в вузовскую среду подготовки будущих атомщиков. На этапе начала обучения в вузе, студенты проходят диагностику готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе, которая предполагает изучение психологических особенностей студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Одной из составляющих данной диагностики является диагностика мотивационного компонента, включающая внутреннюю и внешнюю мотивацию к профессиональной деятельности.

К внутренним профессиональным мотивам относят релевантные профессиональные мотивы: стремление достичь социального признания, уважения; стремление к самореализации, желание продолжить обучение в аспирантуре (магистратуре); самосовершенствование; стремление добиться успеха в профессиональной деятельности, построить успешную профессиональную карьеру. К внешним профессиональным мотивам относят иррелевантные профессиональные мотивы: желание добиться одобрения окружающих, иметь гарантию стабильности; стремление получить высокооплачиваемую работу, работать в государственных структурах или в частных организациях; получить руководящую должность [10].

Опыт Волгодонского инженерно-технического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в проведении данного тестирования показал, что поступают в институт студенты с различным уровнем профессиональной мотивации. Уже на начальной стадии обучения студенты по итогам диагностики получают такие характеристики: «Обучаясь в вузе, Вы в своей будущей профессиональной деятельности в полной мере ориентированы(всецело ориентированы, не ориентированы) на достижение социального признания и уважения, в наибольшей степени стремитесь к самореализации и самосовершенствованию Стремление к самореализации и самосовершенствованию для Вас не является значимым мотивом учения). После окончания обучения Вы придаете большое значение достижению успеха в профессиональной деятельности и построению успешной профессиональной карьеры. Также Вы желаете получить интересную работу. Вам свойственно стремление работать в выбранной Вами сфере профессиональной деятельности и добиться одобрения окружающих (Факт высокооплачиваемое™ Вашего труда имеет для Вас первостепенное значение)».

Результаты диагностики готовности студентов первого курса используются: психологами; кураторами академических групп; специалистами отделов по воспитательной работе в вузе; заведующими кафедрами и деканатом. По итогам диагностики в целях успешного обучения для студентов на всех периодах обучения проводятся социально-психологические тренинги; индивидуальные консультации; дополнительные учебные занятия, ориентированные на изучение Ценностей Госкорпорации и составления личностного вектора самосовершенствования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение Ценностей Госкорпорации «Росатом» в настоящее время являются мощным средством мотивации профессионального самосовершенствования работников атомной отрасли и студентов, ориентированных на работу в отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Электронный ресурс] / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с. - Режим доступа: URL: http://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/post156792276/ - 20.05.2016.

2. Щюц, А. Структура повседневного мышления [Текст] / А. Щюц // Социологические исследования. - 1997. - №2. - С. 136.

3. Новиков, Г.А. О человеческих качествах и ценностях в области обеспечения безопасности использования атомной энергии и обращения с радиоактивными материалами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.atomic-energy.ru/articles/2015/02/06/54719 -10.05.2016.

4. Каслина, А.В. Ценности Госкорпорации «Росатом» [Рукопись] / А.В. Каслина // Материалы курсов повышения квалификации. - М., 2015.

5. Психология и педагогика. Учебное пособие [Текст] / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М., 1998.

6. Мелъничук, А. С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций [Текст] / А.С. Мельничук // Акмеология. - 2012. - №2(42). -С. 23.

7. Василенко, И.С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе : дис. канд. соц. наук [Текст] / И. С. Василенко - Ростов-на-Дону, 2003. - 192 с.

8. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Ценности Росатома [Электронный ресурс]. Выпуск 2. 2015 год. - Режим доступа: URL: www.kolaer.ru/our_values.pdf - 20.05.2016.

9. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности [Текст]. - М., 1996.

REFERENCES

[1] Yanitskiy M.S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Valuable orientations of the person as dynamic system]. Kemerovo. Pub. Kuzbassvuzizdat[Kuzbassvuzizdat], 2000, ISBN 5-202-01717-0, 204 p. Available at: http://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/ post156792276/ (in Russian)

[2] Shchyuts A. Struktura povsednevnogo myshleniya [Structure of daily thinking]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches]. 1997, №2, ISSN 0132-1625 , p. 136. (in Russian)

[3] Novikov G.A. O chelovecheskikh kachestvakh i tsennostyakh v oblasti obespecheniya bezopasnosti ispolzovaniya atomnoy energii i obrashcheniya s radioaktivnymi materialami [Human qualities and values in the field of safety of use of atomic energy and the treatment of radioactive materials]. Available at: http://www.atomic-energy.ru/articles/2015/02/06/54719 (in Russian)

[4] Kaslina A.V. Tsennosti Goskorporatsii «Rosatom» [Values of Rosatom State Corporation]. Materialy kursov povysheniya kvalifikatsii [Materials of advanced training courses]. M. 2015. (in Russian)

[5] Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogics.]. Uchebnoe posobie [Manual]. Pod redaktsiey K.A. Abulkhanovoy, N.V. Vasinoy, L.G. Lapteva, V.A. Slastenina [Edited by K.A. Abulkhanovoy, N.V. Vasinoy, L.G. Lapteva, V.A. Slastenina]. M. 1998. (in Russian)

[6] Melnichuk A.S. Mnogomernyy podkhod k analizu subektivnykh strategiy razvitiya professionalnykh kompetentsiy [Many-dimensional approach to the analysis of subjective strategy of development of professional competences]. Akmeologiya [Akmeology]. 2012, №2(42), ISSN 2072-7577, p. 23. (in Russian)

[7] Vasilenko I.S. Dinamika motivatsii professionalnogo samosovershenstvovaniya v innovatsionnom protsesse [Dynamics of motivation of professional self-improvement in innovative process]. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata sotsiologicheskikh nauk [PhD thesis in sociological science]. Rostov-in-Don, 2003. 192 p. (in Russian)

[8] Gosudarstvennaya korporatsiya po atomnoy energii «Rosatom» [State Atomic Energy Corporation

"Rosatom"]. Tsennosti Rosatoma [Values of Rosatom]. Vypusk 2 [Issue 2]. 2015. Available at: http://www.kolaer.ru/our_values.pdf - 20.05.2016. (in Russian)

[9] Rabochaya kniga prakticheskogo psikhologa: Tekhnologiya effektivnoy professionalnoy deyatelnosti [Workbook of the practical psychologist: Technology of efficient professional activity]. M. 1996. (in Russian)

Rosatom State Corporation Values as the Motivating Factor of Professional Self-improvement of Nuclear Branch Employees

V.A. Rudenko*, I.S. Vasilenko**

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University "MEPhI", Lenin St., 73/94 Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 * e-mail: VARudenko@mephi.ru ; ** e-mail: isv.trener@gmail.com

Abstract - OBJECTIVES Values of Rosatom State Corporation as professional self-improvement motivation of nuclear branch employees are analyzed in work.

CONCLUSIONS The approach to introduction of values determined by branch is a defining tendency of motivation development of employee professional self-improvement as realization of their social and cultural potential on the basis of targeted model operation of "self-improvement situations".

Keywords: nuclear branch, values, motivation, professional self-improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.