Я.С. Брюховецкий
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Процессы глобализации, происходящие в современном мире, обострили проблему повышения конкурентоспособности стран, корпораций, предприятий, рабочей силы. Лучших результатов достигают страны и производственные структуры, ставшие на путь инновационного развития, использование технологий и производств 1У-У1 технологических укладов. Такие субъекты экономической деятельности доминируют на мировых рынках, стабильно наращивают свои производственные мощности, рационально их используют. По данным, приведенным академиком НАН Украины В.М. Литвиным [1, с. 3], доля отечественного высокотехнологического сегмента в промышленном экспорте составляет менее одного процента, в то время как данный показатель составляет: в Ирландии - 46,9%, Швейцарии - 42,9%; США, Южной Корее, Китае - по 33%; Венгрии - 31,9%, Мексике -28,4%. Крайне низким (на уровне 10-12%) остается количество инновационно активных предприятий в Украине в целом. В Донецкой области в 2011 г. число инновационно активных предприятий в промышленности составляло: 2008 г. - 10,5%; 2009 г. - 9,6%; 2010 г. и 2011 г. -по 10,6% [2, с. 262]. Объем реализованной инновационной продукции снизился с 7,4 млрд.грн. в 2008 г., до 5,0 млрд.грн. в 2011 г., в том числе продукции, являющейся новой для рынка в 2008 г. по предприятиям Донецкой области было на 1,41 млрд.грн. (100%), в 2011 г. - 0,2 млрд.грн. (14,2%), поставлено продукции на экспорт: 2008 г. - 4,4 млрд.грн. (100%), в 2011 г. -1,7 млрд.грн. (38,6%) [2, с. 265]. Среди основных факторов, повлиявших на падение уровня инновационной работы промышленных предприятий можно выделить: снижение объемов финансирования академической науки; практически полная ликвидация отраслевой науки; ослабление или ликвидация технических служб предприятий; падение престижа интеллектуального труда; сохранение систем мотивации персонала предприятий, ориентированных на количественные показатели; невнимание новых собственников и топ-менеджеров к творческим коллективам, рационализаторской и изобретательской работе на предприятиях и т.п. Из всей совокупности названных факторов в данной работе основное внимание уделено проблемам мотивации персонала промышленных предприятий в их инновационном развитии.
В экономической литературе, начиная с работ классиков политической экономии и экономической теории, большое внимание уделяется исследованию труда, как целесообразной деятельности человека, направленной на изменение окружающего мира в целях удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Выделен конкретный и абстрактный труд; необходимый и прибавочный; труд физический и умственный; индивидуальный, групповой и коллективный; производительный и непроизводительный; эффективный и неэффективный; простой и сложный; квалифицированный и неквалифицированный; свободный и подневольный. На основе этого сформировались и уже более двух столетий функционируют классические формы и системы организации и оплаты труда, системы стимулирования. Начиная с конца первой половины ХХ века в экономическую науку и практику вошла категория мотивации труда, как сочетание мотива и стимула. Имеются различные подходы к исследованию данных категорий в работах А. Смита, К. Маркса, Дж. Кейнса, но они в основном вели речь об оплате труда, стимулировании. К фундаментальным исследованиям мотивации следует отнести работы А. Маслоу, Б. Гаврилишина, Ф. Герцберга [3-5] и др., которые при этом системы мотивации связывали с количеством и качеством труда.
Переход экономики к инновационным формам развития, к У и VI технологическим укладам изменил характер труда, в котором существенно снизилась его физическая составляющая, резко возросла интеллектуальная часть. При этом ученые продолжали активно исследовать проблемы мотивации труда, редко связывая их с процессами инновационного развития предприятий. Не нашли широкого распространения понятия «интеллектуальный труд», «интеллектуализация труда», «мотивация инновационного развития». Отдельно друг от
© Я.С. Брюховецкий, 2012
друга они исследовались, но недостаточно внимания уделяется их системному, взаимообусловленному, взаимосвязанному изучению. Как постановочные, эти вопросы есть в работах ряда институтов НАН Украины, руководителей крупных наукоемких предприятий. Задача состоит в необходимости дальнейшей разработки вопросов интеллектуализации труда, мотивации интеллектуального труда, что создает предпосылки ускорения инновационного развития отечественных предприятий и формирования национальной инновационной системы.
Цель работы - уточнение отдельных положений о характере труда в условиях инновационного развития экономики, разработка предложений по совершенствованию механизма мотивации персонала в инновационном развитии предприятий, их трудовых коллективов.
Согласно определению, принятому в отечественной статистике, с 2007 г. под инновацией понимают ввод в использование какого-либо нового или существенно усовершенствованного продукта (товара, услуг) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деятельности предприятия, организации рабочих мест или внешних связей. Инновационная продукция подразделяется на новую для рынка и новую для предприятия. Инновация является новой для рынка, если внедряющее ее предприятие первым выводит ее на рынок. Под рынком понимается представление самого предприятия о рынке, где оно действует, и который может складываться собственно из предприятия, которое отчитывается, в совокупности с его конкурентами, возможно, с учетом географического аспекта или типовой серии продуктов. Под географическим аспектом понимается рынок, в который могут входить как отечественные, так и международные предприятия. Минимальный уровень новизны для учета каких-либо изменений к категории «инновация» определяется как новое для предприятия. Продукт уже может использоваться (изготавливаться) на других предприятиях, но если он является новым или существенно улучшенным для данного предприятия, то такое изменение рассматривается для него как мотивация [6, с. 328].
Из вышеизложенного следует, что к инновационной деятельности предприятия имеют отношение менеджеры, создатели и изготовители инновационного продукта. Их деятельность по созданию и реализации инновационного продукта носит характер интеллектуального труда. Современные отечественные источники не дают однозначного определения интеллектуального труда. В украинской экономической энциклопедии С. Мочерный приводит определение «работник нового типа», который начал формироваться в развитых странах Запада (середина 70-х годов ХХ столетия) в условиях второго этапа НТР (то есть на этапе становления инновационной экономики - Я.Б.). Его основные черты: постоянное стремление к самосовершенствованию; развитие творческих и организаторских способностей, профессиональных навыков и умений; чувство нового, умение оценивать достигнутое; видеть недостатки и находить пути их решения; экономическое мышление; овладение новейшими технологиями и др. [7, с. 39].
Потенциал интеллектуальный - совокупность умственных способностей человека (коллектива, сообщества) к умственной деятельности по усвоению, осмыслению информации, ее систематизации, преобразованию в знания. Он характеризуется уровнем образования и квалификации, который показывает сумму знаний, освоенных и развитых собственными усилиями индивида, материализованными достижениями интеллектуальной деятельности [7, с. 13-14].
Российские специалисты Новожилова Н.В., Смирнов В.В. дают такое определение интеллектуального труда, его интеллектуализации: интеллектуализация труда - это процесс, постоянно обогащающийся знаниями и находящийся в динамическом состоянии, основными факторами его развития является образование, готовность его повышения, генетические способности и учет опыта предшествующих поколений. Развитие науки, НТП привели к тому, что интеллектуальный труд приобрел массовые масштабы. Интеллектуальный труд - одна из разновидностей труда, направленная на изменение информации, присущей объектам окружающего мира. Интеллектуализация труда - это увеличение доли интеллектуального труда в деятельности человека (общества) [8, с. 1-2].
На интеллектуализацию труда влияют: экспансия образования с доминированием его экономической функции; субъективный фактор; самопродвижение или мобильность; самосовершенствование; творческая активность [9, с. 48].
Под экспансией образования социологи и представители других наук понимают новую идеологию (новый взгляд) образования как универсального «института первостепенной важности по всему миру»1. Речь идет о концепции образования в течении жизни -непрерывном образовании индивида, движении от частичного и ограниченного к интегрированному и продолжительному образованию, что требует соответствующих изменений в обществе [9, с.48].
Под физической активностью (физический труд) ряд авторов понимают профессиональные действия, связанные преимущественно (на 90%) с затратами мускульной энергии человека (рабочие). Под интеллектуальной - профессиональные действия людей, занимающихся преимущественно (на 90%) так называемым умственным трудом (служащие) [8, с. 4]. Новожилова Н.В. и Смирнов В.В. полагают, что стимулами и мотивами интеллектуализации труда на макроуровне являются: гарантии повышения общественного статуса; возможность получения элитного образования; общественная известность; признание; специальная организация социально-экономического пространства [8, с. 3].
На микроуровне стимулами и мотивами следует считать гарантии возможности самореализации; уважения в коллективе; признание; достойное качество жизни; безопасность; защищенность; условия творческой деятельности; институты реализации интеллектуального труда внутри предприятия.
Тураева И.Л. и Хлыстов Е.А. полагают, что интеллектуализация труда - это возрастание роли и веса умственного труда в общественном труде, насыщение всех его видов умственными функциями творческого характера. Это процесс многогранный, пронизывающий не только труд общественный, но и в первую очередь индивидуальный. Процесс интеллектуализации труда - онтогенетический процесс использования и формирования интеллектуально значимых возможностей и способностей. Он обусловлен появлением в трудовой деятельности большого количества задач с «размытой» структурой, требующих нестандартных инновационных подходов к решению в различных аспектах профессиональной деятельности. Это выдвигает на первый план интеллектуальные затраты (по производству знаний, информации), что приводит в результате к видоизменению функциональной структуры труда [10, с. 1]. Именно эти факторы должны лечь в основу формирования механизма мотивации персонала в инновационном развитии предприятий, их трудовых коллективов, работников.
В этап формирования рыночных отношений Украина вошла с достаточно высоким интеллектуальным потенциалом. Еще в 2008 г. экономические эксперты полагали, что за счет более активного использования своего научно-технического потенциала Украина способна в короткий срок в 2-4 раза повысить объемы производства ВВП. Это может быть достигнуто благодаря наличию научных кадров уровень квалификации которых отвечает в целом уровню развитых стран. Необходимо создать соответствующие технологические и материальные условия для эффективной организации научно-исследовательского процесса, широкого использования его результатов. Расчеты показывают, что для повышения уровня научно-технологического развития Украины до 2,5% объемы финансирования НИОКР нужно увеличить в 4-5 раз [11], т.е. выйти на уровень финансирования, предусмотренный законодательством Украины о научной деятельности. Одновременно следует выйти на законодательно установленный уровень оплаты труда научных работников, который законодателем определен не менее двукратного превышения средней заработной платы работников промышленности.
Однако, в реальных условиях Украина теряет свой интеллектуальный капитал. На заседании «круглого стола» [12] Н. Азаров отмечал, что за 20 лет Украина потеряла 5 млн. трудоспособного населения. В структуре отечественного высшего образования всего 0,6% занимают специалисты инновационного класса, что далеко не отвечает потребностям
1 Бергер П.Л. Социология: биографический подход / П.А. Бергер, Б. Бергер // Личностно ориентированная социология. - М., 2004. - С. 195.
развития экономики. Надо хотя бы вдвое повысить этот показатель, для чего предполагалось создание специальных высших учебных заведений на базе академических институтов. Тогда, по мнению академика В. Гейца, можно говорить о переходе к шестому и даже седьмому технологическому укладу [12, с. 2]
Интеллектуализация труда касается как общества в целом, так и отдельных предприятий, конкретных личностей. Известна значительная миграция интеллектуалов за пределы Украины. Не очень рационально они используются и в своем отечестве. Так, в Украине 4% докторов наук (из общего числа 4,5 тыс.) не работают в системе образования и науки. Из 24 тыс. кандидатов наук каждый десятый не работает по специальности, а треть ученых после защиты диссертаций прекратили научные исследования. Недостаточно мотивирован труд по инновационным направлениям в промышленности, на предприятиях. Свернута отраслевая наука. В условиях кризиса предприятия пошли по пути сокращения численности, куда вошли и работники интеллектуального труда. Сейчас встречаются лишь отдельные примеры положительного опыта мотивации творческих работников промышленных предприятий.
К заслуживающему внимания следует отнести опыт Новокраматорского машиностроительного завода по мотивации технического персонала предприятия к инновационной деятельности [13]. Еськов А.Л. и Бунтовский С.Ю. отмечают, что на НКМЗ в целях мотивации технического персонала в инновациях, используется «комплексное внедрение в корпоративный менеджмент совокупности трех составляющих элементов механизма мотивации персонала - материальных методов стимулирования, нематериальных методов стимулирования и социального пакета» [13, с. 25]. Общая численность работников НКМЗ составляет 13,4 тыс.чел., в том числе ИТР - 2,9 тыс., 1,3 тыс. работников конструкторских и технологических подразделений. Премиальный фонд для поощрения работников, берущих участие в работах по техническому переоснащению предприятия, формируется в размере 2% себестоимости изготовленного оборудования, используемого для технического производства.
Для премирования работников технических подразделений, берущих участие в разработке и использовании новых технологических процессов, внедрении нового технологического оборудования, инструмента и оснастки, формируется премиальный фонд в размере 20% от суммы полученного экономического эффекта.
Разработаны и используются для оценки вклада работников и используют матрицы многоаспектной оценки уровня результативности их труда, труда их подразделения. Все это учитывается и в кадровых перемещениях.
Заслуживают внимания смотры-конкурсы на лучшее рационализаторское предложение, на техническое решение производственных задач. Формированию инновационно ориентированной креативной личности способствуют созданные и работающие на базе производств НКМЗ профильные кафедры Донбасской государственной машиностроительной академии МОН Украины. Нет проблем с прохождением практики студентов ДГМА в цехах и отделах НКМЗ. После защиты дипломных проектов авторы лучших проектов приглашаются на работу на НКМЗ, где они четко излагают карьеру профессионального роста. Однако приведенные примеры единичны. Они недостаточно пропагандируются в местных и региональных средствах массовой информации.
Таким образом, теоретические исследования и практический опыт свидетельствуют о необходимости дифференциации персонала предприятий на творческих (креативных) работников, инженерно-технических работников, менеджеров, рабочих инженерно-технического труда (наладчики, операторы, программисты и др.), т.е. персонал, непосредственно влияющий на инновационное развитие. Применительно к этим группам целесообразно создавать механизмы мотивации, что будет способствовать инновационному развитию предприятия, интеллектуализации труда, формированию креативных работников, групп, коллективов.
Выводы. Анализ показал, что как в отечественной так и в зарубежной экономической теории достаточно детально исследованы вопросы мотивации труда, повышения эффективности производства. Однако связь систем мотивации с вопросами интеллектуализации труда практически не изучена и требует дальнейшего углубленного
исследования. Детально исследованы вопросы инновационного развития общества, субъектов хозяйственной деятельности, отдельных работников. Но фундаментальных исследований по формированию механизмов мотивации инновационного развития, интеллектуализации труда практически нет. Именно данные вопросы должны получить развитие в дальнейших исследованиях отечественных специалистов.
В связи с вышеизложенным целесообразно:
1. Продолжить исследования вопросов мотивации интеллектуализации труда, инновационного развития субъектов рыночных отношений, формирования креативного работника.
2. Уточнить понятие интеллектуальный труд, интеллектуализация труда, мотивация интеллектуального труда, инновационной деятельности.
3. Обобщить опыт предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, критически проанализировать его и довести до сведения заинтересованных организаций в целях практического использования.
Литература
1. Литвин В.М. Академия - устойчивая и постоянная величина / В.М. Литвин // Голос Украины, 2012. - № 57. - С. 2-3.
2. Статистичний щорiчник Донецько! област за 2011 рш / За ред. Зеленого О.А. -Донецьк, 2012. - 503 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//psylib.org.ua / books / maslaol / index.htm/.
4. Гаврилишин Б. Дороговкази в майбутне: пер. с англ. / Б. Гаврилишин. - К.: Основи, 1993.-233 с.
5. Nerzberg F. Tne motivation to work. - New-York: Willed, 1959.
6. Статистичний щорiчник Украши за 2007 рж / За ред. О. Г. Осауленка. - К.: Вид-во Консультант», 2008. - 572 с.
7. Економiчна енциклопедiя / Вщп.ред. Мочернийй С.В. та ш - К.: Вид.центр «Академiя», 2002. - У 3-х т. - Т. 3. - 952 с.
8. Новожилова Н.В. Интеллектуализация труда в системе производственных отношений / Н.В. Новожилова, В.В. Смиронов // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №3. - С. 1-10.
9. Филимонова О.Ф. Молодежь, образование, интеллектуализация труда: тенденции и противоречия / О.Ф. Филимонова // Известия Саратовского университета. - Сер. Философия. Политология. Педагогика. Вып.1. - 2011. - Т.11. - С. 48-53.
10. Тураева И.Л. Интеллектуализация труда в предпринимательстве / И.Л. Тураева, Е.А. Хлыстова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//be5.bi7/економiка/r2012/3355.htm. - 3 с.
11. Новоукраинский танец - фрейлакс-яблочко // Зеркало недели. - 2008 . - 8 марта, № 9. - С. 13.
12. Круглий стш: 2025 рж: Новi демографiчнi виклики для Украши // Економют. - 2011. - № 1.-С. 1-2.
13. Бунтовський С.Ю. Мотиващя техшчного персоналу пщприемств до шновацшно! дiяльностi / С.Ю. Бунтовський, А.Л. Сськов // Вюник Донецького нацюнального ушверситету. Серiя В. Економжа i право. Спецвипуск. - 2011. - Т. 1. - С. 23-25.
Представлена в редакцию 14.08.2012 г.