Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МЕТОДЫ'

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МЕТОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / СТРАТЕГИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дикаева Луиза Хамидовна, Яударова Малика Юрьевна, Амерханова Залихан Шаарановна

В статье рассматривается система стимулирования персонала предприятия. Мотивация сотрудников является основным средством обеспечения эффективного и оптимального использования ресурсов и реализации ресурсов. Задача менеджера - оптимизировать работу сотрудников, разделив ее на легко усваиваемые, простые и повторяющиеся операции. Каждому работодателю необходимо самостоятельно определить методы, которые будут направлены на побуждение коллектива к активной деятельности, способствующие удовлетворению собственных потребностей и достижению поставленных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFF MOTIVATION: MAIN TYPES AND METHODS

The article discusses the incentive system of the company’s personnel. Employee motivation is the main means of ensuring efficient and optimal use of resources and the implementation of available human resources. The manager’s task is to optimize the work of employees by dividing tasks into easily digestible, simple and repetitive operations. Each employer needs to independently determine the methods that will be aimed at encouraging the team to be active, contributing to meeting their own needs and achieving their goals and objectives.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МЕТОДЫ»

DOI 10.47576/2712-7516_2023_1_75 УДК 331

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МЕТОДЫ

Дикаева Луиза Хамидовна,

кандидат экономических наук, кафедра экономической теории и государственного управления, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: Laura2563@mail.ru

Яударова Малика Юрьевна,

старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Yamalika95@mail.ru

Амерханова Залихан Шаарановна,

старший преподаватель технологии и дизайна, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Galateya 1979@list.ru

В статье рассматривается система стимулирования персонала предприятия. Мотивация сотрудников является основным средством обеспечения эффективного и оптимального использования ресурсов и реализации ресурсов. Задача менеджера - оптимизировать работу сотрудников, разделив ее на легко усваиваемые, простые и повторяющиеся операции. Каждому работодателю необходимо самостоятельно определить методы, которые будут направлены на побуждение коллектива к активной деятельности, способствующие удовлетворению собственных потребностей и достижению поставленных целей и задач.

Ключевые слова: мотивация; персонал; стратегия; работодатель; стимулирование; эффективность.

UDC 331

STAFF MOTIVATION: MAIN TYPES AND METHODS

Dikaeva Louise Hamidovna,

Candidate of Economic Sciences, Department of Economic Theory and Public Administration, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, e-mail: Laura2563@mail.ru

Yaudarova Malika Yuryevna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and Technology of Social Work, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: Yamalika95@mail.ru

Amerkhanova Zalikhan Shaaranovna,

Senior Lecturer of Technology and Design, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Galateya1979@list.ru

The article discusses the incentive system of the company's personnel. Employee motivation is the main means of ensuring efficient and optimal use of resources and the implementation of available human resources. The manager's task is to optimize the work of employees by dividing tasks into easily digestible, simple and repetitive operations. Each employer needs to independently determine the methods that will be aimed at encouraging the team to be active, contributing to meeting their own needs and achieving their goals and objectives.

Keywords: motivation; personnel; strategy; employer; incentive; efficiency.

Общепризнано, что люди являются важным источником конкурентного преимущества. Организации разрабатывают различные стратегии и процедуры, чтобы сохранить своих талантливых сотрудников в течение длительного времени. В результате проблему удержания решают путем мотивации персонала.

Первым шагом, который необходим для изменения ситуации в кадровой сфере, -проанализировать различные внутренние факторы, которые влияют на мотивацию персонала к работе, учитывая, что они решили остаться работать в бизнесе, понять, чего сотрудники ждут от своих работодателей и создать эффективную систему мотивации для работы.

Система мотивации - это явление, связанное с восприятием работы не только как источника заработка, но и как места для личного развития и полноценного общения с людьми. В современном управлении предприятием размер заработной платы

перестал быть единственным способом привлечения ценных сотрудников в компанию. Системы стимулирования в последнее время стали одним из важнейших факторов политики в области управления человеческими ресурсами. Прежде чем перейти к трактовке понятия системы мотивации, рассмотрим определение и сущность непосредственно мотивации.

Отдельные определения показывают понимание мотивации как процесса, объясняющего причины действий и поведения индивидов и поясняющего их смысл. Любая человеческая деятельность, развиваемая индивидуально, имеет смысл и цель. Это означает, что раскрытие движущих сил личности помогает частично или полностью понять мотивацию отдельных сотрудников [1].

Мотивацию можно рассматривать как внутренний психологический процесс, протекающий на нескольких уровнях (рис. 1), активизирующий отдельные действия и направляющий на достижение цели.

Рисунок 1 - Три уровня мотивации каждого сотрудника [2] Внешне это проявляется как некая «энер- знаний о личности. Полученные знания мож-

гетическая» сторона поведения, которая вносит в него динамизм, приводит к активизации, модификации или предупреждению деятельности. В целом это можно охарактеризовать как ответ на вопрос «почему?» [3]. Менеджер может легче обнаружить мотива-ционные факторы поведения и действий отдельных подчиненных сотрудников на основе

но использовать для создания качественной системы мотивации.

Система мотивации на предприятии представляет собой совокупность взаимосвязанных инструментов, которые должны способствовать повышению заинтересованности работника в достижении конкретных целей.

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

Под системой мотивации Б. Е. Пасынкова и О. Н. Валькович понимают совокупность инструментов стимулирования, действующих в компании, в рамках которых она пытается воздействовать на сотрудников [5]. Это внутренне непротиворечивый, продуманный и рациональный набор.

М. А. Жукова и В. А. Жуков определяют систему мотивации как согласованный и целенаправленно подобранный набор инструментов мотивации с точки зрения достижения целей организации и ее сотрудников [4]. Р. С. Э. Юшаева, Д. С. Саралинова, М. А. Ина-лова считают, что система мотивации должна состоять из множества элементов из всех групп мотиваторов [6].

Важность систем мотивации в любой отрасли становится очень важным фактором, который ценят менеджеры. Существует множество способов повысить вовлеченность сотрудников в выполнение своих обязанностей. Вообще говоря, системы поощрения делятся на два типа: финансовые и нефинан -совые. К первым относятся, прежде всего, материальные вознаграждения, то есть дискреционные или связанные с результатами бонусы или надбавки к заработной плате. К незарплатным методам мотивации относятся, среди прочего, дополнительные страховые пакеты, билеты в кино и фитнес-клубы, курсы иностранных языков, интеграционные поездки сотрудников, скидки на продукцию компании, рождественские ваучеры или корпоративные ужины.

Системы мотивации приносят пользу как работодателям, так и работникам. Со стороны работодателя они позволяют снизить расходы, связанные с содержанием рабочего места и заработной платой; повышают удовлетворенность сотрудников и, следовательно, их вовлеченность в работу и эффективность. Привлекательная система мотивации отличает компанию от других и часто делает ее объектом желаемого места трудоустройства как современной компании, работающей на высоком уровне и заботящейся о сотрудниках. Последние исследования показывают, что льготы для сотрудников являются важным элементом при выборе рабочего места для самых молодых игроков рынка, то есть миллениалов.

Мотивационные системы приводят к достижению определенного поведения, же-

лаемого работодателем, вызывают положительное отношение к компании и, следовательно, создают связь между работником и компанией. Удовлетворенный сотрудник идентифицирует себя со своим рабочим местом, и в результате, даже при наличии более высокооплачиваемой работы, он предпочтет остаться на своей нынешней должности, а не перейти на другую. Это оказывает существенное влияние на стабильность компании.

С другой стороны, с точки зрения работника, оценка его труда и приверженности в виде системы дополнительных льгот приводит к чувству удовлетворения. Иногда вознаграждение, казалось бы, незначительной материальной ценностью может увеличить удовлетворение от приложенных усилий. А это, в свою очередь, отразится на финансовых результатах компании.

Грамотно построенные системы мотивации дают сотруднику ощущение, что его увлеченность замечают, к нему относятся с вниманием и субъективностью - не только в плане таблиц и цифр. Системы поощрения, не связанные с заработной платой, позволяют сотрудникам удовлетворять свои потребности в различных областях, а также способствуют профессиональному и личному развитию. Они позволяют интересно провести время с семьей и сэкономить на расходах по многим направлениям, например, в случае с пакетами медицинских услуг и страховки.

Самая большая проблема с мотивацией сотрудников заключается в том, что сотрудники часто мотивируют себя, основываясь на своем представлении о том, чего они хотят достичь, и о том, как они могут этого достичь. Однако если менеджеры знают, чего хотят их сотрудники от своей работы, они могут создать рабочую среду, соответствующую их потребностям и желаниям. В то же время хорошо информированные менеджеры могут избежать типичных ошибок, которые снижают мотивацию сотрудников.

Количество усилий, прилагаемых работником для достижения целей, зависит от того, считает ли он, что эти усилия приведут к удовлетворению его собственных потребностей и желаний. Когда потребность или желание не удовлетворены, человек пытается снять напряжение.

Разнообразные внешние и внутренние силы, которые переплетаются с понятием мотивации, подталкивают работника к принятию решения и достижению поставленных целей. Для этого от работника потребуются как моральные, так и физические силы, и немаловажную роль будут играть его личные качества.

При таком прямолинейном подходе к мотивации сотрудников ключ к ее повышению заключается в том, чтобы менеджеры точно знали, чего их сотрудники хотят от своей работы. Если рассматривать психологию человека, то можно прийти к выводу, что реакция человека на раздражители не является сознательной и управляемой, она может быть разной и зависит от личности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реакция работников зависит от мотивов и це -лей и грамотной системы мотивации.

Чтобы все эти факторы существовали, должны быть четко определены правила системы стимулирования. Она должна быть построена профессионально, поэтому е создание лучше всего доверить специалистам. Система, разработанная для предприятия, должна учитывать:

- специфику конкретного предприятия;

- семейную ситуацию работников;

- возраст сотрудников;

- многообразие их потребностей и интересов.

Благодаря устойчивому управлению персоналом, качественной системе мотивации предприятие может лучше решать проблемы своих сотрудников и их проблемы с трудоустройством, что в конечном итоге помогает развить позитивное отношение и твердую приверженность к фирме, в которой работает сотрудник.

В динамично меняющихся условиях общественной жизни происходят значительные изменения в работе бизнеса. Успех зависит от создания условий для возможности обучения, повышения ответственности за свой труд, самомотивации и самоконтроля, развития творческих способностей и использования гибкого рабочего времени. Обязательным условием успешной работы любого предприятия является использование эффективной системы мотивации. В последнее время для мотивации персонала часто используется компенсационный пакет, который дополняется каждый год как новый элемент мотивации. Вознаграждение работников по количеству лет, отработанных в организации, также имеет успех на практике. Люди предпочитают работать на предприятиях, которые заботятся об их личном и профессиональном росте и поддерживает их усилия, направленные на то, чтобы чувствовать себя хорошо, поэтому создание системы мотивации - актуальная тема, которая будет меняться в зависимости от потребностей людей и потребностей экономики одновременно.

Список литературы_

1. Дадаева М. С., Ильясова К. Х., Ильясова М. Х. Мотивационный процесс и его структура // Экономика и предпринимательство. 2022. № 5 (142). С. 1438-1441.

2. Rubbinunan A. The impact of employee motivation on productivity. URL: https://www.researchgate.net/ publication/358459800_The_impact_of_employee_motivation_on_productivity (дата обращения: 04.09.2022).

3. Жаркова М. В. Психология для менеджеров и предпринимателей. Братислава : Спринт. 2019. 224 с.

4. Жукова М. А., Жуков В. А. Система мотивации персонала в гостиничном бизнесе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. Т. 11. № 5. С. 16-21.

5. Пасынкова Б. Е., Валькович О. Н. Современные подходы к построению эффективной системы мотивации персонала // Институциональная трансформация социально-экономической системы России: приоритеты и перспективы. 2020. С. 311-316.

6. Юшаева Р. С. Э., Саралинова Д. С., Иналова М. А. Эффективность внедрения системы мотивации персонала на предприятии // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 4. № 6. С. 329-332.

References_

1. Dadaeva M. S., Ilyasova K. H., Ilyasova M. H. Motivational process and its structure. Economics andentrepreneurship. 2022. No. 5 (142). Pp. 1438-1441.

2. Rubbinunan A. The impact of employee motivation on productivity. URL: https://www.researchgate.net/ publication/358459800_The_impact_of_employee_motivation_on_productivity (accessed: 04.09.2022).

3. Zharkova M. V. Psychology for managers and entrepreneurs. Bratislava: Sprint. 2019. 224 p.

4. Zhukova M. A., Zhukov V. A. Personnel motivation system in the hotel business. Personnel and intellectual resources management in Russia. 2022. Vol. 11. No. 5. Pp. 16-21.

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

5. Pasinkova B. E., Valkovich O. N. Modern approaches to building an effective staff motivation system. Institutional transformation of the socio-economic system of Russia: priorities and prospects. 2020. Pp. 311-316.

6. Yushaeva R. S. E., Saralinova D. S., Inalova M. A. The effectiveness of the implementation of the personnel motivation system at the enterprise. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 4. No. 6. Pp. 329-332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.