Научная статья на тему 'Мотивация персонала и его развитие'

Мотивация персонала и его развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1539
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саркитов Аслан Альбертович

В данной статье рассмотрены основные профессиональные мотивы сотрудников, влияющие на его дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация персонала и его развитие»

SCIENCE TIME

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА И ЕГО РАЗВИТИЕ

Саркитов Аслан Альбертович, Карачаево- Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

E-mail: s.nauka2016@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные

профессиональные мотивы сотрудников, влияющие на его дальнейшее развитие.

Ключевые слова: мотивация, персонал, развитие. •

Актуальность. Мотивация персонала трудно переоценить, ведь она способна не только гарантировать успех деятельности любой кампании, но и способствовать развитию экономики в стране, а, следовательно, содействовать росту благосостояния граждан.

Основной лидирующей направленностью трудовой деятельности является большое желание и стремление к удовлетворению человеческих потребностей что и является мотивацией Особое место в формировании социальных мотивационных установок занимают организации, объединяющие людей для целей трудовой деятельности и подчиняющие эту деятельность достижению определенных конечных результатов.

Проблема совершенствования системы мотивации персонала и его развития разрабатывается в экономической науке давно и рассмтаривается в работах зарубежных и отечественных исследователей М. Альберта, Г. Десслера, Ф. Хедоури, И. Ансоффа, Н.А.Волгина, А.Я.Кибанова, М.Н.Кулапова, Т.О. Соломанидиной, и т.д.

Цель исследования: изучить роль мотивации персонала и его влияние на развитие.

Задачи исследования:

- рассмотреть мотивацию, и особенности мотивации;

- изучить профессиональную мотивацию и мотивацию к труду;

- изучить развитие персонала и мотивации персонала.

Объект исследования - мотивационная сфера персонала и его развития.

712

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Предмет исследования - структура профессиональной мотивации сотрудников.

Мотивация - направленность побуждений человека и его активная деятельность в этом направлении. Действия и деятельность человека направлена на достижение целей, который оказывает влияние на самоопределение, который в последствии становится причиной удовлетворенности человека своим трудом.

Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Основополагающими для изучения профессиональной мотивации спасателей являются теории мотивации, разработанные в направлениях когнитивной, психоаналитической и диспозиционной психологии.

Исходя из значимости цели который ставит перед собой человек, он пытается преодолевать все трудности, которые находятся на пути его цели и главным механизмом деятельности человека является его мотивация. Кеттел выделил диспозиционные концепции мотивации «эрги», в которых видел биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых объясняется не биологической структурой, а историей жизни субъекта. В рамках диспозиционного направления сегодня существует пять моделей: теория потребности в достижениях, теория иерархии потребностей, теория ERG, двухфакторная теория мотивации и теория характеристик работы.

Когнитивные концепции мотивировки никак не связаны напрямую с трудом как таковой, они отталкиваются с когнитивных действий, в основании принимаемых народом выводов о характере и деятельности. У. Джемс в прошлом веке он выделил типы принятия решения (формирование намерения, стремление к действию) как осмысленного намеренного мотивационного действия. Мысли человека, на которого направлено объективное внимание человека, называют мотивом или основанием.

Теорию мотивации разрабатывали Г.Келли, Д. Макклелланда, Дж. Роттера, в котором появляются и другие мотивационные понятия, такие как жизненные цели, когнитивные факторы, ценности, социальные потребности, неудачи, уровень притязаний, боязнь все эти понятия являются основными понятиями для объяснения мотивации человека.

Психоаналитические теории мотивации придавали большое значение в организации поведения человека бессознательному ядру его психической жизни, образуемому мощными влечениями, интериоризированными в ходе социализации индивида общественными нормами и ценностями. В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл, который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов.

Тему мотивации среди отечественных психологов рассматривал Лазурский

о

Щ SCIENCE TIME Щ

А.Ф. в начале XX века. Лазурский рассматривает мотивации поведения человека как борьбы мотивов и принятий решений и устойчивости намерений. Позднее появилось множество точек зрения, пытающихся объяснить природу потребностей, которые составляют основу мотивов человека: потребность как нужда (Д. Н. Узнадзе, 1966, 1969); потребность как предмет удовлетворения нужды (В. Г. Лежнев, 1939); потребность как отсутствие блага, как ценность (B.C. Магун, 1983;); потребность как необходимость (Б.Ф. Ломов, 1984; Б.И. Додонов, 1978, 1984; Д.А. Леонтьев, 1992); потребность как состояние напряжения (И. А. Джидарьян, В.Н. Мясищев, П.А. Рудик и др.); потребность «как исходное противоречие между реальным и необходимым, должным и сущным» (Б. Ф. Поршнев) и т. д. Несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида. Они лежат в основе направленности личности и побуждения ее поступков, стимулируют поведение, благодаря ним осуществляется регулирование поведения.

По результатам проведенного в работе исследования можно сделать нижеследующие выводы.

Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.

Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера - Лоуера. В современном менеджменте предпринимаются активные попытки пересмотра классических теорий мотиваций с целью их приспособления к современной структуре потребностей.

Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно -

о

Щ SCIENCE TIME Щ

административные), экономические и социально-психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия.

Основными тенденциями развития систем мотивации персонала, хозяйствующих субъектов в современных условиях являются: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, реализация партисипативного похода к мотивационному процессу, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования, разработка и др.

Литература:

1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом. - 2002. - № 1. - С. 50-52.

2. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. 2002. № 4. С. 28-31.

3. Белкин В. , Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита. - 2001.

- № 7. - Прил.: с. 44-47

4. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг. - 2001.

- № 1. - С. 88-101.

5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 1997. - 368 с.

6. Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества. - 2001.- № 11. - С. 14-19.

7. Бурмистров А. , Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом.- 2002.- № 7. - С. 48-49.

715

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.