МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2 3
Рысева А.С. , Антропова И.Ю. , Товмасян С.С.
1Рысева Анастасия Сергеевна - студент, направление подготовки: педагогическое образование, профили: математика, физика, кафедра математики, физики и информатики;
2Антропова Ирина Юрьевна - студент, направление подготовки: педагогическое образование, профили: история, обществознание, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин;
3Товмасян Сюзи Суреновна - студент, направление подготовки: педагогическое образование, профили: математика, физика, кафедра математики, физики и информатики, Филиал
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,
г. Новозыбков
Аннотация: в современных условиях мотивация педагогической деятельности является одной из проблем образования. Личностный и профессиональный рост, самоактуализация, творческий характер работы - это те внутренние мотивы, которые должны превалировать в профессиональной деятельности. Но что мы видим сегодня? Для многих учителей более важное место занимают внешние мотивы - размер заработной платы, престижность профессии. Ключевые слова: мотивация, мотив, педагогическая деятельность, «центрация».
Мотивация - неотъемлемая часть педагогической деятельности. Под понятием «мотивация» рассмотрим систему глубоких мотивов, интересов, являющихся основой содержания, направленности, поведения и характера деятельности личности.
Проблема педагогической мотивации наиболее актуальна в нашей стране. Так, например, из-за низких заработных плат усиливается утекание педагогических кадров из школ. Многие педагоги и вовсе уезжают, в поисках лучшей жизни, за границу. Основной возраст педагога в нашей стране приближается к 45-50 годам. Но и у тех, кто продолжает заниматься педагогической деятельностью, имеются для этого весомые мотивы.
С целью оперирования большим количеством мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние мотивы.
К внутренним мотивам можно отнести: ориентация на процесс и результаты труда; личностный и профессиональный рост, самоактуализация; творческий характер работы; возможность общения. К внешним мотивам - размер заработной платы, престижность профессии.
Внешние мотивы обычно делятся на: положительные и отрицательные. К положительным мотивам принято относить то, ради чего человек будет работать: материальное стимулирование, возможность карьерного роста, принятие начальства и коллектива, престиж профессии. К отрицательным мотивам относятся мотив доминирования или мотив власти, которые реализуются путем давления, угроз, наказания, критики и т.п. [1].
В основе мотивационного выбора педагогической деятельности мотив власти направлен на благо других: при помощи своей ключевой позиции учитель предлагает детям помощь, путем передачи знаний.
Каждый из данных мотивов играет важную роль в педагогической деятельности.
Наиболее распространённая ориентация на внутренние мотивы свидетельствует о личностной зрелости, об искреннем интересе к педагогической деятельности.
Педагоги, у которых преобладает внутренняя мотивация, являются истинными мастерами своего дела. Они способны помочь в сложную минуту всем, кто нуждается в помощи.
Если же в приоритете оказываются внешние мотивы, такой выбор является ошибочным, не до конца осознанным и рискует не стать окончательным. У такого педагога может быстро наступить разочарование в своей профессиональной деятельности [2].
Рассмотрим мотивационное поле в терминах центрации по А.Б. Орлову, для того чтобы понять, какие мотивы управляют педагогом в определённых ситуациях. Но сначала определим понятие «центрация учителя».
Центрация учителя - это не только его направленность, но и заинтересованность теми или иными участниками учебно-воспитательного процесса, повернутость учителя к ним и столь же избирательное служение их интересам.
Автор рассматривает семь основных центраций, каждая из которых претендует стать доминирующей в педагогической деятельности в целом или стать основной в отдельном педагогическом случае. Это:
1. эгоистическая (строится на собственных интересах);
2. бюрократическая (на интересах администрации, руководителей);
3. корпоративная (на интересах коллег);
4. авторитетная (на интересах и запросах родителей учащихся);
5. познавательная (на требованиях средств обучения и воспитания);
6. альтруистическая (на интересах и потребностях учащихся);
7. гуманистическая (на проявлениях сущности каждого человека). Способность педагога совместить в себе большую часть этих центраций, позволит
говорить о высокой мотивации педагогической деятельности, о высокой компетентности преподавателя. Это идеал. В реальной жизни такого педагога встретишь довольно редко. Поэтому системность направленностей центраций является важной задачей современного образования [3, с. 272].
Список литературы
1. Аминов Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей / Н.А. Аминов. М., 1994.
2. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.