Научная статья на тему 'Мотивация обучения у младших школьников'

Мотивация обучения у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1519
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СВОЙСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ошнякова Т.И., Ускова Е.С.

Цель исследования состоит в изучении мотивации обучения младших школьников и выявлении взаимосвязей с компонентами психологической безопасности образовательной среды. Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды обучающихся, в которой происходит формирование их ведущей деятельности учебной. Доказано, что мотивация обучения младших школьников определяется психологической безопасностью образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ошнякова Т.И., Ускова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация обучения у младших школьников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

человеческих ценностей, интересов, которые связаны с ограничениями в возможностях восприятия, с получением неполной информации, порождают не ощущение потока, а увлекающего в круговорот творческого начала, которое стремится затянуть на глубину. Таким образом, в такой момент внимание человека направлено на то, чтобы удержать равновесие в возникшей форме движения при вращении и это возможно лишь компенсируя его воздействие. В случае разрешения неопределенности, противоположностей и установления понятия, снимается напряжение, которое ощущалось как давление, внезапно высвобождаются чувства.

Список использованной литературы:

1. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ.- М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. - 304 с. Серия «Актуальная психология»

2. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. И вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2018. - 336 с.

© Михина М.В., 2018

УДК 159.922.6

Т.И. Ошнякова

Педагог-психолог, МАООУ «Санаторно-лесная школа «Полянка»

E-mail: otilll@mail.ru Е.С. Ускова Магистр г. Москва, РФ E-mail: u_manunechka@mail.ru

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Цель исследования состоит в изучении мотивации обучения младших школьников и выявлении взаимосвязей с компонентами психологической безопасности образовательной среды. Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды обучающихся, в которой происходит формирование их ведущей деятельности - учебной. Доказано, что мотивация обучения младших школьников определяется психологической безопасностью образовательной среды.

Ключевые слова

Мотивация обучения, свойства учебной деятельности, психологическая безопасность

образовательной среды.

В современной ситуации, вопрос качества образования стоит особенно остро. Для того чтобы мотивация обучения младших школьников переросла в активное учение, качественное усвоение новых и новых знаний, необходимо совместное психолого-педагогическое взаимодействие субъектов системы образования с учетом психологических особенностей возраста [5, с. 312], [8, с. 230], [9, с. 68], [10, с. 479]. Для воплощения в реальную жизнь учебной успешности, необходимо учитывать не только индивидуальные особенности школьников, психологические характеристики их личности, способности, интересы, но и обеспечивать психологическую безопасность образовательной среды образовательной организации [1, с. 28], [2, с.43], [3, с. 12], [4, с. 38], [6, с. 77], [7, с. 153].

Под мотивацией обучения мы понимаем индивидуально-личностное отношение школьников к обучению и учебной деятельности, предполагающее сформированный комплекс мотивов, имеющих разную

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

психологическую значимость. Мотивация обучения в младшем школьном возрасте носит неустойчивый характер, что определяет необходимость формирования высокого уровня учебной мотивации уже с первого года обучения в школе. Мотивация обучения является залогом дальнейшего успешного обучения школьников в средних и старших классах, получения профильного образования и личностного развития в целом. Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др. считают, что младший школьный возраст имеет большие возможности для формирования мотивации обучения.

Психологическая безопасность образовательной среды образовательной организации - это одна из наиболее важных составляющих учебной деятельности, обеспечивающая должный уровень личностного комфорта для эффективного обучения школьников. Психологическая безопасность образовательной среды направлена на обеспечение безопасности субъектов системы образования от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе психолого-педагогического взаимодействия. В условиях образовательной организации обеспечение психологической безопасности связано с восприятием школьниками существующего качества жизни как адекватного, надежного, безопасного, предоставляющего реальные возможности удовлетворения их естественных и социальных потребностей, как в настоящем, так и в будущем.

В связи с этим, мы предположили, что существуют особенности взаимосвязи уровня мотивации обучения младших школьников и психологической безопасности образовательной среды образовательной организации.

Для изучения предположения были использованы следующие методики: тест «Неоконченные предложения» (компоненты психологической безопасностью образовательной среды); модифицированный метод экспресс - диагностики свойств учебной деятельности (мотивация, активность, целенаправленность и осознанность) Р.В. Овчаровой; анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой (высокая, хорошая, внешняя, низкая мотивация, негативное отношение); методика исследования мотивации учения у первоклассников (М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомова и Р.В. Овчарова).

В исследовании участвовали 45 первоклассников начальной общеобразовательной школы городского округа Балашиха.

Полученные результаты демонстрируют, что у младших школьников более выражен хороший уровень мотивации обучения - 46,7%, далее представлены высокая и внешняя мотивация по 15,6%, низкая мотивация и негативное отношение к обучению набрали по 11,1%.

У первоклассников выражена социальная мотивация - 26,7%, учебная и внешняя мотивация - по 17,8%, позиционная мотивация - 15,6%, игровая мотивация и мотивация отметки - по 11,1%.

Необходимо отметить, что у школьников наблюдается хорошая и высокая мотивация. Однако особого внимания требуют первоклассники с низкой мотивацией и негативным отношением к обучению, игровой мотивацией и мотивацией отметки, возможно, это связано с несформированностью у них отношения к учебному процессу и низкой целенаправленностью и осознанностью.

Выявлено, что позитивное отношение к школьной жизни сложилось лишь у трети первоклассников (33,3%), нейтральное - 28,9%, тревожное и агрессивное отношение соответственно 26,7% и 11,1%.

Результаты корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Тау-b Кендалла) раскрывают, что позитивное отношение к образовательной среде положительно связано с социальной мотивацией и отрицательно с учебно-познавательной активностью. Нейтральное отношение положительно влияет на хорошую мотивацию. Агрессивное отношение повышает мотивацию учения, но снижает хорошую мотивацию. Тревожное отношение положительно связано с учебно-познавательной активностью, целенаправленностью и осознанностью учения.

Результаты исследования демонстрируют, что мотивация обучения младших школьников определяется отношением к психологической безопасности образовательной среды образовательной организации: социальная учебная мотивация взаимосвязана с положительным отношением младших школьников к психологической безопасности образовательной среды, хорошая учебная мотивация - с нейтральным отношением, мотивация учения - с агрессивным отношением, необходимым для преодоления возникающих трудностей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

На основе полученных результатов исследования могут разрабатываться программы психологической помощи младшим школьникам, педагогам и родителям для развития учебно-познавательной активности и мотивации обучения первоклассников. Педагоги-психологи, работающие в начальной школе, в качестве рекомендаций могут применять конкретные методы и техники оценки качества условий, отвечающих психологической безопасности, и одновременно, инструментарий для формирования учебно-познавательного интереса к учебной деятельности школьников, обогащающие их научно-методологическую базу.

Список использованной литературы:

1. Березина Т.Н., Балан И.С. Сравнительный анализ эмоционально-психологической безопасности образовательной среды в российской и американской школах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 4. С. 28-33.

2. Березина Т.Н., Терещенко Р.Н. Эмоциональная креативность личности: определение и структура // Психология и психотехника. 2012. № 2. С. 43-50.

3. Кокурин А.В. Анализ успешности деятельности экстремальных психологов различного должностного статуса // Вопросы психологии экстремальных ситуаций, № 3, 2016. С. 12-19.

4. Котенева А.В. Духовные ценности как фактор психологической защищенности личности // Вестник Костромского государственного университета им. А.И. Некрасова. 2008. Т. 14. № 4. С. 38-44.

5. Литвинова А.В. Социализация личности на микроуровне детерминации // Социальная психология -Москва : Издательство Юрайт, 2016. - С. 312-326. - Серия 68.

6. Литвинова А.В. Безопасность образовательной среды в образовательных комплексах // Материалы докладов VIII международной научно-практической конференции: фундаментальная наука и технологии -перспективные разработки» 18-19 апреля 2016 г. North Charleston, USA spc Academic, 2016. Т. 1. - С. 77-79.

7. Литвинова А.В. Потенциал субъекта психологической безопасности // Современные подходы к оказанию экстренной психологической помощи: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. - С. 153-154

8. Литвинова, А.В., Камзолкин В.А. УШУ как средство профилактики тревожности школьников / А.В. Литвинова, В.А. Камзолкин // Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика / Отв. ред. А.В. Кокурин, А.В. Литвинова. - Москва, 2016. - С. 299-314.

9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Ь. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. — 192 с.

10.Шабельников В.К. Развитие личности // Функциональная психология. Формирование функциональных систем. М., 2013. - С. 479.

© Ошнякова Т.И., Ускова Е.С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.