Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ЮНОСТИ, МОЛОДОСТИ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ'

МОТИВАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ЮНОСТИ, МОЛОДОСТИ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностный проект / мотивационные предикторы / юность / молодость / мотивация стремления к успеху / автономная мотивация

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рязанцева Евгения Юрьевна

В статье представлено эмпирическое исследование мотивационных предикторов формирования личностных проектов в юности, молодости и средней взрослости. Выявлены мотивационные предикторы (автономная мотивация и мотивация стремления к успеху) формирования личностных проектов, определяющие их успешность. Их вклад существенно увеличивается после 26 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ЮНОСТИ, МОЛОДОСТИ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»

ребенка - не часто», «Не размышляю, работаю и живу», «Я просто живу и наслаждаюсь жизнью», «Ясно ощущаю свою подлинность своего Я, осознаю свою жизненную позицию».

Таким образом, основные изменения в психологическом содержании ЖК в принятии и решении задач ЭЛР связаны с возрастным диапазоном от 26 до 33 лет. В содержании когнитивного и поведенческого компонентов наблюдается обобщение и ориентация на более типичную линию развития, соотнесение своих знаний и результатов с культурным и социальным контекстами. Это находит подтверждение в изменениях аффективного и мотивационного компонентов, когда с возрастом возрастает роль внешней мотивационной направленности, а негативные оценки свершенного открывают перспективы для дальнейшего развития.

Литература

1. Иванкова, Д.Л. Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 381-395.

2. Иванкова, Д. Л. Жизненная компетентность как ресурс экзистенциально-личностного развития в молодости / Д. Л. Иванкова // Вестник ВятГУ. 2020. №3. С. 146157.

3. Иванкова, Д. Л. Методика оценки жизненной компетентности [Электронный ресурс] / Д. Л. Иванкова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 3 (март). ART 2709.

4. Клементьева М.В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. C. 64—74. DOI: https://doi. org/10.17759/pse.2020250306

УДК 159.9

МОТИВАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ЮНОСТИ, МОЛОДОСТИ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Рязанцева Евгения Юрьевна - ассистент кафедры психологии, Тульский государственный университет, г. Тула, Россия^-таП: evgenia2054@yandex.ru

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование мотивационных предикторов формирования личностных проектов в юности, молодости и средней взрослости. Выявлены мотивационные предикторы (автономная мотивация и мотивация стремления к успеху) формирования личностных проектов, определяющие их успешность. Их вклад существенно увеличивается после 26 лет.

Ключевые слова: личностный проект, мотивационные предикторы, юность, молодость, мотивация стремления к успеху, автономная мотивация

PSYCHOLOGICAL CONTENT OF PERSONAL PROJECTS OF YOUNG RUSSIAN AND SPANISH

Ryazantseva Evgenia Yurevna- Assistant of the Department of Psychology, Tula State University, Tula, Russia, e-mail: evgenia2054@yandex.ru

Abstract

The article presents an empirical study of motivational predictors of the formation of personal projects in adolescence, youth and middle adulthood. Motivational predictors (autonomous motivation and motivation for striving for success) of the formation of personal projects that determine their success have been identified. Their contribution increases substantially after age 26.

Keywords: personal project, motivational predictors, young people, motivation to strive for success, autonomous motivation

Современное транзитивное общество требует от молодых людей ответственности и самостоятельности за выполнение поставленных целей. В связи с чем изменяются ценности и смыслы в процессе прохождения жизненного пути. В этом контексте особую актуальность приобретает изучение ресурсов в юности и молодости, способствующих поиску своей идентичности и личностной автономии, а также стремлению к достижению задуманного и самостоятельному нахождению путей достижения. Одним из таких ресурсов являются личностные проекты - осознаваемые человеком цели с направленной на их достижение внутренней и внешней активностью личности [10].

Личностный проект мы рассматриваем как проект собственной жизни, где наибольшую актуальность эта подструктура приобретает в период, когда человек направлен на поиск своей идентичности и развитие личностной автономии [3].

В своем исследовании мы опираемся на работы М.В. Клементьевой [2], где человеку приходится искать ресурсы для преодоления кризисов больше в самом себе, чем в запросах социума. А также на положения ресурсного подхода [6,8,9], где личностные проекты представлены как потенциальные возможности молодых людей в саморазвитии.На формирование личностных проектов как ресурса личностного развития влияют внешние (социальные ресурсы) и внутренние (мотивация саморазвития и саморегуляции) факторы.Проанализировав данные вышеизложенные идеи, мы полагаем, что личностные проектыотносятся к внутренним ресурсам, поскольку они связаны со способностью человека занять позицию субъекта по отношению к своему развитию (осмысленность жизни, каузальные ориентации, рефлексивность,жизненные цели, смыслы жизни и пр.). В связи с чем, нам кажется перспективным тот факт, что обращение к личностным проектам как ресурсу саморазвития в юности и молодости способствует поиску своей идентичности и личностной автономности, стремлению к достижению задуманного, нахождению средств, путей и способов достижения, позволяющих вырабатывать жизненную стратегию осуществления проектов.

Целью исследования выступает изучение мотивационных предикторов формирования личностных проектов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что мотивационными предикторами в юности, молодости и средней взрослости выступают: автономная мотивация и мотивация стремления к успеху.

Выборку составили данные, полученные от 280 молодых людей от 15 до 40 лет. Выборка ранжирована по критерию возраста: юность (15-17 лет - 100 чел.), молодость (1825 лет - 99 чел.) и средняя взрослость (26-40 лет - 81 чел.). Выборка уравнена по половому признаку (129 мужчин и 151 женщина).

Методики: Б.Р. Литтл «Анализ личностных проектов» в авторской адаптации [5], шкала каузальных ориентаций [1], диагностика мотивации достижения А. Мехрабиан [7], метод мотивационной индукции [4].

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью SPSS (версия 22). Использовался метод линейного регрессионного анализа.

Зависимыми переменными для регрессионного анализа стали показатели личностных проектов: трудность, видимость, ценности, ответственность, автономия, вовлеченность.

Результаты исследования и их обсуждение.

В группе 15-17 летвыявлено: 1 модель «трудность» (F= 5,424, прир<0,001, R2=0,256), составляет 25% доли дисперсии и определяется воздействием мотивационных предикторов: внешняя каузальная ориентация, активность, направленная на обучение и активность, направленная на саморазвитие. 2 модель «видимость» (F= 5,194, при p<0,001, R2=0,247), составляет 24% доли дисперсии и определяется воздействием предикторов: активность, направленная на обучение и активность, направленная на саморазвитие. Это говорит о том, что проекты кажутся молодым людям трудновыполнимыми и поэтому они ориентируются на помощь извне, стараясь показать свои проекты другим для одобрения.

В группе 18-25 летвыявлено: 1 модель «видимость» (F= 4,645, при p<0,05, R2=0,283), составляет 28% доли дисперсии и определяется воздействием предикторов: внешняя каузальная ориентация и активность, направленная на обучение. 2 модель «ценности»^= 5,232, при p<0,01, R2=0,215), составляет 21% доли дисперсии и определяется воздействием предикторов: активность, направленная на обучение и саморазвитие, мотивация стремления к успеху. Молодые люди предпочитают делиться своими планами с родными и близкими, благодаря чему их проекты приобретают для них ценность, а заимствованный ресурс извне способствует достижению задуманного.

В группе 26-40 лет выявлено: 1 модель «ответственность» (F= 4,161, при p<0,01, R2=0,473), составляет 47% доли дисперсии и определяется воздействием предикторов: активность, направленная на профессиональную деятельность. 2 модель «автономия» (F= 5,485, при p<0,01, R2=0,518), составляет 51% доли дисперсии и определяется воздействием предикторов: внутренняя каузальная ориентация и активность, направленная на профессиональную деятельность. С возрастом мотивационная активность направлена на профессиональную деятельность. Молодые люди, ориентированные внутрь себя, выполняют свои проекты с большей долей ответственностии по собственной воле.

Таким образом, в качестве механизма формирования личностных проектов можем предположить интериоризацию социальных экспектаций. В юности и молодости (15-17, 1825 лет) нехватка внутренних ресурсов вынуждает прибегать к поддержке извне. Повышающаяся с возрастом (26-40 лет) внутренняя мотивация влияет на личностные проекты: молодые люди с большей долей ответственности и автономии готовы реализовывать свои планы.

Литература

1. Дергачева О.Е. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций / О.Е. Дергачёва, Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев // Вестник московского университета. Серия 14. Психология, 2008. № 3. С. 91-106.

2. Клементьева М.В. Проектная деятельность как ресурс личностно-профессионального развития студентов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал, 2018. №7 (июль). ART 2634. Объем 0.5 п.л. http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения: 01.03.2022)

3. Клементьева М.В., Рязанцева Е.Ю. Личностные проекты молодых русских и испанцев: сравнительный анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 2. С. 61-77.

4. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего Текст. / Ж. Нюттен / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

5. Рязанцева Е.Ю. Психометрические характеристики методики оценки личностных проектов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал, 2019. - №12 (декабрь). ART 2803. Объем 0.5 п.л. http://emissia.org/offline/2019/2803.htm(дата обращения: 01.03.2022)

6. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования, 2012. Т.5. №24. С.1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/711-sergienko24.html (дата обращения: 01.03.2022).

7. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.. Саратов : Вузовское образование, 2014. 390 c.

8. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: феноменология и динамика. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. 386 с.

9. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд, перераб. и доп. / М.А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

10. Little B.R., Salmela-Aro K, Phillips S.D. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2007. 462 p.

УДК 159.9

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Персиянцева Светлана Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет»; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический" институт РАО»; Москва

Митяева Яна Владимировна - студентка 2 курса психологического факультета, Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет», Москва

Аннотация

Представленысмысложизненные ориентации мужчин и женщин в возрасте от 31 до 59 лет в современной ситуации развития России. Проведен сравнительный анализ данных исследования и результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, смысл жизни, гендер, направленность личности.

GENDER FEATURES OF LIFE ORIENTATIONS

Persiyanseva Svetlana Vladimirovna - Phd, Associate Professor of the Departmentof General Psychology, Russian State University for the Humanities; The Federal State Budget Scientific Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education», Moscow

Mityaeva Yana Vladimirovna- 2nd year student of the Faculty of Psychology, Russian State University for the Humanities, Moscow

Abstract

The life-meaning orientations of men and women aged 31 to 59 in the current situation of Russia's development are presented. Comparative analysis of the data of our study and the results of the survey by the Russian Public Opinion Research Center (VTslOM) was carried out.

Keywords: life-meaning orientations, sense of life, gender, personality orientation.

В рамках личностного подхода понятие «смысложизненные ориентации» можно рассматривать как иерархическую систему, которая состоит из избирательных и содержательных связей. Система включает в себя бинарную оппозицию: объективная осмысленность жизни — субъективные представления о смысле жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.