www.sibac.info
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 4 (58), 2016 г_
СЕКЦИЯ
«УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА»
МОТИВАЦИЯ - КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Гасникова Светлана Юрьевна
доц., канд. культурологии, кафедра коммерции и менеджмента Нижневартовский государственный университет,
РФ, г. Нижневартовск
Пучкова Лилия Сергеевна
студент 3 курса, кафедра коммерции и менеджмента Нижневартовский государственный университет,
РФ, г. Нижневартовск E-mail: sun2 701195@mail. ru
Чередниченко Анастасия Николаевна
студент 3 курса, кафедра коммерции и менеджмента Нижневартовский государственный университет,
РФ, г. Нижневартовск E-mail: nastya80695@mail. ru
MOTIVATION AS A BASIC TOOL OF MODERN MANAGEMENT
Svetlana Gasnikova
associate Professor, Candidate of Culturology, Department of Commerce and Management, Nizhnevartovsk State University,
Russia, Nizhnevartovsk
Экономика и современный менеджмент: теория и практика _№ 4 (58), 2016 г
Lily Puchkova
3rd year student, Department of Commerce and Management,
Nizhnevartovsk State University, Russia, Nizhnevartovsk
Anastasia Cherednichenko
3rd year student, Department of Commerce and Management,
Nizhnevartovsk State University, Russia, Nizhnevartovsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается сущность мотивации персонала. Описаны современные методы воздействия на мотивацию сотрудников. Приведены статистические данные.
ABSTRACT
This article discusses the essence of motivation. modern methods of influence on employee motivation described in the article. Statistical data are shown.
Ключевые слова: Мотивация, методы, стимулы, вознаграждение, современные условия, персонал, руководитель, сотрудник.
Keywords: The motivation, methods, incentives, rewards, modern facilities, staff, manager, officer.
Мотивация персонала является одним из важнейших методов в управлении кадрами организации. Она стимулирует сотрудников к труду, который в свою очередь, идет на благо организации. Особую роль мотивация персонала, приобретает в современных условиях. Ведь на данный момент организациям очень трудно закрепиться на рынке, а тем более развиваться. Сложившаяся кризисная ситуация в экономике может обернуться не только финансовыми потерями для организации, но и потерей квалифицированных кадров, что в свою очередь, может привести к потере своей ниши на рынке и, как правило, к банкротству. Мотивация представляет собой систему побуждающих сил, которые стимулируют человека к совершению действий, направленных на достижение целей организации. В литературе мотивации персонала посвящено немало работ. Мотивация персонала не теряет своей актуальности, поскольку вкусы и предпочтения людей всегда меняются. Это способствовало большому появлению исследований, авторы которых описывают методы мотивации и воплощение их в жизнь. Здесь необходимо
^ Ü-6AK
www.sibac.info
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 4 (58), 2016г_
отметить таких авторов как: В.Р. Веснин [1], А.П. Егорошин [3], И.П. Чередниченко [6] и др. Также созданием теорий мотивации занимались такие ученые как: Ф.И. Герцберг, Д. Макклелланд, А.Х. Маслоу, З. Фрейд и др.
Наиболее полное определение мотивации предложил О.С. Виханский: «Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [2, с. 145]. Нет ничего хуже для руководителя, чем иметь в своей команде равнодушный и немотивированный персонал, который не настроен на достижение этих корпоративных целей. Если сотрудники не хотят выполнять свои обязанности, то есть два варианта развития ситуации: создание другой системы мотивации, при которой такое желание появляется, или избавление от таких работников. Проблема сводится к решению главного вопроса: как максимально эффективно применять знания и навыки каждого сотрудника?
Человек сам по себе является заложником своих потребностей, мотивов и ценностей. Они определяют его поведение и отношение к выполнению работы. Разгадав эту загадку, руководитель будет иметь в руках мощный инструмент воздействия на персонал. Что же является основными мотиваторами для человека?
В июне 2014 года специалисты международного рекрутингового агентства "КеИуЗетсеБ" провели исследование «Мотивация персонала на российском рынке труда». Главным мотивирующим фактором для большинства россиян по-прежнему остается уровень оплаты труда (77 %) [5]. Этот факт не является удивительным, ведь в сложившейся на данный момент экономической ситуации в стране, которая отличается высоким уровнем нестабильности, многие работники готовы мириться со многими проблемами на рабочем месте, лишь бы сохранить работу и стабильный заработок. Безусловно, денежное вознаграждение играет ключевую роль, но не стоит забывать, что не только заработной платой можно добиться от коллектива стопроцентной отдачи. Другими важными факторами, которые влияют на мотивацию персонала стали возможность карьерного роста (38 %), масштабные и интересные задачи (37 %), комфортная атмосфера в компании (37 %) и официальное трудоустройство (36 %) [5].
По сравнению с результатами исследования 2012 года, факторы, влияющие на мотивацию россиян, изменились. Карьерный рост стал менее важен для россиян, его значимость отметили только 38 %
СибАК
www.sibac.info
Экономика и современный менеджмент: теория и практика _№ 4 (58), 2016 г
респондентов по сравнению с 45 % двумя годами ранее. Снизилась привлекательность возможности обучения (18 %) и имиджа работодателя (15 %). При этом масштабные и интересные задачи (37 %), комфортная атмосфера в компании (37 %), официальное трудоустройство (36 %), зарубежные проекты/командировки (17 %) и профессионализм коллег (18 %), стали оказывать большее влияние на мотивацию работников. Стоит отметить, что гибкий график труда (15 %) показал наибольший рост симпатий российских работников и увеличился на 4 % [5].
В своей книге «Супер-мотивация» Дин Спитцер приводит результаты исследований, показывающие, что половина сотрудников готова приложить ровно столько усилий, сколько позволит им сохранить существующий уровень заработной платы. Однако 80 % сотрудников готовы при желании добиваться больших результатов. Для того чтобы это желание возникло, необходима эффективная мотивация. Современные компании, придающие большое внимание повышению мотивации персонала, как правило, занимают лидирующие позиции в рейтингах успешности.
Учитывая приведенные выше данные исследований, можно составить список наиболее эффективных и современных методов мотивации персонала, которые будут наиболее актуальны на данном этапе.
1. Достижения сотрудников поощряют еженедельно. Этот метод является ярким примером современной мотивации персонала. По мнению исследователей, поощрения не обязательно должны быть затратными. Это могут быть бонусные карты, скидки, пригласительные билеты или небольшое вознаграждение. Главная изюминка заключается в способе похвалы, так как делать это нужно в присутствии всего коллектива. Как заметили психологи, именно перспектива быть замеченным и оцененным является для работника незаменимой наградой.
2. Сотрудники сами оценивают работу друг друга. В компании "2арроБ", занимающейся онлайн-продажей обуви, каждый сотрудник имеет право раз в месяц вручить коллеге 50 виртуальных долларов за хороший поступок, внимательное отношение, дружелюбие и прочее. Если человек никому не отдал деньги, они сгорают. В конце года компания выдает каждому сотруднику накопленную им сумму настоящими долларами. Данный пример идеально иллюстрирует качественный подход к мотивации персонала. Этот метод хорош тем, что он повышает не только уровень мотивации, но и сплоченность, и дружелюбие в коллективе.
^ й-бАК
www.sibacw.fo
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 4 (58), 2016г_
3. Сотрудники сами выбирают для себя поощрение. Всё большую популярность набирает использование именно такой системы поощрений, когда сотрудник, который добился наибольших результатов в работе, сам может выбрать свой бонус. Это может быть премия, дополнительная неделя к отпуску и другие приятные дополнения к заработной плате.
4. Как один из методов эффективной мотивации хорошо зарекомендовал себя так называемый банк идей. Смысл в том, что каждый сотрудник может вносить туда любые возникающие идеи. Руководителям, которые стремятся повысить мотивацию персонала в организации, прежде всего, необходимо научиться внимательно относится к предложениям и идеям подчиненных.
Эти методы не требуют больших денежных затрат, они легкие и очень эффективные. Всегда можно найти, за что похвалить человека. Главное - делать это искренне. Есть золотое правило руководителя: ругать наедине, а хвалить - при всех. Похвала при всех будет иметь в несколько раз больший эффект, чем скупое и тихое «молодец». А вот порицание в присутствии других лиц может сильно демотивировать работника.
Предприняв подобный комплекс мер по мотивации персонала, топ-менеджер имеет высокие шансы преодолеть кризис без серьезных кадровых и финансовых потерь.
Список литературы:
1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 372 c.
2. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2003. - 528 с.
3. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 286 c.
4. Ишунин П. Управление рисками персонала: проблемы и решения // Кадровик. - 2011. - № 3. - С. 129-135.
5. Современная мотивация персонала. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://hr-portal.ru/article/motivaciya-personala-2014-chto-dvizhet-rossiyanami-pri-vybore-mesta-raboty (Дата обращения 19.03.16).
6. Чередниченко И.П. Психология управления: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
СибАК
www.sibac.info