Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 1 (55), 2016г_
СЕКЦИЯ
«УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА»
МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ФИЛИАЛА ОАО «НОВОСИБИРСКАВТОДОР» ДСУ
Цевелев Владимир Викторович
канд. экон. наук, доц.
Сибирского государственного университета путей сообщения,
РФ, г. Новосибирск
Берзина Марина Васильевна
аспирант-стажер, кафедра таможенного дела Сибирского государственного университета путей сообщения,
РФ, г. Новосибирск
Мочалова Елена Алексеевна
аспирант-стажер, кафедра таможенного дела Сибирского государственного университета путей сообщения,
РФ, г. Новосибирск
СибАК
www.sibac.info
Экономика и современный менеджмент: теория и практика _№ 1 (55), 2016г.
MOTIVATION AS A FACTOR OF A PERSONNEL MANAGEMENT BRANCH OF "NOVOSIBIRSKAVTODOR" DSU
Vladimir Tzevelev
candidate of Econ. Science, associate Professor of Siberian transport University, Russia, Novosibirsk
Marina Berzina
graduate student Intern, Department of customs Siberian transport University, Russia, Novosibirsk
Elena Moehalova
graduate student Intern, Department of customs Siberian transport University, Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи заключается в рассмотрении мотивации труда как фактора управления персоналом. В статье анализируется качество трудовой жизни коллектива филиала ОАО «Новоси-бирскавтодор» ДСУ. В статье рассматриваются мероприятия для достижения целей регулирования движения персонала.
ABSTRACT
The purpose of this article is to consider motivation as a factor in human resource management. The article analyzes the quality of working life of the collective branch of "Novosibirskavtodor" DSU. The article deals with measures to achieve the objectives of traffic control personnel.
Ключевые слова: мотивация, управление персоналом, оплата труда, трудовой процесс.
Keywords: motivation; personnel management; labor cost; labor process.
В настоящее время мотивация составляет ядро, стержень всего социального управления. Управление человеком - это управление его мотивацией. Практически любое социально значимое поведение (за исключением простейших импульсивных реакций) так или иначе, мотивировано. Хотя при совершении простых, привычных действий
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 1 (55), 2016г_
мотивационный процесс осуществляется почти незаметно и для самого человека, и для окружающих, поскольку в случае формирования у него в предшествующий период устойчивых установок и соответствующих поведенческих навыков этот процесс становится как бы автоматическим, свернутым. В рамках мотивационной системы осуществляется личностно значимый анализ ситуации, выявление и выбор поведенческих альтернатив, принятие решений и управление реальными действиями.
Мотивация - это побуждение к действию. Мотивация трудовой деятельности - это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации. В то же время мотивация трудовой деятельности - двухаспектный процесс, основанный, во-первых, на бличной мотивации работника к труду, во-вторых, - на совокупности управленческих воздействий (мотивировании), формирующих мотивацию работников к труду. Мотивация трудовой деятельности персонала напрямую влияет на производительность труда, а следовательно, и на эффективность деятельности коллектива и функционирование организации в целом.
Для подтверждения результатов анализа документов и данных организации было проведено исследование по анализу качества трудовой жизни коллектива филиала ОАО «Новосибирскавтодор» ДСУ. Выборка составила 80 человек различных категорий персонала, в основном - рабочих и специалистов. Исследование было проведено по методике анализа качества трудовой жизни А.П. Егоршина.
Общие показатели удовлетворенности факторами труда представлены на рисунке 1.
Наименьшую оценку получили такие факторы как условия труда, карьера и оплата труда, что является проблемой для организации.
Далее был проведен опрос, согласно которого удалось выявить частные данные об удовлетворенности отдельными факторами трудового процесса (заработная плата, условия труда, отношения с руководством и т. д.), средние усредненные данные (рисунок 2).
СибАК
www.sibac.info
Экономика и современный менеджмент: теория и практика _№ 1 (55), 2016г.
Рисунок 1. Общая оценка работниками филиала ОАО «Новосибирскавтодор» ДСУ факторов трудового процесса
Рисунок 2. Оценка фактора «трудовой коллектив» персоналом филиала ОАО «Новосибирскавтодор» ДСУ в 2013 году
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 1 (55), 2016г_
Как видим, в целом работники удовлетворены климатом в коллективе, о чем свидетельствует усредненная оценка в 8,6 балла, также высокий показатель у такой характеристики качества трудовой жизни как соблюдение регламентов, позитивная мотивация. Можно отметить низкую оценку участия сотрудников в управлении, а также минимальные стрессы, что обусловлено спецификой организации и трудового процесса. Общая сумма - 48,6 балла.
Результаты оценки заработной платы приведены на рисунке 3.
Ощуще ние экономическо го бла госостоя ния Ощуще ние справедливости в оплате труда | Премии за выслугу лет, по возрасту Щ Премии по итогам ква ртала и года Возна граждение за конечный ре зультат Доплаты на со вме щение профессий, сте пень, зва ние | Возможности дополнительно й оплаты (пр иработок) Хорошая заработная плата Обосно ва нность квалификации и ста вок оплаты труда
Применяемая тарифная система о платы труда
0
Рисунок 3. Оценка оплаты труда как фактора качества трудовой
жизни
Оплата труда, в целом, получила достаточно высокие оценки (не менее 6 балов) практически по всем параметрам, кроме дополнительного заработка, что свидетельствует об эффективной политике ОАО «Новосибирскавтодор» в целом и филиала ОАО «Новосибирскавтодор» ДСУ в частности в области оплаты туда.
Таким образом, можно заключить, что мотивация выступает одним из главных принципов управления персоналом.
Для достижения целей регулирования движения персонала следует провести следующие мероприятия:
Создание системы материального стимулирования работников.
Предлагается создание системы оплаты труда, ориентированной на премиальную часть, что позволит повысить стимулирующий эффект и, как следствие уровень мотивации персонала.
^ СибАК
www.sibac.info
123456789 10
6,2
8,6
9
8
6,8
9
3,4
8,2
7,6
8,9
Экономика и современный менеджмент: теория и практика _№ 1 (55), 2016г.
Стимулирование персонала основывается на основании трудового договора с работником, иных документов в организации не предусмотрено, не разработано положение об оплате труда, положение о премировании носит номинальный характер и практически не используется.
Функционирование системы регулирования движения персонала.
Принципами создания программы поддержки должны стать:
• индивидуальность, что предполагает определенную избирательность при планировании развития карьеры, так как далеко не все руководители и специалисты могут удовлетворять предъявляемым требованиям (по способностям, возрасту, образовательному уровню и т. д.);
• заинтересованность предприятия и работника в развитии карьеры, что предполагает перспективное развитие производства, мотивацию на развитие карьеры и ряд других факторов; стимулирование (моральное и материальное) и материальное обеспечение, финансирование развития карьеры работника в планах предприятия;
• обязательность профессионального роста, что предполагает повышение квалификации, рост профессионализма (мастерства), соответствующее планирование и т. д.;
• социально-психологический комфорт и удовлетворенность, что обеспечивается социальным признанием, ростом материального благополучия и т. п. (при повышении в должности или категории и т. д.);
• объективность, что предполагает исключение влияния субъективных факторов со стороны руководителей, планирующих и контролирующих развитие карьеры.
Организация относительно невелика, соответственно система постановки и реализации карьерных целей должна отталкиваться от того положения, что карьера - это осознанная жизненная позиция, которая не всегда сопровождается ростом на вершину.
Список литературы:
1. Цевелев А.В., Цевелев В.В. Экономическое моделирование бизнес-процессов МТО. Журнал «Экономика железных дорог», №8, 2012. -С. 27-35
2. Цевелев В.В., Федосеев В.И., Казакевич Е.А. Менеджмент: учебное пособие. - Новосибирск: изд-во ООО «Центр печати графика», Научное издание, 2011. - 112 с.
3. Цевелев В.В., Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Теория менеджмента. Организационное поведение: 100 экзаменационных ответов: 2-е изд. Учебное пособие, - М.: Флинта: изд-во МПСУ, 2015. - 316 с.