V7TK" 8 +1 SO П I (¡9£ПВ2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
•У/А14 J/о.о тиу.и |(сс) tjJCSj This is an open access article under the СС BY-NC 4.0 license
QQJ. | (j 57145/27128474 2022 11 01 06 lfcae3MI^Mhttps://cteativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)
МОТИВАЦИЯ КОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
© Автор(ы) 2022
МОТОРНАЯ Светлана Евгеньевна, доцент, доцент кафедры «Психология» Гуманитарно-педагогического института
Севастопольский государственный университет 299053, Россия, Севастополь, [email protected]
AuthorlD: 777413
SPIN: 5499-7711
ORCID: 0000-0003-0634-6216
ScopusID: 57202381929
Аннотация. В условиях неопределённости, сопровождающей социальную трансформацию, изменяются личностные качества обучающегося, важнейшими из которых являются мотивационные характеристики. В связи с чем в статье анализируется мотивация к обучению в условиях современного образовательного процесса. Опираясь на труды А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, В.Д. Шадрикова, Л.И. Божович, В. Франкла и других учёных, проводится анализ связи мотивации к обучению с постижением смысла жизни. Отмечается отсутствие универсальных методов воздействия на обучающегося для выработки позитивной мотивации к обучению. Подчёркивается важность становления внутреннего мира человека для развития мотивации к обучению на основе освоения культуры и приобретения её социальных компонентов, а также связь формирования позитивности моти-вационной сферы с учебным и профессиональным самоопределением, гармоничным развитием личности, успешностью профессиональной деятельности. Выделяется необходимость создавать специальным образом организованное педагогическое пространство для перехода мотивации к обучению в профессиональную мотивацию и решения кадрового вопроса в рамках государства. Приводятся результаты эмпирического исследования мотивации к обучению студентов высшей школы технического и гуманитарного направлений подготовки, которые показали существование различий между ними. Для определения достоверности различий использовался критерий Р. Фишера. Делается вывод о недостаточности использования в образовательном процессе подготовки по гуманитарному направлению специальным образом созданного педагогического пространства, позволяющего осуществить переход мотивации к обучению в профессиональную мотивацию в противовес образовательному процессу подготовки по техническому направлению подготовки. Проведено исследование взаимосвязи мотивации к обучению и стрессоустойчиво-сти в условиях социальной трансформации, которое показало, что для технического и гуманитарного направлений подготовки с повышением стрессоустойчивости повышается уровень позитивной мотивации к обучению, что подтверждено критерием корреляции Пирсона. Изложены предложения по повышению уровня мотивации к обучению студентов высшей школы для нивелирования влияния социальной трансформации.
Ключевые слова: высшая школа, мотивация к обучению, профессиональная мотивация, качество образования, состояние неопределённости, стрессоустойчивость, гармоническое развитие личности, кадры, культура, социальная трансформация.
MOTIVATION FOR LEARNING IN SOCIETY SOCIAL TRANSFORMATION CONDITIONS
© The Author(s) 2022
MOTORNAYA Svetlana Evgenievna, docent, Humanitarian Pedagogical Institute department «Psychology» docent Sevastopol State University 299053, Russia, Sevastopol, [email protected]
Abstract. The student's personal qualities change, the most important of which are motivational characteristics under the conditions of uncertainty that accompanies social transformation. In this connection, the article analyzes the motivation for learning in the conditions of the modern educational process. Based on the works of A.N. Leontiev, S.L. Rubinstein, P.Ya. Galperin, V.D. Shadrikova, L.I. Bozhovich, V. Frankl and other scientists, an analysis is made of the relationship between motivation for learning and comprehension of the meaning of life. There is a lack of universal methods of influencing the student to develop positive motivation for learning. The importance of the formation of the inner world of a person for the development of motivation for learning based on the culture development and the acquisition of its social components, as well as the connection between the formation of the positivity of the motivational sphere with educational and professional self-determination, the harmonious development of the personality, and the success of professional activity, is emphasized. It highlights the need to create a specially organized pedagogical space for the transition of motivation for learning into professional motivation and solving the personnel issue within the state. The results of an empirical research of the motivation for teaching higher school students of technical and humanitarian areas of training are presented. The results showed the existence of differences between them. R. Fisher's test was used to determine the significance of differences. The conclusion is made about the inadequacy of the use of a specially created pedagogical space in the educational process in the humanitarian direction, which allows the transition of motivation for learning into professional motivation, as opposed to the educational process of training in the technical direction of training. A research was made of the relationship between motivation for learning and stress resistance in the social transformation context, which showed that for the technical and humanitarian areas of training, with an increase in stress resistance, the positive motivation level for learning increases, which is confirmed by the Pearson correlation criterion. Suggestions are made to increase the motivation level for learning at higher education to level the social transformation influence.
Keywords: higher education, motivation for learning, professional motivation, education quality, uncertainty state, stress resistance, personality harmonious development, personnel, culture, social transformation.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Современное состояние общества может характеризо-
ваться как «эпоха перемен», социальная трансформация общества. Однако ещё в Древнем мире было известно: «Не дай, Бог, жить в эпоху перемен». Почему? В эпоху перемен жизнедеятельность протекает в нестабильных
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
условиях и характеризуется проявлением повышенного уровня неопределённости. Человек ищет в нарастающем хаосе ориентир, опору, за которые можно прочно ухватиться и построить свою жизнь как жизнь здоровья, мира, счастья, добра и радости, достичь гармонии и красоты.
В роли такого ориентира может и должно выступать смыслоположение. Определившись со смыслом жизни вообще и своей жизни в частности, человек обретает вектор своего развития и прочную основу для жизнедеятельности. Описывая поведение человека в крайних, несовместимых с жизнью условиях, В. Франкл в своём произведении «Психолог в концлагере» [1] отмечал, что в нечеловеческих условиях выжили только те узники концлагеря, которые знали, для чего или для кого они должны выжить. Такую же мысль проводили многие военные и гражданские лица, которые попали в плен во время Великой Отечественной войны и в последующие военные столкновения.
Смысл жизни формирует мощную мотивацию к достижению цели. Поэтому для того, чтобы эволюционировать в современных условиях с быстро меняющимся темпом жизни и появлением новых явлений, таких как пандемия, цифровая трансформация, военные действия, а также нарастанием неопределённости будущего и экстремальности условий жизнедеятельности, у человека должны быть чёткие представления о жизненных целях и ценностях, помогающих выстраивать жизнь и осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с постигнутым смыслом жизни и стремлением к его реализации. Однако в соответствии с трудами А.Н. Леонтьева мотивы, которые появляются вследствие опредмечивания потребностей, часто становятся не только целями действий, но и ведущими жизненными целями [2]. Формирование мотивов и осуществление мотивации для реализации жизнедеятельности заставляют человека в ситуации неопределённости не только находить силы для выживания, но и осуществлять профессиональную деятельность для выживания других людей. Поэтому мотивация личности на осуществление какой-либо общественно-полезной деятельности позволяет ей не просто выжить, но и сохранить своё сознание для будущей эволюции.
В условиях социальной трансформации общества, сопровождающейся высоким уровнем неопределённости, у человека возможно проявление депрессии, тревожности, отклоняющегося от социальных норм поведения. Особенно это характерно для ещё полностью несформированного и неокрепшего юношеского организма, находящегося в условиях возрастного кризиса. Меняются условия жизни в обществе, меняется личность, её ценностные ориентации, нормы поведения, средства достижения целей, мотивы осуществления жизнедеятельности. Поэтому важно выяснить, почему мотивация побуждает одних обучающихся стремиться к самоактуализации, а других - к дезориентации. Данная проблема представляется нам важной и актуальной.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года отмечает необходимость «развития ведущих образовательных организаций высшего образования и использования их потенциала при оказании услуг в сфере инновационного развития ... крупнейших городских агломераций» [3, с. 23], «содействия кооперации учреждений науки и образовательных организаций высшего образования, в том числе ... центров компетенций Национальной технологической инициативы, а также инновационных научно-технологических центров, создания и развития при научно-образовательных центрах мирового уровня и инновационных научно-технологических центрах передовой исследовательской и
инновационной инфраструктуры» [3, с. 22]. При такой стратегической постановке вопроса общество нуждается в выпускниках университетов с чёткой мотивацией к обучению и труду, которые совпадают с осознанным и постигнутым смыслом жизни. Для чего, как отмечается в Указе Президента Российской Федерации от
13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», необходимы новые технологии обучения, направленные на «совершенствование творческого мышления, практических навыков и мотивации» [4].
В Указе Президента Российской Федерации от
07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» делается акцент на «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс» [5]. Вместе с тем, характеризуя мотивацию к обучению, М.В. Ляшенко отмечает, что только 15 % студентов мотивированы на учебную деятельность [6]. Значительное число работ учёных, связанных с повышением мотивации к обучению в вузе, свидетельствует о том, что данная проблема остаётся востребованной и актуальной.
Отсутствуют и универсальные методы воздействия на обучающегося для выработки позитивной мотивации к обучению и к дальнейшей профессиональной деятельности. Так, Е.А. Скобина исследовала разницу в мотивах учебной деятельности студентов юридического факультета, обучающихся на разных курсах и формах подготовки [7]. Е.В. Гунина и Д.О. Волошина сравнили мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направлений подготовки студентов [8], Е.Л. Афанасенкова - различия в учебной мотивации студентов I и IV курсов гуманитарных направлений подготовки [9]. Однако анализ причин, вызывающих такую неравномерность выраженности мотивации к обучению, не представлен в достаточной мере.
Среди факторов повышения мотивации к обучению и качества образовательного процесса Н.В. Максименко отмечает необходимость актуализации мотивации академических достижений студентов в высшей школе [10]. Взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью студентов различных курсов рассмотрели также В.А. Губин и А.О. Акулов [11]. Структуру учебной мотивации с точки зрения её связи со смысложиз-ненными ориентациями представили Т.А. Дворецкая и Л.Р. Ахмадиева, отмечая, что «если внутренние мотивы учебной деятельности положительно связаны со смыс-ложизненными ориентациями, то внешние мотивы связаны с ними отрицательно» [12, с. 166].
Л.Б. Гнездилова, М.А. Гнездилов подчёркивают роль мотивации к обучению для эффективности образовательного процесса в вузе [13]. Если Н.В. Костюк и Р.Г. Султан предлагают для повышения качества обучения формировать у студента позитивность мотивации [14], а М.В. Ажиев [15], Н.М Мантурова [16], Е.В. Слизкова и О.В. Панфилова [17] - усиливать профессиональный аспект, то Ф.Н. Апиш и З.М. Хутыз делают акцент на развитии рефлексии [18].
Т.О. Гордеева [19], В.Е. Мельников [20] проанализировали такие грани мотивации к обучению как новые подходы, методы измерения мотивации и методы повышения мотивации студентов к обучению. В аспекте непрерывного образования изучали мотивацию к обучению Д.О. Марков [21], Е.Л. Кудрина, М.В. Лазарева [22]. Особенности мотивации студентов при поступлении в педагогические вузы и мотивы обучения в педагогических университетах отражены в работе В.В. Марюхиной [23].
Достаточно широко представлены вопросы учебной мотивации при обучении иностранному языку. В
этой связи можно отметить работы Т.П. Фроловой [24], О.Н. Морозовой, И.Е. Ильиной [25], М.Д. Рахмановой [26].
Рассматривая публикации зарубежных авторов по учебной мотивации, можно отметить, что такие авторы, как А.Р. Sasmito, Р. Sekarsari рассматривают мотивацию к обучению с точки зрения её изменения под воздействием внешних факторов (пандемия), однако в поле зрения учёных находятся прикладные аспекты проблемы: создание виртуальных лабораторий [27]. J. 2иркашк1епе, Р. Navickas, L. Ryliskyte делают акцент на медицинских гранях проблемы [28]. Вопросы же создания эффективного педагогического пространства на основе исследования психологических механизмов внутренней мотивации к обучению представлены в работах зарубежных авторов недостаточно.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Несмотря на рассмотрение выше перечисленными учёными различных аспектов мотивации к обучению, одним из важнейших аспектов эффективности высшего образования является создание условий формирования заинтересованности субъектов образовательного процесса для участия в нём. Данный вопрос недостаточно представлен в современной научной педагогической литературе. В связи с этим наше исследование поставило своей целью рассмотрение мотивации к обучению в педагогическом пространстве получения высшего образования в условиях неопределённости, вызванных быстро нарастающей социальной трансформацией общества.
Постановка задания. Одним из педагогических условий получения высшего образования является уровень мотивации к обучению обучающихся высшей школы. Такая постановка проблемы сделала необходимым провести исследование, которое бы показало сформиро-ванность данного условия в современной ситуации социальной трансформации.
Методологические основания исследования. Проблема мотивации к обучению занимает значительное место в научном творчестве отечественных и зарубежных учёных, труды которых сегодня уже считают «классикой». Среди них можно выделить научные работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, В.Д. Шадрикова, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломова, Е.И. Ильина, Л.С. Выготского, К. Левина,
A. Маслоу, которые делали акцент на социальных факторах, формирующих мотивацию. Однако Д.Б. Эльконин,
B.В. Давыдов, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Д. Мейер, А. Райан, Дж. Тернер рассматривали мотивацию к учебной деятельности не только в зависимости от воздействия среды, окружения, воспитания, но и от становления внутреннего мира человека. Только при успешном формировании мотивационной сферы возможно учебное и профессиональное самоопределение, гармоничное развитие личности. Определение сути мотивации, выражающее современную трактовку данного понятия и сочетание разносторонних подходов к мотивации (как внутренней, так и внешней), мы находим в научном труде В.А. Иванникова: «мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональными состояниями, с переживаниями, знаниями о среде и прогнозом её изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей» [29, с. 18]. «Мотивацию понимают как процесс побуждения себя и других к деятельности, как систему факторов, способствующих выполнению определённых задач, направленных на достижение личностных целей и целей организации (учебного заведения)» [10, с. 201].
Для обеспечения же формирования мотивации существует система образования, которая на современном этапе развития человечества определяет его будущую эволюцию. Процесс получения образования проходит в социуме и связан с процессом социализации. В по-
следнем происходит приобщение индивида к культуре и становление личности. Для этого необходимо овладеть социальными компонентами культуры: нормами, ценностями, языком и символами. На основе социальных компонентов культуры формируются смысложизнен-ные установки, потребности, мировоззрение, мотивы действия и отношения к другим людям. Таким образом, формируется мотивация человека, в том числе к процессу образовательной деятельности.
Одной из первичных мотиваций, задачей которых является формирование человека, является мотивация достижения целей и связанная с ней мотивация к обучению. В процессе получения образования правильным образом сформированная мотивация к обучению позволяет будущему выпускнику чётко двигаться по направлению вектора достижения смысла жизни. Здесь следует отметить два момента. Во-первых, мотивация к обучению в специальным образом созданном педагогическом пространстве переходит в профессиональную. А.А. Вербицкий считает, что такое превращение возможно при контекстном обучении, «в котором моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой профессиональной деятельности» [30]. Во-вторых, с точки зрения А.А. Реана, высокая позитивная мотивация может играть роль «компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает - никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе» [31].
Поэтому вопрос о мотивах к обучению и мотивации, присутствующих в образовательном процессе, в конечном счёте, в своей качественной основе, будет определять, для чего будущий выпускник высшей школы живёт и трудится. Ведь «Кадры решают всё!». Каких подготовит высшая школа выпускников, такие социум сможет создать перспективы для своего развития, такой уровень жизни будет присутствовать в обществе. Поэтому важно исследовать, какие мотивы и мотивация продвигают бакалавранта, магистранта или будущего специалиста на пути получения образования, формируя в процессе социализации социальные компоненты культуры: ценности, нормы, язык и символы, а также духовно-нравственные основы готовности личности к профессиональной деятельности.
Для проведения исследования был выбран университетский уровень обучения как уровень образования, на котором наиболее осознанно формируется заинтересованность в получении профессионального образования. В эксперименте приняли участие обучающиеся первого курса технического профиля обучения в количестве 221 человека, а также студенты первого курса гуманитарного профиля обучения в количестве 235 человек.
Эмпирическое исследование проводилось по следующим методикам: «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной» [32], «Методика для диагностики мотивации к обучению студентов А. Реан и В.А. Якунина в модификации Ц. Бадмаевой» [33], копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана «Оценка поведения в трудной жизненной ситуации» [34].
В связи с тем, что условия жизнедеятельности человека на современном этапе общественного развития характеризуются повышенным уровнем неопределённости, а в ряде регионов и высоким уровнем экстремальности, сопровождающихся повышенным уровнем стресса у людей, для обучающихся высшей школы было решено исследовать также влияние стресса на мотивацию к обучению. Для этого использовалась диагностическая методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина [35].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
Исследование показало следующие результаты, представленные графически на рисунках 1-4 и в таблицах 1-4. Результаты исследования по методике Т.И. Ильиной представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования по методике «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной
щихся гуманитарных специальностей
Рисунок 1 - Результаты исследования по методике для диагностики мотивации к обучению А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Ц. Бадмаевой обучаю-
¿г
Полученные результаты по методике Т.И. Ильиной показали, что в группах гуманитарного направления обучения большая часть студентов имеет мотивацию к обучению по шкале «Получение диплома» - 48 % на высоком уровне, при 26 % в группах технического профиля. Результат попадает в зону значимости по критерию Р. Фишера. Преобладающим для технического профиля является мотивация к обучению по шкалам «Овладение профессией» и «Получение знаний». Критерий Р. Фишера показывает, что результаты сравнения всех уровней мотивации к обучению, кроме средних для мотивации к обучению «Получение диплома» и «Получение знаний», лежат в зоне значимости. Поэтому, в целом, по гуманитарному и техническому профилям специальностей результаты мотивации к обучению можно считать неоднородными. Но при этом мотивации к обучению «Получение знаний» и «Овладение профессией» преобладают для студентов технического профиля. Это показатели по Т.И. Ильиной являются критерием положительности мотивации к обучению для обладания профессией.
Для обучающихся гуманитарного профиля обучения мотивы к обучению «Получение знаний» и «Овладение профессией» не преобладают над мотивом «Получение диплома». Последний более чем в два раза превышает суммарный вклад в мотивацию к обучению «Получение знаний» и «Овладение профессией», что свидетельствует о незрелости сознания соответствующих студентов.
Для диагностики учебной мотивации обучающихся также была применена методика А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Ц. Бадмаевой [33]. Результаты эксперимента представлены в таблице 2 и на рисунках 1-2.
По данным результатов в группах обучающихся гуманитарного профиля на высоком уровне выраженности преобладают мотивы избегания 52 %, коммуникативные мотивы 40 %, мотивы престижа 43 % при соответственно 16 %, 36 % и 12 % у технических направлений подготовки. Значения величины выраженности мотивов престижа соответствуют величинам выраженности мотива «Получение диплома», полученных при диагностике по методике Т.И. Ильиной.
Рисунок 2 - Результаты исследования по методике для диагностики мотивации к обучению А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Ц. Бадмаевой обучающихся технических специальностей
Таблица 2 - Результаты исследования по методике диагностики мотивации к обучению А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Ц. Бадмаевой
Профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы более ярко выражены у студентов технических специальностей и соответствуют величинам выраженности мотива «Овладение профессией» и «Получение знаний» по Т.И. Ильиной. Критерий Р. Фишера показывает, что диагностируется различие в показателях между гуманитарными и техническими направлениями подготовки. Исключение составляют социальные мотивы (на всех уровнях) и коммуникативные мотивы (на высоком и среднем уровнях).
Полученные значения уровней мотивации к обучению подтвердили, что уже на первом курсе мотивация к обучению обучающихся не проявляется в должной мере. На наш взгляд, это связано с необходимостью адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности.
Мы считаем, что полученные данные свидетельствуют о необходимости повышения мотивации к обучению и качества результата образования, особенно для студентов гуманитарного профиля обучения, в условиях социальной трансформации общества на основе создания педагогами специальных разработанных мероприятий в программах образовательного процесса. Для этого необходимо создать педагогическое пространство на основе соблюдения процесса психокомпетизации [36]. В таком пространстве, прежде всего, должны формироваться знания, умения, навыки, личные качества, компетенции обучающихся с учётом культурного контекста, формирующего социальные компоненты культуры и позволяющие осуществить за счёт процесса социализации переход индивида к уровню «личность». Освоение ценностей, норм, языка и символов культуры, познание и постижение на их основе смысла жизни будет способствовать формированию необходимого уровня позитив-
MOTORNAYA Svetlana Evgenievna Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
MOTIVATION FOR LEARNING IN SOCIETY ... 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
ной мотивации к обучению и, в дальнейшем, к профессиональной деятельности на благо общества.
Для выяснения факторов, которые могли повлиять на мотивацию к обучению первокурсников в образовательном процессе в условиях социальной трансформации общества, а также корректировки действий педагогов в специальным образом организованном педагогическом пространстве для обеспечения эффективного протекания процесса психокомпетизации, был использован опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой [34]. Он позволяет определить механизмы, способы, использующиеся обучающимися для преодоления трудностей в различных сферах деятельности, в том числе при обучении. Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты исследования по опроснику «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса и С. Фолкмана
Копннг-стратегнн Л^аётшйж® гуманитарного профиля, уровни, в % Для обучающихся технического профиля,уровни,Б % Значение критерия Р.Фишера, ф*эзш.
Высокий Средний :1изкий Высокий Средний Низкий
Конфронтащгоннын 34 58 S 15 37 48 Высокий 3.182 Средний 2.991 Низкий 6.767
Дистанцирование 1S 12 70 32 4 61 Высокий 2.312 Средний 2.150 Низкий 1.336
Самоконтроль 10 30 60 12 24 64 Высокий 0.44? Средний 0.955 Низкий 0.587
поддержки 12 50 38 11 40 49 Высокий 0.219 Средний 1.428 Низкий 1.577
Принятие ответственности 10 20 70 12 21 67 Высокий 0.445 Средний 0.177 Низкий 0.453
50 17 33 13 24 58 Высокий 4.914 Средний 1.230 Низкий 3.585
Планир ование S 39 53 6 42 52 Высокий 0.559 Средний 1.291 Низкий 0.141
Положительная переоценка 1S 29 53 12 25 63 Высокий 1.411 Средний 0,526 Низкий 1633
Анализ полученных в результате исследования по опроснику Р. Лазаруса и С. Фолкмана данных показал их соответствие результатам исследования по «Методике для диагностики мотивации к обучению студентов А. Реан и А. Якунина в модификации Ц. Бад-маевой».
Стратегия конфронтации более выражена у обучающихся гуманитарного профиля. Следует отметить её низкую выраженность у студентов технического профиля, подтверждённую расчётами по критерию Р. Фишера (результат попадает в зону значимости), что свидетельствует о большей устойчивости к выбору поведения в проблемных ситуациях.
Анализируя полученные данные, можно отметить, что студенты гуманитарного профиля имеют преобладающий низкий уровень выраженности копинг-механизма «дистанцирование» для технического и для гуманитарного профилей обучения. Последнее свидетельствует о неумении большинства обучающихся преодолевать негативные переживания, вызванные трудными, проблематичными ситуациями, «за счёт субъективного снижения её значимости и степени эмоциональной вовлечённости в неё, переключения внимания, использования чувства юмора» [34] (критерий Р. Фишера попадает в зону незначимости). На высоком (зона значимости критерия Р. Фишера) и среднем уровнях (зона неопределённости критерия Р. Фишера) выраженности копинг-меха-низма «дистанцирование» существует подтверждённое критерием Р.Фишера различие между обучающимися разных профилей обучения: у студентов гуманитарных специальностей дистанцирование более выражено на высоком уровне и менее на среднем уровне по сравнению с техническими специальностями. Однако суммарные значения высокого и среднего уровней по данному копинг-механизму дают однородность параметров.
Копинг-механизм самоконтроля, как показали результаты исследования, также однороден для обучающихся обоих профилей обучения, преобладая на низком 32
уровне, что свидетельствует о низкой сформированно-сти способности к управлению своими переживаниями, самообладанием в связи с вхождением в проблематичную ситуацию.
Поиск социальной поддержки не отличается, в соответствии с критерием Р. Фишера, для студентов технического и гуманитарного профилей обучения и преобладает на среднем и низком уровнях. Поэтому можно предположить, что обучающиеся уже на первом курсе проявляют самостоятельность при разрешении проблемных ситуаций и осуществлении жизнедеятельности. Данные результаты соответствуют преобладанию низкого уровня принятия ответственности у студентов обоих профилей обучения.
Копинг-механизм «бегство-избегание» более ярко проявляется у студентов гуманитарных специальностей на высоком уровне по сравнению с обучающимися технических специальностей, что подтверждается расчётными значениями критерия Р. Фишера. Данный показатель отражает стремление обучающихся гуманитарного профиля к поиску преодоления негативных переживаний из-за попадания в трудную ситуацию жизнедеятельности за счёт «отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.» [34]. Это может привести к инфантилизму в стрессовых ситуациях. На наш взгляд, полученные данные могут быть объяснены преобладанием у студентов гуманитарного профиля правополушарного мышления. Кроме того полученный результат делает необходимым исследование его связи со стрессоустойчивостью обучающихся.
Копинг-механизм «планирование решения проблемы» преобладает однородно на среднем и низком уровнях для обучающихся, независимо от профиля обучения, и свидетельствует о незначительной доле студентов, использующих целеполагание, учёт объективных условий, вариантов поведения, выбор стратегии разрешения проблемы. Такие результаты свидетельствуют о необходимости проведения специальных занятий в создаваемом педагогическом пространстве.
Копинг-механизм «положительная переоценка» предполагает «ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение её в более широкий контекст работы личности над саморазвитием» [34]. Последнее же требует создание педагогических условий, которые бы способствовали формированию соответствующего уровня сознания за счёт развития рефлексии и актуализации личностных переживаний в деятельности. Результаты исследования показали, что указанный копинг преобладает на низком и среднем уровнях независимо от профиля обучения студентов и свидетельствует о низком уровне способности к положительному переосмыслению и личностному росту.
На основе анализа полученных результатов в связи с появившейся необходимостью уточнения возможных факторов влияния на мотивацию к обучению студентов и коррекции действий преподавателей высшей школы в условиях социальной трансформации общества были проведены дополнительные исследования стрессоу-стойчивости студентов первого курса указанной выше выборки.
Результаты исследования обучающихся по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина [35] представлены на рисунке 3 и на рисунке 4, а также в таблице 4.
Анализ полученных результатов по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина показал, что обучающиеся гуманитарных специальностей более подвержены стрессу, чем обучающиеся специальностей технического профиля. Данный вывод подтверждается значениями критерия Р. Фишера, которые лежат либо в зоне неопределённости, либо в зоне значимости (самый большой показатель для обоих типов профилей обучения, «Склонный к типу
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
А», показывающий нередко проявление неустойчивости
к стрессам).
Значения уровня стрессovcтойчнеостн дня обучаняцнхся гуманитарных специальностей
70% --____ —--63%-------
60« 7""" 50%
40% -""..■■■' 30% 1~''
20% - юи
10% | | йМш
0% < ■
Склонный к 1
Тип Б
типу Б
Склонный к типуА
Рисунок 3. - Результаты диагностики уровня стрес-соустойчивости для обучающихся гуманитарных специальностей по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина
Значения уровня стрессоустончнвостн для ооучаюцнхся технических
Рисунок 4. - Результаты диагностики уровня стрес-соустойчивости для обучающихся технических специальностей по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина
Таблица 4 - Результаты исследования по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина
На основе полученных результатов был проведен корреляционный анализ для определения влияния уровня стрессоустойчивости на мотивацию к обучению, который показал для студентов гуманитарного и технического профилей обучения умеренную прямую зависимость. При этом использовался г-критерий Пирсона: при р=0,05 была обнаружена положительная связь между стрессоустойчивостью и положительной мотивацией к обучению: для гуманитарных направлений подготовки г=0,7559, для технического профиля обучения г=0,7765.
Таким образом, стрессоустойчивость влияет на мотивацию к обучению: чем выше стрессоустойчивость, тем выше мотивация к обучению. В условиях социальной трансформации данный фактор приобретает особое значение. Поэтому педагогу необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс в направлении увеличения стрессоустойчивости обучающихся. Для этого могут быть использованы методы коррекции стресса [37] на специальным образом организованных занятиях в педагогическом пространстве, учитывающем необходимость соблюдения процесса психоком-петизации. Прежде всего, на наш взгляд, для создания оптимальных педагогических условий в процессе образования необходимо учитывать объективные Законы по-
строения Вселенной и их проекцию на ось образования в виде Законов образования. Так, согласно принципу золотого сечения и нормальному распределению, положительная мотивация к обучению должна достигать 68 %, для того чтобы обеспечивать устойчивое развитие обучающегося в процессе освоения им будущей профессии. Учёт Законов построения Вселенной позволит создать уровень мотивации к обучению, который не только в условиях стабильности, но и в условиях неопределённости жизнедеятельности сможет оставаться достаточным, чтобы будущий выпускник получил прочные знания, освоил соответствующие компетенции и, в дальнейшем, смог максимально качественно осуществлять профессиональную деятельность.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Результаты исследования показали, что в период социальной трансформации общества в педагогическом пространстве высшей школы создаются условия, при которых состояние обучающихся характеризуется нестабильностью, выражающейся в недостаточном уровне мотивации к обучению. Преобладание мотива «Получение диплома» над мотивами «Овладение профессией» и «Получение знаний» для студентов гуманитарного направления подготовки свидетельствует о недостаточном использовании в образовательном процессе подготовки по данному направлению специальным образом созданного педагогического пространства, позволяющего осуществить переход мотивации к обучению в профессиональную мотивацию в противовес образовательному процессу подготовки по техническому направлению подготовки. В целом, полученный результат указывает на степень несформирован-ности в сознании обучающихся высшей школы концептов смысложизненных установок, способных привести к эволюционному развитию общества.
Главным фактором, на наш взгляд, является отсутствие внутреннего равновесия и гомеостаза, проявившегося в соответствующем уровне стрессоустойчивости. В результате можно отметить, что не создаются условия для обретения ведущей жизненной цели и смысла жизни. Подобные результаты исследования свидетельствуют о необходимости коррекции образовательного процесса на основе специальным образом созданной программы формирования мотивации к обучению. В процессе создания педагогического пространства, на наш взгляд, важно осуществить процесс психокомпетизации. Здесь, в первую очередь, необходимо начинать с глобальных моментов построения мировоззрения обучающихся: познания и постижения культуры.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Перспективы дальнейших исследований мы связываем с внедрением разработанной программы повышения мотивации к обучению в образовательный процесс высшей школы, а также дополнительного профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Франкл В.Э. Скажи жизни: «Да!». Психолог в концлагере. Москва: Альпина нон-фикшн, 2015. 239 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://static.government.ru/ media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обраще-ния:15.07.2022).
4. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41921/фата обращения:15.07.2022).
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/57425 (дата обращения:15.07.2022)
6. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-i-problemy (дата обращения: 15.07.2022).
7. Скобина Е.А. Мотивация учебной деятельности студентов
Уровень стрессоустойчивости Для обучающихся гуманитарного профиля, % Для обучающихся технического профиля, % Значение критерия Р.Фишера, Ф*эмп.
Тип Б 10 18 1.64
Склонный к типу Б 10 20 2.00
Тип А 12 22 1.90
Склонный к типу А 68 40 4.03
юридического факультета // Universum: психология и образование. 2017. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-ucheb-noy-deyatelnosti-studentov-yuridicheskogo-fakulteta (дата обращения: 15.07.2022).
8. Гунина Е.В., Волошина Д.О. Изучение мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направления, обучающихся в педагогическом вузе //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. №1-2 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivatsii-ucheniya-u-studentov-pedagogicheskogo-i-nepedagogicheskogo-napravleniya-obuchayuschihsya-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 15.07.2022).
9. Афанасенкова Е.Л. Различия в учебной мотивации студентов I и IV курсов гуманитарных направлений подготовки //Педагогическое образование в России. 2017. №10. URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/ razlichiya-v-uchebnoy-motivatsii-studentov-i-i-iv-kursov-gumanitarnyh-napravleniy-podgotovki (дата обращения: 15.07.2022).
10. Максименко Н.В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете // Вестник ОГУ. 2018. №6 (218). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-aktualizatsii-motivatsii-akademicheskih-dostizheniy-studentov-kak-faktory-povysheniya-kachestva-obucheniya-v-universitete (дата обращения: 15.07.2022).
11. Губин В.А. и Акулов А.О. Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости студентов разных курсов педагогического вуза //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-uchebno-professionalnoy-motivatsii-i-uspevaemosti-studentov-raznyh-kursov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 15.07.2022).
12. Дворецкая Т.А., Ахмадиева Л.Р. Смысложизненные ориентации и мотивы учебной деятельности студентов вузов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №3 (802). URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/smyslozhiznennye-orientatsii-i-motivy-ucheb-noy-deyatelnosti-studentov-vuzov (дата обращения: 15.07.2022).
13. Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №2 (2). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 15.07.2022).
14. Костюк Н.В., Султан Р.Г. Позитивная мотивация к обучению как фактор выстраивания учебно-профессиональной траектории студентов вузов сферы культуры и искусства //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. №452. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnaya-motivatsiya-k-obucheniyu-kak-faktor-vystraivaniya-uchebnoprofessionalnoy-traektorii-studentov-vuzov-sfery-kultury-i (дата обращения: 15.07.2022).
15. Ажиев М.В. Мотивация как основная функция овладения профессией //МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ motivatsiya-kak-osnovnaya-funktsiya-ovladeniya-professiey (дата обращения: 15.07.2022).
16. Мантурова Н.М. Мотивация обучения и карьерные ориентации студентов // МНКО. 2018. №5 (72). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-obucheniya-i-kariernye-orientatsii-studentov (дата обращения: 15.07.2022).
17. Слизкова Е.В., Панфилова О.В. Профессиональная мотивация студентов как средство повышения качества подготовки в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-studentov-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-podgotovki-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 15. 07.2022).
18. Апиш Ф.Н., Хутыз З.М. Педагогическая рефлексия как средство формирования учебной мотивации студентов в образовательной среде вуза // МНКО. 2016. №6 (61). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskaya-refleksiya-kak-sredstvo-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii-studentov-v-obrazovatelnoy-srede-vuza (дата обращения: 15.07.2022).
19. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // СПЖ. 2016. №62. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/motivatsiya-novye-podhody-diagnostika-prakticheskie-rekomendatsii (дата обращения: 15.07.2022).
20. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема //Вестник НовГУ. 2016. №5 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-obucheniyu-studen-tov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 15.07.2022).
21. Марков Д.О. Социально-психологические аспекты академической мотивации обучающихся на высших ступенях непрерывного образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-akademicheskoy-motivatsii-obuchayuschihsya-na-vysshih-stupenyah-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.07.2022).
22. Кудрина Е.Л., Лазарева М.В. К вопросу о мотивации студентов вузов культуры к непрерывному профессиональному образованию //МНКО. 2017. №2 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/nik-voprosu-o-motivatsii-studentov-vuzov-kultury-k-nepreryvnomu-professionalnomu-obrazovaniyu (дата обращения: 15.07.2022).
23. Марюхина В.В. Мотивация студентов к обучению в педагогическом университете (на примере Тувинского государственного университета) // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/motivatsiya-studentov-k-obucheniyu-v-pedagogicheskom-univer-sitete-na-primere-tuvinskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 15.07.2022).
24. Фролова Т.П., Повышение мотивации при изучении иностранного языка путем ситуативно-тематической организации учебного материала // Проблемы современного образования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-motivatsii-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka-putem-situativno-tematicheskoy-organizatsii-uchebnogo-materiala (дата обращения: 15.07.2022).
25. Морозова О.Н., Ильина И.Е. К вопросу выявления мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка // МНКО. 2018. №6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/nik-voprosu-vyyavleniya-motivatsii-studentov-tehnicheskih-vuzov-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 15.07.2022).
26. Рахманова М.Д. Формирование мотивации при обучении иностранному языку в вузе // АНИ: педагогика и психология. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 15.07.2022).
27. Sasmito, A. P. Enhancing Students' Understanding and Motivation During Covid-19 Pandemic via Development of Virtual Laboratory / A. P. Sasmito, P. Sekarsari // Journal of Turkish Science Education. 2022. Vol. 19. No 1. P. 180-193. DOI 10.36681/tused.2022.117. EDN OHSHNK. (дата обращения: 15.07.2022).
28. Changes in health-related quality of life, motivation for physical activity, and the levels of anxiety and depression after individualized aerobic training in subjects with metabolic syndrome / J. Zupkauskiene, P. Navickas, L. Ryliskyte [et al.] // Hellenic journal of cardiology. 2022. Vol. 65. DOI 10.1016/j.hjc.2022.04.003. EDN GDGYCZ. (дата обращения: 15.07.2022).
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Питер; Санкт-Петербург; 2011. — С. 484.URL:https://www.studmed.ru/view/ilin-e-motivaciya-i-motivy_79dac774e85.html?page=1 (дата обращения: 15.07.2022).
30. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 170 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https:// urait.ru/bcode/490985 (дата обращения: 19.07.2022).
31. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе: Учеб. пособие. Правительство Ленингр. обл., Ленингр. гос. обл. ун-т. СПб. : ЛГОУ, 1996. 109 с.
32. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Апенько С.Н., Мерко А.И. Мотивация персонала: Учебное пособие. Практические задания (практикум). М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. 640 с.
33. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С.151-154.
34. Копинг-тест Лазаруса [Электронный ресурс] // Первоисточники по психологии. URL: http://1-source.ru/diagnostika/ koping-test-lazarusa.htm (дата обращения: 19.07.2022).
35. Козлов, В.В., Мазилов В.А., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва : Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. — 720 с. EDN YVTRLV.
36. Моторная С.Е. Психокомпетизация в условиях подготовки будущего выпускника университета // Вiсник СевНТУ. 2009. № 96. С. 204.
37. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.
Received date: 2022.07.11 Approved date: 2022.08.19 Accepted date: 2022.08.29