_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-7-26 УДК 316.344.34:373
© ®
Attribution
сс by
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ОСМЫСЛЕНИЕ ОПЫТА ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ
Чистяков А. В.
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова
Аннотация. В статье устанавливается значение онлайн образования как фактора, повышающего или понижающего мотивацию к учебной деятельности. Данная проблема решается на примере отношения к образованию студентов Ростовского государственного медицинского университета (далее - РостГМУ). Актуальность поставленной проблемы проистекает от той степени важности, которая придается обществом получению качественного образования по медицинским специальностям. Высокие результаты в этой сфере могут быть достигнуты лишь при устойчивой мотивации на протяжении всего периода обучения. Следовательно, нацеленность на учебную работу должна не снижаться на всех этапах овладения медицинской специальностью. Цель исследования: установить снизил или повысил мотивацию к обучению переход на онлайн образование студентов РостГМУ в период социальной самоизоляции в 2020-2021 гг. В основе построения программы социологического исследования лежат методы анализа и синтеза, благодаря которым определяется логический объем между понятиями, формирующими предметное поле исследования, а также реализуется установление внутренних связей между ними, что позволило сформировать концепцию данной работы. Эмпирическая часть статьи написана с применением метода массового опроса. Он проводился с февраля по март 2023 года среди студентов РостГМУ. Обязательным условием отбора респондентов было наличие опыта онлайн образования на платформе «Тимс» в период социальной самоизоляции и социального дистанцирования 2020-2021 гг. Выборочная совокупность составила 1509 респондентов. Сделан вывод о том, что онлайн обучение существенным образом снижает у студентов-медиков мотивацию к учебной деятельности.
Ключевые слова: онлайн обучение, студенты, мотивация, РостГМУ, медицинское образование, мотивация к образованию, медицинские специальности.
LEARNING MOTIVATION OF MEDICAL STUDENTS: REFLECTING ON THE EXPERIENCE OF ONLINE EDUCATION
Anatoly V. Chistyakov
South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov
Abstract. The article establishes the importance of online education as a factor that increases or decreases motivation to learning activity. This problem is solved on the example of the attitude to education of students of Rostov State Medical University (hereinafter - RostSMU). The relevance of the problem stems from the degree of importance that society attaches to obtaining quality education in medical specialties. High results in this sphere can be achieved only with a stable motivation throughout the entire period of study. Consequently, the focus on academic work should not decrease at all stages of mastering a medical specialty. The aim of the study: to determine whether the transition to online education of RostSMU students in the period of social isolation in 2020-2021 decreased or increased their motivation to study. The construction of the sociological research program is based on the methods of analysis and synthesis, thanks to which the logical volume between the concepts that form the subject field of the study is determined, as well as the establishment of internal links between them is realized, which allowed to form the concept of this work. The empirical part of the article is written using the method of mass survey. It was conducted from February to March 2023 among the students of RostSMU. The mandatory condition for the selection of respondents was the experience of online education on the Tims platform during the period of social self-isolation and social distancing 2020-2021. The sample population amounted to 1509 respondents. It is concluded that online learning significantly reduces medical students' motivation for learning activities.
Keywords: online learning, students, motivation, RostSMU, medical education, motivation to education, medical specialties.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Введение. Хорошая мотивация к обучению во все времена относилась к числу ведущих факторов, необходимых для обеспечения хорошей успеваемости и получения, передаваемых от учителя к ученику социально значимых знаний.
Объяснение сказанному предельно простое. Образование - это один из наиболее сложных социальных видов деятельности. Достаточная для плодотворной работы вовлеченность в учебный процесс даже при наличии высокого уровня мотивации достигается далеко не всегда на образовательных площадках. Даже при условии хорошего уровня мотивации, когда обучающийся знает для чего и на кого он учится, когда его личные интересы совпадают с целями образовательной организации, когда выбранная профессия сулит хорошие оклады и уважение в обществе не всегда обучающиеся стремятся к плодотворной учебной работе.
Мотивация к обучению как внутренний феномен и мотивация как реальные усилия в студенческой аудитории - не всегда коррелируются с ожидаемыми благами от получаемого образования. Надо помнить о том, что в вузах, включая РостГМУ, учатся молодые люди, которые воспринимают свой молодежный статус как нечто, что существует не только «здесь и сейчас», но и то, что навсегда останется как данность. При таких условиях образование приобретается как бы впрок, а в текущей социальной реальности протекают совсем иные приоритетные процессы. В некотором роде, профессиональное обучение в молодежном сознании отождествляется с чем-то экзогенным, в лучшем случае - с ресурсом для неопределенного будущего.
На все эти особенности нужно наложить фактор онлайн образования, который, как считают одни социологии, усиливает мотивацию к обучению [1; 2; 3], а по мнению других - снижает [4; 5; 6]. Если принять за истину вторую точку зрения, то формат онлайн в перспективе фактически разрушит образование как социально значимый институт. Он и так держится во многом вопреки целевым ориентациям учащейся молодежи, чьи ценности находятся под сильным давлением потребительских и гедонистических мотивов [7; 8].
С учетом того, что овладение медицинскими профессиями представляет собой крайне трудоемкий процесс, требующий интенсивной работы памяти, воображения, мышления, то наличие внешних факторов деструктивного характера способно внести в него дополнительные, но, главное, непреодолимые трудности.
Основываясь на всём вышесказанном, цель нашего исследования состоит в следующем: установить снизил или повысил мотивацию к обучению переход на онлайн образование студентов РостГМУ в период социальной самоизоляции в 2020-2021 гг. Это поколение студентов обладает уникальным опытом попеременного
обучения в онлайн и офлайн режимах, что делает их образовательные практики особенно ценными для исследования.
Методология исследования. Определимся с исходными диспозициями. Нами поставлена проблема, в соответствии с которой мотивация является одним из главных предметных факторов, влияющих на способность студента стремиться к качественному образованию и интенсифицировать свою учебную деятельность. Этому может содействовать или препятствовать онлайн обучение. Выяснить это поможет не только эмпирическое исследование, но и решение ряда теоретических вопросов по заявленной проблематике.
Для понимания на теоретическом уровне предметных взаимосвязей нам нужно попытаться понять в каких соотношениях находятся термины «мотивы обучения» и «онлайн образование».
Под мотивом мы вслед за М. Вебером будем понимать способность социального актора осмыслить свое действия, соизмеряя его со значимым смыслом и актуальной целью [9]. Мотив в социологии во многом пересекается с целью и производен от ценностей. При этом отличия одного от другого проистекают от степени восприятия своего действия как рационального. Чем больше в нем рациональной основы, тем оно считается более мотивированным.
Определить цель студента РостГМУ несложно. Достаточно на альтернативной основе предложить ему несколько вариантов выбора, и если его устремления остановятся на желании стать медицинским работником, то и основные векторы мотивации можно будет считать рационализированными и соизмеренными с возможностями и определенными потребностями в профессиональном обучении.
Онлайн обучение как понятие в последние годы достаточно интенсивно изучалось. Больших затруднений для оценки оно не вызывает. Это -новая форма образования, которая реализуется в дистанционном режиме, в единовременном аудио-визуальном контакте и с применением коммуникативно-информационных технологий, позволяющих оцифровывать информацию и мгновенно передавать ее на большие расстояния [10].
Онлайн образование может реализовываться с применением электронного обучения, но вполне способно обойтись и без него, если учитель и ученик находятся в непосредственном аудиовизуальном контакте через специально разработанные для этого информационные платформы.
Рассуждая далее об онлайн образовании и мотивации к обучению по медицинским специальностям, нужно поставить два вопроса, которые в данной статье будут выполнять функции эмпирических индикаторов. Первый вопрос связан с выяснением наличия у студентов РостГМУ мотивов для обучения в формате онлайн. Второй вопрос ориентирован на установление у препо-
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
давателя РостГМУ возможности мотивировать студента на учебу в режиме онлайн и при этом находить внутреннюю мотивацию для преподавательской деятельности в формате онлайн.
Результаты. Первое, что нам нужно определить, это степень рационализации мотивов на обучение у студентов, обучающихся по медицинским специальностям. Это важно в контексте того, чтобы мы могли точно понимать насколько выбранная профессия важна для респондентов.
Распределение ответа на вопрос: «Выберете акту:
Этот аспект можно считать чем-то вроде пропускного билета на последующие этапы исследования. Если значимость у выбранной медицинской профессии окажется низкой, то последующие научно-исследовательские процедуры станут избыточными. Релевантность полученных данных резко снизится. Иными словами, мотивы окажутся оторванными от цели и, следовательно, негодным объектом изучения на данной выборочной совокупности.
Таблица 1
для Вас цели обучения в медицинском вузе?», в %
Заданные значения Полученные результаты
Приобрести навыки самостоятельного мышления 44.6
Приобрести навыки решать проблемные задачи 45.5
Научиться мыслить критически 53.2
Приобрести навыки отбора информации 37.0
Духовное и эстетическое развитие 28.9
Познакомиться с людьми, важными для профессионального становления 34.3
Приобрести профессию в области медицины 91.7
Затрудняюсь ответить 0.0
Как нетрудно заметить, на уровне поверхностных репрезентаций студенты-медики очень хорошо понимают цели своего обучения в университете. По некоторым заданным значениям сделанные выборы практически достигли или даже превысили половину от всей выборочной совокупности. Даже «духовное и эстетическое развитие», которое не входит в сферу компетенций по медицинским специальностям, удостоилось выборов почти трети от всех опрошенных. Но особо впечатляет четкая акцентуация на профессиональную подготовку. Едва ли ещё стремление к работе по профессии в вузах по иным профилям может быть представлено столь же явственно.
Почти сто процентов опрошенных нацелены на работу по специальности. С этой позиции студенты-медики должны обладать и развитой мо-тивационной сферой. Опять же не уровне мотива как внешнего феномена, который осознается, но выступает лишь потенциальной возможностью к приобретению знаний. Но выявленных данных, безусловно, достаточно, чтобы придать значимость результатам, полученным от вопросов, связанных с исследованием непосредственно мотивации к обучению.
Вначале рассмотрим две переменные по первому индикатору: наличие у студентов РостГМУ мотивов для обучения в формате онлайн.
Таблица 2
Распределение ответа на вопрос: «Вам предпочтительнее учиться в классической студенческой группе или в режиме онлайн (индивидуально / в сетевых сообществах)?», в %
Заданные значения Полученные результаты
Лучше учиться в обычной студенческой группе, поскольку в ней выше мотивация, конкуренция и более четко видны собственные достижения в сравнении с достижениями других студентов 66.3
В группе учиться лучше, п.ч. во время обучения можно завязать полезные для будущей работы знакомства 51.9
Моя мотивация от формы обучения не зависит, поэтому индивидуальная образовательная траектория мне подходит больше 11.7
Мне комфортнее учиться в виртуальной группе, поэтому больших успехов я достигаю во время обучения онлайн 9.5
Подавляющее большинство опрошенных указали на то, что мотивация в условиях онлайн обучения у них снижается. Очень показательно, что связывается это с потерей способности к коммуникации в классических учебных группах. Можно предположить, что сетевое общение современной молодежью больше рассматривается как сфера отдыха и развлечений, а не какой-то серьезной работы. Отсюда стремление к конкуренции, сравнению своих академических достиже-
ний с одногруппниками. Потеря этих привычных условий ведет к утрате желания учиться.
Последовательных сторонников онлайн обучения и по данной переменной выявлено немного. В целом, цифры соотносимы с теми, которые отражены в таблице 2. Индивидуальная образовательная траектория не связывается с устойчивой мотивацией. Студентам для плодотворной учебы нужна привычная образовательная среда.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Думается, это не в последнюю очередь связано со спецификой медицинского образования. Не только практические, но даже и лекционные занятия нуждаются в наглядных примерах, демонстрации определенных процессов и т.п. Возможно, в будущем, часть этих потребностей удастся перенести без потери надлежащего качества образования в цифровой формат. Сейчас таких
ресурсов ещё нет. Отсюда акцентированная потребность на классическое обучение, что и отражается на восприятии студентами своей мотивации.
Далее обратимся ко второму индикатору: установление у преподавателя возможности мотивировать студента на учебу в режиме онлайн.
Таблица 3
Распределение ответа на вопрос: «Меняется ли у Вас мотивация на обучение в режиме онлайн по сравнению с учебной аудиторией?», в %.
Заданные значения Полученные результаты
Мотивация вырастает, п.ч. индивидуально я работаю более продуктивно, чем в группе 12.4
Сильных различий нет, т.к. мотивация напрямую не зависит от формы обучения 42.4
Мотивация ухудшается, поскольку для меня важна работа с преподавателем и его контроль за успеваемостью, а также привычная образовательная среда 45.2
Таблица 4
Распределение ответа на вопрос: «В каком образе Вы видите типичного преподавателя РостГМУ?», в %.
Заданные значения Полученные результаты
Преподаватель способствует развитию и мотивирует на обучение 41.1
Преподаватель обучает профессии в сфере медицины 52.8
Преподаватель - поставщик образовательных услуг 6.1
В некотором роде, мы ожидали большего распределения ответов в пользу второго заданного значения, в котором утверждается классическая функция преподавателя обучать профессии за счет передачи профессиональных знаний, умений и навыков. Предполагалось, что для студентов, обучающихся по медицинским профессиям, это особенно важно. Чтобы слегка подкрепить
вариант ответа, связанный с мотивацией, мы насытили его актуальным в настоящее время трендом на развитие. То ли по этой причине, то ли в силу значимости фактора внешней мотивации, свыше сорока процентов респондентов выбрали в качестве приоритетного для себя образ преподавателя-мотиватора.
Таблица 5
Распределение ответа на вопрос: «Как Вы считаете, не снижается ли у самого преподавателя при переходе на онлайн обучение мотивация к профессиональной деятельности?», в %.
Заданные значения Полученные результаты
Снижается, т.к. исчезает образовательная среда, в которой преподаватель и студент могут вести полноценный диалог 68.5
Снижается, т.к. вне учебной аудитории происходит размывание социального статуса преподавателя 26.6
Не снижается, т.к. профессионализм не зависит от формы образования 14.5
Не снижается, т.к. уровень мотивации у современных преподавателей и без того очень низкий 13.1
По данным таблицы 5 можно судить о том, каковы реальные образовательные потребности современных студентов. Как выясняется, они нуждаются в тесной коммуникации со своими преподавателями. И это связано не только с функциями контроля или банальной мотивации. Они приоритетно нацелены на содиалог, который многими рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Едва ли нечто подобное можно организовать в социальных сетях. Это означает, что онлайн обучение выступает лишь суррогатом подлинного образования.
Заключение. Проанализированный опыт учебной работы студентов РостГМУ в условиях онлайн обучения показал, что у большинства опрошенных респондентов имело место снижение мотивации к обучению. Это можно проследить и в ракурсе неготовности учиться по индивидуальной образовательной траектории, и с позиции приоритета факторов внешней мотивации над внутренней, и с точки зрения зависимости от контрольно-надзорных функций преподавателя. Данные результаты свидетельствуют о том, что время перехода на онлайн обучение ещё не наступило. И, безусловно, дело не только в одной лишь информационно-технической неспособности поддерживать высокое качество
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
образования в формате онлайн. Эта проблема с учетом динамичного развития технологий может быть быстро преодолена. Куда важнее представляется другое, а именно нежелание самих студентов отказаться от привычных образовательных условий, которые традиционно обеспечивали и качественное образование, и создавали площадку, где воспроизводились условия,
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
активизирующие внутреннюю и внешнюю мотивацию.
При таких обстоятельствах онлайн обучение может выступить фактором разрушения профессионального медицинского образования, что, конечно же, будет иметь крайне негативные последствия для социума.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Арсаханова Г.А. Современные формы лекций в медицинском университете / Г.А.Арсаханова // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6(52). С. 25-31.
2. Лысак И.В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва / И.В. Лысак // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 7. С. 129-135.
3. Михайлова С.В. Лингвообразовательный онлайн-марафон в школе в социальной сети как игровая технология / С.В. Михайлова, А.Н. Юнгина // Иностранные языки в школе. 2023. № 6. С. 55-61.
4. Казакова Е.И. Переход к экстренному дистанционному обучению в условиях пандемии в призме переживания студентами трансформации образовательной среды вуза / Е.И. Казакова, И.Э. Кондракова, Ю.Л. Проект // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 111-146.
5. Ковалев В.В. Качество высшего образования и необходимость его изменения в условиях онлайн обучения (по оценкам преподавателей и студентов российских вузов) / В.В. Ковалев, А.В. Лацвеева // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. № 4. С. 60-68. URL : https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.4.7
6. Филясова Ю.А. Академический перфекционизм студентов университета при дистанционному обучению английскому языку / Ю.А. Филясова // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 141-155.
7. Попова А.А. Гедонистические начала аддиктивных молодежных субкультур / А.А. Попова // Аспирант. 2018. № 2(39). С. 64-67.
8. Федореева В.С. Потребительская культура молодежи в России: динамика и основные тенденции в контексте глобализации / В.С. Федореева // Человек. Общество. Инклюзия. 2023. Т. 14. № 3-1(55). С. 3744.
9. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Западноевропейская социология Х1Х -начала ХХ веков. М. : Прогресс, 1996. С. 455-491.
10. Ковалев В.В. Оценка качества онлайн образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов, К.В. Воденко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2020. Т. 13. № 3. С. 6-14.
References:
1. Arsakhanova G.A. Modern forms of lectures in a medical university / G.A. Arsakhanova // Education Management: Theory and Practice. 2022. № 6(52). P. 25-31.
2. Lysak I.V. New educational technologies as a means of overcoming the digital divide / I.V. Lysak // Modern Science-Intensive Technologies. 2017. № 7. P. 129-135.
3. Mikhailova S.V. Linguo-educational online marathon at school in the social network as a game technology / S.V. Mikhailova, A.N. Yungina // Foreign languages in school. 2023. № 6. P. 55-61.
4. Kazakova E.I. Transition to emergency distance learning in pandemic conditions in the prism of students' experience of transformation of the educational environment of the university / E.I. Kazakova, I.E. Kondrakova, Y.L. Project // Education and Science. 2021. Vol. 23. № 8. P. 111-146.
5. Kovalev V.V. Quality of higher education and the need to change it in the conditions of online learning (according to the estimates of teachers and students of Russian universities) / V.V. Kovalev, A.V. Latsveeva // Caucasian Science Bridge. 2021. Vol. 4. № 4. P. 60-68. URL : https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021A7.
6. Filiasova Y.A. Academic perfectionism of university students in distance learning English / Y.A. Filiasova // Problems of modern education. 2022. № 2. P. 141-155.
7. Popova A.A. Hedonistic beginnings of addictive youth subcultures / A.A. Popova // Aspirant. 2018. № 2(39). P. 64-67.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
8. Fedoreeva V.S. Consumer culture of youth in Russia: dynamics and main trends in the context of globalization / V.S. Fedoreeva // Man. Society. Inclusion. 2023. Vol. 14. № 3-1(55). P. 37-44.
9. Weber M. Basic Sociological Concepts / M. Weber // West European Sociology of the XIX - early XX centuries. M. : Progress, 1996. P. 455-491.
10. Kovalev V.V. Evaluation of the quality of online education (on the materials of focused interviews in student groups) / V.V. Kovalev, A.V. Dyatlov, K.V. Vodenko // Bulletin of South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). 2020. Vol. 13. № 3. P. 6-14.
Информация об авторе
Чистяков Анатолий Васильевич
доктор социологических наук, доцент,
профессор кафедры экономика и управление, Южно-Российский государственный политехнический университет, г. Новочеркасск [email protected]
Anatoly V. Chistyakov
Doctor of Sociological Sciences,
Associate Professor,
Professor of the Department
of Economics and Management,
South Russian State Polytechnic University,
Novocherkassk